Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Доктор психологических наук, профессор Панасюк Александр Юрьевич представляет практические руководства по применению психотехник воздействия на людей в процессе общения с ними через влияние не столько на сознание людей, сколько на их подсознание.


Выпуск 9

 

Как создавать о себе нужное мнение

 

 

 

Содержание 6-го выпуска.

 

1. Кто они такие – имиджмейкеры?

 

2. Имидж и мнение – соотношение понятий.

 

3.     Каким может быть Ваш имидж?

 

4. Имиджформирующая информация – основа создания мнения о Вас

 

5. Виды имиджформирующей информации

 

6.     Как вы до сих пор формировали мнение о себе, или два вида имиджформирующей информации

 

7.     Что такое сознание?

 

8.     Что такое подсознание?

 

 

Содержание 7-го выпуска.

 

9. Что такое подсознание?

 

10. "Люди с нами поступают так, как мы им позволяем" - правда ли это?

 

11. "Почему меня не любят собаки?"

 

12. Как Кроха его "вычислила"...

 

13. Так, значит,  правда, что они с нами поступают так, как мы им позволяем?

 

14. Как стереотипное поведение может выдать нежелательные установки...

 

15. Как у людей формируется мнение о Вас, или о двух способах восприятия информации

 

16. «Я не знаю, почему у меня такое мнение о нем…»

 

17. Как подсознательная информация может влиять на возникновение мнения.

 

Содержание 8-го выпуска.

 

18. Как подсознательная информация может стать осознанной

 

19. Так возникает чувство-мнение.

 

20. Притча о зонтике, или Люди не любят говорить «не знаю».

 

21. Он и не знал, почему голосовал за Лебедя.

 

22. Промежуточное резюме

 

23. Основная стратегия формирования мнения о себе

 

Содержание данного выпуска.

 

24. Что же нами управляет: наше сознание или наше подсознание?

 

25. Производственный навык – тот же “автопилот”?

 

26. Формируем Ваш имидж или Ваши имиджи?

 

часть п. Психологические техники формирования имиджа моего клиента

 

1. Ваша внешность как источник мнения о Вас,

 

или о Вашем габитарном имидже

 

1.1. "Он выглядит  на 1000 долларов!"

 

1.2. Идентификационная функция одежды, или как, когда и под кого одеваться

 

1.3. Зачем немцов надевал шахтерскую робу?

 

 

 

24. Что же нами управляет: наше сознание или наше подсознание?

 

 

Скажите, пожалуйста, спрашиваю я у своих студентов (со слушателями Академии мы этот вопрос за отсутствием времени "не проходим"), вот когда Вы сегодня утром чистили зубы, Вы тог­да о чем думали о том, как их чистить ("вверх-вниз, снаружи-из­нутри"...), или о чем-то другом?

 

А я вообще ни о чем не думал, так как не совсем проснулся. (Веселое оживление.)

 

Ну, хорошо. А вот Вы (обращаюсь с надеждой, что этот-то уж до того и зарядку сделал)?

 

  Ну, не помню я, о чем думал... Но уж не о том, как чистить...

 

Понятно. Это когда нас учили чистить зубы, мы тогда стара­лись помнить: вверх-вниз (а не справа налево), изнутри, а не толь­ко снаружи... То есть тогда наше поведение ("чистить зубы") в том далеком детстве стро­илось на основе вполне осознаваемой информации мы думали, как это делать. А теперь, что называется, на автопилоте : руки са­ми по себе работают, а голова... а она "думает", как бы не опоздать сегодня снова, или о вчерашнем вечере («Ах, как славно все-таки бы­ло с..!»), или... в общем, о чем угодно, только не о том, как это де­лать чистить зубы. Это понятно. При этом следует заметить, что когда мы это делаем, то каждый раз наши руки выполняют практи­чески одни и те же действия и, как правило, в одной и той же пос­ледовательности. Как по программе.      Да не "как", а действительно по программе, которую родители когда-то давно формировали в нашем сознании, потом она некоторое время находилась там (мы думали, как это делать), а потом...

 

А потом все стало автоматически.

 

Верно говорите, "автоматически", то есть под влиянием не­осознаваемой (в данный момент) информации, представленной в виде программы поэтапного действия. Иначе говоря, под влияни­ем подсознательной информации.

 

Вот так мои студенты сами приходят к пониманию того, что не­которыми нашими поведенческими актами управляет наше подсоз­нание ( по программам, которые там заложены), а сознание выпол­няет лишь функцию пуска и контроля за возможным изменением внешней среды.

 

Ну, хорошо, уважаемый автор, это про то, как люди чис­тят зубы. Тут понятно все машинально, или, как Вы говорите, на подсознании. А ведь когда я на работе не скажешь, что на под­сознании, верно? Вот пришел ко мне на прием гражданин, что же - я с ним, как это, по-Вашему, "на автопилоте" разговариваю, так, что ли?

 

Не спешите, дойдем и до этого, и об этом поговорим. Итак, утром Вы проснулись, стали заниматься туалетом, это, конечно (как Вы подтвердили), "на автопилоте". Затем женщины приступают к макияжу: иногда они думают, какой макияж будет больше подходить к сегодняшнему "графику" дня, иногда не дума­ют, а используют свой стандартный набор... Но, как бы там ни бы­ло, сами действия (если, конечно, не в пятнадцатилетнем возрасте) - "на автопилоте": и как щеточкой для ресниц, и как тюбиком губ­ной помады давно уже не задумываясь. Затем одеваетесь, здесь, как и с макияжем: иногда думаете, что к сегодняшнему дню одеть, а иногда не думаете, но уж сам процесс одевания точно "на авто­пилоте" (за исключением ситуации, когда Вы купили новую блузку, а у нее застежки совсем не на том месте, и тогда в сознании: кто это придумал так делать?! С какой же тут стороны повернуть?.."). Затем Вы завтракаете и тоже скорее думаете не о том, как ложкой-вилкой управлять, а о том, как бы сегодня управиться пораньше. То есть тоже, как правило, "на автопилоте". А затем Вы направляетесь на работу.

 

Господа, обращаюсь я к своим студентам, решите те­перь следующую задачу. Условие: вчера Ваш профессор ехал на работу "на ручном управлении". Вопросы: что это значит и почему?

 

Ну, это значит, что Вы почему-то думали, как Вам ехать. (Вот какие они у меня молодцы!)

 

Верно. А почему это я вдруг думал об этом? Какие будут ги­потезы?

 

Перебирают несколько вариантов, и мы вместе останавливаем­ся на одном: я ехал вчера на работу по новому маршруту мой ав­тобус сломался, и пришлось добираться "на перекладных", поэтому и постоянно думать о том, где выйти, где пересесть... И пока сфор­мулируем правило: "на ручное управление" мы переходим только тогда, когда ситуация становится нестандартной.

 

...Но продолжим с Вашим рабочим днем. Итак, на работу Вы едете тоже "на автопилоте" (если по привычному маршруту), едете себе, едете, а сами думаете о том, что сегодня, оказывается, еще предстоит... (А хорошо "на автопилоте" можно подумать о чем-нибудь, например перебрать в уме план сегодняшней лекции, а "на ручном" если думать, как и где пересесть о лекции думать не получается). Ладно, приехали на работу, поздоровались с коллега­ми ("привычно" значит, "на автопилоте": "Привет!" "При­вет!" "Как дела?" "Порядок" обмен привычными фраза­ми). Остановимся на минуту, чтобы сделать промежуточное резю­ме (как-никак, а четверть дня уже прошла).

 

Пока получается так, что до сего момента, пока Вы умывались, одевались, завтракали, передвигались, все подобные Ваши поведен­ческие акты в большей своей части были детерминированы неосоз­наваемыми Вами в этот момент программами, а сознание только запускало их...

 

  Да, но уж на работе-то...

 

  Ну что ж, поговорим, что Вами в большей мере управляет и на работе – Ваше сознание или Ваше подсознание.

 

 

 

25. Производственный навык – тот же “автопилот”?

 

 

Позвольте вначале о моей работе, которая знакома многим, а потом – о Вашей, уважаемый мой клиент.

 

Сегодня я читаю своим студентам очередную лекцию о ме­ханизмах психологической защиты ( очень интересная тема). Вот я вхожу в аудиторию, приветствую моих милых студентов и при этом отмечаю про себя, что опять стулья после уборщицы не поставили на пол (обратили внимание "при этом", а я ведь не из патрици­анского рода Юлиев не могу одновременно думать о том и о другом как Цезарь, следовательно, что-то "на автопилоте"). За­тем начинаю читать лекцию. О чем же я думаю в тот момент, когда я им рассказываю, допустим, о защитном механизме "Уход в бо­лезнь"? Ну, структуру изложения я хорошо знаю, об этом специаль­но думать не надои всё это идет на «автопилоте», а вот обыграть пример, который мне прошлый раз привели на лекции, как бы не забыть. Но не постоянно же я твержу себе об этом, нет, конечно. Я, например, читая им на «автопилоте» ( сотый, наверное раз) «Уход в болезнь», думаю еще о том, что, вероятно, вот тому молодому человеку не говорили, что же­вать на лекции это нехорошо. О чем еще я думаю? Ну, еще я с ними дискутирую, формируя у них определенные установки на ма­териал. Но это тоже почти «на автопилоте" их реакции стандарт­ные. Но нет вот мне задан вопрос, который поставил меня, откровен­но говоря, в тупик, вроде и имеет отношение к теме, и в то же время вроде бы и нет, да и готового ответа нет... Ситуация... И то­гда все мои "шарики-ролики" в голове начинают интенсивно кру­титься, и я начинаю искать приемлемый вариант ответа. Понятно? Да, я перешел "на ручное управление", сейчас моим поведением бу­дет управлять информация, вполне мной осознаваемая. Ибо ситуа­ция—не стандартная. И получается – с «автопилота» я перехожу «на ручное управление» только если возникает не стандартная ситуация.

 

А теперь – о Вашей работе.

 

Рассмотрим обычную ситуацию, допустим, ведения приема граждан, что характерно для многих категорий моих клиентов. Вот какой диалог иногда разворачивается у Вашего автора с его слушателями – служащими среднего звена:

 

Скажите, бывает такое, что приходит посетитель, который своим вопросом Вас ставит в тупик, что Вам приходится ломать го­лову над тем, как решить эту "задачку"?

 

Бывает.

 

Прекрасно (т.е. хорошего в этом мало, понимаю). А бывают ситуации, когда Вы хорошо знаете, как отреагиро­вать на такой-то вопрос посетителя?

 

И такое тоже бывает.

 

Хорошо. А тогда скажите: какие посетители все-таки прихо­дят чаще с вопросами, которые Вас ставят в тупик (когда Вы не знаете сразу, как ответить, как решить), или с вопросами, на кото­рые Вы за свою долгую практику много-много раз отвечали? Какие ситуации все-таки бывают чаще?

 

А оказывается, у одних моих слушателей чаще бывают одни си­туации, а у других другие. И не надо быть особо проницатель­ным, чтобы ответить, у каких моих слушателей чаще оказываются посетители со стандартными вопросами, а у каких с не очень стандартными; последнее, естественно, характерно для более моло­дых, имеющих меньший опыт, т.е. частоту столкновения с теми или иными ситуациями. И получается (а они мои слушателии не скрывают это от меня), что многие вопросы посетителей они разрешают тоже почти "на автопилоте"; а чего тут думать-то, когда решение известное и только одно.

 

И получается, что часто на приеме вопросы решаются по выра­ботанному же стереотипу (в данном случае "стереотип" (в науке он еще называется "динамический стереотип") это повторяющаяся каждый раз при такой-то ситуации последовательность действий). Правда, иногда могут возразить в том смысле, что ведь люди-то все разные и двух одинаковых случаев не бывает, а следовательно, "нельзя к людям подходить с шаблонами". На что отвечу: во-пер­вых, люди и разные, и одинаковые (в чем-то разные, в чем-тоодинаковые), а во-вторых, одинаковых ситуаций сколько угод­но. "Вот не поверите, у меня сегодня подряд три посетителя при­шли с одной и той же жалобой на несправедливое увольнение по возрасту. Такие жалобы, конечно, бывают, но так, чтобы три подряд, все-таки редко". Примечательное выступление не правда ли?

 

А в итоге получается, что если Вы на этом месте работаете не первый день (и даже не первый год, а уже тринадцатый), то многие операции Вам приходится повторять. (И даже у так называемых «творческих» профессий у тех же ученых тоже масса стереотип­ных действий, которые надо бы освоить до автоматизма, чтобы не занимать ими сознание, предназначенное для действительно твор­ческой работы для думанья). А если многие операции Вы повто­ряете, то, хотите Вы того или не хотите, Ваша психика со временем "загонит" эти программы в Ваше подсознание, чтобы опять же освободить сознание для думанья. Вот так, кстати, и формиру­ются производственные навыки, навыки не только моторные (дви­гательные), как, например, у водителя, но и умственные, в виде сте­реотипов решения мыслительных задач. Теперь понятно, чем нови­чок отличается от опытного работника: у первого его производст­венные операции регулируются (поэтапно, по отдельным операци­ям) сознанием (по сути он постоянно "держит в уме" всю последо­вательность операций и ни о чем другом думать не может), а вто­рой, у которого есть навык в работе (в данной работе), сознанием только запускает уже готовые теперь подсознательные про­граммы, а сам тем временем обдумывает нечто такое, на решение чего еще нет стереотипа. И получается: чем больше стереотипов решения производственных задач, тем больше возможностей для по­иска решения задач нестереотипных, а следовательно, тем больше возможностей для творчества. И тогда вопрос: "У Вас есть навыки в Вашей работе?" по сути превращается в вопрос: "У Вас есть возможность для творчества?"

 

Да, но ведь бывают же профессии, где надо постоянно про­являть творчество, где нет места этим самым шаблонам решения!

 

А знаете, дорогой мой читатель, когда мне такой вопрос за­дают слушатели, я их прошу привести пример такой профессии. И Вы знаете, эта просьба у многих из них вызывает затруднения.

 

Ну, я не знаю, почему они затрудняются, а я могу Вам при­вести такие профессии, например разработчики новых программ­ных продуктов или художники и т.п.

 

Да, верно, эти профессии относят к виду "творческие про­фессии" в отличие, например, от токаря или делопроизводителя. Однако и в этих названных Вами профессиях используется немало шаблонных действий. Возьмем того же самого составителя новых программ: в своей работе он использует не только моторные навы­ки (та же работа на клавиатуре компьютера), но и мыслительные, поскольку ему известны определенные принципы составления лю­бых новых программных продуктов, то есть определенные алго­ритмы, которые когда-то он осваивал, а сейчас они за предела­ми его сознания. Да и у того же художника у него тоже есть не­кие алгоритмы не только моторных, но и мыслительных операций. Иначе говоря, будет ли та или иная профессия называться "творче­ской", или "полутворческой", или "нетворческой", зависит от соот­ношения используемых программ подсознательных и сознатель­ных: допустим, у водителя это соотношение, вероятно, близко к 9:1, а у того же художника, возможно, 1: 9 (но никак не 0:10).

 

Возвращаясь же к анализу Вашей работы, следует задаться лишь вопросом: как часто у Вас на работе возникают производственные проблемы (задачи, задания), решения которых Вы не знаете (не "не помните", а именно "не знаете")? "Сплошь и рядом", ответил бы на такой вопрос новичок; "Бывает, но все-таки не постоянно",ответил бы человек со средним опытом работы; "Раньше бывало ча­сто, а теперь редко", ответил бы человек, который на этой рабо­те, что называется, собаку съел. Так что Вы можете сами, отвечая на этот вопрос, оценить, какой процент времени на работе Вы дейст­вуете по известным алгоритмам ("на автопилоте", т.е. на подсозна­нии), а какой «бредете по непроходимым джунглям» «на ручном управлении». А мы в завер­шение попытаемся описать концовку Вашего рабочего дня.

 

Вот закончился рабочий день, и Вы поехали домой, запустив перед этим программу «Ехать домой». (И подвел же меня вчера мой «ав­топилот»: запланировал я по пути заглянуть в мастерскую, чтобы дубликат ключа сделать, и... забыл, проехал мимо. Да не "забыл", а сознанием своим не корректировал прохождение программы "Ехать домой", не говорил себе "не забыть свернуть...", вот и "за­был". Но зато не "забыл" зайти в булочную это почему-то "пом­нилось" само собой. Видно, есть ценности и ценности...). Ладно, приехали Вы домой, а дома ну почти все, как утром: разделись, умылись, поужинали и на диван с газетой в руках... Нет, вот газету читают, обычно обдумывая написанное ("Как там в Греции?"), а ведь иногда и чтение тоже как "на автопилоте" прочитал, а ни одного слова из этого абзаца до сознания не дошло думал о дру­гом (хотя, обратите внимание, читал!).

 

Ну вот и завершился Ваш обычный трудовой день, в течение которого Вы совершали великое множество поведенческих актов. Так сколько же из них выполнялись Вами без поэтапного обдумы­вания? Американские психологи и это исследовали и приводят да­же цифру — 80% поведенческих действий осуществляется людьми в их обычной жизни на под­сознательном уровне. Странное совпадение, не правда ли: одни ут­верждают, что рука избирателя контролируется подсознанием на 80%, другие что обычное поведение человека на 80% суть ре­ализация подсознательных программ (повторим не только мо­торных, но и мыслительных). Может, и на 80, а может, на 79 или да­же 69, важно, что действительно очень многое в жизни мы делаем, запуская свои давным-давно уже созданные подсознательные про­граммы. Запускаем, конечно, сознанием ("Надо бы поздороваться с ним все-таки..." или все про то же: "Надо почистить зубы"), а вы­полняются они "на автопилоте". И если на работе Вы не все 8 ча­сов рабочего времени ломаете голову над тем, как же решить зада­чу, то скажем так: в течение дня все-таки больше половины Ваших поведенческих актов развиваются по подсознательным програм­мам, о чем свидетельствует проведенный нами анализ обычного ра­бочего дня обычного человека.

 

И вывод: в своем поведении мы переходим "на ручное управ­ление" только тогда, когда возникает нестандартная ситуация. А поскольку в обычной жизни больше обычных (типичных, стан­дартных) ситуаций, то и поведение человека это в большей ме­ре реализация "алгоритмов", "навыков", "шаблонов", т.е. подсознательных программ. А в итоге подсознание людьми чаще управляет, чем сознание. А следовательно, воздействуя на них с целью вызвать у них определенные поведенческие акты в отношении себя, необходимо в большей мере воздействовать на их подсознание, чем на их сознание.

 

И все это теперь дает нам основание перейти от определения стратегии к определению конкретных тактик формирования Вашего имиджа. Или – Ваших имиджей?

 

 

 

26. Формируем Ваш имидж или Ваши имиджи?

 

 

До сих пор мы в основном классифицировали имидж по парамет­ру «знак»: имидж положительный и имидж отрицатель­ный.

 

А, кроме того, имидж еще классифицируется с точки зрения факторов, его образующих. В самом деле, зададимся вопросом: по чему можно судить о челове­ке, о его характере, нравах, интеллекте, установках и т.п., т.е. в целом о нем как о личности?

 

Ну, ясно, человек познается по делам!

 

Прекрасно! Действительно, о человеке мы можем судить по его поступкам, по его делам, по тому, что он сделал или не сделал, а в частности:

 

а) по созданной им искусственной среде его обитания по его жилищу, кабинету, автомобилю... И назовем мы тогда эту составля­ющую его имиджа "средовым имиджем";

 

б) по его собственной внешности по костюму, макияжу, при­ческе, а также по кольцам-браслетам, мундштукам-сигаретам, т.е. по его «габитусу"[1]. И тогда эту составляющую его имиджа можно бу­дет назвать "габитарным имиджем" («Да, его габитарный имидж ос­тавляет желать лучшего всегда непричесанный, в каком-то помя­том пиджачке... Нет, поверить, что его фирма уже вышла на международный рынок, весьма трудно. Это вот академик Ан. П. Але­ксандров мог позволить себе ходить в свитере на работе. Но ведь у него уже был имидж Президента АН СССР. А этот нет, не солид­ный. Оно, конечно, исключения бывают, но вероятность... увы, мала» );

 

в) по его овеществленной продукции предметам, вещам, ко­торые он сделал, создал; если не будет принципиального возраже­ния, то мы по аналогии с предыдущим назовем эту составляющую общего имиджа человека овеществленным имиджем ;

 

г) по его вербальной продукции что говорит, как говорит, что и как пишет; и понятно отсюда название этого частного имиджа

 

вербальный имидж ;

 

д) по его кинетической продукции (кинетика движение). Не расшифровывая пока, дадим только название "кинетический имидж."

 

Отсюда следует, что, говоря о технологии формирования Ваше­го имиджа, мы будем вести речь о формировании Вашего:

 

средового имиджа,

 

габитарного имиджа,

 

овеществленного имиджа,

 

вербального имиджа,

 

кинетического имиджа.

 

Будем учится создавать такие "продукты" своей деятельности, которые у людей, увидевших или услышавших их, вызвали бы чув­ство приятного. И лучше, если бы это чувство возникало у них как бы спонтанно, на подсознательном уровне {почему лучше, мы теперь знаем), лучше бы, если бы они не думали о Вашем шикарном кос­тюме, о Вашей технике говорения (но думали бы над содержанием сказанного Вами), о Вашем грандиозном кабинете и т.п. Но нач­нем, приступим, уважаемый мой читатель, уважаемый мой клиент, к формированию Вашего имиджа.

 

 

 

часть п. Психологические техники формирования имиджа моего клиента

 

 

 

1. Ваша внешность как источник мнения о Вас,

 

или о Вашем габитарном имидже

 

 

1.1. "Он выглядит  на 1000 долларов!"

 

 

А если у меня нет этой тысячи, значит, мне этот раздел про­пустить?

 

-         Вообще-то, конечно, можно и пропустить, только взятая в кавычки фраза о тысяче долларов это скорее метафора, образное выражение. Можно и на 10 долларов выглядеть с позитивным габитарным имиджем. Помните, как тот же Б. Немцов, будучи еще в середине 90-х вице-премьером,  вылез из шахты весь перепачканный угольной пылью? И в тот момент такой внеш­ний вид был более привлекательным для окружающих (шахтеров), чем белоснежная манишка или официальный сюртук. Так что "вы­глядеть на тысячу долларов" это значит иметь весьма выражен­ный ("на тысячу долларов") позитивный габитарный имидж.

 

Итак, габитарный имидж – это мнение о человеке, сформированное на основе восприятия имиджформирующей информации о внешнем его виде.

 

И начнем мы учиться делать  Ваш габитарный имидж  положительным с анализа Вашей одежды.

 

 

 

 

1.2. Идентификационная функция одежды, или как, когда и под кого одеваться

 

В ходе этого урока не будет учить Вас Ваш имиджмейкер как «со вкусом» одеваться. А вот о том, как психологически воспринимается Ваше самая обычная одежда, как одежда-информация влияет на формирование мнения о моём клиенте – об этом обязательно пойдет речь.

 

Надо ли говорить, что Ваша одежда должна быть чистой и оп­рятной? Не надо.  Для моего читателя это аксиома. А вот какой костюм одеть, идя (допустим, в ходе предвыборной компании) на встречу с теми же шахтерами или с деятелями искусств, об этом поговорим обязательно. Ибо от этого зависит Ваш имидж.

 

Вы обратили внимание, что сегодня (а это начало 21 века) никто из "руководителей партии и правительства" не носит шляпу в отличие от руководителей партии и правительства 70— 80-х? А не носят первые, дабы не ассоциировали бы их со вто­рыми. И теперь в кепочках (правда, злые языки некоторое время все-таки говорили: "Все равно а-ля Ленин"), а некоторые даже надевали шапочки-петушки (на что не мог­ли не обратить внимание журналисты тоже "имиджмейкеры", только они делают имидж политику нередко без согласия последне­го, а иногда и вопреки его желания; вот почему в кавычках).

 

 

1.3. Зачем немцов надевал шахтерскую робу?

 

 

...Поехал как-то Б. Немцов (когда он был еще вице-премьером) как-то к шахтерам (те в мае 98-го устрои­ли настоящую "рельсовую" забастовку "деньги плати!") и по при­меру тогдашнего своего коллеги А. Чубайса полез к ним в шахту. А потом нам во весь экран показали его перепачканное угольной пылью лицо и его ничем не отличающуюся от других шахтеров робу. А затем еще кадры: ря­дом с ним стоят такие же чумазые шахтеры и, улыбаясь, чуть ли не похлопывают по плечу, как бы выражая таким образом свое едине­ние с сим "высокопоставленным правительственным лицом» . Вид­но: довольны были шахтеры и тем, что тот спустился к ним в шах­ту ("спустился до них!"), и тем, что одет, как они, ну и, конечно,... "железным обещанием" погасить долги...

 

А не думаете ли Вы, автор, что они были довольны скорее всего последним, а не первым или вторым?

 

Ну, что ж... Тогда представьте себе такую ситуацию: Б. Нем­цов из своего московского рабочего кабинета через телевидение "железно обещает" погасить долги. Эффект? "Говори, говори, зна­ем мы Вас, сидящих там, в своих теплых кабинетах..." Отличие от описанной выше телекартинки с чумазым Немцовым очевидноне будет того удовлетворения на лицах шахтеров. Или представьте себе другую ситуацию: приехал он в их славный город Шахты и встретился с ними в их клубе, сидя за столом президиума в своем официальном костюме, белоснежной рубашке, красивом галстуке... "Ну, ну, посмотрим, что он там привез... ишь, как вырядился"уже реакция чуть получше, но все равно отличается от тех кадров, на которых шахтеры добродушно позировали "вместе с Немцо­вым", явно признавая в нем "почти своего мужика": «не постеснял­ся в нашу робу залезть, значит, знакомо это ему, раз не побрезго­вал..." и т.п. не в сознании, в подсознании. Ибо одежда проявляет или демонстрирует принадлежность субъекта к определенной социальной (или профессиональной) группе людей.

 

Конечно, вовсе не обязательно идти во Дворец культуры на встречу с теми же шахтерами в замызганной робе, но в той одежде, в которой ходят сами шахтеры, когда не на работе, и только чуть-чуть получше да. Но с другой стороны, Ваш автор не может вой­ти в аудиторию (читать лекцию слушателям), будучи одетым так, как тот слушатель, сидящий на предпоследнем ряду, в джинсо­вых брюках и свитере. Почему тот так оделся – об этом позже. А вот почему Ваш автор всегда в строгой темной тройке, белой сорочке, заметном, но не ярком галстуке? То есть вовсе не под аудиторию. Почему так? Почему Немцову надо было обязательно одеваться под его аудиторию, а Вашему покорному слуге – профессору Академии – ни в коем случае. Почему?

 

-         Ну, потому что Немцову надо было, чтобы его приняли «за своего».

 

-         А зачем?

 

-         Ну, чтобы расположить шахтеров к себе.

 

-         Значит, мне, профессору Академии, получается, не нужно располагать мою аудиторию к себе? Совершенно не согласен; нужно и даже очень нужно (зачем и как – целую диссертацию могу написать). И, тем не менее, я вовсе не стараюсь под них одеваться, вовсе не стараюсь себя идентифицировать со слушателями (идентификация – установление сходства), вовсе не стремлюсь устанавливать с помощью одежды (в отличие от Немцова, который всё делал в этом плане правильно) сходство с аудиторией. Почему? Поговорим, чтобы и Вы, мой дорогой клиент, знали: когда одеваться под аудиторию, а когда – «под себя» («под свой социальный статус»).

 

Смотрите: если бы Немцов был бы при встрече с шахтерами одет так, как у себя на работе – темный костюм, белоснежная сорочка, галстук, то с какой бы социальной группой эта его одежда отождествлялась бы теми же шахтерами? – С группой чиновников, правительственных деятелей. А как тогда шахтеры относились к этим деятелям? - Резко отрицательно. И костюм бы Немцова провоцировал бы это негативное отношение и к нему. А Немцову в той ситуации это было совсем не к чему.

 

А теперь – о Вашем покорном слуге. Слушатели видят на мне костюм-тройку (нарочито чуть-чуть консервативный), белую сорочку, строгий галстук. Вопрос: с какой социальной группой людей обычно идентифицируется костюм-тройка? Мои слушатели без запинки отвечают: с «профессорами», с «учеными». Значит, увидев только мой этот костюм, у них уже в подсознании формируется связь с понятиями «профессор», «ученый». А мне это и нужно. Ведь кого они хотели бы – приехав в Академию учиться – видеть на кафедре? Определенно, профессоров, в крайнем случае – кандидатов наук. У этой аудитории на «профессоров» совсем не такая установка, как у аудитории Немцова на «правительство»; моя аудитория рассчитывает, что с ней будут работать «профессора» (и это для них престижно). И вот исходя из такого их ожидания мне обязательно следует одеваться «под профессора», чтобы их ожидания были бы удовлетворены.

 

 Вот и понятна различная тактика одежды Немцова и Вашего покорного слуги: Немцову никак нельзя было одеваться под «свой класс», к которому аудитория относилась враждебно; мне же надо было обязательно одеваться под «свой класс», к которому аудитория настроена позитивно (ведь специально приехали у «профессоров учиться».

 

А теперь представьте, что Вашему покорному слуге предстояло бы чи­тать лекцию в аудитории, которая негативно настроена на "этих профессоров" (откровенно говоря, мне даже трудно представить та­кую аудиторию, вероятно, это было бы сборище каких-то люмпе­нов (босяки, бродяги, нищие) или в тюрьме уголовных пре­ступников из числа грабителей, насильников и т.п.), так вот, разу­меется, я бы, идя на такую лекцию (не приведи Господь), конечно, не стал бы облачаться в тройку, а старался бы одеться как-то "по­проще", с учетом негативной установки аудитории на социальную группу "ученые".

 

И теперь вывод: выступая перед аудиторией, одевайтесь под ту социальную группу людей, к которой эта аудитория настроена, как минимум, не негативно, а лучше – положительно. Что, Вы не знаете, как и к какой социальной группе настроена такая-то Ваша аудитория? Тогда лучше вообще не появляться перед этой аудиторией, поскольку Ваш имиджмейкер вовсе не хочет, чтобы ненароком о Вас сложилось бы негативное мнение (как бы о Вашем покорном слуге, приди он читать лекцию в домашней вязаной кофточке, моей любимой кофточке).

 

Вот каковы рекомендации Вашего имиджмейкера в связи с вопросом: одеваться или под аудиторию или «под себя».

 

Но продолжим о влиянии одежды на имидж.

 

 

Уважаемый мой читатель, чтобы не превысить объем выпуска, автор вынужден продолжить наш разговор  в следующем выпуске (за что он приносит свои извинения).

 

 

А пока – еще раз посмотрите «Оглавление» этой книги – «Я – Ваш имиджмейкер и готов помочь сформировать Ваш профессиональный имидж», представленной на странице http://www.pan-alex-u.ru/books.php?page=imdg_3 сайта www.pan-alex-u.ru .

 

 

С уважение, проф. А. Панасюк

 

Сайт: www.pan-alex-u.ru

 

Эл. адрес: 08-11-40@mail.ru

 

 



[1] От лат. habitus внешность, внешний вид.


В избранное