Все выпуски  

Результаты исследования "PR в Интернете"


Здравствуйте, уважаемый читатель!

Редакция журнала "Советник" и Портала Sovetnik.ru совместно с Subscribe.Ru провела опрос "Специфика PR в Интернете" с целью выяснить, в какой мере Интернет используется в качестве инструмента связей с общественностью, какие цели и задачи ставят перед собой организаторы PR-кампаний в Сети и с какими трудностями они при этом сталкиваются.

Портрет респондентов

В исследовании приняли участие 124 человека. Треть (34,4%) - это столичные специалисты, более половины (59%) - представители других российских городов (на долю Санкт-Петербурга приходится 8,2%) и 6,6% - жители стран СНГ (Украина, Казахстан и Белоруссия). Из общего числа опрошенных 19,5% работают в IT-компаниях и организациях, занимающихся информационными технологиями, 25,2% - в агентствах, оказывающих PR -(15,4%) и рекламные услуги (9,8%), 12,2% - в торговых компаниях, 6,5% - на промышленных предприятиях, 5,7% - в консалтинговых компаниях, 4,9% - в банках и финансовых структурах и 26% - в иных организациях (сфера услуг, общественные организации, СМИ и др.). Более половины участников опроса (55,5%) - специалисты, 58% которых являются PR-менеджерами, а 42% либо реализуют себя в смежных с PR сферах деятельности, или не указали, чем занимаются. Почти четверть респондентов (23,6%) - директора, причем половина из них возглавляет PR (55%), а вторая - агентства из смежных сфер (45%). Доля руководителей отделов компаний составила 18,2%, а помощников специалиста - 0,9%. 1,8% участников исследования не указали своей должности.

По возрастным группам респонденты распределились следующим образом: основная часть (69,9%) - это представители молодого поколения (44,5% - 18-25 лет и 25,2% - 26-30 лет), 9,8% - в возрасте от 31 до 35 лет, 6,5% - от 36 до 40 лет и 13,8% - старше 40 лет.

Насколько популярен Интернет как среда для проведения рекламных и PR-кампаний?

Опрос показал, что подавляющее число опрошенных (78,2%) обращаются к ресурсам Интернета для осуществления связей с общественностью. Причем 17,7% из них проводят рекламные и PR-кампании главным образом именно в Сети, по большей части - это сотрудники PR-подразделений столичных IT-компаний. Для 30,6% онлайн-акции являются неотъемлемой составляющей их PR-мероприятий, и 29,8% используют Интернет лишь в некоторых случаях.

Только одна пятая опрошенных (21,9%) указали, что к Интернету как к коммуникационному каналу практически не прибегают, в основном это респонденты из регионов (77,8%). У большей части ``пока не дошли руки'' (42,4%) или целевая аудитория не имеет доступа к Интернету (21,2%). Остальные признаются, что сами не обладают достаточным опытом и навыками работы в Сети (18,2%) и называют Интернет неэффективным инструментом для той сферы деятельности, в которой работают (12,1%). Кроме того, указывалась такая причина, как "недостаток денежных средств" (6,1%).

Кто и для решения каких задач организовывает PR-кампании в Интернете?

В ходе исследования выяснилось, что большая часть организаций, в которых работают участники опроса (77,8%), поручает проведение PR-кампаний в Интернете собственным специалистам. Причем подобная практика распространена в основном среди IT-компаний, занимающихся информационными технологиями (85,7%), консалтинговых (83,3%) и PR-агентств (81,8%). 21,4% сообщают, что в их организациях доверяют эту работу внешним агентам: специализированным агентствам (15,4%) или независимым специалистам (6%). 0,8% не ответили на данный вопрос.

По мнению респондентов, наиболее эффективно посредством онлайновых PR-кампаний можно решить следующий ряд задач: повысить осведомленность потребителей (19,5%), позиционировать торговую марку (18,1%), расширить контакты с онлайн-прессой и сформировать пул лояльных журналистов (17%), создать и увеличить целевые аудитории (14,2%). Сравнительно малое число участников опроса считают, что Интернет целесообразно использовать при реализации таких целей, как повышение уровня продаж продукта/услуги (9,9%), усиление лояльности и укрепление доверия потребителей путем организации прямого диалога (онлайн-интервью, сетевых конференций) с представителями компании (8,9%), формирование первичной узнаваемости продукта/услуги (8,5%). И почти непопулярно мнение, что в Сети можно успешно формировать и укреплять имидж посредством совместных акций с известными сетевой аудитории личностями (3,9%)

По утверждению представителей PR- и рекламных агентств, хорошие результаты в Интернете могут быть достигнуты в налаживании контактов с онлайн-прессой, позиционировании торговой марки и формировании целевой аудитории. Участники опроса из консалтинговых и промышленных компаний чаще говорят о возможности добиться повышения осведомленности потребителей, из IT-компаний - усилить лояльность потребителей.

Стоит отметить расхождения во мнениях молодых (до 30 лет) и более взрослых (старше 31 года) респондентов относительно возможности решения конкретных задач посредством онлайновых PR-кампаний. Если первые считают, что в Интернете можно успешно заниматься позиционированием торговой марки и повышением лояльности потребителей, то вторые склоняются к тому, что в онлайне лучше всего удается повысить осведомленность потребителей, сформировать и расширить целевую аудиторию, а также создать имидж компании.

Что должна включать в себя PR-кампания в Интернете?

В результатах исследования отражено мнение респондентов о том, какие основные инструменты должна включать в себя PR-кампания в Интернете. В качестве наиболее важных названы разработка и поддержка корпоративного веб-ресурса (17,7%), рассылка пресс-релизов и новостей по новостным и специализированным сайтам (15,6%), продвижение веб-сайта в поисковых системах (14,5%) и организация публикаций (аналитические статьи, интервью), ведение рубрик в онлайн-СМИ (14%). Следующими по значимости составляющими онлайновых PR-кампаний признаны анонсирование мероприятий (10%) и проведение специальных акций: конкурсов, викторин, розыгрышей, промо-акций (6,7%). Еще менее востребованы размещение контекстной и баннерной рекламы на посещаемых ресурсах, провоцирование обсуждений на тематических форумах, поддержка интерактивных сервисов, таких как опросы, голосования, общение с аудиторией, а также директ-маркетинг: работа со службами рассылок и подписчиками, электронные новостные рассылки (примерно по 5%). И совсем малое число респондентов как на значимый инструмент указали на организацию онлайн-конференций (1,9%).

Столичные респонденты чаще, чем региональные, соглашаются с необходимостью разработки корпоративного сайта и его продвижения в поисковых системах. Вторые же в своих ответах делают акцент на рассылке пресс-релизов, новостей и анонсировании мероприятий.

Значимость определенных инструментов онлайновой PR-кампании для респондентов также зависит от профиля деятельности агентства или компании, в которых они трудятся. Для сотрудников PR-агентств - важнее разработка корпоративного веб-ресурса, рассылка пресс-релизов и организация публикаций, последние два инструмента популярны также среди тех, кто работает в консалтинговых компаниях. В рекламных агентствах и в торговых фирмах также считают необходимым прежде всего заниматься продвижением веб-сайта, а в промышленных компаниях - рассылкой пресс-релизов.

Основные преимущества и главные трудности PR-кампании в Интернете

Главным преимуществом онлайновой PR-кампании, по мнению опрошенных, является низкий уровень финансовых затрат по сравнению с оффлайновыми PR-акциями (16,9%). Среди других достоинств: большой охват аудитории (12,1%), оперативность проведения кампании и меньшая зависимость от форматов СМИ (11,9%), диалоговые возможности, интерактивность (11,6%), более высокая включенность аудитории (по сравнению с печатными СМИ) (9,8%) и возможность скорректировать PR-кампанию практически в любой момент (8,2%). Несколько ниже ценятся такие особенности PR-кампаний в Интернете, как быстрый эффект (6,3%), возможность размещения большого объема информации (5%), отсутствие территориальных и государственных границ (4,7%), простота оценки эффективности кампании (4,2%) и сбора базы данных лояльных потребителей (2,9%), использование новых видео- и аудиоформатов (2,6%) и точность оценки эффективности проводимых кампаний (1,8%). Что касается широкого выбора инструментов и высокого уровня доверия к сетевым СМИ, то к преимуществам это относит малое число респондентов (по 0,8%).

Мнения столичных и региональных участников опроса и здесь несколько расходятся. Если первые к достоинствам PR-кампаний в Интернете причисляют большой охват аудитории и возможность скорректировать действия, то последние - диалоговые возможности и интерактивность, быстрый эффект и отсутствие территориальных, государственных границ.

Должность респондентов также оказывает влияние на их точку зрения. Так, директора онлайновые PR-кампании ценят за низкие финансовые затраты, большой охват аудитории и диалоговые возможности. Руководители отделов компаний к преимуществам чаще относят оперативность кампании и возможность ее коррекции, специалисты же - высокую включенность аудитории и отсутствие ограничений объема публикуемой информации.

Кроме того, респонденты, которые PR-кампании проводят преимущественно в Интернете или считают их неотъемлемой составляющей оффлайн-акций, называют преимуществом максимальный таргетинг (большой охват аудитории), высокую включенность аудитории, возможность корректирования PR-кампании, сбор базы данных лояльных потребителей. А те, кто обращается к Интернету лишь в некоторых случаях, более ценят оперативность проведения кампании, быстрый эффект, простоту оценки эффективности кампании и возможность размещения большого объема информации.

Главными же трудностями в проведении PR-кампаний в Интернете опрошенные назвали отсутствие единых критериев оценки эффективности (20%) и отсутствие или недостаточное количество квалифицированных специалистов, имеющих навыки работы в Сети, новизну подобной практики (17,9%) - в основном такого мнения придерживаются представители Москвы. Также к проблемам отнесены: высокая рассредоточенность целевой аудитории по разным площадкам (15%), отсутствие или ограниченность информации об аудитории Интернета (15%), зависимость коммуникации от инициативы и уровня доверия пользователей (13,3%). Большинство из тех, кто так считает, - региональные специалисты. В меньшей степени участников опроса беспокоят сложности, возникающие в связи с особенностями восприятия информации пользователями (10,8%) и отсутствием обоснованного прейскуранта на PR-услуги (6,7%).

Участники опроса, организующие PR-кампании главным образом в Интернете или использующие их как неотъемлемую составляющую, чаще, чем их коллеги, которые обращаются к Интернету лишь в редких случаях, сталкиваются с проблемой нехватки квалифицированных специалистов. Вторые же сетуют на трудности, возникающие из-за особенностей восприятия информации пользователями и на зависимость от их активности.

На последнее как наиболее актуальную проблему ссылаются и представители PR-агентств. Они также озабочены высокой рассредоточенностью целевых аудиторий (в основном такой точки зрения придерживаются директора). Для рекламных и консалтинговых агентств, а также торговых компаний основные трудности заключаются в отсутствии единых критериев оценки эффективности, для финансовых и IT-организаций - в дефиците квалифицированных кадров (причем чаще всего это беспокоит руководителей отделов).

Что ждет Интернет в будущем как среды для рекламных и PR-кампаний?

Более чем две трети опрошенных (69,4%) прогнозируют, что рекламные и PR-кампании в Интернете станут неотъемлемой частью оффлайновых PR-кампаний. Свой прогноз они обосновывают тем, что "численность сетевой аудитории постоянно увеличивается, следовательно, те, на кого направлена PR- и рекламная деятельность, становятся более доступными", "Интернет соединяет в себе достижения и набор средств выразительности практически всех видов СМИ", "скорость, мобильность, гибкость и интерактивность онлайн-PR позволяют легче оценивать эффективность рекламы и PR-мероприятий" и др.

Мнения остальных респондентов разделились: одни считают, что PR-кампании в будущем будут проводиться преимущественно через Интернет (14,5%), согласно мнению вторых, Интернет так и останется инструментом для некоторых случаев (15,3%). Оптимизм в отношении роли PR-деятельности в Сети в большей степени свойственен столичным респондентам, а также тем, кто работает в IT-компаниях или занимает должность директора. Они руководствуются представлением о том, что "произойдет постепенное поглощение Интернетом остальных СМИ" и "Интернет предоставляет самые лучшие возможности выходить на конкретного потребителя".

Авторы пессимистичных прогнозов, в свою очередь, иллюстрируют их утверждениями, что "Интернет доступен не для всех" и "у пользователей низкий уровень доверия к электронным СМИ". Такая точка зрения чаще проявляется у региональных участников опроса, сотрудников промышленных и торговых компаний, PR-агентств, а также руководителей подразделений компаний.

Никто из участников опроса не поддержал предположение, что рекламные и PR-кампании в Интернете постепенно утратят свое значение.

НОВЫЙ ОПРОС: "Печатные издания"

Принять участие в этом онлайн-опросе Вы можете на сайте "Гласа Рунета"

Как часто Вы читаете?
Общественно- политические издания
Деловые издания общего формата
Деловые специализированные (отраслевые) издания
Массовые издания рекламно- развлекательного характера
 Ежедневно
 4-5 раз в неделю
 2-3 раза в неделю
 1 раз в неделю и реже
 Затрудняюсь ответить
 Не читаю
Среди перечисленных ниже российских изданий укажите, пожалуйста, те, которые Вы читаете чаще всего:
Cosmopolitan
Foto&Video
GEO
MAXIM
Men's Health
Mobile News
Oops!
Russian Mobile
Stereo & Video
Yes!
Автозвук
Автомир
Антенна
Аргументы и факты
Ваш досуг
Вокруг света
Вояж и отдых
Домашний компьютер
Домовой
Жизнь
За рулем
Здоровье (журнал)
Идеи Вашего Дома
Из рук в руки
Интерьер + Дизайн
Караван историй
КомпьюТерра
Комсомольская правда
Комсомольская правда (толстушка)
Лиза
Лиза. Цветы в доме
Мир Билайн
Мир новостей
Мир ПК
МК- воскресенье
МК-Бульвар
Мой ребенок
Московский комсомолец
Недвижимость и цены
Обустройство и ремонт
Отдохни!
Работа для Вас
Работа и зарплата
Ридерз Дайджест
Семь дней
Совершенно секретно
Советский спорт
СПИД-инфо
Спорт-экспресс
ТВ парк
Туризм и отдых
Хакер
Центр-Plus
Экстра-М
Деловые издания для Вас это в первую очередь...
Источник новостей в политике, экономике, бизнесе
Средство для повышения профессионализма, карьерного роста
Источник информации для решения конкретных текущих задач
Затрудняюсь ответить
Не читаю деловых изданий (-->Окончить опрос)
Отдаете ли Вы предпочтение каким-либо из деловых изданий?
Да
Нет
Затрудняюсь ответить
Не читаю деловых изданий (-->Окончить опрос)
Отдаете ли Вы предпочтение электронным версиям деловых изданий?
Да
Нет
Затрудняюсь ответить
Не читаю деловых изданий (-->Окончить опрос)
Что из перечисленного в наибольшей степени влияет на Вашу приверженность к конкретному деловому изданию?
Разнообразие тем и рубрик, охватывающих различные сферы бизнеса
Тематические специализированные статьи о функциональных сферах бизнеса
Обзор актуальных тенденций в экономике и бизнесе
Обзор современных направлений в теории менеджмента
Достаточное количество информационно-аналитических материалов
Статистическая информация и публикуемая отчетность компаний
Оперативность в освещении событий в мире бизнеса и власти
Известные имена журналистов, статьи которых представлены в издании
Представительность экспертных мнений
Интервью с лидерами бизнеса и успешными управленцами
Интервью с представителями государственной власти
Освещение общественных и светских мероприятий в сферах бизнеса
Доступность изложения, стиль подачи материала
Оригинальный дизайн и качественная полиграфия
Яркие фоторепортажи с наиболее значимых деловых мероприятий
Другие факторы
Что из перечисленного в наибольшей степени вызывает Ваше недоверие к конкретному деловому изданию?
Легковесность и поверхностность освещения сложных тем
Предвзятость журналистской позиции в ущерб объективности изложения фактов
Тематическая разбросанность, отсутствие общей концепции большинства журналов
Безликость и высокая формализованность подачи материалов
Узкоформатность, ограниченность материалов
Чрезмерная серьезность подачи материалов
Непроверенная, недостоверная информация
Обилие рекламы
Другие факторы
Какие виды специальной информации, публикуемой в деловых изданиях, интересуют Вас в наибольшей мере?
Правовая (нормативная) информация
Информация по налогам, таможенным тарифам
Биржевая и финансовая информация
Государственная экономическая и демографическая статистика
Информация о структуре и сегментах рынков
Адресная и справочная информация (базы данных) о предприятиях и организациях
Информация о коммерческой деятельности (товарах и ценах) предприятий и организаций
Отчеты о работе компаний, результаты аудиторских проверок
Производственная и технологическая информация, информация о патентах
Новостная информация в области политики, экономики, бизнеса
Информация о конкурсах, тендерах, грантах
Отраслевая справочная и библиографическая информация для специалистов
Данные в области фундаментальных и прикладных наук
Картографическая информация
Другая информация
Какие виды потребительской информации, публикуемой в деловых изданиях, вызывают у Вас наибольший интерес?
Мода и бизнес-стиль
Образование
ЖЗЛ
Светские хроники
Рестораны, кухня
Туризм, отдых
Спорт
Автомобили, мотоциклы
Недвижимость
Страхование, пенсионные фонды
Бытовая техника и электроника
Товары повседневного спроса
Развлечения: гороскопы, кроссворды, игры
Другая информация
Среди перечисленных ниже российских изданий укажите, пожалуйста, те...
...которые Вы читаете чаще всего:
...сайты которых Вы посещаете чаще всего:
 "Бизнес-журнал" (business-magazine.ru)
 "Ведомости" (vedomosti.ru)
 "Власть" (kommersant.ru/k_vlast/)
 "Газета" (rg.ru)
 "Деловые люди" (dl.mk.ru)
 "Деньги" (kommersant.ru/k_money/)
 "Известия" (izvestia.ru)
 "Искусство управления" (osp.ru)
 "Итоги" (itogi.ru)
 "Карьера" (kariera.orc.ru)
 "Коммерсантъ" (kommersant.ru)
 "Компания" (ko.ru)
 "Независимая газета" (ng.ru)
 "Промышленные ведомости" (derrick.ru/pv)
 "Профиль" (profil.orc.ru)
 "Российская газета" (gzt.ru)
 "Российские вести" (rosvesty.ru)
 "Русский фокус" (russianfocus.ru)
 "Секрет фирмы" (sf_online.ru)
 "Финанс" (finansmag.ru)
 "Финансовая газета" (fingazeta.ru)
 "Финансовый директор" (fd.ru)
 "Экономика и жизнь" (akdi.ru)
 "Экономические стратегии" (inesnet.ru)
 "Эксперт" (expert.ru)
Среди перечисленных ниже изданий Северо-Западного федерального округа Российской Федерации укажите, пожалуйста, те...
...которые Вы читаете чаще всего:
...сайты которых Вы посещаете чаще всего:
 "TOP Manager" (top-manager.ru)
 "Санкт-Петербургский Бизнес-журнал" (business-magazine.ru/regions/spb/)
 "Вести" (vesty.spb.ru)
 "Вечерний Петербург" (vecherka.spb.ru)
 "Дело" (idelo.ru)
 "Деловая неделя" (astok.ru)
 "Деловой Петербург" (dp.ru)
 "Жёлтые страницы" (yell.ru)
 "КоммерсантЪ"(Санкт-Петербург) (kommersant.ru/region/spb/)
 "Конкуренция и рынок" (konkir.ru)
 "Петербургский Час Пик" (chaspik.spb.ru)
 "Предприниматель Петербурга" (ppspb.ru)
 "Профессия" (professia.info)
 "Санкт-Петербургские ведомости" (spbvedomosti.ru)
 "Учет. Налоги. Право"(Северо-Запад) (gazeta-unp.ru)
 "Экономика и время" (ev.spb.ru)
 "Эксперт"(Северо-Запад) (expert.ru/printissues/northwest/)
 "The St.Petersburg Times" (sptimes.ru)
Удовлетворяет ли газета "Деловой Петербург" Вашим представлениям об идеальном деловом издании?
Совершенно удовлетворяет
Скорее удовлетворяет
Скорее не удовлетворяет
Совершенно не удовлетворяет
Затрудняюсь ответить
Не читаю "Деловой Петербург" (-->Окончить опрос)
Оцените по 5-ти балльной шкале в какой мере газета "Деловой Петербург" удовлетворяет указанным критериям.
(1 - совершенно не удовлетворяет; 5 - совершенно удовлетворяет)
1 2 3 4 5 Трудно сказать/
нет ответа
  • Актуальность - оцените, насколько точно определяет издание наиболее важные для деловых людей события и факты - информационную "повестку дня".
  • Информативность - оцените, насколько полно отражаются важные для деловых людей события в заданных сегментах информации.
  • Глубина - оцените методологический уровень аналитических материалов; все ли значимые факторы принимаются во внимание; какова надежность прогнозов.
  • Достоверность - оцените надежность источников информации, которыми пользуется издание; насколько Вы им доверяете.
  • Объективность - оцените степень непредвзятости издания, его способность опираться на факты, а не на симпатии или иные мотивы.
  • Независимость суждений - оцените степень свободы издания в выражении своей точки зрения; является ли стремление к объективности главным мотивом работы журналистов.
  • Представительность мнений - оцените толерантность издания, его терпимость к иным точкам зрения, способность представить все общественно значимые точки зрения по поводу факта, события, проблемы.
  •      Глас Рунета

    Среди участников он-лайн опросов проводятся ежемесячные розыгрыши призов. Чтобы стать их участником, Вам достаточно быть подписчиком на рассылку VoxRu.Net. Мы также попросим Вас заполнить анкету подписчика Subscribe.Ru, если, конечно, Вы не сделали этого ранее.

    Ближайший розыгрыш призов состоится 30 апреля 2006 года.

    Будут разыгрываться:

  • Сетевой фильтр Pilot;
  • Эргономичные коврики для мыши (2 экз.);
  • CD-диски c фильмами (MPEG4) (2 экз.).


    Вы получили это письмо, поскольку отметили в анкете подписчика, что хотите получать рекламные материалы и информацию от избранных партнеров Subscribe.Ru по одной из следующих тем:

    • Рекламные услуги
    • Новости, аналитика
    • Электронная коммерция и магазины
    • Менеджмент, консультационные услуги
    • Маркетинг
    • СМИ
    • Интернет
    Вы можете в любой момент изменить выбранные Вами темы в анкете подписчика.


  • В избранное