Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Ироническая хроника

  Все выпуски  

Ироническая хроника 'Норд-Ост'


Информационный Канал Subscribe.Ru

Тарас Бурмистров. Ироническая Хроника

26 Октября 2002 года
"Норд-Ост"

     Вчера утром я опоздал на работу: водитель маршрутки, на которой
я добирался, не пристроился на встречную полосу, как это они делают
обычно, а встал в общую очередь, которая перед мостом у нас достигает
гигантских размеров. Пока мы тащились в хвосте событий, я читал
в "Коммерсанте" о захвате заложников и поминутно отвлекался
на фразы водителя: "благодарю" (за протянутую десятку), "возьмите
сдачу, будьте так любезны", "желающие выйти у светофора, пожалуйста,
предупредите заранее". Наконец, совершенно ошеломленный таким
уровнем сервиса (грубее и наглее народа, чем водители маршруток,
в Питере нет), я оторвался от газеты, глянул вперед и все понял:
в зеркале виднелась небритая физиономия чрезвычайно характерного
вида, да еще и с черными усами в придачу. "Лица кавказской
национальности", похоже, всерьез опасаются погромов, раз они
стали вести себя столь деликатным образом.
     Я думаю, им есть чего опасаться. В течение всех этих трех суток
с момента захвата заложников в московском Доме культуры
напряжение в стране быстро нарастало и теперь может разрядиться
чем-нибудь очень решительным. Россия давно не испытывала
такого национального унижения. Одним из самых дерзких требований
террористов было распоряжение провести на Красной площади митинг
с призывами вывести войска из Чечни. Взамен они пообещали
отпустить часть заложников. Обезумевшие родственники несчастных,
узнав об этом требовании, на скорую руку изготовили какие-то
импровизированные транспаранты (в том числе и такой нелепый
в данном случае, как "Хватит проливать кровь!") и в самом деле
прошлись с ними у Кремля. Под прицелом автомата человек может
сделать многое, но бесследно это не проходит.
     Когда начался этот кошмарный сон в Москве, многие вспомнили
о том, что нечто подобное уже было предсказано Виктором Пелевиным
в его давнем рассказе "Папахи на башнях". Действительно, во всей
этой кровавой буффонаде было что-то пелевинское, какая-то смесь
абсурда и реальности, жизни и искусства. Мюзикл "Норд-Ост",
шедший в Театральном центре, славился повышенной реалистичностью
своих декораций - так, по ходу действия на сцену там садится
бомбардировщик в натуральную величину, ездят вагоны трамвая
и поезда. В самом начале второго акта на сцене отплясывали
военные летчики 1940-х годов. Ожидалось появление товарища Чкалова,
но после слов "Тихо ты, идет!" вместо легендарного летчика
перед зрителями предстали вооруженные люди в масках.
Их было двое - мужчина в камуфляже с автоматом Калашникова
и женщина в черных джинсах, темной кожаной куртке и с пистолетом.
Зрелище было таким театральным, что даже помощник режиссера
мюзикла, со слов которого мы знаем о том, как происходил
этот захват, подумал, что это какой-то новый экспромт его шефа.
Но в Доме Культуры действовал уже совсем другой режиссер.
Парень с автоматом поднялся из зрительного зала на сцену
и дал длинную очередь в потолок. На пол посыпалась штукатурка,
осколки стекол, раздались чьи-то крики… Всякий, кто читал
роман Пелевина "Чапаев и Пустота", отметит это странное сходство:
действие этой книги тоже начинается с театральной постановки,
перешедшей в стрельбу со сцены. Действительность, однако,
оказалась еще более абсурдной, чем даже пелевинские фантазии;
если в "Чапаеве" с началом военных действий выступления
артистов прекращаются, то в Москве музы не умолкли
в мюзик-холле даже после захвата его боевиками. Вчера
у здания Театрального центра еще звучали избранные партии
из "Норд-Оста" - это группа артистов мюзикла исполняла
по требованию боевиков свои любимые песни.
     Теперь, когда операция по освобождению заложников
завершилась, без преувеличения, фантастическим успехом,
можно подвести и некоторые итоги. Первым и самым
очевидным следствием этого тяжелого испытания будет,
безусловно, мощное упрочение позиций российского правительства,
как внутри страны, так и в мире. Произойдет и дальнейшее
сближение России с Америкой, в которой уже сравнивают
московские события с 11 сентября 2001 года. Еще более
четкие очертания приобретет сформировавшийся за последний год
глобальный треугольник, поначалу выглядевший весьма неожиданно:
ближайшими союзниками по борьбе с исламским терроризмом
станут США, Россия и Израиль - страны, находящиеся
на передовой линии фронта в этой войне.
     К сожалению, объединенная Европа не примкнет к этой
новой коалиции, оставаясь по-прежнему на обочине, в стороне
от мировых тектонических сдвигов последнего времени.
Там, похоже, так ничего и не поняли. В самый разгар событий
в "Норд-Осте" мне позвонил друг из Германии и сказал,
что у них ничего не переменилось: по одному телеканалу идут
тревожные репортажи из Москвы, а по другому в то же самое время
показывают очередной фильм-агитку о зверствах российских
военнослужащих в Чечне. Да что там Германия! В самой Москве
выступил корреспондент английской газеты Майкл Франкетти
(странно, что не лорд; из Британии по чеченским вопросам
к нам ездят почему-то преимущественно лорды), которому
удалось связаться с руководителем боевиков, и сообщил
бесхитростно, что "эти люди - не террористы; террористы требуют
денег и самолетов, а им это не нужно". Интересно, что бы сказал
об авиационных устремлениях "этих людей" г-н Франкетти, если бы
он три дня назад как-нибудь случайно оказался в зрительном зале
"Норд-Оста"?
     Но мнение Европы нас интересует мало; все равно все вопросы
в мире сейчас решают США. По удивительному совпадению, как раз
вчера там стало известно, что снайпер, в течение месяца
терроризировавший население трех американских штатов, наконец
арестован. О национальности его не сообщается, но имя у него,
как нарочно, оказалось Джон Мухаммад. Сегодня американцы,
проснувшись, узнают о том, что и в Москве террористы со звучными
фамилиями такого же типа оказались обезврежены, и снова испытают
уже ставшее привычным парадоксальное ощущение - радостного единения
и братской солидарности с недавними заклятыми врагами.

     Другие выпуски "Хроники", а также литературные произведения
Тараса Бурмистрова можно увидеть на сайте автора http://www.cl.spb.ru/tb/
и в библиотеке Максима Мошкова http://lib.ru/NEWPROZA/BOURMISTROV/

http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное