Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Дайджест "Саратовские новости" Субботнее чтение


Информационный Канал Subscribe.Ru


.:СаратоФФские новости:.

СКАЗКИ ОТ ОЛЕГА

(C) Олег ШИРОКИЙ, "ТерраПиа"

ДРЕВНИЕ УРКИ

   

   

Юрте позавидует монах
И школяр, запутанный в долгах
Бо Цзюй-и



    ВСТУПЛЕНИЕ ПОЧТИ НЕ ПО ТЕМЕ

    Когда духовная культура перестает выполнять свои прямые обязанности - скрывать за нимбами и ризами истинное лицо мафии - последняя быстро скисает. Романтические рассказы про гангстеров Чикаго, элегантные тазики для омовения ног в цементе и прочий шоу-бизнес - закат ее могущества. И то сказать, разве в Сицилии и Америке мафия? Смех один. Вот, например, Ватикан - это дело другое. Разве наши воры в законе - мафия? Вот КГБ - это да. Cейчас образ работника службы безопасности стремительно добреет, и это говорит о росте ее могущества. Но: МАФИЯ, КОТОРАЯ ЗВЕРЯ В СЕБЕ НЕ СКРЫВАЕТ, - УЖЕ НЕ МАФИЯ. О чем это я? Ах, да. О древних тюрках.

    ПРО ВАЛЮТУ И ЗВЕРСТВА НАД ПОТОМКАМИ

    Мифология - это валюта. Время от времени группы одиноких мифологов открывают ее новые месторождения. Но... Одни цивилизации народу предъявляют величественно, а другие - так, между делом. Вот Великий Тюркский Каганат - навроде пасынка. Думал я, думал и понял, наконец, в чем дело. Тюркские бандиты власть захватили, подвигов кровавых насовершали, а об адекватной пропаганде не подумали. Иными словами,они ЗВЕРЯ В СЕБЕ НЕ СТЕСНЯЛИСЬ. Вот за это и попали в историческую немилость. А остальные (римские, христианские, китайские) стеснялись, для чего и придумали религию с культурой.

    А ведь была на территории, в том числе и Поволжья, центральная и важнейшая часть огромной империи, определившей судьбы одной маленькой планеты. И была она так ничего себе - от моря Желтого до моря Черного. Но племена входили в ее состав какие-то не настоящие, не исторические, благодатью великих религий не шибко осиянные. Дремучая была империя. За исключением Согдианы: тут Арабскому Халифату впору обидеться. Когда арабы захватили культурную Согдиану (это в Средней Азии), они еще не знали, что цивилизация исходит непосредственно от Аллаха и что культура Средней Азии - блестящая мусульманская. Поэтому головорезы экспедиционных отрядов, обнаружив цветущий без участия Пророка край, поступили по-божески. Как Бог с Содомом и Гоморрой. А иными словами, все разграбили подчистую, на века. Ну примерно так, как монголы в XIII веке их родной Багдад. А вот дикари-тюрки VI-VII веков богатые культурные города Согдианы не тронули. Они при тюрках, наоборот, расцвели и разбогатели. Как же можно такую жестокость по отношению к потомкам оправдать? Они хотят культуру и гуманизм в одно целое связать, а кровавые дикари-тюрки не ведут себя, как полагается, то есть свирепо.

    ПРО СПЕЦНАЗ

    Тюркские воины пили кровь из врагов в буквальном смысле. Взрезали горлышко и пили, чем открытым текстом показывали добропорядочным гражданам, например Византии, что злодеи. Вообще ничего в этой жизни тюрки не понимали. Если бы им сказали: мол, кровожадные вы... Они бы облизнулись гордо и поддакнули: Да, а как же? Воин должен быть кровожадным. Он должен любить свое дело.

    Я, конечно, понимаю, что истина лежит на другом полюсе. И ребенку известно, что воин должен резать не с радостью, как дитя малое, а с сожалением и скорбью. Порежет маненько и поплачет. Порежет - и помолится. А еще он должен любить не войну, как таковую, а результат. Сделает, скажем, китаец мудрую работу, уничтожит миллиончик ойратов - зато потом светлые сады цветут. Дело-то в садах, а не в ойратах. А тюрки наивно считали, что именно в ойратах. То есть нет ничего важнее врага. Потому что он может убить друга. А друга жалко. Но мы-то знаем, где правда. Убивать человека нехорошо. Если он, конечно, не варвар. Например, афганские кишлаки стирать с лица земли штурмовиками - это интернациональный долг. Тут не мир, но меч. А от напавшего на тебя в подъезде обороняться - убийство. Тюрки бы с такой оценкой не согласились. Один мой друг, бывший офицер, рассказывал, как в Афгане ему пришлось заколоть в кишлаке мальчика, иначе всей группе хана: донес бы. Он считает, что поступил правильно, и особых угрызений совести не испытывает. Ребенок - жертва обстоятельств. Европейский гуманист возмутится: надо было погубить группу, а РЕБЕНКА оставить в живых. При этом он будет рад, что сын вернулся с войны. Однако тому, кто ребенка заколол, руки не подаст. У меня иногда чувство: эстетика - это то, что передается по наследству. Не тюркская ли кровь у моего друга-офицера? Простите меня, но я ему руку подаю.

    А вот в чем особенно выражалась свирепость и дикость тюрок, так это в отношении к культуре. Они ее абсолютно не уважали. Они считали, что человек хорош, если он не трус, если он верен, сообразителен, и если не обманет доверившегося. Таких они брали к себе в дружины. Сейчас-то уже известно: не боится смерти только дурак, а верным нужно быть не другу, а высоким идеалам. Или нуждам производства. Тюркский дикарь изучал только то, что ему полезно в жизни. Ну разве отыщется ему оправдание в обществе, где от десяти до пятнадцати лет тратят на превращение себя в справочник?

    А с человеколюбием у них было так: они (по наивности) думали, что всех людей любить нельзя. Можно любить друзей, родных, близких. И впадали в страшную ересь, полагая, что тот, кто любит всех, не любит никого. А мусульманство они считали религией цирюльников и портных - не доросли до истины, что только служение Аллаху превращает во Львов Веры.

    ПРО УДАВКУ ВЛАСТЬЮ

    Неправильно было построено государство тюрок, называемое Вечный Эль. Всеми углами из передовых теорий вечно выпирало. Поэтому в пример его не приводили. Вот и не знаем о нем ничего. Попробовали назвать его ранним феодализмом (до позднего, до откровенного издевательства феодалов над крепостными тюрки не доросли). Но никак не хотели тюрки развиваться по законам формаций. Казалось бы, сформировалась у них родовая аристократия, наконец-то классовое деление появилось, при котором одни, восседая на плечиках других, творят письменное оправдание своего величия - цивилизацию. В таких случаях что нормальные люди делают? Можно как в Китае или Европе: зубри, дорогой, что прикажут. Убей десяток с лишним лет на умение лазить по справочникам и писать стихи изящным штилем (конфуцианские экзамены), и мы возьмем тебя во власть (если будешь достаточным лизоблюдом, чтобы нам понравиться). Тогда культура засияет, и библиотеки заполнятся воспеваниями вышестоящих, и историки будущего возрадуются: есть о чем диссертации строчить. Но злодеи-тюрки почему-то считали, что продвигать нужно не за то, что ты УМЕЕШЬ ДЕЛАТЬ, а за то, что ты ДЕЛАЕШЬ.

    Поэтому любой человек мог покинуть свой род и вступить в структуру управления - Орду... Он сразу же попадал в сложную круговерть войны и политики, учась в работе по принципу мастер-подмастерье. Сначала простое, потом сложное. И подвигов своих никто не описывал. Зачем? Да и некогда. Ошибешься - пеняй на себя. Это была такая система, при которой действительно мог выдвинуться любой. Это была беспощадность ринга, где тебя никто не пожалеет. Зато почетно. Отголоски такой традиции сохранились в Османской империи в подправленном культурой виде.

    Османы говорили (если о ДЕЛЕ, а не о ВЕЧНОМ - о последнем все больше на арабском) на языке, сформированном в государстве древних тюрок. И считали, что умирать за Родину должна ЗНАТЬ. Теперь-то мы, слава богу, знаем, что умирать за Родину должен НАРОД, это его святая обязанность. И еще мы верно считаем, что власть - это подарки, золотые мешки, дворцы и дачи. А у тюрков существовал трогательный обычай. Когда выбирали хана, его сажали на лошадь, стягивали шелковой тканью горло и, быстро ослабив петлю, спрашивали: сколько лет он желает быть ханом? Не забывай, мол, что власть - это почет, конечно... Но и удавочка, не без того!

    А еще нормальные люди вот как делают. В Британии в XIX веке к власти пускали по принципу: высокий титул и никаких ирландцев, из простонародья выколачивали мзду, а кто обнищал - пожалуйте в армию. И флот бороздит моря, и историкам раздолье. Такой опыт и во времена тюрок существовал. Вышвыривание голодранцев умирать за Родину имело место и в Китае, и в Византии. Кругом польза: платишь копейки, супостата треплешь, от лишних ртов избавляешься... Умудренные мужи из письменных стран зря втолмачивали прописные истины людоедам. Те не могли уразуметь, что драка и война - удел дураков и негодяев. Не допирали узколобые, что солдаты - это пушечное мясо, шахматные фигурки лощеных генералов с чешуей орденов. Они считали, что воин - это звучит гордо, что это работа для избранных, для добровольцев. Волки - считали они - соль животного мира, воины - соль человеческого. Они любили своих солдат не В ЦЕЛОМ, как идею, а каждого конкретно, по заслугам.

    О ПРОГРЕССИВНОСТИ САМАННЫХ ХИЖИН

    Этим обезьянам с женскими косами и мордами без благородных бород удалось своим существованием опровергнуть ту высокую истину, что металлургия - монополия оседлой цивилизации, что нечто из плоти может быть запаковано в металл только у богоизбранных. Они заказывали своим оружейникам качественные вещи для походов: прекрасные сабли, мечи, седла, сбрую. Имея свою собственную, прекрасно развитую металлургию, они одевали своих воинов в панцири, бывшие по тем временам лучшими в цивилизованном мире.

    Но главное в другом: они осмелились думать о КАЧЕСТВЕ товара, а не о его художественной красоте. Вместо того, чтобы при помощи рабов украшать троны, дворцы и беседки дивной вязью и резьбой, тюрки делали качественные бытовые вещи для народа. Об археологах бы хоть подумали, злодеи. Каково им, бедным, из тюркских курганов примитивные котлы выгребать. То ли дело - гробницы фараонов. И опять же о благодати потомков. Всем известно, что кочевая цивилизация ничего путного построить не может. Чингис-хан, например, внял советам китайского (киданьского) грамотея Юлюя Чуцая о том, что, сидя на коне, ничего не сделаешь. Благородный воитель внял и ну сгонять рабов на строительство оседлой мощи новых городов. Тем в какой-то степени перед правнуками оправдался. Эти же, дремучие, почему-то считали, что дом - где удобно и тепло. Они никак не могли понять, что лачуги из булыжников и саманные мазанки (а в середине селения - дворец для Бога) - это ПО ВЫСШЕЙ СУТИ прогрессивно. Они думали, что и кочевую юрту можно, если надо, сделать большой, разрисовать ее яркими красками, дабы глаз радовала. Не объяснили им, что нужно думать не об удобстве, а о памяти в веках. Рисунки на юртах не остались в оправдание легкомыслия. Увы.

    О САМОМ ГЛАВНОМ

    Что в цивилизации самое главное? Ребенку ясно - рабство. Без него как освободить гениев от труда для создания Шедевров Духа? Рабство можно навязать открытым текстом (как это делали тюрки), но это путь неправильный. Можно в завуалированном виде преподнести, что быть рабом - это КРУТО. И назвать рабство долгом, свободой, подвигом, крестом, который гордо несешь и т.д. А тюрки рабов так и называли - рабы. Селили их в отдельных самоуправляемых поселках и только дань собирали. Не хочешь быть рабом - пожалуйте в дружину под мечи супостата. А там - карьера.

    МАЛЬТУЗИАНСКИЙ ЭПИЛОГ

    Все нормальные государства понимают, что дело не в КАЧЕСТВЕ людей на Земле, а в КОЛИЧЕСТВЕ своих людей. Поэтому разумные цивилизации понимали - надо вести хозяйство по умному. Не гоняться с облавными охотами по девственной природе, а вскрыть природу, как брюхо рыбы, распахать, засеять. Понятно же, что нужно преобразовывать ее под себя, под Культуру. Иначе, хана культуре! А тюрки считали себя волками и вели себя по-волчьи, как ЧАСТЬ природы. Они по наивности считали, что мир им ничего не должен, а СВОЕ существование в нем нужно оправдывать и доказывать. Поэтому и не выдержали демографический прессинг соседей, сохранив лишь грозное имя. И язык, на котором потом во многих странах говорили сословия, занятые конкретными делами. В общем, правильно культурные люди называли тюрок грубыми. Правда, время от времени выбирали из потомков этой антицивилизации своих властителей: в Египте, на Кавказе, в Аравии, в Китае, в Индии и т.д.

   
http://www.saratoff.ru
Архив на Subscribe.Ru
Поиск по архиву рассылки
"Дайджест "Саратовские новости""





http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное