Рассылка закрыта
При закрытии подписчики были переданы в рассылку "Мужчины и женщины - конфликт или партнерство?" на которую и рекомендуем вам подписаться.
Вы можете найти рассылки сходной тематики в Каталоге рассылок.
Август 2009 → | ||||||
1
|
2
|
|||||
---|---|---|---|---|---|---|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
11
|
12
|
13
|
14
|
15
|
16
|
17
|
18
|
19
|
22
|
23
|
||
24
|
26
|
28
|
30
|
|||
Статистика
-2 за неделю
Доктор психологических наук, профессор Панасюк Александр Юрьевич представляет практические руководства по применению психотехник воздействия на людей в процессе общения с ними через влияние не столько на сознание людей, сколько на их подсознание.
Выпуск 12
Как создавать о себе нужное мнение
Содержание 6-го выпуска.
1. Кто они такие – имиджмейкеры?
2. Имидж и мнение – соотношение понятий.
3. Каким может быть Ваш имидж?
4. Имиджформирующая информация – основа создания мнения о Вас
5. Виды имиджформирующей информации
6. Как вы до сих пор формировали мнение о
себе, или два вида имиджформирующей информации
7. Что такое сознание?
8. Что такое подсознание?
Содержание 7-го выпуска.
9. Что такое подсознание?
10. "Люди с нами поступают так, как мы им позволяем" - правда ли это?
11. "Почему меня не любят собаки?"
12. Как Кроха его "вычислила"...
13. Так, значит, правда, что они с нами поступают так, как мы им позволяем?
14. Как стереотипное поведение может выдать нежелательные установки...
15. Как у людей формируется мнение о Вас, или о двух способах восприятия информации
16. «Я не знаю, почему у меня такое мнение о нем…»
17. Как подсознательная информация может влиять на возникновение мнения.
Содержание 8-го выпуска.
18. Как подсознательная информация может стать осознанной
19. Так возникает чувство-мнение.
20. Притча о зонтике, или Люди не любят говорить «не знаю».
21. Он и не знал, почему голосовал за Лебедя.
22. Промежуточное резюме
23. Основная стратегия формирования мнения о себе
Содержание 9-го выпуска.
24. Что же нами управляет: наше сознание или наше подсознание?
25. Производственный навык – тот же “автопилот”?
26. Формируем Ваш имидж или Ваши имиджи?
часть п. Психологические техники формирования имиджа моего клиента
1. Ваша внешность как источник мнения о Вас,
или о Вашем габитарном имидже
1.1. "Он выглядит на 1000 долларов!"
1.2. Идентификационная функция одежды, или как, когда и под кого одеваться
1.3. Зачем немцов надевал шахтерскую робу?
Содержание 10-го выпуска.
1.4. Почему так одеваются в банке, или «правда ли, что Вас заботит имидж вашей фирмы?»
1.5. Притча «о платьице в горошек»
1.6. «Делом ли мы с Вами занимаемся?», или Не приходите на деловую встречу в «платьице в горошек»
1.7. Зачем нужен этот макияж?
1.8. Зачем женщины красят губы?
Содержание 11-го выпуска.
1.9. Зачем аристократки забеливали румянец?
1.10. Основные психологические принципы применения макияжа
1.11. "Бородатых в эфир пускать не велено!" или Как обычная прическа формирует имидж человека.
Содержание данного выпуска.
1.12. Украшения как средство формирования 1.13. Курить — имиджу вредить
2. Несколько слов об "овеществленном имидже"
3. Средовой имидж - из чего и как?
3.1. "Когда он приехал на "Жигулях", я невольно подумал..."
1.12. Украшения как средство формирования
Украшения: в данном контексте какие-либо предметы, с помощью которых человеку придается красивый, привлекательный вид; к числу подобных украшений можно отнести кольца, браслеты, серьги, кулоны, цепочки и т. п.
Очевидно, что украшения того или иного рода изменяют габитус человека — его внешний вид, формируя тот или иной габитарный имидж: либо положительный, либо отрицательный.
Имиджмейкер, работая с клиентом, формируя его габитарный имидж, со всей очевидностью должен быть озабочен тем, чтобы сформировать с помощью доступных клиенту украшений положительный, а не отрицательный имидж. А для этого необходимо знать механизмы формирования имиджа с помощью украшений, факторы, влияющие на формирование
подобного положительного или отрицательного имиджа.
Сущность механизма формирования имиджа с помощью украшений заключается в ответе на вопрос: почему в качестве украшений обычно используют не просто металлические предметы, а предметы из драгоценного металла, и не просто камни, а драгоценные камни
и иные драгоценности?
Прежде чем отвечать на этот вопрос (вскрыв сущность механизма формирования имиджа с помощью украшений), следует отметить, что одной из характеристик украшений является их демонстративность; большинство использующих украшения женщин, уверяют окружающих, что носят их не для демонстрации другим, а потому что «самой
приятно», однако, скорее всего, не будут их носить, находясь, допустим, на изолированном от внешнего мира хуторе и т. п. С первым положением следует согласиться: действительно женщине украшения доставляют удовольствие (чувство приятного); вот только это удовольствие будет «почему-то» гаснуть после третьего месяца пребывания на изолированном глухом хуторе[1].
Выводы: 1) подобного рода украшения служат для демонстрации их другим людям; 2) поскольку украшения — это дорогие предметы, то демонстрация их — это демонстрация своих возможностей, своего достатка, демонстрация степени своего богатства. Ибо если бы это было не так, если бы демонстрировался не собственный достаток, а просто красивые вещи,
то ведь существует немало вещей красивых, но не дорогих; 3) демонстрация своего достатка есть демонстрация прочности своего положения в обществе, в жизни в целом; 4) демонстрация своего положения в жизни создает о человеке определенное мнение, формирует определенный имидж (какой — чуть позже).
В тех случаях, когда презентация собственного богатства явно нарочита (многократно обыгранные журналистами и сатириками мощные золотые цепи новых русских в первой половине девяностых годов), это приводит к формированию негативного мнения о носителе подобных украшений. И здесь для Вашего покорного слуги как Вашего имиджмейкера (формирующего Ваш имидж
с помощью и украшений) проблем нет, поскольку очевидно правило: ценность украшений не должна превосходить в разы возможности иметь украшения у тех людей, которые видят данного человека с его «золотыми цепями».
Проблема может быть в другом: как с помощью демонстрации относительно богатых украшений клиента не вызвать негативной реакции у аудитории имиджа — у тех, у кого будет формироваться о Вас, о моем клиенте определенное мнение.
О том, что подобная опасность существует, свидетельствует народная мудрость в виде следующей русской пословицы: «Трудами праведными не нажить палат каменных».
Эта русская пословица (как изречение русского народа[2]) интерпретируется следующим образом: богатство («палаты каменные») практически невозможно приобрести только собственным трудом, честным трудом («трудом праведным»). А значит,
гласит народная мудрость, если у человека есть «палаты каменные», т. е. имеется богатство (проявляемое и в виде драгоценных украшений), то, скорее всего, это богатство получено не праведным путем, т. е. источник богатства —
неправедные действия. Этот широко известный стереотип проявляется в распространенном среди наших соотечественников негативном отношении к отечественным миллионерам и миллиардерам (к тому же Р. Абрамовичу, М. Прохорову, О. Дерипаске и другим), ибо «трудами праведными не нажить палат каменных», а они нажили эти «палаты». Значит, не трудами праведными; а
это — имидж, и имидж не положительный. И если так, то тогда следует, что драгоценные украшения народу (который именно так относится к происхождению богатства) не следует демонстрировать, поскольку, повторим, существует стереотип: богатство наживается нечестным путем, а следовательно, богатый человек — нечестный человек (образно говоря, «жулик»).
Но, с другой стороны, существует высказывание: «Если ты такой умный, то почему такой бедный?» Суть этого изречения — в следующем: умный человек не может быть бедным, а раз ты бедный — значит не умный. Из этого изречения следует: ум — источник богатства; если человек богатый, значит, он умный; богатство — от ума. И хотя это высказывание принадлежит не нашим соотечественникам (оно в большей мере распространено на Западе и в меньшей в России), но и оно является стереотипным: богатство наживается собственным умственным трудом. И если так, то
тогда следует, что народу нужно демонстрировать драгоценные украшения, демонстрировать свое богатство, а вместе с ним — и свой ум, поскольку все-таки существует и такой стереотип: богатый человек — умный человек.
В итоге: есть два стереотипа в отношении оценки богатства людей (а следовательно, оценки богатых людей, их имиджа): один из них указывает, что богатство — результат нечестного труда («жульничества»), другой — богатство — результат работы ума, проявление
высокого интеллекта. А отсюда возможно и два разных имиджа богатых людей: либо они «жулики», либо они высоко интеллектуальны. И передо мной, как перед Вашим имиджмейкером, должна возникнуть проблема: рекомендовать ли своему клиенту — для формирования его позитивного габитарного имиджа — носить украшения, а по сути демонстрировать свое богатство, или наоборот – рекомендовать не носить? Если учитывать первый распространенный стереотип — рекомендовать не носить, если учитывать
второй — рекомендовать носить.
Поскольку маловероятно, чтобы оба эти стереотипа были представлены в психике одного и того же человека[3], то можно полагать: есть определенная социальная группа людей, придерживающаяся первого из них («богатые люди — плохие люди»), и есть социальная группа, придерживающаяся второго стереотипа («богатые люди — умные люди»). И тогда
возникает проблема поиска критерия, по которому можно было бы развести эти группы людей, а по сути — группы будущих «носителей» мнения о его клиенте, группы аудитории имиджа.
Проведенный анализ и периодически публикуемые статистические данные показывают, что в России негативное отношение к богатым (к «олигархам») в большей мере распространено среди малоимущих, среди малообразованных, среди низших слоев общества; с другой стороны, приоритетность интеллекта характерна для высокообразованных, высокоинтеллектуальных людей,
которые уверены, что с помощью ума можно достичь многого, в том числе и богатства.
И тогда получается, что пословица «Трудами праведными не нажить палат каменных» высказывается, поддерживается теми или актуальна для тех лиц, которые не признают интеллект в качестве инструмента формирования благополучия, богатства; а высказывание «Если ты такой умный, то почему такой бедный?» актуально для лиц, которые полагают интеллект инструментом
достижения благополучия.
Отсюда и рекомендации Вашего имиджмейкера клиенту в отношении использования дорогих украшений: «демонстрируйте свое богатство[4] перед теми, кто полагает, что богатство — чаще признак ума» (обычно это высокоинтеллектуальные люди), и «не демонстрируйте свои богатые украшения перед людьми, не считающими ум приоритетным инструментом достижения богатства»
(обычно это люди из низших слоев общества).
Таковы должны быть стратегия и тактика использования украшения при формировании Вашего габитарного имиджа.
1.13. Курить — имиджу вредить
Ну и под конец — о мундштуках-сигаретах, дорогие мои читатели-мужчины.
Когда-то, когда Ваш автор только вошел в социальную группу "ученых-профессоров", он заметил, что в некотором роде является там "белой вороной", ибо... курил. Оказывается, в данной социальной группе это не принято (отсюда на первых порах и удивленные вопросы: "А Вы, Александр Юрьевич, разве курите?" — нет, без упрека, без иронии, а просто с удивлением) — не престижно, оказывается, курить. А что такое "престиж"? А это и есть позитивный имидж кого-либо (или даже чего-либо). И получается, что "белая ворона" (это я о себе) — значит, "не наш", из более "низкой" социальной группы. Закури
я среди тех же шахтеров — либо никто бы не обратил внимания ("нормально!"), либо — "во, наш человек, с ним и покурить, и выпить, наверное, можно запросто! Простой мужик!". Вот и мнение, и мнение позитивное. Но поскольку мне в основном общаться не с шахтерами, а с моими коллегами-профессорами, то, чтобы не выглядеть «белой вороной», автор… бросил курить. Чего не сделаешь для собственного имиджа! Даже о своем здоровье
позаботишься!
Так что, если Вы, дорогой мой читатель, курите, но при этом Вы хотите иметь позитивный габитарный имидж, бросайте (это я больше моим молодым читателям).
Ну а если Вы курите и бросать не намерены (наркотик — он и есть наркотик, будь то никотин, алкоголь или марихуана), то курите то, что считается приемлемым в той социальной группе, с которой Вы себя хотите отождествлять... Работал я как-то с одним главным инженером достаточно известного в стране предприятия и с
удивлением обнаружил, что тот курит... "Приму" — сигареты, которые широко были распространены среди низкооплачиваемой категории рабочих. А ведь вполне в состоянии был покупать и дорогие сигареты (хотя бы "Мальборо"). Дорогой мой клиент, постарайтесь не курить "Приму", если не хотите, как минимум, недоуменных вопросов, которые вовсе не позитивно повлияют на Ваш габитарный имидж, а следовательно, на мнение о Вас в целом. А мой долг, долг Вашего
имиджмейкера, всячески способствовать Вашему позитивному имиджу.
— Ну и что, сменил он "Приму"-то?
— На второй день наших занятий он угощал меня уже престижными сигаретами. Вообще с ним легко было в этом плане работать, поскольку у него был неплохой уровень притязания. А у Вас?
2. Несколько слов об "овеществленном имидже"
—А почему, автор, "несколько" слов? Вон как Вы много рассказали о том же габитарном имидже...
— Для того чтобы ответить на этот — вполне естественный — Ваш вопрос, я сначала хочу напомнить, что мы имеем в виду под "овеществленным имиджем": речь будет идти о том, как можно судить о человеке по тем вещам, предметам, которые он создал сам. А поскольку сюда не будет входить вербальная продукция (о ней будет специальный разговор при описании вербального имиджа), то передо мной как перед автором возникает вот какого рода проблема: что, кроме написанного слова, является овеществленной продукцией моего читателя? Ведь мой читатель может быть и политиком, и госслужащим, и учителем, и врачом, и юристом, следовательно, как правило, не создает на своем рабочем месте буквально какие-либо вещи или предметы (кроме деловых бумаг), он не призван "тачать сапоги" или "печь пироги".
— Ну тогда можно было бы вообще не упоминать этот имидж, раз не подходит , так ведь?
— Так-то оно так, и тем не менее все-таки два обстоятельства вынудили Вашего имиджмейкера "открыть" и такой раздел.
Первое. Когда нами создавалась классификация частных имиджей, то она, естественно, создавалась применительно к любому человеку, а не только к моему будущему читателю (клиенту). Ибо действительно имидж — это результат многогранной деятельности человека, деятельности в самом широком смысле этого слова, внешнее проявление которой находит свое выражение как в идеальных продуктах, так и в овеществленных. Так что с формальных классификаторских позиций автор не мог не указать и на такой частный вид имиджа, как "овеществленный имидж". Это — раз.
Ну а кроме того... Как-то, примерно полгода назад, получаю я письмо, а в нем — рекламная листовка. И в этой листовке говорится о том, что некий маг-волшебник, сиречь экстрасенс, готов обучить любого всем тонкостям своего ремесла... Ну, обычное дело в последнее время. Вообще-то у меня на них — на экстрасенсов — нет выраженной негативной установки; знаю, что истинные профессионалы такого рода могут сделать многое для человека. Но вот автору этой листовки, когда я прочитал его письмо, я не стал бы очень доверять. Представьте: письмо было написано на сероватой бумаге, отпечатано на машинке под копирку и даже с двумя орфографическими ошибками. Ну ладно, насчет "ошибок" — так многие из нас не без греха.
А вот внешний вид этого документа — ну как будто в помятом пиджачке, непричесанный, небритый.... Несолидно, примитивно и — не вызывает доверия. Ну ладно, я понимаю, нет у него компьютера (хотя для солидной фирмы это сегодня — nonsens), но приличную бумагу-то — да не финскую — нашу, отечественную — можно было бы; и не через копирку, а на ксероксе... Ах, и ксерокса в этой фирме нет? А есть ли сама фирма-то?
Вот примерно такие размышления вызвал данный "овеществленный продукт" деятельности автора письма, а вместе с ним подобным же образом формировался и "овеществленный имидж" "директора курсов экстрасенсов".
Так что не мог Ваш автор не сказать об этом виде имиджа, тем более что такие случаи — не столь редкое явление (недавно по телевидению сообщение: слушание в суде одного достаточно громкого дела было отложено только из-за того, что текст "Обвинительного заключения" был написан так, что его "трудно
было читать". И я сразу же почему-то представил себе того следователя — "в помятом пиджачке...").
Надеюсь, что Вы, мой клиент, создавая свои "овеществленные продукты", будете теперь держать в памяти ту листовку экстрасенса в качестве модели негативного «овеществленного имиджа».
И хотя вывод очевиден, но тем не менее: составляя деловое письмо, документ, следует придавать значение не только содержанию — словам (о чем речь впереди), но и форме, ибо еще неизвестно, что может быть порой важнее — форма или содержание? Я не созвонился с этим "директором
курсов" из-за формы продукта его деятельности; а он — опять же из-за формы — вполне возможно, потерял для себя как минимум любопытную информацию. Ибо не думал он о своем "овеществленном имидже", поскольку, не зная законов восприятия имиджформирующей информации, полагал, что содержание всегда важнее формы. Ан нет.
3. Средовой имидж - из чего и как?
Прежде всего: «средовой имидж» - это мнение о человеке, которое создается на основе восприятия и оценки среды его обитания. В понятие «среда обитания» по отношению к моему клиенту-читателю входит то, что сделано им, или могло быть сделано по его воле (не обязательно буквально руками). В частности, это его кабинет, это его рабочий стол, это его приемная
с секретарем (если таковые имеются), это его автомобиль, т.е. то, что люди видят, и связывают с ним.
3.1. "Когда он приехал на "Жигулях", я невольно подумал..."
Очевидно, что созданная Вами, уважаемый мой клиент, среда Вашего обитания зависит от множества факторов, которые не всегда подвластны Вашим желаниям. Автор отлично осознает, что не каждый мой клиент может подъехать к своему офису на шестисотом "Мерседесе". Не об этом пойдет речь — о другом. Мне приходилось
сталкиваться со случаями, когда утверждалось: "Пусть меня принимают таким, каков я есть, даже если я приехал на "Оке", а мой кабинет — в полуподвальном арендуемом помещении. Главное — каков человек!" (почти стенографическая запись высказывания одного начинающего адвоката).
И должен сказать, что такая позиция — не редкое явление. А детерминирована она, к сожалению, незнанием психологии восприятия, психологии формирования мнения о человеке, незнанием науки имиджелогии. Когда глава фирмы приехал ко мне на консультацию на "Жигулях", я, разумеется, не стал из-за этого о нем
плохо думать, но естественным образом задался вопросом: что это — претензия на оригинальность (большинство его коллег давно уже не пользуются таким автомобилем) или показатель явно заниженного уровня притязания (давно махнул на себя рукой)? Но не было бы такого вопроса, если бы было понятно — нет возможностей. Ан нет, есть возможности; и тогда:
если претензия на оригинальность — не очень-то умно, несерьезно, поскольку, значит, настолько ущемлен, что хоть таким вот образом пытается обратить на себя внимание; но тогда это не может не внести "сдерживающие" коррективы в характер взаимодействия с ним;
если наоборот — "махнул на себя рукой", — так ведь это бывает у людей, находящихся в депрессивном состоянии или в состоянии астении (внутренней слабости, апатии); но тогда опять же, если я планировал, допустим, иметь с ним дело как с компаньоном, стоит призадуматься,
ибо нет у моего компаньона "мотора", низкий у него энергетический потенциал.
— Но ведь не все же будут думать так, как Вы?!
— Верно, не все будут думать такими словами, как профессиональный психолог, хорошо знакомый с патопсихологией. Более того, скажу, что вообще даже не все будут думать об этом. Но ведь мы теперь с Вами знаем, что информация может восприниматься
и подсознанием (если сигналы достигают органов чувств — зрения, слуха...), которое оценит его приезд на "Жигулях" так же, как это сделало бы сознание, а в сознание пошлет лишь некое чувство диссонанса, чувство "что-то не так". А это — уже некая проблема на пути формирования положительного мнения об этом человеке,
положительного имиджа этого человека. А зачем это?! Если можно не создавать препятствий на пути формирования о себе положительного мнения — не создавайте (это то же самое, как и у К. Пруткова: "Если хочешь быть счастливым — будь им", т.е. как минимум не делай того, что препятствовало бы этому).
Иначе говоря, если карман позволяет — делайте себе имидж еще более позитивным.
Ну а что касается того случая, так мой клиент "просто" не придавал значения "таким мелочам", а к комфорту с детства не был приучен; вот и ездил до нашей встречи на " Жигулях" — по инерции, когда еще только-только (всего-то два года назад) начинал становиться на ноги. Знаю, и без меня
он через некоторое время пересел бы на иномарку (давление окружения заставило бы), но — "через некоторое время", а за это "некоторое время" его средовой имидж затруднил бы его контакты и с его потенциальными клиентами (разумеется, с теми, кто давно как минимум на "Ауди"), и с его потенциальными компаньонами. Так что лучше раньше, чем позже, — для имиджа
полезнее.
И вывод: не приезжайте на «Жигулях», (как и «не курите «Приму» – помните?), лучше никак, чем так.
Уважаемый мой читатель, чтобы не превысить объем выпуска, автор вынужден продолжить наш разговор в следующем выпуске (за что он приносит свои извинения).
А пока – еще раз посмотрите «Оглавление» этой книги – «Я – Ваш имиджмейкер и готов помочь сформировать Ваш профессиональный имидж», представленной на странице http://www.pan-alex-u.ru/books.php?page=imdg_3 сайта www.pan-alex-u.ru .
С уважение, проф. А. Панасюк
Сайт: www.pan-alex-u.ru
Эл. адрес: 08-11-40@mail.ru
[1] Иное дело, когда речь идет о драгоценном колье, которое ей подарили, настолько драгоценном, что ей такое даже во сне не могло присниться. И вот, находясь на этом хуторе, она чуть ли не каждый день любуется им, примеряет его, т. е. получает удовольствие от самого предмета. (Правда, спустя некоторое время и на это колье она будет смотреть все реже и реже…)
[2] «Пословица — краткое, ритмически организованное, устойчивое в речи, образное изречение народа» (БСЭ, 3е изд.). В этой цитате в контексте данной статьи определенный интерес представляет ее последняя часть: пословица — это изречение, распространенное в народе, по сути, позиция народа.
[3] Когда один и тот же человек считал бы, что богатство наживается жульническим путем и что богатство у людей — от большого ума.
|
В избранное | ||