Назад в Будущее

  Все выпуски  

Обращая внимание на книги других писателей, целый ряд которых назывался выше, надо сказать, что произведения В.Крапивина лежат в русле магистрального направления литературы о детях. У него также на первом плане подросток с его противоречивой сложностью, конфликтностью. Повествование носит диалогический характер, который местами перерастает в прямую полемику между поколениями: взрослыми и детьми. При этом яркой особенностью В.Крапивина является его умение видеть мир взрослых глазами подростка. И в силу исторических, социальных и психологических обстоятельств позиция самого писателя чаще однозначна: он на стороне подростка, защищает его от грубого посягательства взрослого произвола, который может нанести непоправимый вред становлению ребенка.


См.

НАЗАД В БУДУЩЕЕ - 17 (486).

Восстановление утраченных способностей.

Российский Институт Творческого Мастерства (РИТМ), негосударственное научно-исследовательское учреждение и научно-просветительское объединение Центра Социально-культурной Адаптации (ЦСкА) http://zovu.ru/index.php?dn=news&to=art&id=3

Центр в Екатеринбурге, связь через электронную почту: zovuzovu@narod.ru, или zovu_pochta@list.ru

Выпуск посвящен выходу в свет сентябрьского выпуска эл.журнала "ЗОВУ РИТМ"

В нашей рассылке вся информация о свежих материалах, анонсы новых номеров журнала "ЗОВУ РИТМ" (подробности по журналу см. здесь: http://zovu.zovu.ru), а также новости пяти проектов (сайтов) Пресс-центра ЗоВУ!

 

 

Выпуск посвящен памяти писателя и командора Владислава Петровича Крапивина

 

Годы жизни Крапивина В.П.: 14 октября 1938 - 1 сентября 2020.

Все публикации с фотографиями и иллюстрациями см. в журнале "ЗОВУ РИТМ".

 

А еще сегодня, 17 сентября, уже год, как нет с нами выдающегося историка Пыжикова Александра Владимировича (27 ноября 1965 - 17 сентября 2019), публикация тоже в этом номере ... … ...

( читать все тексты можно в журнале "ЗОВУ РИТМ" за сентябрь 2020, который можно скачать со стр. http://zovu.zovu.ru/index.php?dn=down&to=open&id=356)

Видеоанонс всех номеров доступен на стр. http://zovu.zovu.ru (или http://zovu.ru/index.php?dn=photos&to=image&id=569, или http://zovuobraz.ru )

 

Анонсы к электронному журналу "ЗОВУ РИТМ" (сентябрь 2020):

(см. полностью все статьи рассылок в журнале или некоторые из них на сайте)

 

1. "XXI век и психология людей новой цивилизации-4" (выпуск № 605) - ХАРАКТЕР ПОДРОСТКА В ТРИЛОГИИ ВЛАДИСЛАВА КРАПИВИНА «МАЛЬЧИК СО ШПАГОЙ»

- «... Свою задачу В.Крапивин, как писатель - автор произведений детской литературы, сформулировал ясно: через правдивое отражение действительности дать свою собственную модель («каким вижу»), свою концепцию подростка, с прицелом на будущее («хотел бы видеть»), в чём, в частности, заключён преобразовательный момент...»

 

2. "Властелин Времени-4" (выпуск № 547) - КОНФЛИКТ ПОДРОСТКА СО СРЕДОЙ В РОМАНЕ «МАЛЬЧИК СО ШПАГОЙ»

- «...Писатель даёт свою суровую оценку не только всему косному в школе, в семье, на улице, взрослым и детям, но и предлагает ещё в каждом случае своё понимание вопроса, как должны строиться отношения в семье, школе и на улице - словом, везде, где есть дети...»

 

3. "Назад в Будущее-4" (выпуск № 486) - ВЛАДИСЛАВ КРАПИВИН И ТРАДИЦИИ ДЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

- «...Творчество В.Крапивина не может быть замкнуто на какой-то одной связи с предшествующим литературным опытом. Он синтезирует традиции, идущие от того или иного писателя, в особом, крапивинском своеобразии его произведений, даёт новаторский сплав этих традиций в приложении к современному материалу ...»

 

4. "Через Язык - к Истокам разумной Жизни" (выпуск № 476) - РОДНЫЕ ИСТОКИ «ДРЕВНЕЙ» ЛАТЫНИ, или РУССКАЯ «ЛАТИНА» (по книге «Родные слова: правильно ли говорим и понимаем»?)

«... Из нас давно пытаются вылепить «древних латинов» по миропониманию, чтобы мы полностью стали служебным приложением или дополнением «римского мира» или «западной цивилизации». Языковая политика последних столетий и отношение к русскому языку полностью этой тенденции соответствуют...»

 

Внимание! ПОЛНЫЙ АНОНС СЕНТЯБРЬского номера журнала "ЗОВУ РИТМ" можно посмотреть и скачать журнал по ссылке: http://zovu.zovu.ru/index.php?dn=down&to=open&id=356, а еще можно скачать АВГУСТовский номер по ссылке http://zovu.zovu.ru/index.php?dn=down&to=open&id=355.

 

 

!?! По страницам свободно распространяемого электронного журнала "ЗОВУ РИТМ":

 

НАПОМИНАНИЕ 31 ГОД СПУСТЯ:

 

ВЛАДИСЛАВ КРАПИВИН И ТРАДИЦИИ ДЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

§1. Критика о традициях в творчестве В.Крапивина

Изучая творчество В.Крапивина, мы не можем обойти вопрос о тех или иных традициях в литературе, оказавших влияние на творческий путь писателя. Писатель не может не исходить из тех предпосылок, которые подготовлены предшествующим развитием литературы. В традициях сконцентрирован опыт искусства, и путь к подлинному мастерству лежит через прочное овладение этим опытом, превращение его в необходимый момент собственного развития. А такое развитие не может состояться без постоянного поиска новых способов осознания действительности. Отсюда проблема новаторства как момента связи с прошлым опытом и как момента развития настоящего.

Рассматривая традиции и новации, как развивающееся явление, можно сказать о них лишь как направлении (тенденции) в движении литературного процесса в целом, то есть отдельные черты творческого своеобразия писателя нельзя напрямую возводить к тому или иному конкретному предшественнику, носителю этих черт. Поэтому те или иные традиции здесь лишь условно соотносятся с именем того или иного писателя.

В связи с этим представляет несомненный интерес сказанное критиками о традициях в творчестве В.Крапивина. И.Мотяшов (1965 год) романтику В.Крапивина видит в традициях, идущих ещё от Гофмана, Метерлинка, Грина, Пришвина. Мы это не будем оспаривать, но выделим из этого ряда лишь А.Грина, как наиболее характерного для книг В.Крапивина, и добавим интонации К.Паустовского, чётко просматриваемые в характере повествования уральского писателя. Чуть позже (Л.Белая - 1966 год) заговорили о гайдаровских традициях его книг. А позднее (в 1967 году) «открыли» макаренковские традиции, о чем более подробно сказано у Г.Краснова (1970г.) и В.Рогачёва (1978г.). В связи с темой борьбы, присущей крапивинским повестям, Р.Гольдштейн (1972г.) возводит эту линию, через В.Катаева, к Лермонтову. Л.Белая (1981г.) в герое трилогии «Мальчик со шпагой» видит, с подсказки автора, нечто донкихотское. Но здесь мы будем осторожнее, так как с таким же успехом можно «приклеить» и «безумство храбрых» Горького, как Н.Кузин (1971г.), к примеру, говоря о мечте-чудинке крапивинских героев, чисто ассоциативно отсылает нас к В.Шукшину. Всё это лишний раз подтверждает существование некой целостной литературной реальности, которая питает творчество писателей и через которую можно устроить перекличку отдельных черт и мотивов в творчестве разных писателей, как современников, так и различных направлений и периодов.

В существующем критическом материале о В.Крапивине предлагаются схемы, освещающие ту или иную сторону его творчества, но не охватывающие в целом все творческое своеобразие и разнообразие писателя, каждая повесть которого, по словам В.Лукьянина (1982г.) «художественный эксперимент».

Наш взгляд на писательское своеобразие Б.Крапивина основывается не только на литературных традициях, но и на его жизнедеятельности в целом. Истоки его находятся в детстве писателя. Он рос в семье педагога, мечтал о мореходке, не менее сильной была и тяга к сочинительству, литературе. Отсюда соответствующее воспитание, склонности, способности, мечты. Затем журналистское образование, работа по специальности, начало литературной деятельности, а заодно жгучий интерес к детям, их проблемам. Впрочем, это уже направление его литературной деятельности, с самого начала. И с самого начала о нём следует говорить как о писателе, с одной стороны, и о педагоге, о вожатом подростков, с другой.

Как воспитатель, стоящий во главе детского коллектива, В.Крапивин следует в русле прогрессивной гуманистической педагогики. Его клуб «Каравелла» рос и креп в 60-е годы, во времена известного «коммунарского движения 60-х годов». Так и писалось: у Януша Корчака есть Дом сирот, у Гайдара - тимуровская команда, у Сухомлинского - Павлышская школа, а у Крапивина – «Каравелла» ((Интервью...)./ Урал.следопыт. 1982. №7). В ряде статей В.Крапивин непременно фигурирует как писатель-педагог. Или он «старший брат» со своей «педагогикой братства» (Шакшина Е. Старший брат. // Учит.газ. 1980. 14 авг.), или ещё категоричнее: В.Крапивин построил «Каравеллу», а «Каравелла» построила его - отряд сделал его педагогом и писателем (Михалев С. Курс бейдевинд, "Каравелла"! // На смену! 1980. 22 нояб.). Недаром его иногда упрекают в том, что «педагог-проповедник вытесняет художника» (Щеголев Н. Жизнь в движении, в работе. // Урал.рабоч. 1965. 25 авг.). Одним словом, если литература в целом выполняет воспитательную функцию, то у В.Крапивина, как в своё время у Макаренко, это одна из основополагающих сторон творчества, опирающегося и на практику, и на традиции, которые мы здесь условно называем макаренковскими, хотя имеем в виду не одного А.С.Макаренко. Можно даже в известном смысле сказать, что В.Крапивин творит свою «педагогическую поэму» (Белая Л. Диалог поколений. // Москва. 1981. №12).

Вместе с тем с самого начала и по сей день, к какому бы жанру не обратился, у нашего писателя везде настойчиво звучит гриновская интонация. Видимо, это связано и с особым его взглядом на мир, вынесенным ещё с детства и не растерянным в пути. А может, сказывается и нечто вроде ностальгии по несбывшемуся, нереализованному (мечталось же о мореходке, экзотике далёких стран и морских просторов!). О традициях А.Грина начали писать И.Мотяшов, Е.Спехов, Н.Кузин (См.:Урал.1960.№4. Комс.правда. 1970. 24 июля. Урал. 1971. №7.). В связи с особым местом этого вопроса в творчестве В.Крапивина ниже мы вернемся к этой теме (См. главу 3 данной работы).

Нет смысла оспаривать и гайдаровские традиции в его творчестве, так как А.Гайдар заложил подходы и основы для большого направления в литературе для детей и о детях. И уральский писатель не единственный, кто обращался и обращается к гайдаровскому наследию. А.Гайдар настолько широко охватил проблематику этой литературы, что о нём надо говорить и как о писателе-педагоге, и как о писателе-романтике, и как о реалисте. Это иной раз ведёт к тому, что, начиная разговор о традициях в творчестве того или иного писателя, возводят их исключительно к А.Гайдару. Не избежали этого и некоторые критики и рецензенты произведений В.Крапивина.

Таким образом, творчество В.Крапивина не может быть замкнуто на какой-то одной связи с предшествующим литературным опытом. Он синтезирует традиции, идущие от того или иного писателя, в особом, крапивинском своеобразии его произведений, даёт новаторский сплав этих традиций в приложении к современному материалу.

§2. Гайдаровские традиции в трилогии

Гайдаровские традиции в творчестве В.Крапивина достаточно широко освещены критикой, поэтому мы здесь ограничимся краткой сравнительной характеристикой.

Своей задачей А.Гайдар считал воспитание нового поколения борцов за коммунизм (именно так ставилась задача в тот период). Отсюда его обращение к детям, стремление поведать им правду о революции с позиций исключительной человечности и ответственности, требовательности к себе, чувства долга, то есть так, как им понималась партийность. Не будем здесь уходить в характеристику времени, тенденции романтизации революции и послереволюционной действительности (порой до оторванности от реалий жизни), идеологизации литературы. Отметим лишь то, к чему стремился искренне сам Гайдар. Его забота о детях проявлялась не только в жизни (они всегда чувствовали в нём друга), но и в работе над книгами, в бережном обращении со словом. Он был романтиком, хотя его романтика всегда сочеталась с трезвым реализмом.

Много нового внёс Гайдар в литературу: здесь и передача боевого и политического революционного опыта жизни, и уважительное отношение к ребёнку, и новое мироощущение новых (советских) детей, их новое положение (как младших товарищей, без страха забитости). Особое внимание уделяется дружбе, которая проявляется и конкретно у героев, и проходит общим лейтмотивом через все произведения. У Гайдара она равноправна, романтична, рыцарская (к примеру, Тимур и Женя), и, разумеется, взаимна (и между сверстниками, и между взрослым и ребёнком). Главное же заключается в том, что он хотел подружить растущего человека с миром и людьми. Никто до него не делал этого так широко и серьёзно.

А.Фадеев, характеризуя Гайдара, отмечает такие его свойства: органическую революционность, истинный демократизм, большую любовь к детям своей среды, исключительную простоту языка и сюжетную занимательность (Фадеев А. Книги молодого Гайдара. // Лит.газ.1933. 19 янв.). В целом с такой характеристикой можно согласиться, но под «органической революционностью» следует понимать то, что называется «революционным романтизмом». Конечно же, «как всякому настоящему писателю, своеобразному и неповторимому, Гайдару нельзя подражать, но у него можно учиться» (Смирнова В. Аркадий Гайдар. М.,1972. - С.235). И целая плеяда писателей училась и учится у него. Влияние Гайдара чувствуется на писателях, в частности, таких разных, как Н.Дубов, С.Баруздин, А.Алексин, Ю.Яковлев, а также А.Рыбаков, А.Лиханов и, в том числе, В.Крапивин.

В.Крапивин нигде не подражает Гайдару, всё своё, выстраданное. Но у него искреннее уважение и любовь к Гайдару, отличное знание его творчества. Он идёт вслед за Гайдаром, продолжает его путь, что дружно отмечается всеми критиками и читателями. Разумеется, не в том это видится, что есть сходства в ситуациях: Димка и всадник, спасающий его от бандита в «Р.В.С.» - у Гайдара, да Серёжа Каховский и студенты-кавалеристы во «Всадниках со станции Роса» - у Крапивина; или щенок на ст.Роса - у Крапивина, гайдаровская интонация повествования о нём, как в «Голубой чашке» и т.п. Такое сопоставление слишком несерьёзно.

У В.Крапивина на первом плане человечность, доброта подлинная гражданственность, искреннее уважение к мальчишкам, помогающее сохранять детскую непосредственность и понимать ребячью психологию. Создание значительных положительных героев, соответствующих нашему времени, позволяющих ставить их в один ряд с гайдаровскими. Недаром иногда прямо пишут, что С.Каховский - это сегодняшний Тимур (Горшунова Е. (О "Мальчике со шпагой"). // Лит.в школе. 1978. №2). Писатель понимает и любит своих героев, как бы незримо присутствует среди них, воспитывает без поучительства, помогает им расти. В этом демократический дух, роднящий В.Крапивина с Гайдаром.

Возможно, нет у Крапивина героического пафоса, революционной патетики, свойственных Гайдару, что и делает романтику последнего революционной и реалистичной, целеустремлённой. Время Гайдара было иным. Гайдар был влюблён в революцию, предан ей без остатка. Дух революционизма, доходящего до крайностей (от величайшего энтузиазма, стремления к прекрасному будущему, высокой культуре, до низменных жестокостей, страхов, массовых репрессий и отрицания культуры), вообще был свойствен 1930-м годам. Отсюда ярко выраженная классовость гайдаровских повестей и рассказов. Но произведения В.Крапивина разве классово индифферентны? На наш взгляд, в классовом, партийном отношении они так же однозначны и чётки, как и гайдаровские. Коррекция на время не оставляет в этом никаких сомнений, просто понимание классовости и партийности несколько расширилось - от узкопролетарского - до общечеловеческого масштаба и ценности. В.Крапивин непримиримо страстно выступает против социально-классовых болезней 70-80-х годов ХХ века: авторитарного бюрократизма, администрирования во всех сферах жизни, омещанивания и "показушной" парадности... Он видит, как всё это ранит, калечит детей с их обострённым чувством справедливости - сильнее, чем взрослых.

В связи с гайдаровскими традициями остановимся здесь на жизненной позиции писателя, на его позиции борца в наиболее близкой для него сфере жизни. Это, конечно же, мир детства, которому В.Крапивин посвятил практически всю свою жизнь и который он пронёс через все годы, через все года сохранил и пронес свой дар детства, детское мировидение, мечты детства. Посвятил жизнь в смысле работы: 1) для детей (создание художественных произведений); 2) с детьми среди детей в течение 27 лет существования клуба «Каравелла» (на момент написания данной работы в 1989 году. – прим.ред.).

Это же судьба. Судьба барабанщика, по-гайдаровски, о чём страстно мечталось ещё первокласснику Славе Крапивину. Поэтому в жизни он в первую очередь их воспитатель и защитник, а потом только писатель. Такова его гражданская позиция. К задачам детской литературы у него подход тоже прежде всего гражданский, проникнутый заботой о юных читателях. Это о них, выступая на третьем съезде писателей РСФСР (1970г.), В.П.Крапивин сказал:

«Надо, чтобы они уже в этом возрасте сознавали себя гражданами своей страны, а такое воспитание невозможно без уважения к личности ребёнка» (Дет.лит. 1970. №8. - С.27-39.).

Невозможно без уважения к личности ребёнка. А в своих рассказах и повестях показывает совершенно противоречащие этому принципу факты и ситуации: принцип не то, что не выполняется, а даже не вспоминается теми, кто призван воспитывать. Такова горькая действительность. Ряд подобных позорных эпизодов имеется и в трилогии «Мальчик со шпагой». В своём творчестве писатель твёрдо следует принципу: воспитывает то, что близко (а герои В.Крапивина - обыкновенные мальчишки, которые играют и мечтают так же, как все, получают «двойки», ошибаются и оступаются, плачут от обиды...), воспитывает то, что вызывает уважение и восхищение (в этом отношении те же самые обыкновенные мальчишки крапивинских повестей и рассказов как раз «необыкновенны» по меркам 70-80-х годов: они не проходят мимо подлости, не забывают о чести).
Невольно ассоциируется детская (Славы Крапивина) любовь к гайдаровским героям с взрослыми суждениями писателя о них: Альке, барабанщике Серёже и Тимуре:

«Почему-то иногда эти трое мальчишек в моём восприятии сливаются в один образ. Может быть, Тимур - это малыш Алька, выросший, прошедший через испытания и беды барабанщика Серёжи и ставший после этого неукротимым рыцарем?» (Крапивин В. Тимур был мальчишкой. // Дет.лит. 1977. №2. - С.56.)

Неспроста пришла к нему такая мысль. Примером могут послужить его собственные герои: С.Каховский - это выросший Кашка. Дело не в подражании и не в заимствовании, а в логике становления собственной концепции подростка: у Гайдара - своя, у Крапивина - своя концепции, а логика - одна на всех.

В годы, когда педагогический корпус и вездесущая «общественность» вкупе со средствами массовой информации извратили образ гайдаровского Тимура до плакатного пугала, отталкивающего своей ангельской стерильностью, в годы, когда всё больше и больше становилось «квакиных», каждый из которых похлеще гайдаровского, В.Крапивин создавал свою концепцию подростка, творил «тимура» 70-х годов, во многом отличного от гайдаровского, но похожего в главном - человечном. Впоследствии сам писатель сформулировал свою позицию достаточно чётко:

«По моему мнению, современному подростку не хватает некоего нравственного стержня, понятия о рыцарстве, мальчишеском благородстве... Ему не хватает твёрдости характера, убеждений, стремления к самостоятельности решений и поступков. Начиная с повести «Мальчик со шпагой», я хочу создать образ современного мальчишки таким, каким я его вижу, хотел бы видеть. Это не рыцарь без страха и упрёка, он может и поплакать, и даже бояться чего-нибудь, но в критический момент он обнажит шпагу и сразится против несправедливости, подлости. Он поступит так из-за убеждений» (Крапивин В. Впереди по курсу - будущее. // ЛГ.1982. 4авг. - С.З.).

Такое было тогда необычно и есть пока до сих пор необычно: не поэтому ли и В.Крапивин, и его произведения не так уж и редко воспринимаются людьми как «странности» - отклонение от бытующей и процветающей нормы, серой-пресерой. И они не утруждают себя мыслью, в какую сторону «отклонение» - в худшую или лучшую: для них одинаково плохо и то, и другое, хорошо - раствориться в массе. Такова психология многих в период всеобщей обезличенности. С таких вот позиций мерили своим аршином В.Крапивина и его книги. Он же творил с прицелом на будущее и сеял семена этого будущего в настоящем, несмотря ни на что. Критиковал распространённые в жизни уродливые явления даже с высоких трибун; например, в выступлении на шестом писательском съезде РСФСР есть слова:

«Прежде чем давать ребенку общественно-полезную работу, надо, чтобы он осознал важность этой работы и потому захотел её делать... Воспитание и администрирование - прямо противоположные вещи» (Дет.лит.1977. М.,1977. - С.175-181.). Однако в жизни катилось всё по инерции дальше, под уклон, в какое-то болото, и мало кто прислушивался к таким «заумностям», мало кто обращал внимание на них под усыпляющий шум аплодисментов, хотя позиция таких ладей и подготавливала исподволь намечающиеся нынче перемены в общественном сознании. Главное для В.Крапивина - не быть равнодушным. Особенно, когда имеешь дело с детворой: за ними - будущее, и они зёрна сегодняшнего равнодушия могут пронести далеко-далеко и посеять где-нибудь в будущем.

В.П.Крапивин считает, что «от семи до четырнадцати лет человек успевает прожить целую эпоху - короткую, но чрезвычайно важную для будущего... У детства смелый характер. От взрослых зависит, разовьют ли они эту смелость или толкнут маленького человека на компромиссы. Все ребята мечтают о героическом, о подвиге, но мы знаем, что большое начинается с малого: не подведи товарища, даже в игре, не стой в стороне, когда обижают младшего или слабого... А ещё в детстве все мечтают о чуде...» (Крапивин В. У детства смелый характер. // ЛГ. 1980. 26 марта. - С.6) Этот своеобразный комментарий к повестям показывает, что необычные жанровые образования, чередование жанров, включая и сам пафос произведений, берут начало в сочетании детского и взрослого психологизма (психологии), вытекают из самой природы детства.

Вот ещё одно сопоставление жизненной и творческой позиций. В одном из интервью В.Крапивин высказался против атмосферы славословий и умолчаний: «Хорошего не уменьшится, если сдержать поток хвалебных фраз. А вот плохого, если о нём молчать, только прибавится» (Вожатый.1981. №12. - С.11.). И он не молчит. Не молчат герои его повестей. Тот же С.Каховский попадает в сложные конфликтные ситуации именно потому, что не хочет мириться со злом, идти с ним на компромисс. «Какой прок от правильных слов, - говорит писатель, - коль с ними несовместимо то, что у ребят перед глазами» (Вожатый. 1981. №12. - С.11.). Его герои не бросают слов на ветер, какими бы не были эти слова; они не демагоги, они поступают правильно, по достоинству и справедливости. И горькую правду В.Крапивин не замалчивает, а показывает, насколько это было возможно в тот период, вместо недосказанного даёт новые образцы жизненного поведения, такие, какие во все века только красили человека, помогали его росту и расцвету.

«Поступок делает человека личностью в любом возрасте, - говорит В.Крапивин. - Если в тебе нет принципов, то и отстаивать нечего, поступка ради поступка быть не может" (Аврора. 1982. №7. - С.10-18).

§3. Макаренковские традиции

В последние годы много говорится о новой педагогике, о переводе на интенсивные и более гуманные рельсы всей системы образования. В связи с этим правомерно ставится вопрос и «о педагогике настоящей, умной детской книги» (Цымбаленко С. Не стану ждать. // Учит.газ. 1987. 19 нояб. - С4.). Много у нас умных книг для детей: для примера можно назвать в той или иной мере близких В.Крапивину писателей, как А.Лиханов, А.Алексин, В.Астафьев, Ю.Яковлев и др. Но нас интересуют особенности творчества уральского писателя, а ему больше, чем названным, свойственна близость к А.С.Макаренко, «макаренковская мысль». В.Крапивин активно разоблачает ложнопедагогическую мораль, упрощённую догматику в воспитании. Говоря о макаренковских традициях, В.Рогачев, в частности, напоминает о новых принципах роста детских коллективов, многогранности отношений в детском коллективе, развернутых в книгах В.Крапивина, в особенности в «Мальчике со шпагой» (Урал. 1978. №1. - С.126.). Как в художественных произведениях Макаренко, у него тоже в книгах отразилась его собственная педагогическая деятельность. Его герои, как правило, члены коллектива, растут в коллективной игре (а вернее - жизни, так как для детей игры - самая настоящая жизнь, полная событий, часто захватывающих весь горизонт их мировосприятия).

В 70-е годы дети, ради которых существуют школы и пионерские лагеря, оказываются на заднем плане - после процентов, вала и двойной морали. В этих условиях, задолго до вхождения в обиход слов «перестройка» и «демократизация», В.Крапивин борется за духовное здоровье детей в жизни и книгах, воспитывает характер бойца, не способного мириться с подлостью и пошлостью. Его клуб, его книги - это оазисы настоящей жизни в пустыне сухого формализма и чёрствости.

Макаренко выводил в «Педагогической поэме» и «Флагах на башнях» неприглядных «деятелей» соцвоса («социалистического воспитания» - прим.ред.). Крапивин даёт яркую картину болезней современной школы, «педагогов» вроде Совкова, Станислава Андреевича, Нелли Ивановны и им подобных, которым свойственны чинопочитание, грубость и хамство, распространение сплетен, неразборчивость в средствах, диктат в воспитании («Мальчик со шпагой»).

Главное же, пожалуй, заключается в утверждении новых форм коллективизма, уходящих своими корнями в традиции педагогики А.С.Макаренко. В трилогии «Мальчик со шпагой» это оформлено концептуально, хотя частично в самых характерных чертах проводится и в других произведениях. Клуб «Эспада» - это организация единомышленников во главе со старшим товарищем Олегом, вожатым, организация, основанная на взаимном доверии. На последующем этапе в клубе функционирует самоуправление ребят - совет капитанов, которому Олег передаёт всю полноту власти в клубе.

Словом, в основе крапивинской концепции современного подростка лежат личность и разновозрастный коллектив, взаимодействующие со средой. Подросток представлен образом С.Каховского, а модель разновозрастного коллектива - детским клубом «Эспада», в котором вожатым является взрослый энтузиаст. В соответствии с макаренковскими принципами, коллектив, утверждая право каждого добровольно состоять в коллективе, требует во имя суверенитета коллектива беспрекословного подчинения личности законам данного коллектива. Он, пока слаб, избавляется от тех, кто не соблюдает эти законы: так «Эспада» избавляется от Сенцова. Сильный коллектив перевоспитывает своих членов на задачах совместной деятельности. «Эспада» строится на единстве идейной и организационной основ коллектива, живущего общим делом. Этим «Эспада» отличается от аморфных групп в школе. Отличается и тем, что живёт идеями добра, справедливости, человечности, ответственности человека за человека. Подростка В.Крапивина отличает самодеятельность, творческая инициатива, которые способствуют созданию и бережному сохранению своих традиций, передаваемых новичкам в качестве своего духовного опыта. В.Крапивин наиболее полно внедряет макаренковские принципы, но с некоторыми изменениями, применительно к новым условиям и другому историческому периоду в работе с подростками.

Пристально, с макаренковской внимательностью и дотошностью, всматривается В.Крапивин в ребячьи характеры и ребячьи отношения как формирующихся характеров и отношений. Но он знает, что воспитать человечность и человечные отношения можно только в коллективе. Коллектив нужно не только создавать, но и поддерживать, иначе он исчезнет. Потому что коллектив - менее всего группа людей, занимающихся чем-то вместе, а больше всего и прежде всего состояние, уровень (очень подвижный) социального развития. Поддерживать состояние коллективности и чувство коллективизма возможно только через совместную творческую деятельность, необходимую для всех и для каждого. При всём своеобразии клуба «Эспада» коллектив там складывается в полном соответствии с теорией его поэтапного формирования и системой перспектив А.С.Макаренко.

Как далеки от этого школа, школьные классы, отряды, которые долгое время пытались и пытаются выдавать за коллективы, В.Крапивин показывает в повестях достаточно убедительно. Следя за судьбой его подростков в трилогии, мы видим, что только в коллективе у детей возникает чувство социальной защищённости, являющееся условием рождения чувства собственного достоинства. Без этого человек не может быть нравственной личностью. Кстати, личность - понятие, соотносящееся с понятием «коллектив» - тоже состояние, подвижный уровень развитости и проявляемости (от филос. «явление»), деятельной реализуемости индивида. Поэтому в нравственном плане личность характеризуется больше не тем, что она делает, а именно тем, как она это делает. О нравственности можно достаточно обоснованно судить лишь при наличии личности и соответствующих ей форм коллективности. Об этом повествует не только рассматриваемая трилогия, но и другие произведения В.Крапивина.

А.С.Макаренко, предостерегая от тепличных условий для ребёнка, писал:

«В жизни все равно ему придётся столкнуться с различными соблазнами, с чуждыми и вредными людьми и обстоятельствами. Вы должны выработать у него уменье разбираться в них, бороться с ними, узнавать их своевременно».

В.Крапивин следует этому завету: его подростки позволяют положительно судить о направлении их развития, воспитания в семье, школе, разных социальных группах...

Конечно, творчество В.Крапивина - это прежде всего искусство слова, прежде всего художественное отражение действительности, созидание своей собственной модели этой действительности, поэтому оно не даёт готовых рецептов воспитания, а учит думать, бороться, дружить, жить. Его главная тема - в этом аспекте - дружба и коллективизм. По словам Д.С.Лихачёва, «литература - это учительство и её миссия - просветительство, то, что изначально составляло её сущность» (Лихачёв Д. Тревоги совести. // Лит.газ.1987. 1 янв. - С.11.) На примере В.Крапивина видно, что его книги выполняют не просто просветительскую и воспитательную функцию, а основываются на педагогическом (в лучшем смысле!) материале. Недаром говорят, что они являются практическими руководствами по воспитанию, учебниками новой педагогики, как и о «Педагогической поэме» Макаренко. В.Крапивин достойно продолжает его традиции в советской литературе. С самого начала он развивает их, а не принимает в выхолощенном виде, как это делалось в педагогической науке и школе.

§4. В.Крапивин и современная детская литература

Обращая внимание на книги других писателей, целый ряд которых назывался выше, надо сказать, что произведения В.Крапивина лежат в русле магистрального направления литературы о детях. У него также на первом плане подросток с его противоречивой сложностью, конфликтностью. Повествование носит диалогический характер, который местами перерастает в прямую полемику между поколениями: взрослыми и детьми. При этом яркой особенностью В.Крапивина является его умение видеть мир взрослых глазами подростка. И в силу исторических, социальных и психологических обстоятельств позиция самого писателя чаще однозначна: он на стороне подростка, защищает его от грубого посягательства взрослого произвола, который может нанести непоправимый вред становлению ребенка.

В.Крапивину близки В.Катаев, Л.Кассиль, Ю.Яковлев, А.Алексин, А.Лиханов и др. Но различий между ними и Крапивиным, пожалуй, больше, чем сходств.

Взять хотя бы последнего - А.Лиханова. Здесь мы находим принципиальные отличия.

Повести и романы А.Лиханова строго реалистичны, опираются главным образом на внешние обстоятельства жизни.
В.Крапивина же, по сравнению с ним, можно даже назвать чистейшим романтиком.

Если у А.Лиханова на первом плане нередко герой-одиночка, то В.Крапивин от того же одиночки делает шаг вперёд, помещая его в ребячий коллектив.

Характеры А.Лиханова раскрываются вне игры (она у него носит лишь вспомогательный характер в создании образов), тогда как у В.Крапивина часто нельзя разграничить быт и коллективные игры ребят.

Но основным отличием В.Крапивина от всех писателей, в той или иной мере близких ему, является, пожалуй, его гриновский романтизм, с одной стороны, и макаренковский педагогизм, с другой, хотя в целом он идёт в русле гайдаровских традиций, как и другие.

Надо здесь подчеркнуть, что именно макаренковский педагогизм повествования и выводит творчество В.Крапивина за пределы собственно детской литературы.

Оригинальный сплав этих трёх направлений есть уже само по себе новаторство, позволяющее взглянуть на жизненный материал иначе, под другим углом зрения, и высветить всё по-иному - по-новому. Писатель тонко чувствует потребности времени, видя в подростке человека завтрашнего дня.

Всё это позволяет ему хорошо сочетать реалистический психологический анализ с романтическим пафосом, художественную публицистичность с самой настоящей лирической поэзией в прозе.
Видимо, поэтому В.Крапивин занимает в литературе особое место, какое, кроме него, пожалуй, никто еще не занимает. Трудно его занести в ту или иную группу («обойму»).

Единственное, к чему пришли, это то, что записали его по ведомству детской литературы. Но само по себе деление литературы по возрасту читателя - критерий не литературный, а скорее социально-психологический.

 

НЯНИН АЛЕКСЕЙ. ХАРАКТЕР ПОДРОСТКА В ТРИЛОГИИ ВЛАДИСЛАВА КРАПИВИНА «МАЛЬЧИК СО ШПАГОЙ». (Традиции. Новаторство. Авторская позиция.). - Свердловск. Уральский Государственный Университет им. А.М.Горького. 1989 г. - 62 с. – Источник (скачать ): http://zovu.zovu.ru/index.php?dn=down&to=open&id=332

 

 

 

!!! Дорогие читатели и посетители сайта ЗоВУ.ру. Приветствуются ссылки на страницы сайта "Золотые Врата Урала (ЗоВУ)" и указания источника при цитировании. Размещение копии на своих сайтах без разрешения является нарушением авторских прав!!!

Справочная информация по уровням вещания и практика:


см. начало в предыдущем выпуске: ...

4) Подписные издания: Альманах "Карта Успеха" (http://zovu.ru/index.php?dn=news&to=cat&id=17), эл.журнал "ЗОВУ РИТМ" (http://zovu.zovu.ru), газета "Золотые Врата Урала" (http://zovu.ru/index.php?dn=news&to=cat&id=16) , 47 брошюр (http://zovu.ru/index.php?dn=news&to=cat&id=19) и двухтомник "Властелин времени: технологии разумной жизни" (http://zovu.ru/index.php?dn=news&to=cat&id=18). Заказ на нашу литературу см. по ссылке http://zovu.ru/index.php?dn=info&pa=forma_zakaz .
5) Выставка-магазин "У Золотых ворот" (здесь можно выбрать и заказать литературу Команды ЗоВУ и РИТМ): http://zovu.ru/index.php?dn=mag&to=cat&id=2!

Наши сайты ждут вас: 1) Золотые Врата Урала - http://zovu.ru, 2) Российский Институт Творческого Мастерства (РИТМ) - http://zovu.ru/index.php?dn=news&to=cat&id=8. 3) Зову Образ Лада - http://zovuobraz.ru. 4) ШУТ-КИ.НЕТ - http://shut-ki.net , 5) Журнал "ЗОВУ РИТМ" (скачать бесплатно) - http://zovu.zovu.ru,

До следующих встреч! Наша почта: zovuzovu@narod.ru. Пресс-центр ЗоВУ. 2020.

* * *

 


В избранное