Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Персональная рассылка Т.В. Гагина


Золото середины

Недавно снова услышал выражение: «Что сделано хорошо — то сделано во славу Божью». Ну или более простой вариант: «Что делаешь — делай хорошо».

Вспомнилось это сегодня по ходу страстной речи одного славного молодого человека. Он с горящими глазами говорил о том, что в нынешнем мире есть место только лучшим. Что надо стремиться стать лучшим, лучшим из лучших, остальное — «вызывает скуку» и «приносит бедность».

Любопытно, насколько часто эта мысль повторяется вокруг, несмотря на явное и очевидное противоречие с наблюдаемой реальностью J

Еще раз заметим: даже «Слава Божья» упоминается в контексте «делай хорошо», а вовсе не «лучше всех». Оглянемся вокруг: мир держится на «сделано хорошо за среднюю цену». А вовсе не на «лучшем». Лучшее — тупо не окупается. Ни фирмам, ни людям.

С рынком вообще все легко отследить: эксклюзив вроде Бентли или Крайслера разоряется раз за разом, а «средне-хорошо, но не блеск» типа Рено или Фольксвагена (а нынче и вовсе разбушевавшиеся китайские автокомпании) скупают эту «блеск и нищету» супербрендов и спокойно расползаются по всему миру.

Мы, большинство, то есть основная масса денег на рынке, не едим лучшее, не живем в лучшем, не ездим на лучшем, не отдыхаем в лучшем, даже не женимся или не выходим замуж за «лучшее». Мы не нанимаем «лучших работников» и не работаем у «лучших начальников». Чего там, мы даже не лучшие книги читаем, не лучшее кино смотрим и не бессмертную музыку на века — слушаем. Мы берем «лучшее, что можем себе позволить», то есть — хорошее по средней цене. Мы, большинство, не «бедность и скука», мы «достаток и приятный досуг». Не «богатство» — достаток. Не «роскошь и блеск» — приятный досуг.

«Среднее за хорошую цену» это примерно как большой город в сравнении с окружающими отсталыми окраинами. Ведь и «худшее» и «лучшее» — это окраины. Там, как ни странно, шансов мало. А тут, в центральной области «хорошо» — основные деньги, основной успех за... приемлемую цену. И цена эта — не только в деньгах.

Рассмотрим. Для этого отвлечемся от рынка вообще и возьмем один товар в частности: нас с вами. Работников. «Профи». «Спецов». Здесь, как и в других областях, вполне себе действует принцип Парето (пусть не очень точный, но тенденцию схватывающий намертво). Помните его? Тот самый, про «80 процентов результата достигается 20-ю процентами усилий». Остальные 20 процентов результата требуют остальных 80% усилий). 80% — это «на четверку». Это — «хорошо». И это стоит пятую часть от «лучше всех».

Иначе говоря, «лучшие всех» в среднем убивают впятеро — ВПЯТЕРО — больше времени, сил, денег, бессонных ночей, разрушенной личной жизни, распадающегося здоровья — на результат, который лишь на 1/5 часть — лучше.

«Окей, — скажете Вы, — но они это результат продадут не в пять, а во много раз дороже...»

«Может быть, — отвечу я Вам J — а может быть и нет».

Посмотрите, в поры «неограниченных возможностей» в России сколько людей рвануло к сияющим высям? А миллиардеров живых? Ну, 20. Не процентов. Штук. А умерших, потерявших здоровье да по тюрьмам? Пожалуй, что и сотни тысяч. А они, между прочим, эти сотни тысяч, тоже прикладывали титанические усилия (ну, кто что мог), не спали ночей, дрожа от нервного возбуждения или  страха, сидели на таблетках и вертелись ужом.

Мало стать лучшим, нужно еще выиграть в лотерею «один из пятидесяти тысяч», то есть попасть в шанс 0,002%.

Вы хотите играть на такие шансы? Ок, даже если речь идет не о миллиардах, а о миллионах. 2%. Причем это не два процента за просто «купить лотерейный билетик». Это за «вгробить жизнь по полной». С вероятностью успеха в два процента. Риск, конечно, благородное дело, но... посчитать все же стоит J

А теперь еще вспомним, что времена «неограниченных возможностей» в России уже прошли. И общество стабилизировалось хоть отчасти. Для нас это значит многократное уменьшение вероятности «статистического выброса» для «лучших».  То есть уже и за миллионы меньше процента. А цена растеееет. В лучшем для «лучших» случае они пойдут по одной мерке с «хорошими». Только из-за существенно более высоких претензий этих «лучших» обычно «хорошие» оказываются более удачным выбором для покупателя... ну, работодателя, партнера, клиента. «Цена-качество», знаете ли. А лучшие — как и положено — с краю. Маргиналы-с.

Но есть нюанс... как всегда J

Мы, большинство, которое «хорошо по средней цене» и которые берут «хорошее же по средней же цене» слегка тщеславны, хоть и не идиоты.

Не идиоты в том смысле, что реально «лучшее» мы брать не будем — овчинка выделки не стоит. Дорого и глупо. Но мы были бы не прочь, если бы наше «хорошее» было чуток... как бы это сказать... лучшим. То есть, еще раз, мы не идиоты и, конечно, не поверим всерьез, что этот лучший в мире Ссан-Йонг уж прям так и лучше Роллс-Ройса. Но что-то типа «в своем классе», «из других Ссан-Йонгов», «в лучшей комплектации» — это нам нравится. Если не особенно увеличивает цену. Чуть-чуть мы согласны доплатить за удовольствие пощекотать свое самолюбие. Но чуть-чуть. Платить всерьез за лучшее? Держите карман шире!

И опять-таки, потому как мы, большинство, не идиоты, мы понимаем разницу между теми, кто называет свое «хорошее» лучшим из уважения к нашей маленькой слабости — и не завышает цены всерьез — и теми, кто достаточно слабоумен, чтобы свое «лучшее» пропихивать нам по цене реально лучшего. Эти «лучшие» идут туда же, куда и просто лучшие и, кстати, худшие. В пеший эротический тур.

Каков вывод?

Не надо быть лучшим. Не окупается. В том самом «нынешнем мире» надо быть «хорошим», реально хорошим, по средней цене. И слегка казаться лучшим, уважая окружающих. А наглые претензии на «лучшесть» надо быстренько сбросить и вместо «гнаться за успехом» мудро выбрать «жить в достатке». Хорошо жить. Потому что это — во славу Божью J

 

 


В избранное