Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Новости Центральной Азии

  Все выпуски  

Новости Центральной Азии


Узбекистан: В Ташкенте прошел девятый Фестиваль видео-арта
2008-06-16 22:10 ИА Фергана.Ру

15 июня в Ташкенте под лозунгом «В ожидании когнитивного диссонанса» состоялся девятый Фестиваль видео-арта. Само понятие «когнитивный диссонанс» впервые было введено американским психологом Леоном Фестингером в 1956 году для объяснения изменений мнений и убеждений как способа устранения смысловых конфликтных ситуаций.

Когнит́ивный диссон́анс — состояние, характеризующееся столкновением в сознании индивида противоречивых знаний, убеждений, поведенческих установок относительно некоторого объекта или явления. Теория когнитивного диссонанса — одна из «теорий соответствия», основывающихся на приписывании личности стремления к связному и упорядоченному восприятию своего отношения к миру. Понятие «когнитивный диссонанс» впервые введено учеником Курта Левина Леоном Фестингером в 1956 году для объяснения изменений мнений, убеждений как способа устранения смысловых конфликтных ситуаций. В теории когнитивного диссонанса логически противоречивым знаниям об одном и том же предмете приписывается статус мотивации, призванной обеспечить устранение возникающего при столкновении с противоречиями чувства дискомфорта за счёт изменения существовавших знаний или социальных установок. Считается, что существует комплекс знаний об объектах и людях, названный когнитивной системой, который может быть разной степени сложности, согласованности и взаимосвязанности. При этом сложность когнитивной системы зависит от количества и разнообразия включенных в неё знаний. По классическому определению Л. Фестингера, когнитивный диссонанс — это несоответствие между двумя когнитивными элементами (когнициями) — мыслями, опытом, информацией и т. д. — при котором отрицание одного элемента вытекает из существования другого, и связанное с этим несоответствием ощущение дискомфорта. Иначе говоря, чувство дискомфорта возникает при столкновении в сознании логически противоречивых знаний об одном и том же явлении, событии, объекте. Теория когнитивного диссонанса характеризует способы устранения или сглаживания этих противоречий и описывает то, как это делает человек в типичных случаях.
На этот раз на фестивале были представлены четырнадцать работ, среди которых два дебютных. Это фильмы Сида Янышева «Купание коня», Дмитрия Донского «Планета обезьян» и «Голод»(2005 г.), Сергея Климеля «S.T.A.L.K.E.R.» (дебют), Андрея Кудряшова «Железная дорога», Евгения Маслова «Morning Blues», Олега Карпова и Умиды Ахмедовой «Водобоязнь», «Вечности заложники-2», Аркадия Кабулова «Depublic Identification», Аскара Урманова «Нога судьбы», Сухроба Назимова «Удар Солнца» (дебют), Александры Аносовой «Memento Мori», Ивана Маслова «Good morning, Greate Moloch», Алексея Улько «Цветы Зла».

В ролике Сида Янышева прозвучала некоторая ироническая пародия на православное христианство: по просьбе невежественных и суеверных людей священник святой водой окропляет крутые иномарки. Дмитрий Донской задел актуальные темы в обоих фильмах – человеческие слабости (или пороки) и тему голода. «Очень трудно жить на свете, если ты с утра не пьян, и вокруг макаки эти на планете обезьян», - раздаются слова песни с первого ролика. Тема голода, актуальная во все времена, наталкивает на мысль о том, что вообще вся история человечества, в принципе, это и есть история Голода во многих его проявлениях. Иван Маслов добрался теперь до Сталина, называя его великим Богом Молохом (пожиратель детей). В прошлых фильмах на прошедших фестивалях он обожествлял Гитлера, теперь вот Сталин, с добрыми глазами, с тиранической душой и концлагерями. Бог, спустившийся на землю. Люди ждали Сына Плотника, а появились Гитлер и Сталин.

О деградации человеческого общества высказался в своем ролике Аркадий Кабулов. По теории когнитивного диссонанса, автор сгладил ситуацию, оставив надежду и веру в любовь, как единственно светлое проявление человека, однако в его уже искаженном виде. Очень хороший и добрый фильм сделал Андрей Кудряшов. Железная дорога имеет свою историю, а железная дорога в Узбекистане – истории с национальным колоритом. Электропоезд Ташкент-Хаваст – в нем и слепой музыкант, и мулла, читающий и собирающий пожертвования перед пятницей, и судьбы людей, и красота природы.

Документальное видео Олега Карпова и Умиды Ахмедовой «Вечности заложники 2» на 24 минуты, практически в одном ракурсе, показалось бесконечным. Истории людей занимающихся одним и тем же изо дня в день, уборщиков, работников органов правопорядка на дорогах, которые абсолютно спокойны в своей деятельности, показались и бессмысленными, и наполненными смыслами.

Стоит несколько слов сказать о дебютных номерах. Сергей Климель, сделавший анимацию на тему «сталкера» (по чернобыльским событиям) привлек в видео-арт игровую компьютерную графику. Второй дебютант Сухроб Назимов показал очень хорошее кино «Удар солнца». Это своеобразная вариация на кино Ким Ки Дука «Весна, Лето, Осень, Зима, и снова Весна» в сжатом виде, где история любовного треугольника происходит в одну неделю. Интересен подбор музыки. Здесь и Сергей Прокофьев, понятно почему, и Tom Waits, и Miles Davis, и группа «Ноль». Немаловажная деталь: в фильме использовалась японская письменность, которая внесла в кино эстетическую линию.

Качество фильмов Ташкентского Фестиваля видео-арта шаг за шагом растет. Еще недавно часто случались работы, в которых не хватало ни ремесла, ни идеи, ни умения высказываться. На этом фестивале был только один такой ролик - «Нога судьбы» Аскара Урманова, который добавил ложку когнитивного диссонанса в общую картину фестиваля.


В избранное