Рассылка закрыта
При закрытии подписчики были переданы в рассылку "Мужчины и женщины - конфликт или партнерство?" на которую и рекомендуем вам подписаться.
Вы можете найти рассылки сходной тематики в Каталоге рассылок.
Август 2009 → | ||||||
1
|
2
|
|||||
---|---|---|---|---|---|---|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
11
|
12
|
13
|
14
|
15
|
16
|
17
|
18
|
19
|
22
|
23
|
||
24
|
26
|
28
|
30
|
|||
Статистика
-2 за неделю
Данная серия выпусков посвящена описанию психотехнологий, с помощью которых можно создавать о себе нужное мнение. А это значит, выпуски будут посвящены психотехнологиям формирования Вашего имиджа.
Выпуск 7
Как создавать о себе нужное мнение
Содержание 6-го выпуска.
1. Кто они такие – имиджмейкеры?
2. Имидж и мнение – соотношение понятий.
3. Каким может
быть Ваш имидж?
4. Имиджформирующая информация – основа создания мнения о Вас
5. Виды имиджформирующей информации
6. Как вы до сих пор формировали мнение о себе, или два вида имиджформирующей информации
7. Что такое сознание?
8. Что такое подсознание?
Содержание данного выпуска.
9. Что такое подсознание?
10. "Люди с нами поступают так, как мы им позволяем" - правда ли это?
11. "Почему меня не любят собаки?"
12. Как Кроха его "вычислила"...
13. Так, значит, правда, что они с нами поступают так, как мы им позволяем?
14. Как стереотипное поведение может выдать нежелательные установки...
15. Как у людей формируется мнение о Вас, или о двух способах восприятия информации
16. «Я не знаю, почему у меня такое мнение о нем…»
17. Как подсознательная информация может влиять на возникновение мнения.
9. Что такое подсознание?
Подсознание — это сфера психики, куда поступает информация, где она хранится какое-то время и используется по назначению...
— Но ведь точно так же Вы определяли и сознание, а сами сказали, что подсознание — это что-то совсем противоположное сознанию.
— Вы правы, дорогой мой оппонент, то, что я сейчас сказал, — почти слово в слово определение сознания. Но здесь два "но". Начну с менее существенного (на первый взгляд). При определении сознания было сказано, что там хранится информация
"некоторое (определенное) время", а в определении подсознания сказано "какое-то время". А из этого следует, что науке пока точно неизвестно, как долго может храниться та или иная информация в подсознании человека. И это очень важный момент в понимании подсознания. Но продолжу ответ на Ваш вопрос, тем более что в конце той части определения, которая была несколько похожа на определение сознания, ведь стоит многоточие.
Отличается же подсознание от своего визави — сознания — тем, что про информацию, находящуюся в сознании, человек может сказать
"я знаю", а вот об информации, находящейся в его же подсознании, он не знает (ибо в подсознании — значит вне сознания), и только с помощью специальных техник (например, того же гипноза) можно узнать и о ее существовании, и о ее смысловом содержании. А как это бывает в жизни – покажу на эксперименте, который Ваш автор проводит на занятиях по этой теме со своими
слушателями.
Примерно через час после начала занятия, после достаточно оживленной дискуссии обращаюсь к моим слушателям со следующими словами: "Вот уже час, как я Вам читаю лекцию и от меня к Вам идет множество самой разнообразной информации. Интересно, а все ли, что идет от меня к Вам, доходит до Вашего сознания? Всю ли идущую от меня к Вам информацию Вы осознаете?"
В ответ, как и следовало ожидать, разноголосица: "Да", "Ну, вообще-то да", "Наверное, всю" и реже "Наверное, нет" и т.п. "Ну что ж, сейчас узнаем. Сейчас я Вам задам вопрос, но прошу Вас вначале ответить на него про себя. Это потом Вы мне скажете, как Вы ответили, а вначале — только про себя. Хорошо?" С этими словами беру в руки книгу (любую), прикладываю ее к груди, обращаю их внимание на обложку и задаю вопрос: "Скажите,
пожалуйста... какого цвета галстук у Вашего покорного слуги?" В аудитории — тишина, на лицах — улыбка, вспоминают. Убираю книгу (которой был прикрыт галстук) — у некоторых вздох облегчения (правильно ответили про себя), а у некоторых на лице разочарование, поскольку ответили про себя неверно. Обращаюсь к одному из тех, кто ответил неверно:
— Скажите, Вы в течение этого часа нашей с Вами работы видели этот предмет (показываю на галстук)?
— Ну... вообще-то... видел.
— А почему же Вы на мой вопрос ответили неверно в отличие от Вашего соседа, который, так же как и Вы, видел этот галстук, но назвал его цвет правильно?
— Ну... наверное, потому, что я не обратил на это внимания.
— Прекрасно. Давайте же запомним (и Вы, дорогой мой читатель, тоже возьмите себе это на заметку): "обратить внимание" — это значит сделать так, чтобы информация дошла до сознания. Вот Ваш сосед обратил внимание, и информация оказалась
в его сознании (правда, для меня как для лектора это минус: это значит, что пока я читал лекцию и старался занимать сознание моих слушателей перечислением видов имиджформирующей информации, у Вашего соседа было "окошко", чтобы еще и о моем галстуке подумать, переключить свое внимание на этот предмет одежды лектора). А вот Вы не обратили внимания, поскольку Ваше сознание было занято, как мне думается, информацией о классификации имиджей. Спасибо Вам за это. Но тогда, если позволите, Вам еще один
вопрос: как Вы полагаете, если бы я не проводил этого эксперимента с галстуком, т.е. таким бы образом не обратил Вашего внимания на него, то, вероятно, информация о его цвете для Вас так и канула бы в "вечную неизвестность"?
— Ну, скорее всего так. Если я не знал, как ответить на Ваш вопрос, то, наверное, и потом бы не знал.
— Ну что ж, сейчас попробуем выяснить, так ли это на самом деле. Представьте: после сегодняшней лекции прошло уже... полгода! Вы давным-давно уже дома, уже с головой в работе, масса дел, масса встреч, масса людей... И вот представьте: подходит к Вам некий человек и говорит: "Вот
когда Вы учились в Академии, помните, там Вам лекции психолог читал?" Вопрос, конечно, для Вас был неожиданным, но Вы после легкой заминки ответили, что да, было такое. "А скажите, — продолжает спрашивать этот человек, — помните ли Вы, как он был тогда одет?" "Господи, да откуда же?! Разве всех преподавателей запомнишь, как они были одеты?! Да и столько времени прошло!..." И это, наверное, естественный ответ,
верно (это я продолжаю диалог с моим слушателем)?
— Ну, наверное, так. Разве все можно упомнить.
— Прекрасно. Тогда продолжим! Услышав от Вас такой ответ («да не помню, как он был тогда одет»), этот человек (все дальнейшее происходило, разумеется, с Вашего согласия) погружает Вас в гипнотическое состояние и дает Вам команду: "Представьте лицо того психолога!" И
Вы тотчас же — под гипнозом — представили его лицо. Как Вы полагаете, так будет скорее всего?
— Наверное, так. Я как-то читал в одной книжке, что под гипнозом можно вспомнить многое...
— Хорошо. Я тоже много раз участвовал в подобных сеансах гипноза и могу подтвердить Ваши слова: скорее всего так и будет.
...Тогда этот гипнотизер продолжает: "А теперь опишите его одежду!'' И произойдет чудо: Вы во всех деталях опишете мой костюм: и что это "тройка", и какого цвета, и в какую полоску, и, конечно, цвет галстука — "темно-синий", и даже рисуночек на нем.
Но посмотрите, как интересно: когда я спрашивал, прикрыв галстук; "Знаете ли Вы, какого он цвета?", — Вы сказали: "Не знаю", а под гипнозом цвет назвали. Значит, отвечая "не знаю", Вы все-таки в тот момент располагали информацией о цвете галстука, раз под гипнозом ее выдали?
— Ну, это ясно, располагал.
— Но если Вы сказали "не знаю", значит, ее не было в Вашем сознании. (Я должен сказать, что мои слушатели к этому моменту уже знают, что в сознании находится только та информация, про которую человек может сказать "я знаю..." и выдать эту информацию при необходимости.) Так где же она была, эта информация, раз в сознании ее не было, а под гипнозом Вы ее выдали?
— Ну, тогда, значит, в подсознании...
— Абсолютно верно, точно определили!
Так вот, как оказывается только некоторая часть сигналов, проходящих от лектора к слушателям, ими тогда осознавалась (они над этой информацией думали), а остальные, на которые "не обращалось внимания", не задерживаясь в сознании, проникали в подсознание, чему свидетельство — эффект в гипнотическом сеансе.
Есть исследования, которые свидетельствуют о том, что в подсознании человека хранится огромное количество информации. Практически все, что так или иначе воспринималось органами чувств человека, независимо от того, осознавалось оно или не осознавалось («доходило» до сознания или нет), оказывается в его подсознании. В некоторых опытах удавалось раскопать
информацию даже из далекого детства. А еще пишут, что удавалось выявить в подсознании человека информацию о его... далеких предках (что было названо учеными "генетической памятью"). Вот почему никто точно не знает, сколько же времени там хранится информация; ясно, что не год и не десятилетия.
Короче говоря, как показывают некоторые исследования, подсознание — это бездонный колодец информации, в котором информация о, допустим, цвете галстука Вашего позавчерашнего посетителя — как капля в океане. И если какой-либо сигнал подействовал на орган чувств человека и при
этом не осознался им по какой-либо причине, ищите этот сигнал в его подсознании.
Но самое интересно заключается в том, что, как оказывается, при определенных условиях само подсознание может "сообщить" сознанию об этой информации: либо в виде смутного чувства ("чем-то он неприятен", "что-то есть в нем такое располагающее"), либо как-то иначе, когда, например, говорят: "Интуиция мне подсказывает,
что он...". То есть и подсознание каким-то образом участвует в формировании мнения о собеседнике. Но как? Вопрос совсем не теоретический, ибо если мы на него ответим (как подсознание формирует мнение о собеседнике), то останется всего один шаг до техники формирования мнения о себе прямо в подсознании собеседника...
А в заключение - главное: подсознание (как и сознание) не только хранит информацию, но может и управлять поведением людей. Мы ведь в связи с чем заговорили о сознании и подсознании? - В связи с тем, что люди, формируя мнение о себе, создавая свой имидж, посылают в окружающее их пространство имиджформирующую
информацию либо вполне осознанно, либо непроизвольно, подсознательно, не ведая об этом – как тот слушатель, который начав диалог со мной, мне при этом чуть-чуть улыбнулся; или как тот слушатель, который разговаривая со мной, постоянно теребил лацкан своего пиджака; или как тот слушатель, который все время сидит «набычившись», словно вокруг враги – не думают они об этом, всё это - работа подсознания, но мнение-то всё равно формируется.
Но для нас сейчас важно, что люди (и Вы в том числе, уважаемый мой читатель) далеко не всегда управляют исходящей от них имиджформирующей информацией. Может, и прав был Зигмунд Фрейд, когда говорил, что "человек — не хозяин в собственном доме"? Может, и прав.
Но мы-то с Вами об этом заговорили в связи с тем, что, непроизвольно посылая различную информацию о себе, мы таким образом формируем свой имидж..
— Хорошо, допустим, уважаемый автор, мы действительно часто что-то делаем непроизвольно — пуговицу застегиваем и многое другое. Допустим, что прав Ваш кумир Зигмунд Фрейд. Допустим. Ну и что из того? Ну и пусть люди видят, что у меня в руках
тот же очечник или ручка или я что-то еще, разговаривая, делаю машинально. Но ведь не все же, беседуя со мной, будут в то же самое время думать об этом очечнике, ведь Вы сами об этом говорили. Это, во-первых. А во-вторых, если и подумают, так что из того? Неужели Вы думаете, что это может повлиять на формирование мнения обо мне, на мнение, допустим, о моем характере?.. Ведь из того, что я часто что-то там делаю непроизвольно, вовсе не следует, что это как-то мне повредит... Или я не прав?
Вопрос понятен. Правда ли, что неосознаваемые действия человека могут как-то повлиять на отношение к нему людей, на его имидж? Поговорим, хотя мы уже частично этого касались (помните ту слушательницу, руки которой говорили, что она – как на экзамене?). Но – поговорим. И для начала попробуем ответить на такой
вопрос:
10. "Люди с нами поступают так, как мы им позволяем" - правда ли это?
— Конечно, нет! Конечно, неправда! — раздается хор голосов моих слушателей, как только Ваш покорный слуга спрашивает их об этом. И в доказательство готовы привести примеры:
— Не далее как на прошлой неделе, — рассказывает одна слушательница, — продавщица продмага так по-хамски мне ответила, что я весь день была выбита из колеи. Но главное-то
— я же очень вежливо ей сказала... и, разумеется, я вовсе не "позволяла" ей так со мной поступать. А Вы говорите... Нет, я абсолютно уверена, что это высказывание кем-то искусственно придумано. А кроме того, какое же это имеет отношение к тому, чем мы занимаемся, — к имиджу?
— Прежде чем ответить Вам, позвольте вначале только один вопрос: частенько ли Вам приходится нарываться на таких хамок?
— Слава Богу, нет. Просто этот случай был недавно, и уж больно яркий — ни с того ни с сего. А вообще-то, особенно в последние годы, когда появились частные магазины, хамить стали явно реже; я даже и не помню, когда такое еще было за последние
два года.
— Понятно. Прекрасно. А теперь, если позволите, о Вашем замечании ("это высказывание кем-то искусственно придумано") и о Вашем вопросе ("какое это имеет отношение к проблеме имиджа?"). Готов поговорить об этом, тем более что эта тема имеет прямое отношение
к нашему занятию, к нашей проблеме — проблеме Вашего имиджа.
Ведь если допустить, что люди действительно с нами поступают так, как мы им позволяем (а Ваши контраргументы мы обязательно обсудим, но только чуть-чуть попозже, если не возражаете), так вот, если допустить, что это правда, что мы вольно или невольно
позволяем им с нами поступать так-то и так-то, то это значит, что они поступают с нами в соответствии со сформировавшимся у них мнением о нас, а это значит, что поступки людей в отношении нас определяются и нашим собственным имиджем. Вот какова связь между этим изречением и нашей темой имиджа.
А теперь — о том, как же на самом деле: действительно ли они с нами поступают так, как мы им позволяем? Или иначе: правда ли, что мы им позволяем с нами так поступать?
Ведь приведенный уважаемой моей слушательницей пример (в реальности которого у меня не было ни малейшего сомнения) как бы противоречит утвердительному ответу на этот вопрос. Но вот Вам, дорогой мой читатель, еще один пример, правда, не из моего личного опыта, а из опыта одного моего хорошего знакомого. Зашел как-то у нас с ним разговор об отношении людей друг к другу, и вот послушайте,
на что он мне "пожаловался":
— Знаешь, какую странную вещь я заметил: если на моем пути встречаются цыганки-гадалки, то они никогда меня не пропускают. Понимаешь, никогда! Другие люди идут, и на многих из них эти гадалки как бы и внимания вовсе не обращают, а вот стоит им меня увидеть — все, пропал, не дают пройти. Вот ты с твоей наукой можешь мне это объяснить? Причем, обрати внимание, и цыганки бывают разные, и я по-разному бываю одет, но ведь все равно вычисляют! Вот загадка, а?
— А ты слышал такое высказывание: "Люди с нами поступают так, как мы им позволяем"?
— Знаю, слышал, только ко мне это никакого отношения не имеет, ведь я вовсе не хочу этого, понимаешь?!
Прервем этот диалог, чтобы сравнить эти два примера.
Одинаковы они тем, что субъекты примеров (моя слушательница и мой знакомый), став "жертвами" негативного (нежелательного) отношения, вовсе этого не хотели (и, разумеется, не "позволяли"). А отличаются весьма существенно: в первом примере — это редкий
случай, а во втором, что называется, постоянно. И это дает нам основание "подправить" высказывание «люди с нами поступают так, как мы им позволяем» на: «если разные люди с нами поступают часто одинаковым образом, то они с нами поступают так, как мы им позволяем». Иначе говоря, причина одинаковых поведенческих реакций разных людей в отношении некоего человека—
в самом этом человеке. И второй пример — яркая иллюстрация к этому выводу. А ведь еще можно было бы привести и другие примеры, с "положительным" знаком, например такой: где бы ни появлялся Н., его всегда встречают (даже малознакомые люди) с уважением и даже почтением, словно от него исходят какие-то "лучи доверия, уважения"...
А может, и правда от людей исходят подобные "лучи"? Только от одних — как бы негативные ("Где бы он ни появлялся — везде возникает конфликтная атмосфера: вечно он попадает в какие-то глупые ситуации, вечно к нему кто-то цепляется, вечно его шпыняют как гадкого
утенка; короче, он везде, как "мальчик для битья» , — слышал автор и про таких), а у других "лучи" вызывают прямо противоположные реакции людей — реально ли это предположение? Попробуем разобраться.
11. "Почему меня не любят собаки?"
Представьте: сидит на цепи собака. Сидит себе спокойно, провожая взглядом проходящих мимо людей. Но вот идет человек, который с детства панически боится собак. Однако, будучи разумным, берет себя в руки, увидев собаку, и старается "как ни в чем не бывало" бодро шагать мимо нее. "И Вы знаете, иногда мне это удается, но чаще они все-таки
как-то вычисляют меня и... начинают на меня бросаться или — если очень воспитанные — глухо рычать. Прямо рок какой-то. Ни на кого не лают, а меня не пропускают. И другое бы дело, если бы я, допустим, бежал от них или как-то иначе неестественно вел бы себя, провоцировал бы их на агрессию... Но нет, думаю, что если смотреть на меня со стороны, ни один человек не заметил бы в моем поведении что-то такое, на что собака должна была бы
среагировать. А собаки что-то замечают... Но что, скажите?!" — это из высказываний одного из моих слушателей (а может быть, кто-нибудь и из моих читателей тоже про себя так мог бы сказать, а?).
В отличие от примера с цыганками-гадалками объяснить поведение собаки в этой ситуации несложно, и кинологи, и медики давно знают ответ на эту загадку .
Когда человек чего-либо боится, когда он испытывает страх, т.е. находится в стрессовом состоянии, в его организме вырабатываются различные защитные вещества, в том числе и адреналин, который при этом и выделяется с потом. Вот его-то, как утверждают специалисты, собаки и чувствуют (их нюх не сравнить с таковым у людей) и бросаются... как на слабого, боящегося,
или как на потенциального агрессора (при установке на агрессивное поведение у человека тоже вырабатывается адреналин). А кроме того, при этом у человека изменяются микродвижения его походки (появляется некая скованность, которая может ускользнуть от взгляда человека, но не от собаки), чуть-чуть напрягаются мышцы лица, чуть-чуть изменяются зрачки... И вся эта информация доступна для собаки, ибо для нее вычислить врага, вычислить того, кто "над" или "под",
— вопрос жизни в отличие от человека, который уже оторвался от своих биологических корней реагирования на внешний мир. Впрочем — не совсем так...
12. Как Кроха его "вычислила"...
У трехлетней Крохи праздник — день рождения. Ну то, что "день рождения", — это еще ей не очень понятно, а вот то, что праздник, — это понятно: и самое красивое платье на ней сегодня, и самый красивый бант, и самые красивые туфли...
А кроме того, пришли к ней всякие разные тети и дяди и принесли ей красивые подарки — там и "Барби", там и платьице с цветочками, там и вкусности разные... И все, как водится, сопровождали свои подарки всякими хорошими словами (вообще-то одинаковыми: "ах, какая большая", 'ах, какая красивая", "ах... ах..."), и каждому хотелось ее погладить по кудрявой головке, прижать к себе и даже посадить к себе на колени...
Строго говоря, с позиции постороннего наблюдателя все гости вели себя по отношению к этой "имениннице" одинаково: ласково, внимательно, по-доброму. Но вот что странное, казалось бы, заметил автор (а он тоже там был): когда все расселись за праздничным столом, Кроха сама (по своей инициативе!) залезла на колени одному из гостей (вовсе ей не
знакомому), прижалась к нему, чем повергла в изумление ее родителей ("с чего бы это вдруг такая любовь?!")... Можете представить себе, как было приятно этому гостю в отличие от его "коллеги" — соседа по столу, который как только не ухитрялся привлечь к себе эту "молодую даму" — ничего не получалось: Кроха смотрела на него исподлобья, а когда он протягивал к ней руки, отворачивалась, отстранялась...
Всем было как-то неловко за этого человека, который абсолютно ничем в своем поведении не отличался от других гостей. Во всяком случае Ваш автор, будучи профессиональным психологом, и он не заметил в поведении этого гостя ничего такого, что могло бы насторожить Кроху (даже используя для этой "диагностики" арсенал своих специальных психологических знаний). А Кроха, вовсе не обладая этими знаниями, вычислила как первого из них, так и второго. Точнее было бы сказать, почувствовала внутренний настрой к ней того и другого — по тем же микродвижениям, микроинтонациям, микропозициям, микро... ну точно, как и та собака у забора, на цепи. Ибо наша Кроха еще не настолько оторвалась от биологических корней, как многие из нас, взрослых. Ее подсознательное восприятие (в отношении собаки мы о "подсознательном" восприятии говорить не можем, ибо нет у собаки сознания, а
у Крохи уже есть, и даже не элементы сознания) еще не задавлено "специальными знаниями" и всем тем, что является результатом социализации человека в процессе его становления, в процессе его перехода от только "индивида" (человека как животного) к "личности" (человека как социального существа). Конечно, став личностью взрослый человек не перестает быть и индивидом, но многое из того, что было важно для индивида в борьбе за выживание, потерялось по дороге становления личности;
в частности человек постепенно утрачивает вот то биологическое "чувство опасности", равно как и "чувство защищенности", которые пока еще функционируют у этой трехлетней Крохи. Впрочем... и среди взрослых людей, полностью социализировавшихся, можно найти таких, у которых сохранилось это "чувство", это "чутье". Правда, теперь они это называют "интуицией", а мы — "подсознательным восприятием".
13. Так, значит, правда, что они с нами поступают так, как мы им позволяем?
Почему Кроха залезла на колени к одному гостю и отказывалась идти к другому? А они спровоцировали её на такую ответную реакцию своим поведением, причем – и это самое главное – поведением непроизвольным, неосознанным. Например, у одного обращенная к Крохе улыбка была «открытой», «непринужденной», такой, какая бывает у тех, кто любит; а у другого - «напряженная», ибо так он устроен, что в душе у него нет любви к детям; у одного движения рук в сторону Крохи были мягкими, плавными, а у другого – чуть отрывистыми, чуть угловатыми. И всё это Кроха «чувствовала» (принимала подсознанием), и эти чувства создавали мнение об этих людях, и формировали ее поведение: она с ними поступала так, как они ей (невольно, подсознательно) позволяли.
Смотрите: "Он шел с гордо поднятой головой!" - к такому ни одна опытная цыганка-гадалка не подойдет. А вот того, который чаще всего "бочком-с, бочком-с" (и тоже непроизвольно), его-то и постараются зацепить, и не только цыганки-гадалки, но и «алкаши» ("дай на водку"), а также
и некоторые другие — с доминантой "властвовать" , "преобладать", с агрессивной реакцией, которая спровоцирована неосознаваемым "бочком-с, бочком-с", т.е. поведением по типу "пристройки снизу" (сленг психологов). Вот и мой знакомый, который жаловался, что к нему пристают цыганки, — он их постоянно провоцирует
на это (неосознанно, разумеется) своим поведением по типу "пристройки снизу" (таков он по своему характеру — всегда "пригибается", "склоняется", вроде как говорит: "Чего изволите-с?"). И ясно, почему его не пропускают ни «алкаши», ни цыганки, ни — будь такой случай — мошенники, ни нищие (опытные, разумеется, профессионалы). Вот ему-то, как теперь понятно,
прямо позарез нужен имиджмейкер — не для того, чтобы стать президентом или депутатом, но чтобы хоть не приставали на улице. Впрочем, и среди современных политиков автор наблюдает одного из таких (как он попал в высший эшелон — для автора загадка) — с поведением по типу "пристройки снизу", правда выраженной не очень ярко, но "имеющей место быть" (на этот раз по этическим
причинам его имя названо не будет).
Итак, если люди с Вами часто поступают таким-то определенным образом (допустим, "«давят» на Вас), причем люди разные, и при этом практически одинаково поступают в отношении Вас, знайте — это Вы их провоцируете на такое поведение, провоцируете своими подсознательными действиями, которые улавливаются этими людьми также часто подсознательно (и как та Кроха, и как та… да-да, собака).
Вот Вам, уважаемый мой оппонент, и ответ на Вашу фразу-утверждение "ведь из того, что я часто что-то там делаю непроизвольно, вовсе не следует, что это как-то мне повредит". Повредит, может повредить.
А это – и ответ на вопрос: действительно ли неосознаваемые человеком его действия могут повлиять на мнение о нем, на его имидж. Да, могут, действительно могут (автор чуть было не сказал: «Еще как могут!», но пока – рано об этом). А отсюда и задача автора этих строк, задача Вашего имиджмейкера — не допустить такого
или подобного, не допустить, чтобы мой читатель, мой клиент подсознательно посылал о себе сигналы, провоцирующие нежелательное поведение других людей по отношению к нему. А ведь как часто так бывает... Вот посмотрите, как люди, сами того не ведая, создают свой отрицательный имидж.
14. Как стереотипное поведение может выдать нежелательные установки...
...Я вхожу в аудиторию к моим милым студентам и, поздоровавшись с ними, говорю: "Господа, я сегодня Вас всех поздравляю!" И тотчас же фиксирую при этом их ответные реакции: одни — "А с чем?", другие — "Спасибо, а с чем?", третьи — "Спасибо (и точка!)". Наверное, догадались, каких реакций больше? Верно, — "с чем ?"
Но я хотел бы сначала обратить Ваше внимание на такую деталь: никто из них, услышав от меня поздравление («с прекрасной солнечной погодой", а если непогода — хуже, но нахожу повод, эксперимент-то нужно провести), так вот, услышав в свой адрес поздравление, никто
из них (потом я специально спрашивал) не стал в уме перебирать варианты ответной своей реакции, никто не думал, как ответить. Они говорили "первое, что пришло в голову". Это во-первых. А во-вторых, знаете, что обычно людям первым приходит в голову (и — на язык)? А то, что чаще
используется этим человеком в подобных ситуациях. Оно и понятно: то, что применяется чаще, должно и лежать на поверхности, "под рукой". Вон, у автора — книжная полка, так ближе всех к его столу на ней расположены справочники, энциклопедии, а дальше всех — верно, то, чем редко пользуюсь. Это же очевидно. Но продолжим. Если некая фраза человеком используется чаще, чем другие в такой же ситуации, то это проявляет его установку
на данный объект (ситуацию). Иначе говоря, реакция "первое, что пришло в голову" позволяет нам узнавать, как чаще всего человек ведет себя в такой-то ситуации (по отношению к такому-то объекту). А полученная таким образом информация о нем позволяет нам прогнозировать его поведение ("да, он такой, чуть что, так сразу..."). Вот Вам и мнение о человеке. А теперь, после этого небольшого теоретического экскурса в вопросы образования установок, проанализируем
ответные реакции моих студентов.
У ответивших не задумываясь "Спасибо (и больше ничего)" на поверхности (т.е. часто используется) — реакция благодарности; такова у них установка на людей: сначала сделай им приятное, отблагодари, отплати добром, а уж потом —
хоть спрашивай, хоть не спрашивай, с чем поздравляют.
У ответивших (также не задумываясь) "А с чем?" — иной подход; "Нет, вы сначала скажите, с чем вы меня поздравляете, а уж потом я подумаю, благодарить мне вас или не благодарить; а то ведь вы можете поздравить меня с чем-то таким, за что и благодарить не стоит". Конечно, так студент в ту минуту
не рассуждал, но раньше, когда у него формировались установки на людей, в том числе и установка на неверие в добрые помыслы людей, установка на недоверие, — вот тогда он так или примерно так рассуждал (либо так за него рассуждали авторитетные для него люди: "Не верь, что люди так просто, без всякой корысти могут делать добрые дела"). Вот и проявил он свою такую установку на людей, проявил, разумеется, невольно, как
и тот, первый ("Спасибо"), как и тот, кто отреагировал по типу "Спасибо, а с чем?". Вот этот, последний, он по своей установке находится как бы между первыми ("Спасибо") и вторыми ("А с чем?").
Вот так непроизвольные (подсознательные) реакции, проявляя то, что лежит на поверхности в хранилище их реакций, указывают — в данном случае — на отношение этого человека к людям вообще. Указывают на характерное, на характер. Вот Вам и "что из того?"! Не знаю, как
Вы, а я не хотел бы, чтобы мой читатель оказался в компании вторых ("а с чем?"), чтобы о нем в сознании ли, в подсознании ли людей сформировалось бы такое мнение о его отношении к людям. Лучше бы ему отреагировать кратким "Спасибо".
— Ну так это просто воспитанные люди, вот и все, и при чем тут подсознание?
— Отлично! Верно, абсолютно верно, первую категорию студентов мы действительно назовем "воспитанными", точнее, "более воспитанными", чем вторую (и даже третью — "Спасибо, а с чем?"). А что такое, скажите мне,
милостивый государь, воспитание, знаете?
— Конечно! Нам в институте тоже азы педагогики читали и говорили, что воспитание — это формирование определенных черт личности.
— Очень хорошо. Вас правильно учили, точнее, по правилам, изложенным в любом учебнике по педагогике (может быть, в самых новейших уже и не так, но и в 90-х гг. писали примерно так). Только вот какое дело: я согласен, что "воспитание" — это "формирование". А вот что тогда значит "формирование"? Мои уважаемые слушатели-педагоги (с которыми мне тоже приходилось много работать) говорят: "Формировать" — значит прививать, ну, допустим, любовь к Родине, желание учиться и т.п. А что, спрашиваю, значит "приви..."? Нет, не спрашиваю я их об этом, ибо не хочу хороших людей ставить в неловкое положение. Ибо не знают они, что одним из важнейших аспектов воспитания является перевод программ поведенческих (или оценочных) актов из сознания в подсознание, не знают, что самое главное в процессе воспитания — это перенесение информации о поведении (оценках) в подсознание, чтобы человек использовал эти программы ну совсем "бессознательно". Но не найдем мы в учебниках по педагогике, в разделе "Воспитание", об этом — о том, что конечным звеном воспитательной работы является подсознание воспитанника. Да и откуда, если многие из авторов этих учебников — весьма уважаемых людей — воспитывались на теориях о "подкорке" и павловских условных рефлексах (повторяю, может быть, сегодня, в начале 21 века, это уже не так, не знаю, надо бы посмотреть). Ну так вот: "хорошо воспитанный" или просто "воспитанный" — это человек, у которого в подсознании сформированы такие программы поведения (оценок), которые устраивали бы воспитателей этого человека (коими могут быть не только родители, но и люди "с улицы"). Так что "воспитанными" являются не только первые (у которых сформирована установка на "делание людям приятного", на позитивное к ним отношение), но и вторые (у которых сформировалось "не верь").
Но нам-то сейчас важны не столько истоки, причины, сколько факт: подсознательные реакции человека выдают характер и степень воспитанности человека, характер сформированности тех или иных установок на мир, на людей, т. е. на все, что его окружает в жизни. А знать об этих установках — значит иметь мнение о человеке.
В свое время автор проводил и такой эксперимент: "Сейчас я Вам что-то предложу, а Вам следует как можно быстрее — я буду засекать скорость Вашей реакции по секундомеру — отказаться от моего предложения. Понятно? Хорошо. Тогда: "Хотите, я Вам сейчас подарю вот эту симпатичную
ручку?" И точно так же как и в случае с поздравлениями, испытуемые разделялись на три категории: 1) "нет, не надо , 2)"нет, спасибо, не надо", 3)"спасибо, не надо". Конечно, и эти непроизвольные (думать, выбирать было невозможно) реакции тоже "высвечивали" подсознательные установки слушателей.
А Ваш автор, Ваш имиджмейкер, таким образом стремится показать, как Вы сами, своими собственными руками можете сформировать свой собственный... негативный имидж. При этом не имеет большого значения, является ли это Ваше подсознательное поведение достоянием сознания Вашего партнера по общению (когда он об этом специально подумает), либо достоянием только
его подсознания (когда он по каким-либо причинам "пропустит мимо ушей" эту Вашу реакцию "нет, не надо") – об этом у нас впереди специальный разговор.
Вывод. Вы формируете о себе мнение (формируете свой имидж) не только тогда, когда делаете это специально, но и — внимание! — всегда, когда рядом с Вами находятся люди. И неважно, что Вы в этот момент делаете: разговариваете ли с кем-либо по телефону, принимаете посетителя,
читаете ли лекцию или просто стоите в переполненном вагоне метро на одной ноге — если рядом с Вами другие люди, то идет процесс формирования мнения о Вас (если, конечно, эти люди видят Вас, слышат Вас, а не как тот пассажир, который стоит в противоположном конце вагона, в отличие от того, кому Вы вынуждены дышать в затылок). И здесь полная параллель с упомянутым моим оппонентом воспитанием: воспитание — это далеко не всегда "целенаправленный
процесс", как об этом говорят учебники, процесс воспитания протекает всегда, когда рядом с воспитателем находятся воспитанники. Вот и Ваш имидж — создается точно так же. Но пойдемте дальше.
Выше мы говорили о том, как Вы, мой уважаемый клиент, до сих пор создавали мнение о себе, до сих пор формировали свой имидж. А делали Вы это, как и все люди, двумя способами: в одном случае Вы посылали о себе информацию вполне осознанно (преднамеренно), а в другом – невольно, непроизвольно, т.е. подсознательно. А теперь давайте поговорим о том, как люди
воспринимают (и оценивают) эти два вида посылаемой Вами имиджформирующей информации.
15. Как у людей формируется мнение о Вас, или о двух способах восприятия информации
Давайте пойдем в Ваш кабинет, где Вы сегодня встречаетесь с неким господином какой-то зарубежной фирмы. Поскольку он Вас видит в первый раз и ничего о Вас до того не слышал, то он вольно или невольно начинает оценивать Вас с учетом тех сигналов, которые
поступают к нему. Вот он увидел, как Вы при его появлении в Вашем кабинете тотчас же отложили свои бумаги, встали и пошли к нему навстречу с протянутой для приветствия рукой; увидел и подумал: "Все-таки среди этих русских, бывших советских чиновников-бюрократов, есть и вполне воспитанные". Видно, ему не раз приходилось бывать в кабинетах наших средней руки чиновников и далеко не все они так поступали. Конечно, если бы он увидел такой поведенческий акт
там, на Западе, т.е. у себя, то даже и не обратил бы на это внимания. А у нас в России, особенно среди средней руки чиновничества, это вовсе не частое явление (в чем автор этих строк тоже убеждался неоднократно, даже приходя к чиновнику с весьма выгодным для него проектом). И вот уже у этого человека начинает формироваться на Вас позитивная установка. А когда Вы еще при этом ему мило и приятно улыбнулись (и улыбка была вовсе не вымученной), определенно возникнет в мыслях: "Нет, и в среде этих бюрократов
есть вполне благовоспитанные и приятные люди". Есть мнение! И возникло оно на основе имиджформирующей информации, причем информации прямой и – главное - осознанной им (раз он стал думать об этих сигналах — Ваших поведенческих актах).
Итак: от Вас исходила определенная имиджформирующая информация, которую Вы посылали либо вполне осознанно («надо бы выйти из-за стола», подумали Вы), либо подсознательно – машинально встали при его появлении пошли ему навстречу, не задумываясь над этим.
А он воспринял эту информация вполне осознанно (раз подумал о том, что Вы вышли, раз обратил на это внимание).
И получается, что имиджформирующая информация перемещалась от Вас к нему либо по линии «(Ваше) сознание– (его) сознание», либо по линии «(Ваше) подсознание– (его) сознание».
Но об этих линиях мы еще будем говорить, а пока хочу обратить Ваше внимание еще на такую деталь: если бы этого Вашего посетителя (гостя) спросить, каково его мнение о Вас, он бы не только ответил: "Приятное", но и — внимание! — мог бы аргументировать его («приятное
потому, что…»). Ибо — знает, почему у него такое мнение о Вас! Знает, ибо информация достигла его сознания. А ведь бывает, что и не знают...
16. «Я не знаю, почему у меня такое мнение о нем…»
Вполне возможны и такие ситуации, когда, допустим, Вы расстались с человеком, с которым вели получасовую обычную беседу, и никак не можете отделаться от какого-то неприятного осадка. "Что-то в нем, — говорите Вы, — есть такое неприятное. Почему-то мне кажется, что ему
нельзя доверять.” – «А почему?" —спрашивает Ваш коллега. "Ну, почему-почему... Не знаю я... Но я нутром чувствую — непорядочный он человек". Или наоборот: "Что-то в нем такое привлекательное, располагающее есть. Нет, интуиция мне подсказывает, что с ним можно иметь дело".
Итак, "нутром чувствую", "интуиция подсказывает" — что это такое? как это? Поговорим о том, как имиджформирующая информация может быть воспринята, но при этом не осознанна (помните галстук?); и как в этом случае формируется на основе этой информации мнение.
17. Как подсознательная информация может влиять на возникновение мнения.
Рассмотрим уже знакомый нам пример. К Вам на прием пришел некий гражданин. После получасовой беседы, которая закончилась, как обычно, нормально, Вы никак не можете отделаться от неприятного осадка, говоря: "Чем-то он мне все-таки не нравится". Что же произошло, откуда же появилось это чувство? Как возникло такое мнение о человеке?
А оказывается, произошло все то же самое, что и с моим слушателем, который видел галстук лектора, но не смог сказать, какого он цвета. (Напомню: во время лекции сознание слушателя было занято тем, что говорил лектор; слушатель видел мой галстук, воспринял информацию о цвете моего галстука, но не думал об этом (не мог думать), и тогда информация о цвете
моего галстука ушла в его подсознание). Так вот, во время делового разговора с этим посетителем, когда Ваше сознание было занято переработкой деловой информации (Вы думали примерно так: "Его проект и в самом деле интересный... Если его реализовать, то, как следует из его аргументов..." и т.п. – все это в Ваших мыслях), так вот, когда Ваше сознание было занято этой информацией, в это время от него к Вам прошел некий сигнал, на который у Вас давным-давно сложилась негативная установка (ну, допустим,
на то же слово "ихние", которое Вы раза два услышали от него, но не могли во время беседы зафиксировать на нем свое внимание, ибо внимание было слишком поглощено проектом собеседника). И тогда, как и в случае с галстуком, этот сигнал (а может, и сигналы), "проскользнув" мимо Вашего сознания, ушел в Ваше подсознание (и тогда под гипнозом мы бы смогли выявить не только цвет галстука Вашего собеседника, на который Вы тоже не обратили внимания, но
и этот неприятный для Вас сигнал). Итак, до сих пор все протекало в полном соответствии со сценарием "Галстук лектора» . До сих пор... А теперь — различие.
Находившаяся в подсознании моего слушателя информация о цвете галстука была для него нейтральной, незначимой. А вот на такой сигнал, который прошел от Вашего собеседника к Вам, у Вас, допустим, была давным-давно выработана негативная установка (ну. на то же слово «ихние») . А коль скоро так, то, следовательно,
этот сигнал был для Вас значим. А раз значим, то подсознание считает своим долгом (простите меня, мои коллеги-психологи, за некоторую образность) довести до сведения сознания: ко мне поступил сигнал, который может отрицательно (или положительно) повлиять на будущее взаимодействие с этим человеком.
— А как оно – подсознание - это "делает", доводит до сведения-то сознания?
— О, это очень интересная тема – о том, как информация из подсознания переходит в сознание, как подсознательная информация становится осознаваемой.
Уважаемый мой читатель, чтобы не превысить объем выпуска, автор вынужден продолжить наш разговор в следующем выпуске (за что он приносит свои извинения).
А пока – еще раз посмотрите «Оглавление» этой книги – «Я – Ваш имиджмейкер и готов помочь сформировать Ваш профессиональный имидж», представленной на странице http://www.pan-alex-u.ru/books.php?page=imdg_3 сайта
www.pan-alex-u.ru .
С уважение, проф. А. Панасюк
Сайт: www.pan-alex-u.ru
Эл. адрес: 08-11-40@mail.ru
|
В избранное | ||