Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Дайджест "Саратовские новости" Субботнее чтение


Информационный Канал Subscribe.Ru


.:СаратоФФские новости:.

СКАЗКИ ОТ ОЛЕГА

ТАТАРСИС

На честь вы поруку научитесь класть.
И вот, наглотавшись татарщины всласть,
Вы Русью ее назовете.
А.К.Толстой

ПОКЛОН ЗА СОБОРНЫЕ ШОМПОЛА

Эстонский писатель Матс Траат приводит забавный эпизод времен гражданской войны. Белая армия занималась привычным делом - поркой шомполами крестьян. Но не сама по себе эта процедура затронула внимание чужеземца, а реакция на эту порку одной деревенской бабы. Бабе повезло: порка обошла ее стороной. И вот она подходит к палачам с просьбой выпороть ее тоже. Зачем? Может ли европеец такое понять? А баба объясняет:КАК ЖЕ МНЕ ЖИТЬ ТУТ ДАЛЬШЕ? Всех выпороли, а меня нет. Загнобят сердечные сельчане.

Кстати, офицер - русская душа - все прекрасно понял и уважил. Не звери же мы, в конце концов. Выпороли и бабу. А та юбку опустила и поклонилась поясно.

В этом случае и в подобных ему от Поволжья до Сибири - краеугольный камень нашей СОБОРНОСТИ, которой так гордятся апологеты народа-богоносца.

Соборность - это то, чем и церковь наша в веках славна. В отличие от католической, например. У них не случилось, а нам повезло. Идея соборности предопределяла, как пишут ее поклонники, уклад жизни, комплекс морально-этических норм, которые безоговорочно осуждают крайний индивидуализм, стремление отдельного человека противопоставить себя общности единоверцев. Такую соборность автор видел в Советской Армии и чуть не пережил на собственной шкуре. Избавив от крупных неприятностей могущественного деда, я столкнулся с резонным предложением: Хочешь - тебя больше никто не тронет (нас регулярно били старослужащие. Всех). Я отказался от помощи. Ты-то уйдешь, благодетель, а КАК ЖЕ МНЕ ЖИТЬ ТУТ ДАЛЬШЕ? Свой призыв не простит.

И в тюрьме тоже царит соборность, то есть правило не высовывайся.

Все же так получалось в истории, что соборность не худших тянула, а лучших рубила. И национальные наряды заменялись белыми ангельскими портами, которые приспускали для порки, моральной или реальной.

Пошто так? Думается, оттого, что крайний индивидуализм, стремление противопоставить и т д. - следствие, а не причина. А причина - отвратительное чванство посредственностей по отношению к тем, кто посредственностями не является. Чванство сие не природное, а наведенное. Яркая индивидуальность превращается в индивидуализм от обиды и невостребованности. И всегда только В ОТВЕТ. Безразличие обывателя к яркой личности - это нормально, а вот ГОРДОСТЬ тем, что ты серость и агрессию к непохожести нужно воспитывать смолоду.

Для нашей загадочной русской души, говоря по Шекспиру, простота, что глупостью слывет, не характерна. А вот глупости в маске мудреца-пророка предостаточно.

Когда небесные черты соборности начинали уж очень неприлично выпирать (например, режут по селам XIX века докторов во время холерных эпидемий: а что? где они - там и чума. Логично), интеллигенция хваталась за голову и начинала причитать:Ой, лышенько, наследие татаро-монгольское! Налетели бусурмане на Щит Европы, рабской душой народец накачали. Не уберег и Крест Святой. И русофоб Карл Маркс медку подлил своей страшилкой - азиатским способом производства. Для него и Поволжье - метастазы Азии-с.

Действительно, в Поволжье русские с татарами мешались искони. Уж, казалось бы, тут-то оскал адов должен... Но разберемся, чему и у кого мы учились.

Первый миф, который нужно против шерсти погладить - это сама постановка вопроса. Русские и татары как проблема национальная. Насчет того, какие националы русские, хорошо сказал светоч наш Державин:

Но что тебе союз, о Росс,
Шагни - и вся твоя вселенна.

А татарами называли почти всех. В том числе, например, горские народы Кавказа и тундровые - Севера (Марко Поло, например, пишет, что татары ездят на собаках). И русских тоже называли. И сейчас немец-обыватель не сильно различает. Так что странная эта вещь - русско-татарские взаимоотношения. Не пощупать.

Русь Пресветлая была цивилизацией благостной. Латынской ереси соблазну не поддавалась. В отличие от католиков (католический по-латыни - соборный), православие искони славилось Соборностью. НЕВИДНОЕ МЕСТО

Считал Третий Рим, что Слово Божие не на всякой тарабарщине римской нести надобно. А на том языке, на коем НАРОД глаголет. Так что дело было за малым. За тем, чтобы всяк сущий язык глаголил на языке НАРОДНОМ. И как-то так получалось случайно, что куда не явятся проповедники соборные - глядь, а там уж и Народный язык. Просто неистребима была у разных народов тяга и любовь к этому языку, так и летели ассимилироваться, мухами на мед, мотыльками на огонь (простите, на СВЕТ истины).

Как многоязычие Древней Руси в нечто однородное обернулось - молчат Несторы. Но коварные литвины с поляками успели-таки кое-каким областям католическое рабство учинить и очень там всякое русское попритеснять. Поэтому кроме русского мы имеем еще украинский и белорусский языки. Но сейчас нас интересует Русь, говорящая на языке Народном. Он-то с монголами, уж понятно, никак не связан...

А народные обычаи? Вот что пишет И.Забелин: Азиатские представления, совсем чуждые, ни мало не свойственные нашей северной природе, клонились к тому, чтобы поставить женскую личность в самое невидное место в общественной организации. Чтобы вовсе отделить ее от общества. Вот так. Пришли и поставили в положение, татаровы дети. Свои обычаи привили.

Однако европейские путешественники, видевшие живых татар (в отличие, похоже, от Забелина), отмечают странное: чудеса великого почета, в каком были у них женщины - в управлении, почти равном с мужчинами. Они голосовали на курултае, сражались в составе войск...

Кстати, в Поволжье, на территории Казанского и Астраханского ханств, были, скажем так, славяноязычные деревни, а в деревнях тех все как-то не по-русски. Женщина - управительница хозяйства и бюджета. Мать распоряжается наследством по собственному решению. Дочь в дому - не инструмент выгодного брака двора с двором, а имеет голос в выборе жениха.

Но кое-где - совсем не у монголов - жена да убоится мужа. И кое-где - не в юртах, но под светлые песнопения в сводах - таскать надо жену за волоса. В местах не ковыльных проповедуют про первородный грех, исчадье ада и сосуд греховный. Догадайтесь с трех раз - откуда невидное место в организации?

ПРО ТАТАРСКИЕ ВДВ

Между прочим, пар спускать при помощи татар оказалось, похоже, столь выгодно, что историческими свидетельствами, на которые ссылаются в научных работах, называют даже откровенные идеологические сказки.

Вот и В.Комарович да А.Кузмин в свое время доказали, что жалостливая песнь о Евпатии Коловрате придумана в XVII веке.

Правда, авторы татарского мифа порой сами не видят, чего плетут. Там Батыга поганый просит на ложе жену князя Федора. А за это не ходить войной на рязанскую землю. Уж так ему, стало быть, полюбилась, что готов все свое войско без добычи оставить, врагов простить, ясу нарушить. И сотни наложниц ему не утеха. Воистину воинственное чванство и безвкусица (со стороны сказителя). А Федор ему в ответ: не полезно есть нам христианам водить жены своя на блуд. Это ход мысли христианина эпохи развитой теократии. Княгиня тут вообще сбоку, она - вещь. А не полезно - не ей ходить. Федору ее водить. Тут они с Батыгой - два сапога пара, собственники на торге. Менталитет православный у обоих героев. А Рязань и войско Батыя - декорации. Не народы - идеал. Рабы. Вот, оказывается, почему Рязань-то сожгли. Зажилил Федор жену на блуд. Д.Лихачев назвал это чудовищное произведение второй после Слова жемчужиной древнерусской словесности.

Или еще придумали сказку, что мы не на стороне Тохтамыша от Мамая-узурпатора иго защищали на Куликовом поле, а совсем наоборот - с игом боролись. Смешно, а некоторые до сих пор верят. И чего это тогда передовую Европу-Геную потянуло воевать против своего Щита, деньгами Мамая субсидировать?

Интеллигенты XIX века и еще один посттатарский обычай обнаружили - женское затворничество. Вот и объяснение: люди зажиточные запирали своих жен в терема. Ибо уводить жен и девиц было постоянным обычаем татарским. Так и держали, бедных, в домах за крепостными стенами какого-нибудь Ростова или Владимира. А то, неровен час, ордынцы парашютный десант организуют.

Эти истории любопытны и сами по себе, но я привел их здесь, чтобы показать, из КАКИХ ПО КАЧЕСТВУ кирпичиков складывалась сага о злых татаровьях, от которых все беды.

ПРО ИТАЛЬЯНСКУЮ АЗИЮ

Есть еще способ замутнения сознания: при помощи феномена рабства. И как наших женок в рабство татарское уводили, и как они там сапоги тачали, и всяку дрянь ели в аилах...

Правда, опять неувязочка насчет азиатского способа производства. БОЛЬШАЯ ЧАСТЬ полонн через Кафу и подобные города-рынки попадали... в свободную Европу.

Знатная флорентийка - сыну (1465 год, Эпоха Вырождения не за горами): Раз ты женишься, тебе необходимо взять рабыню - татарку, которые все выносливы в работе. Или черкешенку, отличающуюся здоровьем и силой, или русскую, то есть из России, которые выделяются красотой и сложением.

Кстати, полонянка, попавшая непосредственно в Орду, могла худо-бедно выбиться в олже катын (жена, полученная из военной добычи). Вот угодившие в Европу и на Русь (да-да, русские - на Русь) такой возможности при узаконенной моногамии не имели. А система домашнего рабства была характерна для всех стран, хотя многие уверены почему-то, что только для дикого Востока.

И все-таки разница была. На Востоке у рабов был малый шанс дослужиться и до султана. А в свободной Европе и украсной Руси - увы. Есть такой в пропаганде нехитрый прием - умолчание.

ПРО ХАНА ЯРОСЛАВА

Православные историки придумали сказку о предтатарской единой Руси, страдавшей от феодальной раздробленности. На самом деле византийская церковь была в те времена общим соборным паразитом. Но очень разных и АБСОЛЮТНО НЕЗАВИСИМЫХ друг от друга княжеств.

Единой Русь действительно была - несколькими веками раньше. Правда, далеко не в тех границах, куда распространяется сфера тогдашней христианизации, только и всего. И называлось это государство, чьими правителями были Владимир Красно Солнышко и Ярослав Мудрый, КИЕВСКИМ КАГАНАТОМ. А рядом были очень похожие по культуре Хазарский каганат, а чуть раньше - Аварский. Жили в этих государствах люди народностей разных - финских, угорских, германских, славянских, тюркских. Границы же были не национальными, а АДМИНИСТРАТИВНЫМИ. Какой хан сколько награбил, столь и было у него в границах. Кстати, тогдашний епископ Илларион так и называет Ярослава - ханом.

Так что, если строго по источникам историческим, а не пропагандистским, то сначала был Киевский Каганат, управляемый ханом Ярославом, который византийская теократия постепенно и малоуспешно превращала в свою колонию (примерно так же обходились русские петровской эпохи с чукчами и официально завоевать ТАК И НЕ СМОГЛИ, до сих пор, между прочим). А потом нас обманули химерой Киевская Русь: государства с таким названием, увы, не существовало.

Русью именовали ЗОНУ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ВИЗАНТИЙСКОГО ХРИСТИАНСТВА. Просто эта вера тогда звалась (поскольку растекалась из Киевщины - Руси в узком смысле) Русской верой. Так что красно-украсная земля - это не страна с раздробленностью. Это, говоря современным языком, несколько РАЗНЫХ государств. Мы же не называем Иран, Египет и Афганистан одним государством из-за того, что там кругом ислам?

Все это было, пока ткань нормального развития не разорвали наведенной просвещенной ненавистью две великие религии - Христианство и Ислам. Сталкивая людей лбами в выгодном клирикам обоих сторон противоборстве, проповедники не забывали распускать байки о своей веротерпимости и любвеобильности. Но не пора ли и правду припомнить?

ВОЙНА И МIP

Напоследок возвратимся к тому, с чего начали. Люди хорошо жить хотят, в хор выстраиваются, ой, как неохотно. Хотят, да не могут: содержат церковь (поборами), выбирают судей и судят (уклонистов), ведают помощью сиротам и вдовам (из чужого добра, а лавры - своему богу). Да, по византийскому образцу выстроенный церковный приход, тот самый МIP (лучшее создание народного духа), тянул из кармана незаметно...

После XVII века (только!) божий помазанник такую силу набрал, что крестьянскую землю обращал уже массово (дарениями) в церковную и помещичью. А Петр Первый положил, наконец, невиданное - подушную подать. У кого позаимствовал азиатский способ производства? У французов. Есть такая азиатская держава, слыхали?

Раньше брали с двора, теперь с каждого. За то, что живешь на свете. И сверху - ответственные... Подопечный не платит - твои проблемы. Сбежал на Дон - раскошеливайся, сосед. Помер - вот тут ты уже не отвечаешь. Чиновники сообразили и сельским старостам заявили: ничего не знаем, вас там, скажем, десять. Крутитесь как хотите, но чтоб сумма была. Тут каждый за каждым, как в армейском наряде. А накопившуюся ненависть на пасху обрушиваем на соседнюю деревню. Сусальные бои дубьем, которые ПОЧТИ ВСЕГДА кончались катарсисом: Федьку забили!!! Чем это отличается от человеческих жертв Перуну?

Но теперь масленичные сгустки благочестивой ненависти объявили национальным обычаем и гордостью. Для здоровья, эх, хорошо - зубки на лед! Свистеть веселее.

Вот только татарове тут при чем? Не пойму.

Олег ШИРОКИЙ, www.terrapia.ru

http://www.saratoff.ru
Архив на Subscribe.Ru
Поиск по архиву рассылки
"Дайджест "Саратовские новости""





http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное