Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Современные психотехнологии управления поведением людей


Выпуск 2.

 

Учимся разбираться в людях

 

(как это делают профессиональные психологи)

 

 

 

Содержание  1-го выпуска

 

Допустимо ли управлять поведением людей помимо их воли?

 

 

Содержание  данного выпуска

 

Введение

 

1. Кому и зачем нужна дистанционная психодиагностика?

 

2. Об основных терминах

 

3. К вопросу о пуде соли и народной мудрости.

 

4. О дистанционных методах психодиагностики

 

Введение

 

 

В своей повседневной жизни, да и в профессиональной практике (если Вы работаете с людьми) Вам часто приходится оказывать воздействие на людей. А люди, с которыми Вы вступаете в подобное общение - это люди с разными характерами, с разным темпераментом, с разным изначальным отношением к Вашему общему делу, наконец, с разной чувствительностью мозговых центров наград и наказаний; одни хорошо делают, когда их постоянно поощряют, другие, когда с ними строго, одни умные, а другие интеллектом не отягощенные… и т.п.. И от этого в определенной мере зависит, удастся ли Вам достигнуть своей цели (убедить человека, переубедить…): одного легко убедить, потому что Вы знаете, что он весьма внушаем, на другого легче воздействовать, потому что он самолюбивый, на третьего… Короче, у каждого есть, как говорит мой внук, свои «заморочки», т.е. свои особенности психики, характера. А посему, прежде чем оказывать влияние на человека, было бы весьма желательно разобраться, кто перед тобой, каковы его слабые и сильные стороны характера… Следовательно, весьма желательно было бы овладеть психотехнологиями того, как профессионально разбираться в людях, как выявлять особенности их психики, характера, их установок на дело, на Вас лично…

 

Но здесь два «но». Во-первых, существует множество психологических тестов, с помощью которых можно получить подобную достаточно надежную информацию о психике человека. Но не будешь же каждого своего клиента, посетителя, наконец, будущего партнера по бизнесу (а также свою будущую жену или свого будущего мужа) тестировать, сажать его за компьютер  и т. п…

 

Но есть и еще одно «но». Практически каждый взрослый человек полагает, что в людях он разбирается неплохо и учиться этому… - «лучший учитель – это жизненный опыт». Правда, тогда почему про некоторых говорят – «он настоящий психолог!» - в смысле: «он прекрасно разбирается в людях», а про других такого не говорят – почему это так?. А так говорят, потому что все знают: профессиональных психологов действительно учат (в некоторых вузах) сразу разбираться в человеке – без тестирования за столом или за компьютером. Сразу разбираться в людях – это называется владеть приемами «дистанционной психодиагностики». Психолог посмотрел на человека, послушал его, оценил всё то, что исходит от человека и помимо его воли (заглянул ему в его «душу» - в его подсознание), и ему многое в этом человеке становится понятным. А значит, теперь он может выбрать такую линию своего поведения, которая приведет к тому, что этот человек будет делать то, что хотел бы психолог (или – наоборот, не будет делать то, чего не хочет психолог). И некоторые не-психологи интуитивно это тоже умеют делать (ну повезло им с интуицией) и про них-то тогда и говорят: «Он как настоящий психолог!».

 

Но не всем досталась от природы такая интуиция, и тогда они обращаются к профессиональному психологу: «Помогите мне разобраться с ним (с мужем (женой), с начальником, со свекровью (тещей), с «парнем» («девушкой»)»…), которых в некоторых вузах действительно учат сразу разбираться в человеке – без тестирования за столом или за компьютером. Сразу разбираться в людях – это называется владеть приемами, технологиями дистанционной психодиагностики. Но и таких специалистов – тоже немного.

 

И тогда возникла идея: а что если взять и написать специальный учебник по психотехнологии дистанционной психодиагностики, по использованию специальных психологических приемов, специальных психотехник,  чтобы разбираться в людях также, как это делают профессиональные психологи (специально обученные).

 

И вот реализовал Ваш покорный слуга   эту свою идею (да не моя эта идея, в воздухе она витала уже) и написал такую книгу – «А что же в действительности на уме у Вашего собеседника? Шесть уроков по выявлению особенностей психики и характера человека» .

 

Ниже будет представлена достаточно развернутая аннотация этой книги, но вначале – о содержании этой книги, с которым Вы можете познакомиться через представленное ниже весьма и весьма подробное оглавление (Ваш покорный слуга всегда пишет книжки с подробным оглавлением – и чтобы легче было читать, и чтобы можно было по оглавлению понять не только о том, что пишет автор, но и о том, как он пишет, каким языком…). Итак – посмотрите:

 

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Исходные позиции. Основы дистанционной психодиагностики и степень ее надежности

 

  1. Для чего нужна диагностика психики собеседника?

 

  2. Об основных терминах

 

  3. К вопросу о пуде соли и народной мудрости

 

  4. О дистанционных методах психодиагностики

 

  5. Виды психодиагностической информации в системе дистанционных методов исследования психики

 

  5.1. Габитарная психодиагностическая информация

 

  5.2. Этологическая психодиагностическая информация

 

  6. Случайность в проявлении психодиагностической информации

 

  7. Человек никогда ничего не делает случайно.

 

  8. Дистанционные методы психодиагностики: резюме

 

  9. О данном пособии

 

Урок первый. О каких особенностях психики расскажет внешний вид (габитус) вашего собеседника

 

  1. "Встречают по одежке…", т.е. По габитарной психодиагностической информации

 

  2. "Внешность обманчива" - так ли это?

 

  3. Классифицируем габитарную информацию

 

  4. Психофизиогномика - наука о связи телосложения вашего собеседника с особенностями его психики

 

  4.1. О чем вам расскажет рост вашего собеседника

 

  4.2. "Улыбчивая" полнота, или правда ли, что хорошего человека должно быть много?

 

  4.3. О сутулой спине, или военный - он и в штатском военный

 

  4.4. Выбираем тактики поведения

 

  5. Психофизиономика: связь черт лица с особенностями психики вашего партнера по общению

 

  5.1. "Красота спасет мир" - что это такое и как это понимать?

 

  5.1.1. Что считать классически красивым в человеке?

 

  5.1.2. Красиво в человеке то, что целесообразно

 

  5.1.3. Красивые - более надежные

 

  5.1.4. Что ожидать от красивого человека в силу закона экспектации

 

  5.2. Учимся психофизиономике у кинорежиссеров.

 

  5.2.1. Лоб - хранилище интеллекта

 

  5.2.2. Глаза и глазницы - о чем расскажет их форма

 

  5.2.3. Нос: от носа очаровательного иванушки-дурочка до носа лауреата нобелевской премии

 

  5.2.4. О чем расскажет каемка губ собеседника?

 

  5.2.5. Зачем мужчинам "мужественный" подбородок?

 

  6. О каких чертах характера расскажет прическа вашего визави?

 

  7. Одежда собеседника

 

  7.1. Одежда как критерий оценки принадлежности к определенной социальной группе

 

  7.2. Одежда вашего собеседника как критерий его отношения к данной встрече

 

Урок второй. Психокинетика: учимся определять психическое состояние собеседника по особенностям его движений (кинетики)

 

  1. Психокинетика: основные положения

 

  1.1.о терминологии

 

  1.1.1. Кинетика

 

  1.1.2. Психокинетика

 

  1.2. Психокинетическая диагностика свойств и состояний психики

 

  1.2.1. О непреднамеренном характере кинетики человека

 

  1.2.2. Кто управляет нашей кинетикой

 

  1.2.3. Степень постоянства проявления определенных кинетик

 

  1.2.4. Когда определенная кинетика не отражает определенные характеристики психики

 

  1.2.5. Кинетика и вербалика: соотношение диагностической ценности

 

  1.2.6. Динамическое изменение привычной кинетики как диагностический симптом изменения миропонимания человеком

 

  2. Психодиагностическая роль отдельных кинетик

 

  2.1. О чем расскажут привычные и ситуативные положения головы вашего собеседника?

 

  2.1.1. Голова: повороты "к" или "от" партнера

 

  2.1.2. Голова, склоненная набок

 

  2.1.3. О чем вам расскажет "голова агрессора"?

 

  2.1.4. Как выглядят властолюбивые люди или что такое "голова властелина" ?

 

  2.1.5. "Голова внимающего": почему всем нравится?

 

  2.1.6. "Голова президента": почему так названа?

 

  2.1.7. "Голова кандидата": о чем расскажет?

 

  2.1.8. "Голова чуждая": это тоже информация о человеке

 

  2.2. Психокинетика лица (динамика выражения лица)

 

  2.2.1. Психодиагностическая роль взгляда вашего собеседника

 

  2.2.2. Психодиагностическая роль мимики вашего собеседника

 

  2.3. Когда руки говорят о человеке больше, чем его язык

 

  2.3.1. "Большой передний замок": защита или отчуждение?

 

  2.3.2. "Малый передний замок" - малоинформативный кинетический знак

 

  2.3.3. Если вы увидите руки в "заднем замке"…

 

  2.3.4. Руки в карманах - почему "как хулиган"?

 

  2.3.5. Жест "руки в стороны" вам тоже кое-что расскажет о менталитете этого человека

 

  2.3.6. Обратите внимание на связку "рука - голова"

 

  2.3.7. Протянутая ладонь как источник информации о собеседнике

 

  2.4. О чем вас проинформирует положение его корпуса

 

  2.5. Как положение ног вашего партнера могут выдать его с головой

 

  2.6. Психодиагностическая роль дистанции в пространстве, установленная вашим собеседником

 

Урок третий. Речь как лакмусовая бумажка состояния и свойств психики вашего собеседника

 

  1. Психодиагностическая роль молчания (установки партнера на минимизацию своей речевой активности)

 

  2. Что нам даст контент-анализ вербальной составляющей речи вашего собеседника.

 

  2.1. Что такое контент-анализ?

 

  2.2. Примеры использования контент-анализа в психодиагностике

 

  2.2.1. Контент-анализ устной речи

 

  2.2.2. Контент-анализ письменной речи

 

  2.2.3. Контент-анализ заимствований лексикона

 

  3. Психодиагностическая роль "случайных" слов и фраз

 

  4. Диагностируйте состояние психики партнера по анализу нелегитимных слов ("слов-паразитов")

 

  4.1. Нелегитимные слова: определение понятия

 

  4.2. Принцип психологической интерпретации нелегитимных слов

 

  4.3. Нелегитимное использование "как бы" - о каких особенностях психики свидетельствует?

 

  4.4. Интерпретируем нелегитимное использование "как говорят" ("как говорится")

 

  4.5. Нелегитимное использование "короче" и его психологическая интерпретация

 

  4.6. Нелегитимное использование "однозначно" - тоже источник информации о человеке

 

  4.7. Интерпретация нелегитимного использования слова "понимаешь"

 

  5. Психодиагностический анализ паравербальной составляющей речи вашего собеседника

 

  5.1. Паравербалика

 

  5.2. Особенности интонирования речи как психодиагностический симптом

 

  5.3. Громкость речи как проявление отношения к окружению

 

  5.4. Паузы в речи как психодиагностическое средство

 

  5.5. Определяйте вербальный интеллект собеседника по его речи

 

  5.5.1. От интуиции - к рациональному

 

  5.5.2.. Интеллектуальный коэффициент - у кого сколько?

 

  5.5.3. Вербальный iq - как понимать?

 

Урок четвертый. Почему люди говорят глупости… может, не очень умные?

 

  1. Примеры.

 

  2. Что такое психологическая защита.

 

  2.1. О патогенных микробах и биологической защите

 

  2.2. О "психических микробах" и психологической защите

 

  3. Психологические защиты

 

  3.1. "Рациональное объяснение" ("рационализация").

 

  3.2. "Вытеснение" ("забывание")

 

  3.3. "Вымещение"

 

  3.4. "Уход от реальности"

 

  3.5. "Уход в болезнь"

 

  3.6. "Когнитивная блокада"

 

Урок пятый. О каких особенностях личности расскажут продукты деятельности вашего визави

 

  1. О чем расскажет серая бумага?

 

  2. Попробуем проанализировать почерк.

 

  3. А если ваш визави художник - вам, как диагносту, крупно повезло.

 

Урок шестой. Кабинет вашего визави как инструмент психодиагностики его хозяина

 

  1. Вводная.

 

  2. О вкусах спорят.

 

  3. О чем расскажет размер его кабинета?

 

  4. О структуре кабинета.

 

 5. Выбор места для беседы - лакмусовая бумажка для оценки менталитета хозяина кабинета.

 

А что же в действительности на уме у вашего собеседника? (вместо заключения).

 

  Психодиагностика по особенностям телосложения вашего собеседника в целом

 

  Психодиагностика по особенностям черт лица вашего собеседника

 

  Психодиагностика по особенностям одежды вашего собеседника

 

  Психодиагностика по особенностям положения головы вашего собеседника

 

  Психодиагностика по положению рук вашего собеседника

 

  Психодиагностика по положению корпуса вашего собеседника

 

  Психодиагностика по положению ног вашего собеседника

 

  Психодиагностика по выбранной вашим собеседником дистанции

 

  Психодиагностика по особенностям речи вашего собеседника

 

  Психодиагностика по особенностям проявлению у вашего собеседника тех или иных видов психологической защиты

 

  Психодиагностика по особенностям продуктов деятельности вашего собеседника

 

  Психодиагностика по особенностям кабинета вашего собеседника

 

  Психодиагностика по выбору вашим собеседником места за столом

 

 

Персоналии

 

Литература

 

 

А теперь, прежде чем перейти к изложению психотехник дистанционной диагностики собеседника – несколько слов о контактной информации для связи с автором (это для тех, для кого и Оглавления было достаточно, чтобы принять решение о связи с автором):

 

Вначале – Вам моя визитная карточка:

 

 

                    ПАНАСЮК

 

                     Александр Юрьевич

 

            Профессор,   доктор психологических наук,

 

           академик   Академии имиджелогии,

 

         Международной  академии психологических наук,               Международной академии акмеологических наук                                                                                      

 

                                                                                                         Тел.:+7(916) 684-09-20; +7(496) 739-10-40

 

    E-mail: 08-11-40@mail.ru                                              

 

    Сайт: www.pan-alex-u.ru

 

 

А теперь: если Вы напишите автору по 08-11-40@mail.ru , то он определенно вышлет Вам эту книгу по тому адресу, который Вы укажете, и даже с автографом (если, конечно, попросите автора об этом). И тогда Вы начнете самостоятельно создавать психологические портреты Ваших собеседников, получать достаточно достоверные ответы на вопрос, «А что у него на самом-то деле на уме?» - ну примерно так,  как это делают те, про которых говорят, что они - «настоящие психологи», или те, кто прошел специальное обучение подобным психотехнологиям выявления особенностей психики и характера собеседника.

 

 

Но вернемся к дистанционной психодиагностике.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Кому и зачем нужна дистанционная психодиагностика?

 

-                              А и в самом деле, автор, зачем она мне может понадобиться, эта самая диагностика?

 

-                              Вообще-то, уважаемый мой оппонент, любая диагностика дает информацию об объекте.

 

-                              А можно, автор, без обобщения, можно поконкретнее – о самой этой психодиагностике: для чего мне ее нужно знать?

 

-                              Когда Вы имеете дело с человеком, то Вы имеете дело не столько с его желудком или печенью, сколько с его психикой, от особенностей которой и зависит поведение человека.

 

Знать, что из себя представляет человек – это значит располагать информацией о том, как и к чему он относится (какова система его ценностей), как и в каких случаях он будет поступать так или иначе (какова система его установок) и т.п. Экстраполировать поведение человека, т.е. предвидеть его действия – все это для того, чтобы быть уверенным в реализации своих планов в отношении этого человека. Вот примеры.

 

У Вас сменился начальник. Предыдущий, которого Вы знали много лет, характеризовался как внимательный, чуткий, в меру требовательный… И Вы строили свое поведение по отношению к нему с учетом этих его качеств («С ним можно пойти в разведку!» - высшая оценка надежности и доверительности). А каким будет новый? Конечно, за несколько последующих лет общения с ним Вы узнаете, что для него самое главное на свете, и выработаете систему реакций на него[1]. Но получив эту информацию  методом проб и ошибок, сколько набьете шишек! А отсюда вывод: чем раньше Вы его узнаете (чем быстрее, как говорится, «раскусите»), тем лучше. Как? Самый лучший вариант – протестировать бы его с помощью психолога-тестолога, но – нереально. Придется самому – по написанному для этого специальному учебнику. Вот и пригодились методы дистанционной психодиагностики.

 

Другой пример.

 

Вы, уважаемая моя читательница, решили выйти замуж. Прекрасно. Поздравляю. Только Вы слышали о таком явлении, как «психологическая несовместимость»?

 

-                              Ну, вообще-то, автор, слышала.

 

-                              А Вы знаете, что львиная доля разводов детерминирована именно этим фактором – психологической несовместимостью?

 

-                              Ну, я так не думаю.

 

-                              А какая же причина чаще всего?

 

-                              Не сошлись характером, не получилось контакта со свекровью (иногда – с тещей)…  да мало ли других причин!

 

-                              Прекрасно. Так, как Вы их перечислили, обычно перечисляют многие (разве что тещу ставят на первое место). Но чтобы оценить истинность этих «причин», необходимо знать такой еще психологический феномен, как «психологическая защита». Из представленного Вами перечня причин истинной является только первая – «не сошлись характером» (это и есть проявление психологической несовместимости), а большинство других – это не причины, а чаще всего неосознаваемые поводы для реализации основной причины… Впрочем, уважаемая моя читательница, Ваш автор очень не любит что-либо утверждать без аргументации. Вот и сейчас Вы меня невольно втянули в дискуссию о роли психологической несовместимости в возникновении конфликтных ситуаций. Чтобы доказать ее ведущую роль в возникновении таких ситуаций, мне на тренинговых занятиях для этого нужно 4 часа, которых у меня сейчас нет. А посему  просто спросите у проживших в браке не один десяток лет: когда у Вас конфликты были чаще – в начале Вашей семейной жизни (не в первые три месяца, называемых «медовыми», а в первые три года)  или сейчас, на двадцать восьмом году жизни, и определенно услышите «конечно, в начале, когда тарелки по комнате летали чаще, теперь-то притерлись друг к другу». А это значит, что за эти десятилетия они получили друг о друге информацию и используют ее во благо себе и близкому своему. Но так, к сожалению, бывает не всегда, часто следствие психологической несовместимости – развод.

 

А отсюда опять же мораль: чтобы не набивать себе шишек, не лучше ли заранее узнать, что он за человек, какова система его ценностей, что он любит, а что – терпеть не может; каковы его установки на людей вообще, на жизнь вообще… К психологу-тестологу? Оно, конечно, можно, только: а) пойдет ли он на это, б) да и психолога такого не везде и не всегда можно найти. Вот и придется самой, благо учебник – под рукой.

 

И еще пример.

 

Вам предстоят переговоры с предпринимателем, который, возможно, будет Вашим деловым партнером. Конечно, деловые люди на слово обычно не верят, верят фактам, верят объективной информации. И тем не менее, от субъективного фактора, от особенностей характера, системы установок Вашего будущего партнера может зависеть и эффективность Вашего дальнейшего бизнеса. «Знаете, он тогда произвел прекрасное впечатление, ни за что бы не подумал, что он (и далее на Ваш выбор: «такой недалекий» (а ведь Вам об этом говорила его переносица), «такой примитивный» (Вам бы обратить внимание на особенность его одежды, ан нет, не знали Вы о том элементе в его внешнем виде), «такой жестокий» (ах, если бы Вы знали, что об этой его жестокости Вам сообщил бы…) и т.п.).

 

Конечно, был бы на тех переговорах профессиональный психолог-тестолог, да протестировал бы этого Вашего будущего партнера по бизнесу… Увы, не реально. И опять – придется самому, благо как это делать – написано настолько подробно, что любой может использовать эти алгоритмы (правила действий) безошибочно.

 

Главное – знать эти алгоритмы, знать на что обращать внимание, что видеть и что слышать.

 

Дорогой мой читатель, милая моя читательница!

 

Хотите научиться разбираться в людях? Если «да», тогда изучайте эту психотехнологию, эти психотехники дистанционной психодиаогностики, как в школе изучали. Ибо только при этом условии Вы научитесь разбираться в людях, с которыми Вам предстоит иметь дело. И вовсе не нужно будет есть с ним пуд соли; но об этом, о доказательстве этого утверждения – ниже.

 

Но вначале – о терминологии, о некоторых понятиях, чтобы говорить нам с Вами на одном языке (к чему автор стремится во всех своих книгах).

 

 

 

2. Об основных терминах

 

Психодиагностика (психологическая диагностика) – процедура определения (diagnosis – определение, распознавание) особенностей психики человека, ее свойств и состояний (вовсе не обязательно патологических). По результатам психодиагностики ставится психологический диагноз, т.е. создается «психологический портрет» человека с той или иной степенью полноты.

 

Свойства психики – такие характеристики психики человека, которые у человека постоянны, практически не меняются при жизни или же меняются, но очень медленно, малозаметно (например, темперамент, характер взрослого человека и т.п.).

 

Состояния психики – такие характеристики психики человека, которые могут меняться если не ежесекундно, то определенно ежеминутно, ежедневно (например, настроение человека, его эмоции, его настрой на собеседника, отношение к данной теме разговора, к данному предмету и т.п.).

 

Психодиагностика (как и медицинская диагностика – понятие более знакомое каждому) осуществляется с помощью психодиагностических методов (методик, тестов и т.п.). Обычно под психодиагностическими методами имеют в виду психологические тесты.

 

Психологические тесты – специальным образом сконструированные инструменты исследования (если продолжать аналогию с медициной – как, например, рентгеновский аппарат, который является самым известным диагностическим инструментом).

 

Существует распространенный стереотип: психодиагностика осуществляется психодиагностическим инструментарием – психодиагностическими тестами (компьютерными, бумажными и т.п.). Описанию этих тестов и посвящены все учебники, пособия, словари по психодиагностике, предназначенные для специалистов-психологов (некоторые из таких тестов, как, например, тест Роршаха требуют длительного специального обучения, что и осуществляется при подготовке психологов-тестологов).

 

Процедура психологического тестирования – это, как правило, создание или имитация специальных условий, при которых у человека могут проявляться те или иные свойства или состояния психики. По сути тестирование – это всегда моделирование поведенческих реакций испытуемого в строгом соответствии с инструкциями по данному тесту, что и делается профессиональным психологом-тестологом (например, инструкция тестируемому: «Представьте, что Вы встретили в лесу…, что Вы будете делать?» - моделирование поведенческих реакций; «Сложите из этих предметов вот такую фигуру» - моделирование конструктивных операций, которые людьми совершаются каждый день, и т.п.).

 

Ну а если возникла необходимость провести психодиагностику extempore («прямо сейчас») или в ситуации, когда пригласить профессионального психолога не представляется возможным (например, ситуация проведения деловых переговоров), или когда психодиагностика может вызвать нежелательные реакции (например, ситуация знакомства в профессиональном или бытовом плане), или когда просто нет профессионального психолога-тестолога (профессия не очень распространенная), или когда по техническим причинам невозможно обратиться к психологу (например, в салоне самолета, за столом деловых переговоров), а необходимо получить психологическую информацию о человеке, о собеседнике? Во всех этих и им подобных ситуациях воспользоваться традиционной психодиагностикой с использованием психологических тестов - специальных инструментов - не представляется возможным. И тогда… Тогда остается уповать только на наблюдательность, на собственное внимание, чтобы буквально за несколько минут общения (а может даже и секунд) узнать, что же за человек перед Вами на самом деле…

 

- Простите, автор, а разве Вы не слышали выражение: «Чтобы узнать человека, надо с ним пуд соли съесть»? Ведь это все-таки народная мудрость!

 

- Слышал, и не раз. А посему и ответ есть – и на вопрос о необходимости в пуде соли, и о валидности народной мудрости[2]. Поговорим.

 

 

3. К вопросу о пуде соли и народной мудрости.

 

 

Вначале –  об интерпретации пословицы «Чтобы узнать человека, нужно с ним съесть пуд соли». Вот как ее интерпретируют авторитеты в области анализа подобных пословиц. Пуд – старинная русская мера веса, 16,1 кг и  чтобы съесть с кем-нибудь совместно пуд соли, надо было прожить вместе не один год. Естественно, что за это продолжительное время можно очень хорошо узнать друг друга.

 

Итак, народная мудрость гласит: чтобы узнать человека (читай: чтобы получить информацию о его психике, о его менталитете[3]), нужно с ним столько времени общаться, сколько понадобится, чтобы съесть вместе с ним пуд соли – несколько лет.

 

А вот психологи утверждают, чтобы узнать человека иногда достаточно нескольких секунд! Ну не абсолютно всё о человеке всего никто не знает, кроме еди­ного Бога, но достаточно, чтобы знать, с кем имеешь дело и как себя с ним вести. И не только утверждают, но и доказывают. И вот как они это доказывают.

 

Представьте солнечный летний день. Парк, тенистые аллеи, лю­ди гуляют по дорожкам. Правда, в одном месте ветка так низко нависла над аллеей, что пройти и не задеть ее, человеку среднего роста просто невозможно. Давайте понаблюдаем, как люди, прогуливающиеся по парку, проходят это место (где ветка висит низко).

 

 Смотрите: вот идет парочка влюбленных она и он, идут, о чем-то воркуют, и никого для них на свете не существует. Внимание: сейчас они приблизятся к этой ветке. Она-то пройдет и не заденет, а он... А он – смотрите не прерывая разговора, приподнимает рукой над собой эту ветку, и как ни в чем не бывало они идут дальше... Наблюдаем дальше. Вот еще одна парочка, тоже увлечены друг другом и никого не видят. Вот они приближаются к этой ветке... и он тоже машинально, не прерывая разговора, пригнулся, и как ни в чем не бывало они пошли дальше.

 

Итак, один (А) автоматически приподнял ветку над собой, а другой (Б) — так же, не задумываясь пригнулся...

 

Здесь следует обратить внимание на такую важную деталь: оба они совершили эти действия, что называется, автоматически, не за­думываясь, машинально, не прерывая разговора.

 

Ну то, что люди часто делают что-то машинально, это не новость; машинально одевался на работу, машинально пропустил в дверях женщину, машинально прокомпостировал билет... машинально приподнял ветку, машинально пригнулся под препятствием…, машинально устранил препятствие... Все эти и им подобные действия у нас вырабатываются в процессе жизнедеятельности или воспитания. Но не это интересно.

 

Интересно другое: почему у одного человека выработалось одно автоматическое движение (приподнял ветку, т.е. устранил препятствие со своего пути), а у другого иное (пригнулся под ней, т.е. препятствие обошел)?

 

Да все очень просто: один всегда стремится все препятствия убирать со своего пути, а другой старается эти препятствия обходить «стороной». И ничего здесь особенного нет!

 

Верно, ничего особенного нет. Вы, как и большинство наших учеников, правильно оценили характер этих поступков. Верно: раз они действовали не задумываясь (а так и было), значит, проявляли выработанные со временем собственные реакции на препятствия: кто устраняет, а кто обходит. Так у них выработано. А значит, и в других жизненных эпизодах первый будет чаще устранять препятствия (если, конечно, возможно), точнее, будет стремиться именно к этому, а второй, наоборот, чаще будет стремиться обойти препятствия. Не будем сейчас решать, какая из этих поведенческих стратегий лучше, ведь про одного говорят: «Умный в гору не пойдет, умный гору обойдет», а про другого: «Смелость города берет».

 

Важен факт, что мы теперь знаем, как каждый из них чаще реагирует на препятствия (коих в нашей жизни и немало). А это, согласитесь, говорит о многом.

 

На занятиях с моими слушателями:

 

- Уважаемые коллеги, вот Вы сейчас получили информацию о том, как каждый из молодых людей в парке преодолевал возникшее препятствие. А теперь давайте представим себе, что  они оба пришли к Вам наниматься на работу, а Вам нужен специалист, умеющий проявлять гибкость, изворотливость, дипломатичность. Кого бы Вы – при прочих равных условиях, разумеется, - взяли бы: первого (машинально приподнявшего ветку над собой), или второго (прошедшего под ней пригнувшись)?

 

(Большинство слушателей голосуют за «второго», хотя из примерно тридцати человек два-три говорят «первого», но их голоса тонут в хоре первых.)

 

- А тогда скажите, коллеги, а какого рода задания Вы бы скорее поручили первому из них, а не второму?

 

- Ну, там, где надо проявить напор, натиск, оказать давление или что-то выбить… (Последнее как показатель все еще привычного советского принципа выбивать.)

 

- Прекрасно, коллеги. Тогда  еще один вопрос. А кого бы Вы скорее хотели видеть воспитателем в начальной школе – первого из них или второго?

 

(Хор голосов «второго» заглушает тех нескольких человек, которые, выбирая «первого», хотели бы таким образом видеть воспитателя детей начальных классов этакой доминантной личностью, склонной к силовым решениям проблем воспитания. И это тоже диагностика, только диагностика уже моих слушателей: вот какими они считают необходимым видеть воспитателей, ибо считают, что детей надо воспитывать именно так (с помощью преимущественно силовых действий); вот каково их отношение к детям. И не надо специального тестирования.)   

 

- Прекрасно, коллеги, - обращаюсь я к большинству. – Все верно, все правильно говорите. Но обратите внимание на чудо: Вы ведь их видели всего несколько десятков секунд, а получили так много ценной информации, что уже начали ее использовать на практике! А говорят – «пуд соли…». Нет, не пуд соли нужен, чтобы узнать человека, а знание психологии людей, точнее – знание роли информации, содержащейся в их подсознании, и оказывающей влияние на поведение помимо их воли.

 

Но ведь этого же мало, уважаемый профессор, чтобы понять, с кем имеешь дело. Да, действительно, несколько секунд наблюдений дали нам такую информацию. Но для того чтобы иметь дело с челове­ком, этого же недостаточно...

 

Вот так всегда! Сначала «…надо пуд соли съесть, чтобы узнать…» и это казалось нор­мальным, а теперь та же информация получена за несколько се­кунд и мало. Верно, мало, если не уметь видеть, не уметь анали­зировать, выбирать более вероятностную оценку.

 

Но всему этому можно научиться, если знать, что скрывается за тем или иным действием, за тем или иным сказанным словом (и за несказанным), за... Кстати, Вы обратили внимание на спину второго человека? Нет? А напрасно, ибо в ней кроется ответ на вопрос: поче­му у него такая реакция и как она возникла? Нет, патологии у него нет (в смысле заболевания спины), лишь плечи постоянно опущены вперед и внутрь. И это тоже о многом сообщает, как и тонкая кайма его верх­ней губы, как... Впрочем, остановимся. У неподготовленного к восприятию этой информации может легко сложиться мнение, что мы занимаемся гаданием. Нет, всему этому есть и будет дано объяснение. Ничто не слу­чайно в поведении человека, даже «нечаянно» разбитое блюдце не случайно. Но аргументация впереди, а пока первые выводы.

 

1. Чтобы узнать человека, не надо есть с ним пуд соли. Многие важные стороны характера человека могут раскрываться за секунды и не в экстремальной, а в обычной, житейской ситуации.

 

2. Чтобы узнать человека, нужно научиться понимать его дейст­вия, его поведение, понимать не на бытовом, а на научно объ­ективном уровне, позволяющем получить о человеке истинную ин­формацию: каков он? кто он? что он за человек?

 

Вот эту информацию и дадут представляемые в данной книге психотехники дистанционной диагностики свойств и состояний психики человека, к пониманию которых мы и переходим.

 

  

 

4. О дистанционных методах психодиагностики

 

 

Дистанционные методы психодиагностики как класс методов до сих пор не выделялись в той ветви психологической науки, которая именуется «Психодиагностика», хотя отдельные методы используются и самими психологами-тестологами и имеют достаточно строгое научное обоснование. Данная книга является первым подобного рода учебником по дистанционной психодиагностике (по сути речь идет об альтернативной или нетрадиционной психодиагностике), хотя мои коллеги – профессиональные психологи – встретят здесь немало знакомых им вещей[4].

 

Сущность этого вида психодиагностики: исследователь (в роли которого может выступить любой человек после освоения данного учебного пособия) для получения психодиагностической информации о психике своего собеседника (визави) не создавая специальных условий для диагностики, лишь наблюдает (смотрит), слушает (что и как говорит собеседник), анализирует поступающую от того информацию (в отличие, повторимся, от традиционной психодиагностики, где, как правило, исследователь получает информацию только после того, как он вынудит испытуемого совершить те или иные действия).

 

- Простите, автор, а насколько всё это будет достоверно?

 

- Дорогой мой читатель, этот вопрос – один из самых главных для Вашего автора. А поэтому ему будет посвящен специальный раздел. Познакомившись с ним, Вы убедитесь, как далек автор от тех, кто, допустим, утверждает: «Если у человека ушной завиток слева направо, то он – смелый, а если наоборот – то он умный»… Читателю будут представлены только те диагностические психотехники, обоснованность которых доказана науками – и не только психологией, но и физиологией человека, его анатомией, и даже – гистологией (наукой о тканях человека). Кредо Вашего автора: излагать только то, что имеет доказательство; а посему Вы никогда не встретите фразу типа: «Я считаю, что это верно» и… точка. Всё должно быть не только доказано, но и эти доказательства должны быть убедительными для моего читателя. Но – продолжим, и вначале поговорим о том, на основе каких видов информации о человеке будет создаваться его психологический портрет, будут выявляться особенности его психики, характера, его установок не только на Вас, но и на людей вообще, на мир в целом.

 

 

Уважаемый мой читатель, чтобы не превысить объем выпуска, автор вынужден продолжить наш разговор  в следующем выпуске (за что он приносит свои извинения).

 

 

А пока – еще раз посмотрите «Оглавление» этой книги – «А что же в действительности на уме у Вашего собеседника? Шесть уроков по выявлению особенностей психики и характера человека», представленное в начале нашего с Вами разговора.

 

С уважение, проф. А. Панасюк

 

 

 



[1] И если что-то будет Вам не нравиться, то как с плохой погодой – раскроете зонтик, а не будете небу грозить кулаком.

[2] Валидность в данном контексте выступает как синоним надежности, обоснованности.

[3] Поскольку термин «менталитет» будет использоваться часто и в значимом контексте, то мы сочли необходимым дать точную его интерпретацию: «Менталитет (ментальность) (от позднелат. mentalis -  умственный) образ мыслей, совокупность умственных навыков и духовных установок, присущих отдельному человеку или общественной группе» (9, с. 713).

[4] Особенно те из моих коллег, которые хорошо знакомы с западной психологией.


В избранное