Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Ироническая хроника

  Все выпуски  

Ироническая хроника Смерть и разрушение


Служба Рассылок Subscribe.Ru
Тарас Бурмистров. Ироническая Хроника

12 Февраля 2002 года
Смерть и разрушение

     Не так давно в Америке, в небольшом городке Инглис (штат Флорида)
произошло занятное событие, которое привлекло внимание информационных
агентств всего мира. Местная градоначальница Каролина Ришер, известная
своими экстравагантными выходками, выпустила распоряжение, официально
запретившее деятельность темных сил в подвластном ей регионе. Этот
документ, скрепленный городской печатью и подписанный К. Ришер, гласил:
"Да будет всем известно, что с этого дня и во веки веков Сатана,
князь тьмы и источник зла, разрушитель всего доброго и справедливого,
не войдет более в город Инглис. Сатана объявляется бессильным, он
не имеет больше власти над жителями нашего города и не может ввести их
в искушение". Вполне возможно, что это распоряжение и не получило бы
широкой огласки, если бы в дело не вмешались местные правозащитники,
которые подали в суд на городскую администрацию за нарушение закона
об отделении церкви от государства. Горсовет, разбиравший это дело,
убоялся ретивых общественников больше, чем возможной небесной кары,
и отменил решение мэра. Таким образом, получилось, что в Инглисе
сперва запретили деятельность дьявола, а затем, по решению суда,
восстановили его в правах.
     Мировая пресса, вдоволь просмаковавшая эту историю, писала о Ришер
самым глумливым тоном, и, надо сказать, совершенно напрасно. Мэр,
отчаявшийся обуздать рост преступности и в качестве крайней меры
вешающий на въездах в город заявление о недействительности здесь
дьявольских происков - это фигура благородная, почти столь же
благородная, как Лютер, некогда прибивший к церковным вратам
в Виттенберге свои 95 тезисов о порочности римской церкви. Отличие
только в том, что поступок Лютера перевернул мир, а аналогичная попытка
К. Ришер вызвала вал насмешек на всех информационных перекрестках.
Это не первый такой случай в мировой культуре: как известно, трагизм
Дон-Кихота заключался только в том, что он пережил свое время, родившись
позже, чем следовало. В Испании Сервантеса уже не было никаких примет
рыцарского мира - ни воинских турниров, ни грозных великанов,
ни роскошных пиров, ни куртуазных ритуалов. Но то, что выглядело смешным
в XVII веке, показалось бы совершенно естественным двумя-тремя столетиями
раньше.
     Беда в том, что наше сознание, которое у всех предыдущих поколений
было приятнейше опьянено той или иной мифологической системой, теперь
протрезвело самым катастрофическим образом. На Западе этот процесс
начался раньше, в России - позже, но зато и протекал он более бурно.
Средневековье с его образностью, красочной, как витражное окно,
продержалось у нас до конца XVII века, но с началом кипучей деятельности
Петра Великого оно и в России уступило место так называемому "Просвещению".
В "Журнале", то есть дневнике Петра есть любопытная запись о том, как царь
был в музее Лютера в Виттенберге. Осмотрев место захоронения и библиотеку
ученого монаха, Петр проследовал затем в его покои. Там ему рассказали
известную историю о том, как Лютеру, занятому переводом Библии на немецкий
язык, явился дьявол, в которого великий религиозный реформатор,
не растерявшись, швырнул чернильницу. Разумеется, Петру показали
и само чернильное пятно, оставшееся с тех времен в неприкосновенности;
но провести царя не удалось. Осмотрев внимательно следы происшествия,
венчанный скептик потрогал чернильные брызги, и написал мелом на стене:
"чернила новые и совершенно сие неправда".
     Но было бы ошибкой причислять Петра к позитивистам - разрушив одну
мифологическую систему, он создал другую, ничуть не менее мощную
и разветвленную. В этом отношении чрезвычайно характерен рассказ
одного из мемуаристов о диспуте Петра с "генерал-фельдцейхмейстером
графом Брюсом, мужем ученым, упражнявшемся в высоких науках". Яков Брюс,
как известно, был не только "ученым мужем", но и знаменитым чернокнижником
и алхимиком; поговаривали и о его связях с дьяволом. Петр часто беседовал
с Брюсом в Петербурге и однажды даже взял его с собой в Москву, чтобы,
проездом через Новгород, посетить храм Св. Софии. В храме Петр стал
показывать Брюсу нетленные тела святых, но тот объяснял это
бальзамированием, воздержной жизнью покойников и особыми свойствами земли,
в которой они были погребены. Наконец Петр не выдержал и, открыв раку
святого Никиты, архиепископа Новгородского, вынул оттуда тело и спросил:
"Что скажешь теперь, Яков Данилович? От чего сие происходит, что сгибы
костей так движутся, яко бы у живого, и не разрушаются, и что вид лица его,
аки бы недавно скончавшегося?" Граф был окончательно сражен этим последним
аргументом и в изумлении ответил: "Не знаю сего, а ведаю то, что Бог
всемогущ и премудр". На это Петр сказал ему: "Сему-то верю и я, и вижу,
что светские науки далеко еще отстают от таинственного познания величества
Творца, которого молю, да вразумит меня по духу. Телесное, Яков Данилович,
так привязано к плотскому, что трудно из него выдраться".
    Как видим, Петр склонялся не к отрицанию религиозности, а к утверждению
религиозности нового типа. Но как далека она была от старинного русского
благочестия! Стоит только представить себе эту ночную фантасмагорию -
ученый диспут о бытии Божием между императором и высшим сановником,
у кощунственно переворошенного нетленного праха, который выступает
здесь в качестве какого-то экспоната из Кунсткамеры. Но нам к этому
не привыкать: в нашу эпоху любые сакральные символы давно уже превратились
в музейные экспонаты, да еще и с коммерческим уклоном.
     Особенно продвинулась по этому пути Америка, самая передовая страна
западного мира. Американская идеология основывается не на сакрализации
пространства и времени, как это всегда бывало раньше, в прошлых центрах
мира, а на одних отрицательных понятиях - свободе, сытости, благополучии
и безопасности. Никакую империю на этом, разумеется, не построить. Империи
держатся на идее, или, скажем по-другому, на мифе, символе, образе.
Советский Союз просуществовал ровно столько, сколько жила его идея,
и рухнул сразу же вслед за тем, как она погасла в умах. Современный же
западный мир в основу своего существования положил идею "комфорта",
самую неплодотворную из всех, на которых вообще когда-либо что-нибудь
основывалось. Неудивительно, что он испытывает такие трудности
в столкновении с представителями других, более мифологизированных миров,
например, с исламским. Удар 11 сентября 2001 года поразил Америку
в самое сердце, но противопоставить ему она ничего не смогла -
если не считать, конечно, повторения задов о том, как хорошо было бы,
если бы удалось внедрить демократию во всем мире.
     Кто бы ни организовал нападение на США, эти люди пожертвовали жизнью
во имя своих, пусть и сомнительных на наш взгляд идеалов. События
полугодовой давности не только заставили содрогнуться американцев
своим размахом, но и обескуражили их открытым выплеском ненависти,
направленной против, казалось бы, никому ничего плохого не сделавшей
Америки. Точно так же удивлялись римляне и византийцы, не понимавшие,
что толкает многочисленных "северных варваров" нападать на Рим или
Константинополь и гибнуть там десятками тысяч. Но во все времена
у всех империй, переживших свою идею, участь была только одна -
смерть и разрушение.

     Другие выпуски "Хроники", а также литературные произведения
Тараса Бурмистрова Вы можете найти на авторском сайте
http://www.cl.spb.ru/tb/ или в библиотеке Максима Мошкова
http://lib.ru/NEWPROZA/BOURMISTROV/


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное