Все выпуски  

Новости Виртуальной Психоаналитической Лаборатории


Информационный Канал Subscribe.Ru


НОВОСТИ ВИРТУАЛЬНОЙ ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКОЙ ЛАБОРАТОРИИ

www.e-psy.ru

Выпуск 18

НОВЫЕ ПУБЛИКАЦИИ

Барбара О'Брайен. "Необыкновенное путешествие в безумие и обратно: операторы и вещи".

Душевнобольной пугает. Вызывает желание отвернуться, не знать -- и одновременно острое, невыносимое любопытство. И совершенно непонятно: что -- вот жил себе человек, жил и вдруг -- сошел с ума? Об этом и повествует уникальная книга Барбары О'Брайен. С той разницей, что "это" произошло с ней самой, а после тяжелейшего психотического эпизода она смогла этот опыт описать. Но как! Блестящий язык, тонкая ирония, яркие зарисовки американской психиатрической системы 50-х годов, интереснейшие размышления о статусе душевнобольных как одного из меньшинств, о психоанализе, о природе шизофрении... Да, и это тоже -- с тем же юмором и блеском!
Для психиатра и психолога эта работа должна войти в "обязательную программу" как почти беспрецедентное свидетельство живой и талантливой души, побывавшей на "той стороне Луны" и вернувшейся в мир обычных людей с необычным знанием. Для всех остальных это -- первоклассное, захватывающее чтение, которое дает куда более сложное и человечное представление о безумии, чем это свойственно обыденному сознанию.
Эта книга не только о "них", но и о том, чем "они" являются для "нас". А еще она о том, что совсем-совсем близко происходят события, перед которыми бледнеют мистика, фантастика и приключенческие романы вместе взятые.

Скачать в формате zip...


Критическая ситуация и психологические проблемы. 1 часть.

Критическая ситуация в самом общем плане должна быть определена как ситуация невозможности, т.е. такая ситуация, в которой субъект сталкивается с невозможностью реализации внутренних необходимостей своей жизни (мотивов, стремлений, ценностей и пр.).

Существуют четыре ключевых понятия, которыми в современной психологии описываются критические жизненные ситуации. Это понятия стресса, фрустрации, конфликта и кризиса. Несмотря на огромную литературу вопроса, теоретические представления о критических ситуациях развиты довольно слабо. Особенно это касается теории стресса и кризиса, где многие авторы ограничиваются простым перечислением конкретных событий, в результате которых создаются стрессовые или кризисные ситуации, или пользуются для характеристики этих ситуаций такими общими схемами, как нарушение равновесия (психического, душевного, эмоционального), никак их теоретически не конкретизируя. Несмотря на то, что темы фрустрации и конфликта, каждая в отдельности, проработаны намного лучше, установить ясные отношения хотя бы между двумя этими понятиями не удается, не говоря уже о полном отсутствии попыток соотнести одновременно все четыре названных понятия, установить, не перекрещиваются ли они, каковы логические условия употребления каждого из них и т.д. Положение таково, что исследователи, которые изучают одну из этих тем, любую критическую ситуацию подводят под излюбленную категорию, так что для психоаналитика всякая такая ситуация является ситуацией конфликта, для последователей Г. Селье - ситуацией стресса и т.д., а авторы, чьи интересы специально не связаны с этой проблематикой, при выборе понятия стресса, конфликта, фрустрации или кризиса исходят в основном из интуитивных или стилистических соображений. Все это приводит к большой терминологической путанице....

Подробнее...



Что такое психотерапия?

ПСИХОТЕРАПИЯ (от греч. psyche - душа и therapeia - лечение) - область практического применения психических средств и методов с целью лечения и коррекции души, психики, разных форм психологических проблем, психических отклонений, патологий характера и психосоматических недугов. Психотерапия предполагает лечение словом, т.е. посредством процесса словесного взаимодействия между психологом и пациентом.

В современном мире психотерапия занимает важное место в общественной жизни, тесно соприкасаясь с психиатрией, консультированием, образованием, религией. Она может проводиться как в стационаре, так и амбулаторно, в консультациях.

Психотерапия может быть индивидуальной, семейной и групповой (в зависимости от задач и условий проведения), а также поверхностной или глубинной, поддерживающей, суггестивной, интерпретативной, обучающей, телесно или вербальноориентированной.

Главными задачами психотерапии являются поиск и выявление внутренних скрытых смыслов, лежащих в основе тех или иных психологических проблем (путем расширения сферы сознания или осознания психического материала и корректировки отношения человека к нему), а также помощь в самоактуализации, в раскрытии своего внутреннего потенциала.

Психотерапия имеет широкий арсенал средств и приемов работы. Современные взгляды на психотерапию различают в ней несколько важных разделов:

- теорию - представление о природе человеческой психики и внутренних движущих силах, механизмах разных форм нарушений;
- технические приемы и методы работы;
- сам процесс и искусство психотерапии;
- проблемы личности самого психотерапевта и его профессиональная подготовка;
- вопросы психологической диагностики;
- проблемы научного исследования психотерапии.

Теоретические представления в общем философском плане отвечают на вопросы о том, что есть человек, какие врожденные тенденции ему свойственны, свободен ли его жизненный выбор, может ли он изменить себя и свою жизнь. Более конкретно теория психотерапии рассматривает следующие вопросы:

- характера внутреннего мира;
- механизмов его функционирования (сознательных и бессознательных);
- причин возникновения и развития внутреннего конфликта;
- структуры защитных механизмов;
- процесс формирования, психических отклонений, болезней и различных патологий характера;
- что и как происходит во внутреннем мире человека в результате тех или иных событий его жизни.

Ценность теории для психотерапии состоит в том, что она является основой для создания рабочих гипотез, постановки психологического диагноза и соответственного выбора приемов работы. Она объясняет сложные явления и помогает предсказывать возможные следствия тех или иных действий психотерапевта. Позволяет строить тактику и стратегию работы с клиентом.

Теоретических подходов существует несколько, и исторически они связаны с определенными философскими традициями. Условно можно выделить наиболее крупные. К ним относятся:

- психоаналитический;
- гуманистический;
- экзистенциальный;
- поведенческий;
- рационально-когнитивный;
- трансперсональный.

Исторически все они возникли более или менее независимо друг от друга, в отличие от более поздних и более эклектических, объединяющих в себе разнородные теории и взгляды. При этом следует различать школы психотерапии и теоретические подходы. Последние различаются по тому, какие процессы являются наиболее важными - рациональное мышление человека или бессознательные процессы, поведение или вопросы свободного выбора и ответственности.
Школы психотерапии больше различаются по приемам и формам работы и скорее отвечают на вопросы о том, как лучше работать.

Разные подходы акцентируют важность различных аспектов в человеке. Так:

- психоанализ - важность бессознательного;
- поведенческий - поведения и его изменения посредством обучения,
- рационально-когнитивный - важность построения правильного мышления и принятия правильных решений;
- гуманистический - врожденного положительного начала в человеке и его способности к самоизменениям при определенных условиях (принятия его другим человеком);
- экзистенциальный - важность свободы выбора, ответственности и переживания своей экзистенции (существования) в мире;
- трансперсональный - важность "надличностного" существования человека, его духовной жизни.

При всей разнице в воззрениях все эти подходы объединяет единый круг проблем, связанных с общими правилами поведения психотерапевта в процессе работы, его подготовленности, с закономерностями построения психотерапевтической сессии, этическими нормами взаимоотношений с клиентами. Вне зависимости от подхода психотерапевт должен владеть навыками грамотного выслушивания клиента, совместного формулирования (или переформулирования) проблемы, установления эмоционального контакта, доверия, определенных временных рамок совместной работы и т.д.
Одной из задач психотерапии, одновременно этической и профессиональной, является помощь клиенту в достижении независимости от терапевта и способности к дальнейшей самостоятельной жизни. Обязательным в профессии психотерапевта является сохранение конфиденциальности, уважение пациента и его жизненных ценностей, а также неиспользование работы с пациентом для решения своих собственных психологических проблем.

Если раньше считалось, что главным фактором лечения было понимание клиентом причин своих проблем, то научные исследования последнего времени показывают - основным фактором психотерапевтического процесса и результата являются прежде всего отношения между терапевтом и клиентом. Чем эмоционально интенсивнее отношения, тем эффективнее психотерапия независимо от подхода, школы, приемов работы. Это контрастирует с воззрениями на психотерапию начала века, когда она считалась профессией медицинской, пациент воспринимался как больной, а взаимоотношения между врачом и пациентом считались не главными.

Основателем психотерапии справедливо считается австрийский врач Зигмунд Фрейд, разработавший новый метод работы с неврозами и создавший целостный системный подход в понимании природы психического и личности. По мере развития психоаналитической концепции лечения Фрейдом была одновременно создана теория личности и, главное, раскрыта важность бессознательного, наличия определенной динамики внутрипсихической жизни человека, введено понятие внутреннего конфликта и психологических защит. Он выделил три компонента психического - эго, ид и супер-эго соответственно: сознательное регулирующее и контролирующее начало, бессознательное динамическое и наполненное страстями, совесть или моральный императив. Эти компоненты находятся в сложных динамических отношениях, направленных на компромисс между удовлетворением принципов удовольствия и реальности, что порождает конфликт, тревогу, страхи и соответственно новые компромиссные образования в виде неврозов, психозов патологий характера и других психологических проблем.

Исторически психоанализ был первой школой и первым подходом в истории психотерапии, задавшим определенную парадигму рассмотрения человека в динамике его жизни и попытавшимся выстроить не только теорию личности, но и соответствующий ей метод лечения психических нарушений. Этот метод лечения совершенствовался и прошел путь развития от гипноза до метода свободных ассоциаций, толкования сновидений и интерпретаций. В сущности, он не изменился с тех пор и существует в современном психоанализе и психоаналитической психотерапии что по сей день. Параллельно З. Фрейд начал понимать и выявлять значимость отношений между психотерапевтом и клиентом, поскольку эти отношения оказывались значительно более интенсивными, сложными и влияющими на процесс лечения.

В любой психотерапии происходит перенос клиентом на терапевта собственных отношений, чувств, страхов и желаний. Ныне перенос является одним из краеугольных факторов психотерапии, хотя различные подходы (в зависимости от исходных позиций) работают с ним по-разному. Например, в классическом психоанализе основная работа проводится именно с переносом, в динамической психотерапии он исследуется только по мере необходимости, а в других школах с ним работают как с любым рядовым материалом жизненных проблем пациента.

Главным направлением развития современной психоаналитической или психодинамической психотерапии является расширение возможностей метода. Если раньше круг пациентов составляли в основном невротики, то к настоящему времени существует широкий спектр форм психических нарушений, включая психозы, шизофрению и тяжелые формы патологии характера. Это, безусловно, влияет на теорию личности и ее развития, дающую основание для понимания факторов, участвующих в возникновении патологии, и механизма психологических защит, лежащих в основе формирования патологических компромиссных образований, выражающихся в разных клинических формах и симптомах. Многие годы психоаналитическая традиция обладала значительным влиянием в западной клинической практике, пока в ранние послевоенные годы не получили бурное развитие другие направления и, в первую очередь, гуманистическое. Книга Карла Роджерса "Консультирование и психотерапия" (1942) произвела переворот в сознании психотерапевтического сообщества. Главной идеей в ней, стала ответственность психотерапевта за качество отношений между ним и клиентом. Здесь эмоциональные расстройства личности были не показателем болезни, а отображением того, что потребность человека в любви и принятии не была удовлетворена. Поэтому перед психотерапевтом ставилась задача передать страдающему человеку опыт любви и понимания. Главными условиями такой терапии были искренность, эмпатия и безусловно положительное отношение.

Одним из выводов роджеровского подхода является то, что главное в подготовке психотерапевта не изучение книг, а опыт непосредственных переживаний, получаемый в тренинге. В нем происходит обучение будущего терапевта сопереживанию, умению быть естественным и искренним, возможности прийти к соглашению со своими скрытыми предубеждениями и обидами и освободиться от них. Роджерс исходил из того, что человек может сам себя изменить, если захочет. Необходимым условием для этого является лишь присутствие другого человека, способного услышать и принять его (без оценок и с эмпатией).

Идеи Роджерса оказали значительное влияние и на психоаналитическую традицию, которая вобрала их в себя и включила в расширившееся видение метода психотерапевтической работы. Современная психоаналитическая психотерапия и психоанализ существенно обогатились также работами таких авторов, как Г. Кохут и М. Гилл, обосновавшими важность раскрытия человечности психотерапевта, его принципиальной незащищенности от собственных переживаний (связанных с психотерапевтическим процессом) и получившей название контрпереноса.

Традиция западной психотерапии, развиваясь непрерывно и поступательно на протяжении почти всего XX века, пришла к пониманию психотерапии как процесса, происходящего между двумя людьми, в котором в равной мере участвуют сознательное и бессознательное начала (как терапевта, так и пациента), где к личности терапевта предъявляются требования сомосознания, рефлексии, открытости к собственному опыту и многие другие.

Эти требования в разной форме работают в различных школах психотерапии, но особенно важны в той парадигме психотерапевтического видения человека, которая приобрела название "педагогической", в противовес так называемой "медицинской". Эти два понятия возникли как выражение контроверзы (разногласия, расхождения) между классическим подходом психоанализа и психоаналитической психотерапии с более современными течениями, возникшими в 60-е годы под знаменем гуманистического подхода. Справедливости ради надо отметить, что эти две парадигмы, когда-то выступавшие как непримиримые, впоследствии значительно обогатили друг друга и к настоящему времени не являются взаимонеприемлемыми.

Многие другие направления психотерапии выросли как результат борьбы с психоанализом, с его ограничениями и недостатками. В целом в истории психотерапии можно выделить два этапа: до Второй мировой войны - развитие психотерапии как психоанализа, и после войны - развитие психоанализа и возникновение ряда других направлений

К таким направлениям следует отнести гештальт-терапию, основанную Ф. Перлзом, где главным принципом работы является "здесь и сейчас", а предметом изучения - мысли и переживания человека непосредственно в данную минуту. Этот метод, по существу, отвергает всякую теорию и историю жизни человека как несущественные, но предъявляет высокие требования к самому психотерапевту и его личности. После войны возникают и развиваются и другие подходы, такие как НЛП (нейролингвистическое программирование), эриксоновский гипноз, семейная психотерапия, психодрама, арттерапия, психосинтез и многие другие расширяющие круг приемов работы, включающие в свой арсенал новые способы и одновременно перерабатывающие и ассимилирующие классические позиции психодинамического подхода. В современной психотерапии насчитывается большое разнообразие подходов - до 350 и даже более, основными отличиями которых (не считая философских концепций) являются разные приемы работы, зачастую скомпонованные из техник различных направлений.

Исторически главным и центральным методом психотерапии является интерпретация, т.е. указание человеку на внутренний смысл или связь нескольких главных для него вещей. Однако используются и такие методы, как эмпатическое выслушивание, поддержка или конфронтация (прием разговорной терапии, заключающийся в показе человеку определенных несоответствий или противоречий). В различных подходах используются либо только какой-то один прием (как в гуманистической психотерапии - только метод выслушивания при максимальном молчании терапевта), либо все вышеперечисленные, но с добавлениями, разработанными в данном подходе. К ним относятся:

- выявление и закрепление внутренних ресурсов;
- проигрывание определенных жизненных ситуаций;
- использование "второго стула";
- персонификация отдельных проблем и выделение так называемых "субличностей" или "голосов" в сознании человека;
- свободный рисунок;
- медитации, фокусировка;
- наведение транса;
- управляемое воображение;
- свободная импровизация;
- диалог с несуществующим человеком;
- воображаемые диалоги;
- письма, скульптура;
- игры в группах;
- физические упражнения и др.

Но главной задачей всех приемов остается помощь клиенту в осознании и связывании воедино своей психической реальности.

Перейти в раздел...


Психологический взгляд на любовь.

Психология давно пытается ответить на множество вопросов, волнующих человечество. И среди них главный - о природе человеческих отношений... Почему мы способны любить и ненавидеть одновременно? Почему кто-то хочет наслаждаться, а кто-то жаждет боли? Где граница между сознательным и бессознательным? Ответов множество, поэтому подчас кажется, что верного - ни одного...

Три компонента любви.

Одним из первых теоретиков, предложивших научную точку зрения на столь сложный феномен, как человеческая любовь, был психолог из Йельского университета Роберт Дж. Стернберг. "Триангулярная теория" Стернберга позволяет составить логичную картину разнообразных форм любви, описывая различные типы отношений с помощью таких составляющих, как интимность, страсть и решение/обязательство. В его теории предлагается простая модель, подходящая для исследования многих сценариев отношений. На сегодняшний день она является одной из популярных концепций, объясняющих процесс формирования любовных отношений между людьми. Что значит кого-нибудь "любить"? Всегда ли это означает одно и то же, а если нет, то чем отличаются друг от друга различные виды любви? Почему иногда любовь бывает длительной, а иногда проходит так же быстро, как возникает? Целью данной статьи является объяснение этих и других вопросов с помощью триангулярной теории любви. Эта трехкомпонентная теория касается как сущности любви, так и разнообразных видов любви в отношениях различного типа.

На языке триангулярной теории любви любовь понимается как сочетание трех компонентов, которые представлены в виде вершин треугольника. Эти компоненты - интимность (верхняя вершина треугольника), страсть (левая вершина у основания треугольника) и решение/обязательство (правая вершина у основания треугольника). (Компоненты связаны с вершинами треугольника произвольным образом.) Каждому из этих трех терминов можно приписывать различный смысл, поэтому необходимо с самого начала прояснить их значение в контексте данной теории.

Под компонентом "интимность" подразумеваются чувства близости, взаимной привязанности и тесные узы между людьми, возникающие при любовных отношениях. Таким образом, этот компонент включает в себя те чувства, которые создают теплоту в любовных отношениях...

Прочитать полностью...






Вы можете задать свой вопрос специалисту-аналитику здесь или прислать его по e-mail

Ведущая рассылки: Макарова Марина Викторовна


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Адрес подписки
Отписаться

В избранное