Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Зачем он нужен, Интернет? Кунсткамера феноменов Сети


Зачем он нужен, Интернет?
Цикл # Виртуальная реальность

Синтез виртуальной реальности (4)

Аннотация: В этой теме обсуждается теория Н.А. Носова и аретеи танца, комбинации, боя и союза.
Предыстория - на http://zarealie.narod.ru/u.htm

"Мифодизайн управления" менеджера А. Ивлева
(в диалоге с вопрошающим Л. Хачатуровым)

Тезис. Довольно часто люди для экономии мышления при достижения цели редуцируют (упрощают) картину мира.

Вопрос. Упрощенная картина может быть хороша, когда все работает по давно отработанной схеме, но достаточно возникнуть непредвиденному дестабилизирущему фактору (то пресловутое "вдруг"), и управление теряется.

Ответ. Простая, но целостная картина дает ВОЗМОЖНОСТЬ быть активным по отношению к СЕБЕ и сформулировать ЦЕННОСТЬ. И вернуться к картине мира ПРЕДВЗЯТО. И сделать шаг УСЛОЖНЕНИЯ, не теряя НИ СЕБЯ, НИ ГЕРМЕТИЧНОЙ ЦЕЛОСТНОСТИ. Цикл УТОЧНЕНИЯ картины мира продолжается вплоть до ДОСТАТОЧНОСТИ с точки зрения ЦЕЛИ, СИТУАЦИИ , как совокупности возможного.

Вопрос. В самом деле, когда весь мир сузился до достижения цели, а все что мешает достижению цели является не воспринимаемым инобытием, то после достижения цели у человека должен наступить шок. Например, пока я учился в институте, мне привелось сдать около 50 экзаменов и зачетов. И в самом деле, сдача каждого из них была для меня именно такой целью. Мир сужался, я концентрировался исключительно на этой задаче - сдать экзамен, и в мире существовал только предмет, который надо сдать, я, немного мои однокашники, живущие в этом же герметичном мифе, и грядущий экзамен. Но после экзамена абсолютно всегда испытывал опустошение (причем слабо зависящее от оценки). И это опустошение явно посещало не только меня. Выходили мы из него по разному. Кто водку пьянствовал, кто в кино ходил, кто на природу, кто еще как-нибудь, но проблема была общая... Я лично, пребывал не в своей тарелке все время после экзамена до конца дня. На следующий день мир становился как бы "ширше", поскольку впереди был еще какой-нибудь экзамен (или каникулы). "Междумифовое" пространство в самом деле не из приятных.

Ответ. Да, действительно, после того как цель достигнута, достигавший находится в НЕОПРЕДЕЛЕННОМ состоянии, которое может переживаться весьма остро как "потеря себя". Особая острота, если цель единственная, главная, "всей жизни". Тогда и пустота сокрушительна.

Вопрос. Отождествление герметичности с редукцией видения мира. Почему бы не предположить, что все-таки существует миф, который одновременно и герметичный и не сужает сознания? Пространство охватываемое мифом может оказаться настолько большим, что можно ставить и недостижимые цели без риска сделать "дырку". Тогда решается проблема межмифовых простраций - для пребывающего в этом просторном мифе их просто не будет. Но заодно придется и отказаться от принципа экономии мышления, так как редукция исчезла.

Ответ. Конечно же, цель не бывает единственной. Цели могут быть иерархизированы по ЗНАЧИМОСТИ ("своя рубашка..."), актуальности, и т.п. Цель может быть "всей жизни" или иметь статус мечты. И тогда герметична картина всей жизни. И не дай бог ее лишиться или не иметь.

Вопрос. Ивлев пользовался лобковским понятием мифа миф - это устойчивая иллюзия. И я не уверен в корректности утверждения, что нам не вырваться из плена этих пресловутых устойчивых иллюзий. Более того, как мне кажется, мы возьмем на себя большую ответственность, если создадим миф и неизбежности пребывания в устойчивой иллюзии. А этот миф впоследствии оправдает такую деятельность мифодизайнера как циничная смена одних устойчивых иллюзий другими у клиентов.

Ответ. Здесь проблема нравственности мифодизайнера. Вправе ли дизайнер плодить мифы. Или манипулировать мифами клиента. Вправе ли резать человека человек? А врач? Универсальная нравственная позиция мифодизайнера - "передать" клиенту умение собственными мифами управлять. Не это ли цель педагогики?

Вопрос. Воспользуемся термином "виртуал", введенным Николаем Александровичем Носовым.
Вот что пишет сам Носов: "В психологической виртуальной реальности выделяются два режима ее функционирования, или другими словами, два состояния виртуальной реальности: нормальный, ординарный, соответствующий нормальному процессу актуализации образа, и необычный, экстраординарный, соответствующий экстраординарному характеру процесса актуализации образа.
Нормальный, обычный режим функционирования психологической виртуальной реальности называется консуетальным режимом (от латинского слова сопяие1из: нормальный, обычный). Консуетальный режим - консуетал - тот, в котором мы все время пребываем, если не находимся в виртуальном режиме, т. е. если образ актуализируется с нашей точки зрения нормально, а деятельность протекает именно так, как она должна по нашему мнению протекать. Консуетал - это такое же нормальное, естественное нерефлексируемое состояние человека, как и ощущение давления атмосферного столба.
Возникновение экстраординарного режима переживается как необычное явление, возникающее на достаточно краткий срок но фоне ординарного состояния. Поэтому можно говорить о виртуальном событии, возникающем на фоне консуетального состояния. Виртуальное событие - виртуал - бывает двух видов: гратуал (от латинского привлекательный) и ингратуал (от латинского непривлекательный)".
Итак, очень грубо - виртуал - это необычное состояние психики, возникшее на фоне обычного (консуетала).
На основании имеющегося в литературе опыта, а также опыта работы лаборатории виртуалистики, Носов перечисляет восемь основных характеристик виртуала:
непривыкаемость
спонтанность
объективность
фрагментарность
Изменение статуса:
реальности (телесности)
личности
сознания
воли
Здесь я особенно хотел обратить внимание на несколько факторов, которые имеют непосредственное отношение нашим обсуждениям. Во-первых, если рассмотреть театр в терминах виртуала, то мы увидим, что театральный виртуал у зрителя противостоит внетеатральному консуеталу. Поясню подробнее. Зритель приходит в театр пребывая в консуетале, хотя и в преддверии чуда. Если вы помните это чудо должно начинаться с вешалки. Далее талантливые актеры, чувствуя консуетал зрителя, предлагают им в рамках театральной условности виртуал, то есть нечто необычное. Но поскольку к необычному в конце концов привыкают (а значит виртуал переварился и стал консуеталом), то базе нового консуетала предлагают новую порцию виртуала. И так до конца театрального действа. Если это актерам удается, то это называется "держать зал". Это возможно не более 2-3 часов, после этого и актерам, и зрителям требуется отдых Виртуал взрослыми людьми переживается достаточно редко и в принципе он наступает и прекращается независимо от воли человека.
Если перенести эти закономерности в организацию, то, как мне кажется, здесь и возникает дырка. Понятно, что предлагать руководителю в течение рабочего дня быть источником виртуала для подчиненных - можно, но боюсь, что это просто невыполнимо. Покажите мне хотя бы одну такую организацию.
 
Ответ. Любая. Любое целеполагание для подчиненных, любое властвование, любая зависимость, лидерство, руководство и т.п. базируется на динамичном и взаимоперетекающем многоуровневом пространстве мифов. Любая социальная роль - это миф об устройстве мира, места в нем организации и моего в организации. Это проекция мира на "плоскость моего "Я" и проекция моего "Я" на плоскость картины мира. Это дискурс "меня отождествленного с миром" со "мной отождествленного с собой".
Здесь логос в услужении. Здесь господствует ИНОСКАЗАНИЕ, ВЫРАЖЕНИЕ ЧЕРЕЗ ВЫРАЖЕННОГО, МИФ.

* * *

Виртуальная реальность Сверхчеловека - в романах Вернора Винджа
(скачать на
http://www.twirpx.com/file/44678/
)

* * *

Вот и всё пока... Вопросы и замечания mailto: feod@narod.ru

 

Известные феномены и комментарии к ним на
http://zarealie.narod.ru/u.htm
До новых встреч!
Юлий Феодоритов

 


В избранное