Все выпуски  

Концепция триединого мозга


В этом выпуске:

  1. Концепция триединого мозга
  2. Новости форума

Концепция триединого мозга

Эта идея широко обсуждалась на форуме в различных темах, со ссылками на книгу Карла Сагана "Драконы Эдема". Эту книгу найти можно, например, здесь. В этой рассылке мы предлагаем вашему вниманию некоторые цитаты из этой книги.

Из опытов, аналогичных тем, что проводились с беличьими обезьянами, Мак-Лин вывел весьма привлекательную модель структуры и эволюции мозга, которую он назвал триединым мозгом «Мы должны, — говорит он, — посмотреть на себя и на мир глазами трех совершенно различных личностей», две из которых не вооружены речью. Человеческий мозг, считает Мак-Лин, «равнозначен трем взаимосвязанным биологическим компьютерам», из которых каждый имеет «свой собственный разум, свое собственное чувство времени и пространства, собственную память, двигательную и другие функции». Каждый мозг соответствует одному крупному эволюционному шагу. Все три мозга различаются нейроанатомически и функционально, и в каждом из них совершенно различно распределение таких нейрохимических агентов, как дофамин и холинэстераза.
...
Мак-Лин различает три типа «водителей» нейрошасси. Владения самого древнего из них расположены вокруг среднего мозга (и состоят главным образом из того, что нейроанатомы называют olfactostriatum, corpus striatum, globus pallidus). Этот «водитель» общий у нас со всеми другими млекопитающими, а также рептилиями. По всей вероятности, он возник несколько сот миллионов лет назад. Мак-Лин называет его комплексом рептилий или, проще, Р-комплексом. Вокруг Р-комплекса расположена лимбическая система. Она общая у нас со всеми другими млекопитающими, но в своей законченной форме уже отличается от той, что есть у рептилий. Она возникла, скорее всего, более ста пятидесяти миллионов лет назад. И наконец, новая кора, неокортекс, вне сомнения, самое последнее эволюционное приобретение мозга, окружающее все остальные его части.
...
Если верна точка зрения, изложенная выше, следует ожидать, что Р-комплекс в человеческом мозге все еще в некотором смысле выполняет функции динозавра, а лимбическая кора занята перевариванием «мыслей» пум и ленивцев. Вне сомнения, каждый новый шаг на пути эволюции мозга сопровождается изменениями в физиологии ранее существовавших его частей. На Р-комплексе должны были сказываться изменения в среднем мозге и так далее. Более того, мы знаем, что управление многими функциями организма распределено по различным участкам мозга. Но в то же время было бы странно, если бы те части мозга, что расположены ниже новой коры, не продолжали работать, по сути, так же, как у наших отдаленных предков.
...
Мак-Лин показал, что Р-комплекс играет важную роль в агрессивном ритуальном и территориальном поведении, а также в установлении социальной иерархии. Поразительно, как много из нашего действительного поведения — в отличие от того, что мы говорим и думаем о нем, — может быть описано в терминах, применяемых обычно по отношению к рептилиям. Например, убийцу мы обычно называем хладнокровным. Макиавелли советовал следовать своему принципу «сознательно растить в себе зверя».
...
Эти идеи частично предвосхитила Сюзанна Лангер, американский философ, которая писала: «Человеческая жизнь насквозь пронизана ритуалами, как и жизнь животных. Она представляет собой сложные переплетения разумного и обрядового, знания и религии, прозы и поэзии, фактов и вымысла... Ритуал, как и искусство, — это, по существу, конечное выражение символического преобразования опыта. Он рождается в коре больших полушарий, а не в «старом мозге», но он рождается благодаря элементарным потребностям, поскольку орган этот достиг человеческого уровня». За исключением того факта, что Р-комплекс является «старым мозгом», слова эти абсолютно справедливы.
...
Новая кора занимает у человека около 85 процентов головного мозга, что, конечно, указывает на ее важность по сравнению со стволом мозга, Р-комплексом и лимбической системой. Нейроанатомия, историческая наука и самонаблюдения дают многочисленные свидетельства тому, что люди вполне способны противостоять искушению подчиняться любому импульсу, идущему от рептилианской части нашего мозга. Например, «Билль о правах» американской конституции никоим образом не мог бы быть создан или записан Р-комплексом. Именно наша пластичность, наше долгое детство дают людям больше, чем кому-либо еще на Земле, возможность не следовать рабски тому эталону поведения, что запрограммирован в нас генетически. Но если триединый мозг может служить точной моделью поведения людей, то нет никакого резона игнорировать комплекс рептилии, присущий человеческой природе, в частности наше ритуальное и иерархическое поведение. Наоборот, эта модель может помочь нам понять, что на самом деле представляет собой человеческое существо.

...
Всему этому удивительно соответствуют слова Гильберта К. Честертона: «Вы можете избавить вещи от действия чуждых или случайных законов, но не от законов их собственного естества... Не пытайтесь... побуждать треугольники вырваться из темницы, образованной тремя их сторонами. Если треугольник вырвется из трех своих сторон, жизнь его придет к прискорбному концу». Но не все треугольники являются равносторонними. Указать каждому компоненту триединого мозга его истинную роль вполне в нашей власти.

[Изложенная здесь концепция триединого мозга занимает в современной нейробиологии довольно скромное место и разделяется далеко не всеми учеными. Вместе с тем идея иерархической организации мозга имеет надежную научную основу. — Прим. редакции.]

Надо отметить, что это модель не анатомическая, а функциональная, по методу действия, по способу обработки информации. Р-комплекс обрабатывает информацию гораздо быстрее, чем лимбическая система и неокртекс, и реагирует мгновенно, заставляя человека застыть на месте или быстро отдернуть руку от огня. Затем включаются эмоции (лимбическая система), приходит страх, радость, удивление... И только после этого делается попытка осознать, а что же это было? Почему так случилось, какие выводы из этого надо сделать? Это подключается аналитическая часть ума.

Есть такое смешное описание Р-комплекса, ака рептильного ума: четыре F: food, fuck, fight & flight, то есть "съесть", "трахнуть", "подраться" и "удрать". Это перечисление основных его потребностей в соответствии с их приоритетом. Рептилия, встречая любой предмет, исследует его на предмет этих четырех потребностей. Если ни одна не актуальна, то наступает игнор.


Мысли о просветлении...

Модель триединого мозга хорошо объясняет такие состояния, когда рассудок говорит одно, а все остальное желает совершенно другого. Cостояние "Лебедь, Рак и Щука" из известной басни... Это происходит в том случае, когда нейрошасси получает три противоречивых команды. Например, неокортекс (новая кора) выдает: "Она богатая невеста с хорошими связями, этот брак выгоден по всем параметрам". Лимбическая система: "Ужас! Она же уродина... Я не смогу с ней и дня прожить...", а Р-комплекс проверил объект на четыре F и выдал команду "fuck and  flight" . И человек попадает в сложную ситуацию выбора, которая может надолго погрузить его в "душевный раздрай".

На форуме высказывалось предположение, что достижение гармонии между тремя частями мозга - это один из возможных вариантов просветления... Как этого можно достичь? - это отдельная тема, которую мы постепенно будем развивать в следующих выпусках рассылки.


О практическом приложении концепции.

Идея триединого ума в чисто практическом ее приложении очень активно прорабатывается в книге Девида Шнарха "Passionate Marriage", которая тоже обсуждалась на форуме. Для гармоничных супружеских отношений необходимо согласие, соответствие всех трех компонент триединого мозга.

В обучении данная концепция должна занять достойное место, потому что эффективность любого обучения зависит от задействования всех компонентов мозга. К сожалению, наша система образования склонна, в лучшем случае, игнорировать потребности Р-комплекса и лимбической системы, делая основной упор на наши аналитические способности. Но многие педагоги-новаторы добивались успехов, задействуя именно все три компоненты, работая с детьми не только на уровне аналитических способностей, но и на уровне ощущений и восприятий (картинки, тактильные ощущения, кинестетика и т.п, - Р-комплекс), вызывая при этом массу положительных эмоций, интерес, энтузиазм (лимбическая система). Такой комплексный подход к обучению дает очень хорошие результаты.

Игры на эмоциональной и рептилоидной частях нашего естества широко используются в разного рода рекламе, в политике, в прочих направлениях, где необходимо сделать так, чтобы человек проявил определенные реакции. Поэтому так важно понимать, осознавать, что происходит, чем вызвана та или иная собственная реакция или поведение других людей. Эта тема будет равиваться в следующих выпусках.


Новости форума

  1. На форуме открыта тема, посвященная этой рассылке. Там можно обсудить все технические моменты.
  2. 31 июля, в славном городе Киеве, начинается очередной семинар из серии Солопрактик, подробности на форуме.

До следующих выпусков!

Ждем ваших писем по адресу kunira@mail.ru

Наши ссылки: форум Абилити, сайт Олега Матвеева, ведет рассылку Кундик Ирина.


В избранное