Все выпуски  

Зачем он нужен, Интернет? Кунсткамера феноменов Сети


Зачем он нужен, Интернет?
Цикл # Виртуальная реальность

Синтез виртуальной реальности (3)

Аннотация: В этой теме обсуждается теория Н.А. Носова и аретеи танца, комбинации, боя и союза.
Предыстория - на http://zarealie.narod.ru/u.htm

"Культурные провокации" философа С. Дацюка

Украинский политолог Сергей Аркадьевич Дацюк "прославился" попыткой создания секты, пропагандирующей радости превращения людей в роботов. Начиналась эта затея в виде шутки - новообращенным предлагалось поклоняться Роботу Сергей Дацюк, но потом идеология новой религии заимствовала символы фашизма и сатанизма в такой степени, что инициатор поспешил отречься от своих сподвижников. Однако слово не воробей... -  и теперь Робот действует в Сети независимо от того, чье имя он заимствовал.

Здесь же мы рассмотрим теорию виртуальной реальности (ВР), которую Дацюк разработал как философ, изложил в обширной монографии (более 60 тыс. слов) и пытался найти для нее издателя. Рукопись книги представлена в Интернете только оглавлением, но отдельные главы и фрагменты ее опубликованы во многих статьях, так что можно составить представление о сути изложенной в ней концепции.

Термин "виртуальность" длительное время использовался для обозначения мнимости некоторых объектов в физике (например, виртуальные частицы) и других науках. Словосочетание ВР было придумано в Массачусетском технологическом институте в конце 1970-х годов для трехмерных интерактивных образов, реализованных при помощи компьютера и создающих эффект присутствия человека . Затем его стали использовать относительно компьютерной сети Internet, а также как метафору ("виртуальная корпорация" и т.п.).

В философии первым о виртуальности заговорил шотландский теолог и логик Дунс Скот (13 в.). Латинское virtus (мнимый, воображаемый) было основанием его концепции реальности. Скот считал, что понятие вещи содержит в себе эмпирические атрибуты не формально как некоторые имеющиеся признаки, но виртуально. Для понимания свойств вещи нам нужно углубиться в наш субъективный опыт, из простого восприятия вещи эти свойства нельзя установить. Реальная вещь содержит в себе множество эмпирических качеств, но содержит виртуально, и они не могут все одновременно проявиться как качества этой вещи.

Понятие возможного мира ввел в логику немецкий философ и математик Готфрид Лейбниц (17 в.). Это вариантная модель реального мира, вызванная проявлениями различных качеств вещей.

Виртуальные миры не просто воспроизводят варианты реальности - в них отсутствует четкое разделение объективного и субъективного, эти планы перетекают друг в друга, становясь неразличимыми. ВР в широком смысле - феномен устойчивости концептуального объекта или концептуального пространства, всегда имеющего среду своего существования (отражаемую реальность) и некоторое постоянно воспроизводимое отношение к этой среде (адекватность). Создание трехмерной объектной среды при помощи компьютера и реалии компьютерных сетей всего лишь позволили нам увидеть этот фундаментальнейший принцип реальности. Соответственно, открытие ВР делает насущным пересмотр имеющихся представлений о реальности, времени и пространстве, причинности, структуре, актуальности, субъекте и объекте, языке, среде анализа и т.п.

Ключевым элементом ВР является внесение перформативности в качестве условия в содержание рассматриваемой ситуации. Перформативность была открыта Дж. Остином (20 в.) и выражает собой феномен, когда содержание не рассказывается, а самопредъявляется.  Наиболее известные примеры перформативных высказываний следующие: «клянусь», «обещаю», «верю» – каждое из которых одновременно выражает содержание действия (например, клятвы или обещания), но и само функционирует при этом как действие. Пример сложного высказывания: «Это есть именно то, что я хочу сказать и говорю, поскольку то, что я говорю и есть то, что я хотел сказать».

В логике ВР получают решение многие, казалось бы, неразрешимые парадоксы, например, знаменитый софизм о всемогуществе Бога: "Может ли Бог создать камень, который не сможет поднять?"  Одно из допустимых и не противоречащих условиям загадки решение таково: Бог может превратить в камень весь мир. Этот камень Он действительно не может поднять, так как нет того, относительно чего его можно поднять (что значит поднять весь каменный мир?), а его всемогущество при этом несомненно.
Или преодоление антагонизма Сфинкса и Эдипа. Как известно, неотгадавших его загадку Сфинкс пожирал, а после отгадки Эдипа бросился в пропасть. Если бы Сфинкс спросил у Эдипа: "Какая загадка сохранила бы жизнь нам обоим?", то разойтись миром им позволил бы ответ Эдипа: "Какая загадка сохранила бы жизнь нам обоим?"

Дацюк различает три класса ВР в общественном сознании (коммуникации):

Игра - участники коммуникации придерживаются согласованных правил.

Согласование - в случае согласия с мнением оппонента - погружение в его мнение (мотивы выбора, интересы, аргументы). А при несогласии - 1) акцентуация на условиях, которые бы позволили изменить мнение оппонента (при каких условиях вы могли бы изменить свое мнение, предложить ему эти предельные условия, смоделировать ситуацию выполнения этих условий); 2) анализ того, что мешает ему отказаться от своего мнения.

Провокация - коммуникативная техника порождения конфликта позиций. Занятие модератором или участником коммуникации отрицающей тему позиции, утверждение немассовых мнений, противоречивые формулировки, эмоциональные оценки мнений, обострение различий через афоризм и т.д.

Из упомянутых видов ВР Дацюк определенно предпочитает провокации. Об этом свидетельствуют и авантюра с созданием секты агрессивных роботопоклонников, и изобретение особого метафорического языка, и создание генератора зауми, и проект "Культурные провокации", собравший парадоксальные эссе Дацюка по многим проблемам общества и Интернета.

Особое место провокаций объясняется тем, что именно они создают новую ВР, тогда как согласования устанавливают общие правила взаимодействия участников, по которым происходит их игра.
Попутно заметим, что для тщеславных и самоуверенных авторов провокации - самый быстрый и легкий путь заявить о себе: инициировать новый феномен культуры - пусть потом критики занимаются согласованиями, а массы почитателей играются с этим феноменом... ;0)

Любопытная деталь: в эссе "Умничаю Я" Дацюк обнародовал афоризм, бросающий свет на его авторское кредо: "Идя нехожеными тропами, все-таки смотрю под ноги. Может, здесь и не ходили, но нагадить могли".

Вот некоторые из провокаций Дацюка, вошедших в его теорию ВР:

1. Новая 6-мерная физика.
На различении устойчивых и затухающих полей актуальности построена интерпретация принципа неопределенности Гейзенберга и принципа дополнительности Бора как эпистемической защиты (консервации) объекта. Это позволяет определить еще два, кроме имеющихся четырех, измерения: координату актуальности Зенона и координату трансактуальности Пригожина - соответственно пятое и шестое измерения реальности.

2. Рецепт создания искусственного интеллекта на базе компьютера
Предложено развитие архитектуры компьютера в направлении моделирования работы правополушарных структур мозга за счет создания шести базовых структур реальности как баз данных самого компьютера.

3. Проект гипертекстового редактора, способного варьировать версии текста
Там на базе словарей орфографии и грамматического модуля в тексте самостоятельно создаются переплетения взаимоатрибутированных аспектов. Если при написании текста развитие некоторых представлений потребует изменения понимания некоторых терминов, то редактор обеспечит прохождение по всему тексту и изменение всех вхождений не только номинально совпадающих, но и ассоциативно связанных.

4. Технология построения вовлекающих ВР
Предложен язык описания и конструирования УССЦСН - увлекающих смысловых сред целевого субъект-назначения (блефа, афер, инсинуаций, инспираций, интриг, игровых ситуаций, манипуляций общественным мнением, информационных войн и т.п.). Главные элементы таких сред - инсинуация (захват внимания путем введения в заблуждение) и инспирация (наущение, тайное подстрекательство, призванное вызвать заданную реакцию).

Основные положения виртуалистики психолога Н. Носова

Теория Носова исходит из того, что всякая грань человеческой жизни удвоена в виртуальной реальности (ВР), которая этой гранью управляет (в кибернетике такие ВР называют моделями мира). Процедуры синтеза и корректировки ВР были названы аретеями (от греческого арете, означающего "хорошее ведение дел").

Носов различал три вида аретей:

1. Создание недостающего элемента ВР (когда, к примеру, человек не замечает то, что обязан учитывать для успешного управления ситуацией, и ему на это обращают внимание).

2. Уничтожение излишнего или ошибочного элемента ВР (например, избавление от вредной привычки).

3. Обособление и целостное оформление ВР для автоматизации её работы и включения надежным элементом в более сложные ВР (так, в частности, осваивается метод для решения определенного класса задач).

Эти три базовые процедуры позволяют строить и демонтировать сколь угодно сложные ВР, добавляя нужные элементы, убирая лишние и замыкая получающуюся конструкцию в единое целое.
Модель виртуальной динамики по Носову в качестве отправной точки берет привычную для человека психическую ситуацию, которая для него суть "реальность". Виртуальная реальность возникает как реакция на нечто необычное, привлекающее внимание и требующее осмысления и творческого реагирования. После того, как человек достаточно хорошо овладеет этой ВР, она в свою очередь становится реальностью, только более высокого уровня по сравнению с исходной. Над ней при появлении необычных явлений может надстраиваться новая ВР, а исходная реальность первого уровня при этом сворачивается, становясь элементом реальности второго уровня.

Сопоставление концепций Носова и Дацюка

Носов нацелен на психотерапию, а Дацюк - на онтологию и логику. Отсюда и различия трактовок ВР.

Теория Дацюка первична, т.к. описывает виртуальность как природный феномен, реализующийся в психике и культуре.

Дацюк предлагает понятийный аппарат для описания феномена виртуальности и объясняет с его помощью некоторые физические и логические парадоксы (что скрыто в неопубликованной рукописи), но до анализа психики не доходит. Впрочем, разработки Дацюка по увлекающим средам вполне приложимы к аретее  танца.

* * *

Виртуальная реальность сверхразума - в цикле "Гиперион" Симмонса
(скачать на
http://www.twirpx.com/file/44673/ )

* * *

Вот и всё пока... Вопросы и замечания mailto: feod@narod.ru

 

Известные феномены и комментарии к ним на
http://zarealie.narod.ru/u.htm
До новых встреч!
Юлий Феодоритов

 


В избранное