Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Саморазвитие. Постижение себя. Взгляд изнутри. Догматизм – признак шудр тысячелетия три.


 

Уважаемые читатели рассылки, перед чтением этого выпуска рассылки пожалуйста, прочитайте внимательно следующее обращение.

Факт подписывания на эту рассылку - это своего рода пользовательское соглашение, в котором вы поставили свою подпись под пунктом - у меня нет требований к автору, пользуюсь на свой страх и риск. Духовная ответственность автора перед вами - это дело автора, но ваша ответственность перед собой - серьёзнее для вас, так как влияет на вашу же судьбу.

Если при чтении рассылки у вас появляются нехорошие ощущения, эмоции, чувства - попробуйте понять их причину. В случае, если рождается антагонистическое желание спорить с автором - просто отпишитесь от рассылки, или опишите на бумаге свое мнение, представление, и пришлите мне.

Попробуйте перед прочтением выпуска настроиться на внутреннюю работу. Расслабтесь. Перестаньте думать и анализировать прошедший день и свою жизнь. Настройтесь на свои мечты, благостные цели. Станьте в позицию хозяина своей жизни, смело фильтрующего ненужную информацию. Пробуйте читать не умом, но ощущениями. Что отзывается, что нет, что заставляет ощущать вас неуютно. Это важно для самоосознания. Но вы ведь уже знаете - не всегда то, что неуютно - нехорошо, ведь интуиция часто - родная сестра эго.

Пожалуйста, приготовьте листок чистой бумаги, карандаш или ручку, и создайте в себе желание записывать свои мысли, образы, которые будут рождаться. Это могут быть желания сделать что-то, или сказать что-то кому-то, или найти какую-то информацию. Не выкидывайте эти желания, но следуйте им, реализуйте их.

Не стоит читать рассылку через строчку, в поисках забавного, вызывающего интерес. Это - пустая трата времени.

В определенных местах - когда чувствуется необходимость активной работы с вашей стороны - приостановитесь, возьмите свой листок бумаги, и работайте.

К прочтению стоит возвращаться несколько раз, и каждый раз - с листиком бумаги.

Написанное автору рассылки письмо с отзывом и вашими мыслями увеличивает созидающий эффект выпуска в разы. Конечно, для этого нужно потрудится, взять и заставить себя изложить мысли.

Цель прочтения данного выпуска рассылки - стать ближе к СВОЕЙ истине, лучше понять СЕБЯ, и родить в СЕБЕ желания действовать в СВОЕЙ жизни.

--

Истина действительно освободит вас, но только если вы признаете, что существует более чем один вид истины.    
Тони Шварц

Истина.

Может ли она быть представлена абсолютным, единственно правильным знанием?
    
Есть ли разница в истине знания выпекания хлеба и абстрактной истине, к которой люди стремятся? Как могут истины, связанные с различными слоями действительности и деятельности человека, быть универсальными?

И может ли истина быть идентичной для всего количества наблюдателей, заинтересованных в отыскании оной?

Каково предназначение истины? Как следует относиться к истине современному, образованному, нравственному человеку. Стоит ли видеть мир только в восточных традициях? Справедлив и обратный вопрос - стоит ли фанатично верить в прогресс и в силу ума человечества?

Цель этой статьи – выразить трансцендентные ощущения автора, используя не только духовные переживания, традиции и литературу, но и тенденции обыденной, или по-другому, реальной жизни человечества, или по крайней мере, видимой мне части человечества и среза культуры.

Статья написана под впечатлением от прочтения книги Станислава Грофа “За пределами мозга”, которая издана в серии трансперсональной психологии. Термин “трансперсональная” выражает большое направление психологии, клинической психиатрии, которое говорит, что стихия психики человека – не только то, что заключено в границам нервной системы и тела человека. Фактически, это огромный прорыв в познании. Достаточно легко было ввести квантовую физику – она аппроксимирует результаты реальных опытов, которых можно “пощупать”. В психиатрии сделать это было гораздо сложнее, и определённые люди положили многие годы борьбы и деятельности, направленной на снятие, даже низвержение с пьедесталов культа фрейдизма, концепции человека как идеальной машины, абсолютизма лекарственного излечения человека. Мощность впечатления книги на меня обусловлена тем, что последнее время я был сосредоточен на обдумывании тех же вопросов, только не с точки зрения психиатрии, но роста человека, и не только духовного. Что-то в этой статье будет перекликаться с содержимым книги Грофа, однако есть ряд вопросов, которые я хотел бы обсудить и показать, что представления Грофа, и целого поколения учёных, стремящихся объединить науку и непознанное, также могут быть догматичными, не преследующими понимания сути.

Заголовок статьи – высказывает моё личное мнения о том, что время, когда догматы будут считаться шудрами, низшими, недалёкими, близок (не берусь настаивать на правомочности употребления слова “низший”). И это не будет зависеть от уровня состояния человека, или его поста. Человечество придёт к новому пониманию сущности религий, науки и процесса познания. Прочитайте высказывание великого мыслителя человечества Шри Ауробиндо:

“The aggressive and quite illogical idea of a single religion for all mankind, a religion universal by the very force of its narrowness, one set of dogmas, one cult, one system of ceremonies, one ecclesiastical ordinance, one array of prohibitions and injunctions which all minds must accept on peril of persecution by men and spiritual rejection or eternal punishment by God, that grotesque creation of human unreason which has been the parent of so much intolerance, cruelty and obscurantism and aggressive fanaticism, has never been able to take firm hold of the Indian mentality.”

“Агрессивная и достаточно нелогичная идея одной религии для всего человечества, религиозная вселенная в силу своей ограниченности, единый набор догм, единый культ, единая система церемоний, единые церковные церемонии, единый набор запретов и  предписаний, которые должны принять все сознания из-за опасности, риска преследований, духовного отторжения и непреложного наказания Богом, это гротескное создание человеческой абсурда, которое было истоком такого большого количества нетолерантности, жестокости, мракобесия и агрессивного фанатизма, никогда не была способна непоколебимо зацепить индийскую ментальность“

Предполагаемая аудитория читателей этой статьи – читатели моей рассылки в первую очередь, далее – такие же непокорные (это совсем не значит, что без качества смирения) искатели, как и я, которых может многое заинтересовать, а также люди, которые достаточно далеки от понятий и концепций современной науки, от всех этих перипетий, но в которых развиваются определенные качества познания. Познание имеет характеристики, главными из которых является прямая, осознаваемая цель познания, также возможно существование неосознаваемой, дополнительной цели познания. Ниже мы вернёмся к рассмотрению зависимости познающих от их целей.

Ниже будет представлено несколько событий, фактов, случившихся в моей жизни в последнее время, связанных между собой и идеей данной статьи.

Набор таких взаимосвязей, фактов, событий в книге Грофа названы синхронностью. Концепция синхронности означает, что в некотором своём состоянии психическая, идеальная – не связанная с материальным миром (умственная, духовная) деятельность человека начинает проявлять себя в виде некоторого числа указаний во внешнем мире. Очень интересно, что во всех трансцендентных учениях предполагается, что человек достигает состояния веры в то, что на начальном уровне обучения и постижения он не может потрогать руками. Фактически это состояние равносильно точке, в которое сознание полностью определяет бытие человека. Феномен аскезы, как способ воспитания духа, обучает человека получать удовольствие от осознания движения по пути независимости от определённых материальных проявлений мира. Осознание Бога как личности, подобной людям, позволяет человеку прочнее укрепится в своих представлениях, подобный догматизм сильнее связывает человека. Однако нельзя сказать, что это только во вред. Тут играет роль цель человека – познать истину, или поверить, дабы убрать сомнения и сделать свою жизнь психически легче. Давайте опять вернуться к аскезе. Вера без психического аскетизма – это значит поверить без проверки, без подвергания сомнению новых знаний, это значит довольствоваться дешёвой верой, упиваться ею, и превращаться в фанатика. Аскетичный путь прихода к вере – значит не ждать от неё избавления от психических проблем, но вначале понять – для чего нужна вера.

Если человек в конце концов понимает – пусть на примере других людей, что вера делает его тело здоровее, миропонимание – мудрее, жизнь – счастливее – тогда он говорит себе – а есть ли разница в том, какие формы принимает Бог. Для него вера и Бог становятся не шантажистами, но необходимостью, и эта необходимость не зависит от научных открытий. Очень многие физики рассуждали о Боге, кто-то говорил, что бог не играет в кости, кто-то был близок к открытию первопричин – как ему казалось. Но зачем физиков спрашивать о Боге? Давайте подумаем вместе. Вот появился Интернет, в котором есть огромное количество информации и возможностей, притом совершенно разных. Для поколения, котороё в нём живёт, изменилось ли что-то принципиальное плане познания? Раньше был телевизор, сейчас новостные сайты, социальные сети, информация, взращивающая мощности ума, интеллекта (говорю об определённом срезе Интернета). Суть человека, его стержень, разум не меняются от избытка возможностей. И обратно – твоя суть определяет набор ресурсов, которые ты посещаешь. Предположим, физика откроет дополнительные измерения, параллельные миры, осуществит создание машины времени, научится читать мысли. Но что изменится в человечестве, в людях. Буду ли я от появления возможности путешествия во времени жить цельнее и осознаннее? Стану ли я меньше болеть?

Указание первое. Мой знакомый рассказывал мне о том, что он побывал в ашраме одного индийского святого – этого человека его почитатели считают живым воплощением определенного божества – то есть мессией, пророком. Но первый же сайт в Интернете об этом святом рассказывал мне о его сексуальных притязаниях к детям. И о том, что существует организация, объединяющая сексуальных жертв этого святого. Эта организация требует международного расследования деятельности ашрама, нецелевого использования пожертвований и сексуальных похождений святого. Сейчас я расскажу о своём отношении к такому повороту событий. Я не принимаю информацию этого сайта на веру. Но будучи глубоко убеждённым в том, что догматизм людей (в том числе, почитателей своего святого), может сделать такие вещи реальными, я принимаю эту информацию к сведению. Мой духовный друг, мнение которого поэтому мне особенно важно, сказал мне о том, что нехорошо вот так обсуждать высокие личности, так как неизвестно, чем в жизни это может обернуться. Однако когда вы прочитаете следующие указания, случившиеся до этого, вы поймёте, что я был подготовлен к этим словам. Распространение информации, которую другие могут принять к сведению, а могут не принимать – это благое дело, оно позволяет в любом случае вскрыть обусловленность святых. Я совершенно спокойно допускаю, что истинный святой (я не имею в виду данного) мог бы намеренно совершать не благостные поступки, дабы предотвратить создание культа, разобусловить своих почитателей, и такой поступок мог бы стать его самым важным уроком. Подумайте сами – для чего святому человеку, который познал истину, рабы рядом, которые могут только поклоняться и довольствоваться очень узкими объяснениями истины. Ценно для нашей статьи то, что одной из жертв якобы является ребёнок очень близкого последователя святого. Для этого последователя было очень страшно узнать о не-идеальности его святого. И тут стоит задуматься. Зачем быть рядом со святым – чтобы обрести веру вообще или радоваться от нахождения рядом со святым? Ниже будет представлено понимание веры, основанное на ценности субъективного восприятия действительности. Ниже приведены слова, характеризующие самый важный урок святого – даже если он был преподнесен несознательно (конечно если все эти события имели место). И для последователя этого святого эта информация должна стать подспорьем к просветлению, но не травмой. Иначе зачем несколько лет топтаться возле святого.
"Встретил царя из рода кшатриев, убей его, встретил царя из рода брахманов, убей его. Встретил Отца и Мать, убей их".
"Встретил Будду - убей Будду"

Я не профессионал в психиатрии, но я постоянно вижу наличие у людей и у себя фильтров, которые крутяться в подсознании, и влияют на оценки действительности. Эти фильтры можно назвать по разному - эгрегорами, демонами, страхами и n-ми кольцами подсознания. Суть одна – восточное знание говорит о неспособности логического восприятия выразить действительно важное. Во всех различных духовных системах присутствует персонализированное, индивидуальное, субъективное отношение к истине. Духовные учителя говорят о том, что настоящие, истинные знания два различных человека будут интерпретировать по разному.
У развитых интеллектуально, ментально личностей ценность материалистической реальности ослабевает, так как большую ценность приобретает способность человека моделировать свою реальность посредством осознания. Для человека – это возможность не быть наблюдателем и сторонним участником процесса развития вселенной, представления, мысли человека более тонки, но ведь есть люди, готовые за идею умереть. Что толкает человека к нахождению удобной догмы, и остановке в развитии?
Такой догмой может быть что угодно. Политика, работа, религия.
В нашем последующем анализе важно вспомнить учение Абрахама Мэслоу о самоактуализированных людях и о критерии нормальности рассматриваемого индивидума. Мэслоу предложил считать нормой примеры выдающихся людей, которые объективно не могут быть заключены в серые, уродливые рамки пациентов психиатрических клиник, которые составляли большую часть пациентов психологов, создаваших свои учения и названия болезней.
Значит, будем рассматривать нормального человека, у которого нет видимых фобий, который не лечится от шизофрении или депрессии. Мэслоу считал, что это – не значит, что человек здоров. Поэтому наш вопрос о причинах догматизма нужно преломлять в этом представлении. Что нужно обывателю и потребителю. Тёплое место.
Чем отличается потребитель от визионера, исследователя, самоактуализированного человека? Главное отличие – понимание ценности идеи и жизнь на благо своей идеи. Сейчас мы не будем рассматривать качества идеи – её альтруизм, состояние разума, породившего идею, но задумаемся о том, что уже лежит на поверхности. Для нормального человека в определении Мэслоу сознание важнее материи. То есть оно порождает материю, процессы, изменения, эволюцию в человеческом обществе. Для спящего человека – материя первична. Корпускулярно-волновой дуализм оборачивается здесь в идеально-материальный дуализм каждого человека.
Поэтому, и примеров в различии восприятия можно привести огромное количество, всегда важно осознавать, на людей какого типа направлена информация, знания, градаций тут бесчиленное множество, притом любой духовный текст содержит скрытые пласты понимания, семантические фильтры для непосвящённых. Недогматизм, антикумирство и антиидольство в религиозном, духовном восприятии информации и знаний – единственная защита на пути познания.

Важным вопросом является историческая обусловленность знания. Религиозное, да и научное, знания часто (если не всегда) зависели от политики, власти, денег. Поэтому то, что мы видим в религиях, и даже священных книгах - это смесь реализации различных потребностей человечества - потребностей и в духовном, и в материальном (уважение власти, государства, смирение). Давайте разберёмся. Вы наверняка слышали слова о том, что христианство - религия рабов. И в чём-то солидарен с этими словами. Но вопрос в направленности изучения христианства. Пусть ваша задача развенчать эту религию – и вы с этим справитесь. Пусть ваша задача – познать её ценности – и это тоже будет вам под силу. Если вы - действительно глубокий человек, то поговорив с настоящими учителями (а их ещё нужно уметь определить), представителями православия, католицизма, мусульманства, буддизма - вы не обнаружите принципиальной разницы в их человеческих качествах, в чертах характера. Вы увидите, что эти люди - свободны, что они всегда уважают представителя другой веры, в то же время, различные религии дают различную степень свободы своим приверженникам. Даже если человек говорит о том, что он нерелигиозен, но его вера близка к определённой, широко распространенной вере, даже в этом случае, он полностью обусловлен историей веры, её отношением с государством. Поэтому отличный алгоритм прихода к вере (касается только тех людей, которые чувствуют свою догматичность - иначе - эти слова, и суть всей этой статьи понятна с первых слов) - начать изучать историю веры, условия её зарождения. Становясь чересчур жаркими приверженности определённой веры, мы перенимаем определённые обряды и представления, которые возможно были выгодны политикам, правителям во времени создания веры.

Давайте возьмём индийские веды. Я - не специалист, но вижу, что глубина, широта покрытия ведами человеческой жизни колоссальна. Расписано, покрыто всё. Где гарантия, что все представления и все знания хорошо лягут на вашу судьбу, на ваши обстоятельства, на ситуацию в вашей стране? Только без фанатичного отношения к этим знаниям возможно их обдуманное, взвешенное применение. В данный момент я слушаю лекции доктора Олега Торсунова. Рекомендую их всем читателям этой статьи - волшебная, сказочная глубина. Но вот я  слышу слова Олега Геннадьевича о физике, о том, что наука ничего не стоит, и что стоит вначале научиться воспринять те знания, а потом уж приниматься за науку. У меня не возникает вопросов к Олегу Геннадьевичу - потому что для меня в его лекциях не в этом суть. Но если человек относится к лекциям с догматизмом, то эти слова, сказанные таким авторитетным человеком, становятся понятийным вирусом, мощным фильтром, через который человек воспринимает всю информацию о науке.

Мне понятно, что большинство людей далеки от проблем физики. Также в данный момент физика находится в переломном моменте своего развития, и этот переломный момент длиться уже как век. Ещё в 30 годы прошлого века, со времени создания квантовой физики, физика, и в целом наука, перестали быть линейными. С 80 годов прошлого века физики ломают головы над математической моделью Вселенной, в которой заложено 12 измерений - и это на полном серьёзе (нам доступны только 4). В нашем веке появляются рассуждения  о возможностях созданиях машины времени, телепортаций уровня предметов из большого количества атомов, космических кораблей со скоротью, большей чем скорость света. В изготовлении жётских дисков (винчестеров) для ноутбуков применяют эффект Казимира - предсказанный и рассчитанный с помощью квантовой физики. Появляется книга "квантовая психология". В гене живых существ обнаруживает дополнительные измерения, о которых раньше, ещё несколько лет назад, даже не задумывались. Оказывается, не только гены человека (ДНК), но и особенности молекулярного состава хромосом, учавствуют в переносе информации, в эволюции (вспоминаем Ламарка). Математика - пространства и миры Лобачевского (не признанного при жизни), Минковского, Калаби-Яу (используемые в теории супер-струн), теория хаоса, модное направление научной синергии. Резюмируя, обнаруживаем, что современная наука - не такая уж и линейная. И не такая уж никудышная в плане познания. В том числе, именно она, но не веды, дали нам Интернет, который используется в текущий момент вами, как инструмент познания.

Переломный момент в физики, как и в других науках, связан с официальным признанием необходимости отказа от догматичности, и поиском новых концепций, которые могут объяснить сложность окружающего мира (да, он оказался безумно сложным, и это - только в 4 измерениях, на очереди - ещё 8). Самое интересное в том, что механика Ньютона ещё применяется в жизни (пусть не при расчёте спутников, но для обычного транспорта и зубчатых передач - то, что нужно). Знания всё больше становятся голографичными. Эту аналогию я взял из книги Станислава Грофа. В голографическом изображении каждый кусочек изображения позволяет восстановить всё изображение, но только с потерей точности. Это - реально существующий, пусть и кажущийся фантастическим, эффект. Вы имеете большую голограмму. Вы отрезаете кусочек сантиметр на сантиметр, но вы всё ещё можете его рассматривать, и увидите не кусочек, но всё изображение. Так, похоже, обстоит дело и с наукой. Традиционная физика - всё ещё описывает окружающий мир. Но где-то точности, фокусировки описания уже не хватает. Но давайте мы, современные люди подумаем, а кому не хватает этой точности. И для чего нам эта точность? Кто спросил у нас? И на что повлияют знания большей точности? Почему наше мировоззрение зависит от точности описания наукой мира. Это - пример торговли современного способа мышления и познания, полностью отличного от восточного типа.

Вот мы описываем с помощью науки всё, что видим. И мы все кричим - ура, мы велики. Но не вводя понятия нравственности и этики в способ мышления, человек превращает знания в молоха, пожирающего самого себя. Знания - ради знания, или знания ради чего-то другого? Вообще рассматриваемый вопрос видится автору невероятно сложным. С одной стороны - восточные мудрецы говорят о том, что западный тип познания ничего не стоит. С другой стороны - в данный момент только благодаря западному типу познания мы имеем возможность либерально думать (раньше бы убили). Мы видим, что наука имеет тенденцию (не всегда реализованную) лишать тиранов способа контроля (я имею в виду интернет). В прежние времена люди были лишены выборок статистики, позволяющей как-то по другому поглядеть на мир. Сейчас мы можем получать разное образование, образовываться сами, и мы (обычные люди) получаем возможность потреблять те модели, которые нам кажутся верными. Правда одно но. Правят нами – всё те же – тираны, догматы, фанатики. И это – истинная проблема, которая стоит перед людьми, в том числе учёными. Переходить к изучению 12 измерений стоит после реформы человеческого общества, его основ.

Современных людей, людей тысячелетия 3, ждёт новое понимание веры. Религию я вообще сейчас не беру в рассмотрение - из-за обусловленности перед правителями, перед прошлым религий, из-за иерархического построения и функций управления массой, снижения недовольства. Религия любит выпускать пар. Религия призывает молится, терпеть и ждать. И глубоко духовный человек увидит в этом огромный смысл,  и я согласен с этим смыслом. Но он не увидит другой стороны религии. Религия не призывает к революциям сознания, к свободе выбора человека. Задача религии - статика, застой общественной мысли. Только у персональных, индивидуальных, личностных религий есть шанс в 3 тысячелетии. 3 тысячелетие - эпоха войны между фанатизмом и обусловленностью и принципом 1000% правды, о котором я говорил в своей рассылке. Любая истина, даже та, в которую ты веришь без оглядки, выражает только 100% истины мироздания, но вся эта истина - необъятна разумом человека, и абсолютная её мера - 1000%.

Я желаю всем счастья!

--

Дима [Змицер] Горячко
Zmicer.Harachka@gmail.com
http://www.zmicer.com

*** информация, которая может пригодится ***
архив выпусков за 2008 год http://subscribe.ru/archive/psychology.conscious/2008.html
архив выпусков за 2009 год http://subscribe.ru/archive/psychology.conscious/2009.html

*** Предложение от ведущего рассылки ***
Пожалуйста, дайте мне знать, если:
- у вас появилось желание перевести какой-то выпуск на английский язык
- принять участие в internet-проекте сбора грамотной, гармоничной литературы и информации

*** обратная связь ***
1) жду обратной связи от вас. Ваше отношение к выпуску. В целом к рассылке. Почему не отписываетесь? Что полезно? О чём хотелось бы узнать ещё? Какие рубрики полезны? Критика - что было бы здорово изменить на благо подписчикам.

2) действенные взаимодействия
        - буду рад встречам по вашим конкретным вопросам, связанным с моим и вашим действием
        - удаленные бесплатные консультации (письмо, телефонный разговор), посвящённые:
                - выходу из системных личностных кризизов (то, что несистемно - нормально, правда несистемность в личных кризисах редка - пословицы говорят об этом. Cистемность кризиса говорит о глобально неверной апроксимации действительности - это если в терминах предыдущих выпусков рассылки)
        - с удовольствием опубликую в рассылке ваше мнение, и любые формы творчества, созвучные тематике рассылки

 

В избранное