Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Эквилибриум: формула душевного равновесия Чудо и волшебство в воображении ребенка



Эквилибриум :: Рассылка

Здравствуйте, друзья.

Сегодня в рассылке - статья Ольги Лабутиной

Чудо и волшебство в воображении ребенка



Герои волшебных сказок и фантастических историй могут летать или становиться невидимыми, исцелять болезни, приходить по первому зову, превращаться в кого-то или во что-то и т.д. То есть у них есть волшебные свойства, с помощью которых они находят решение во многих, если не во всех, гипотетических проблемных ситуациях. Такие сюжеты влияют не только на воображение маленьких читателей, но и на такие стороны их интеллекта как способность прогнозировать, устанавливать связи между разными, на первый взгляд, не связанными между собой, явлениями, многовариантность в решении задач - все то, что относится к творческому мышлению. Таким образом волшебные сказки и фантастические истории, с которыми знакомятся дети, помогают им познавать мир.


Логично предположить, что чем дольше в детстве сохраняется вера в волшебство, в сказочных и фантастических героев - фей, Санту, деда Мороза, драконов, добрых волшебников - тем более развитым будет воображение человека.

Родитель может поддержать веру ребенка в деда Мороза и незаметно положить подарки под рождественскую елку, а может предложить ребенку деньги, чтобы он выбрал и купил себе подарок самостоятельно (случай из жизни). Казалось бы, здравое, практичное решение - ситуация, обучающая ребенка самостоятельно распоряжаться деньгами и реально смотреть на мир. Но вера в чудо при этом разрушается. С обыденной реальностью ребенок рано или поздно столкнется и без вмешательства родителей, а вера в волшебство поддержит его воображаемый мир, который на всю жизнь может стать для него неисчерпаемым адаптивным ресурсом.

Образы волшебных существ символизируют адаптивный потенциал психики - интуитивные, скрытые, бессознательные процессы, поисковую активность (любознательность, способность формулировать вопросы и находить на них ответы), восприимчивость к помощи, оптимизм, устремленность в будущее...

Воображаемый мир наделяет человека внутренней силой, которая помогает преодолевать любые обстоятельства. Виктор Франкл выжил в концлагере благодаря своему воображению. Находясь в невыносимых для большинства людей условиях концлагеря, истощенный, замерзающий, терпящий унижения от лагерных надзирателей, с опухшими и покрытыми язвами ногами, он силой воображения переносился в другой мир. И это помогло ему выжить.

"В следующее мгновение я вижу себя стоящим на кафедре в большом, ярко освещенном, красивом, теплом зале. Я делаю доклад — и публика, сидящая передо мной в уютных, мягких креслах, заинтересованно слушает. А говорю я о психологии в концентрационном лагере. И все, что угнетает и мучит меня сейчас, как-то объективируется для меня, видится уже с высоты научного анализа… Этот прием помогает мне подняться мысленно над действительностью, рассматривать ее так, будто она уже в прошлом, уже миновала, а сам я со своими страданиями стал уже объектом интереснейших психологических исследований, мною самим предпринятых".(Франкл Виктор. Сказать жизни "Да": психолог в концлагере. Москва, 2004.)


Поделиться мыслями >>>

Сейчас в воспитании популярно активное стимулирование всестороннего развития детей: с самого раннего возраста дети посещают множество секций, студий творчества, а с началом школьной жизни - совместно с родителями делают уроки. Все это подразумевает постоянное присутствие взрослых и контроль с их стороны. Такое активное участие родителей в жизни ребенка, безусловно, повышает его интеллектуальный и социальный потенциал. Но мне хотелось бы акцентировать внимание на том, что для полноценного развития не менее чем сенсорная стимуляция и информационное насыщение, важны условия для переработки впечатлений, опыта и новых знаний. То есть - возможность побыть в тишине и одиночестве, самостоятельно распоряжаясь своим временем.

Не нужно бояться, что ребенок заскучает и не стоит все время занимать и развлекать его, не оставляя свободной минуты. Вспоминается "Похвала скуке" Бродского. В конце концов, скука - это экзистенциальное состояние, с которым сталкивается каждый человек на разных этапах своей жизни. И умение самостоятельно справляться со скукой - один из самых полезных навыков. Такое умение в будущем позволит человеку сохранять независимость от сомнительных авторитетов, ясность ума, развить навыки саморегуляции, обрести собственный голос.

«Мне кажется, каждый человек должен учиться с детства находиться одному. Это не значит, быть одиноким. Это значит - не скучать с самим собой. Человек, скучающий от одиночества, находится в опасности с нравственной точки зрения». (Андрей Тарковский. Дневники. М., 2008)

Развитый интеллект способен обрабатывать колоссальный объем информации и приходить к интересным результатам, синтезировать новые идеи на ее основе. Но для создания чего-то действительно, принципиально нового важен опыт самостоятельного мышления. Внутреннее (воображаемое) пространство предполагает дистанцированность от любых объектов внешнего мира, от социальной и информационной среды. Чем больше внутренняя дистанцированность и независимость человека от внешних условий, тем более неожиданным и потенциально новым может стать творческий продукт, который он создаст.

Бетти Эдвардс в своей книге, посвященной обучению правополушарному рисованию, выражает сожаление, что в современном среднем образовании развитию воображения не уделяется достаточно внимания: «Мы можем обнаружить в школьном расписании несколько уроков изобразительного искусства, несколько уроков труда и, может быть, уроки музыки, но трудно представить, чтобы мы отыскали там уроки воображения, визуализации, наблюдательности или пространственного мышления, творчества как отдельного предмета, интуиции, изобретательности…» (Бетти Эдвардс. Открой в себе художника. М., 2009)

Среднее и высшее образование направлены на то, чтобы развить интеллект, мышление, дабы человек овладел "объективными" знаниями об "объективном" мире, чтобы приобщить, подключить нового человека к системе познания и технического преобразования мира. Между тем, не менее важно научиться понимать самого себя, ориентироваться в своем внутреннем мире, в своих побуждениях, устремлениях, чувствах. Научиться понимать, чего мы на самом деле хотим и к чему стремимся. Сохранять ясный ум и бодрость духа. Самостоятельно формулировать задачи и решать их, ставить перед собой цели и достигать их. Обрести собственный голос. Прожить долгую и счастливую жизнь.

Пусть внутренний мир ребенка будет обитаем и населен разными чудесными созданиями, в соответствии с его вкусами и предпочтениями. Это условное место – внутреннее убежище, где человек свободен в своих мыслях и чувствах - дом его души. Мир фантазий и воображения позволяет наблюдать со стороны за своими состояниями, переживаниями, любыми воображаемыми ситуациями, а, следовательно – понимать их и управлять ими.


Поделиться мыслями >>>


До встречи в следующем выпуске или на нашем сайте Ekvilibrium.ru.


В избранное