Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Грамотность номер ноль

  Все выпуски  

Грамотность номер ноль l 2007-05-02


"...соционику ...следовало бы назвать грамотностью номер ноль".
Г.А.Шульман, "16/16"

Выпуск 3

Доклад на III конференции НСО

Ирина Белецкая

Эволюция технологий типирования

Тема и содержание моего доклада навеяны общением с одной симпатичной девушкой-Есениным, социоником-любителем.

Все мы прекрасно знаем, как важно правильно определить свой социотип. Лично я, узнав о соционике, с восторгом приняла возможность строить отношения с людьми по-новому, видеть плюсы и минусы любого взаимодействия не столько в личностных особенностях своих и собеседника, сколько в отличиях наших информационных структур. Соционическое знание помогло мне иначе взглянуть на некоторые проблемы в отношениях (как в прошлых, так и в продолжающихся), помогло изменить подход к воспитанию детей, к работе. Сегодня практически во всех областях моей жизни я применяю соционику.

Так же поступают и люди, которые проходят обучение в нашем тренинговом Центре. Освоив азы соционической грамоты, они находят себе спутников жизни (зачастую – дуалов), работают над проблемами в личных отношениях, по-новому учатся видеть своих близких, некоторые даже меняют работу.

В то же время мы знаем, что если социотип определен неверно, и человек начинает действовать по указанной схеме – в отношениях с людьми и в работе – как правило, это приводит к серьезным последствиям. Играя чужую роль, человек все время «не дотягивает», результаты деятельности по слабым функциям не удовлетворяют его, при этом являются энергозатратными. Страдает самооценка человека, страдают его близкие, страдает он сам. И вместо счастливого, довольного жизнью человека, мы получаем зачастую человека угрюмого, ненавидящего себя и весь мир за свою нереализованность и неуспешность.

С ситуацией неправильного определения типа столкнулись и мои близкие. Правда, до негативных последствий не дошло.

В то время, когда я только начинала заниматься соционикой, моего старшего сына в двух соционических школах оттипировали по-разному – Бальзак и Дон Кихот. Казалось бы – много общего, отличие всего в одной дихотомии… но ценности у представителей этих типов разные, жизненные установки разные, дуалы разные. В версию Бальзака мы с ним не очень верили, но авторитетные мастера уверенно и БЫСТРО (ключевое слово) определили его тип, а сам он при этом достаточно интровертный... Мы на время оставили эту тему. Но когда стало актуально знакомство с дуалом, я пригласила его уже в свою тренинговую группу для типирования, и версия Дон Кихот подтвердилась. Вскорости он познакомился с очень милой Дюмкой, и они прекрасно общаются.

Аналогичная ситуация была с моим мужем (социотип – Драйзер). При типировании по разным методикам он был и Робеспьером, и Максимом, и, наконец, обрел свое настоящее лицо – Драйзер. Кстати, благодаря Киевской школе системной соционики и Ирине Эглит. Заочное типирование длилось более трех недель, постепенно версия уточнялась, типирование проводили сама И.Эглит и двое ее учеников по своей методике.

Я намеренно выбрала для примера случаи перетипирования из личной жизни, т.к. приводя примеры из рабочей практики, опасаюсь задеть чувства людей – переосмысление своего места в мире, своих личных качеств в результате типирования в новый ТИМ зачастую происходит очень болезненно.

В последнее время в моей практике соционической диагностики, к сожалению, участились случаи перетипирования, когда человек приходит на типирование с версией своего ТИМ, которую он узнал после типирования в другой соционической школе или у социоников-любителей. Также довольно часто на типирование приходят люди, которые самостоятельно читали книги по соционике и из приведенных описаний выбрали наиболее подходящий, а иногда и наиболее понравившийся вариант. Узнав версию своего ТИМа, и те и другие нередко вступают в дискуссию с типировщиком, причем приводимые типировщиком аргументы имеют для них немного ценности – они заранее решили, что их ТИМ – такой-то. И у них есть для этого основания – наверняка выводы сделаны не на пустом месте, а после внимательного и дотошного изучения типов (по описаниям). Но ведь зачем-то они приходят на типирование! Значит, сомнения все-таки остаются.

Ошибочная диагностика по модели А и базису Юнга и самотипирование по описаниям, несмотря на всю свою несхожесть, имеют, на мой взгляд, общую основу.

Методика типирования по базису Юнга и модели А создавалась еще во времена Аушры, т.е. более 10 лет назад. Тогда же в основном были написаны и изданы многие соционические бестселлеры, в которых приводились подробные описания типов. Эти книги издаются и по сей день. Я сама и многие здесь присутствующие учились по ним.

Нисколько не умаляя заслуг первопроходцев соционики, которые исследовали и описали ТИМы и отношения между ними, а также с уважением относясь к работе других соционических школ по диагностике ТИМов, тем не менее, хочу отметить следующее. Описания, как метод самодиагностики работают не всегда правильно. Это обсуждалось многократно и вряд ли вызывает у кого-то сомнения. На мой взгляд, дело еще и в том, что люди, носители определенных ТИМов, за время, прошедшее с момента написания книг и открытия модели А, очень сильно изменились. Ведь в описаниях типов через работу функций описываются именно личные качества, зачастую присущие не всем носителям типа.

Методы типирования по модели А также работают не на 100%, о чем свидетельствуют многочисленные перетипирования людей, причем нередко выдвигаются прямо противоположные версии ТИМа!

Причина, на мой взгляд, в том, что методы типирования и описания ТИМов, созданные 10-20 лет назад, к настоящему моменту морально устарели. Изменилось само общество, как среда обитания, изменились и люди, как носители ценностей этой среды. Очень сильно изменилось информационное поле, личные и профессиональные требования к людям. А это изменило людей, их поведенческие реакции и то, что они – люди – думают по тому или иному поводу.

Сразу хочу оговориться. Я не призываю разрушить все, что было до нас и делать все по-другому. Я предлагаю максимально использовать прошлые наработки, в том числе – аспектное интервью, типирование по базису Юнга и модели А, но с поправкой на изменения, произошедшие с людьми и с обществом.

Проанализируем, в чем заключаются изменения, произошедшие за эти годы в обществе, и как это повлияло на людей – носителей определенных ТИМов. Я рассмотрю ситуацию с точки зрения бизнес-процессов, т.к. работа, бизнес – это огромный временной пласт, у большинства людей значительная часть жизни проходит на работе, и средства, полученные от этой деятельности, во многом определяют другие сферы жизни и деятельности человека.

Начало 90-х годов характеризуется, как окончание переходного периода от застоя к рыночной экономике. Не вдаваясь особенно в экономическое описание ситуации, хочу сравнить эпоху застоя с эпохой переходного периода, с одной стороны, и, с другой стороны, с эпохой начала экономической стабилизации.

Догматическая иерархическая среда эпохи застоя характеризуется прежде всего неизменностью, что говорит о ее интегральном ТИМе, как о рациональном. Догматичность – составление правил и инструкций на все случаи жизни (структурная логика), жесткое требование следовать этим правилам и инструкциям (волевая сенсорика), иерархичность – четкое знание своего места в строю (структурная логика в сочетании с волевой сенсорикой). На мой взгляд, догматическая иерархическая среда имеет интегральный тип Максим. В доказательство этой версии можно также привести признак Рейнина тактика/стратегия – решение локальных задач без учета долгосрочной перспективы, четкое следование пути: «шаг влево, шаг вправо – расстрел». Изменения в этой среде возможны лишь тогда, когда этого захочет сама среда. Прогнозирование и перспективное планирование ценно лишь после многократной проверки безошибочности источника прогнозов – дабы уберечь себя (среду) и ее элементы (людей) от нежелательных (возможно опасных) изменений. Всякое вольнодумство и инакомыслие творчески искореняются (волевая сенсорика).

Рассмотрим теперь, как влияет среда с подобными характеристиками на проявление базовых дихотомий. Иррационалы становятся более анализирующими, т.е. более рациональными. Поиск новых возможностей и выбор моментов времени для действия – в широком смысле этого слова – жестко регламентируется заранее установленными рамками. Территориальная экспансия – захват новых территорий, изменение сфер влияния – тоже под жестким контролем, все заранее спланировано, часто на самом высоком уровне. Создание комфортной обстановки для жизни и работы возможно на личном уровне – но для среды это чуждые ценности. Таким образом, работа иррациональных функций, конечно же, не подавляется, но тем не менее, спонтанность – основное качество иррационалов – нивелируется за счет необходимости предварительного обдумывания и оценки ситуации.

Рационалы в такой среде становятся еще более рациональными. Происходит предварительный анализ и предварительная оценка информации в рамках установленных правил. Рационализация, новые правила, классификации, схемы – только в рамках существующей системы. Накал страстей – на заданном уровне, как 220 В в розетке и не более, отношения – по нормативам и правилам.

Экстраверсия, как расширение и экспансия во всех сферах, становится менее заметной – зачем высовываться, «а вдруг чего?».

Переходный период характеризуется полной иррационализацией общества и взаимосвязей внутри него. Он ставит перед личностью ряд непростых задач, для которых не существует готовых решений. В условиях финансовой неопределенности, профессиональных рисков, «размытых» нравственных норм социальной регуляции поведения личность должна проявлять себя самостоятельно, полагаясь главным образом на собственные силы, ориентируясь на изменяющуюся ситуацию. Те, кто занимался бизнесом в те годы, наверное, помнит, как это было. Долгосрочное планирование не работало, т.к. постоянно менялись как цели, так и средства их достижения. Не было понятно, что законно, а что – нет. То, что было эффективно вчера, сегодня уже не работает, договоренности рушатся, взятые обязательства не выполняются или выполняются лишь частично. На мой взгляд, интегральный тип этого периода Жуков. Экстравертная сенсорика, как стремление к пересмотру сфер влияния, творческая структурная логика (ловкое манипулирование законами, «Я – сам себе закон»), реализация всех доступных возможностей, которые гарантировано приведут к результату (ролевая интуиция возможностей), аристократия (все деловые вопросы решаются через своих людей), и, конечно, иррациональность и стратегия, как умение быстро реагировать и изменять средства достижения цели, не меняя направление движения.

Рационалы, которые в тот момент усвоили, что главное правило текущего периода – это отсутствие всяких правил, приспособились и научились жить и действовать по-новому. Тем не менее, многие люди так и не нашли своего места в новой жизни. Они известны, как люди «старой закалки», не сумевшие вовремя сориентироваться, перестроиться, отказаться от столь милых сердцу стереотипов поведения.

Рассмотрим, как влияет подобная среда на проявление базовых дихотомий. Как я уже писала выше – основная ее характеристика – это нестабильность. Рационалы стали более иррациональны, ситуативны. Они по-прежнему все планируют, но, зная, что ситуация может в любой момент поменяться, заранее готовят запасные аэродромы. Иррационалы чувствуют себя в этой ситуации, как рыба в воде: их способность к вариативности (лабильность) востребована и дает им существенную фору при движении вперед. Пока рационал перестраивается, иррационал делает мощный рывок. Отдельно хочется сказать об аспекте отношений к людям. Для среды с интегральным психотипом Жуков, люди интересны постольку, поскольку способствуют движению вперед, т.е. по сути рассматриваются, как инструменты бизнес-процесса, причем каждый человек полезен по-своему. По сравнению с догматической средой застоя, где люди рассматривались в массе, их личный потенциал не принимался во внимание, сделан шаг в сторону одушевления и очеловечивания бизнес-процессов.

Эпоха начала экономической стабилизации характеризуется, с одной стороны, поворотом в сторону стабильности, а с другой стороны – гибкостью и динамичностью в быстро меняющихся рыночных условиях. Рынок уже в основном поделен, и силовые методы переходного периода уже не работают. Люди предпочитают решать вопросы путем переговоров, новые рынки осваиваются путем повышения качества оказываемых услуг и работы по новейшим технологиям. По-прежнему ценится своевременность реагирования, но люди не боятся планировать на долгосрочную перспективу, о чем несомненно свидетельствует рост рождаемости – очереди в детские сады люди занимают, как только малыш родится.

Рост производительности труда осуществляется не только за счет оптимизации рабочего времени и конвейеризации бизнес-процессов. На первое место выходит способ мотивирования персонала через его заинтересованность в конечном результате своего труда. Наконец-то стало понятно, что для мотивации только зарплаты недостаточно, человек должен гордиться своей работой, быть доволен результатами, а это возможно лишь тогда, когда он занят своим делом.

Творческий потенциал личности выходит на первый план. «Охотники за головами» (headhunters) ищут высококлассных специалистов по всей стране и приглашают их на работу в столицу.

При общем росте заработков наметилась интересная тенденция к разделению скорости прироста уровня заработной платы в различных областях деятельности у высококлассных специалистов и у специалистов средней руки. Конечно, их оклады всегда отличались. Но теперь суммы, которые те и другие ежемесячно получают, отличаются в разы. Высококлассные специалисты составляют основное богатство компании, их берегут, создают им условия для работы. Коллективные задачи решаются через максимально эффективное использование потенциала каждого члена команды.

На мой взгляд, эпоха начала экономической стабилизации имеет смешанный интегральный психотип. Он плавно варьируется между Джеком и Наполеоном. Уверенный взгляд в будущее, построение долгосрочных перспективных планов, разработка и реализация программ, направленных на улучшение жизни людей, поворот в сторону индивидуализации образования – все это свидетельства того, что общество начало поворачиваться лицом к человеку, заботясь о его процветании и максимально используя его творческий потенциал.

Заметили ли вы, что люди стали добрее? Стало меньше криков в очередях, да и самих очередей практически уже не осталось. Я обратила внимание, что машины стали пропускать пешеходов, даже в местах, не обозначенных для этого. На мой взгляд, люди стали относиться друг к другу более внимательно, и это свидетельствует, что этика эмоций постепенно уступает место этике отношений.

Чтобы быть максимально эффективными в сложившейся среде, люди – носители определенных психотипов, под нее подстраиваются (как было описано выше).

Для рационалов по-прежнему стоит задача более гибкого реагирования на меняющиеся условия. А для иррационалов на первый план выходит умение строго следовать намеченным планам и соблюдать сроки договоренностей. Таким образом, по способу действия грань между рациональностью и иррациональностью стирается. Естественно, и те и другие по-прежнему имеют соответствующее предпочтение. Но сама жизнь и стиль деятельности, постоянно растущее количество решаемых людьми задач требует умения эффективно планировать время, ранжировать дела, гибко реагировать на изменяющиеся условия. Реагируя на ситуацию по-разному, люди рассказывают об этом абсолютно одинаково. Отличить рационала от иррационала в процессе аспектного интервью становится все сложнее. Конечно, остаются невербальные признаки или «тело никогда не врет». Но что прикажете делать с иррационалами, которые долго занимались танцами или спортом и поэтому имеют жесткую осанку или с рационалами, которые устали и поэтому сидят, опустив плечи вниз? Получается, что у нас практически отсутствует инструмент для определения этого признака, т.к. не понятно, что считать за правило, а что – за исключение.

Ситуация с логикой – этикой еще более сложная. Поскольку, как я уже писала выше, уровень жизни сейчас напрямую зависит от того, насколько человек образован, все люди стремятся получить хорошее образование – и получают! Объем информации, доступный 10 лет назад и сегодня – просто несравним!!! И логики, и этики имеют мощнейший багаж знаний в различных областях деятельности общества. Проверка умения решать сложные логические задачки, как способ выявления логики практически не работает. Этики работают юристами, программистами, бухгалтерами – и весьма успешно. И говорят они об этом уверенно и с удовольствием – конечно, любому приятно продемонстрировать свои успехи по референтной или ролевой функции. В то же время, поворот общества лицом к человеку, требует от людей умения общаться и учитывать «человеческий фактор». Этому довольно эффективно учат на различных психологических тренингах. И получается, что грань между этикой и логикой тоже стирается, и эта закономерность объективна! По сути, оставаясь разными и совершая поступки, исходя из различной мотивации, логики и этики рассказывают об одном и том же практически одинаково. И как в этой ситуации типировать? С одной стороны – существует, конечно, мерность функций. А с другой – каждый информационный аспект содержит огромное количество тем и подтем (см. работу Л.Кочубеевой, В.Миронова, М.Стояловой «Соционика. Семантика информационных аспектов»).

Лексика хорошо образованного человека даже по слабой функции может пестрить разнообразием! А если уровень образованности типируемого намного превышает уровень образованности типировщика, или если типируемый работает в узкоспециальной области, является в ней уважаемым специалистом и красиво об этом рассказывает – «сила» и «слабость» функций, их наполнение становится относительным. Ведь меряем мы по себе.

Речевые проявления сенсорики и интуиции тоже сильно изменились. И это требование времени. В любой области ценность специалиста повышается, если он умеет решать поставленные стандартные задачи нестандартными методами – аспект интуиции возможностей. Черноинтуитивная лексика постоянно на слуху – придумать нестандартное решение, найти выход из ситуации и т.д. И для многих это уже рабочая ситуация, а не ситуация мозгового штурма. И, конечно же, не только интуиты справляются с такими задачами. Естественно, остается открытым вопрос энергозатрат, но сейчас мы не об этом.

Аспект интуиции времени также весьма широко представлен в речи. В любой мало-мальски крупной организации проходят тренинги по тайм-менеджменту, многие научились управлять своим временем, чтобы повысить свою собственную эффективность. Джеками при этом они не стали, но рассказывают об этом – заслушаешься.

Деятельность по аспекту волевой сенсорики тоже востребована в обществе весьма активно. Руководителями крупного ранга работают не только сенсоры, но и интуиты. Последние обучаются умению применять волевую сенсорику на многочисленные тренингах по влиянию, по жестким переговорам, по лидерству. В своей деятельности и те, и другие успешны – и рассказывают об этом одинаково! Возможно, интуиты чуть больше этим гордятся.

Аспект сенсорики ощущений представлен в речи любого человека – в определенных количествах. Всем нравится жить в удобстве и комфорте. А теперь, когда возможностей создавать комфорт больше, чем 15-20 лет назад, люди и говорят об этом практически одинаково. Дома уютно, уют ценю. Опять же – сложности в диагностике.

Серьезные изменения произошли и в сфере занятости. В эпоху застоя значительная часть населения работала в сфере производства материальных благ. Теперь акцент сместился в сторону торговли товарами народного потребления. Оптимальная вертность продавца (в широком смысле этого слова) – это экстраверсия, умение легко и без напряжения входить в контакт с объектами окружающего мира. Таким образом, в обществе становится более востребованной экстравертная модель поведения, и чтобы быть успешными, интроверты овладевают экстравертными технологиями. Происходит смещение полюсов дихотомии, и мы получаем экстравертированность. Можно ли отличить ее от экстраверсии? Да, но для этого требуется время.

Таким образом, мы видим, что под влиянием объективных общественных перемен субъекты соционического исследования изменились. Базовые предпочтения все те же, но внешние проявления противоположных полюсов базовых дихотомий в виде поступков и их оценок отличаются мало, что существенно затрудняет быстрое определение ТИМа.

Исходя из моей практики перетипирования, могу утверждать: неправильно определенные версии социотипа чаще всего возникают:

а) при типировании на форумах
б) в результате самотипирования
в) при экспресс-диагностике в учебных группах.

В первом и во втором случае частенько просто недостаточно знаний и материала для анализа, и уровень соционической практики типировщиков порой мало отличается от уровня типируемого.

В третьем случае, на мой взгляд, имеет место банальная нехватка рабочего времени для диагностики в процессе обучения. Большинство из нас в Москве учились по одному и тому же курсу, разработанному 10 лет назад Удаловой, Прокофьевой и Бесковой. Многие школы до сих пор по нему работают, с изменениями или без них. В соответствии с учебным планом, на типирование одного человека уходит в среднем 20 минут. Учитывая все вышесказанное, вероятность ошибки очень велика. Устойчиво слыша какой-то один аспект, например, деловую логику, люди делают вывод, о том, что он сильный. А что при этом происходит с этикой отношений – проверить просто не остается времени! Или еще интересней – человек много смеется на типировании. Значит, Гамлет. А ведь смеяться могут практически все – и все по разным причинам!

Соционическое интервью с основательной проработкой всех аспектов занимает около часа. Соответственно, качественно определить соционический тип в процессе занятия можно только у одного «чебурашки». В рекламе учебных курсов на разных соционических сайтах в Москве мы видим, что предполагается типировать в среднем от 30 человек, т.е. минимум двоих за занятие…

На своих тренингах я решаю проблему нехватки времени для типирования очень простым способом. С самого начала я приглашаю на типирование людей, в чьих типах уверена на 100%. Это могут быть выпускники прошлых курсов или люди, которых пригласили учащиеся. Последние обязательно проходят предварительную диагностику, как правило, по анкете.

Наша анкета для дистанционной диагностики включает 60 вопросов и составлена не только по базису Юнга, но и по признакам Рейнина (ПР).

При очном типировании мы также используем признаки Рейнина. Спорные моменты, которые неизбежно возникают при диагностике по базису Юнга, легко проверить, применяя дополнительные 11 признаков, каждый из которых имеет свою диагностическую ценность. Обратившись к таблице ПР, мы видим, что набор 4 любых индивидуальных признаков однозначно определяет ТИМ. Особенно хочу подчеркнуть, что в набор входят 2 речевых признака статика/динамика и квестимность/деклатимность, которые «подделать» специально довольно трудно, в отличие от «нарабатываемых» логики/этики и сенсорики/интуиции.

Я хотела бы сказать следующее. В связи с изменившейся информационной ситуацией в мире и в связи с тем, что основными потребителями соционических услуг являются люди высокообразованные и разносторонне развитые, я предлагаю активно применять при очной и заочной диагностике помимо традиционных технологий типирования по базису Юнга и модели А также современные технологии, позволяющие существенно расширить поле аспектного интервью. Я говорю о признаках Рейнина–Аугустинавичюте. Доклад об их эффективности уже прозвучал, и в дальнейшей программе конференции запланированы выступления на эту тему.

Применение признаков Рейнина позволяет существенно повысить точность диагностики социотипа, при этом время диагностики реально сокращается. Но не только в этом их ценность. Осознавание каждого признака вносит вклад в понимание скрытых мотивов поведения человека, позволяет при необходимости скорректировать собственную жизненную стратегию и линию поведения. Применение дополнительных шкал для экспресс-диагностики в учебных группах позволит избежать многих ошибок в ТИМах людей и их разочарования в соционике. Формирование единого подхода разных соционических школ к применению современных технологий типирования, а именно, к применению признаков Рейнина, позволит повысить качество типирования и сходимость версий. А это, в свою очередь, повысит доверие людей к соционике, как к науке. Что позволит в перспективе действительно внедрить «соционику в массы», сделать ее неотъемлемой частью культуры общества. А от этого, согласитесь, выиграют все!

 

Обсудить материалы рассылки можно на форуме НСО.

В избранное