По статистике, едва ли не половина россиян
сталкивается в своей жизни с разводом. С распадом родительской или своей
собственной семьи. Сегодня мы не задаемся глубинными вопросами : "Кто виноват?"
и "Что делать?" Нас интересует оценка этого важнейшего события в жизни человека.
А здесь наблюдается полярное расхождение мнений: от катастрофы до
закономерности. И все-таки, раз уж каждому второму из нас придется оказаться в
ситуации развода, почему бы не поговорить об этом?
Развод неизбежен и необходим, считал Сергей Черкасов,
декан Восточно-Европейского института психоанализа и автор книги "Развод как
благо".
"Драма нашей жизни - это путаница социальных ролей и
искажение их содержания, над которым мы по-мичурински надругались", - пишет он.
"Мы разрушили мир дома и воспитали у женщин отвращение к нему. Пытаясь
освободить женщину "от кухни", мы лишили ее семьи. Развод предопределен тем, что
наши характеристики не дополняют друг друга, а опротестовывают, конфликтуют друг
с другом и даже меняются местами. Муж дает соску, жена руководит партийным
движением.
Обязательное среднее образование, бесплатное до
недавнего времени - высшее, а кроме того - война, сталинские лагеря,
уничтожившие огромное количество мужчин, дали возможность появиться женщине с
хорошей профессией, с определенными культурными запросами и, главное, с
сознанием самостоятельности и чувством полной независимости. Кто мог предвидеть,
что эти новые прекрасные качества обернутся для мужчин истинным проклятием и
станут одной из главных причин семейных драм и разводов? Обретя равенство,
неожиданно для самой себя женщина поставила это в заслугу не обществу, а себе. И
обвинила в своем достижении мужчину: "Это он заставил меня работать!"
Мужчины же это возникшее равенство бессознательно
восприняли как поражение, утратив разом все традиционные мужские привилегии, от
физического превосходства до экономического контроля.
Сегодня, наверное, впервые в истории, мужчина боится
женщины. Он не знает, что с ней делать. Он также, как и она, не понимает, что
произошло, и обвиняет ее в своих бедах. Растущее чувство неполноценности
порождает у него желание бежать из семьи. Это психологическое бегство мужчина
успешно рационализировал в тезисе: "Только дураки женятся!" Женщина, которая
бессознательно презирает мужчину, и мужчина, который бессознательно боится
женщину, не могут сохранить семью. Развод и одиночество неизбежны.
Я убежден: современная семья создается, чтобы
распасться. Причины, ведущие к разводу, лучше всего назвать иллюзиями брака. Как
правило, они относятся к первому супружеству, но многие умудряются сохранить эти
иллюзии на всю жизнь. Брак понимается как упрощенный вариант русской сказки, где
основные трудности ждут молодую чету до свадьбы, а добравшись наконец до венца,
им остается только жить-поживать и добра наживать. Большинство молодых людей
сегодня женятся "по любви", но их чувства объясняются не столько любовью,
сколько иными мотивами. В основе брака может лежать самоутверждение молодости,
легализация половых отношений, попытка выйти из-под родительской опеки,
оправдание беременности, наказание изменника и много еще чего. Бессознательные
механизмы поведения, толкающие человека к подобной подмене, выявляются с трудом.
Ни церковь, ни государство больше не выступают
гарантами прочного брака. И дело не в том, что их влияние уменьшилось. Главное в
том, что изменилась сущность личной семейной жизни. В прошлом семья была ячейкой
общества, созданной по социальному заказу так же, как и производственный
коллектив. Сегодня моя семья - это мой мир, мой дом и хорошо, если моя крепость.
Не ячейка общества, а гарант моей свободы от общества. Изменилось само
содержание семьи. Когда-то экономически единый быт и дети гарантировали
стабильность уклада, внешние стабилизаторы - церковь, а затем - партком,
скрепляли союз. Сегодня семья - это риск, в основе ее не материальная база, а
духовная. Однако, такие ценности, как любовь, общность интересов,
взаимопонимание, недолговечны, их надо все время сотворять заново.
Мы не готовы к новой семейной жизни и поэтому только
ценой проб и ошибок, т. е. разводов, реально постигаем сущность брака. Мы
расплачиваемся чужой и собственной болью за сказочные иллюзии. Мы все еще
мысленно вписываем себя в структуру государства и ждем его поддержки, мы боимся
рисковать, так как не привыкли проигрывать...
Установлено, что фрустрация потребности в любви
приводит к ухудшению соматического и психического состояния. Имеется тесная
связь индивидуального чувства любви с традициями и нормами общества и с
особенностями семейного воспитания - обе эти группы переменных являются
источником принятых субъектом способов интерпретации своего состояния.
Что такое любовь ? Многие задают себе такой вопрос, но
пока самый точный ответ знает Краткий психологический словарь, М., Политиздат,
1985 : 1) высокая степень эмоционально положительного отношения, выделяющего
его объект среди других и помещающего его в центр жизненных потребностей и
интересов субъекта (любовь к родине, к матери, к детям, к музыке и т.д.); 2)
интенсивное, напряженное и относительно устойчивое чувство субъекта,
физиологически обусловленное сексуальными потребностями и выражающееся в
социально формируемом стремлении быть своими личностно-значимыми чертами с
максимальной полнотой представленным в жизнедеятельности другого таким образом,
чтобы пробуждать у него потребность в ответном чувстве той же интенсивности,
напряженности и устойчивости.
Чувство любви имеет глубокий интимный характер и
сопровождается ситуативно возникающими и изменяющимися эмоциями нежности,
восторга, ревности и др., переживаемыми в зависимости от
индивидуально-психологических особенностей личности.
В качестве родового понятия любовь охватывает
достаточно широкий круг эмоциональных явлений, различающихся глубиной, силой,
предметной направленностью и др., - от сравнительно слабо выраженных
одобрительных отношений до целиком захватывающих человека переживаний,
достигающих силы страсти.
Слитность сексуальной потребности индивида,
обеспечивающей в конечном счете продолжение рода, и любви как высшего чувства,
дающего оптимальные возможности личности быть продолженной, идеально
представленной в значимом другом, практически не позволяет в ощущениях отделить
одно от другого. Это обстоятельство послужило одной из причин того, что
разные философские и психологические направления допускали неправомерную
абсолютизацию либо биологического начала в любви, сводя ее к половому инстинкту
(любовь как секс), либо, отрицая и принижая физиологическую сторону любви,
трактовали ее как чисто духовное чувство (платоническая любовь). Хотя
физиологические потребности и являются предпосылкой возникновения и поддержания
чувства любви, однако в связи с тем, что в личности человека биологическое
снимается и выступает в превращенном виде, как социальное, любовь в своих
интимных психологических характеристиках является общественно-исторически
обусловеленным чувством, своеобразно отражающим классовые отношения и
особенности культуры, выступающим в качестве нравственной основы отношений в
институте брака.
Исследования онтогенеза и функций любви показывают,
что она играет большую роль в формировании личности и в становления Я-концепции.
В психологии предпринимались неоднократные попытки исследования внутренней
структуры любви в целом и связи между способностью к любви и отношением субъекта
к самому себе. Этот и ряд других аналогичных фактов, а также роль любви в
создании семьи делают проблематику любви исключительно важной для психотерапии и
психического консультирования, для воспитания и самовоспитания личности. Таким
образом можно сделать вывод о том, что каждый понимает любовь по-своему и
выражает ее по-своему, но как это выглдядит на сегодняшний день и почему у нас
так много одиноких людей становится непонятным, а если проанализировать
объявления на сайтах знакомств, пообщаться с теми кто там пишет загадок
становится еще больше.
Недавно, в одной из интернетовских рассылок было
опубликовано высказывание, гласящее, что по сути, единственным реальным
двигателем прогресса является мужское честолюбие и женская алчность. Если
припомнить свой опыт и честно взглянуть на себя, можно поразиться точности этого
афоризма. Лучше всего воспринимаются хвалебные речи, в которых истина сильно
приукрашена, так , что словесные вензеля начинают приниматься за чистую монету.
Со временем содержание исчезает, а вензеля, атрибуты, остаются. Это касается и
мужественности и женственности. В современном обществе штампы более реальны, чем
истина. Думается, Андре Моруа, или любой другой подобный ему романтик,
безусловно, пользовался бы в современной России популярностью у женщин, но
настолько же бесспорно и то, что, работай он, скажем, охранником - остался бы
век неженатым.