Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Новости Виртуальной Психоаналитической Лаборатории


Информационный Канал Subscribe.Ru


НОВОСТИ ВИРТУАЛЬНОЙ ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКОЙ ЛАБОРАТОРИИ

www.e-psy.ru

Выпуск 29

НОВЫЕ ПУБЛИКАЦИИ

Мелани Кляйн "К вопросу о психогенезе маниакально-депрессивных состояний"

Мои более ранние работы содержат отчет о фазе садизма в его зените, через которую дети проходят во время первого годы жизни. В самые первые месяцы жизни ребенка и него имеются садистические импульсы, направленные не только против груди матери, но также против ее тела внутри: вычерпать его, сожрать его содержимое, разрушить его всеми средствами, которые может предоставить садизм. Развитие ребенка управляется механизмами интроекции и проекции. С самого начала Эго интроецирует объекты "хорошие" и "плохие", для каждых из них прототипом является грудь матери - для хороших объектов, когда ребенок получает ее и для плохих, когда она покидает его. Но именно потому, что ребенок проецирует свою собственную агрессию на эти объекты, он ощущает их "плохими" и не только тогда, когда они фрустрируют его желания: ребенок представляет их как действительно опасные - преследователи, которых он боится, что они сожрут его, вычерпают содержимое его тела, разрежут его на куски, отравят его - короче, осуществят свое разрушение всеми возможными садистическими средствами. Эти образы, которые фантастически нарушают картину реальных объектов, на которой они основаны, устанавливаются не только во внешнем мире, но, посредством процесса инкорпорации, также внутри Эго. Следовательно, совсем маленькие дети проходят через ситуации тревоги (и реагируют на них с механизмами защиты), содержимое которых сравнимо с психозами взрослых.

Скачать в формате zip...



Депрессия глазами других (2 часть).

Конечно не всегда все бывает так трагично. Проблема чаще заключается не в том, что близкие люди человека, переживающего депрессию, не любят его, а в том, что они не могут выразить свою любовь и заботиться о нем так, как ему необходимо. Они не могут дать ему то, что ему так надо: молока, которого казалось так мало в груди его матери или в бутылочке, которая заменяла грудь, когда он был еще грудным ребенком, и любви в газах матери, когда он уже научился кушать сам из тарелки с помощью ложки. Тем более это кажущееся равнодушие близких становится болезненным, если оказывается повторением взаимоотношений в детстве. Когда мать хотела своему ребенку добра, но не могла (не умела) показать ему своей любви (см. девятую "хитрость" воспитания на сайте Татьяны Ребровой). Надо уметь выражать свою любовь, также как и надо научиться замечать любовь со стороны своих близких. Но как же научиться замечать любовь своей матери маленькому ребенку, если мать не может ее выразить? (Может быть в этом виновата ее мать? Или мать ее матери? Или наше общество и тяжелая жизнь? Война? Голод? Сталин, который запрещал любить кого-либо, кроме себя?) Кто научит этого ребенка, который теперь стал взрослым, замечать любовь своих близких, чувствовать потребность в любви, самому выражать свою любовь, говорить о любви?
Если алкоголь или наркотики помогают переживать депрессию, все в конце концов усложняется в большей степени. Депрессивное состояние связано, в биохимическом смысле, с дефицитом эндорфинов, которые называют еще "гормоном счастья". При этом надо понимать, что эндорфинов не хватает, потому что у человека депрессия, - а не потому у человека депрессия, что у него не хватает эндорфинов. Хотя последнее мнение тоже существует, и из него следует вывод, что от депрессии существует лекарство. Это "лекарство" известно уже давно. Алкоголь способствует образованию эндорфинов, но конечно лучшим "лекарством" от депрессии является героин, который, являясь одной из разновидностью морфинов, по своей химической формуле почти полностью соответствует "гормону счастья". И проблема заключается не только в том, что и алкоголь и героин разрушают организм, являясь по сути средствами, приближающими смерть, а прежде всего в том, что отказ от их приема вызывает еще большую депрессию, предъявляя таким образом непомерно большой счет за полученное удовольствие. Это заталкивает человека в порочный круг, из которого, кажется, нет выхода. (Действие антидепрессантов менее пагубно - но, к сожалению, очень схоже. Прибегая к антидепрессантам, надо понимать - что это только временное средство.) Об эндорфинах смотрите следующую статью Лекарство от депрессии.
Иногда смелость заглянуть депрессии в глаза может спасти Для того, чтобы понять, как человек воспринимает "чужую" депрессию, разберем некоторые особенности коммуникации при беседе. До тех пор, пока человек видит другого, который еще не встретился с ним взглядом, этот другой остается объектом. Только тогда, когда этот другой замечает первого, он становиться субъектом. Итак, если человек, переживающий депрессию, чувствует себя опустошенным и безжизненным, если он погружен в себя и во время беседы отводит взгляд, его партнер оказывается в ситуации, когда его обращенный взгляд не встречает отклика, он натыкается на пустоту, не получая ответа и не чувствуя контакта. Поэтому и возникает ощущение неудовлетворенности. Собеседнику не хватает этого взаимного контакта при общении, которое наполнило бы его собственное "Я"...

Прочитать полностью...



Основы глубинно-психологической символики" (2 часть)

Ханскарл Лёйнер Журнал практического психолога, №3, 1996г. с.102-110

В последнее время больше склоняются к поддержанию онтогенетической теории объяснения символики. Биологическая ситуация ребенка привлекается как принцип понимания универсальности детского поведения. Х.Хартманн, Э.Крис и Р.М.Лёвенштейн сформулировали это так: "Повсеместную распространенность определенных символов, прежде всего, сексуальных символов, можно, по-видимому, объяснить, если вспомнить, как, в принципе, похоже положение любого ребенка в мире взрослых. Оно ограничивает количество важных ситуаций, которые ребенок оживляет аффектом. Вспомните, как типичны и . неизменны страхи ребенка, и, наконец, насколько универсальны некоторые из его основных восприятий и телесных ощущений" [11].
Общее отношение нашего восприятия к отдельным частям тела, отношение к жестам, используемым для того, чтобы приласкать или обидеть, чтобы что-то выделить или что-то принять, чтобы что-то получить или что-то охватить (если назвать только это), образует основу не только для формирования символики, но и для универсальности невербальных сообщений [15]. Так, определенные функции Я находят эквивалентные, общие способы (модусы) выражения, а тем самым и эквивалентные, общие ощущения, свое превербальное представительство (репрезентацию) в символическом образе и, очевидно, лишь принимаются в языке в качестве языковых символов.
Следующий аспект внесли исследования Х.Зильберера. В состоянии утомления и сонливости он мог при попытке умственного усилия или при наступлении физического, телесного недомогания зрительно представлять себе (визуализировать, вызывать видение) образ, в котором он узнавал замену, компенсацию данной мысли или физического недомогания. Он называл эту замену "аутосимволической" и говорил о "пороговой символике" [18, 19]. Здесь четко прослеживается параллель к Кататимному переживанию образов, к появлению имагинативных феноменов в измененном состоянии сознания. З.Фрейд считал термин Х.Зильберера "аутосимволический ... не совсем целесообразным". В своей работе "Введение нарциссизма" в 1914 г. он охарактеризовал "функциональный феномен" Х.Зильберера как "одно из немногих дополнений к теории сновидений, значение которого несомненно" [7]. В моей работе об "Экспериментальном психозе" [13] я показал, что подобный функциональный способ рассмотрения аутосимволизма явно связан с тем, что в содержании сновидения наяву раскрывается самовосприятие некоторой внутренней напряженной динамической системы. При этом содержанию образов совсем не нужно подвергаться вытеснению. Им не нужно, следовательно, быть бессознательными.
Таким образом, я подхожу к вопросу о функциональном значении символа вообще. З.Фрейд, как известно, понимал сновидение как агрессивное явление, в котором психика оперирует на генетически ранней стадии "инфантильного Я" [2]. Рассматривая развитие человека, он выделял две функциональные системы психики: первичный процесс и вторичный процесс. Функции сновидения, а тем самым и символообразования подчиняются исключительно первичному процессу, который занимает господствующее положение в мышлении ребенка вплоть до пяти или шести лет. Потом он сменяется вторичным процессом [5]. В то время как первичный процесс подчиняется принципу быстрого удовлетворения инстинктов и получения удовольствия, развивающийся позднее вторичный процесс связан с отсрочкой удовлетворения инстинктов и ориентацией на реальность. З.Фрейд так наглядно охарактеризовал смену одного принципа другим и значение для этого техники сновидения наяву, используемой в психотерапии по методу КПО: "Со вступлением в действие принципа реальности отщепляется некоторый вид мыслительной деятельности, который остается свободен от проверки реальностью и подчиняется одному только принципу удовольствия. Это фантазирование, которое начинается с игры ребенка, а позднее, продолжаясь в сновидениях наяву, отказывается от опоры на реальные объекты. По этой причине первичный процесс вместе со своими способами функционирования на протяжении всей жизни остается действенной частью психического аппарата. Правда, мы замечаем существование первичного процесса только тогда, когда снимаются сдерживающие факторы вторичного процесса (как, например, в случае переутомления, интоксикации, во сне и при психических заболеваниях и т. п.). Однако эти находки - лишь только эмпирическая констатация фактов" [6]. Различные функции первичного процесса и вторичного процесса можно продемонстрировать при помощи следующей таблицы...

Прочитать полностью...



Как отцу быть отцом.

Проходя сегодня мимо лотков с книгами нельзя не радоваться. Но как много отдали бы мы за возможность приобрести эти книги лет 10 - 15 назад. Помню, какой радостью для меня была покупка в 1984 году в букинистическом магазине Даугавпилса одного тома из собрания Ж.Пиаже. Сегодня же любому из нас предлагают труды З.Фрейда, А.Фрейд, Э.Берна, Т.Харриса, Э.Фромма, многих отечественных и зарубежных психологов, философов. Сегодня З.Фрейд, более других нелюбимый партийными и идеологическими цензорами, прочно занял свое место на нашей книжной полке. К сожалению, стиль изложения его трудов довольно сложен и требует владения как психологической, так и психиатрической терминологией. Поэтому стоит поднять некоторые вопросы психосексуального воспитания ребенка и затронуть те аспекты, в которых неискушенному читателю разобраться было бы трудно.
Воспитание ребенка начинается с самого его рождения. Однако в первые годы на ребенка в большей степени оказывает влияние та часть психики, которая в работах З.Фрейда получила название "ID" или "бессознательное". В возрасте 3 - 6 лет происходит формирование основных черт характера, поиск себя, своего места в системе отношений между людьми, осознание своего пола и т. д. Попробуем проследить, как эти процессы протекают в типичной современной семье.
В глазах ребенка ведущую роль играет мать. Ведь это тот человек, который кормил его грудью, менял пеленки, играл с ним. Мама готовит пищу на всю семью, обстирывает всех, убирает квартиру, у нее есть много шкатулок с красивыми пуговицами, ароматных блестящих пузырьков с духами, от нее не пахнет табаком (ведь не все мамы курят), и вообще мама уделяет больше всех! времени ребенку. Папа же целыми днями где - то пропадает (если он не безработный), а вечером читает газету или смотрит телевизор, Кто же главнее? Мама или папа? Конечно же, мама!
3.Фрейд утверждает, что в младшем возрасте у ребёнка основными являются три потребности, руководящие всей его активностью. Это потребность в любви, контроле и во включенности в социум. Эти потребности ребенком полностью не осознаются и проявляются только во влечениях. Он в этом возрасте более ласков, нежен в проявлении своих чувств к тем людям, которых любит, очень сильно переживает оценку взрослыми своих поступков, проявляя всю гамму чувств от уверенности в своей исключительности и гениальности до тяжелой депрессии, связанной с недооценкой родителями, например, его детских рисунков на обоях гостиной. Ему свойственна часто раздражающая родителей навязчивость собственным обществом (особенно, когда дома гости) и непосредственность при обсуждении поступков взрослых, их поведения.
Вот, наверное, знакомая всем ситуация: семья ожидает гостей. Мама на кухне готовит угощение, а тут малыш "въезжает" на своей новой машинке, имитируя при этом все звуковые эффекты. Пока мать занята плитой, малыш "загружает" в кузов машинки содержимое сахарницы и счастливо улыбается, оглядываясь на изумленное лицо мамы. "Что ты натворил?! Уходи отсюда! Не видишь - я занята!" и т. д. Малыш вынужден удалиться, хотя здесь столько интересного. Он искал участия и контроля со стороны "самого главного человека в семье", ожидал восторженных откликов на его: способности водить машину, но| его выгнали вон. В маленьком сердце затаилась маленькая обида, он идет в комнату, где папа читает газету "Суббота" или смотрит телевизор. Ребёнку необходимо снять чувство обиды; он пытается приласкаться, прильнуть щекой к папе, такому сильному и умному, но на экране телевизора заканчивается "рекламная пауза", и вообще папе не нравятся эти проявления "телячьих нежностей", звучит очередное "отстань, иди поиграй". Да! Ни участия, ни любви! С опущенным носом малыш скитается по квартире в поисках неосознанного удовлетворения. И нет ничего удивительного в том, что он начинает его искать не там, где надо. Для ребенка родители - это просто папа и мама, а не мужчина и женщина. Но если кто - то его и проконтролирует, так это мама, если от кого - то дождется он нежности и ласки, так это от мамы. Именно с мамой, с женщиной, связано в большей степени удовлетворение ведущих социальных (мы уже не говорим о биологических) потребностей ребенка. Поэтому мальчик, подражая взрослым, часто принимает именно; материнские формы поведения, старается быть похожим на мать или женщину. Но вернемся в нашу семью...

Прочитать полностью...





Вы можете задать свой вопрос специалисту-аналитику здесь или прислать его по e-mail

Ведущая рассылки: Макарова Марина Викторовна


http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: psychology.epsy
Отписаться

В избранное