Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Читая Коржибского. Структурный дифференциал.


В этом выпуске:

Читая Коржибского.Структурный диффференциал.

Читая Коржибского. Структурный дифференциал

Читаем вместе Книгу II фундаментального труда А. Коржибского "Наука и психическое здоровье" (перевод Олега Матвеева). Ниже - некоторые понравившиеся мне цитаты и комментарии к ним. Начало в предыдущих выпусках. Оригинал можно скачать здесь. Обсудить данную тему на форуме можно в этом разделе.


Структурный дифференциал

 В предыдущем выпуске мы говорили об уровнях абстрагирования. С помощью структурного дифференциала (СД) можно легко эти уровни продемонстрировать.

СД

Этот рисунок структурного дифференциала взят не из книги А.К., поэтому обозначения на нем немного другие.

В верхней части расположена парабола, символизирующая событие на микроуровне. Парабола продолжается бесконечно, и это продолжение обозначено ломаной линией в ее верхней части.

Кружочками на параболе обозначены характеристики события, количество которых, очевидно, бесконечно велико.

На этом рисунке изображены сразу три цепочки абстрагирования трех людей. Люди обозначены символами h1,  h2, h3. Объекты, которые получаются у них в результате абстрагирования на первом уровне обозначены кругами. У первого человека - объект Oh1, у второго - Oh2, у третьего - Oh3. Эти круги конечного размера и имеют конечное количество характеристик. Это невербальный уровень. На рисунке этот горизонтальный уровень обозначен символом H1.

С параболы свисают нити. Часть нитей крепится на кругах - это означает, что данная характеристика события была учтена при абстрагировании. Те нити, которые не заканчиваются на кругах - это характеристики события, которые были упущены при абстрагировании.

Дальше следуют прямоугольники (горизонтальный уровень H2). Они обозначают ярлыки, названия, которые люди дают объектам (например, "карандаш1"). Для того, чтобы назвать объект, не нужны все характеристики, которые были учтены при первом абстрагировании. Поэтому к прямоугольникам идет еще меньше нитей - это те характеристики объекта, которые были учтены при присвоении ему ярлыка. Часть нитей, идущих от круга вниз просто свисают - это те характеристики объекта, которые были опущены при втором абстрагировании.


 Количество характеристик, которые мы по определению приписываем данному ярлыку, еще меньше, чем количество характеристик, которыми обладаем объект. Ярлыку «карандаш1» мы припишем, возможно, длину, толщину, форму, цвет, жесткость, . Но мы в большинстве случаев отбросим случайные характеристики, такие как царапина на его поверхности, или тип клея, которым соединены две деревянные половинки объективного «карандаша», . Если нам нужен объективный «карандаш» и мы идем покупать его в магазин, мы так и говорим, конкретно словами указывая только те характеристики, которые представляют для нас определенный непосредственный интерес.

На наших диаграммах ярлык (L) обозначает название, которое мы приписываем объекту. Но мы также можем рассмотреть уровень первого ярлыка (L) как описательный уровень, или утверждение. Нам очень хорошо известно, что Иванов всегда может сказать что-то об утверждении (L), и это наблюдаемо.
Так что его утверждение (L1) о предшествовавшем утверждении (L) является новой абстракцией из предыдущей абстракции. На моем языке я называю это абстракцией более высокого порядка. В этом случае нам помогут цифровые индексы. Если назвать уровень (L) абстракцией второго порядка, то абстракцию из этой абстракции нужно назвать абстракцией третьего порядка, (L1). Как только была произведена абстракция третьего порядка, она, в свою очередь, становится записанным фактом и потенциальным стимулом, и может абстрагироваться далее, о нем может быть сделано утверждение, которое станет абстракцией четвертого порядка (L2). У данного процесса нет никаких определенных пределов, ибо, какое бы утверждение ни делалось, и какого бы порядка оно ни было, всегда можно сделать утверждение о нем, и таким образом произвести абстракцию еще более высокого порядка.

На нашей схеме символом L можно было бы обозначить первый прямоугольник. Это второй уровень абстрагирования. Следующие прямоугольники будут обозначаться символами L1, L2, L3 и т.д. Это следующие горизонтальные уровни, обозначенные на схеме символами H3 иH4.

Таким образом, на схеме показаны три вертикальные ветки, соответствующие трем цепочкам абстрагирования разных людей, и четыре уровня абстрагирования. Один бессловесный - объектный уровень (там еще нет ни слов, ни описаний - только ощущения от органов чувств), этот уровень обозначен кружком, и три вербальных уровня, представленные прямоугольниками.

 Кроме этого на схема слева показана ветка, которая символизирует абстрагирование животных. Там тоже есть объект (круг), но дальше на следующем уровне абстрагирование заканчивается. Нити для "животной" ветки не показаны, но там все происходит так же, как и для "человеческих" веток, кроме наличия бесконечных вербальных уровней.

... каждый индивидуум абстрагирует, в общем, из события разные объекты, в том смысле, что они не являются идентичными во всех отношениях. Мы должны постоянно осознавать то, что в жизни на несловесном объективном уровне мы имеем дело только с абсолютными индивидуумами, будь то объекты, ситуации или с.р.

 

Различие между животными и человеком

Способность к абстрагированию есть у всех живых существ. Но только человек способен абстрагировать бесконечно. В книге А.К. сравнивает способности к абстрагированию человека (Иванов) и собаки (Дружок).

Если мы сравним нашу диаграмму и то, что она олицетворяет, с хорошо известными фактами повседневной жизни, то увидим, что абстрагирующие способности Иванова не ограничены двумя порядками, или вообще любым числом n порядков абстракций.

У Дружка сила абстрагирования на каком-то уровне пропадает, хотя и может включать несколько порядков. У Иванова это не так; его сила абстрагирования не имеет известных пределов.

Возможно, читатель находится в семантическом замешательстве из-за незнакомого языка данного анализа. Должно приниматься за данность то, что введение любого нового языка в общем вызывает замешательство, и это оправданно только тогда, когда этот новый язык добивается структурно и семантически чего-то такого, чего старые языки не могли добиться. В данном случае, он позволил нам получить новое четкое отличие между «человеком» и «животным». Число порядков абстракций, которые может произвести «животное», ограничено. Число порядков абстракций, которые может произвести «человек», в принципе, не ограничено.

Мы уже пришли к выводу, что Дружок абстрагирует объекты из событий, и, если его нервная система подобна нашей, то его абстракции низшего порядка подобным нашим. Тут можно задать вопрос: «Знает» ли Дружок, или может ли он «знать», что он абстрагирует? Представляется бесспорным, что Дружок не «знает» и не может «знать», что он абстрагирует, потому что нужна наука для того, чтобы «знать», что мы абстрагируем, а у Дружка науки нет.


Продолжение следует.

До следующих выпусков!

Ждем ваших писем по адресу kunira@mail.ru

Наши ссылки: форум Абилити, сайт Олега Матвеева, ведет рассылку Кундик Ирина.

Вопросы, касающиеся этой рассылки, можно обсудить на форуме, в отдельной теме.



В избранное