Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Новости Центральной Азии

  Все выпуски  

Новости Центральной Азии


В Узбекистане пройдут Дни нового кино России
2008-05-06 14:46 ИА Фергана.Ру

С 19 по 25 мая 2008 года в Узбекистане пройдут Дни нового кино России – совместная акция Федерального Агентства по культуре и кинематографии РФ, Конфедерации Союзов кинематографистов, представительства Росзарубежцентра в Республике Узбекистан, Национального Агентства «Узбеккино».

Как и предыдущие подобные акции – в Литве (в октябре 2006 и 2007 гг.), в Таджикистане (в мае 2007 г.), в Кыргызстане (в августе 2007 г.) – Дни нового кино России в Узбекистане призваны восполнить дефицит современного российского кино на широких экранах постсоветского пространства и послужить укреплению дружеских и профессиональных связей кинематографистов стран Содружества. Показы фильмов и творческие встречи с российскими актерами, режиссерами, представителями других кинопрофессий пройдут в двух города Республики Узбекистан – в Ташкенте (19, 20, 21 и 22 мая) и в Самарканде (23 и 24 мая).

В программе Дней – фильмы «Артистка» (реж. Станислав Говорухин), «Исчезнувшая империя» (реж. Карен Шахназаров), «Ничего личного» (реж. Лариса Садилова), «Русская игра» (реж. Павел Чухрай), анимационные циклы «Гора самоцветов» (студия «Пилот») и «Колыбельные мира» (студия «Метроном-фильм»).

Свои фильмы узбекским зрителям лично представят режиссеры Станислав Говорухин и Лариса Садилова. Картину «Исчезнувшая империя» представит молодая актриса, исполнительница одной из основных женских ролей Янина Калганова.

Также в делегацию российских кинематографистов войдут: кинодраматург Аркадий Инин, продюсер Рустам Ахадов, актриса Раиса Рязанова, актер Артем Артемьев, киновед, кинокритик Светлана Хохрякова.

Источник - веб-сайт Конфедерации союзов кинематографистов

Кыргызстан: Правительство запретило авиакомпаниям использовать рухлядь
2008-05-06 15:57 ИА Фергана.Ру

Во вторник, 6 мая, премьер-министр Кыргызстана Игорь Чудинов подписал постановление, согласно которому запрещается использовать для перевозки пассажиров самолеты, выпущенные более сорока лет назад.

Кроме того, правительство постановило не включать в Реестр самолетов воздушные суда, выпущенные более тридцати лет назад, а с 2010 года – самолеты с двадцатипятилетним стажем.

Как сообщает пресс-служба правительства, экспертами Евросоюза и Международной организации гражданской авиации (ИКАО) было отмечено несоответствие количества инспекторов, работающих в Департаменте гражданской авиации республики, числу самолетов в Реестре, за которыми они должны осуществлять надзор в плане поддержания летной годности. После многочисленных обращений Департамента гражданской авиации из Реестра были изъяты все самолеты «Кыргызстан аба жолдору», не имеющие летной годности, что способствовало ликвидации вышеуказанного дисбаланса.

«Необходимо также отметить, что для поддержания летной годности воздушных судов возрастом более тридцати лет необходимы значительные материальные затраты. Из-за этого недобросовестные эксплуатанты порой предпринимают действия по сокрытию части объема работ, требуемых разработчиком для каждого конкретно взятого самолета, или предоставляют заведомо ложную техническую документацию. Это становится возможным из-за большого количества документов, содержащих несколько сотен страниц и бланков, а также ограниченного инспекторского персонала Департамента гражданской авиации, который должен следить за каждым самолетом», - говорится в сообщении пресс-службы правительства Кыргызстана.

Казахстан: Членам религиозных сект запретят проповедовать на улицах
2008-05-06 16:18 ИА Фергана.Ру

Парламентарии Казахстана разработали законопроект, который ограничит деятельность религиозных сект. Изменения коснутся миссионерства, образовательной деятельности религиозных объединений, процедуры регистрации и сбора пожертвований, сообщает МГТРК «Мир».

Новый закон предполагает полный запрет на распространение специальной литературы вне храмов и мечетей. Таким образом, малочисленные религиозные группы лишаются большинства прав, в том числе им запрещено «проповедовать и распространять вероисповедания вне религиозной группы».

В Казахстане официально действуют сорок пять конфессий.

Кыргызстан: Гражданские активисты призвали президента наказать виновников инцидента в селе Тюп
2008-05-06 16:46 ИА Фергана.Ру

Во вторник, 6 мая, несколько НПО и общественных организаций Кыргызстана направили президенту республики Курманбеку Бакиеву совместное обращение, в котором выразили обеспокоенность в связи с жестокими нападениями и избиением участников мирного марша, предпринятого 26 апреля 2008 года, в селе Тюп Иссык-Кульской области.

Напомним, в тот день оппозиционные силы организовали шествие против передачи Казахстану земель в урочище реки Каркыра и четырех пансионатов на берегу озера Иссык-Куль. Шествие планировалось от Тюпского района Иссык-кульской области до столицы Бишкека. Однако, не пройдя и трех километров, оппозиционные лидеры заявили о досрочном прекращении шествия в связи с угрозой безопасности участников акции. Выяснилось, что участников шествия закидали яйцами, а одного из лидеров оппозиции - Болота Шерниязова - даже избили.

«Использование в борьбе против оппозиции провокаторов в лице женщин, находящихся в конфликте с законом, является постыдным и неприемлемым в нашем обществе. Этими методами власть унижает человеческое достоинство кыргызстанцев и провоцирует новую волну возмущения среди населения», - говорится в сегодняшнем обращении гражданских активистов к президенту Курманбеку Бакиеву.

«Но события 26 апреля 2008 года в селе Тюп продемонстрировали нарастающую враждебность нынешней власти к любым мирным проявлениям инакомыслия в нашей стране и уничтожению демократии. Мы требуем от президента страны как гаранта Конституции Киргизской Республики соблюдать права человека, и призываем незамедлительно принять необходимые меры в отношении всех представителей государственных администраций и правоохранительных органов, допустивших правовой беспредел 26 апреля 2008 года в селе Тюп Иссык-Кульской области», - заявляют авторы обращения, среди которых такие общественные организации, как Центр «Интербилим», «Таза-Табигат», «Достоинство», «Мир - свет культуры».

Узбекистан: В Ташкенте открылся Международный Фестиваль, посвященный юбилею Джакомо Пуччини
2008-05-06 17:43 ИА Фергана.Ру

Во вторник, 6 мая, в Государственном Академическом Большом театре оперы и балета имени Алишера Навои (ГАБТ) состоялось открытие Международного Фестиваля, посвященного 150-летию со дня рождения Джакомо Пуччини.

В нем примут участие оперные мастера из Италии, России и Узбекистана. Учредителями фестиваля являются Министерство по делам культуры и спорта республики, творческо-производственное Объединение «Узбектеатр», Фонд «Форум культуры и искусства Узбекистана», ГАБТ при содействии посольств России и Италии.

Главной задачей фестиваля является объединение всех – исполнителей, профессионалов, любителей – тех, кто понимает и любит музыку великого итальянского композитора. Кстати, с 7 мая в столичном Музее кино начнется еще одна акция Посольства Италии, приуроченная к юбилейной дате, – «Дни Итальянских опер», которые будут проводиться каждую среду до 18 июня.

Как отметил на пресс-конференции один из участников, дирижер Эдди Де Надаи (Италия), Фестиваль Пуччини в Узбекистане - единственный в мире, если не считать форума в родном городе композитора Торо дель Лаго.


Эдди Де Надаи. Фото ИА «Фергана.Ру»

- Приглашение принять участие в праздновании юбилея нашего прославленного композитора – это большая честь для нас, и очень ответственно – потому что мы будем представлять на фестивале Италию, - говорит Эдди Де Надаи. - Что касается программы Гала-концерта, завершающего фестиваль, то вначале я предложил включить в программу ранние сочинения Пуччини, поскольку хотелось представить его как можно шире. Но, как выяснилось, здесь этих партитур нет, а в Италии они до сих пор стоят очень дорого: композитор умер не так давно и авторские права актуальны, и чтобы что-то исполнить – необходимо платить огромные деньги. Поэтому будут представлены известные арии, известные партии, которые узбекский зритель уже знает, за исключением, может быть, «Джанни Скикки» и «Манон Леско», которые в этом театре не ставились. Но я позволил себе привезти некоторые партитуры редких произведений Пуччини, и если у нас здесь есть возможность – я с удовольствием их оставлю. Может быть, в один прекрасный день у нас будет возможность исполнить эти редкие произведения, которые и в Италии редко исполняются.

Заметим, что в подарок ташкентскому театру ноты привез с собой также профессор, главный дирижер Воронежского театра оперы и балеты Юрий Анисичкин – это партитуры опер «Манон Леско» и «Турандот».

Кыргызстан: Немцы Джалалабада живут не без проблем, но с оптимизмом
2008-05-06 17:44 Минайым Ысабаева

Об авторе: Минайым Ысабаева родилась в 1994 году, учится в восьмом классе школы-гимназии №14 города Джалалабад. В местном правовом издании «Право для всех» ведет рубрику «Разные, но равные», посвященную этническим вопросам. Является лауреатом Премии имени Алишера Саипова за 2008 год в номинации «За активное освещение этнических проблем». Статья опубликована в правовом издании «Право для всех» №4, апрель 2008 года. На сайте публикуется в редактуре «Ферганы.Ру».

В 1996 году в городе Джалалабад, что на юге Кыргызстана, был образован немецкий культурный центр «Надежда», впоследствии переименованный в «Джалалабадский региональный немецкий национально-культурный благотворительный центр «Хоффнунг». О том, как он создавался, рассказывает председатель организации Ирина Чолпонова.

- В 1996 году из Германии в Джалалабад с гуманитарной помощью приехал господин Н.Рейхарт. Я - немка по линии мамы, и, узнав о его приезде, взяла мамин паспорт и помчалась к нему, чтобы увидеть настоящего немца. Рейхарт поинтересовался, есть ли у нас немецкий центр. Его не было. И тогда я решила открыть центр. Взяла отпуск и поехала в Бишкек, чтобы встретиться с председателем Республиканского совета немцев Валерием Дилем. Вернувшись в Джалалабад, объездила всю область, чтобы найти всех немцев и взять их на учет. В регионе почти не осталось уголка, где бы я не побывала. А потом появился центр. Основной его задачей является сохранение и развитие традиций, обычаев немецкого народа, языка, а самое главное – здесь можно пообщаться по душам, поделиться своими радостями и бедами с близкими людьми. Стоит подчеркнуть, что центр открыт не только для этнических немцев, но и для представителей других народов, проявляющих к нему интерес.

У Ирины Чолпоновой очень быстро появились единомышленники, которые стали активистами центра.

- Однажды я ехала в маршрутке и помогла нести груз одной бабушке, тете Герн, - вспоминает один из лидеров центра Галина Курбаналиева. – Она сообщила мне, что получила гуманитарную помощь от Немецкого центра. Я сказала, что тоже немка, спросила, можно ли мне стать его членом и дала свой адрес. Меня нашли и пригласили в центр.

По словам Ирины Чолпоновой, Центр существует за счет членских взносов. Молодежь платит по сто двадцать сомов, пожилые люди – по шестьдесят сомов в год ($1=36 сомов). Здесь регулярно отмечают такие праздники, как Пасха и Рождество, активисты навещают пожилых людей и инвалидов, помогают нуждающимся в организации похорон. Организация активно содействует укреплению дружбы между народами, сохранению гражданского мира и согласия в многонациональном Кыргызстане, принимает активное участие во всех мероприятиях, проводимых Ассамблеей народов страны.

При активной поддержке правительства Германии Совет немцев систематически оказывает медицинскую и другую помощь больным и малоимущим, причем не только немецкой национальности: в Центре зарегистрированы и получают социальную поддержку и представители других народов.

«Там меня все любили…»

Трудности переходного периода в стране вынудили многих немцев покинуть Кыргызстан. Не все из тех, кто уехал в Германию, хорошо представляли себе, куда они направляются. Многим из них пришлось пережить культурный шок. Как гласит словарь, культурный шок – это кризис личности, когда основные представления человека, - в данном случае - образ себя, образ своего народа, своей земли, - внезапно оказываются настолько противоречащими реальности, что человек вынужден пересмотреть их. Типичный пример тому – Володя Щ., который прислал из Германии письмо следующего содержания:

«Когда я приехал жить в Германию, понял, что она другая, не такая, какой я ее представлял. Главное чувство, с которым я жил в Киргизии и которое до сих пор отчетливо помню, - радость. Там меня любили женщины, учителя в школе – русские, киргизы, татарки, кореянки… Любили прохожие в городе и на базаре – киргизы, узбеки и таджики и так далее. Горы и солнце дарили мне радость и весной, когда алые маки застилают сплошным ковром склоны Алатоо, и летом, когда воздух звенит от чистоты и света, и осенью, когда земля отдает барбарис и облепиху, и зимой, когда все живое прячется, но запах мокрого снега напоминает о том, что под ним растет трава и продолжается жизнь. Ах! Жаль, хоть одним глазком увидеть бы еще раз наш родной Кыргызстан!»

В конце XIX века в Кыргызстане было всего несколько семей немцев. Они находились здесь по долгу службы и не являлись постоянными жителями. Массовое переселение немецких крестьян на территорию нынешнего Кыргызстана произошло в 1882 году, они прибыли из европейской части Российской империи. Первыми немецкими поселками (в Таласской области) были Николайполь, Кеппенталь, Граденталь, Орловка и Дмитровское (ныне город Талас).

В 1925 году немцы перебрались из Таласской долины в Чуйскую. В шестидесяти пяти километрах к востоку от города Пишпек образовались два немецких поселка - Бергталь и Гринфельд, а в 1928 году в Чуйской долине у реки Красная немецкие переселенцы из Кустаная основали села Люксембург и Фриденфельд.

Основной поток немцев на территорию Кыргызстана пришелся на послевоенное время. Немцы стали прибывать из Сибири, северного Казахстана. Мягкий, теплый климат давал возможность заниматься сельским хозяйством, они стали переселяться и на юг страны.

Немцы сыграли позитивную роль в истории Кыргызстана. Широкое общественное признание получил народный художник республики Тедор Герцен. Большой вклад в развитие культуры внесли скульптор Яков Ведель, композитор Владимир Фере, заслуженный архитектор Кыргызстана Владимир Фохт, писатель Герхард Вольтер, писатель и общественный деятель Алексей Штраус. Достижения и трудовые заслуги немцев неоднократно отмечались правительственными наградами.

С 1992 года действует Совет немцев Кыргызстана. Его возглавляет депутат Жогорку Кенеша (парламента Кыргызстана) Валерий Диль.

Немецкий культурный центр в Джалалабаде расположен в здании Ассамблеи народов Кыргызстана по адресу - улица Ж.Бакиева, 27. Телефон: 0372-221620, 0773-683380 (моб.)

Каждый год в Джалалабад из Германии приезжает госпожа Хана Лоре. Она привозит с собой материальную помощь, которую распределяют через благотворительный центр «Дева Мария». Однажды по приглашению римско-католического прихода Джалалабада приехали ведущие специалисты из Австрии, занимающиеся проблемами инвалидов с детства. Вместе с отделами социальной защиты города Джалалабад и Сузакского района, областной детской больницей и Благотворительным Центром «Дева Мария» было организовано обследование пациентов и консультации, некоторые инвалиды получили медикаменты и материальную помощь. Областной детской больнице и Джалалабадскому детскому психоневрологическому дому-интернату было безвозмездно передано большое количество медикаментов.

Немка заговорила на узбекском

Активистка Немецкого центра Галина Курбаналиева родилась в России. После окончания техникума по распределению приехала в Джалалабад, где вышла замуж за узбека. Сегодня она - счастливая мать троих детей. Уезжать в Германию не хочет. По ее словам, здесь, в Кыргызстане, хорошо и весело.

- Внешне мы похожи на европейцев, поэтому некоторые думают, что мы не знаем местных языков, - с улыбкой рассказывает Галина Николаевна. - Однажды на базаре я выбирала губную помаду. Продавщицы-узбечки посмотрели на меня и говорят между собой, думая, что я их не понимаю: «Они ковыряют, ковыряют, но не покупают». Я ответила им на узбекском языке: «Немцы тщательно выбирают и покупают». Мы вместе посмеялись, а затем и подружились.

В другом случае Галина Курбаналиева переходила через погранично-пропускной пункт Ханабад, расположенный недалеко от Джалалабада.

- Молодой узбекский пограничник, узнав, что я немка, вытаращил глаза и стал с удивлением говорить сослуживцам: «Немец, немец!». Позвал другого пограничника. Когда я на узбекском языке спросила: «Что случилось? Ну и что, что я немка, у меня есть рога или хвост?», тот стал кричать: «Она еще и на узбекском языке говорит! Фамилия киргизская, имя русское, в паспорте написана «немка», говорит на узбекском!» Узнав, что моя девичья фамилия Мюллер, они сильно удивились, побеседовали немножко, а потом охотно пропустили меня через границу.

Не без проблем, но с оптимизмом

На вопрос об ущемлении прав по национальному признаку Ирина Чолпонова ответила вздохом. По ее словам, она продала свой дом и купила полдома, потратив оставшиеся деньги на открытие Немецкого центра. Затем ее познакомили с директором подсобного хозяйства коммерческого института Акматом Сулаймановым, который уговорил ее открыть свое подсобное хозяйство. В 1997 году с помощью тогдашнего губернатора Джалалабадской области Курманбека Бакиева в Сузакском районе получила тридцать гектаров земли, которые решено было засадить кукурузой.

- Я занимала у людей деньги под проценты и давала под расписку Акмату Сулайманову, - говорит она. - Но он меня обманул, не вернул деньги. Судимся уже одиннадцать лет. Позже он заявил: «Я живу у себя в Кыргызстане, а ты уезжай в свою Германию. У меня связи большие, меня тебе никогда не победить». В этом деле еще не поставлена точка. С тех пор и думаю, что другим национальностям добиться правды труднее.

По словам активистки Немецкого центра Нины Сайбель, когда она гуляла в парке города Джалалабад, заметила разборку между русскими и киргизскими парнями. На ее вопрос «почему обижаете русских?», молодые ребята ответили: «В России нас тоже обижают».

- Я поняла, что нам, взрослым, нужно тратить много сил и энергии, чтобы воспитывать молодежь в интернациональном духе, - сказала Нина Васильевна. - Ведь плохих народов не бывает, у любой нации бывают плохие люди.

Другая активистка диаспоры Лидия Цветских заявила, что «если даже хулиганы и непонимающие люди будут предъявлять к нам претензии, мы никуда не уедем, потому что эта земля наша тоже».

- Мы любим нашу родину, - говорит Л.Цветских. - Наш президент Курманбек Салиевич ведет правильную политику по этническому развитию страны, и мы должны помочь ему, чтобы наш Кыргызстан процветал и наш многонациональный народ жил в достатке и дружно.

По словам Ирины Чолпоновой, в скором времени Немецкий культурный центр планирует обновить имеющиеся у него национальные костюмы, а лидер молодежного крыла Владимир Цветских намерен организовать танцевальный кружок. Кроме того, центр ищет преподавателя немецкого языка. Проекты спонсирует институт Гете в Бишкеке.

- Хочется выразить сердечную благодарность председателю Джалалабадского областного отделения Ассамблеи народа Кыргызстана Киргизбаю Бакиеву за то, что открыл в Джалалабаде «Дом дружбы», - говорит И.Чолпонова. - У Немецкого центра не было постоянного помещения и нам очень часто приходилось менять офис. Благодарим за поддержку и Валерия Диля. Желаем мира, согласия, процветания и развития нашему любимому Кыргызстану.

Узбеки в Турции (часть I). Текке - обители дервишей
2008-05-06 17:55 Б.Шахназаров (Измир-Стамбул)

Особое место в развитии связей между среднеазиатскими государствами и Османской империей занимают текке - обители мусульманских дервишей в Турции. Ведь со времен средневековья до середины XVIII века взаимоотношения между тюркской Средней Азией и Османской империей нельзя было назвать безоблачными. Причиной тому была не географическая удаленность друг от друга, а, скорее всего, знаменитая Ангорская (Анкарская) битва, изменившая ход многих исторических событий.

Ангорская битва

В ноябре 1401 года успешный среднеазиатский полководец, правитель государства Мавераннахр эмир (амир) Тимур, завоевав к тому времени Хорезм, Афганистан и совершив победоносные походы в Закавказье, Персию, Индию, был обеспокоен быстрым возвышением Османской империи и задумал большой поход на запад против Турции.

Заняв турецкую крепость Сивас, что в пятистах километрах восточнее Анкары, Тимур направил султану Османской империи Йылдырыму Беязыту (Баязиду Молниеносному) послание с требованием уступить ему Анатолию. Йылдырым Беязыт ответил ему в оскорбительной манере, чем разгневал Тимура, который впоследствии вторгся в Анатолию и в 1402 году разбил армию Беязыта в битве при Ангоре (ныне Анкара).

По свидетельству историка Шарафиддина Али Езди, по окончании битвы турецкий султан со связанными руками был доставлен к Тимуру. Завоеватель поинтересовался у поверженного им неприятеля: «Как бы ты отнесся ко мне в случае, если бы победу одержал ты?». И, не дожидаясь от Йылдырыма Беязыта ответа, добавил: «Тебе и твоим людям желаю только хорошего».

Продолжив свое наступление в западном направлении, Тимур вскоре завоевал города Бурса, что находится недалеко от Мраморного моря, и Измир, расположенный на берегах Эгейского моря. Победа над Османской империей, над считавшимся непобедимым султаном принесла Тимуру небывалую славу. Английский король Генрих IV и король Франции Шарль VI отправили «железному хромцу» письма и ценные подарки. Император Константинополя и султан Египта поспешили признать власть Тимура и предложили выплачивать ему дань. Король Кастилии направил к нему своих послов во главе с Рюи Гонсалесом де Клавихо. Конечно, Европа опасалась вторжения на свою территорию Тимура, однако воины знаменитого завоевателя повернули своих боевых коней назад, в сторону Самарканда.

После Ангорской битвы отношения между Анатолией и Средней Азией долгое время оставались весьма прохладными. И лишь в начале XVIII века среднеазиатские паломники, направляющиеся для совершения хаджа в священные для мусульман города Мекка и Медина, которые до Первой мировой войны находились в составе Османской империи, стали предварять свой хадж визитом в Стамбул. Здесь паломники отдавали дань уважения императору, которому принадлежали священные земли, и получали символическое разрешение султана на совершение хаджа.

Накшбанд, Баха ад-дин Мухаммад (б. Бурхан ад-дин Мухаммад ал-Бухари) (1318 - 1389) - крупнейший представитель среднеазиатского суфизма. От его имени (накшбанд - чеканщик) происходит название ордена накшбандия.

Текке - обитель дервишей; «суфийский монастырь», то же, что и ханака. Включает в себя трапезную, мечеть и медресе. В текке останавливались ученики шейхов и паломники. В отличии от христианских монастырей процедура поселения и выхода из ханаки была предельно упрощена из-за чего ханаку иногда сравнивают с гостиницей.
Местом для ночлега паломники часто избирали текке узбеков-членов суфийского ордена Накшбандия. Когда-то в Стамбуле было около восьми узбекских текке. Однако в настоящее время известно местонахождение только трех, причем полностью уцелели здания лишь двух из них.

И ночлежка, и консульство, и оружейный склад

Самым знаменитым и древним узбекским текке является то, которое расположено на холме Султантепе в районе Ускюдар, что в азиатской части Стамбула. Другое текке находится в европейской части города - на улице Соколлу Мехмет Паша, в двухстах метрах от знаменитой Голубой мечети (мечети «Султан Ахмет»). Что касается третьего текке, расположенного вблизи исторической мечети в Эйюбе, то от него сохранилось лишь здание маленькой начальной школы, а на месте основного здания текке в начале 1970-х годов был построен комплекс управления по религиозным делам Эйюба.

На этом месте находилось текке в Эйюбе (фото автора)
На этом месте находилось текке в Эйюбе (фото автора)

Текке узбеков в Стамбуле выполняли своеобразную роль консульств среднеазиатских государств, они получали на сохранение наследства узбеков, проживавших в Анатолии и не имевших наследников. Позднее, по решению султана, не востребованные наследниками ценности стали переходить в собственность текке. Кроме того, для предоставления подданства прибывшим из Средней Азии людям своеобразную «справку» об их происхождении запрашивали именно в текке. О значимости этих обителей говорит и тот факт, что когда в 1867 году перед подписанием мирового соглашения с царской Россией эмир Бухары направил своего представителя в Стамбул, падишах Османской империи послал в Среднюю Азию для изучения обстановки на месте шейха одного из узбекских текке Сулеймана Эфенди.

Текке были знамениты и тем, что здесь готовился узбекский плов, звучали религиозные песни на узбекском языке. Во второй половине XIX века турки впервые ознакомились здесь с искусством «эбру» - росписью под мрамор.

Интересна история узбекского текке, находящегося в Ускюдаре. Оно появилось в 1752-1753 годах (при султане Мехмете I) и было приютом для последователей ордена Накшбанди. Все шейхи этого текке были выходцами из Бухары, узбеками. На содержание текке государство выделяло рис и масло, а шейхам и другим служителям платило жалованье. Несколько раз здание текке реставрировалось за счет государства.

После оккупации Стамбула англичанами в марте 1920 года и в период национально-освободительной войны в Турции узбекское текке в Ускюдаре стало своеобразной перевалочной базой для многих людей, пробиравшихся в Анкару и Анатолию и желавших участвовать в национально-освободительной борьбе. Текке начинают использовать в качестве центра связи между Стамбулом и Анкарой и оружейного склада, откуда в Анатолию направлялись оружие и боеприпасы. Деятельность обители была так законспирирована, что англичане долгое время ни о чем не подозревали и впоследствии были изумлены, узнав, что текке являлось оружейным складом.

В те годы шейх текке, правовед по профессии Ата Эфенди работал, не покладая рук. Именно он совершил путешествие в Среднюю Азию, где, встретившись с Энвером Пашой, который сражался на стороне басмачей против Красной Армии, собирал деньги для оказания помощи Турции.

Узбекские текке занимали важное место в религиозной, политической, общественной и культурной жизни Османской империи. Но после создания Турецкой Республики и проведения реформ в 1925 году президент Мустафа Кемаль Ататюрк запретил деятельность всех текке. Исключение было сделано лишь для узбекского текке в Ускюдаре - за особые заслуги во время национально-освободительной войны. Это текке функционирует и в настоящее время.

Текке в Ускюдаре (фото автора)
Текке в Ускюдаре (фото автора)

Эдхем Узбек Кангай (?)

Эдхем Узбек Кангай является сыном последнего шейха узбекского текке в Ускюдаре. По его словам, до того, как текке было построено, паломники из Средней Азии, следовавшие в Мекку через Стамбул, останавливались на ночлег в палатках, разбитых на холме Султантепе. Однажды проезжавший мимо султан Махмуд II заметил необычные для этих мест палатки и послал к ним своего помощника, чтобы узнать, кому они принадлежат. Встретивший его узбекский шейх Абдулла Алиакбар объяснил, что он и его спутники являются бухарцами, которые приехали в Стамбул, чтобы посетить халифа (императора) и получить у него разрешение для посещения хаджа. Узнав об этом, Махмуд II зашел в палатку и, пообщавшись с ее обитателями, поинтересовался: «Останетесь ли здесь, если я отдам вам эту землю?» Гости с удовольствием приняли предложение правителя. Сначала на том месте построили небольшое здание, затем его сменило более внушительное по размерам.

- Узбекское текке имеет трех шейхов, - рассказывает о своих предках Эдхем Узбек. – Первым был шейх Ибрагим Эдхем Эфенди - «хазарафен», что означает «владелец тысячи искусств». Занимаясь ткачеством и резьбой, он превратил текке в настоящий музей. Второй шейх Ата Эфенди, который приходится мне дядей, во время национально-освободительной войны использовал текке в качестве мозгового центра лидеров движения. Такие знаменитые люди, как Аднан Адыла, Мехмет Акиф Эрсой (автор национального гимна Турции. - Прим. ред.), Февзи-паша Чакмак (турецкий маршал, военный министр, начальник Генштаба. - Прим. ред.) и другие скрывались здесь, спасаясь от англичан, а затем были переправлены в Анкару к Ататюрку. Последним шейхом текке был мой отец Неджмеддин Эфенди. Во времена отца текке было своего рода музыкальным центром. Я стараюсь продолжать дело, начатое отцом.

Эдхем Узбек провел меня на кухню, где я увидел большие казаны для плова. Посуда и другая используемая здесь утварь являются антикварными.

За зданием текке расположено маленькое кладбище, в котором находятся пятьдесят могил, здесь же похоронены все шейхи. Я не смог сдержать своего удивления, когда увидел могилу председателя ЦИК Бухарской народной советской республики, существовавшей с 1920 по 1924 годы, Османа Ходжа-оглы (Усманходжа Пулатходжаев. - Прим. ред.), который перейдя на сторону басмачей, перебрался в Афганистан, а затем, прожив определенное время в Индии, прибыл в Турцию, где и завершил свои дни (?).

Эдхем сообщил, что, как и его отец, он никогда не был в Узбекистане, и даже не владеет узбекским языком. «И мой отец не владел им, знал лишь некоторые слова типа «яхши» (хорошо)», - говорит Эдхем Узбек.

- Сто пятьдесят лет тому назад паломники из Средней Азии использовали текке в качестве ночлега, затем его статус изменился, - продолжает мой собеседник. - В январе 2007 года текке узбеков в Ускюдаре прославилось на весь мир: многие турецкие и зарубежные телекомпании вели оттуда прямую трансляцию похорон известного американского миллиардера, владельца компании по производству музыкальных кассет Ахмета Эртегюна.

- Какая связь между всемирно известным американским миллиардером Ахметом Эртегюном и узбекским текке? – удивился я.

- Ахмет Эртегюн происходит из рода дочери первого шейха Ибрагима Эдхема Эфенди, уроженца Бухары, потомком одного из сыновей которого я являюсь, - пояснил Эдхем Узбек. - Ахмет Эртегюн был владельцем знаменитой американской фирмы, которая занималась пестованием новых звезд эстрады. Он начал создавать звезд из чернокожих артистов еще в те времена, когда их считали людьми второго сорта. А когда в 1980-х годах здание текке сильно нуждалось в ремонте, мы попросили Эртегюна о помощи, он откликнулся, и в 1984 году здание было отреставрировано.

- Почему проживший значительную часть своей жизни в Америке «король музыкальных пластинок» Ахмет Эртегюн завещал быть похороненным именно в текке узбеков?

- Здесь находится семейная могила Эртегюнов, на этом кладбище похоронен отец Ахмета.

- Говорят, что жена Эртегюна еврейка, но он сам был мусульманином, поэтому пожелал быть похороненным не в Америке, а в мусульманской Турции рядом с предками, - подключился к беседе проживающий в Стамбуле наш земляк Шевкет Айнурал. - В траурной церемонии участвовали одетые в национальные чапаны и тюбетейки туркестанцы, которые живут в Стамбуле. Прах Эртегюна я положил в могилу собственными руками, и это меня очень взволновало.

Семейная могила Эртегюнов (фото автора)
Семейная могила Эртегюнов (фото автора)

- Обычно такие люди, как Эртегюн, в своих завещаниях подробно описывают, как должны пройти их похороны. Было ли сказано в завещании Эртегюна о том, кто именно должен положить его прах в могилу?

- Нет, ничего такого не было. Эдхем Узбек известил нас о церемонии, мы, узбеки, прибыли в назначенный день в текке. Вынесли тело Эртегюна из автомобиля и на плечах понесли к могиле. Вокруг было очень много народу, но нести тело и положить его могилу довелось нам. Может быть, потому, что мы являемся узбеками.

«Текке узбеков может стать институтом имени Алишера Навои»

Когда в феврале я встречался с адвокатом из Стамбула Хаканом Демиром, он сообщил мне, что в пришедшем в упадок историческом текке узбеков в Султан Ахмете проводится ремонт. Оказалось, это стало возможным после того, как в 2003 году перед официальным визитом в Узбекистан премьер-министра Турции Реджепа Тайипа Эрдогана его консультанты позвонили в Общество туркестанцев. Хакан Демир в те времена был председателем общества. Консультанты интересовались, что можно сделать для развития отношений между Турцией и Узбекистаном. Хакан-бей рассказал им о плачевном состоянии текке узбеков и заметил, что турецкой делегации следует сообщить узбекскому руководству о намерении отреставрировать текке и попросить привлечь к этому узбекских мастеров. Ведь здание было построено мастерами из Узбекистана примерно двести пятьдесят лет тому назад, а последняя реставрация была проведена во время правления Абдулхамида II (1876-1909).

- Это был только один из проектов, которые, по нашему мнению, должны были послужить для улучшения испорченных отношений с Узбекистаном, - вспоминает Хакан Демир. – После реставрации здание можно отдать под совместный узбекско-турецкий культурный центр имени Алишера Навои. Другим нашим предложением была безвозмездная передача одного канала турецкого спутника связи для ретрансляции программ Узбекского телевидения. Были наши предложения переданы узбекской стороне или нет, об этом мне не известно, но вскоре мэрия Стамбула начала реставрацию здания текке. А еще, хочу заметить, в нашем городе имеются немецкий институт Гете, испанский институт Сервантеса. Почему не быть и международному институту имени Алишера Навои, где можно было бы ознакомиться с узбекской культурой?

Текке неподалеку от Голубой мечети (фото автора)
Текке неподалеку от Голубой мечети (фото автора)

После встречи с Хаканом Демиром я побывал в текке узбеков в Султан Ахмете. В пятидесяти метрах от здания текке находится минарет, построенный из кирпича в среднеазиатском стиле. Очевидно, что он построен узбекскими мастерами.

Во время моего пребывания здесь реставрационные работы в текке подходили к концу. Вместе с рабочим и охранником здания Мурадом Бекмурад-оглу, который прибыл на заработки из Марийской области Туркмении, я осмотрел внутренний двор текке и комнаты. Было видно, что рабочие постарались, все выглядело хорошо. Над входной дверью арабской вязью были выгравированы несколько строк, которые мне удалось прочесть с помощью менеджера гостиницы «Узбек» Зайира Ходжи и продавца золотых украшений Ферита Усмана. Надпись на узбекском, турецком и персидском языках гласит, что здание было отреставрировано в 1887 году при содействии султана Абдулхамида:

Хазрат Абдулхамид хан адолат пеше тек,\Амри ила икболини килсин фезун Раб, Хамид.\Мулкпарвар ойле бир султани хайри андиш ким,\Соясида кун ба кун вайроналар улди жадид.\Жумладан таъмирга пек мухтож эди бу хонакох,\Этди иншо химматийла улди осома расид.\Иморатидур ажаб накши дийдам тарихини,\Шох Накшбанд жойини килди бано султон Хамид (хиджри 1305).

В первых четырех строках надписи воспевается султан того времени Абдулхамид, который был справедливым правителем и занимался благотворительностью, благодаря ему ремонтировались одряхлевшие здания. Далее сообщается, что после ремонта, который проводился по приказу султана в 1305 году хиджры (1888 году), здание текке, принадлежащего шейху Накшбанди, было отреставрировано и приобрело современный вид.

Другая сделанная арабской графикой надпись над дверью при входе в маленькую мечеть на втором этаже здания сообщала, что данная мечеть была сооружена губернатором Гиссарской области Бухарского эмирата Астанкулом Бикул Кушбеги в 1899 году.

Когда в конце апреля 2008 года я снова посетил текке, то увидел, что реставрационные работы завершены. Однако, по словам Мурада Бекмурад-оглу, из-за некоторых мелких недоделок мэрия отказалась принять здание у проводившей работы фирмы. Мой собеседник сообщил, что некоторые фонды и проектные фирмы хотели бы арендовать историческое здание, и теперь, по всей видимости, здание будет передано в пользование тем, кто предложит за него хорошие деньги. Так что о желании создать здесь международный институт по развитию культуры имени Алишера Навои, придется, скорее всего, позабыть.

Однако развитие межгосударственных и братских связей нельзя измерить никакими суммами денег. Так что с окончательными выводами подождем до тех пор, пока правительство не примет решения по текке.

Текке узбеков в Эйюбе

Текке узбеков в исторической части Стамбула – районе Эйюб – выгодно отличалось от других текке тем, что находилось в центре города, и это привлекало многих паломников из Средней Азии. Им было удобно останавливаться здесь потому, что султан, у которого они брали символическое разрешение на поездку в Мекку, предпочитал читать пятничные молитвы именно в расположенной неподалеку мечети Эйюба, в которой, по преданию, похоронен знаменосец пророка Мухаммеда - Эйюб Ансари.

К сожалению, в настоящее время от этого текке сохранилось только здание начальной школы. Однако есть фотографии, чертежи и планы здания, по которым его можно воссоздать. Будет ли текке восстановлено, зависит от того, насколько мэрия Стамбула, правительство Турции и узбекская сторона заинтересованы в сохранении на турецкой земле исторических сооружений узбеков времен Османской империи.

Цикл материалов написан специальным корреспондентом ИА «Фергана.Ру» в Турции Бахтияром Шахназаровым (Измир-Стамбул). Продолжение следует.


В избранное