Все выпуски  

Эффективная психодиагностика и коррекция


Предназначение, призвание, свой путь и прочие выдумки

В интернетах настойчиво распространяется идея о некоем обязательном для каждого предназначении, или призвании, или своём пути, или любимом деле.

Суть идеи проста, как линейка: для каждого человека есть своё место в жизни, где он будет чувствовать себя идеально без малейших усилий.

Как психологу, мне хочется плакать, когда я слышу такое.

Где ваше место?

Дело в том, что никакого такого места не существует. Идея о призвании базируется на ложном основании – и отсюда все её проблемы.

Это ложное основание называние установкой на заданность (fixed mindset). Понятие это ввела Кэрол Дуэк, которая с конца прошлого века тщательно изучает этот феномен.

Оказывается, люди часто верят в некоторую предопределённость, заданность по жизни. Что есть вторая половинка, которую надо найти. Что есть какие-то способности, которые нужно открыть. Что есть призвание, которое можно обрести.

Причём основная задача – найти. Потом, когда искомое найдено, проблем не возникнет. Всё будет легко и красиво. Никаких усилий, никаких напряжений, никаких препятствий – сплошные молочные реки да в кисельных берегах.

В своих исследованиях Дуэк показала, что эта установка абсолютно ложна и не соответствует реальности чуть более чем полностью.

Люди не кусочки пазла, которые нужно поставить в строго определённое место, а активные и бодрые агенты, которые могут изменяться сами и изменять окружение.

Такой подход Дуэк назвала установкой на развитие (growth mindset). В тех же экспериментах исследовательница показала, что люди, которые вооружены установкой на развитие, совершают больше попыток, более устойчивы к поражениям (потому что считают их временными) и, как следствие, чаще добиваются успеха в выбранной деятельности.

Идея предназначения заводит людей в ловушку. Ведь людям кажется, что должно быть легко, а легко не бывает – в любой деятельности есть трудности, без этого никуда.

И когда становится трудно, человек с установкой на заданность, тут же решает: «Это не моё». Он прекращает попытки и сматывает удочки.

А человек с установкой на развитие просто прикладывает дополнительные усилия – и достигает искомого.

Так что нет никакого призвания. Есть упорный труд и немного удачи.

Чего мы ищем на самом деле?

Проблема идеи предназначения не только в том, что она ложная. Она ещё и вредная.

Она полностью уводит человека с плодотворного пути в дебри бесконечного перебора занятий в попытке найти то, что получится с первого-второго раза. Если бы дети учились ходить или говорить в таком же духе, человечество вымерло бы ещё в каменном веке.

Куда более полезной является другой подход – теория самодетерминации (self-determination theory), разработанная психологами Эдвардом Деси и Ричардом Райаном.

В рамках этой теории установлено и проверенно экспериментально, что человек стремится к решению трёх жизненных задач:

  • компетентности,
  • автономности,
  • причастности.

Решение задачи «Компетентность» — это обретение опыта преодоления различных препятствий и уверенности в преодолимости оных (явное сочетание с установкой на развитие Дуэк). Люди, которые понимают свою компетентность, чувствуют себя хорошо, меньше переживают и беспокоятся, они спокойнее и довольнее тех, кто числит себя неудачником и бестолочью.

Решение задачи «Автономность» — это обретение контроля над собственной жизнью (подчёркиваю – над собственной). То есть человек сам решает, куда он ходит, что делает, с кем общается, чем занимается. Полностью эту задачу решить невозможно, разумеется, ведь мы живём среди людей и если нам хочется в восемь утра в воскресенье штробить стены, мы всё-таки этого не делаем из уважения к окружающим. Однако в целом мы стремимся к автономности (обычно это называют свободой).

Решение задачи «Причастность» — это попадание в некую приятную социальную группу. Это может быть супружеская пара, рабочий коллектив, группа единомышленников и даже просто виртуальное сообщество любителей перистых облаков. Главное, чтобы эта группа была для человека приятной.

Когда человек решает для себя эти задачи, он в целом чувствует себя очень хорошо, считает, что находится «на своём месте».

Часто это связано с работой. Например, хороший специалист уже не боится трудных задач (опять же, сравни с установкой на заданность), более того, он часто стремится к ним, как к наиболее интересным. Поскольку он специалист хороший, он уже может выбирать, какие задачи и как именно решать – а это уже про автономию. Наконец, такой человек может считать себя частью группы «хорошие специалисты», и уже это будет решением задачи «Причастность».

Собственно, когда говорят о предназначении, пытаются рассказать именно о решении этих трёх задач. Но рассказывают так своеобразно, что эти рассказы только мешают человеку.

Трудности есть всегда

Самое интересное, что решение вышеупомянутых задач вовсе не отменяет трудностей и неприятных моментов.

Да, человек может быть прекрасным врачом и может заниматься теми больными, которые ему нравятся, но всё же некоторые моменты на работе будут ему неприятны и увильнуть от них он не сможет. Это может быть заполнение документов или общение с родственниками больных, или необходимость обучать интернов или ещё что-нибудь такое – тут всё индивидуально.

Как же получается, что, несмотря на все эти неприятности, человек в целом чувствует себя хорошо?

Здесь нам поможет разобраться Даниэль Канеман. В ходе своих экспериментов он выделил два интересных феномена: «переживающее я» и «помнящее я» (the experiencing self и the remembering self, соответственно).

«Переживающее я» существует очень недолго – меньше минуты. Когда упомянутый выше врач тихо матерится, заполняя разные бумажки, работает его «переживающее я». И в этот момент он свою работу может ненавидеть.

Но потом наш герой выйдет из больницы, пройдётся, проветрится – и от его «переживающего я» не останется ровным счётом ничего. И на сцену выйдет «помнящее я».

Оно запоминает в основном пик события и его финал. И если наш герой в конце рабочего дня отложил бумажки, перебросился несколькими фразами с коллегой, улыбнулся пациентам, выпил кофе в ординаторской и вот после этого ушёл с работы – «помнящее я» скажет что-то вроде: «А хорошая у нас всё-таки работа, замечательная». И этот врач честно и искренне будет убеждать нас в том, что он нашёл своё дело и это его любимая работа.

И, пожалуй, это не так уж плохо.

Итого. 

1. Идея призвания – ложная и вредная. Её база – установка на заданность, совершенно оторванная от реальности.

2. Куда реалистичнее и полезнее установка на развитие.

3. Мы начинаем думать, что мы на своём месте, если смогли решить три задачи – компетентность, автономность и причастность.

4. В любой работе встречаются сложности, но феномен «помнящего я» позволяет нам забывать их. Поэтому мы может искренне верить, что любим то, чем занимаемся, хотя оно постоянно подкидывает нам какие-то проблемы и трудности.

Автор: Павел Зыгмантович

 

 

 


В избранное