Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Доктор психологических наук, профессор Панасюк Александр Юрьевич представляет практические руководства по применению психотехник воздействия на людей в процессе общения с ними через влияние не столько на сознание людей, сколько на их подсознание.


Выпуск 17

 

Как создавать о себе нужное мнение

 

 

 

Содержание 6-го выпуска.

 

1. Кто они такие – имиджмейкеры?

 

2. Имидж и мнение – соотношение понятий.

 

3.       Каким может быть Ваш имидж?

4. Имиджформирующая информация – основа создания мнения о Вас

 

5. Виды имиджформирующей информации

 

6.                  Как вы до сих пор формировали мнение о себе, или два вида имиджформирующей информации

 

7.                  Что такое сознание?

 

8.                  Что такое подсознание?

 

 

Содержание 7-го выпуска.

 

9. Что такое подсознание?

 

10. "Люди с нами поступают так, как мы им позволяем" - правда ли это?

 

11. "Почему меня не любят собаки?"

 

12. Как Кроха его "вычислила"...

 

13. Так, значит,  правда, что они с нами поступают так, как мы им позволяем?

 

14. Как стереотипное поведение может выдать нежелательные установки...

 

15. Как у людей формируется мнение о Вас, или о двух способах восприятия информации

 

16. «Я не знаю, почему у меня такое мнение о нем…»

 

17. Как подсознательная информация может влиять на возникновение мнения.

 

Содержание 8-го выпуска.

 

18. Как подсознательная информация может стать осознанной

 

19. Так возникает чувство-мнение.

 

20. Притча о зонтике, или Люди не любят говорить «не знаю».

 

21. Он и не знал, почему голосовал за Лебедя.

 

22. Промежуточное резюме

 

23. Основная стратегия формирования мнения о себе

 

Содержание 9-го выпуска.

 

24. Что же нами управляет: наше сознание или наше подсознание?

 

25. Производственный навык – тот же “автопилот”?

 

26. Формируем Ваш имидж или Ваши имиджи?

 

часть п. Психологические техники формирования имиджа моего клиента

 

1. Ваша внешность как источник мнения о Вас,

 

или о Вашем габитарном имидже

 

1.1. "Он выглядит  на 1000 долларов!"

 

1.2. Идентификационная функция одежды, или как, когда и под кого одеваться

 

1.3. Зачем немцов надевал шахтерскую робу?

 

Содержание 10-го выпуска.

 

1.4. Почему так одеваются в банке, или «правда ли, что Вас заботит имидж вашей фирмы?»

 

1.5. Притча «о платьице в горошек»

 

1.6. «Делом ли мы с Вами занимаемся?», или Не приходите на деловую встречу в «платьице в горошек»

 

1.7. Зачем нужен этот макияж?

 

1.8. Зачем женщины красят губы?

 

Содержание 11-го выпуска.

 

1.9. Зачем аристократки забеливали румянец?

 

1.10. Основные психологические принципы применения макияжа

 

1.11. "Бородатых в эфир пускать не велено!" или Как обычная прическа формирует имидж человека.

 

Содержание 12-го выпуска.

 

1.12. Украшения как средство формирования
габитарного имиджа

 

1.13. Курить — имиджу вредить

 

2. Несколько слов об "овеществленном имидже"

 

3. Средовой имидж - из чего и как?

 

3.1. "Когда он приехал на "Жигулях", я невольно поду­мал..."

 

Содержание 13-го выпуска.

 

3.2.       …Пойдем теперь в Ваш кабинет

 

Содержание 14-го выпуска.

 

4. Слова, слова, слова... или О Вашем вербальном имидже

 

4.1. Вербальный имидж: определение понятия

 

4.2. Влияние некоторых вербальных характеристик речи на формирование вербального имиджа

 

4.2.1. Вербалика

 

4.2.2. Нелегитимные слова («слова-паразиты») и вербальный имидж

 

4.2.2.1. Нелегитимные слова: определение понятия

 

4.2.2.2. Принцип психологической интерпретации нелегитимных слов

 

 

Содержание 15-го выпуска.

 

4.2.2.3. Нелегитимное использование «как бы»— источник отрицательного вербального имиджа

 

4.2.2.4. Нелегитимное использование «как говорят» («как говорится»)— источник отрицательного вербального имиджа

 

4.2.2.5. Нелегитимное использование «короче»— источник отрицательного вербального имиджа

 

4.2.2.6. Нелегитимное использование «однозначно»— источник отрицательного вербального имиджа

 

 

4.2.2.7. Нелегитимное использование «понимаешь»— источник отрицательного вербального имиджа

 

 

Содержание 16-го выпуска.

 

4.3. Влияние некоторых паравербальных характеристик речи на формирование Вашего вербального имиджа

 

4.3.1. Паравербалика

 

4.3.2. Интонирование речи как средство формирования Вашего вербального имиджа

 

4.3.3. Громкость речи как средство формирования Вашего вербального имиджа

 

4.3.4. Паузы в речи как средство формирования Вашего вербального имиджа

 

4.3.5. Молчание как средство формирования Вашего имиджа

 

 

Содержание данного выпуска

 

 

1.     Ваш кинетический имидж – что это такое?

 

2. Кинетика

 

3. Психокинетика

 

4. Доказательства существования связи между кинетикой и психикой человека

 

5. О чем говорят «привычные» кинетики?

 

6. Когда кинетика может обмануть…

 

 

 

1.     Ваш кинетический имидж – что это такое?

 

 

Кинетический имидж это мнение о человеке, сформированное аудиторией имиджа[1] на основе оценки его кинетики— жестов, позы, мимики, иных движений (подробнее см. ниже), т.е. кинетической имиджформирующей информации. Проявление кинетики, как правило, не контролируется сознанием человека,  и таким образом она проявляет либо ситуативное состояние психики человека— настроение, сиюминутную установку (например, симпатию к собеседнику), либо свойства психики— фундаментальные черты характера, сформированную систему ценностей (например, враждебность к окружению вообще).

 

Таким образом, центральным понятием в анализе кинетического имиджа, которому будут посвящены эта и последующие выпуски, является понятие «кинетика». Поскольку этот термин еще не статуирован, т.е. не приобрел официального статуса, аиспользуется чаще как профессиональный сленг типа «у него прекрасная кинетика», «над его кинетикой следует поработать», ас другой стороны, он является одним из основных терминов в имиджелогии[2], то есть необходимость его статуировать— определить его статус: структуру, положение, состояние.

 

 

2.     Кинетика

 

 

Термин «кинетика» с греческого kine­tikos переводится как двигательный, приводящий в движение, относящийся к движению и обычно рассматривается как основная часть механики, включающая динамику— учение о движении тел под действием сил, истатику— учение о равновесии тел под действием сил» (БСЭ, 3­е изд.).

 

В психологии (а также в имиджелогии) кинетика понимается несколько иначе - как область, касающаяся движений или положений различных частей тела человека. Каждый подобный жест, подобную позу или подобную мимику принято называть кинетическим знаком (например, полуразворот корпуса от собеседника, положение «нога на ногу», потирание пальцами области лба ит.п.).

 

К числу кинетических знаков, представляющих интерес не только для психологии, но и для имиджелогии, следует отнести: положение головы в пространстве (см. ниже «Голова: положение в пространстве как средство формирования кинетического имиджа»), положение рук («Руки: их положение и кинетический имидж»), ног человека («Ноги: их положение и кинетический имидж»), положение корпуса («Корпус: его положение и кинетический имидж» и «Дистанция в общении: имиджформирующая функция психологического пространства»), атакже выражение лица— мимику, включающую улыбку, взгляд («Имиджформирующая функция кинетики лица: мимика», «Имиджформирующая функция кинетики лица: взгляд») и др.

 

При этом в психологии (а также в имиджелогии) кинетика, т.е. движение частей тела человека, положение их в пространстве, рассматривается не с точки зрения анализа механики (биомеханики) этих кинетик, ас позиций связи тех или иных кинетических сигналов (определенного движения той или иной части тела или определенного положения части тела) с тем или иным состоянием или свойством психики человека. Данную область кинетики— по аналогии с физической кинетикой, химической кинетикой и др.— следует назвать психологической кинетикой, или— как это принято в психологиипсихокинетикой (по аналогии с «психологическая диагностика = психодиагностика»).

 

 

3.     Психокинетика

 

 

Психокинетика— научно­-практическая область, изучающая и использующая на практике закономерности связи тех или иных кинетик человека с его психикой. Представляется возможным выделить три направления анализа этой связи:

 

1) как средство диагностики состояний и свойств психики, вэтом случае кинетика рассматривается как особый язык человекакинетический язык,

 

2) как средство изменения собственной психики человека (как инструмент «самовоспитания»),

 

3) как средство воздействия на других людей, вчастности как средство формирования мнения о носителе данной кинетики.

 

 

4.     Доказательства существования связи между кинетикой и психикой человека

 

 

Существует точка зрения, что определенное положение частей тела человека может свидетельствовать о том или ином его психическом состоянии (и даже об определенном свойстве психики как более фундаментальной характеристики). Например, скрещенные на груди руки по мнению одних авторов свидетельствуют о таком психическом состоянии человека, как отчужденность от ситуации, апо мнению других— осостоянии защиты.

 

Не вдаваясь в обсуждение правомерности той или иной психологической интерпретации того или иного кинетического знака, следует задаться более общим вопросом: есть ли под такой связью между кинетикой и психикой человека, под кинетическим языком основание, есть ли некий теоретический фундамент?

 

Не только специалистами в области психологии коммуникации, но и неспециалистами замечено, что при общении людей друг с другом они редко когда специально, преднамеренно думают о том или ином положении той или иной части своего тела («Почему Вы сейчас легонько постукиваете пальцами по крышке стола?»— «Я? Ну не знаю… наверное, очем-то думаю»; «Почему Вы сидите нога на ногу?»— «Ну… потому что мне так удобно»; «Думали ли Вы десять секунд назад о том, вкаком положении находятся пальцы Ваших рук?»— «Нет».— «Тогда, может быть, Вы заранее умышленно, преднамеренно их так переплели?»— «Да нет, ядаже и не думал об этом»).

 

Вывод: во всех подобных случаях ( а для большинства людей— это почти стопроцентные случаи) сознание не контролирует такого рода движения или положения частей тела в пространстве.

 

Вместе с тем для большинства людей характерно следующее: хотя они и не думают над своими жестами, иными позами (как в приведенных выше примерах), но у них в ходе беседы почему-то не проявляются те жесты, которые нельзя было бы отнести к группе «приемлемых (приличных)». Кто же тогда контролирует (в данном случае— блокирует) подобную кинетику, кто ею в данном случае управляет (как и управляет иной, вполне приемлемой для данной беседы кинетикой)?

 

Из теории деятельности известно, что поведением человека могут управлять два рода программ: построенные ex tempore[3] в сознании и программы,  находящиеся в подсознании. Все действия, поступки, которые человек совершает «непроизвольно», «непреднамеренно», «невольно», «неосознанно»,— это действия, программа которых не представлена в сознании человека в отличие от действий, совершенных «преднамеренно», «умышленно», «обдуманно», «осознанно», программа которых была построена в сознании человека. Витоге есть две группы поведенческих программ: программы сознания и программы внесознательные, бессознательные— программы подсознания человека. Иные причины действия (в том числе и движения) человека, вызываемые внешними агентами («ему скрутили руки за спиной», «его вынудили открыть рот», «парикмахер попросила откинуть голову назад»…), здесь рассматриваться не будут, поскольку в данном контексте рассматривают только те кинетики, которые осуществляются человеком не в результате насильственных действий со стороны иных агентов.

 

Поскольку многие движения людей в процессе их общения друг с другом обычно не контролируются их сознанием (приведенные выше примеры можно продолжить: «Почему Вы сейчас вертите в руках ручку?»— «Не знаю, наверное немного, волнуюсь»; «Вы умышленно таким образом скрестили свои руки, Вы подумали, что надо бы вот так их сделать, изатем сделали или же это у Вас получилось как бы само собой, специально Вы об этом не думали?»— «Скорее, само собой, конечно, яспециально об этом не думал»), то можно заключить: большинство подобных кинетик осуществляются по программам подсознания, аследовательно, иотражают их— эти программы.

 

С другой стороны, известно, что программы подсознания в большей мере управляют поведением человека вообще, чем программы, сформированные в сознании, аследовательно, вбольшей мере отражают психологическую сущность человека.

 

Вывод: поскольку большинство кинетик человека развиваются по программам подсознания, отражают эти программы, отражают сущностные (психические) характеристики человека, то все это дает основание заключить: по характеру той или иной кинетики (непроизвольно продуцируемой) есть основание судить о тех или иных характеристиках психики человека. А об исключении из этого правила – см. ниже.

 

 

5. О чем говорят «привычные» кинетики?

 

 

Практика показывает, что у одного и того же человека одна кинетика наблюдается очень часто, почти постоянно, адругая возникает лишь при определенных ситуациях. Например, для некоего человека при общении с другими людьми характерна поза Наполеона (скрещенные на груди руки), она у него постоянна независимо от того, скем он беседует, эта поза для него привычная; в то время как другая кинетика (положение головы набок и чуть вниз) наблюдается у него только при определенных ситуациях.

 

Отсюда можно сделать вывод: любая кинетика, любое такое-то определенное движение или положение частей тела человека (например, положение головы: подбородок к груди и взгляд исподлобья) может иметь два вида постоянства, что дает основание выделить два вида кинетик.

 

Ситуативная кинетика— то или иное (неконтролируемое сознанием— именно о таких кинетиках идет и будет идти речь) движение частей тела (например, жестикуляция рукой с выставленным указательным пальцем) или то или иное положение частей тела (при разговоре с данным собеседником у него голова постоянно чуть повернута в сторону от собеседника), которое появляется только при возникновении определенной ситуации, вызывающей определенное психическое состояние. Например, входе обычной деловой беседы был затронут вопрос, который у данного собеседника вызвал отрицательные эмоции, чувство недовольства или даже агрессии; и вот когда у него появились эти чувства, его голова приняла (непроизвольно!) определенное положение: подбородок— кгруди и взгляд из под бровей («голова агрессора»). Итакое положение головы у данного человека возникает только тогда, когда он испытывает подобное чувство, вызванное подобной ситуацией, например ему сказали неприятные вещи, или в ходе разговора проявили против него агрессию, или же он сам вынужден говорить о неприятных для него вещах, невольно проявляя агрессивность. Например, на телеэкране показывается начало заседания Совета Безопасности, посвященное очередному террористическому акту, проведенному в столице,— у ведущего заседание Президента РФ В. В. Путина[4] типичная «голова агрессора». Чтобы убедиться, что это положение головы только ситуативное, достаточно обратить внимание на такую возможную ситуацию: в ходе обсуждения террористического акта Путину неожиданное подали записку с весьма приятным содержанием (план выполнен и перевыполнен), на которую он не мог не отреагировать весьма позитивно— и отреагировал: положение его головы тотчас же изменилось на иное («голова агрессора» исчезла, возникло иное положение головы).

 

Итак, ситуативное положение той или иной части тела или определенная динамика (движения) проявляет по сути своей настроение человека, его настрой на данную ситуацию, его сиюминутное отношение к ситуации, состояние психики. Критерий: если с изменением ситуации положение изменилось— есть основания говорить, что данное положение, данная кинетика отражали только состояние психики, ане ее свойство (как более стабильную характеристику).

 

Если же при изменении ситуации, которой соответствовала данная кинетика (например, входе беседы человеку говорили не очень приятные вещи, иу него невольно появилось такое положение рук— «поза Наполеона»,— азатем этот человек отошел от него, подошел другой собеседник— более приятный для него), учеловека положение его рук не изменилось, если достаточно часто, независимо от ситуации, учеловека наблюдается только такое-то положение головы (например, «голова внимающего») или его корпус постоянно чуть отвернут от собеседника (хотя тот ничего такого неприятного ему не говорит), то есть все основания говорить о том, что данная кинетика для него характерна, данное положение головы или данное положение рук или данное положение корпуса для него привычные; т.е. унего данная кинетика стационарная.

 

А поскольку та или иная кинетика отражает то или иное психическое состояние, то постояннаястационарная— кинетика отражает постоянноестационарное «положение» его психики, которое в психологии именуется свойством психики и к которым относятся черты характера, особенности темперамента ит.п., т.е. фундаментальные характеристики психики. Например, если при разговоре с любым собеседником у человека при жестикуляции указательный палец всегда направлен на собеседника (а это признак агрессивности), то есть основание полагать, что данная особенность психики (агрессивность) проявляется у него очень часто, практически постоянно; а то, что в психике проявляется часто, постоянно, относится к ее фундаментальным характеристикам, вданном случае— кчерте характера «агрессивность».

 

В итоге: ситуативные кинетики отражают сиюминутное состояние психики (настроение, настрой, эмоциональное состояние, отношение в данное время к данной ситуации), астационарные кинетики (привычные) отражают более постоянные характеристики психики, отражают ее свойства (характер, темперамент, сформированную и достаточно прочную систему отношений).

 

Отсюда и следующий вывод: для понимания характера человека более важным является выявление у него стационарных кинетик.

 

 

6. Когда кинетика может обмануть…

 

 

Однако не во всех случаях кинетика отражает определенные психические характеристики. Кинетика не будет отражать действительные характеристикилибо психические состояния, либо психические свойства человека, если человек будет сознанием или контролировать свои движения, или умышленно, преднамеренно презентовать окружению определенные кинетики, т.е. когда человек сознанием контролирует свою кинетику. Такое возможно, если человека, например, предварительно специально обучали, содной стороны, минимизации жестов («настоящего дипломата» выдает скупость жестов), ас другой стороны— преднамеренной демонстрации определенной кинетики; последнее возможно, когда, допустим, счеловеком длительное время поработал профессиональный имиджмейкер (политтехнолог, «пиарщик») и обучил его имитации подсознания.

 

Однако в реальной действительности в подавляющем большинстве случаев наши соотечественники не проходили школу «дипломатического искусства», уних не было собственного имиджмейкера соответствующего уровня, апосему исходящая от человека кинетическая имиджформирующая информация (то же положение головы или та же мимика) не контролируется его сознанием. Азначит, кинетика «обычного человека» детерминирована подсознанием (ибо программа поведенческих актов может находиться либо в сознании человека, либо в его подсознании). Поскольку информация, находящаяся в подсознании человека в виде неосознаваемых установок, программ действий, во много раз чаще управляет поведенческими актами человека, то именно поэтому большинство людей, даже не зная подобного теоретического объяснения большей диагностической значимости подсознательных актов, тем не менее доверяют в большей мере той кинетической информации, которая посылается человеком непроизвольно, непреднамеренно, по сравнению с информацией, которая презентуется вовне специально, преднамеренно («сознание может обманывать, подсознание— никогда»[5]). Именно поэтому кинетическая информация может проявлять и те психические состояния человека, которые он не хотел бы делать достоянием гласности, и таким образом порой формирует негативный кинетический имидж, ане только позитивный. Например, при непроизвольно возникшем в ходе беседы положении рук в виде «большого переднего замка»[6] (если это действительно произошло невольно, ане в результате преднамеренной имитации подсознания) неискушенный собеседник почувствует, что «что­то не так», что его собеседник изменил настрой на негативный, апрофессионал или специально обученный кинетическому языку определенно подумает о причинах возникновения подобной отчужденности от данной ситуации.

 

По этой же причине— отражению в кинетике (непроизвольной кинетике) особенностей психики человека— кинетику можно использовать как диагностику изменения миропонимания.

 

Но прежде— о нередкой ситуации противоречия кинетики и вербалики.

 

 

 

Уважаемый мой читатель, чтобы не превысить объем выпуска, автор вынужден продолжить наш разговор  в следующем выпуске (за что он приносит свои извинения).

 

 

А пока – уже по традиции – я предлагаю Вам посмотреть содержание книги «Я – Ваш имиджмейкер и готов помочь сформировать Ваш профессиональный имидж», представленной на странице http://www.pan-alex-u.ru/books.php?page=imdg_3 , а также содержание используемой для этого выпуска книги «Имидж. Энциклопедический словарь», представленной на страничке http://www.pan-alex-u.ru/book.php?page=imdg_34 моего сайта www.pan-alex-u.ru ).

 

 

 

С уважение, проф. А. Панасюк

 

Сайт: www.pan-alex-u.ru

 

Эл. адрес (для письма автору, если вдруг пожелаете о чем-либо спросить или попросить): 08-11-40@mail.ru

 

 



[1] Напомню – это те, от которых зависит формирование мнения о Вас.

[2] Науке об имидже.

[3] Буквально: «перед употреблением».

 

 

[4] Когда писалась книга, по мотивам которой делаются эти выпуски, тогда Президентом РФ был В.В. Путин.

[5] Если это действительно подсознание, а не имитация подсознания.

 

 

[6] Руки скрещены на груди, то же, что «поза Наполеона».

 

 


В избранное