Все выпуски  

Выпуск No 153


 
"ПАПАМ И МАМАМ ОБ ОСОБЫХ ДЕТКАХ"

Выпуск № 153
От 23 апреля 2012 г.
Тираж: 3715


* * *

"Невозможно - это всего лишь громкое слово, за которым прячутся маленькие люди, им проще жить в привычном мире, чем найти в себе силы его изменить. Невозможно - это не факт. Это только мнение. Невозможно - это не приговор. Это вызов. Невозможно - это шанс проверить себя. Невозможно - это не навсегда. Невозможное ВОЗМОЖНО..."


* * *

Пишите мне:
natalidok@yandex.ru

Сайт рассылки:
http://Gold-Child.Ru

Архивы рассылки:
На Gold-Child.Ru
На Subscribe.Ru

Подписка почтой


* * *


Здравствуйте дорогие друзья

Сегодня Вы можете прочитать:

  • Приглашение на Круглый стол в Государственную Думу Российской Федерации[прочитать]
  • Обращение к Президенту РФ по вопросу семей с тяжело больными инвалидами[прочитать]
  • В.Т. Кудрявцев "Формирование двигательного воображения и осмысленной моторики"[прочитать]



 

Дорогие друзья!

Буквально несколько часов назад получила вот такое информационное письмо, которое спешу двести до Вашего сведения.

ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО

3 мая 2012 года в 14.00

в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации

(Москва, Георгиевский переулок, дом 2, подъезд № 10)

состоится круглый стол, посвященный

Международному дню борьбы за права инвалидов,

"КОНВЕНЦИЯ ООН О ПРАВАХ ИНВАЛИДОВ И РОССИЙСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО: ЧТО ДЕЛАТЬ?"

В ходе мероприятия предполагается обсудить концепцию совершенствования российского законодательства и федеральных нормативно-правовых документов с целью реализации положений Конвенции ООН о правах инвалидов.

Организаторами круглого стола выступили: движение "Образование – для всех", ОООИ "Российский союз инвалидов", Агентство социальных медиа, филиал Фонда Розы Люксембург в Российской Федерации. Круглый стол проходит при поддержке фракция КПРФ в Государственной Думе.

В круглом столе примут участие: депутаты Государственной Думы ФС РФ, представители Аппарата Уполномоченного по правам человека РФ, федеральных и региональных органов исполнительной власти, деятели науки и культуры, руководители и работники учреждений здравоохранения, образования, социальной защиты населения, лидеры и руководители общественных объединений инвалидов и родителей детей-инвалидов, члены благотворительных организаций, волонтеры и студенты.

Круглый стол состоится 3 мая в 14.00 по адресу:

, дом 2 (Государственная Дума ФС РФ, Новое здание, 10 подъезд), зал № 830.

Для участия в работе круглого стола необходимо до 26 апреля подать заявку в Оргкомитет

Желающие поучаствовать – огромная просьба не стесняться, написать мне на e-mail natalidok@yandex.ru, либо позвонить на моб. 8-962-922-36-03, и мы Вам организуем участие.

Ну и напоследок, как всегда, ссылка на скачивание № 3 журнала "Чистый Родник":

http://narod.ru/disk/28241567001.9a3ae995e57426b3a5715a72d88fc8f7/4R_03_2010.pdf.html



 

Обращение к Президенту РФ Д.А. Медведеву по вопросу семей с тяжело больными инвалидами

В качестве пояснения. Письмо написано давно. И можно сказать, что "поезд ушел", сейчас другие цари приходят на царствование. Но. Я помню как этот же вопрос решался и 5 и 10 лет назад.И как его вечно "динамили" - с теми же формулировками. Поэтому, я считаю, что смена получателя письма ничего не изменит. Кто бы ни был в том кресле, ему придется услышать нас с Вами, если мы подпишем это письмо. Так, ДАВАЙТЕ ЖЕ ПОДПИШЕМ!

Здравствуйте, уважаемый Дмитрий Анатольевич!

Судьба сложилась так, что наши дети родились с тяжёлыми нарушениями здоровья. С тех пор наша жизнь стала чередой столкновений с человеческим цинизмом, непониманием, жестокостью и оскорблениями.

Так как в России система реабилитации инвалидов развита очень слабо, а барьеров и препятствий для людей с инвалидностью – очень много, наши "взрослые дети" после 18 лет стали ИНВАЛИДАМИ ПЕРВОЙ ГРУППЫ. Это означает, что жить без постоянной опеки и помощи они не могут, и не смогут НИКОГДА

К сожалению, со времени проведения акции 2005 года " Защитим права наших детей инвалидов" мы не увидели большой заинтересованности в решении наших проблем со стороны какой-либо политической партии, общественной палаты, института защиты прав человека и депутатского корпуса.

Мы не ропщем на судьбу…

Мы отдавали, отдаем и будем отдавать все свои силы, здоровье и жизнь нашим повзрослевшим тяжело больным детям, чтобы у них тоже было будущее, чтобы не нарушались их права.

Изоляция, бедность и дискриминация преследуют нас постоянно. Каждый шаг, будь то поход в учреждение медико-социальной экспертизы, к врачу или аптеку, дается нам и нашим детям с большим трудом.

Нам часто отказывают, потому что сверху дано негласное указание :

" не пущать, не давать, снять группу и т.д. Ведь, по мнению правительства, мы являемся обузой для государства, а государственные деньги надо экономить!

Для врачей поликлиник и больниц наши дети являются абсолютно " бесперспективными больными", ведь обследовать и лечить наших детей, по мнению врачей и " минздрава" нерентабельно.

А еще попробуйте войти в поликлинику или больницу и добраться до кабинета врача с человеком на кресле –коляске! Поэтому мы давно, кроме всего прочего, еще и грузчики.

Только этот груз для нас – самый ценный.

В аптеках нас узнают в лицо и приветливо здороваются.

Но льготных лекарств как не было, так и нет!

А препараты последнего поколения вообще не входят в список льготных лекарств.

Складывается впечатление, что все законы, принимаемые в отношении инвалидов являются открыто или завуалировано враждебными.

Чего только стоит недавно принятый закон об установлении размеров денежной компенсации за самостоятельно приобретенное техническое средство реабилитации? Мы стали заложниками коррумпированных чиновников, которые закупают по тендерам технические средства реабилитации для тяжело больных инвалидов и "тащут" в страну все самое дешевое и бесполезное.

Именно поэтому мы выбираем и покупаем технические средства реабилитации самостоятельно на последние крохи. А после принятия указанного закона мы лишены права на получение 100% компенсации за приобретенные нами средства реабилитации.

Тяжело больной инвалид и после 18 лет остается для нас родителей ребенком, а все наши заботы и хлопоты о нем возрастают вместе с его взрослением.

Пенсия, которую получают тяжело больные инвалиды индексируется только раз в год и только на 10%, тогда как основные для нас продукты питания ( мука, крупы, картофель, сахар и т.д. ) поднялись в цене более чем в полтора раза.

Льгота по ЖКХ для таких семей вообще отсутствует.

Сведена к нулю защита прав инвалидов со стороны прокуратуры.

Сегодня родители тяжело больных инвалидов, участники акции 2005 года "Защитим права наших детей инвалидов"

Чиркина Людмила – сын Илья 21 год инвалид 1 группы

Федянина Галина – сын Александр 18 лет инвалид 1 группы

Колногузенкова Галина – внук Алексей 19 лет инвалид 1 группы

Вынуждены вновь обратиться к вам с теми же вопросами: о социальной и государственной поддержке семей с тяжело больными инвалидами.

По нашему мнению, диалог власти и инвалидов просто прекратился.

Нас никто не хочет слушать и слышать. На все наши обращения ответ один:

" Нет денег"!

Сейчас наша жизнь стала просто невыносимой и мы готовы к новой акции.

Мы люди очень терпеливые , но поймите: у нас, просто, нет иного пути.

Вместе с тем, мы рассчитываем на конструктивный разговор!

ДАВАЙТЕ ВМЕСТЕ, КОЛЛЕГИАЛЬНО, КАК ПАРТНЕРЫ, КАК ЛЮДИ, КОТОРЫЕ ХОТЯТ ПРОЦВЕТАНИЯ РОССИИ, РАЗБЕРЕМСЯ В СИТУАЦИИ И ПОПРОБУЕМ ВЫРАБРТАТЬ НЕОБХОДИМЫЕ МЕРЫ.

ЕДИНСТВЕННАЯ ПРОСЬБА: НЕ АДРЕСУЙТЕ НАШЕ ПИСЬМО В МИНЗДРАВСОЦРАЗВИТИЯ.

Мы убедились в том, что без вашего вмешательства и вашей рекомендации этими вопросами заниматься никто не будет.

Поэтому мы обращаемся к вам с просьбой встретиться с нами, т.е. с родителями тяжело больных инвалидов и обсудить назревшие проблемы и вопросы.

Суть наших потребностей опирается на следующее:

Семья, имеющая в своем составе тяжело больного инвалида, живет в особом режиме, не имея выходных и отпусков, ограничена материально.

Мы просим:

1. С целью повышения эффективности реабилитации и адресности социальной поддержки таких семей, как наши, где проживают тяжело больные инвалиды, должны быть ВЫДЕЛЕНЫ В ОТДЕЛЬНУЮ КАТЕГОРИЮ, ОСОБО ОПЕКАЕМУЮ ГОСУДАРСТВОМ. Возможно, таким семьям должен быть установлен правовой статус "СЕМЬЯ С ТЯЖЕЛО БОЛЬНЫМ ИНВАЛИДОМ)".

Мы уверены, что таких семей, не такое уж большое количество,

чтобы государство не имело возможности их поддержать!

2. Реабилитационные мероприятия в такой семье должны иметь своей целью формирование необходимой реабилитационной среды и повышение качества жизни, как самого инвалида, так и его семьи. Социальная поддержка должна соответствовать объёму дополнительных потребностей такой семьи, обусловленных наличием у неё дополнительных обязанностей перед членом семьи – тяжело больным инвалидом . Она должна носить адресный характер и предусматривать меры БОЛЕЕ ИНТЕНСИВНОЙ материальной поддержки домохозяйства, поддержки в получении государственных услуг, преодолении различного рода бюрократических барьеров, содействия занятости родителей, предоставления социальных услуг типа "передышка", осуществлении реабилитационных мероприятий на дому, создании специализированных реабилитационных отделений дневного пребывания и т.д.

3.Пособие по уходу за тяжело больным инвалидом должно быть не менее прожиточного минимума и не должно зависеть от доходов человека осуществляющего уход.

4. Стаж по уходу за тяжело больным инвалидом должен считаться как трудовой , а человек осуществляющий уход должен быть оформлен на работу в органах соц. защиты или опеки.

5.утвердить дифференцированный подход к лечению, реабилитации и обучению тяжело больных инвалидов; при отсутствии таковых – выплата компенсации.

6. Дать поручение Генеральной Прокуратуре Российской Федерации С ПРИВЛЕЧЕНИЕМ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ИНВАЛИДОВ, В ТОМ ЧИСЛЕ РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ, А ТАКЖЕ НЕЗАВИСИМЫХ ЭКСПЕРТОВ проверить на предмет соблюдения законных прав инвалидов:

1. Деятельность федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы.

2. Проведение государственных закупок технических средств реабилитации и обеспечение инвалидов техническимми средствами реабилитации.

3. Обеспечение инвалидов льготными лекарственными средствами.

4. Обеспечение инвалидов (детей-инвалидов) санаторно-куротными путёвками и организацию летнего оздоровительного отдыха для детей-инвалидов.

УВАЖАЕМЫЙ ДМИТРИЙ АНАТОЛЬЕВИЧ! НАДЕЕМСЯ, ЧТО ВАШЕ СЕРДЦЕ НЕ ОСТАНЕТСЯ РАВНОДУШНЫМ К НАШИМ ПРОБЛЕМАМ, А ЖИЗНЬ В НАШИХ СЕМЬЯХ НАКОНЕЦ-ТО ВЫЙДЕТ ИЗ ПИКЕ ВЫЖИВАНИЯ!

Мы обращаемся к артистам, писателям, политикам и просто неравнодушным людям поддержать наше обращение к Президенту.

ВОТ ТАКОЕ ОБРАЩЕНИЕ, Я его выложила в твиттер - и там идет активное голосование за то, чтобы ВОПРОС БЫЛ УСЛЫШАН И РЕШЕН!

Ссылка на письмо - http://www.sborgolosov.ru/viewtext.php?voite=517

А вот тут - на его поддержку: http://www.sborgolosov.ru/voiteview.php?voite=517

Присоединяйтесь!



 

В.Т. Кудрявцев. Формирование двигательного воображения и осмысленной моторики

http://www.tovievich.ru/book/6/39/1.htm

В ходе постановки и решения различных двигательных проблем у дошкольников интенсивно формируется двигательное воображение - основа творческой, осмысленной, по выражению А.В.Запорожца, моторики.

Конечно, в повседневной жизни ребенка имеют место самые разнообразные формы творческой двигательной активности. В числе примеров можно назвать самостоятельное создание детьми вариантов известных движений, комбинацию элементов этих движений в новые сочетания и т.п. В дошкольном детстве у ребенка стихийно складывается определенный опыт двигательного творчества. Однако в силу своей стихийности этот опыт не закрепляется в виде устойчивых психомоторных характеристик, которые лежат в фундаменте общей двигательной умелости ребенка.

Среди таких характеристик центральное место занимает двигательное воображение. Его целенаправленное развитие у детей выступает ключевым приоритетом образовательной работы по нашей Программе.

Тело для растущего человека - особая реальность, которой ему предстоит овладеть. Иначе оно так и останется чем-то внешним, индифферентным по отношению к его специфически человеческим потенциям, тем более - по отношению к его становящейся личности. Только человеку свойственно ставить перед собой вопрос, аналогичный тому, который в поэтической форме заострил О.Мандельштам: "Дано мне тело. - Что мне делать с ним, таким единым и таким моим?".

Поэтому и в педагогическом процессе необходимо, чтобы мир телесных движений открывался детям как особая "необыденная" действительность как специфическая "культура", к которой еще только предстоит приобщиться, - как terra incognita (лат. - неизвестная земля), которая ждет своих исследователей и преобразователей. Нам весьма импонируют слова (отчасти и подходы) Н.Н.Ефименко, автора интересного проекта "Театр физического воспитания и оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста": "Физическое воспитание есть огромный, но таинственный космос, через постижение которого можно приблизиться к Истине и Счастью". Сказано хоть и несколько патетично, но очень точно.

Иначе, тело и телесные движения должны стать для детей особым объектом проектирования, преобразования, познания и оценки. Формирование у дошкольников такого отношения к миру движений предполагает развитие у них творческого воображения, осуществляемое разнообразными средствами специально организованной двигательно-игровой деятельности. Физическая культура в ДОУ дублирует обыденный двигательной опыт ребенка (это - общая проблема дошкольного образования, суть и способы решения которой рассмотрены нами в других работах). Нужно ли в детском саду учить ребенка ходить, бегать, прыгать и т.д., когда все это он уже умеет делать сам? Все зависит от того, как учить. Мы, например, в русле приобщения дошкольников к физической культуре, также ставим перед собой цель развития основных видов движений. Однако пытаемся сделать этот процесс "не тривиальным", ориентированным на то, чтобы сознанию ребенка и педагога приоткрылась "внутренняя картина движения" (см. предшествующую статью). Эта картина не просто "считывается", строится в представлении, но и реально создается силой воображения.

Приведем краткие выдержки из нашей Программы (средняя группа).

Ходьба. Ходьба в заданном направлении с принятием игровой роли (солдаты, стрелки часов и др.), по разным поверхностям (пол, мягкий мат, батут, гимнастическое бревно) и разными способами (на носках, пятках, внешней стороне стопы), выражающая определенное внутреннее состояние и настроение (уверенная походка, усталая походка, бодрая походка и т.д.). Обращение внимания на походку как на выразительный компонент ходьбы; создание представления о красивой походке. Парное упражнение на вхождение в образ движущихся ног с задачей координации их движения. Игровое упражнение на координацию движений ног и рук "Марионетки" (ребенок "управляет" движением ног /вперед, назад, в стороны и т.д./ руками посредством невидимых воображаемых ниточек, которые привязаны к коленкам).

...Групповая ходьба - изображение поезда, змеи, медленно накатывающейся волны и т.д.; самостоятельное придумывание детьми вариантов групповой ходьбы.

В рамках ряда вышеперечисленных упражнений возможно чередование ходьбы с бегом, прыжками и др. движениями (например, по команде поезд набирает скорость, слон превращается в зайчика - ходьба переходит в бег и т.д.).

Бег. ...Групповой бег с вхождением в образ (бегущая волна, ручеек). Принятие в беге роли ведущего и ведомых (вожак и стая у разных животных), преследователя и преследуемых (кошка и мышки, волк и зайцы).

Прыжки. Прыжки с принятием игровой роли (лягушки, кузнечики, кошки). Прыжки на разных поверхностях (пол, мягкий мат, батут). Концентрация внимания на ощущении полета в прыжке, фиксация его эмоционального переживания. Имитирующие движения рук и ног в прыжке (крылья птицы, движения рук пловца в воде, "прогулка по небу" - отталкивание руками и ногами от воображаемых облаков)...

Ползание, лазание. Изображение реки, текущей под мостом (проползание под предметами), огибающей деревья и дома (проползание между предметами). Имитация движений ползающих животных (змеи, жуки и др.) с переползанием друг через друга. ... Непродолжительный вис на перекладине (гимнастической стенки) на небольшой высоте с вхождением в образ обезьянки, яблока, груши, вишенки и т.д., концентрация внимания на ощущении земного притяжения.

Катание, бросание, ловля и метание. ...Изображение мячом движений различных сказочных персонажей, животных и предметов (Царевна лягушка, Колобок, ежик, катящиеся с горы камни и др.). ...Выразительное катание мяча в руках и по поверхности тела (своего и чужого), передающее то или иной состояние (настроение); концентрация внимания на телесных ощущениях, которые возникают при этом. Вхождение в образ меткой руки и "мазилы (при бросании).

Равновесие. ...Ходьба по "болотным кочкам" или "льдинкам" в воде - предметам различной формы, размера и устойчивости, расставленным на полу в случайном порядке. Ходьба с мешочком, книгой на голове по разным поверхностям (пол, мягкий мат, батут). Упражнения "Флюгер на крыше" (кружение в обе стороны на гимнастической скамейке, одна рука в сторону), "Пропеллер" (то же самое на полу, обе руки в стороны), "Волчок" (то же самое, руки на поясе). Стойка на одной ноге с открытыми глазами на полу ("Аист на болоте"), то же самое на гимнастической скамейке ("Аист на крыше"). Упражнение с элементами коррекции эмоционального состояния "Поза арки".

Нетрудно заметить, что во всех этих заданиях и упражнениях игровая, не обыденная форма, активизирующая воображение ребенка, сочетается с "серьезным" содержанием, которое включает в себя эталоны основных движений.

Как я уже сказал, воображение связано с осмысленной моторикой. Воображение позволяет ребенку творчески преобразовывать внешний, окружающий и свой собственный телесно-психический мир на основе их единого, целостного образа, ориентируясь при этом на позиции других людей (в тенденции - человеческого рода). А осмысленная моторика - в собственно двигательной деятельности, рисовании, письме, конструировании, игре на музыкальных инструментах и т.д. - и есть "воображение, доведенное до автоматизма". Звучит странно, попробую разъяснить. В осмысленном движении совмещаются два взгляда - ваш собственный и анонимный взгляд со стороны. Адекватность движения гарантируется этим "двойным контролем". Но само совмещение "взглядов" - продукт воображения, которое позволяет человеку одновременно пребывать в двух позициях...

В этом - весь "секрет" осмысленной моторики. Подчеркнем, что перед традиционной практикой физического воспитания задача ее формирования попросту не стоит. В итоге дети не выделяют себя и свои действия из неоформленного "потока" собственной двигательной активности. Они не способны увидеть как бы извне, со стороны, "глазами другого человека", что и как они делают. В равной степени дети "замыкаются на себе", оставаясь "безразличными" к тому, как строятся и выполняются движения их сверстниками. Они ориентируются лишь на задаваемый педагогом внешний предметный образец, из которого выхолащиваются все характеристики живого формирующегося человеческого движения. Остается не раскрытой его внутренняя картина. Закономерным следствием этого становится двигательная неумелость детей, в дальнейшем закрепляемая школьной методикой физического воспитания. Такова цена пренебрежения развитием двигательного воображения.

Мы в нашей работе рассматриваем движение не как на исполнительный акт, а как обращение к другому человеку, включая те случае, когда этим "другим" для себя выступает сам обращающийся. Поэтому мы и говорим о "выразительной" ходьбе, "выразительном" беге и т.д. Имея в виду не столько внешнюю экспрессивность движения, сколько его функцию канала передачи глубоко личного, сокровенного или общезначимого смысла ближнему...

...Двигательное воображение обеспечивает одушевление (и одухотворение) детских движений, что, как показал А.В.Запорожец, делает их по-настоящему управляемыми. Это, в частности, значит, что ключ к воспитанию воли и произвольного внимания - психических функций, которые всегда выступали на передний план в физическом воспитании детей, следует искать в сфере развития двигательного воображения.

Как ни парадоксально, проблема подлинного управления движениями является фактически неразрешимой для традиционной педагогической практики. Согласно Запорожцу, движение, прежде чем превратиться в управляемое, должно стать ощущаемым. Между фазами практической ориентировки в ситуации и произвольного исполнениям движения "вклинивается" особое звено. Это - обобщенный образ ситуации и потенциальных траекторий действия в ней, который соотносится с собственными двигательными возможностями ребенка.

Данное звено как раз и "опускается" традиционной практикой. Детское движение еще не успело претерпеть необходимый процесс развития, включающий в себя и построение указанного образа, а его уже пытаются форсированно автоматизировать через "моторный тренаж". Детям приходится буквально "выкручивать руки", что не приводит к ожидаемому эффекту, поскольку их движения остаются не ощущаемыми и по этой причине - не управляемыми, не произвольными. Сосредоточивая свои усилия на "моторном тренаже", традиционная практика, по существу, "снимает" задачу одушевления движений (как и задачу развития двигательного воображения, которого для нее просто "не существует"). При этом, видимо, предполагается, что ощущаемость, одушевленность, произвольность - естественно и изначально присущие движению характеристики, тогда как в действительности их еще нужно сформировать.



Ну а я сегодня с Вами прощаюсь.
Всего Вам самого доброго.
Любви и терпения!


© Наталья Гузик. "ПАПАМ И МАМАМ ОБ ОСОБЫХ ДЕТКАХ" 2005-2012 гг.

В избранное