Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Данная серия выпусков посвящена описанию психотехнологий, с помощью которых можно создавать о себе нужное мнение. А это значит, выпуски будут посвящены психотехнологиям формирования Вашего имиджа.


Выпуск 7

 

Как создавать о себе нужное мнение

 

Содержание 6-го выпуска.

 

1. Кто они такие – имиджмейкеры?

 

2. Имидж и мнение – соотношение понятий.

 

3.     Каким может быть Ваш имидж?

 

4. Имиджформирующая информация – основа создания мнения о Вас

 

5. Виды имиджформирующей информации

 

6.     Как вы до сих пор формировали мнение о себе, или два вида имиджформирующей информации

 

7.     Что такое сознание?

 

8.     Что такое подсознание?

 

 

Содержание данного выпуска.

 

9. Что такое подсознание?

 

10. "Люди с нами поступают так, как мы им позволяем" - правда ли это?

 

11. "Почему меня не любят собаки?"

 

12. Как Кроха его "вычислила"...

 

13. Так, значит,  правда, что они с нами поступают так, как мы им позволяем?

 

14. Как стереотипное поведение может выдать нежелательные установки...

 

15. Как у людей формируется мнение о Вас, или о двух способах восприятия информации

 

16. «Я не знаю, почему у меня такое мнение о нем…»

 

17. Как подсознательная информация может влиять на возникновение мнения.

 

 

 

 

 

9. Что такое подсознание?

 

 

Подсознание это сфера психики, куда поступает информа­ция, где она хранится какое-то время и используется по назначе­нию...

 

Но ведь точно так же Вы определяли и сознание, а сами ска­зали, что подсознание это  что-то совсем противоположное сознанию.

 

Вы правы, дорогой мой оппонент, то, что я сейчас сказал,почти слово в слово определение сознания. Но здесь два "но". Нач­ну с менее существенного (на первый взгляд). При определении со­знания было сказано, что там хранится информация "некоторое (определенное) время", а в определении подсознания сказано "ка­кое-то время". А из этого следует, что науке пока точно неизвестно, как долго может храниться та или иная информация в подсознании человека. И это очень важный момент в понимании подсознания. Но продолжу ответ на Ваш вопрос, тем более что в конце той час­ти определения, которая была несколько похожа на определение со­знания, ведь стоит многоточие.

 

Отличается же подсознание от своего визави сознаниятем, что про информацию, находящуюся в сознании, человек мо­жет сказать "я знаю", а вот об информации, находящейся в его же под­сознании, он не знает (ибо в подсознании значит вне сознания), и только с помощью специальных техник (например, того же гип­ноза) можно узнать и о ее существовании, и о ее смысловом содер­жании. А как это бывает в жизни – покажу на эксперименте, который Ваш автор про­водит на занятиях по этой теме со своими слушателями.

 

Примерно через час после начала занятия, после достаточно оживленной дискуссии обращаюсь к моим слушателям со следую­щими словами: "Вот уже час, как я Вам читаю лекцию и от меня к Вам идет множество самой разнообразной информации. Интерес­но, а все ли, что идет от меня к Вам, доходит до Вашего сознания? Всю ли идущую от меня к Вам информацию Вы осознаете?" В ответ, как и следовало ожидать, разноголосица: "Да", "Ну, вообще-то да", "Наверное, всю" и реже "Наверное, нет" и т.п. "Ну что ж, сейчас уз­наем. Сейчас я Вам задам вопрос, но прошу Вас вначале ответить на него про себя. Это потом Вы мне скажете, как Вы ответили, а вначале только про себя. Хорошо?" С этими словами беру в ру­ки книгу (любую), прикладываю ее к груди, обращаю их внимание на обложку и задаю вопрос: "Скажите, пожалуйста... какого цвета галстук у Вашего покорного слуги?" В аудитории тишина, на ли­цах улыбка, вспоминают. Убираю книгу (которой был прикрыт галстук) у некоторых вздох облегчения (правильно ответили про себя), а у некоторых на лице разочарование, поскольку ответили про себя неверно. Обращаюсь к одному из тех, кто ответил невер­но:

 

Скажите, Вы в течение этого часа нашей с Вами работы ви­дели этот предмет (показываю на галстук)?

 

Ну... вообще-то... видел.

 

А почему же Вы на мой вопрос ответили неверно в отличие от Вашего соседа, который, так же как и Вы, видел этот галстук, но назвал его цвет правильно?

 

   Ну... наверное, потому, что я не обратил на это внимания.

 

Прекрасно. Давайте же запомним (и Вы, дорогой мой читатель, тоже возьмите себе это на заметку): "обратить внимание"это значит сделать так, чтобы информация дошла до сознания. Вот Ваш сосед обратил внимание, и информация оказалась в его созна­нии (правда, для меня как для лектора это минус: это значит, что пока я читал лекцию и старался занимать сознание моих слушате­лей перечислением видов имиджформирующей информации, у Ва­шего соседа было "окошко", чтобы еще и о моем галстуке подумать, переключить свое внимание на этот предмет одежды лектора). А вот Вы не обратили внимания, поскольку Ваше сознание было занято, как мне думается, информацией о классификации имиджей. Спаси­бо Вам за это. Но тогда, если позволите, Вам еще один вопрос: как Вы полагаете, если бы я не проводил этого эксперимента с галсту­ком, т.е. таким бы образом не обратил Вашего внимания на него, то, вероятно, информация о его цвете для Вас так и канула бы в "вечную неизвестность"?

 

Ну, скорее всего так. Если я не знал, как ответить на Ваш во­прос, то, наверное, и потом бы не знал.

 

Ну что ж, сейчас попробуем выяснить, так ли это на самом деле. Представьте: после сегодняшней лекции прошло уже... полгода! Вы давным-давно уже дома, уже с головой в работе, масса дел, масса встреч, масса людей... И вот представьте: подходит к Вам некий человек и говорит: "Вот когда Вы учились в Академии, пом­ните, там Вам лекции психолог читал?" Вопрос, конечно, для Вас был неожиданным, но Вы после легкой заминки ответили, что да, было такое. "А скажите, продолжает спрашивать этот человек, помните ли Вы, как он был тогда одет?" "Господи, да откуда же?! Разве всех преподавателей запомнишь, как они были одеты?! Да и столько времени прошло!..." И это, наверное, естественный ответ, верно (это я продолжаю диалог с моим слушателем)?

 

Ну, наверное,  так. Разве все можно упомнить.

 

Прекрасно. Тогда продолжим! Услышав от Вас такой ответ («да не помню, как он был тогда одет»), этот человек (все дальнейшее происходило, разумеется, с Вашего согласия) по­гружает Вас в гипнотическое состояние и дает Вам команду: "Пред­ставьте лицо того психолога!" И Вы тотчас же под гипнозомпредставили его лицо. Как Вы полагаете, так будет скорее всего?

 

Наверное, так. Я как-то читал в одной книжке, что под гип­нозом можно вспомнить многое...

 

Хорошо. Я тоже много раз участвовал в подобных сеансах гипноза и могу подтвердить Ваши слова: скорее всего так и будет.

 

...Тогда этот гипнотизер продолжает: "А теперь опишите его одежду!'' И произойдет чудо: Вы во всех деталях опишете мой костюм: и что это "тройка", и какого цвета, и в какую полоску, и, ко­нечно, цвет галстука "темно-синий", и даже рисуночек на нем.

 

Но посмотрите, как интересно: когда я спрашивал, прикрыв галстук; "Знаете ли Вы, какого он цвета?", Вы сказали: "Не знаю", а под гипнозом цвет назвали. Значит, отвечая "не знаю", Вы все-таки в тот момент располагали информацией о цвете галстука, раз под гипнозом ее выдали?

 

Ну, это ясно, располагал.

 

Но если Вы сказали "не знаю", значит, ее не было в Вашем сознании. (Я должен сказать, что мои слушатели к этому моменту уже знают, что в сознании находится только та информация, про которую человек может сказать "я знаю..." и выдать эту информа­цию при необходимости.) Так где же она была, эта информация, раз в сознании ее не было, а под гипнозом Вы ее выдали?

 

   Ну, тогда, значит, в подсознании...

 

   Абсолютно верно, точно определили!

 

Так вот, как оказывается только некоторая часть сигналов, прохо­дящих от лектора к слушателям, ими тогда осознавалась (они над этой информацией думали), а осталь­ные, на которые "не обращалось внимания", не задерживаясь в соз­нании, проникали в подсознание, чему свидетельство эффект в гипнотическом сеансе.

 

Есть исследования, которые свидетельствуют о том, что в под­сознании человека хранится огромное количество информации. Практически все, что так или иначе воспринималось органами чувств человека, независимо от того, осознавалось оно или не осоз­навалось («доходило» до сознания или нет), оказывается в его подсознании. В некоторых опытах уда­валось раскопать информацию даже из далекого детства. А еще пи­шут, что удавалось выявить в подсознании человека информацию о его... далеких предках (что было названо учеными "генетической памятью"). Вот почему никто точно не знает, сколько же времени там хранится информация; ясно, что не год и не десятилетия.

 

Короче говоря, как показывают некоторые исследования, под­сознание это бездонный колодец информации, в котором ин­формация о, допустим, цвете галстука Вашего позавчерашнего по­сетителя как капля в океане. И если какой-либо сигнал подейст­вовал на орган чувств человека и при этом не осознался им по ка­кой-либо причине, ищите этот сигнал в его подсознании.

 

Но самое интересно заключается в том, что, как оказывается, при определенных условиях само подсознание может "сообщить" сознанию об этой информации: ли­бо в виде смутного чувства ("чем-то он неприятен", "что-то есть в нем такое располагающее"), либо как-то иначе, когда, например, го­ворят: "Интуиция мне подсказывает, что он...". То есть и подсозна­ние каким-то образом участвует в формировании мнения о собесед­нике. Но как? Вопрос совсем не теоретический, ибо если мы на не­го ответим (как подсознание формирует мнение о собеседнике), то останется всего один шаг до техники формирования мнения о себе прямо в подсознании собеседника...

 

А в заключение - главное: подсознание (как и сознание) не только хранит информацию, но может и управлять поведением людей. Мы ведь в связи с чем заговорили о сознании и подсознании?  - В связи с тем, что люди, формируя мнение о себе, создавая свой имидж, посылают в окружающее их пространство имиджформирующую информацию либо вполне осознанно, либо непроизвольно, подсознательно, не ведая об этом – как тот слушатель, который начав диалог со мной, мне при этом чуть-чуть улыбнулся; или как тот слушатель, который разговаривая со мной, постоянно теребил лацкан своего пиджака; или как тот слушатель, который все время сидит «набычившись», словно вокруг враги – не думают они об этом, всё это - работа подсознания, но мнение-то всё равно формируется.

 

Но для нас сейчас важно, что люди (и Вы в том числе, уважаемый мой читатель) далеко не всегда управляют исходящей от них имиджформирующей информацией. Может, и прав был Зигмунд Фрейд, когда говорил, что "человекне хозяин в собственном доме"? Может, и прав.

 

Но мы-то с Вами об этом заговорили в связи с тем, что, непро­извольно посылая различную информацию о себе, мы таким об­разом формируем свой имидж..

 

Хорошо, допустим, уважаемый автор, мы действительно ча­сто что-то делаем непроизвольно пуговицу застегиваем и многое другое. Допустим, что прав Ваш кумир Зигмунд Фрейд. Допустим. Ну и что из того? Ну и пусть люди видят, что у меня в руках тот же очечник или ручка или я что-то еще, разговаривая, делаю маши­нально. Но ведь не все же, беседуя со мной, будут в то же самое вре­мя думать об этом очечнике, ведь Вы сами об этом говорили. Это, во-первых. А во-вторых, если и подумают, так что из того? Неуже­ли Вы думаете, что это может повлиять на формирование мнения обо мне, на мнение, допустим, о моем характере?.. Ведь из того, что я часто что-то там делаю непроизвольно, вовсе не следует, что это как-то мне повредит... Или я не прав?

 

Вопрос понятен. Правда ли, что неосознаваемые дейст­вия человека могут как-то повлиять на отношение к нему людей, на его имидж? Поговорим, хотя мы уже частично этого касались (помните ту слушательницу, руки которой говорили, что она – как на экзамене?). Но – поговорим. И для начала попробуем ответить на такой во­прос:

 

 

10. "Люди с нами поступают так, как мы им позволяем" - правда ли это?

 

 

Конечно, нет! Конечно, неправда! раздается хор голосов моих слушателей, как только Ваш покорный слуга спрашивает их об этом. И в доказательство готовы привести примеры:

 

Не далее как на прошлой неделе, рассказывает одна слу­шательница, продавщица продмага так по-хамски мне ответила, что я весь день была выбита из колеи. Но главное-то я же очень вежливо ей сказала... и, разумеется, я вовсе не "позволяла" ей так со мной поступать. А Вы говорите... Нет, я абсолютно уверена, что это высказывание кем-то искусственно придумано. А кроме того, какое же это имеет отношение к тому, чем мы занимаемся, к имиджу?

 

Прежде чем ответить Вам, позвольте вначале только один вопрос: частенько ли Вам приходится нарываться на таких хамок?

 

Слава Богу, нет. Просто этот случай был недавно, и уж боль­но яркий ни с того ни с сего. А вообще-то, особенно в последние годы, когда появились частные магазины, хамить стали явно реже; я даже и не помню, когда такое еще было за последние два года.

 

Понятно. Прекрасно. А теперь, если позволите, о Вашем за­мечании ("это высказывание кем-то искусственно придумано") и о Вашем вопросе ("какое это имеет отношение к проблеме имид­жа?"). Готов поговорить об этом, тем более что эта тема имеет прямое отношение к нашему занятию, к нашей проблеме пробле­ме Вашего имиджа.

 

Ведь если допустить, что люди действительно с нами поступа­ют так, как мы им позволяем (а Ваши контраргументы мы обяза­тельно обсудим, но только чуть-чуть попозже, если не возражаете), так вот, если допустить, что это правда, что мы вольно или невольно позволяем им с нами поступать так-то и так-то, то это значит, что они поступают с нами в соответствии со сформировавшимся у них мнением о нас, а это значит, что поступ­ки людей в отношении нас определяются и нашим собственным имиджем. Вот какова связь между этим изречением и нашей темой имиджа.

 

А теперь о том, как же на самом деле: действительно ли они с нами поступают так, как мы им позволяем? Или иначе: правда ли, что мы им позволяем с нами так поступать?

 

Ведь приведенный уважаемой моей слушательницей пример (в реальности которого у меня не было ни малейшего сомнения) как бы противоречит утвердительному ответу на этот вопрос. Но вот Вам, дорогой мой читатель, еще один пример, правда, не из моего личного опыта, а из опыта одного моего хорошего знакомо­го. Зашел как-то у нас с ним разговор об отношении людей друг к другу, и вот послушайте, на что он мне "пожаловался":

 

Знаешь, какую странную вещь я заметил: если на моем пути встречаются цыганки-гадалки, то они никогда меня не пропускают. Понимаешь, никогда! Другие люди идут, и на многих из них эти га­далки как бы и внимания вовсе не обращают, а вот стоит им меня увидеть все, пропал, не дают пройти. Вот ты с твоей наукой мо­жешь мне это объяснить? Причем, обрати внимание, и цыганки бывают разные, и я по-разному бываю одет, но ведь все равно вы­числяют! Вот загадка, а?

 

А ты слышал такое высказывание: "Люди с нами поступают так, как мы им позволяем"?

 

Знаю, слышал, только ко мне это никакого отношения не имеет, ведь я вовсе не хочу этого, понимаешь?!

 

Прервем этот диалог, чтобы сравнить эти два примера.

 

Одинаковы они тем, что субъекты примеров (моя слушательни­ца и мой знакомый), став "жертвами" негативного (нежелательно­го) отношения, вовсе этого не хотели (и, разумеется, не "позволя­ли"). А отличаются весьма существенно: в первом примере это редкий случай, а во втором, что называется, постоянно. И это дает нам основание "подправить" высказывание «люди с нами поступают так, как мы им позволяем» на: «если разные лю­ди с нами поступают часто одинаковым образом, то они с нами поступают так, как мы им позволяем». Иначе говоря, причина оди­наковых поведенческих реакций разных людей в отношении некое­го человека в самом этом человеке. И второй пример яркая иллюстрация к этому выводу. А ведь еще можно было бы привести и другие примеры, с "положительным" знаком, например такой: где бы ни появлялся Н., его всегда встречают (даже малознакомые лю­ди) с уважением и даже почтением, словно от него исходят какие-то "лучи доверия, уважения"...

 

А может, и правда от людей исходят подобные "лучи"? Только от одних как бы негативные ("Где бы он ни появлялся везде возникает конфликтная атмосфера: вечно он попадает в какие-то глупые ситуации, вечно к нему кто-то цепляется, вечно его шпыня­ют как гадкого утенка; короче, он везде, как "мальчик для битья» , — слышал автор и про таких), а у других "лучи" вызывают прямо противоположные реакции людей реально ли это предположе­ние? Попробуем разобраться.

 

 

11. "Почему меня не любят собаки?"

 

 

Представьте: сидит на цепи собака. Сидит себе спокойно, про­вожая взглядом проходящих мимо людей. Но вот идет человек, ко­торый с детства панически боится собак. Однако, будучи разум­ным, берет себя в руки, увидев собаку, и старается "как ни в чем не бывало" бодро шагать мимо нее. "И Вы знаете, иногда мне это уда­ется, но чаще они все-таки как-то вычисляют меня и... начинают на меня бросаться или если очень воспитанные глухо рычать. Прямо рок какой-то. Ни на кого не лают, а меня не пропускают. И другое бы дело, если бы я, допустим, бежал от них или как-то иначе неестественно вел бы себя, провоцировал бы их на агрессию... Но нет, думаю, что если смотреть на меня со стороны, ни один человек не заметил бы в моем поведении что-то такое, на что собака долж­на была бы среагировать. А собаки что-то замечают... Но что, ска­жите?!" это из высказываний одного из моих слушателей (а может быть, кто-нибудь и из моих читателей тоже про себя так мог бы сказать, а?).

 

В отличие от примера с цыганками-гадалками объяснить пове­дение собаки в этой ситуации несложно, и кинологи, и медики давно знают ответ на эту загадку .

 

Когда человек чего-либо боится, когда он испытывает страх, т.е. находится в стрессовом состоянии, в его организме вырабатывают­ся различные защитные вещества, в том числе и адреналин, кото­рый при этом и выделяется с потом. Вот его-то, как утверждают специалисты, собаки и чувствуют (их нюх не сравнить с таковым у людей) и бросаются... как на слабого, боящегося, или как на потенциального аг­рессора (при установке на агрессивное поведение у человека тоже вырабатывается адреналин). А кроме того, при этом у человека из­меняются микродвижения его походки (появляется некая скован­ность, которая может ускользнуть от взгляда человека, но не от со­баки), чуть-чуть напрягаются мышцы лица, чуть-чуть изменяются зрачки... И вся эта информация доступна для собаки, ибо для нее вычислить врага, вычислить того, кто "над" или "под", вопрос жизни в отличие от человека, который уже оторвался от своих био­логических корней реагирования на внешний мир. Впрочем не совсем так...

 

 

12. Как Кроха его "вычислила"...

 

 

У трехлетней Крохи праздник день рождения. Ну то, что "день рождения", это еще ей не очень понятно, а вот то, что праздник, это понятно: и самое красивое платье на ней сегодня, и самый красивый бант, и самые красивые туфли... А кроме того, пришли к ней всякие разные тети и дяди и принесли ей красивые подарки там и "Барби", там и платьице с цветочками, там и вкусности разные... И все, как водится, сопровождали свои подар­ки всякими хорошими словами (вообще-то одинаковыми: "ах, ка­кая большая", 'ах, какая красивая", "ах... ах..."), и каждому хотелось ее погладить по кудрявой головке, прижать к себе и даже посадить к себе на колени...

 

Строго говоря, с позиции постороннего наблюдателя все гости вели себя по отношению к этой "имениннице" одинаково: ласково, внимательно, по-доброму. Но вот что странное, казалось бы, заме­тил автор (а он тоже там был): когда все расселись за праздничным столом, Кроха сама (по своей инициативе!) залезла на колени одно­му из гостей (вовсе ей не знакомому), прижалась к нему, чем повергла в изумление ее родителей ("с чего бы это вдруг такая лю­бовь?!")... Можете представить себе, как было приятно этому гостю в отличие от его "коллеги" соседа по столу, который как только не ухитрялся привлечь к себе эту "молодую даму" ничего не по­лучалось: Кроха смотрела на него исподлобья, а когда он протяги­вал к ней руки, отворачивалась, отстранялась... Всем было как-то неловко за этого человека, который абсолютно ничем в своем пове­дении не отличался от других гостей. Во всяком случае Ваш автор, будучи профессиональным психологом, и он не заметил в поведе­нии этого гостя ничего такого, что могло бы насторожить Кроху (даже используя для этой "диагностики" арсенал своих специаль­ных психологических знаний). А Кроха, вовсе не обладая этими зна­ниями, вычислила как первого из них, так и второго. Точнее было бы сказать, почувствовала внутренний настрой к ней того и друго­го по тем же микродвижениям, микроинтонациям, микропози­циям, микро... ну точно, как и та собака у забора, на цепи. Ибо на­ша Кроха еще не настолько оторвалась от биологических корней, как многие из нас, взрослых. Ее подсознательное восприятие (в от­ношении собаки мы о "подсознательном" восприятии говорить не можем, ибо нет у собаки сознания, а у Крохи уже есть, и даже не элементы сознания) еще не задавлено "специальными знаниями" и всем тем, что является результатом социализации человека в про­цессе его становления, в процессе его перехода от только "индиви­да" (человека как животного) к "личности" (человека как социаль­ного существа). Конечно, став личностью взрослый человек не пе­рестает быть и индивидом, но многое из того, что было важно для индивида в борьбе за выживание, потерялось по дороге становле­ния личности; в частности человек постепенно утрачивает вот то биологическое "чувство опасности", равно как и "чувство защи­щенности", которые пока еще функционируют у этой трехлетней Крохи. Впрочем... и среди взрослых людей, полностью социализи­ровавшихся, можно найти таких, у которых сохранилось это "чув­ство", это "чутье". Правда, теперь они это называют "интуицией", а мы "подсознательным восприятием".

 

 

 

 

13. Так, значит,  правда, что они с нами поступают так, как мы им позволяем?

 

 

Почему Кроха залезла на колени к одному гостю и отказывалась идти к другому? А они спровоцировали её на такую ответную реакцию своим поведением, причем – и это самое главное – поведением непроизвольным, неосознанным. Например, у одного обращенная к Крохе улыбка была «открытой», «непринужденной», такой, какая бывает у тех, кто любит; а у другого  - «напряженная», ибо так он устроен, что в душе у него нет любви к детям;  у одного движения рук в сторону Крохи были мягкими, плавными, а у другого – чуть отрывистыми, чуть угловатыми. И всё это Кроха «чувствовала» (принимала подсознанием), и эти чувства создавали мнение об этих людях, и формировали ее поведение: она с ними поступала так, как они ей (невольно, подсознательно) позволяли.

 

Смотрите: "Он шел с гордо поднятой головой!" -  к такому ни одна опытная цыган­ка-гадалка не подойдет. А вот того, который чаще всего "бочком-с, бочком-с" (и тоже непроизвольно), его-то и постараются зацепить, и не только цыганки-га­далки, но и «алкаши» ("дай на водку"), а также и некоторые другиес доминантой "властвовать" , "преобладать", с агрессивной реакци­ей, которая спровоцирована неосознаваемым "бочком-с, бочком-с", т.е. поведением по типу "пристройки снизу" (сленг психологов). Вот и мой знакомый, который жаловался, что к нему пристают цы­ганки, он их постоянно провоцирует на это (неосознанно, разу­меется) своим поведением по типу "пристройки снизу" (таков он по своему характеру всегда "пригибается", "склоняется", вроде как говорит: "Чего изволите-с?"). И ясно, почему его не пропускают ни «алкаши», ни цыганки, ни будь такой случай мошенники, ни нищие (опытные, разумеется, профессионалы). Вот ему-то, как те­перь понятно, прямо позарез нужен имиджмейкер не для того, чтобы стать президентом или депутатом, но чтобы хоть не приста­вали на улице. Впрочем, и среди современных политиков автор на­блюдает одного из таких (как он попал в высший эшелон для ав­тора загадка) с поведением по типу "пристройки снизу", правда выраженной не очень ярко, но "имеющей место быть" (на этот раз по этическим причинам его имя названо не будет).

 

Итак, если люди с Вами часто поступают таким-то определен­ным образом (допустим, "«давят» на Вас), причем люди разные, и при этом практически оди­наково поступают в отношении Вас, знайте это Вы их провоци­руете на такое поведение, провоцируете своими подсознательными действиями, которые улавливаются этими людьми также часто под­сознательно (и как та Кроха, и как та… да-да, собака).

 

Вот Вам, уважаемый мой оппонент, и ответ на Вашу фразу-ут­верждение "ведь из того, что я часто что-то там делаю непроизволь­но, вовсе не следует, что это как-то мне повредит". Повредит, мо­жет повредить.

 

А это – и ответ на вопрос: действительно ли неосознаваемые человеком его действия могут повлиять на мнение о нем, на его имидж. Да, могут, действительно могут (автор чуть было не сказал: «Еще как могут!», но пока – рано об этом). А отсюда и задача автора этих строк, задача Вашего имиджмейкера не допустить такого или подобного, не допустить, чтобы мой читатель, мой клиент подсознательно посылал о себе сигналы, провоцирующие нежелательное поведение других людей по отношению к нему. А ведь как часто так бывает... Вот посмотрите, как люди, сами того не ведая, создают свой отрица­тельный имидж.

 

 

14. Как стереотипное поведение может выдать нежелательные установки...

 

 

...Я вхожу в аудиторию к моим милым студентам и, поздоровав­шись с ними, говорю: "Господа, я сегодня Вас всех поздравляю!" И тотчас же фиксирую при этом их ответные реакции: одни "А с чем?", другие "Спасибо, а с чем?", третьи "Спасибо (и точ­ка!)". Наверное, догадались, каких реакций больше? Верно, "с чем ?"

 

Но я хотел бы сначала обратить Ваше внимание на такую де­таль: никто из них, услышав от меня поздравление («с прекрасной сол­нечной погодой", а если непогода хуже, но нахожу повод, экспери­мент-то нужно провести), так вот, услышав в свой адрес поздравле­ние, никто из них (потом я специально спрашивал) не стал в уме пе­ребирать варианты ответной своей реакции, никто не думал, как ответить. Они говорили "первое, что пришло в голову". Это во-первых. А во-вторых, знаете, что обычно людям первым приходит в голову (и на язык)? А то, что чаще используется этим че­ловеком в подобных ситуациях. Оно и понятно: то, что применяет­ся чаще, должно и лежать на поверхности, "под рукой". Вон, у ав­тора книжная полка, так ближе всех к его столу на ней располо­жены справочники, энциклопедии, а дальше всех верно, то, чем редко пользуюсь. Это же очевидно. Но продолжим. Если некая фраза человеком ис­пользуется чаще, чем другие в такой же ситуации, то это проявляет его установку на данный объект (ситуацию). Иначе говоря, реакция "первое, что пришло в голову" позволяет нам узнавать, как чаще всего человек ведет себя в такой-то ситуации (по отношению к та­кому-то объекту). А полученная таким образом информация о нем позволяет нам прогнозировать его поведение ("да, он такой, чуть что, так сразу..."). Вот Вам и мнение о человеке. А теперь, после этого небольшого теоретического экскурса в вопросы образования установок, проанализируем ответные реакции моих студентов.

 

У ответивших не задумываясь "Спасибо (и больше ничего)" на поверхности (т.е. часто используется) реакция благодарности; такова у них установка на людей: сначала сделай им приятное, отблагодари, отплати добром, а уж потом хоть спрашивай, хоть не спрашивай, с чем поздрав­ляют.

 

У ответивших (также не задумываясь) "А с чем?" иной под­ход; "Нет, вы сначала скажите, с чем вы меня поздравляете, а уж по­том я подумаю, благодарить мне вас или не благодарить; а то ведь вы можете поздравить меня с чем-то таким, за что и благодарить не стоит". Конечно, так студент в ту минуту не рассуждал, но раньше, когда у него формировались установки на людей, в том числе и ус­тановка на неверие в добрые помыслы людей, установка на недове­рие, вот тогда он так или примерно так рассуждал (либо так за него рассуждали авторитетные для него люди: "Не верь, что люди так просто, без всякой корысти могут делать добрые дела"). Вот и проявил он свою такую установку на людей, проявил, разумеется, невольно, как и тот, первый ("Спасибо"), как и тот, кто отреагиро­вал по типу "Спасибо, а с чем?". Вот этот, последний, он по своей установке находится как бы между первыми ("Спасибо") и вторыми ("А с чем?").

 

Вот так непроизвольные (подсознательные) реакции, проявляя то, что лежит на поверхности в хранилище их реакций, указывают в данном слу­чае на отношение этого человека к людям вообще. Указывают на характерное, на харак­тер. Вот Вам и "что из того?"! Не знаю, как Вы, а я не хотел бы, что­бы мой читатель оказался в компании вторых ("а с чем?"), чтобы о нем в сознании ли, в подсознании ли людей сформировалось бы та­кое мнение о его отношении к людям. Лучше бы ему отреагировать кратким "Спасибо".

 

Ну так это просто воспитанные люди, вот и все, и при чем тут подсознание?

 

Отлично! Верно, абсолютно верно, первую категорию сту­дентов мы действительно назовем "воспитанными", точнее, "более воспитанными", чем вторую (и даже третью "Спасибо, а с чем?"). А что такое, скажите мне, милостивый государь, воспита­ние, знаете?

 

Конечно! Нам в институте тоже азы педагогики читали и го­ворили, что воспитание это формирование определенных черт личности.

 

Очень хорошо. Вас правильно учили, точнее, по правилам, из­ложенным в любом учебнике по педагогике (может быть, в самых но­вейших уже и не так, но и в  90-х гг. писали примерно так). Только вот какое дело: я согласен, что "воспитание" это "формирование". А вот что тогда значит "формирование"? Мои уважаемые слушатели-педагоги (с которыми мне тоже приходилось много работать) гово­рят: "Формировать" значит прививать, ну, допустим, любовь к Ро­дине, желание учиться и т.п. А что, спрашиваю, значит "приви..."? Нет, не спрашиваю я их об этом, ибо не хочу хороших людей ставить в неловкое положение. Ибо не знают они, что одним из важнейших аспектов воспитания является перевод программ поведенческих (или оценочных) актов из сознания в подсознание, не знают, что са­мое главное в процессе воспитания это перенесение информации о поведении (оценках) в подсознание, чтобы человек использовал эти программы ну совсем "бессознательно". Но не найдем мы в учебни­ках по педагогике, в разделе "Воспитание", об этом о том, что ко­нечным звеном воспитательной работы является подсознание воспи­танника. Да и откуда, если многие из авторов этих учебников весь­ма уважаемых людей воспитывались на теориях о "подкорке" и па­вловских условных рефлексах (повторяю, может быть, сегодня, в начале 21 века, это уже не так, не знаю, надо бы посмотреть). Ну так вот: "хорошо воспитанный" или просто "воспитанный" это человек, у которого в подсознании сформированы такие программы поведения (оценок), которые устраивали бы воспитателей этого человека (коими могут быть не только родители, но и люди "с улицы"). Так что "воспитан­ными" являются не только первые (у которых сформирована уста­новка на "делание людям приятного", на позитивное к ним отноше­ние), но и вторые (у которых сформировалось "не верь").

 

Но нам-то сейчас важны не столько истоки, причины, сколько факт: подсознательные реакции человека выдают характер и степень воспи­танности человека, характер сформированности тех или иных установок на мир, на людей, т. е. на все, что его окружает в жизни. А знать об этих установках значит иметь мнение о человеке.

 

В свое время автор проводил и такой эксперимент: "Сейчас я Вам что-то предложу, а Вам следует как можно быстрее я буду засекать скорость Вашей реакции по секундомеру отказаться от моего пред­ложения. Понятно? Хорошо. Тогда: "Хотите, я Вам сейчас подарю вот эту симпатичную ручку?" И точно так же как и в случае с поздравле­ниями, испытуемые разделялись на три категории: 1) "нет, не надо , 2)"нет, спасибо, не надо", 3)"спасибо, не надо". Конечно, и эти непро­извольные (думать, выбирать было невозможно) реакции тоже "вы­свечивали" подсознательные установки слушателей.

 

А Ваш автор, Ваш имиджмейкер, таким образом стремится показать, как Вы сами, своими собственными руками можете сформировать свой соб­ственный... негативный имидж. При этом не имеет большого значе­ния, является ли это Ваше подсознательное поведение достоянием со­знания Вашего партнера по общению (когда он об этом специально подумает), либо достоянием только его подсознания (когда он по ка­ким-либо причинам "пропустит мимо ушей" эту Вашу реакцию "нет, не надо") – об этом у нас впереди специальный разговор.

 

Вывод. Вы формируете о себе мнение (формируете свой имидж) не только тогда, когда делаете это специально, но и вни­мание! всегда, когда рядом с Вами находятся люди. И неважно, что Вы в этот момент делаете: разговариваете ли с кем-либо по те­лефону, принимаете посетителя, читаете ли лекцию или просто стоите в переполненном вагоне метро на одной ноге если рядом с Вами другие люди, то идет процесс формирования мнения о Вас (если, конечно, эти люди видят Вас, слышат Вас, а не как тот пассажир, который стоит в противополож­ном конце вагона, в отличие от того, кому Вы вынуждены дышать в затылок). И здесь полная параллель с упомянутым моим оппонен­том воспитанием: воспитание это далеко не всегда "целенаправ­ленный процесс", как об этом говорят учебники, процесс воспита­ния протекает всегда, когда рядом с воспитателем находятся воспи­танники. Вот и Ваш имидж создается точно так же. Но пойдемте дальше.

 

Выше мы говорили о том, как Вы, мой уважаемый клиент, до сих пор создавали мнение о себе, до сих пор формировали свой имидж. А делали Вы это, как и все люди, двумя способами: в одном случае Вы посылали о себе информацию вполне осознанно (преднамеренно), а в другом – невольно, непроизвольно, т.е. подсознательно. А теперь давайте поговорим о том, как люди воспринимают (и оценивают) эти два вида посылаемой  Вами имиджформирующей информации.

 

 

15. Как у людей формируется мнение о Вас, или о двух способах восприятия информации

 

 

Давайте пойдем в Ваш кабинет, где Вы сегодня встречаетесь с неким господином какой-то зарубежной фирмы. Поскольку он Вас видит в первый раз и ни­чего о Вас до того не слышал, то он вольно или невольно начинает оцени­вать Вас с учетом тех сигналов, которые поступают к нему. Вот он увидел, как Вы при его появлении в Вашем кабинете тотчас же от­ложили свои бумаги, встали и пошли к нему навстречу с протяну­той для приветствия рукой; увидел и подумал: "Все-таки среди этих рус­ских, бывших советских чиновников-бюрократов, есть и вполне воспитанные". Видно, ему не раз приходилось бывать в кабинетах наших средней руки чиновников и далеко не все они так поступали. Конечно, если бы он увидел такой поведенческий акт там, на Запа­де, т.е. у себя, то даже и не обратил бы на это внимания. А у нас в России, особенно среди средней руки чиновничества, это вовсе не частое явление (в чем автор этих строк тоже убеждался неоднократ­но, даже приходя к чиновнику с весьма выгодным для него проек­том). И вот уже у этого человека начинает формироваться на Вас позитивная установка. А когда Вы еще при этом ему мило и прият­но улыбнулись (и улыбка была вовсе не вымученной), определенно возникнет в мыслях: "Нет, и в среде этих бюрократов есть вполне благовос­питанные и приятные люди". Есть мнение! И возникло оно на ос­нове имиджформирующей информации, причем информации пря­мой и – главное - осознанной им (раз он стал думать об этих сигналах Ва­ших поведенческих актах).

 

Итак: от Вас исходила определенная имиджформирующая информация, которую Вы посылали либо вполне осознанно («надо бы выйти из-за стола», подумали Вы), либо подсознательно – машинально встали при его появлении пошли ему навстречу, не задумываясь над этим.

 

А он воспринял эту информация вполне осознанно (раз подумал о том, что Вы вышли, раз обратил на это внимание).

 

И получается, что имиджформирующая информация перемещалась от Вас к нему либо по линии «(Ваше) сознание– (его) сознание», либо по линии «(Ваше) подсознание– (его) сознание».

 

Но об этих линиях мы еще будем говорить, а пока хочу обратить Ваше внимание еще на такую деталь: если бы этого Вашего посетителя (гостя) спросить, каково его мне­ние о Вас, он бы не только ответил: "Приятное", но и внимание! мог бы аргументировать его («приятное потому, что…»). Ибо знает, почему у него такое мнение о Вас! Знает, ибо информация достигла его сознания. А ведь бывает, что и не знают...

 

 

16. «Я не знаю, почему у меня такое мнение о нем…»

 

 

Вполне возможны и такие ситуации, ко­гда, допустим, Вы расстались с человеком, с которым вели получа­совую обычную беседу, и никак не можете отделаться от какого-то неприятного осадка. "Что-то в нем, говорите Вы, есть такое неприятное. Почему-то мне кажется, что ему нельзя доверять.” – «А почему?"спрашивает Ваш коллега. "Ну, почему-почему... Не знаю я... Но я нутром чувствую непорядочный он человек". Или наоборот: "Что-то в нем такое привлекательное, располагающее есть. Нет, интуиция мне подсказывает, что с ним можно иметь де­ло".

 

Итак, "нутром чувствую", "интуиция подсказывает" что это такое? как это? Поговорим о том, как имиджформирующая информация может быть воспринята, но при этом не осознанна (помните галстук?); и как в этом случае формируется на основе этой информации мнение.

 

 

 

17. Как подсознательная информация может влиять на возникновение мнения.

 

 

Рассмотрим уже знакомый нам пример. К Вам на прием при­шел некий гражданин. После получасовой беседы, которая закон­чилась, как обычно, нормально, Вы никак не можете отделаться от неприятного осадка, говоря: "Чем-то он мне все-таки не нравится". Что же произошло, откуда же появилось это чувство? Как возникло такое мнение о человеке?

 

А оказывается, произошло все то же самое, что и с моим слуша­телем, который видел галстук лектора, но не смог сказать, какого он цвета. (Напомню: во время лекции сознание слушателя было занято тем, что говорил лектор; слушатель видел мой галстук, воспринял информацию о цвете моего галстука, но не думал об этом (не мог думать), и тогда информация о цвете моего галстука ушла в его подсознание). Так вот, во время делового разговора с этим посетителем, когда Ваше сознание было занято переработкой деловой информации (Вы думали примерно так: "Его проект и в самом деле интересный... Если его реализовать, то, как следует из его аргументов..." и т.п. – все это в Ваших мыслях), так вот, когда Ваше созна­ние было занято этой информацией, в это время от него к Вам про­шел некий сигнал, на который у Вас давным-давно сложилась негативная установ­ка (ну, допустим, на то же слово "ихние", которое Вы раза два услы­шали от него, но не могли во время беседы зафиксировать на нем свое внимание, ибо внимание было слишком поглощено проектом собеседника). И тогда, как и в случае с галстуком, этот сигнал (а может, и сигналы), "проскользнув" мимо Вашего сознания, ушел в Ваше подсознание (и тогда под гипнозом мы бы смогли выявить не только цвет галстука Ваше­го собеседника, на который Вы тоже не обратили внимания, но и этот неприятный для Вас сигнал). Итак, до сих пор все протекало в полном соответствии со сценарием "Галстук лектора» . До сих пор... А теперь различие.

 

Находившаяся в подсознании моего слушателя информация о цвете галстука была для него нейтральной, незначимой. А вот на такой сигнал, который прошел от Вашего собеседника к Вам, у Вас, допустим, была давным-давно выработана нега­тивная установка (ну. на то же слово «ихние») . А коль скоро так, то, следовательно, этот сигнал был для Вас значим. А раз значим, то подсознание считает своим долгом (простите меня, мои коллеги-психологи, за некоторую образность) довести до сведения сознания: ко мне поступил сигнал, который может отрицательно (или положительно) повлиять на будущее вза­имодействие с этим человеком.

 

А как оно – подсознание - это "делает", доводит до сведения-то сознания?

 

О, это очень интересная тема – о том, как информация из подсознания переходит в сознание, как подсознательная информация становится осознаваемой. 

 

 

Уважаемый мой читатель, чтобы не превысить объем выпуска, автор вынужден продолжить наш разговор  в следующем выпуске (за что он приносит свои извинения).

 

 

А пока – еще раз посмотрите «Оглавление» этой книги – «Я – Ваш имиджмейкер и готов помочь сформировать Ваш профессиональный имидж», представленной на странице http://www.pan-alex-u.ru/books.php?page=imdg_3 сайта www.pan-alex-u.ru .

 

 

С уважение, проф. А. Панасюк

 

Сайт: www.pan-alex-u.ru

 

Эл. адрес: 08-11-40@mail.ru

 

 


В избранное