Все выпуски  

Процессинг. Часть 4.


В этом выпуске:

  1. Процессинг. Сравнение с другими направлениями
  2. Новости форума

Процессинг. Сравнение с другими направлениями

Продолжение темы. Начало в выпуске от 2 августа 2009г. Статья сделана по материалам подкаста Олега Матвеева (аудиозапись),  полный вариант которого можно найти на ОМ радио, запись от 16 мая 2009 г.


Процессинг и психология

Психология - это наука о душе, если этимологически посмотреть, а души вроде как не существует, согласно научным воззрениям, по крайней мере, что такое душа - не очень понятно. Поэтому психология скатывается в сторону физиологизма, когда начинает какие-то рефлексы изучать, скорости реакции и т.д., от которых польза совершенно непонятно какая. Или есть психология способностей, которая очень близка к тому, что я называю словом процессинг. Но, общаясь со студентами старших курсов, я обнаружил одну странность. Допустим, говорю я им, приходит к вам человек и говорит, что у него вот такая проблема – он боится пауков. Что вы с ним будете делать? Конкретно? И, как правило, видишь растерянность в их глазах, а те психологи, которые что-то умеют практиковать, они тут же начинают что-то из НЛП рассказывать, т.е. из той области, которая, как таковая, психологией-то и не считается. НЛП на психологических факультетах не преподают. НЛП до сих пор еще в некоторых европейских странах считается сектой, в принципе, там есть определенные признаки этого.

Поэтому кто в НЛП идет, кто дианетикой и саентологией начинает заниматься, кто еще в какую-нибудь секту идет или в религию ударяется... Т.е на самом деле это явные признаки того, что академическая психология, классическая психология, людям в общем-то помочь не может, это и привело к тому, что возникли всякие альтернативные варианты работы с собой. В частности, одним из вариантов работы с собой является процессинг.

Основное отличие психологии от процессинга заключается в том, что есть два способа. В процессинге мы исследуем, как устроен внутренний мир человека, и мы его исследуем абсолютно в свободном стиле, мы не пытаемся его сопоставить с какими-то готовыми шаблонами и не пытаемся по каким-то готовым моделям его прорабатывать или что-то с ним делать. А когда ты приходишь к психологу, он тебя выслушивает, запихивает в рамки какой-то известной ему модели, и, соответственно, из этой модели он предлагает тебе некое готовое решение. В принципе это понятно: раз наука, значит в науке должны быть законы, раз законы, значит есть готовые решения, вот тебе готовое решение и предлагают. Хотя с точки зрения процессинга это не совсем корректно, потому что мы исследуем уникальную внутреннюю вселенную конкретного человека. Какие там законы, нам не известно и, собственно говоря, как мы можем предлагать ему готовые решения, если мы не знаем, какие там законы?

Парадокс заключается в том, что как только нам удается эту внутреннюю вселенную в достаточной степени исследовать и понять, как устроены эти законы, так проблема решается сама собой. И не требуется к ней дополнительные подкатывать ресурсы в виде якобы недостающих элементов, которые какие-то гениальные исследователи якобы исследовали и поняли, как с этим можно работать, а достаточно просто позволить человеку исследовать, увидеть где этот ресурс находится и его каким-то образом задействовать. Если психологию представлять, как академическое направление, то это основное отличие.

Академическая психология, как наука, пытается оперировать готовыми шаблонами, пытается уподобиться наукам естественным, таким как физика, химия, которые исследуют материальный твердый мир. И психология пытается притвориться, что человек тоже какой-то твердый объект, который можно исследовать, как будто это такой сложно устроенный робот и как будто есть универсальные законы, по которым все эти роботы работают. На мой взгляд, это подход некорректный. По крайней мере я никаких предпосылок на данный момент к тому, чтобы считать человека неким стандартным киборгом, которого можно отремонтировать по готовому шаблону, я не нашел. Наверно в этом основное отличие.


Роль религии в решении проблем человека

Религия - это понятие еще более растяжимое, чем психология. Религией что люди только не называют, в том числе и процессинг. Тут можно по-разному подходить.

Религия может для каких-то людей служить способом избегания реального мира. Они надевают платочек и уходят в какие-то свои переживания или думают, что можно ответственность за свои переживания на кого-то переложить, помолиться, и кто-то, высшее существо о тебе позаботиться.

С другой стороны, религия, наверно, играет социальную роль, общество стабилизирует, какие-то моральные ценности утверждает, ставит их на первый план. Такая религия, которая мотивирует человека понять себя, исследовать себя, и при этом она не дает ему каких-то особенно жестких шаблонов относительно того, что там должно обязательно обнаружиться, в какой-то степени помогает. Наверно, такая религия может сыграть позитивную роль на определенном этапе продвижения. А если религия скорее сводится к некоему набору жестких установок, когда тебя загоняют в рамки и шаг в лево, шаг в право - это побег, и начинают тебя подавлять и пытаться заставлять отказаться от каких-то своих личных, собственных побуждений, то наверно это может сыграть разрушительную роль в отношении личности.

Все относительно. Нельзя однозначно сказать, что религия играет позитивную или негативную роль в жизни человека, она может любую роль сыграть. Я бы сказал так: если религия в общем и целом приводит к повышению уровня осознанности человека, к повышению его понимания себя, то тогда можно сказать, что религия для этого конкретного человека играет позитивную роль, а если она скорее вынуждает человека разувериться в себе и начать надеяться на какие-то высшие силы, которые за меня что-то сделают, или, еще хуже, приводит к некой деградации, когда человека вынуждают смириться с каким-то не очень хорошим состоянием, в котором он находится сейчас и говорят, что в этом состоянии правильно было бы вообще ничего не делать, то тогда это наверно скорей разрушительная вещь. Причем я предполагаю, что одна и та же религия может сыграть и ту и другую роль в отношении разных людей. Все зависит от человека. Определенные люди от религии могут получать очень даже хорошие достижения в жизни и как-то структурировать свою жизнь и двигаться к позитиву, а другие люди могут получать очень негативные результаты и религия тут сама по себе как таковая вряд ли может быть в чем-то обвинена.


Отличие религиозного подхода от процессинга

 Основное отличие то же самое, что и от психологии академической. Имеется в виду, что религия предлагает некое готовое мировоззрение, некую готовую модель устройства мира, и человеку предлагается занять якобы предначертанное для него место в этом готовом устройстве мира. И если я скажу, что я предлагаю человеку исследовать себя и понять кто он в этом мире, то с религиозной точки зрения непонятно, зачем это делать. Ведь, написано что это вот так... На что, в общем, легко возразить, что если мир действительно устроен так, как у вас там написано, то наверно надо позволить человеку просто это осознать. Если мир действительно устроен так, то человек придет к этому рано или поздно.

Собственно никакого противоречия нет. Есть некая вероятность, что мир может быть не устроен так ,и тогда вы лишаете человека шанса понять, как он устроен. Особенно, если речь идет не о каком-то внешнем мире, социуме, а именно о внутреннем мире, о таких вопросах как самореализация, актуализация своего внутреннего потенциала. Такие вещи как раз самое замечательное поле для процессинга.

Не думаю, что в этом плане процессинг как-то противоречит или конфликтует с религией. Он может в каких-то отдельных проявлениях противоречить или конфликтовать, но в общем и целом можно довольно успешно совмещать и то и другое.

А религия от психологии отличается тем, что религия все-таки предполагает наличие сверхъестественной силы, которая стоит выше природы и это является частью описания того, как устроен мир. Многие люди в процессинге обнаруживают то, что действительно мир устроен для них так - и ради бога, почему бы нет, если он для них устроен так, это их полное право считать что он так устроен.

Если ко мне приходит на процессинг человек верующий, я с ним работаю также как с любым другим человеком. Все люди верующие. Просто бывают верующими материалисты и верующие идеалистами. Никаких проблем я тут не вижу. У каждого человека есть свое мировоззрение. Я при этом нахожусь в очень комфортной ситуации, потому что мне не требуется что-либо навязывать человеку. Он приходит не для того, чтобы я ему рассказал, какое у меня мировоззрение. У меня тоже есть какое-то свое мировоззрение, но оно в процессинге никакой роли не играет, потому что каждый человек имеет право видеть мир таким, каким он его видит. Если у человека частью его мировоззрения является религия - замечательно, хорошо. Религия - вещь полезная может быть в этом плане.

 

Эволюция

Я вообще считаю, что процессинг - это некое решение, которое появилось в современном мире именно вследствие того, что эволюция человека не успевает за эволюцией мира материального, т.е. окружения. Процессинг - это катализатор эволюции.

Ничего противоестественного мы не делаем. Мы делаем ту же самую вещь, которая называется эволюцией, а эволюция - это развитие. Человека, у которого эволюции не происходит, называют инфантильным. Зародыш, когда развивается, сначала выглядит как маленькая рыбка, потом маленькая лягушка, потом становится человечком. Так и мы, когда растем и развиваемся, то каждому возрасту соответствует какое-то зрелое психическое состояние. Когда я сталкиваюсь с ситуацией, которая требует процессинга, это просто означает, что я в себе обнаружил некую недозрелую часть, которой я просто позволяю созреть. В ней все ресурсы есть, также как маленький зародыш уже человек, и он по-любому вырастет человеком, вопрос только времени. То же самое и в процессинге. Я обнаруживаю в себе некий недозрелый аспект, некую недозрелую часть, и я просто исследую,  что это за часть, и я ее выращиваю с тем, чтобы не ждать 20 лет, пока она дозреет, пока жизнь меня не приведет к тому, что она начнет выполнять ту функцию, которую она должна выполнять. Я просто катализирую это процессингом, выполняя те же самые процессы, которые в естественном виде происходят, просто они происходят бессистемно и неосознанно и не очень интенсивно, а тут я делаю систематически, осознанно и достаточно интенсивно и позволяю себе от этой "инфантильности" избавиться и стать более взрослым человеком.


Новости форума

Из последних тем, открытых на форуме, хочется обратить ваше внимание на эту тему.

Не могу разобраться с "концептуальными" словами - когда одному слову соответствуют несколько смыслов в зависимости от контекста.
...
Просто подобные слова не описывают конкретные предметы, а действительно нечто "концепции", под которую можно подогнать разный контекст. А с другой стороны, есть и слова, описывающие конкретные объекты..


До следующих выпусков!

Ждем ваших писем по адресу kunira@mail.ru

Наши ссылки: форум Абилити, сайт Олега Матвеева, ведет рассылку Кундик Ирина.

Вопросы, касающиеся этой рассылки, можно обсудить на форуме, в отдельной теме.



В избранное