Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Ироническая хроника

  Все выпуски  

Ироническая хроника Молчание Господне


Информационный Канал Subscribe.Ru

Тарас Бурмистров. Ироническая Хроника

21 Декабря 2002 года
Молчание Господне

     На прошлой неделе папа римский выступил в Ватикане,
произнеся едва ли не самую мрачную и трагическую речь
в своей жизни. Первосвященник начал с цитаты из пророка
Иеремии (Иер. 14, 17-21), в которой говорится об ужасах
голода и войны. Его речь вообще была построена как
комментарий к этому библейскому тексту: "Выхожу я на поле -
и вот, убитые мечом; вхожу в город - и вот истаивающие
от голода; даже и пророк и священник бродят по земле
бессознательно. Разве Ты совсем отверг Иуду? Разве
душе Твоей опротивел Сион? Для чего поразил нас так,
что нет нам исцеления? Ждем мира, и ничего доброго нет;
ждем времени исцеления, и вот ужасы".
     Поводом для этой "душераздирающей молитвы"
("invocazione lacerante"), сказал Иоанн Павел II,
были частные обстоятельства, засуха в Иерусалиме,
но смысл ее - общечеловеческий, он относится не только
к Иуде и Сиону, но ко всем временам и народам. Он означает,
по мысли папы, что помимо таких бедствий, как засуха,
голод и войны, человечество сегодня, как и во времена
пророка Иеремии, переживает более страшную трагедию -
"молчание Господа, который более не проявляет себя
и замкнулся на небесах, как бы отвратившись от того,
что происходит на Земле" ("del silenzio di Dio, che
non si rivela piu e sembra essersi rinchiuso nel
suo cielo, quasi disgustato dell'agire dell'umanita").
"Народ, предоставленный самому себе, потерян и беззащитен
перед террором", продолжил понтифик. "Не это ли
экзистенциальное одиночество (solitudine esistenziale)
является глубинным источником всего разлада, который
мы ощущаем в наши дни? Причина в том, что мы утратили Бога,
твердыню нашего спасения".
     Средневековые теологи потратили много усилий,
чтобы объяснить, почему мир, задуманный Создателем
с такой благой целью, оказался столь скверным и лежащим
во зле. Возникли даже целые религиозные движения
(правда, тут же объявленные еретическими), утверждающие,
что к такому царству зла, как земля, населенная людьми,
власть Бога не имеет никакого отношения; здесь безраздельно
властвует дьявол. Подобными же метафизическими прениями
открывается и "Мастер и Маргарита" Булгакова (кстати,
много занимавшегося историей этой ереси и даже, похоже,
разделявшего ее основные положения). Когда Воланд
спрашивает у московских литработников: "если Бога нет,
то, спрашивается, кто же управляет жизнью человеческой
и всем вообще распорядком на земле?" - то ответ,
который при этом подразумевается у Булгакова, целиком
вписывается в русло древней еретической традиции:
миром правит не Бог и не человек, а именно дьявол,
то есть сам Воланд (из дальнейшего развития событий
это становится предельно очевидно). Заметим в качестве
небольшого отступления, что сердитый ответ Берлиоза
("сам человек и управляет") на самом деле далеко
не так тривиален, как это кажется с первого взгляда.
Мы хорошо знаем, что за человек управлял тогда
"жизнью человеческой и всем распорядком на земле"
в той стране, которую посетил Воланд; этот человек
сыграл большую роль в жизни и самого Булгакова и -
по некоторым, весьма обоснованным предположениям -
послужил прототипом для создания образа Воланда.
     Но вернемся к папе римскому и его посланиям.
Иоанн Павел II, оказывается, глубоко переживает
фронтальный натиск терроризма последних лет, раз
он пришел к таким безотрадным выводам. Не думал я,
что доживу когда-нибудь до того, что услышу из уст
наместника Бога на Земле, что Господь отвратился
от наших дел, замкнулся на небесах и никак более
себя не проявляет. Мне кажется, ему даже по долгу службы
нельзя предаваться такому отчаянию, потому что
если уж папа римский разуверится в благости Господней,
то что останется делать его пастве? Когда Ницше
во всеуслышание произнес, что "Бог умер", это произвело
оглушительное впечатление, но ему, по большому счету,
никто не поверил; но что мы будем делать, если услышим
что-нибудь подобное из Ватикана, с папской кафедры?
     И все же надо признать, что папа слегка погорячился.
Бог если и проявлял себя раньше, то никак не больше,
чем теперь. К тому же еще неизвестно, что было бы,
если бы Господь прервал свое многовековое молчание
и сказал нам что-нибудь; боюсь, что это подействовало бы
на наш мир куда более разрушительным образом, чем самые
страшные террористические атаки. Поэтому пусть уж лучше
все остается как есть: если мы пережили такие бурные
исторические события, которые выпали на нашу долю,
то и молчание Господне как-нибудь тоже переживем.

     Другие выпуски "Хроники", а также литературные
произведения Тараса Бурмистрова см. на его сайтах:
http://tbv.spb.ru, http://www.cl.spb.ru/tb и
в библиотеке Мошкова http://lib.ru/NEWPROZA/BOURMISTROV/


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное