Рассылка закрыта
При закрытии подписчики были переданы в рассылку "Мужчины и женщины - конфликт или партнерство?" на которую и рекомендуем вам подписаться.
Вы можете найти рассылки сходной тематики в Каталоге рассылок.
Август 2009 → | ||||||
1
|
2
|
|||||
---|---|---|---|---|---|---|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
11
|
12
|
13
|
14
|
15
|
16
|
17
|
18
|
19
|
22
|
23
|
||
24
|
26
|
28
|
30
|
|||
Статистика
-2 за неделю
Доктор психологических наук, профессор Панасюк Александр Юрьевич представляет практические руководства по применению психотехник воздействия на людей в процессе общения с ними через влияние не столько на сознание людей, сколько на их подсознание.
Выпуск 9
Как создавать о себе нужное мнение
Содержание 6-го выпуска.
1. Кто они такие – имиджмейкеры?
2. Имидж и мнение – соотношение понятий.
3. Каким может быть Ваш имидж?
4. Имиджформирующая информация – основа создания мнения о Вас
5. Виды имиджформирующей информации
6. Как вы до сих пор формировали мнение о
себе, или два вида имиджформирующей информации
7. Что такое сознание?
8. Что такое подсознание?
Содержание 7-го выпуска.
9. Что такое подсознание?
10. "Люди с нами поступают так, как мы им позволяем" - правда ли это?
11. "Почему меня не любят собаки?"
12. Как Кроха его "вычислила"...
13. Так, значит, правда, что они с нами поступают так, как мы им позволяем?
14. Как стереотипное поведение может выдать нежелательные установки...
15. Как у людей формируется мнение о Вас, или о двух способах восприятия информации
16. «Я не знаю, почему у меня такое мнение о нем…»
17. Как подсознательная информация может влиять на возникновение мнения.
Содержание 8-го выпуска.
18. Как подсознательная информация может стать осознанной
19. Так возникает чувство-мнение.
20. Притча о зонтике, или Люди не любят говорить «не знаю».
21. Он и не знал, почему голосовал за Лебедя.
22. Промежуточное резюме
23. Основная стратегия формирования мнения о себе
Содержание данного выпуска.
24. Что же нами управляет: наше сознание или наше подсознание?
25. Производственный навык – тот же “автопилот”?
26. Формируем Ваш имидж или Ваши имиджи?
часть п. Психологические техники формирования имиджа моего клиента
1. Ваша внешность как источник мнения о Вас,
или о Вашем габитарном имидже
1.1. "Он выглядит на 1000 долларов!"
1.2. Идентификационная функция одежды, или как, когда и под кого одеваться
1.3. Зачем немцов надевал шахтерскую робу?
24. Что же нами управляет: наше сознание или наше подсознание?
— Скажите, пожалуйста, — спрашиваю я у своих студентов (со слушателями Академии мы этот вопрос за отсутствием времени "не проходим"), — вот когда Вы сегодня утром чистили зубы, Вы тогда о чем
думали — о том, как их чистить ("вверх-вниз, снаружи-изнутри"...), или о чем-то другом?
— А я вообще ни о чем не думал, так как не совсем проснулся. (Веселое оживление.)
— Ну, хорошо. А вот Вы (обращаюсь с надеждой, что этот-то уж до того и зарядку сделал)?
— Ну, не помню я, о чем думал... Но уж не о том, как чистить...
Понятно. Это когда нас учили чистить зубы, мы тогда старались помнить: вверх-вниз (а не справа налево), изнутри, а не только снаружи... То есть тогда наше поведение ("чистить зубы") в том далеком детстве строилось на основе вполне осознаваемой информации —
мы думали, как это делать. А теперь, что называется, на автопилоте : руки сами по себе работают, а голова... а она "думает", как бы не опоздать сегодня снова, или о вчерашнем вечере («Ах, как славно все-таки было с..!»), или... в общем, о чем угодно, только не о том, как это делать — чистить зубы. Это понятно. При этом следует заметить, что когда мы это делаем, то каждый раз наши руки выполняют практически одни и те же действия и, как правило, в одной и той же последовательности. Как по программе. Да не "как", а действительно по программе, которую родители когда-то давно формировали в нашем сознании, потом она некоторое время находилась там
(мы думали, как это делать), а потом...
— А потом все стало автоматически.
— Верно говорите, "автоматически", то есть под влиянием неосознаваемой (в данный момент) информации, представленной в виде программы поэтапного действия. Иначе говоря, под влиянием подсознательной информации.
Вот так мои студенты сами приходят к пониманию того, что некоторыми нашими поведенческими актами управляет наше подсознание ( по программам, которые там заложены), а сознание выполняет лишь функцию пуска и контроля за возможным изменением внешней среды.
— Ну, хорошо, уважаемый автор, это — про то, как люди чистят зубы. Тут понятно — все машинально, или, как Вы говорите, на подсознании. А ведь когда я на работе —
не скажешь, что на подсознании, верно? Вот пришел ко мне на прием гражданин, что же - я с ним, как это, по-Вашему, — "на автопилоте" разговариваю, так, что ли?
— Не спешите, дойдем и до этого, и об этом поговорим. Итак, утром Вы проснулись, стали заниматься туалетом, это, конечно (как Вы подтвердили), "на автопилоте". Затем женщины приступают к макияжу: иногда они думают, какой макияж будет больше подходить к сегодняшнему "графику"
дня, иногда не думают, а используют свой стандартный набор... Но, как бы там ни было, сами действия (если, конечно, не в пятнадцатилетнем возрасте) - "на автопилоте": и как щеточкой для ресниц, и как тюбиком губной помады — давно уже не задумываясь. Затем одеваетесь,
здесь, как и с макияжем: иногда думаете, что к сегодняшнему дню одеть, а иногда не думаете, но уж сам процесс одевания — точно "на автопилоте" (за исключением ситуации, когда Вы купили новую блузку, а у нее застежки совсем не на том месте, и тогда в сознании: кто это придумал так делать?! С какой же тут стороны повернуть?.."). Затем Вы завтракаете и тоже скорее думаете не о том, как ложкой-вилкой управлять, а о том, как бы сегодня управиться пораньше. То
есть тоже, как правило, "на автопилоте". А затем Вы направляетесь на работу.
— Господа, — обращаюсь я к своим студентам, — решите теперь следующую задачу. Условие: вчера Ваш профессор ехал на работу "на ручном управлении". Вопросы: что это значит и почему?
— Ну, это значит, что Вы почему-то думали, как Вам ехать. (Вот какие они у меня молодцы!)
— Верно. А почему это я вдруг думал об этом? Какие будут гипотезы?
Перебирают несколько вариантов, и мы вместе останавливаемся на одном: я ехал вчера на работу по новому маршруту — мой автобус сломался, и пришлось добираться "на перекладных", поэтому и постоянно думать о том, где выйти, где пересесть... И пока сформулируем правило: "на ручное управление" мы переходим только тогда, когда ситуация становится нестандартной.
...Но продолжим с Вашим рабочим днем. Итак, на работу Вы едете тоже "на автопилоте" (если по привычному маршруту), едете себе, едете, а сами думаете о том, что сегодня, оказывается, еще предстоит... (А хорошо "на автопилоте" — можно подумать о чем-нибудь, например перебрать в уме план сегодняшней
лекции, а "на ручном" — если думать, как и где пересесть — о лекции думать не получается). Ладно, приехали на работу, поздоровались с коллегами ("привычно" — значит, "на автопилоте": "Привет!" — "Привет!" — "Как дела?" —
"Порядок" — обмен привычными фразами). Остановимся на минуту, чтобы сделать промежуточное резюме (как-никак, а четверть дня уже прошла).
Пока получается так, что до сего момента, пока Вы умывались, одевались, завтракали, передвигались, все подобные Ваши поведенческие акты в большей своей части были детерминированы неосознаваемыми Вами в этот момент программами, а сознание только запускало
их...
— Да, но уж на работе-то...
— Ну что ж, поговорим, что Вами в большей мере управляет и на работе – Ваше сознание или Ваше подсознание.
25. Производственный навык – тот же “автопилот”?
Позвольте вначале о моей работе, которая знакома многим, а потом – о Вашей, уважаемый мой клиент.
Сегодня я читаю своим студентам очередную лекцию — о механизмах психологической защиты ( очень интересная тема). Вот я вхожу в аудиторию, приветствую моих милых студентов и при этом отмечаю про себя, что опять стулья после
уборщицы не поставили на пол (обратили внимание — "при этом", а я ведь не из патрицианского рода Юлиев — не могу одновременно думать о том и о другом как Цезарь, следовательно, что-то — "на автопилоте"). Затем начинаю читать лекцию. О чем же я думаю в тот момент, когда я им рассказываю, допустим, о защитном механизме "Уход в болезнь"? Ну, структуру изложения я
хорошо знаю, об этом специально думать не надои всё это идет на «автопилоте», а вот обыграть пример, который мне прошлый раз привели на лекции, — как бы не забыть. Но не постоянно же я твержу себе об этом, нет, конечно. Я, например, читая им на «автопилоте» ( сотый, наверное раз) «Уход в болезнь», думаю еще о том, что, вероятно, вот тому молодому человеку не говорили, что жевать на лекции — это нехорошо. О чем еще я думаю? Ну, еще
я с ними дискутирую, формируя у них определенные установки на материал. Но это тоже почти «на автопилоте" — их реакции стандартные. Но нет — вот мне задан вопрос, который поставил меня, откровенно говоря, в тупик, — вроде и имеет отношение к теме, и в то же время вроде бы и нет, да и готового ответа нет... Ситуация... И тогда все мои
"шарики-ролики" в голове начинают интенсивно крутиться, и я начинаю искать приемлемый вариант ответа. Понятно? Да, я перешел "на ручное управление", сейчас моим поведением будет управлять информация, вполне мной осознаваемая. Ибо ситуация—не стандартная. И получается – с «автопилота» я перехожу «на ручное управление» только если возникает не стандартная ситуация.
А теперь – о Вашей работе.
Рассмотрим обычную ситуацию, допустим, ведения приема граждан, что характерно для многих категорий моих клиентов. Вот какой диалог иногда разворачивается у Вашего автора с его слушателями – служащими среднего звена:
—Скажите, бывает такое, что приходит посетитель, который своим вопросом Вас ставит в тупик, что Вам приходится ломать голову над тем, как решить эту "задачку"?
— Бывает.
— Прекрасно (т.е. хорошего в этом мало, понимаю). А бывают ситуации, когда Вы хорошо знаете, как отреагировать на такой-то вопрос посетителя?
— И такое тоже бывает.
— Хорошо. А тогда скажите: какие посетители все-таки приходят чаще — с вопросами, которые Вас ставят в тупик (когда Вы не знаете сразу, как ответить, как решить), или с вопросами, на которые Вы за свою долгую практику много-много раз отвечали?
Какие ситуации все-таки бывают чаще?
А оказывается, у одних моих слушателей чаще бывают одни ситуации, а у других — другие. И не надо быть особо проницательным, чтобы ответить, у каких моих слушателей чаще оказываются посетители со стандартными вопросами, а у каких — с не очень стандартными; последнее, естественно,
характерно для более молодых, имеющих меньший опыт, т.е. частоту столкновения с теми или иными ситуациями. И получается (а они — мои слушатели — и не скрывают это от меня), что многие вопросы посетителей они разрешают тоже почти "на автопилоте"; а чего тут думать-то, когда решение известное и только одно.
И получается, что часто на приеме вопросы решаются по выработанному же стереотипу (в данном случае "стереотип" (в науке он еще называется "динамический стереотип") — это повторяющаяся каждый раз при такой-то ситуации последовательность действий). Правда, иногда могут возразить в том смысле, что
ведь люди-то все разные и двух одинаковых случаев не бывает, а следовательно, "нельзя к людям подходить с шаблонами". На что отвечу: во-первых, люди и разные, и одинаковые (в чем-то — разные, в чем-то — одинаковые), а во-вторых, одинаковых ситуаций — сколько угодно. "Вот не поверите, у меня сегодня подряд три посетителя пришли с одной и той же жалобой — на несправедливое увольнение по возрасту. Такие жалобы, конечно, бывают, но так, чтобы три подряд, — все-таки редко". Примечательное выступление — не правда ли?
А в итоге получается, что если Вы на этом месте работаете не первый день (и даже не первый год, а уже тринадцатый), то многие операции Вам приходится повторять. (И даже у так называемых «творческих» профессий — у тех же ученых — тоже масса стереотипных действий, которые надо
бы освоить до автоматизма, чтобы не занимать ими сознание, предназначенное для действительно творческой работы — для думанья). А если многие операции Вы повторяете, то, хотите Вы того или не хотите, Ваша психика со временем "загонит" эти программы в Ваше подсознание, чтобы — опять же — освободить сознание для думанья. Вот так, кстати, и
формируются производственные навыки, навыки не только моторные (двигательные), как, например, у водителя, но и умственные, в виде стереотипов решения мыслительных задач. Теперь понятно, чем новичок отличается от опытного работника: у первого его производственные операции регулируются (поэтапно, по отдельным операциям) сознанием (по сути он постоянно "держит в уме" всю последовательность операций и ни о чем другом думать не может), а второй, у которого есть навык в работе (в данной работе),
сознанием только запускает уже готовые — теперь подсознательные — программы, а сам тем временем обдумывает нечто такое, на решение чего еще нет стереотипа. И получается: чем больше стереотипов решения производственных задач, тем больше возможностей для поиска решения задач нестереотипных,
а следовательно, тем больше возможностей для творчества. И тогда вопрос: "У Вас есть навыки в Вашей работе?" — по сути превращается в вопрос: "У Вас есть возможность для творчества?"
— Да, но ведь бывают же профессии, где надо постоянно проявлять творчество, где нет места этим самым шаблонам решения!
— А знаете, дорогой мой читатель, когда мне такой вопрос задают слушатели, я их прошу привести пример такой профессии. И Вы знаете, эта просьба у многих из них вызывает затруднения.
— Ну, я не знаю, почему они затрудняются, а я могу Вам привести такие профессии, например разработчики новых программных продуктов или художники и т.п.
— Да, верно, эти профессии относят к виду "творческие профессии" в отличие, например, от токаря или делопроизводителя. Однако и в этих названных Вами профессиях используется немало шаблонных действий. Возьмем того же самого составителя новых программ: в своей работе он
использует не только моторные навыки (та же работа на клавиатуре компьютера), но и мыслительные, поскольку ему известны определенные принципы составления любых новых программных продуктов, то есть определенные алгоритмы, которые когда-то он осваивал, а сейчас они — за пределами его сознания. Да и у того же художника — у него тоже есть некие алгоритмы не только моторных, но и мыслительных
операций. Иначе говоря, будет ли та или иная профессия называться "творческой", или "полутворческой", или "нетворческой", зависит от соотношения используемых программ — подсознательных и сознательных: допустим, у водителя это соотношение, вероятно, близко к 9:1, а у того же художника, возможно, 1: 9 (но никак не 0:10).
Возвращаясь же к анализу Вашей работы, следует задаться лишь вопросом: как часто у Вас на работе возникают производственные проблемы (задачи, задания), решения которых Вы не знаете (не "не помните", а именно "не знаете")? "Сплошь
и рядом", — ответил бы на такой вопрос новичок; "Бывает, но все-таки не постоянно", — ответил бы человек со средним опытом работы; "Раньше бывало часто, а теперь редко", — ответил бы человек, который на этой работе, что называется, собаку съел. Так что Вы можете сами, отвечая на этот вопрос, оценить, какой процент времени на работе Вы действуете по известным алгоритмам
("на автопилоте", т.е. на подсознании), а какой «бредете по непроходимым джунглям» «на ручном управлении». А мы в завершение попытаемся описать концовку Вашего рабочего дня.
Вот закончился рабочий день, и Вы поехали домой, запустив перед этим программу «Ехать домой». (И подвел же меня вчера мой «автопилот»: запланировал я по пути заглянуть в мастерскую, чтобы дубликат ключа сделать, и... забыл, проехал мимо. Да
не "забыл", а сознанием своим не корректировал прохождение программы "Ехать домой", не говорил себе "не забыть свернуть...", вот и "забыл". Но зато не "забыл" зайти в булочную — это почему-то "помнилось" само собой. Видно, есть ценности и ценности...). Ладно, приехали Вы домой, а дома — ну почти все, как утром: разделись, умылись, поужинали и на диван с газетой в руках...
Нет, вот газету читают, обычно обдумывая написанное ("Как там в Греции?"), а ведь иногда и чтение тоже как "на автопилоте" — прочитал, а ни одного слова из этого абзаца до сознания не дошло — думал о другом (хотя, обратите внимание, читал!).
Ну вот и завершился Ваш обычный трудовой день, в течение которого Вы совершали великое множество поведенческих актов. Так сколько же из них выполнялись Вами без поэтапного
обдумывания? Американские психологи и это исследовали и приводят даже цифру — 80% поведенческих действий осуществляется людьми в их обычной жизни на подсознательном уровне. Странное совпадение, не правда ли: одни утверждают, что рука избирателя контролируется подсознанием на 80%, другие — что обычное поведение человека — на 80% суть реализация подсознательных программ (повторим — не только моторных, но и мыслительных). Может, и на 80, а может, на 79 или даже 69, важно, что действительно очень многое в жизни мы делаем, запуская свои давным-давно уже созданные подсознательные программы. Запускаем, конечно, сознанием ("Надо бы поздороваться с ним все-таки..."
или все про то же: "Надо почистить зубы"), а выполняются они — "на автопилоте". И если на работе Вы не все 8 часов рабочего времени ломаете голову над тем, как же решить задачу, то скажем так: в течение дня все-таки больше половины Ваших поведенческих актов развиваются по подсознательным программам, о чем свидетельствует проведенный нами анализ обычного рабочего дня обычного человека.
И вывод: в своем поведении мы переходим "на ручное управление" только тогда, когда возникает нестандартная ситуация. А поскольку в обычной жизни
больше обычных (типичных, стандартных) ситуаций, то и поведение человека — это в большей мере реализация "алгоритмов", "навыков", "шаблонов", т.е. подсознательных программ. А в итоге подсознание людьми чаще управляет, чем
сознание. А следовательно, воздействуя на них с целью вызвать у них определенные поведенческие акты в отношении себя, необходимо в большей мере воздействовать на их подсознание, чем на их сознание.
И все это теперь дает нам основание перейти от определения стратегии к определению конкретных тактик формирования Вашего имиджа. Или – Ваших имиджей?
26. Формируем Ваш имидж или Ваши имиджи?
До сих пор мы в основном классифицировали имидж по параметру «знак»: имидж положительный и имидж отрицательный.
А, кроме того, имидж еще классифицируется с точки зрения факторов, его образующих. В самом деле, зададимся вопросом: по чему можно судить о человеке, о его характере, нравах, интеллекте, установках и т.п., т.е. в целом о нем как о личности?
— Ну, ясно, человек познается по делам!
— Прекрасно! Действительно, о человеке мы можем судить по его поступкам, по его делам, по тому, что он сделал или не сделал, а в частности:
а) по созданной им искусственной среде его обитания — по его жилищу, кабинету, автомобилю... И назовем мы тогда эту составляющую его имиджа "средовым имиджем";
б) по его собственной внешности — по костюму, макияжу, прическе, а также по кольцам-браслетам, мундштукам-сигаретам, т.е. по его «габитусу"[1]. И тогда эту составляющую его имиджа можно будет назвать "габитарным имиджем" («Да, его габитарный имидж оставляет желать лучшего — всегда непричесанный, в каком-то помятом пиджачке... Нет,
поверить, что его фирма уже вышла на международный рынок, — весьма трудно. Это вот академик Ан. П. Александров мог позволить себе ходить в свитере на работе. Но ведь у него уже был имидж Президента АН СССР. А этот — нет, не солидный. Оно, конечно, исключения бывают, но вероятность... увы, мала» );
в) по его овеществленной продукции — предметам, вещам, которые он сделал, создал; если не будет принципиального возражения, то мы — по аналогии с предыдущим — назовем эту составляющую общего имиджа человека овеществленным имиджем ;
г) по его вербальной продукции — что говорит, как говорит, что и как пишет; и понятно отсюда название этого частного имиджа
— вербальный имидж ;
д) по его кинетической продукции (кинетика — движение). Не расшифровывая пока, дадим только название — "кинетический имидж."
Отсюда следует, что, говоря о технологии формирования Вашего имиджа, мы будем вести речь о формировании Вашего:
— средового имиджа,
— габитарного имиджа,
— овеществленного имиджа,
— вербального имиджа,
— кинетического имиджа.
Будем учится создавать такие "продукты" своей деятельности, которые у людей, увидевших или услышавших их, вызвали бы чувство приятного. И лучше, если бы это чувство возникало у них как бы спонтанно, на подсознательном уровне {почему лучше, мы теперь знаем), лучше бы, если бы они не думали о Вашем шикарном костюме, о Вашей технике говорения (но думали бы над содержанием сказанного Вами), о Вашем грандиозном кабинете и т.п. Но — начнем, приступим, уважаемый мой читатель, уважаемый мой клиент, к формированию Вашего имиджа.
часть п. Психологические техники формирования имиджа моего клиента
1. Ваша внешность как источник мнения о Вас,
или о Вашем габитарном имидже
1.1. "Он выглядит на 1000 долларов!"
— А если у меня нет этой тысячи, значит, мне этот раздел пропустить?
- Вообще-то, конечно, можно и пропустить, только взятая в кавычки фраза о тысяче долларов — это скорее метафора, образное выражение. Можно и на 10 долларов выглядеть с позитивным габитарным имиджем. Помните, как тот же Б. Немцов, будучи еще в середине 90-х вице-премьером, вылез из шахты весь перепачканный угольной пылью? И в тот момент такой внешний вид был более привлекательным для окружающих (шахтеров), чем белоснежная манишка или официальный сюртук. Так что "выглядеть на тысячу долларов" — это значит иметь весьма выраженный ("на тысячу долларов") позитивный габитарный имидж.
Итак, габитарный имидж – это мнение о человеке, сформированное на основе восприятия имиджформирующей информации о внешнем его виде.
И начнем мы учиться делать Ваш габитарный имидж положительным с анализа Вашей одежды.
1.2. Идентификационная функция одежды, или как, когда и под кого одеваться
В ходе этого урока не будет учить Вас Ваш имиджмейкер как «со вкусом» одеваться. А вот о том, как психологически воспринимается Ваше самая обычная одежда, как одежда-информация влияет на формирование мнения о моём клиенте – об этом обязательно пойдет речь.
Надо ли говорить, что Ваша одежда должна быть чистой и опрятной? Не надо. Для моего читателя это аксиома. А вот какой костюм одеть, идя (допустим, в ходе предвыборной компании) на встречу с теми же шахтерами или с деятелями искусств, об этом поговорим обязательно.
Ибо от этого зависит Ваш имидж.
Вы обратили внимание, что сегодня (а это начало 21 века) никто из "руководителей партии и правительства" не носит шляпу в отличие от руководителей партии и правительства 70— 80-х? А не носят первые, дабы не ассоциировали бы их со вторыми. И теперь — в кепочках (правда, злые языки некоторое время все-таки говорили: "Все равно а-ля Ленин"), а некоторые даже надевали шапочки-петушки (на что не могли не обратить внимание журналисты — тоже "имиджмейкеры", только они делают имидж политику нередко без согласия последнего, а иногда и вопреки его желания; вот почему — в кавычках).
1.3. Зачем немцов надевал шахтерскую робу?
...Поехал как-то Б. Немцов (когда он был еще вице-премьером) как-то к шахтерам (те в мае 98-го устроили настоящую "рельсовую" забастовку — "деньги плати!") и по примеру тогдашнего своего коллеги А. Чубайса полез к ним в шахту. А потом нам во весь экран показали его перепачканное угольной пылью
лицо и его ничем не отличающуюся от других шахтеров робу. А затем — еще кадры: рядом с ним стоят такие же чумазые шахтеры и, улыбаясь, чуть ли не похлопывают по плечу, как бы выражая таким образом свое единение с сим "высокопоставленным правительственным лицом» . Видно: довольны были шахтеры и тем, что тот спустился к ним в шахту ("спустился до них!"), и тем, что одет, как они, ну и, конечно,... "железным обещанием"
погасить долги...
— А не думаете ли Вы, автор, что они были довольны скорее всего последним, а не первым или вторым?
— Ну, что ж... Тогда представьте себе такую ситуацию: Б. Немцов из своего московского рабочего кабинета через телевидение "железно обещает" погасить долги. Эффект? "Говори, говори, знаем мы Вас, сидящих там, в своих теплых кабинетах..." Отличие от описанной
выше телекартинки с чумазым Немцовым очевидно — не будет того удовлетворения на лицах шахтеров. Или представьте себе другую ситуацию: приехал он в их славный город Шахты и встретился с ними в их клубе, сидя за столом президиума в своем официальном костюме, белоснежной рубашке, красивом галстуке... "Ну, ну, посмотрим, что он там привез... ишь, как вырядился" — уже реакция чуть получше, но все равно отличается от тех кадров,
на которых шахтеры добродушно позировали "вместе с Немцовым", явно признавая в нем "почти своего мужика": «не постеснялся в нашу робу залезть, значит, знакомо это ему, раз не побрезговал..." и т.п. — не в сознании, в подсознании. Ибо одежда проявляет или демонстрирует принадлежность субъекта к определенной социальной (или профессиональной) группе людей.
Конечно, вовсе не обязательно идти во Дворец культуры на встречу с теми же шахтерами в замызганной робе, но в той одежде, в которой ходят сами шахтеры, когда не на работе, и только чуть-чуть получше — да. Но с другой стороны, Ваш автор не может войти в аудиторию (читать лекцию слушателям), будучи одетым так, как
тот слушатель, сидящий на предпоследнем ряду, — в джинсовых брюках и свитере. Почему тот так оделся – об этом позже. А вот почему Ваш автор всегда в строгой темной тройке, белой сорочке, заметном, но не ярком галстуке? То есть вовсе не под аудиторию. Почему так? Почему Немцову надо было обязательно одеваться под его аудиторию, а Вашему покорному слуге – профессору Академии – ни в коем случае. Почему?
- Ну, потому что Немцову надо было, чтобы его приняли «за своего».
- А зачем?
- Ну, чтобы расположить шахтеров к себе.
- Значит, мне, профессору Академии, получается, не нужно располагать мою аудиторию к себе? Совершенно не
согласен; нужно и даже очень нужно (зачем и как – целую диссертацию могу написать). И, тем не менее, я вовсе не стараюсь под них одеваться, вовсе не стараюсь себя идентифицировать со слушателями (идентификация – установление сходства), вовсе не стремлюсь устанавливать с помощью одежды (в отличие от Немцова, который всё делал в этом плане правильно) сходство с аудиторией. Почему? Поговорим, чтобы и Вы, мой дорогой клиент, знали: когда одеваться под аудиторию, а когда
– «под себя» («под свой социальный статус»).
Смотрите: если бы Немцов был бы при встрече с шахтерами одет так, как у себя на работе – темный костюм, белоснежная сорочка, галстук, то с какой бы социальной группой эта его одежда отождествлялась бы теми же шахтерами? – С группой чиновников, правительственных деятелей. А как тогда шахтеры относились к этим деятелям? - Резко отрицательно. И костюм бы
Немцова провоцировал бы это негативное отношение и к нему. А Немцову в той ситуации это было совсем не к чему.
А теперь – о Вашем покорном слуге. Слушатели видят на мне костюм-тройку (нарочито чуть-чуть консервативный), белую сорочку, строгий галстук. Вопрос: с какой социальной группой людей обычно идентифицируется костюм-тройка? Мои слушатели без запинки отвечают: с «профессорами», с «учеными». Значит, увидев только мой этот костюм, у них уже в подсознании формируется
связь с понятиями «профессор», «ученый». А мне это и нужно. Ведь кого они хотели бы – приехав в Академию учиться – видеть на кафедре? Определенно, профессоров, в крайнем случае – кандидатов наук. У этой аудитории на «профессоров» совсем не такая установка, как у аудитории Немцова на «правительство»; моя аудитория рассчитывает, что с ней будут работать «профессора» (и это для них престижно). И вот исходя из такого их ожидания мне обязательно следует одеваться «под профессора», чтобы их ожидания были бы удовлетворены.
Вот и понятна различная тактика одежды Немцова и Вашего покорного слуги: Немцову никак нельзя было одеваться под «свой класс», к которому аудитория относилась враждебно; мне же надо было обязательно одеваться под «свой класс», к которому аудитория настроена позитивно (ведь специально приехали у «профессоров учиться».
А теперь представьте, что Вашему покорному слуге предстояло бы читать лекцию в аудитории, которая негативно настроена на "этих профессоров" (откровенно говоря, мне даже трудно представить такую аудиторию, вероятно, это было бы сборище каких-то люмпенов (босяки, бродяги, нищие) или — в тюрьме — уголовных преступников из числа грабителей, насильников и т.п.), так вот, разумеется, я бы, идя на такую лекцию (не приведи Господь), конечно, не стал бы облачаться в тройку, а старался бы одеться как-то "попроще", с учетом негативной установки аудитории на социальную группу "ученые".
И теперь вывод: выступая перед аудиторией, одевайтесь под ту социальную группу людей, к которой эта аудитория настроена, как минимум, не негативно, а лучше – положительно. Что, Вы не знаете, как и к какой социальной группе настроена такая-то Ваша аудитория? Тогда лучше вообще не появляться перед этой аудиторией, поскольку Ваш имиджмейкер вовсе не хочет,
чтобы ненароком о Вас сложилось бы негативное мнение (как бы о Вашем покорном слуге, приди он читать лекцию в домашней вязаной кофточке, моей любимой кофточке).
Вот каковы рекомендации Вашего имиджмейкера в связи с вопросом: одеваться или под аудиторию или «под себя».
Но продолжим о влиянии одежды на имидж.
Уважаемый мой читатель, чтобы не превысить объем выпуска, автор вынужден продолжить наш разговор в следующем выпуске (за что он приносит свои извинения).
А пока – еще раз посмотрите «Оглавление» этой книги – «Я – Ваш имиджмейкер и готов помочь сформировать Ваш профессиональный имидж», представленной на странице http://www.pan-alex-u.ru/books.php?page=imdg_3 сайта
www.pan-alex-u.ru .
С уважение, проф. А. Панасюк
Сайт: www.pan-alex-u.ru
Эл. адрес: 08-11-40@mail.ru
|
В избранное | ||