Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Зачем он нужен, Интернет? Кунсткамера феноменов Сети


Зачем он нужен, Интернет?
Цикл # Виртуальная реальность

Синтез виртуальной реальности (1)

Аннотация: В этой теме суммируются выпуски цикла "Виртуальная реальность и аретеи", в котором была представлена теория Н.А. Носова и в развитие ее - аретеи танца, комбинации, боя и союза. Предыстория - на http://zarealie.narod.ru/u.htm

"Виртуальная психология" Н.А. Носова

Теория Носова исходит из того, что всякая грань человеческой жизни удвоена в виртуальной реальности (ВР), которая этой гранью управляет (в кибернетике такие ВР называют моделями мира). Процедуры синтеза и корректировки ВР были названы аретеями (от греческого арете, означающего "хорошее ведение дел").

Носов различал три вида аретей:

1. Создание недостающего элемента ВР (когда, к примеру, человек не замечает то, что обязан учитывать для успешного управления ситуацией, и ему на это обращают внимание).

2. Уничтожение излишнего или ошибочного элемента ВР (например, избавление от вредной привычки).

3. Обособление и целостное оформление ВР для автоматизации её работы и включения надежным элементом в более сложные ВР (так, в частности, осваивается метод для решения определенного класса задач).

Эти три базовые процедуры позволяют строить и демонтировать сколь угодно сложные ВР, добавляя нужные элементы, убирая лишние и замыкая получающуюся конструкцию в единое целое.

Чтобы не заблудиться в абстракциях, рассмотрим один из примеров аретей, приводимых Носовым в его книге "Виртуальная психология" (М.: Аграф, 2000. – 432 с.).

Каждый из нас обладает телом, которое мы кормим, чистим, упражняем и украшаем как ценнейшее свое достояние. Жизнь тела удвоена в его самообразе – виртуальной реальности, задающей норму функционирования организма. Эта норма очень часто искажена стрессами: раздражение или страх вызывают мышечные зажимы (из-за чего мы не можем пройти по достаточно широкой балке над пропастью, хотя легко проходим по ней, когда она лежит на земле). Ещё сильнее самообраз искажается хроническими болезнями – именно эти искажения вызывают рецидивы болезни после казалось бы успешного курса лечения.

Но вот сам пример. Женщина 39 лет страдала от боли в спине в течение 2,5 лет. Последние 6 месяцев снимала боли только за счет сильно действующих анальгетиков либо новокаиновой блокадой. Врачам не верит. Обследование выявило наличие остеохондроза и большое напряжение в мышцах спины. Сеанс аретеи состоял в работе с воображением. Легкий массаж различных участков сопровождался просматриванием своего тела в возникающем образе (это были образы молодости) и акцентированием расслабляющего выдоха. В ходе сеанса женщина почувствовала, как молодой возраст спины стал распространяться по всему телу, а старый возраст стал словно вытекать из неё, при этом ноги стали совершенно расслабленными и она даже почувствовала биение крови в подушечках пальцев ног. Боль пропала, и тело ощущалось по-новому. В дальнейшем боль не возникала, женщина прекратила прием лекарств и потеряла 8 килограммов веса (до сеанса у неё была II степень ожирения).

Конечно, этот пример можно истолковывать по-разному. Но сам факт того, что информационное воздействие может избавить человека от хронической болезни, перестроить метаболизм тела и избавить от излишнего веса, заслуживает особого внимания. Аретея в данном случае обеспечила замену патологического самообраза тела здоровым самообразом, взятым из воспоминаний молодости.

В своей книге (с. 201) Носов называет эту аретею девиртуализацией, т.е. относит её ко второму из 3 перечисленных типов – разрушению ошибочного элемента ВР. Однако, при всём уважении к Николаю Александровичу, нельзя не заметить, что речь здесь шла не о разрушении, а о замещении, причем аретея состояла, как минимум, из трех ходов: 1) привлечение внимания к ощущениям в определенных участках тела, 2) воссоздание здорового самообраза по воспоминаниям молодости, 3) целостное закрепление нового самообраза (старый вытекает, а новый заполняет его место). Фактически, в этом случае была реализована комбинация из всех трех описанных Носовым типов аретей.

Видимо, характеризуя рассмотренный случай как аретею девиртуализации, Носов исходил из предположения, что патологический самообраз сам является виртуальным напластованием над здоровым самообразом тела. Тогда стоит разрушить больную ВР, как искажения исчезнут сами собой.

Эта логика заложена в его модель виртуальной динамики. Вкратце суть её в том, что отправной точкой служит привычная для человека психическая ситуация, которая для него суть "реальность". Виртуальная реальность (ВР) возникает как реакция на нечто необычное, привлекающее внимание и требующее осмысления и творческого реагирования. После того, как человек достаточно хорошо овладеет этой ВР, она в свою очередь становится реальностью, только более высокого уровня по сравнению с исходной. Над ней при появлении необычных явлений может надстраиваться новая ВР, а исходная реальность первого уровня при этом сворачивается, становясь элементом реальности второго уровня (с. 417-418).

Модель красивая, надо отдать должное... Но остается открытым вопрос: в постоянно меняющейся жизни как эти напластования сливаются и сплавляются в нечто устойчивое и инвариантное по отношению к динамичной среде? Ведь если таким механизмом свертки (явлений к сущности, прецедентов к правилу, феноменов к закону) пренебречь, то психика будет крайне неустойчива и податлива любой манипуляции. Итак, где же здравый смысл и критический разум, способные познавать новое, мечтать, но оставаться тем не менее на прочном фундаменте практического опыта и знаний, не впадая во всяческие мании?

Ответ на этот вопрос хорошо известен: экран внимания управляется не только необычными событиями, но и желаниями, через конкуренцию которых многообразные реальности нашей жизни ухитряются достаточно хорошо уживаться друг с другом. Известно также, сколько ВР помещается на 1 экран - от 3 до 7, а в среднем 5 - как и пальцев на руке. На этом экране (а вообще говоря, и не только на нем - есть и другие площадки синтеза) происходит увязка противоречивых требований разных ВР в синкретичные решения, т.е. одновременно достигающие сразу несколько целей.

Если принять этот ответ, то общим случаем будет как раз не подъем-спуск по пирамиде вложенных реальностей, а замещение у "пульта управления" одних ВР другими, что, похоже, и происходило в рассмотренном примере.

Концепция аретей можно распространить на более широкий круг явлений виртуальной реальности, связанных с гипермедиа. Вот два подхода к распознанию виртуальности в коммуникации:

Подход 1. Не все символьные последовательности имеют управляющую ими виртуальную реальность. ВР появляется в иронии, двусмысленностях..., т.е. там, где прямой смысл должен дополняться другими смыслами, или подвешен вопрос, или содержится фигура умолчания (намек), которую нужно расшифровывать. Например, в загадках и метафорах.

Подход 2. Виртуальная реальность соответствует всем последовательностям символов. Но в большинстве случаев она формируется автоматически, и её связь с порождающей последовательностью жесткая. Нет многозначности и нет управления, т.е. свободы выбора. Когда же в интерпретации символов возникают многозначность и свобода выбора, то ВР приобретает самостоятельное значение и процедуры её организации и корректировки (аретеи) выходят на передний план.

Ситуация неопределенности ведет к появлению ВР (первый подход) или аретей, корректирующих ВР (второй подход). Оба подхода используются в описании психических процессов, но первый характерен для традиции психологии и семиотики, тогда как второй - ноу-хау Носова - отличается повышенным вниманием к технологиям смыслопорождения (аретеям).

Подход Носова более чуткий. Символ без глубокого содержания не влияет на психическую жизнь и вписан в некий автоматизм восприятия знаков. А глубокое восприятие символа (например, ОМ, мантры) сопрягает символ с виртуальной реальностью.

Аретея, взятая в её полнейшем проявлении, состоит в надстраивании метамодели проблемной ВР, восполнении и корректировке ВР,   выделении главного смысла ситуации в соответствии с критерием приемлемости. Тем самым синтезируемая виртуальная реальность получает практическое воплощение и завершение в решении проблемы, вызвавшей её появление.

* * *

Конструктор аретей - все объясняющая программа Explain (скачать на http://www.twirpx.com/file/35876/ )

Вот и всё пока... Вопросы и замечания mailto: feod@narod.ru

Известные феномены и комментарии к ним на
http://zarealie.narod.ru/u.htm
До новых встреч!
Юлий Феодоритов

 


В избранное