Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Актуальная психология

  Все выпуски  

Нектар альтернативной психологии


 

Наши новости:

С 8 мая 2007 года в Израиле - Рами Блект проводит цикл авторских семинаров и психологических тренингов "10 шагов на пути к высшей гармонии". Цикл состоит из 10 встреч, вобравших в себя глубинную мудрость древних учителей и последние достижения науки. Цель семинаров - координально изменить вашу жизнь к лучшему. Часть занятий будет проведена в режиме психотренинга, с элементами восточной психотерапии. Справки и запись по телефону 054-5334-721 или OMRAM7@GMAIL.COMПланы Рами Блекта на ближайшие месяцы

20 и 21 мая 2007 года в Натании (Израиль) С.Н Лазарев, автор серии книг "Диагностика кармы" проведет двухдневный семинар. Справки по тел:  052-5579-684.

В начале июня  2007 года по приглашению  Рами Блекта Израиль посетит проф. Френк Карделл (США). Подробнее о проф. Карделле здесь.  Он проведет тренинги, семинары и частные консультации. Запись по телефону 054-533-4721.

Речь как основа и показатель совершенства

В буддийской психологии говорится, что основным источником потери энергии является речь. В Христианстве говорят – "Не важно, что входит в рот человека, главное - что выходит". Некоторые, используют это выражение для того, чтобы оправдать свой стиль питания, который во многом напоминает стиль питания свиньи – ешь что хочется. Игнорирую при этом вторую часть высказывания. Многие подвижники и святые уходили в уединенные места, чтобы ничего их не побуждало участвовать в пустых разговорах. В Ведах пустые разговоры называют "праджалпой". И именно праджалпа является одно из главных препятствий на пути духовного и материального прогресса.

Первую оценку человеку мы даем по тому, как он говорит. Речь определяет человека. Практически любой человек, который интересуется йогой, восточной психологией и философией, знает имя мудреца Патанджали и его монументальный труд по Йоге - "Йога-сутры".  Но мало кто знает, что в первую очередь он написал не менее выдающиеся работы, посвященные речи и медицине:
"Патанджала-бхашья" и "Чарака" соответственно.  «Патанджала-бхашья», будучи комментариями к грамматике Панини,  учит, как правильно говорить и как правильно построить свою речь.

Существует тесная связь между умом и речью, умом и телом, умом и душой. Здоровое тело, здоровый ум и здоровая речь творят гармоничную личность. Современные психологические исследования показали, что ошибки в речи не случайны. Они имеют глубокую связь с ментальным развитием. Заикание и запинания в речи появляются тогда, когда есть серьезное эмоциональное нарушение. Практически все болезни являются психосоматическими по своей природе.

Каждый человек, стремящийся к совершенству, должен  стать 1-врачом, лечащим свое тело, 2-специалистом по грамматике, следящим за своей речью, 3- философом, очищающим свое сознание и постигающим Абсолютную истину. В жизни такого человека не может быть места для физических недомоганий, безразличия к самопознанию и для беспорядочной речи. Именно такого человека мудрец Патанджали называл  йогом. И каким бы видом йоги, каким бы видом духовной практики человек не занимался, все вышесказанное относиться в полной мере.

И это относиться не только к духовным людям, но и тем, кто хочет преуспеть материально. Умение говорить и слушать очень серьезно изучают во всех бизнес-школах. Даже в криминальном мире, чтобы подняться в бандитской иерархии  нужно уметь контролировать язык. Там очень реализованно цитируют высказывание Будды о том, что слово может убить человека.

Своей речью всего за несколько секунд мы можем испортить себе карму на несколько воплощений. 3 минуты гнева могут уничтожить 10-ти летнюю дружбу. Слова сильно определяют нашу карму. Можно десять лет заниматься преданным служением Богу и за 10 минут потерять все и, как минимум на несколько жизней уйти в ад. Откуда это берется? От оскорблений. Ведическая астрология говорит, что теневая планета Кету отвечает за оскорбления. Кету – это такая планета, которая сразу дает реакции, мгновенно. Кету также дает освобождение. Но в отрицательном аспекте Она наказывает за оскорбления и непочтительную речь – быстро лишая человека того, что он достиг в духовном и материальном плане.

В Ведической цивилизации каждого человека учили  очень внимательно следить за своей речью. Пока человек не заговорил, его тяжело узнать. Дурака от мудреца можно отличить, когда он заговорит. Речь обладает очень сильной энергией. Специалисты, обладающие тонким видением, говорят, что люди, которые общаются матом, грубо и оскорбительно говорят - в определенном месте тонкого тела, тут же получают черное пятно, которая через год-два может перерасти в раковую опухоль. Самое главное, для чего нам предназначен язык – это воспевать святые Имена Бога, чтение молитв и обсуждение тем, приближающих к Божественному. В Кали-югу, эру, в которой мы живем, оскверняется все, даже взаимоотношения учителя и ученика. Единственное, что не оскверняется в Кали-югу – это святые Имена, поэтому Они – наше главное спасение. По статистике 90% всех ссор происходит из-за того, что мы говорим о ком-то плохо.

Наиболее успешны те люди, которые приятно говорят и умеют контролировать свою речь. В Бхагават-Гите говорится, что аскеза речи заключается в умении говорить правду приятными словами.

Люди, которые грубо разговаривают, занимают во всех иерархиях последние места. И это касается и стран в целом. Обратите внимание, что страны с высокой культурой речи более успешные - Япония, Германия, да и вообще все страны, входящие в большую восьмерку. Хотя там сейчас происходит культурное вырождение, включающую в себя и деградацию культуры речи. И это сказывается и на экономике, и на духовной жизни в целом. На Востоке человек, который элементарно не может контролировать свою речь, считается очень примитивным, хотя он может быть профессором на западе. В ближайшие годы будет расцвет Индии и Китая.

Важно помнить, что если мы кого-то критикуем, то мы берем негативную карму и плохие качества характера этого человека. Так действует закон кармы. И также мы берем качества той личности, которую мы восхваляем. Поэтому Веды призывают всегда говорить о Боге и о святых, и восхвалять их качества. Это самый легкий путь для того, чтобы обрести божественные качества. Т.е. если вы хотите обрести какие-то качества, вам достаточно почитать о каком-нибудь святом, который обладает этими качествами, либо с кем-то обсудить его качества. Давно замечено, что мы берем качества того человека, о котором мы думаем и следовательно говорим. Поэтому даже западные психологи советуют думать и говорить об успешных и гармоничных людях. Но чем больше у нас эгоизма и зависти, тем тяжелее нам говорить о ком-то хорошо.

Мы должны учиться никого не критиковать. Одно время я путешествовал  с Ниранджаной Свами в Прибалтике. Он рассказал, что дал потрясающий обет много лет назад ни о ком не говорить плохо. Поэтому даже если он кого-то ругает, он говорит очень мягко. Он рассказал, что после того, как он стал выполнять этот обет, у него сильно улучшилось преданное служение.

У меня был один пациент, у которого по гороскопу с определенного года должна была быть серьезная болезнь, но у него все было нормально. Я спросил его, что он начал делать в этот год. Он ответил мне, что он дал обет, что никого не будет критиковать. И он сказал, что он реально заметил, что его жизнь улучшилась, его духовная практика стала лучше.

Второй уровень – это не думать плохо. Чем больше у нас болтовни в уме, тем больше она проявляется на языке.

Есть еще один уровень. Научиться принимать критику. Одна из способностей ума – оправдание себя в любом положении. Высокий уровень человека определяется тем, что он спокойно выслушивает критику в свой адрес.

Первое правило разумной речи – перед тем, как что-то сказать резкое, досчитайте до 10. Это может показаться глупым. Первое время мы вряд ли сможем досчитать до 3-х. Но с другой стороны, если вы ответите после небольшой паузы, то ваш ответ будет намного разумней, потому что первое, что приходит в голову, когда нас критикуют, ругают – это желание оправдаться и ответить резко в ответ. Поэтому, научитесь 5-10 секунд думать перед тем, как отвечать.

Помимо всего прочего – это собьет ненужный накал эмоций. Человек, который занимается самореализацией, очень мало и продуманно говорит, либо  о Боге и преданном служении, либо о практических вещах, необходимых в жизни.

Важное правило – избавиться от претензий. Первый шаг к любви – это благодарность. В этом мире мало кто кого благодарит. В основном все высказывают претензии - либо в скрытой, либо в явной форме. Но важно помнить, если мы кого-то не благодарим, значит мы начинаем критиковать.

Одно суфийское правило гласит: «Ад – это то место, где некому помочь или некому служить». Ананду – блаженство мы можем получить только, когда мы служим бескорыстно, отдаем часть своей души. Служение – это не только какая-то физическая помощь, в первую очередь это  означает – помочь человеку развить сознание Бога, подарить свою любовь, приблизить человека к Божественному. Все, что мы делаем без любви, несет только несчастия и разрушения, как бы благородно внешне это не выглядело.

Учителя учат, что каждую секунду мы либо приближаемся к Богу, либо удаляемся от Него. Каждая ситуация – это урок. И нужно благодарить Бога за каждую посланную нам ситуацию. Всевышний – всеблагой и каждую секунду Он желает нам только добра. Каждая секунда направлена на наше обучение. Как только у нас появляются претензии, наша сердечная чакра блокируется. Самые частые претензии – на судьбу, на окружающих, недовольство собой и миром. Претензии проявляются не только в словах, но в первую очередь в мыслях, тоне стиле общения и отношении, в общем к жизни.

Каждая ситуация дается нам для того, чтобы мы работали над собой. Чем менее мы гармоничны, тем больше мы напряжены, тем более суровые уроки к нам придут. Но как только у нас возникает принятие ситуации, происходит расслабление и значит эта ситуация быстро разрешится.

Аюрведа говорит, что вы не сможете избавиться от болезни, если вы ее не принимаете. Это первый шаг к излечению и решению любой проблемы – полное принятие внутри, как милость Бога эту болезнь и несчастие, а на внешнем плане нужно прикладывать все силы, чтобы ее разрешить. Если мы не принимаем ситуацию, то 90% нашей энергии пойдет на ее «пережевывание». Наш организм может справиться с любой болезнью. Также мы можем справиться с любой ситуацией и выйти из нее победителем. Если нам дается какое-то испытание, значит, мы можем его вынести. Бог испытаний не по силам не дает.

Вместо претензий мы должны привыкнуть благодарить всех. Вы должны отследить, сколько у вас благодарности и сколько у вас претензий к окружающим. Вы обнаружите, что часто у нас больше претензий, чем благодарности. Претензии идут от ума и ложного эго. Любые наши претензии имеют деструктивную природу, они забирают нашу энергию и закрывают наше сердце. Истинное смирение выражается в том, что мы принимаем любую ситуацию. Многие понимают смирение, как нечто показное – ударили по одной щеке, подставь другу. Это касается внутреннего состояния. Мы принимаем любой подарок судьбы, каким бы он ни был. Желательно как можно чаще повторять в уме или еще лучше в слух: «На все – любовь Бога». Я давно заметил, что люди, которые повторяют эту фразу, у них меняется выражение лица , они становятся, мягче, пропадали зажимы в теле, они становились счастливей и здоровей. Попробуйте, это работает. Если наше подсознание будет настроено на всеприятие, видение во всем Высшей Воли – это быстро приведет нас к совершенству.

Тот, кто нас критикует, отдает нам свою положительную карму и забирает нашу плохую. Поэтому в Ведах всегда считалось, что это хорошо, когда нас критикуют.

Как работает речь с нашей кармой? В «Махабхарате» говорится, что если вы что-то наметили, что-то хотите сделать, никому об этом не говорите. Как только вы об этом сказали, на 80% уменьшается вероятность, что это произойдет, особенно если вы поделились с завистливым, жадным человеком. Почему люди, говорящие мало и продуманно достигают больше? Они не теряют энергию.

Другое простое правило, связанное с речью – если мы сделали кому-то что-то хорошее, и мы об этом похвастались перед другими, то в этот момент мы теряем положительную карму и все свои плоды благочестия, которые мы заработали этим поступком. Хвастуны мало что достигают. Поэтому мы не должны никогда хвастаться своими достижениями, потому что в этот момент мы теряем все плоды, которые мы до этого заработали. Пусть одна рука не знает, что делает другая.

Следующее - не нужно впадать в крайности. Бог проявляется в мелочах, а Сатана – в крайностях. Не следует давать обет - Буду нем как рыба. Особенно если по вашей природе вы яркий экстраверт, то вам это может только навредить. Если ваша психофизическая природа в том, что вы должны много говорить, так говорите так, чтобы вы и окружающие получали от этого благо. Поэтому будьте открыты и доброжелательны, и главное - живите осознанно. Важно помнить, что наш уровень судиться по мелким незначительным поступкам – как мы отреагировали на грубость в магазине, какие эмоции начинают нас переполнять, когда нас "незаслуженно" критикуют и.т.д.

Человек на высоком духовном уровне, если ему что-то про кого-то говорят плохое, или он что-то оскверняющее увидел или услышал, ему может даже физически стать плохо. У него может возникнуть ощущение, что его физически грязью облили. Такой человек всегда говорит правду приятными словами.

Люди в страсти очень чувствительны к критике в свой адрес, они с большим удовольствием могут часами говорить о темах, связанных с сексом, деньгами, экономическим процветанием, политикой, обсуждением покупок, рассказывать о себе хорошем, язвительно обсуждать кого-то и.т.д.

Те, кто в невежестве, отличаются тем, что их речь полна оскорблениями, осуждениями, угрозами, нецензурными словами и.т.д. Все слова пропитаны гневом и ненавистью. Когда такой человек открывает рот, создается ощущение, что в комнате сильно завоняло. Поэтому, если такому человеку говорить что-то хорошее о ком-то, он может заболеть. Такие люди, как правило, сами осознанно или не осознанно провоцируют других, пытаясь вызвать у них энергию гнева, раздражения, обиды, зависти, т.к на эту волну они настроены и питаются этими низшими разрушительными эмоциями.

Недавно я был приглашен на фестиваль в Нью-Вриндаване (США). Радханатх Свами рассказал там одну историю ухода своего ученика Стока-Кришны прабху. Это длинная история, но смысл ее в том, что этот преданный в 20 лет серьезно посветил себя духовной жизни,  примерно до 40 лет он соблюдал целибат. Он очень активно занимался пропагандой духовных знаний, участием в различных благотворительных проектах. В определенный момент он решил жениться. У него была красивая молодая жена. У них родился ребенок, но в тот момент он заболел тяжелой формой рака. Его духовные друзья организовали ему самое лучшее лечение, но ничего не помогало. С каждым днем его тело все больше разрушалось, доставляя, при этом сильные физические страдания. Но от него всегда шла благодарность. Никто никогда от него не слышал: «Бог! За что Ты меня так наказал? Я 20 лет Тебе служил верой и правдой, я отдал Тебе лучшие годы». Никто не слышал от него никаких претензий, только благодарности. Он благодарил Всевышнего и духовных учителей, за то, что к нему каждый день приходили преданные Бога  и воспевали Святые имена, говорили о Боге и о Его чистых преданных. Он прославлял Бога за то, что  Он всегда заботился о нем лучшим образом. Однажды Радханатх Свами позвонил ему, чтобы дать последние наставления и поддержать его. И он был просто потрясен тем, что духовный учитель помнит о нем и дает ему последние наставления перед уходом. Он говорил окружающим; ,, Как велик Учитель, у него так много замечательных учеников, но он помнит даже таких незначительных как я,,. Что удивительно, он не просил здоровья. Он считал, что Бог лучше знает, что ему нужно. Все что он просил – это благословения, чтобы ему и в этой и в следующей жизни была дана возможность служить слугам, преданных Господа.

И в один из его самых последних дней в Бомбей пришел святой Бабаджи, которого все видели только во Вриндаване. Все знали, что он никогда не покидал Вриндаван и никто не знает, откуда он узнал о том, что этот преданный собирается оставить тело. Он пришел, чтобы последние дни быть с этим преданным. До последней секунды этот преданный только и делал, что выражал всем благодарность. Это тот уровень, к которому мы должны идти. Думаю, ни у кого нет сомнений в том, куда он ушел.

Но если вы попадете в обычную больницу, то вы едва ли услышите слова благодарности, в основном одни претензии и упреки; "За что мне Бог послал такое??? Почему Он такой несправедливый??? – я такой хороший". А если человек соблюдал хоть какие-то законы благочестия и правила местной церкви, то возмущениям не будет конца…

И не обязательно попадать в больницу, оглянитесь вокруг, и вы услышите в основном претензии и упреки; к правительству, к экологии, о  без душевности окружающих людей, к родственникам и друзьям, к работникам сервиса и.т.д. Все в наше время считают, что им все, все должны. А если кто-то делает хоть что то хорошее другому, то внутри рождается убежденность что этот человек по гроб обязан, ну как минимум он должен отплатить тем же.

И у нас как всегда есть выбор; 1- присоединиться к общей массе людей и нырнуть в адскую жизнь упреков и претензий. И жить с закрытым сердцем. Либо 2- привыкнуть, во всем видеть милость Бога и вместо вопроса - за что??? задавать - для чего мне это? Привыкнуть открывать рот только для благодарности, понимая, что блаженство мы можем ощутить, только бескорыстно и в тайне отдавая. Любовь можно ощутить, только отдавая. И нам даны такие обширные возможности в этом мире, в наше время… Уже только за это можно постоянно благодарить Всевышнего. Поэтому, давайте с сегодняшнего дня дадим себе обет, что мы будем следить за своей речью, мы сделаем своей целью любовь к Богу и будем на всех уровнях стремиться к совершенству.

Рами Блект

Вместо послесловия…

Молитва святого Франциска

Господи, Боже мой, удостой меня быть орудием мира Твоего,
Чтобы я вносил любовь туда – где ненависть
Чтобы я прощал где обижают,
Чтобы я соединял – где есть ссора,
Чтобы я говорил правду – где господствует заблуждение ,
Чтобы я воздвигал веру – где давит сомнение,
Чтобы я возбуждал надежду – мучает отчаяние,
Чтобы я вносил свет во тьму,
Чтобы я возбуждал радость –
горе >живет.
Господи,
мой, удостой не чтобы меня утешали, чтобы я утешал,
Не чтобы меня понимали,
чтобы я других понимал,
Не чтобы меня любили,
чтобы других любил,
Ибо кто дает –
получает,
Кто забывает себя –
обретает,
Кто прощает –
простится,
Кто
умирает – просыпается вечной жизни.

История о смирении.

Однажды зимой Святой Франциск Асизский шел с Братом  Львом из Перузы к  Порционкюлю. Было так  холодно, что они дрожали от стужи. Франциск позвал Льва, который шел впереди  и сказал ему:

    -    О Брат Лев,  дай Бог, чтобы наши братья подавали по  всей земле пример святой  жизни: запиши, однако, что ни в этом радость  совершенная".

 Пройдя немного далее, Франциск опять позвал Льва и сказал:

   -   И запиши еще, Брат Лев, что если наши братья будут  исцелять больных, изгонять бесов, будут делать слепых зрячими или  будут воскрешать  четырехдневно умерших, - запиши, что и в этом не  будет радости совершенной.

И пройдя еще далее Франциск сказал Льву:

   -   Запиши еще, Брат Лев, что если бы наши братья знали все языки, все  науки  и  все писания, если бы они пророчествовали не только про будущее, но  знали бы  все тайны совести души, - запиши, что и в этом нет  радости  совершенной".

 Пройдя еще далее, Франциск опят позвал Льва и  сказал:

   -   И еще запищи, Брат Лев, овечка божья, что если бы мы  научились  говорить на  языках ангельских, если бы узнали течение звезд и если бы нам открылись все  клады земли и мы познали бы все тайны жизни птиц,  рыб, всех животных, людей, деревьев, камней, вод, - запиши, что и это не было  радостью совершенной.

И пройдя еще немного, Франциск опять позвал Брата Льва и сказал ему:

-   Запиши еще, что если бы мы были такими проповедниками, что обратили бы всех язычников в веру Христа, - запиши, что и в этом не  было бы радости  совершенной.

 Тогда Брат Лев сказал Франциску.

   -   В чем же, Брат  Франциск радость  совершенная?

 И Франциск отвечал:

   -   А вот в чем. В том, что если  когда мы прибудем  в Порционкюль грязные, мокрые, окоченелые от холода и  голодные  попросимся пустить нас, а привратник скажет нам: "Что вы,  бродяги,  шатаетесь по  свету, соблазняете народ, крадете милостыню бедных людей,> убирайтесь отсюда"! - и  не отворить нам. И если мы тогда не обидемся и со смирением и  любовью подумаем, что  привратник прав, и мокрые, холодные и голодные пробудем в снегу и в  воде  до утра без ропота на привратника, - тогда, Брат Лев, только тогда будет  радость совершенная.
 

Делай это все равно. Мать Тереза

 
Люди часто бывают глупы и упрямы,
эгоцентричны и нелогичны.
Все равно прощай их.

Если ты добр,
люди будут обвинять тебя в том,
что под маской доброты ты скрываешь корысть.
Все равно оставайся добрым.

Если ты добился успеха,
тебя будут окружать притворные друзья
и подлинные враги.
Все равно добивайся успеха.

Если ты честен и прям,
люди будут обманывать тебя.
Все равно будь честным и прямым.

То, что ты строишь годы,
кто-то разрушит за одну ночь.
Все равно строй.

Если ты спокоен и счастлив,
тебе будут завидовать.
Все равно оставайся счастливым.

То добро, которое ты делаешь сегодня,
завтра люди забудут.
Все равно делай добро.

Отдай миру самое лучшее из того, что у тебя есть,
и мир попросит еще.
Все равно отдавай самое лучшее.

Друг мой, в конце концов,
то, что ты делаешь,
все равно нужно не людям.

Это нужно только тебе и Богу.



 

 


В избранное