Рассылка закрыта
При закрытии подписчики были переданы в рассылку "Мужчины и женщины - конфликт или партнерство?" на которую и рекомендуем вам подписаться.
Вы можете найти рассылки сходной тематики в Каталоге рассылок.
← Сентябрь 2009 → | ||||||
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
|
---|---|---|---|---|---|---|
8
|
10
|
11
|
12
|
|||
14
|
15
|
17
|
18
|
19
|
20
|
|
21
|
22
|
23
|
24
|
25
|
26
|
27
|
28
|
29
|
Статистика
-2 за неделю
Доктор психологических наук, профессор Панасюк Александр Юрьевич представляет практические руководства по применению психотехник воздействия на людей в процессе общения с ними через влияние не столько на сознание людей, сколько на их подсознание.
Выпуск 15
Как создавать о себе нужное мнение
Содержание 6-го выпуска.
1. Кто они такие – имиджмейкеры?
2. Имидж и мнение – соотношение понятий.
3. Каким может быть Ваш имидж? 4. Имиджформирующая информация – основа создания мнения о Вас
5. Виды имиджформирующей информации
Содержание 7-го выпуска.
9. Что такое подсознание?
10. "Люди с нами поступают так, как мы им позволяем" - правда ли это?
11. "Почему меня не любят собаки?"
12. Как Кроха его "вычислила"...
13. Так, значит, правда, что они с нами поступают так, как мы им позволяем?
14. Как стереотипное поведение может выдать нежелательные установки...
15. Как у людей формируется мнение о Вас, или о двух способах восприятия информации
16. «Я не знаю, почему у меня такое мнение о нем…»
17. Как подсознательная информация может влиять на возникновение мнения.
Содержание 8-го выпуска.
18. Как подсознательная информация может стать осознанной
19. Так возникает чувство-мнение.
20. Притча о зонтике, или Люди не любят говорить «не знаю».
21. Он и не знал, почему голосовал за Лебедя.
22. Промежуточное резюме
23. Основная стратегия формирования мнения о себе
Содержание 9-го выпуска.
24. Что же нами управляет: наше сознание или наше подсознание?
25. Производственный навык – тот же “автопилот”?
26. Формируем Ваш имидж или Ваши имиджи?
часть п. Психологические техники формирования имиджа моего клиента
1. Ваша внешность как источник мнения о Вас,
или о Вашем габитарном имидже
1.1. "Он выглядит на 1000 долларов!"
1.2. Идентификационная функция одежды, или как, когда и под кого одеваться
1.3. Зачем немцов надевал шахтерскую робу?
Содержание 10-го выпуска.
1.4. Почему так одеваются в банке, или «правда ли, что Вас заботит имидж вашей фирмы?»
1.5. Притча «о платьице в горошек»
1.6. «Делом ли мы с Вами занимаемся?», или Не приходите на деловую встречу в «платьице в горошек»
1.7. Зачем нужен этот макияж?
1.8. Зачем женщины красят губы?
Содержание 11-го выпуска.
1.9. Зачем аристократки забеливали румянец?
1.10. Основные психологические принципы применения макияжа
1.11. "Бородатых в эфир пускать не велено!" или Как обычная прическа формирует имидж человека.
Содержание 12-го выпуска.
1.12. Украшения как средство формирования 1.13. Курить — имиджу вредить
2. Несколько слов об "овеществленном имидже"
3. Средовой имидж - из чего и как?
3.1. "Когда он приехал на "Жигулях", я невольно подумал..."
Содержание 13-го выпуска.
3.2. …Пойдем теперь в Ваш кабинет
Содержание 14-го выпуска.
4. Слова, слова, слова... или О Вашем вербальном имидже
4.1. Вербальный имидж: определение понятия
4.2. Влияние некоторых вербальных характеристик речи на формирование вербального имиджа
4.2.1. Вербалика
4.2.2. Нелегитимные слова («слова-паразиты») и вербальный имидж
4.2.2.1. Нелегитимные слова: определение понятия
4.2.2.2. Принцип психологической интерпретации нелегитимных слов
Содержание данного выпуска.
4.2.2.3. Нелегитимное использование «как бы» — возможный источник Вашего отрицательного вербального имиджа
4.2.2.4. Нелегитимное использование «как говорят» («как говорится») — возможный источник Вашего отрицательного вербального имиджа
4.2.2.5. Нелегитимное использование «короче» — возможный источник Вашего отрицательного вербального имиджа
4.2.2.6. Нелегитимное использование «однозначно» — возможный источник Вашего отрицательного вербального имиджа
4.2.2.7. Нелегитимное использование «понимаешь» — возможный источник Вашего отрицательного вербального имиджа
4.2.3.3. Нелегитимное использование
«как бы» — возможный источник Вашего отрицательного вербального имиджа
Примеры легитимного использования «как бы»: «Как бы кто-то окликнул меня» («как бы» = «как
будто»: «как будто кто-то окликнул меня»), «Да я как бы и правильно написал, а?» («как бы» = «вроде»: «да я вроде и правильно написал, а?»).
Примеры нелегитимного использования: 1) «Нам с Вами надо все-таки выполнить как бы это здание». Попробуем заменить «как бы» на его синонимы: «нам с Вами надо всё-таки выполнить вроде это задание» — «вроде» звучит нелепо, как и «как будто»); 2) «Простите, я как бы перевелся к Вам из другого института и мне поэтому
надо как бы досдать по Вашей дисциплине. Когда я мог как бы прийти и сдать Вам зачет?»; заменим: «Простите, я вроде (как будто) перевелся к Вам из другого института и мне поэтому надо вроде (как будто) досдать по Вашей дисциплине. Когда я мог вроде (как будто) прийти и сдать Вам зачет?» — нелепо. А значит, «как бы» использовано нелегитимно.
Напомним принцип интерпретации смысла использования нелегитимного слова: психологическое значение нелегитимного использования данного словосочетания определяется через интерпретацию легитимного значения словосочетания в качестве фундаментальной (генеральной) установки данного человека.
Легитимное значение словосочетания «как бы»: обычно оно употребляется в случаях, когда человек, говоря о чем-либо, проявляет свою неуверенность в чем-либо («как бы и правильно написал»).
Отсюда: если человек часто и вне контекста, т. е. нелегитимно, использует данное словосочетание
(см. пример высказывания студента), то это свидетельствует об определенной неуверенности данного человека, неуверенности как черте его характера либо как состоянии (неуверенности) только в данный период.
Характерная деталь: в первой половине 90-х годов (прошедшего века) использование словосочетания «как бы» в нашей стране было похоже на эпидемию, оно непрерывно звучало в высказываниях политиков и домохозяек, студентов и специалистов. И теперь, отдалившись от тех лет, легко понять, почему в те годы возникла подобная эпидемия данного нелегитимного словосочетания — это было проявлением всеобщей неуверенности, вызванной реформой под названием «шоковая терапия».
В настоящее время это словосочетание чаще можно услышать от молодых людей, чем от пожилых, а также чаще от
менее образованных, чем от высокообразованных, что вполне понятно: молодые и менее образованные испытывают большую неуверенность в жизни, чем уже утвердившиеся в своем социальном положении.
Уважаемый мой клиент! Если сказанное выше имеет какое-либо отношение и к Вам, то для исключения появления негативного имиджа Вам следует избавляться от этих «слов-паразитов», или, по крайней мере, контролировать свою речь при общении с теми, от которых зависит мнение о Вас (особенно с так
называемыми «лидерами мнения»). Но прежде всего психотерапевтическими средствами попытаться преодолеть собственную неуверенность (ибо «как бы» - от неуверенности, см. выше), а вместе с ней и устранить из лексикона данное словосочетание в качестве нелегитимного, что должно привести и к изменению мнения о клиенте, изменению его вербального имиджа.
4.2.3.4. Нелегитимное
использование «как говорят»
Примеры легитимного использования: «Как говорят на Вологодчине…», «Как говорят психологи…», «Как говорили древние, lege artis, т. е. по всем правилам искусства». Имеет место четкое указание на то, кто так говорит (или где так говорят).
Примеры нелегитимного использования: 1) «Ну я, как говорится, пришел к нему, а его там и не было» — кто так говорит? Не указано. 2) «В этих случаях, как говорится, надо якорить информацию» — кем говорится? Не известно. 3) «С этим Ивановым придется, как говорится, еще не раз поспорить» — и опять не указано на источник этой информации.
А значит, во всех этих трех примерах словосочетание «как говорится» использовано нелегитимно.
Интерпретация.
Легитимно, т. е. вполне обоснованно, словосочетание «как говорят», а также словосочетания «как говорится», «так сказать» обычно употребляются в случаях, когда человек, говоря о чем-либо, проявляет свое отчуждение от сказанного: «Это не мои слова, это так говорят другие, так говорит народ (так говорили древние,
так говорят на Севере)…», что близко по своему значению к проявлению неуверенности. Если же человек часто использует эти словосочетания нелегитимно, то таким образом он проявляет неуверенность, что не способствует формированию его положительного вербального имиджа.
Проанализируем с этих позиций приведенные выше примеры нелегитимного использования этого словосочетания.
Сравните фразу из первого приведенного примера («Ну я, как говорится, пришел к нему, а его там и не было») с такой: «Ну я пришел к нему, а его там и не было» — смысл остался тот же, но исчезновение слов «как говорится» свидетельствует о большей уверенности говорящего, о большей определенности. Зачем во втором примере («В этих случаях, как говорится, надо якорить информацию») говорящий использовал словосочетание «как говорится»? Ведь можно было бы сказать и так: «В этих случаях надо якорить информацию», но автор этой фразы не мог так сказать, ибо словосочетание «якорить информацию» не входит в его словарь, это словосочетание для него чужое, вот поэтому
и появилось «как говорится» — он не уверен, что правильно использует эти не очень знакомые ему слова «якорить информацию». В третьем примере («С этим Ивановым придется, как говорится, еще не раз поспорить») если убрать «как говорится», то говорящий боится, что его могут осудить за стремление поспорить.
Повторим. Уважаемый мой клиент! Если сказанное выше имеет какое-либо отношение и к Вам, то для исключения появления негативного имиджа Вам следует избавляться от этих «слов-паразитов», или, по крайней мере, контролировать свою речь при общении с теми, от которых зависит мнение о Вас (особенно с так называемыми «лидерами мнения»).
4.2.3.5. Нелегитимное использование
«короче» — возможный источник Вашего отрицательного вербального имиджа
Примеры легитимного использования: «Короче воробьиного носа», «Говорите короче, а то мне некогда…», «Короче, „Склифосовский“, намто как быть?!»
Легитимно, т. е. вполне обоснованно, слово «короче» обычно употребляется в следующих значениях:
1) «меньше по размеру»: «этот отрезок короче, чем тот»;
2) в сочетании со словом «говорить» или подразумевая это слово — «меньше говорить»: «если коротко говорить», «говорите короче». Последнее
значение проявляет отсутствие желания много говорить об этом предмете, давать информацию.
Примеры нелегитимного использования: «Приходим мы, короче, к ним, а у них полно народу, короче, не пробиться» (см. «Приходим мы, короче говоря, к ним, а у них полно народу, короче говоря, не пробиться»), «И он как, короче, даст ему, тот и улегся!» (см. «И он как, короче говоря, даст ему, тот и улегся!»).
Используя не к месту слова «короче» в значении «короче говоря», автор таким образом подчеркивает в принципе подсознательное стремление меньше общаться с собеседником независимо от темы, как бы невольно говоря: «Вообще-то мне не очень хочется с Вами говорить». А поскольку из контекста не вытекает явный повод со стороны собеседников для минимизации общения с ними, то подобная установка есть не что иное, как проявление негативного отношения к людям вообще.
Повторим. Уважаемый мой клиент! Если сказанное выше имеет какое-либо отношение и к Вам, то для исключения появления негативного имиджа Вам следует избавляться от этих «слов-паразитов», или, по крайней мере, контролировать свою речь при общении с теми, от которых зависит мнение о Вас (особенно с так называемыми «лидерами мнения»).
4.2.3.6. Нелегитимное использование «однозначно» — возможный источник Вашего отрицательного вербального имиджа
Примеры легитимного использования: «Это слово трактуется только однозначно», «Однозначно это оценить трудно».
Легитимно, т. е. вполне обоснованно, слово «однозначно» обычно употребляются в случаях, когда человек утверждает, что сказанное может иметь только одно значение и не допускается
иного толкования.
Примеры нелегитимного использования: «Я, однозначно, стану президентом!», «Такое, однозначно, впечатление, словно он и не говорил об этом, словно, однозначно, впервые сам слышит».
Нелегитимное использование слова «однозначно» психологически интерпретируется как проявление чрезмерной самоуверенности, что не способствует формированию
положительного вербального имиджа этого человека.
Имиджмейкер, обнаруживший у своего клиента подобное нелегитимное слово, должен, показав его фактический смысл, помочь клиенту устранить из лексикона данное слово, когда оно нелегитимное, что должно привести и к изменению мнения о клиенте, изменению его имиджа.
4.2.2.7. Нелегитимное использование «понимаешь» — возможный источник Вашего отрицательного вербального имиджа
Примеры легитимного использования: «Ты понимаешь, о чем я говорю?», «Понимаешь ты это или не понимаешь, меня это вовсе не интересует!».
Легитимное значение слова «понимать» («понимаешь»): уяснить, осмыслить, постичь что-либо, кого-либо.
Примеры нелегитимного использования: «Дожили, понимаешь, без политики шага не шагнуть», «Не так, понимаешь, сели», «Ну… понимаешь, мы их взяли в кольцо: тридцать восемь
снайперов, понимаешь, кругом сидят».
О психологической интерпретации употребления нелегитимного слова «понимаешь» покажем на примере его использования бывшим президентом Б. Ельциным — в следующем фрагменте занятия имиджмейкера с клиентами по формированию вербального имиджа:
«Отмечая, что Ельцин весьма часто использовал это слово не по назначению, т. е. нелегитимно, необходимо обратить Ваше внимание, уважаемые мои клиенты, на грамматическую форму этого слова: оно употреблялось Ельциным во втором лице единственного числа и подразумевает использование местоимения „ты“ („понимаешь ты“).
Однако тут вот что интересно. По многочисленным свидетельствам лиц, хорошо знающих Ельцина (знающих не с экрана телевизора), он в деловой обстановке никогда никому не говорил „ты“, чем очень грешили некоторые его предшественники, а также некоторые его соратники, в частности В. Черномырдин (а Ваш имиджмейкер
замечал такой грех и за иными большими начальниками, с которыми приходилось сталкиваться). И вот что примечательно: „ты“ слышится чаще от тех начальников, которые относятся к так называемому доминантному типу личности (что вполне объясняется и психологической наукой: „ты“ в официальной обстановке — это принижение собеседника, а подобное в определенной степени свойственно лицам, чье поведение строится по принципу „пристройки сверху“); и „ты“ вовсе не свойственно начальникам, чье поведение
строится по принципу „пристройки снизу“ (такие начальники тоже бывают).
Так вот, Ельцин, как это всем хорошо известно (и не надо быть для этого специалистом-психологом), разумеется, относился к числу тех, чье поведение описывается как «пристройка сверху» (иначе в России 1990-х годов его никогда бы не поддержало такое количество избирателей — нужен был доминантный разрушитель старого). А поскольку у него
это стремление к доминированию было выражено достаточно ярко, то у него и должна быть установка на „ты-обращение“. И вдруг — достоверно! — ему „ты-обращение“ совсем не свойственно. Да не может такого быть, чтобы человек с такой выраженной склонностью к доминированию — и вдруг без „ты“; не верил такому и Ваш имиджмейкер. И вынужден был поверить только тогда, когда об этом прочитал у ставшего впоследствии своеобразным „врагом“ Ельцина — у
А. Коржакова в его книге „Б. Ельцин: от рассвета до заката“. Вот уж кто не был склонен приукрашивать президента и, тем не менее, написал, что Ельцин никогда не позволял в деловой обстановке обращаться к кому-либо на „ты“. Поверил я такому свидетелю (психологически заинтересованному в обратном), но как психолог знаю: не свойственно доминантным начальникам „выкать“. Значит, сдерживает себя? Нет, это невозможно, ибо, во-первых, никаких нервов не хватит, а во-вторых, не отличался Ельцин большой сдержанностью
(мог даже в телекамеру говорить зло и агрессивно). И наконец понял: да не сдерживает он себя, ибо нашел другой способ — способ сублимировать „ты-обращение“ через „присказку“ „понимаешь ты“ (или „понимаешь“, где „ты“ вытекает из грамматической формы — спряжения этого глагола).
Понятие „сублимация“ (которого мы однажды с Вами чуть касались) вообще весьма интересное, хотя, к сожалению, не очень известное нашей широкой публике. А кому известно, те знают, что этот термин — из психоанализа З. Фрейда и он означает один из видов психологической защиты, функция которой — снятие напряжения путем трансформации
энергии сексуального влечения в более приемлемые формы поведения. Но сегодня термин «сублимация» трактуется более широко, чем у Фрейда: сублимация — это замена какой-либо социально неприемлемой формы поведения поведением общепринятым. Естественно, как и каждый вид психологической защиты, этот вид протекает вне сознания субъекта, т. е. не осознается им.
Так вот, присказка „понимаешь (ты)“ и есть проявление сублимации — замена этой присказкой нежелательного для Ельцина обращения на „ты“, которое в своем сознании он считал неприемлемым. А поскольку природа-то требует свое („требует“ структура его доминантной личности), то и появилось на свет это „понимаешь (ты)“
в виде как бы ничего не значащей присказки — нелегитимного использования данного слова».
К сказанному на этом занятии имиджмейкером следует добавить, что помимо анализа грамматической формы данное нелегитимно используемое слово «понимаешь» может быть проанализировано и с позиции семантики.
Следует обратить внимание, что Ельцин для проявления сублимации своего «ты-влечения» мог бы использовать и другие слова, например «слышишь», «видишь», «знаешь», однако использовал только «понимаешь».
Очевидно, что данное слово восходит к пониманию вообще; а значит, для Ельцина использовавшего это слово не по назначению, оно было более значимым, чем перечисленные выше («слышишь»…). Значит, для Ельцина было значимым понимание, было значимо, понимают ли его. А это характерно для людей, не уверенных в своей позиции, не уверенных в своем положении.
Но можно ли полагать, чтобы человек, с одной стороны, характеризовался как доминантный, агрессивный, а с другой — как неуверенный? Психологическая наука подобное сочетание допускает, если исходить из положения, что агрессивность иногда выступает в качестве «брони», прикрывающей внутреннюю слабость. А о том, что последнее было характерно
и для Ельцина, свидетельствуют высказывания некоторых из тех людей, кто работал с ним.
Отсюда: и семантика слова, а не только его грамматическая форма дает информацию о состоянии системы ценностей человека, а вместе с тем и приводит к формированию определенного имиджа.
В заключении повторим: уважаемый мой клиент! Если сказанное выше имеет какое-либо отношение и к Вам, то для исключения появления негативного имиджа Вам следует избавляться от этих «слов-паразитов», или, по крайней мере, контролировать свою речь при общении с теми, от которых зависит мнение о Вас (особенно с так называемыми «лидерами мнения»).
Уважаемый мой читатель, чтобы не превысить объем выпуска, автор вынужден продолжить наш разговор в следующем выпуске (за что он приносит свои извинения).
А пока – уже по традиции – я предлагаю Вам посмотреть содержание книги «Я – Ваш имиджмейкер и готов помочь сформировать Ваш профессиональный имидж», представленной на странице http://www.pan-alex-u.ru/books.php?page=imdg_3 , а также содержание используемой
для этого выпуска книги «Имидж. Энциклопедический словарь», представленной на страничке http://www.pan-alex-u.ru/book.php?page=imdg_34 моего сайта www.pan-alex-u.ru ).
С уважение, проф. А. Панасюк
Сайт: www.pan-alex-u.ru
Эл. адрес (для письма автору, если вдруг пожелаете о чем-либо спросить или попросить): 08-11-40@mail.ru
|
В избранное | ||