Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Грамотность номер ноль

  Все выпуски  

Грамотность номер ноль l 2007-10-08


"...соционику ...следовало бы назвать грамотностью номер ноль".
Г.А.Шульман, "16/16"

Выпуск 16

Анна Митрохина

Ценности квадры и матрицы Грофа

Начало статьи – в предыдущем выпуске рассылки.

ТРЕТЬЯ КВАДРА

FR – воля и дух

TP – время действовать

ВОДА (изменчивость и психологизм)

ОСЕНЬ (время сбора плодов)

ЗДЕСЬ И СЕЙЧАС

БАЗОВАЯ ПЕРИНАТАЛЬНАЯ МАТРИЦА – 3

«На этой стадии сокращения матки продолжаются, но в отличие от предыдущей стадии, шейка матки теперь раскрыта, и это позволяет плоду постепенно продвигаться по родовому каналу. Под этим кроется отчаянная борьба за выживание, сильнейшее механическое сдавливание, часто высокая степень гипоксии и удушье».

F – ВОЛЕВАЯ СЕНСОРИКА

Переместившись из матки в родовой канал, плод сталкивается с необходимостью приложить собственные усилия для того, чтобы продвигаться вперед. На первый план выходит элемент титанической борьбы, приложения неистовых сил. Возникают образы землетрясений, ураганов, извержения вулканов, ядерных взрывов, войн, схваток с дикими зверями, освоения новых земель, космических битв с участием ангелов и демонов. Весь мир представляет собой обширное поле битвы, и именно здесь должны быть проявлены либо способность брать на себя львиную долю участия в борьбе, самостоятельно сражаться с мощными внешними силами, либо сдаться на милость победителя и принять с уважением и смирением его превосходство. Осознание значимости, важности событий, происходящих на конкретной территории, предполагает способность взять на себя ответственность (FR и RF), либо сдаться на милость победителя (TP и PT).

Граница территорий двух миров – тело матери и будущее самостоятельное бытие – становится в буквальном смысле осязаемой, вызывая тип переживаний «вулканического экстаза» по контрасту с «океаническим экстазом» космического единства. Участник этого действа одновременно и жертва, и хозяин положения. Картины этой сложной матрицы усложняются смесью агрессии со стороны женской репродуктивной системы и яростной реакцией плода на удушье. Картины пыток, казней, изнасилований переплетаются с сексуальной составляющей процесса.

Третья квадра интересуется катастрофами, катаклизмами, разрушительными войнами – «Звездные войны», пожары в небоскребах, «Если наступит завтра», «Титаник», «Молчание ягнят» и.т.п. – в условиях которых нужно проявить твердость духа.

«Роды? Это когда я изо всех сил пробиваюсь вперед. Спокойно так, не спеша. Я вообще родилась на три недели позже, не хотела вылезать». (RF)

«Я глубоко уверена, что принимала в этом самое активное участие. Вместе с мамой. Не меня родили, а именно я рождаюсь» (FR).

«Туда обратно не залезешь, ясно, что тебя выбросили в другую среду. Выбросили – надо шевелиться, спал, а теперь проснулся. Двигаюсь, но ощущаю, что поток меня выносит. Сконцентрирован на выживании! Борьба за жизнь! Лишь бы в потоке не задохнуться! Как будто выползаешь из затопленного корабля». (PT)

«Роды в жидкой среде проходят, в горловине между Сциллой и Харибдой. Поток лавы какой-то идет, потом сужается в воронку, что-то раскаленное, горячее. И потом выброс. Цвета желто-красно-оранжевые…» (TP)

R – ЭТИКА ОТНОШЕНИЙ

В условиях яростной борьбы организмов матери и ребенка возрастает роль взаимодействия полей этих участников процесса. Если в двух первых двух матрицах первостепенное значение обретают энергетические заряды разных объектов, то теперь акцент переносится на взаимодействие энергетических полей.

Наполеон (FR) в первую очередь стремится проявить свою волю, одновременно учитывая, что он не один, т.е. необходимо согласовать свою волю с наличием другого объекта, не повредить его. Драйзер (RF) исходит из внутреннего понимания, что он зависит от внешних сил, возможно, более сильных, чем он сам, но стремится подстроить проявление своей воли исподволь, творчески, по ситуации. Возможно, поэтому первый ставит более масштабную, стратегическую задачу. Второй реагирует непосредственно на изменение ситуации в зависимости от конкретного проявления отношений между объектами.

Взаимоуважение, принятие другой системы как партнера перед лицом смертельной опасности, духовная стойкость, нравственный долг, то есть сочетание волевой сенсорики с этикой отношений высоко ценятся представителями третьей квадры.

В то же время биологические особенности этой стадии родов, когда плод вступает в контакт с экскрементами и кровью матери, формируют противоречивые критерии и оценки нравственного падения и духовного возрождения.

С одной стороны, проявляется элемент огня, который способствует духовному очищению, возрождению, а чистота нравственная и физическая не отделяются друг от друга. С другой – философское осмысление природы Добра и Зла, характерное для этиков третьей квадры, способно привести к низвержению и поруганию установившихся норм нравственности и морали.

Отсюда образы Шабаша ведьм, сатанинских оргий, ритуалов искушений и искаженного духовного порыва. Многоплановость этических подходов и оценок словно проверяет человека на этическую прочность в самых ужасающих проявлениях, граница двух территорий обнажает противоречивость и субъективность взаимодействия полей различных объектов, то есть людей. Кроме того, и оргии, и шабаш – это наглядное проявление нравственного разложения, без которого невозможно оценить подлинность духовного преображения. Полярность этических подходов к человеку: от примитивной дидактики до извращения Святого писания.

Нравственные поиски и переосмысление религиозных ценностей, сопоставление их нравственных принципов, ревизия морали современного общества в творчестве Л.Толстого привели к тому, что автора отлучили от церкви. Интерес к вопросам Добра и Зла: «Американская трагедия» Т.Драйзера, голливудские фильмы об Антихристе, Армагеддоне, эклектизм и переизбыток религиозных направлений, свойственные США.

P – ЛОГИКА ДЕЙСТВИЯ

БПМ-3 принципиально отличается от предыдущих состояний безвыходности. Здесь плод уже не беспомощен, а «принимает активное участие в происходящем», он действует наравне с матерью, предчувствуя, что его борьба «имеет определенную направленность и цель».

Целесообразность действий, имеющих конкретную цель, ценится высоко, причем эта ценность возрастает в контексте времени. Бездействие в условиях этой стадии родов, особенно если воля находится в подавленном состоянии, становится смерти подобно. И наоборот: активность, эффективность реакций на воздействия извне, поиск наиболее оптимального направления деятельности необходимы в этом случае для выживания.

Интуиты третьей квадры либо творчески используют время (PT) в целях немедленной реализации, либо дожидаются наступления нужного момента (TP). Для них польза дела представляет не меньшую важность, чем соблюдение нравственных норм. Сюда же относятся идеи свободной конкуренции, соревновательность, права человека как реальная возможность (американская мечта, общество потребления). Логика действия становится основой реализации демократизма этой квадры.

«Роды как процесс – это разрешение от бремени. А если как личное восприятие, то все само собой произойдет, сам я никаких действий не предпринимаю» (TP).

T – ИНТУИЦИЯ ВРЕМЕНИ

Героические усилия плода подчеркивают особую значимость каждого момента борьбы, напряжение достигает таких высот, что граница между рождением и смертью становится почти неразличимой. Чувство течения времени, своевременности, ритма происходящего, ощущение конечности процесса в этих условиях необходимы: дорога каждая минута, каждая секунда, так как может не хватить сил балансировать на грани жизни и смерти («Время не ждет!»).

Смерть или возрождение в биологическом и духовном смысле в БПМ-3 неразрывно связаны, даже секс здесь сочетается со смертью, опасностью, побуждением к самоуничтожению. Время воспринимается как показатель переломного момента в борьбе, который приводит к обновлению, а также начало новой эпохи существования. Феникс – символ движения, перехода в новое состояние, символизирует возрождение, которое следует за смертью.

Поскольку титаническая борьба сплавлена с идеей разрушения, то время превращается в категорию философскую, через призму которой все ужасы и удовольствия в мире обретают относительную ценность. Ибо, как известно, «ничто не вечно под Луной», и «всякой вещи свое время».

«Впереди что-то есть, и надо побыстрее делать что-нибудь, чтобы успеть выбраться!» (PT)

«Меня мама трое суток рожала, все никак не могла родить. А я, видно, не спешил особенно, дожидался чего-то… Я в теплой утробе был, потом в какой-то момент пошел и застрял. А потом стал выжидать. Это застревание и ожидание в тисках затянулось…В какой-то момент я вдруг рванулся и выскочил». (TP)

ДРУГИЕ АСПЕКТЫ

Подобно тому, как это происходит в БПМ-2, сенсорика ощущений (S) проявляет себя ярко, но не является ценностной категорией. Поскольку физиология данного этапа родов, мягко говоря, нелицеприятна, она служит задаче наиболее выпукло проявить идею нравственного и физического разложения как антитезу возрождению и просветлению.

Отсутствие и демонстративное неуважение к стройной системе (L) взглядов и отношений, субъективный подход к категориям нравственности, пренебрежительный подход к ритуалам, надругательство над святынями отражают демократизм квадры в сфере человеческой деятельности и отношений. Строгих критериев здесь не существует, а принципы легко трансформируются в противоположные.

Энергетические затраты (E) в борьбе за жизнь столь высоки, что сил на бурное веселье, которому отводилось бы специальное время, не остается, поэтому ироничного тона в процессе работы достаточно, он вполне уместен. Возможности (I) имеют значение только в применении к практической деятельности, так как, схожим с БПМ-2 образом, ограничены поставленной задачей, которая должна быть осуществлена здесь и сейчас.

ЧЕТВЕРТАЯ КВАДРА

PS – польза и комфорт

IR – творческие взаимоотношения

ЗИМА (разумное использование ресурсов)

ЗЕМЛЯ (материализация замыслов)

ЗДЕСЬ, НО НЕ ТЕПЕРЬ

БАЗОВАЯ ПЕРИНАТАЛЬНАЯ МАТРИЦА – 4

«В этой последней стадии мучительный процесс борьбы за рождение подходит к концу, продвижение по родовому каналу достигает кульминации, и за пиком боли, напряжения и сексуального возбуждения следует внезапное облегчение и релаксация».

S – СЕНСОРИКА ОЩУЩЕНИЙ

На заключительной стадии родов впервые после длительного периода темноты ребенок сталкивается с ярким светом. Находясь буквально на пороге новой жизни, «индивид ощущает приближение катастрофы огромного размаха».

После опыта почти полного уничтожения новорожденный видит ослепительно белый свет, который в перинатальных воспоминаниях описывается как сверхъестественно яркий и прекрасный. БПМ-4 – это опыт смерти и возрождения, который имеет иную по сравнению с БПМ-3 окраску. Возникают образы архетипических божеств в сопровождении света радуги, переливов красок павлиньего хвоста, рождается чувство пробуждения после грозы или бури.

Сенсорики четвертой квадры – SP и PS – готовы оберегать хрупкую красоту окружающего мира, физиологический ресурс, который необходимо сохранить, чтобы выжить самим и помочь выжить дуалам. Жизнь – вот главное богатство человека. Хранится и ценится информация о выживании после несчастных случаев или выздоровления после тяжелой болезни. Внешний мир теперь кажется прекрасным и безопасным местом, однако чувство прекрасного связано с гармоничным сосуществованием, с реальным миром. Архетипические образы здесь связаны с богами и богинями, чья смерть и возрождение символизируют плодородие – Осирисом, Адонисом, Дионисом, Герой, Кибелой.

«Я одна. Острое ощущение своего внутреннего пространства и большого внешнего. Ощущение матрешки. Ты – одно, а вокруг другое, большое, светлое. Я внутри, а все вокруг снаружи. Все вокруг новое, много звуков и много света. Было темно, розово, красно, но темновато. Ощущения мамы тоже нет». (SP)

«Это что-то круглое, как воздушный шарик, он стягивается в полуспираль, как шарик крутишь несильно надутый, а он вылезает из рук – и ты выскакиваешь». (SP)

«Вселенная – это как раз та бесконечность, которая конечна. Доступная нам часть космоса. Сначала был большой взрыв, и она стала увеличиваться со скоростью. Это значит, что мы становимся друг от друга дальше. При этом Вселенная остывает, когда-то остынет и сдохнет». (SP)

P – ЛОГИКА ДЕЙСТВИЯ

Плод справился с задачей, поставленной природой, и приход в этот мир требует достижения соответствия внешним условиям, добиться которого можно путем целенаправленных действий: гармонию нужно сохранять и создавать своими руками.

Перинатальные воспоминания БПМ-4 сохраняют подробности реальных биологических событий, а также специальных акушерских приемов, «способе ручного и инструментального родовспоможения», детали «послеродового опыта и ухода за младенцем». Здесь важна согласованность действий с новыми объектами – врачом или медсестрой – ради обеспечения и достижения гармонии с внешним миром.

В четвертой квадре сенсорика ощущений объединяется с логикой действия, и те ее представители, у которых они находятся в сильном блоке – SP и PS, – неутомимо трудятся ради сохранения и преумножения плодов своего и чужого труда. Каждому необходимо возделывать свой сад, прилагать свое умение к достижению комфорта, недостаток которого в условиях отрыва от материнской утробы ощущается особенно остро. Здесь ценят профессионализм мастерового, садовника, вышивальшицы, строителя, банкира, любят практичную и эргономичную обувь и одежду, комфортную мебель, послеобеденный сон.

Представителям четвертой квадры свойственны приверженность групповым интересам, правилам и принципам, которые в основном диктуются необходимостью осмысленных действий в интересах данной группы. Мир – это множество подсистем, сообществ, которым необходимо эффективно взаимодействовать. Отсюда – аристократизм закрытого сообщества.

«Не уроните меня! Ловите! А то уроните! Ощущение я испытала – вылетаешь из чрева, и руки, которые ниже, чем место, откуда я вылезаю» (PS).

«Общество никуда не ушло от животной системы. Вся наша мораль базируется на морали животного мира. Если ты принял позу покорности, то тебя более сильный не убьет, смертельный удар не будет нанесен. Единственное правило морали – не убивать себе подобных. И в животном мире, и в человеческом обществе выживает наиболее невосприимчивый к агрессии. Тогда он становится доминантой в обществе». (SP)

«Для любого животного стада есть соответственная система иерархии – животное сообщество. Если животное не живет в одиночку. В стаде мартышек привилегированные права передаются детям. Это могут быть дети привилегированной самки, которая заняла самое близкое положение к доминантной особе». (SP)

R – ЭТИКА ОТНОШЕНИЙ

Симбиотическое единство нарушено раз и навсегда, младенец обрел анатомическую независимость, ради достижения которой почти до конца были исчерпаны энергетические ресурсы. Накануне появления на свет переживания достигают такого накала, что в дальнейшей жизни ощущается потребность избегать избыточных эмоций. На первый план выходят вопросы взаимоотношений с другими системами: чтобы выжить в этом мире, необходимо уметь находить комфортные способы взаимодействия.

Эмоциональный крах после «физической гибели, интеллектуального поражения, окончательного морального падения» сменяется духовным прорывом, когда пугающие образы «болота» бессознательного превращаются в дружественные символы материнской любви и заботы – Деву Марию, Изиду, Парвати, Лакшми. Необходимость гармоничных отношений в семье, обществе, в мире осознается во всей полноте, ибо нет возврата к органическому, биологическому единству живого существа со своими родителями.

Этики четвертой квадры – RI и IR – обретают и стремятся реализовать всю палитру нравственных ориентиров, которые помогают человеку выживать в огромном мире – от милосердия, доброты, прощения, смирения (Ф.Достоевский) до интриганства, коварства, стремления манипулировать другими (Д.Карнеги, Том Сойер). Люди, которые не разделяют схожих представлений о совместном существовании, не допускаются в круг «своих», близких по духу товарищей. Духовное братство внутри религиозной общины (добровольное служение в армии санитаром или сестрой милосердия – так поступали, например, Великие княжны в годы Первой мировой войны) или семейного клана (героини Ф.Саган – SP – никому не позволяют вторгаться в замкнутый мир их взаимоотношений, готовы защищать его даже ценой жизни); склонность к закрытым школам (Лицей, элитные школы и колледжи Великобритании).

I – ИНТУИЦИЯ ВОЗМОЖНОСТЕЙ

Возможности сохранения гармонии видятся представителям четвертой квадры в ином ракурсе, чем представителями первой квадры. Безграничное многообразие жизни равноправных систем недостижимо для тех, кто еще в процессе рождения ощутил свою автономию. На возможности здесь настоящий голод, за ними охотятся.

В таких условиях, когда нужно действовать совместно со своими единомышленниками в интересах сохранения жизненного ресурса, в первую очередь требуется разнообразие подходов к каждой личности. Способности, талант, новые аспекты личности человека, варианты достижения согласия, духовного роста и преображения, словом, весь спектр человеческих отношений от сватовства до религиозных откровений – такова сфера реализации этиков четвертой квадры.

Всегда должны быть найдены возможности для гармоничного развития личности, должны быть созданы условия для органичного взаимодействия энергетических полей. Только тогда можно во всей полноте наслаждаться существованием. А если произошло ЧП, то оно только полнее и нагляднее проявит душевные качества человека. Интрига – способ самореализации, выявления истинной человеческой природы (Джулия Ламберт), даже форс-мажорные обстоятельства – это шанс ощутить свою близость и причастность к проблемам других людей.

ДРУГИЕ АСПЕКТЫ

Влияние внешнего мира воспринимается негативно, поскольку напряжение и ужас последней стадии родов достигают своего апогея, и раз и навсегда разрушают эмбриональное блаженство. По этой причине насилие, воля и долг (F) противоречат задачам целесообразных действий в условиях сохранения созданных своими руками ценностей. Эмоциональное и энергетическое истощение (E), пережитое во время родов, способствует нивелировке таких понятий, как страсть, страдание, восторг и т.п. Если же они имеют место в действительности, то воспринимаются как явление временное, преходящее. Неспешность и неторопливость (T) в делах способствуют достижению наилучшего результата. Целесообразность действий важнее, чем правила, установки, законы (L), которые, впрочем, нет нужды менять без необходимости.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Любопытно, что высказывания о родах почти всегда содержат информацию по болевой функции ТИМа, причем, как правило, в негативной окраске. Так, Дюма отмечает, что в новом мире его ждут проблемы (P). Гамлет говорит о боли (S), от которой некуда деваться, Максим – об отсутствии выхода (I), Гюго – о том, что надо торопиться, а то времени мало (T). С другой стороны, разговор о родах загадочным образом выходит на рассуждения о космосе, о предназначении человека, о мироустройстве.

Экстраверты дают более масштабную картину происходящего, интроверты – концентрируются на своем восприятии событий. Интуиты занимают пассивную позицию в ситуации взаимодействия с объектным миром, концентрируются на возможностях, сенсорики – на приложенных усилиях. Этики отмечают эмоциональную или отношенченскую составляющую взаимодействия с окружающей действительностью, логики – с порядком вещей и действий. Таким образом, можно сказать, что в перинатальном опыте проявляются основные дихотомии и установки психики.

Кроме того, перинатальный опыт проливает свет и на признаки Рейнина. Анализ природы аспекта через призму стадий родов проясняет, в чем кроется причина негативизма или позитивизма, статики или динамики, стратегии или тактики, аристократизма или демократизма. Например, позитивное или негативное восприятие мира Гюго или Дюма, вероятно, зависит от гармоничного или дисгармоничного состояния плода в матке: один (ES) стремится навстречу неизвестному и ждет такого же доброжелательного к себе отношения, а другой (SE) ожидает проблем и неприятностей, которые можно компенсировать с помощью этики эмоций.

Интересный материал могли бы дать исследования ТИМов близнецов. На самых первых подступах выясняется, что даже однояйцевые близнецы имеют разные типы. Это, в принципе, только подтверждает гипотезу об определенном моменте включения психики в работу. Например, я знакома с близнецами – Гюго и Штирлицем. Первым появился на свет Гюго, вторым – Штирлиц.

Отдельного разговора заслуживает специальная тема – психика людей, появившихся на свет в результате кесарева сечения. По С.Грофу, они не дают четких воспоминаний по матрицам и, как правило, некомфортно ощущают себя в мире, сталкиваются с неразрешимыми проблемами, имеют психические отклонения. С точки зрения соционики здесь несколько иная картина. Во-первых, кесарево сечение производится в определенный момент, на определенной стадии родов, и запуск механизма работы психики новорожденного может происходить как до, так и после начала операционного вмешательства. Например, Жуков появился на свет в результате кесарева. Позже выяснилось, что у матери начались преждевременные роды: отошли воды, начались схватки, и именно в этот период произошло вмешательство врачей. Получается, что ребенок начал воспринимать информацию по принципу БПМ-2. Значит, в каждом отдельном случае необходимо анализировать конкретные обстоятельства рождения.

Нужно заметить, что материал, накопленный С.Грофом, несомненно представляет для соционики огромную ценность. Сам С.Гроф в своих работах неоднократно замечал, что считает К.Юнга первым современным психологом, который через принципы и опыт аналитической психологии вплотную подошел к детальному рассмотрению архетипических образов человеческой психики. Подсознательные образы БПМ находят прямые параллели и совпадения в архетипах, открытых Юнгом.

В этом контексте остается только выразить сожаление, что С.Гроф не использует наработок теории информационного метаболизма психики. В практике работы с применением перинатального опыта неоценимую услугу могло бы оказать знание и понимание природы аспектов и принципов информационного взаимодействия психики с окружающим миром. К сожалению, некоторые выводы, которые делает С.Гроф по вопросам поведения людей в социуме, а также по поводу психических отклонений, на мой взгляд, слишком детерминированы либо стремлением вписать не связанные друг с другом проявления в рамки одной матрицы, либо самим ТИМом автора.

Анализ содержания воспоминаний БПМ пациентами С.Грофа с точки зрения информационных аспектов, принятых в соционике, подтверждает взаимосвязь ценностей квадр с характером прохождения родов. Перевод описаний перинатального опыта на язык соционики помогает обнаружить прямые связи между особенностями и стадиями родов с основными информационными потоками, которые определяют принадлежность типа к той или иной квадре.

Информационные аспекты, определяющие квадральные ценности, проявляются в функциях блока Эго и блока Суперид, комбинации оставшихся за рамками матриц аспектов завершают процесс формирования конкретного ТИМа. Вопрос о причинах и условиях формирования конкретного типа информационного метаболизма психики остается открытым и ждет дальнейших исследований.

Литература

1. Букалов А.В. О механизме формирования функций информационного метаболизма в процессе рождения индивидуума. // Соционика, ментология и психология личности, №№ 1-2, 1996.

2. Гроф С. За пределами мозга. Рождение, смерть и трансценденция в психотерапии. – М: АСТ, изд-во Института трансперсональной психологии, изд-во К. Кравчука, 2004.

3. Ермак В.Д. Возрастное развитие и информационное наполнение психики – становление индивидуальности и личности человека. // Соционика, ментология и психология личности, № 1, 2005.

4. Каменева И.П. Символы смерти и возрождения как отражение циклических законов соционики. // Соционика, ментология и психология личности, № 1, 2005.

5. Литвиненко И.Ю. Ценности: феномен и его аспектная структура. // Менеджмент и кадры: психология управления, соционика и социология, № 12, 2005.

6. Литвиненко И.Ю. Чем обусловлен соционический тип. // Психология и соционика межличностных отношений, № 12, 2005.

7. Ломоносова Е. Влияние процесса рождения человека (БПМ С. Грофа) на тип информационногог метаболизма. // Соционика, ментология и психология личности, №3, 2003.

8. Свинцова А.Е. Соционическая концепция суперхромосомы 6 человека. // Психология и соционика межличностных отношений, № 10, 2005.

9. Философский энциклопедический словарь. Под ред. Л.Ф.Ильичева. – М: Советская энциклопедия, 1983.

 

Обсудить материалы рассылки можно на форуме НСО.

В избранное