Рассылка закрыта
При закрытии подписчики были переданы в рассылку "Как стать эффективным" на которую и рекомендуем вам подписаться.
Вы можете найти рассылки сходной тематики в Каталоге рассылок.
Грамотность номер ноль l 2007-07-02
"...соционику ...следовало бы назвать грамотностью номер ноль".
Г.А.Шульман, "16/16" Выпуск 11в котором мы публикуем отрывок из книги Я.Фельдмана «Теория уровней и модель человека».Поле внимания и Жан ПиажеОдин объектКогда рождается ребенок, глаза его смотрят в разные стороны. Пройдет несколько дней, неделя, иногда две, прежде чем оба глаза cмогут нацелиться на один предмет и за ним следить. Теперь можно утверждать, что маленький человек способен удерживать в своем поле внимания один объект. Это очень важный рубеж. И мы будем считать его переходом с нулевого уровня на первый. Вообще, поле внимания есть ключевое понятие нашей теории уровней. Если какая-либо система переходит на новый уровень, то коренным образом меняются все свойства этой системы. Например, у ребенка при переходе на новый уровень изменятся характер действий с предметами, поведение в группе, мораль и логика, типовые конфликты и страхи. Оказывается, поле внимания однозначно определяет эти и другие свойства системы. Разумеется, здесь есть несколько уровней абстракции. «Абстрактный» ребенок переходит с нулевого уровня на первый через неделю после рождения. На первом уровне он проводит три года и перебирается на второй. Конкретный ребенок, во-первых, может перейти на новый уровень чуть позже или чуть раньше. Это легко увидеть, наблюдая за разными детьми. Во-вторых, когда конкретный ребенок запускает какую-нибудь целостную деятельность, то у этой деятельности есть свой уровень. Например, постукивание погремушкой - уровень 1, а собирание игрушки из частей - уровень 2. Абстрактный ребенок первого уровня действует только на первом уровне. Он может стучать погремушкой, но не может собирать игрушку из частей. Напротив, конкретный ребенок способен на операции самых разных уровней - и более высоких, и более низких. Можно лишь утверждать, что один из уровней преобладает – деятельность этого уровня запускается чаще и длится дольше. Этот превалирующий уровень и есть уровень ребенка на данном этапе развития На абстрактного ребенка рассчитаны нормативы и инструкции. Например, на коробках с конструкторами, содержащими мелкие детали, обязательно пишут “детям до трех лет не давать”. То есть абстрактный ребенок первого уровня не будет запускать деятельность второго уровня (собирать игрушку из деталей), а ограничится своим уровнем (например, возьмет деталь в рот и проглотит). Еще раз напомним, что такое первый уровень. Это один объект в поле внимания. Абстрактный ребенок находится на первом уровне от 0 до 3 лет. (По другой версии - от полугода до трех с половиной). В опытах Пиаже было показано, как ребенок первого уровня, получив вторую игрушку, забывает о первой. Я сам часто видел, как дети и взрослые, развернув конфету, то есть, разделив объект (конфету в обертке) на два (конфету и обертку), теряли интерес ко второму объекту (обертке) и ее уносило ветром. Это типичный первый уровень. Я хорошо помню, как мама пыталась решить мои проблемы, отвлекая меня новой игрушкой или конфетой. И я не отвлекался. И мне было обидно, что меня считают ребенком первого уровня. Хотя тогда это называлось иначе. Много объектовНа втором уровне поле внимания умеет удерживать «много» объектов. Их число не столь важно. Оно увеличивается с возрастом и варьируется в зависимости от индивидуальных способностей, но ключевые характеристики системы от этого не меняются. Типичная деятельность второго уровня – конструирование. Сложный объект состоит из простых объектов. Девочки одевают и раздевают кукол. Мальчики собирают и разбирают самолеты и автомобили. Мир ребенка населен множеством персонажей, присутствующих в поле внимания одновременно. Они и физически присутствуют вокруг ребенка – на полках, на диванах, на полу. Ребенок заполняет, захватывает пространство предметами своей деятельности. Он осваивает и наличное пространство – лезет на стол, на шкаф, на дерево. Хорошо, если установлены вокруг безопасные снаряды, качели, лестницы. В книжках его интересуют картинки. Возраст второго уровня – от 3 до 6 лет. Один процессВ 6 лет дети всех цивилизованных стран начинают читать, писать и считать. Для такого рода деятельности недостаточно удерживать в поле внимания несколько объектов. Необходимо помнить порядок расположения этих объектов в каждом конкретном случае. То есть поле внимания должно уметь удерживать процесс. Для знания букв и цифр достаточно иметь поле внимания второго уровня. Для того чтобы написать предложение (или даже длинное слово), необходимо поле внимания третьего уровня, способное удержать процесс. Детям третьего уровня вполне можно поручить ходить в магазин или варить суп. Они умеют переходить дорогу на светофор. Все это - действия третьего уровня, где отдельные элементы следуют друг за другом в определенной последовательности. Например, деятельность “перейти дорогу на светофор” состоит из следующих элементов: 1. Дойти до перекрестка и остановиться на тротуаре 2. Посмотреть на светофор и дождаться, пока загорится зеленый свет 3. Посмотреть вокруг, убедиться, что поблизости нет машин, идущих со сверхвысокой скоростью 4. Перейти дорогу Попробуйте мысленно переставить местами элементы (например, 2 и 4), и вы увидите, как безопасная деятельность станет смертельно опасной. То есть пятилетнему ребенку (2) доверить такой план нельзя, а семилетнему (3) - можно. Опишем здесь эксперимент Пиаже, известный как “нарушение закона сохранения вещества”. Приведем также два объяснения самого Пиаже и одно объяснение в рамках теории уровней. На столе стоят два стеклянных стакана. Один узкий и высокий, другой – низкий и широкий. В узкий стакан налита подкрашенная жидкость. Ребенок наблюдает все это. Экспериментатор переливает жидкость из узкого стакана в широкий. Уровень жидкости понижается. Экспериментатор спрашивает ребенка: “Стало больше или меньше?” Дети 5-ти лет отвечали “меньше” или “больше”. 8-летние отвечали “столько же”. Первое объяснение Пиаже - ребенок к 8 годам научается смотреть на мир глазами другого человека. Во-первых, по нашему мнению, это неверно. Стать на точку зрения другого человека ребенок 8 лет не может. Это проблема уровня 6 для 15-18 лет или даже проблема уровня 8 для 21-24 лет. Во-вторых, из этого предположения ничего не следует. Второе объяснение Пиаже - ребенок к 8 годам научается видеть изменение не по одному, а по нескольким параметрам. Он, в частности, видит, что понижение уровня жидкости компенсируется увеличением сечения стакана, так что общий объем не изменяется. Во-первых, следить за двумя процессами ребенок 8 лет не может. Это проблема уровня 4 для 9-12 лет. Во-вторых, из того, что высота цилиндра уменьшилась, а сечение увеличилось, вовсе не следует, что объем сохранился. Произвести же точные измерения и точные вычисления ребенок не может. А без этого ничего доказать нельзя. Так что и из этого предположения ничего не следует. Ясно, что из двух предположений вместе также ничего не следует. Объяснение по теории уровней. Для ребенка 5 лет (уровень 2) процесс распадается на отдельные объекты, как кинолента на отдельные кадры. Между кадрами нет связи. Поэтому из свойств одного кадра о свойствах другого кадра ничего умозаключить нельзя. Для ребенка 8 лет, то есть уровня 3, процесс не распадается. В него нельзя вставить невидимый кадр, на котором рука фокусника доливает или отливает жидкость из двух стаканов в третий. Поэтому ребенок четко осознает, что количество жидкости в его поле зрения не изменилось. Много процессовДети 6-9 лет на уроках в школе тихо и усердно выполняют задания учителя. Задания эти представляют собой один отдельный процесс. Например, необходимо переписать текст. Или выполнить арифметические действия в определенном порядке. Дети полностью концентрируются на задании, не отвлекаются, не шумят. Дети 9-12 лет держат в поле внимания не один, а несколько процессов. Им уже недостаточно видеть свое задание. Они видят задания соседа справа и соседа слева, пытаются взаимодействовать с соседями, разговаривают, шумят. Это время уровня 4. Для него необходима и деятельность уровня 4 – распределенное ролевое взаимодействие. Рассмотрим школьников, играющих в футбол. Играют первоклассники (7 лет) и пятиклассники (12 лет). Первоклассников много, и бегают они все кучей за мячом. Пятиклассников всего двое. Один с мячом носится по полю, первоклассники все за ним. Другой поджидает у ворот противника, вдруг получает мяч и без помех катит его в ворота. Так повторяется много раз. Рассмотрим уровни участников. Первоклассники (уровень 3) видят только один процесс – катящийся мяч. Они могут только бежать за этим мячом или выйти из игры. Пятиклассник (уровень 4) видит несколько процессов. В частности, движение мяча, который он сам ведет, и движение партнера у ворот противника. Такое “широкое” зрение пятиклассников и “узкое” зрение первоклассников и определяет весь ход игры. Для детей 9-12 лет характерны сложные ролевые игры и образование групп с устойчивым распределением ролей. Одна картаАмериканцы широко используют термин “teenagers”, то есть подростки 13-19 лет, и считают этот возраст самым опасным. Особенно опасен возраст 13-15 лет, когда подростки совершают необдуманные поступки, “чтобы доказать”. Мальчики прыгают с крыши. Наибольшее количество “уходов из дома” приходится именно на этот период У девочек такой “волевой порыв” менее заметен, но это связано с системой воспитания женщин. “Эталонная женщина” в большинстве стран мира не должна быть выше уровня 4, не должна быть самостоятельной. Однако когда для целой эпохи (например, эпохи Возрождения) свободный поступок есть ключевое понятие, такие девочки находятся. Джульетте было 14 лет. Возраст, когда человек начинает сам совершать поступки и, следовательно, должен сам за них отвечать, определен в 12 лет для девочек, в 13 лет для мальчиков. В иудаизме это обряд “бат-мицва” и “бар-мицва” соответственно. В католичестве – конфирмация. По аналогии с водителем, который способен самостоятельно намечать маршрут, только если у него есть карта, мы будем считать, что этому уровню 5 соответствует одна карта в поле внимания. Много картЕсли вы когда-нибудь видели игру в шахматы, вы можете представить себе шахматную позицию. Понятно, что играющий шахматист должен уметь держать в голове сразу несколько будущих позиций, чтобы сравнить их, выбрать лучшую и постараться привести партию именно к этой позиции. Особенно наглядно проявляется эта способность при игре вслепую против нескольких партнеров. Вообще, обдумывание поступка – вплоть до его реализации - требует держать в поле внимания как бы несколько карт. Проложив на каждой карте маршрут и сравнив их между собой, человек выбирает наилучший, как ему кажется, вариант Примерно в 15-16 лет рассуждение о возможных поступках становится для подростков важнее самих поступков. Их начинают интересовать абстрактные вопросы мироздания, вечные ценности, истинность идеологий и мировоззрений. Они пытаются для себя выстроить целостный взгляд на мир, привести свои знания и мнения в одну непротиворечивую систему. Они начинают читать серьезную “классическую” литературу. Повторяю, речь идет об абстрактном человеке. Конкретный человек, как мы теперь видим, отличается от абстрактного человека еще в одном, третьем пункте. (Первые два – разброс временных границ этапа и разброс деятельностей внутри этапа). Он не всегда доходит до верхних ступеней, застревая на нижних. Например, подросток из низкокультурной среды, скорее всего, не станет рассуждать о причинах мироздания. Он всегда будет действовать, а не рассуждать. То есть никогда не поднимется до уровня 6. Одно пространствоВ 18 лет абстрактный человек начинает понимать, что стройные теории и научные мировоззрения описывают наш мир весьма приблизительно. Что есть ситуации, когда прямое применение этих теорий ведет к откровенно ошибочным результатам. Что иногда нужно расшатать теорию, нарушить ее стройность, не порывая, впрочем, с самой теорией, а как бы слегка от нее отстраняясь. Это похоже на отрыв от плоскости в пространство, с оглядкой, впрочем, на эту плоскость. Так самолет, разогнавшись на земле, взлетает и парит над сетью дорог. Такой человек шутит, иронизирует, пародирует, парадоксально переворачивает. Он издевается над “якобы очевидным”, над святынями, над почтенным “бюргерским” здравым смыслом. Много пространствВ 21 год абстрактный человек умеет уже не только выйти в пространство (как бы приподняться в самолете над автомобилями). Его поле внимание держит не одно, а много пространств, где летают другие самолеты, ракеты, планеты, звезды. Человек видит границы этих пространств, понимает, как они переходят друг в друга. Иначе говоря, он способен понимать тех, кто живет в иных пространствах, иных мировоззрениях, но не терять при этом самого себя, своего пространства и своего пути. Выше чемГипотетически можно предположить существование человека, способного держать в поле внимания сразу все. Мы назовем это состояние уровнем 9. Ниже чемПомните новорожденного, неспособного держать в поле внимания даже один объект? Мы приписали ему уровень 0.
|
В избранное | ||