Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Чтобы управлять поведением людей воздействуя на их подсознание, нужно, как минимум, знать, что такое подсознание, а затем - как с его помощью можно управлять поведением человека. Этому и будут посвящены данные выпуски.


 

 

Выпуск 29.

 

Психотехнологии проникновения в подсознание

 

 

Содержание  27-го выпуска:

 

1.  «Подсознание или память»  или «Подсознание и память» - как правильно?

 

2. Подсознание –  не только хранилище,  но еще и управляющий этим хранилищем

 

2.1. Кто управляет нашим поведением?

 

 

Содержание  28-го выпуска:

 

2.2.  Общение на «автопилоте» или в режиме «ручного управления»?

 

3. Определение подсознания

 

4. «Подсознание»:  синонимы и «синонимы»

 

4.1. «Подсознание»  и «иррациональное»

 

4.2. «Подсознание» и «бессознательное», или Почему Фрейд не любил термин «подсознание»?

 

4.3. «Подсознание» и «предсознание»

 

4.4. «Подсознание» и «подкорка», или И.Павлов: «Я не знаю что такое психология»

 

5. Основные источники информации для подсознания

 

5.1. Внешняя среда как источник информации

 

5.1.1. Что первично для поступающей к человеку из внешней среды информации – его сознание или подсознание?

 

 

 

Содержание данного, 29-го выпуска:

 

5.2. Сознание как источник информации для подсознания

 

Отступление. Притча о профессорском галстуке.

 

 

Планируемое содержание 30-го выпуска:

 

5.3. Внутренняя среда как источник информации для подсознания

 

5.4.  Иные (гипотетические) источники информации для подсознания

 

5.4.1. Гипотетическое Внемировое информационное поле как источник информации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

5.2. Сознание как источник информации для подсознания

 

 

 

У Вас на улице прохожий спросил: «Скажите, пожалуйста, который час?» Констатируем:  эта информация извне (от прохожего) поступила в Ваше сознание и Вы начинаете ею оперировать: «Четверть третьего», ответили Вы и пошли дальше своею дорогой. Но вот ведь какой вопрос: а что же потом происходит с этой поступившей к Вам информацией?

 

- Да просто, автор, выброшу  ее из головы, вот и все.

 

- Простите, уважаемый мой оппонент, за непонятливость Вашего автора, только как это  - «выбросить из головы»?

 

- Ну перестать об этом думать.

 

- Это-то понятно: у Вас свои проблемы, Вы и перестали думать об этом вопросе. Но куда эта информация делась-то?

 

- Куда-куда… Да улетучилась она просто… исчезла.

 

- М-да… а ведь в школе проходили: «ничто не исчезает…». А тут еще один казус: вечером некто Вас спрашивает: «Скажи, пожалуйста, у тебя сегодня никто не спрашивал о времени?» - «О времени?.. Постой, постой, какой-то человек на улице давеча днем спросил. А что?»

 

А то, что, как оказывается, эта информация вовсе и не улетучилась, вовсе не исчезла…

 

- Ну я просто о ней забыл… а потом вспомнил, и что тут такого?

 

- Ну, вообще-то, ничего особенного кроме того, что поступающая к нам информация не «исчезает», не «улетучивается», а переходит в наше собственное информационное хранилище. А оно, как нам известно, имеет несколько уровней, каждое из которых имеет свое название: «память», «предсознание», «подсознание».

 

- Ну а если бы меня не спросили об этом прохожем – тогда бы точно исчезла из головы.

 

- Вы так думаете? Тогда послушайте «Притчу о профессорском галстуке».

 

 

Отступление. Притча о профессорском галстуке.

 

 

...Во время чтения лекции Ваш автор обращается к своим слушателям (примерно спустя два часа после жарких дискуссий) с вопросом: «Сейчас, когда я Вам читаю лек­цию, от меня к Вам идет множество различных сигна­лов. Так вот, все ли, что идет от меня к Вам, доходит до Вашего сознания?» В ответ разноголосица, но в основном ответы утвердительные (типа «все»). «Хо­рошо, продолжаю я этот своеобразный эксперимент, о котором они пока не догадываются, сейчас мы с Вами убедимся, вся ли информация, исходящая от меня к Вам, доходит до Вашего сознания». С этими словами беру специально приготовленную книгу (любого содержания), прикладываю ее к груди, сосредотачиваю внимание слушателей на обложке и задаю вопрос: «Знаете ли Вы… (все слушатели само внимание)… знаете ли Вы... какого цвета галстук у Вашего профессора?» И держу книгу, прикрывая галстук. Кто-то отвечает «да», кто-то отвечает «нет». Спрашиваю у одного из тех, кто сказал «нет»: «Вы видели этот предмет (галстук)?» - «Видел». «А почему Вы сказали «не знаю»?» «Ну... наверное, не обратил внимания». «Прекрасно. Значит, запомним: если человек на что-либо «обратил внимание» значит, эта информация дошла до его сознания, как это было, например, у Вас (обращаюсь к тому, кто сказал «да»). Но, между прочим, для меня такая Ваша наблюдательность минус, ибо это означает: пока я читал Вам лекцию и старался занимать Ваше сознание этой деловой информацией, у Вас, оказывается, все-таки было «окошко», чтобы подумать о... галстуке лектора (Вы же обратили внимание). Плохо, значит, я не захватил полностью Ваше внимание. Ну а Вы (обращаюсь в сказавшему «нет») не обратили на это внимания, и информация о цвете моего галстука хотя и отразилась на сетчатке Вашего глаза и всякие там палочки-колбочки на это среагировали, но до сознания эта информация не дошла (видно, Ваше сознание было в этот момент заблокировано чем-то другим, хочу верить содержанием того, о чем я говорил). Но тогда скажите: если бы я не провел этот эксперимент и не обратил бы таким образом Ваше внимание на цвет моего галстука, так бы, наверное, эта информация («цвет галстука») и пропала бы для Вас, так?» «Ну, скорее всего, так». «По­дсмотрим. Представьте себе: после сегодняшней лекции (эксперимента с галстуком как будто не было) прошло уже два месяца. Вы давно дома, с головой ушли в работу, масса людей, разные контакты, встречи... И вот к Вам подходит один человек и говорит: «Помните, когда Вы были в академии, Вам там лекцию по психологии один профессор читал?» «Ну... вообще-то... вроде помню»,— отвечаете Вы. Так ведь, наверное, будет? Хорошо. Тогда он продолжает: «А помните ли Вы, как он был тогда одет?»«Господи, да откуда же, разве запомнишь всех препода­вателей, как они были одеты». Естественный ответ? Вполне естественный. Хорошо. Тогда представьте, что этот человек погружает Вас в гипнотическое состояние и под гипнозом дает Вам команду: «Представьте лицо того профессора!» И Вы тотчас же представили его лицо. Так, скорее всего, будет?» «Наверное, так. Я как раз только недавно читал одну книжку про гипноз...»«Хорошо. «А теперь, продолжает этот гипнотизер,когда Вы представили лицо этого профессора, опишите его одежду». И произойдет чудо: Вы под гипнозом во всех деталях начинаете описывать костюм Вашего по­корного слуги, и уж конечно и цвет галстука, и другие детали... Тогда скажите: где же хранилась информация о цвете моего галстука, если на мой вопрос «знаете ли Вы, какого он цвета?» Вы ответили «не знаю», а под гипнозом сказали?» - «Ну, наверное, в подсозна­нии…»

 

Все верно. Слушатели вполне обоснованно сами пришли к выводу, что практически никакая информа­ция не пропадает, если она попала на рецепторы наших органов чувств (слух, зрение...). Просто в слу­чае с галстуком информация о его цвете не дошла до сознания, но не пропала бесследно!

 

 

А вот и вывод из этой «Притчи»: оказывается, в нашем подсознании хранится такое огромное количество поступавшей к нам ранее информации – и прямо из внешней среды, и косвенно – через сознание, информации, о которой мы даже и не подозреваем.

 

Итак, вначале информация  (вопрос прохожего) поступила в сознание, затем оттуда она перешла в «память» (вечером человек почти сразу вспомнил об этом вопросе прохожего), а психологи говорят – «вытеснилась из сознания в силу ее малой значимости», вытеснилась сначала в «память». А вот потом… А потом наступит такое время, когда человек уже не вспомнит об этом самом обычном, самом рядовом в жизни эпизоде – спустя, допустим, десять лет. Но если человека погрузить в гипноз, то  - как и в случае с профессорским галстуком – все произойдет точно также: вспомнит, и даже опишет как выглядел тот прохожий. Поговорите с опытными гипнологами (если не доверяете очевидцу подобных гипнотических сеансов – Вашему покорному слуге) – они подтвердят: при обладании техникой можно извлечь из подсознания еще и не такое. А психологи про такое скажут: «Информация вытеснилась из сознания в подсознание в силу ее малой значимости», вытеснилась помимо воли самого человека.

 

И вот здесь очень интересный вопрос о памяти, точнее – о забывании: а можно ли информацию из сознания вытеснить в подсознание преднамеренно, специально, сознательно?

 

- Ну, если я не буду об этом вспоминать – очень даже легко могу забыть, или, как Вы говорите, «вытеснить».

 

- То есть умышленно не вспоминать, так?

 

- Ну да.

 

- Интересно, а как Вы это будете делать?

 

- Просто не буду об этом думать, и все тут.

 

- Прекрасно. Тогда давайте проведем с Вами эксперимент на эту тему, и прямо сейчас: попробуйте не думать про слона в синюю клеточку…

 

- В какую… клеточку?

 

- В синюю.

 

- А разве такие слоны бывают?

 

- Нет, не бывают.

 

- Так чего же Вы меня заставляете про них думать, раз таких не бывает.

 

- Извините, мой дорогой оппонент, но я вовсе не заставлял Вас про них думать, а совсем наоборот: просил Вас про них не думать.

 

- Ну так это пожалуйста, могу и не думать…

 

- Про что?

 

- Про этих самых слонов.

 

- Ну и не думайте.

 

- А я вовсе и не думаю о них.

 

- А про что же сейчас Вы думаете…

 

- Думаю-то про что… А думаю про то, как не думать про… Ладно, понял.

 

Действительно, можно заставить себя не думать, если только заставить себя думать о чем-либо весьма значимом, важном. И тогда в силу малой конкурентной значимости информация о слонах в синюю клеточку постепенно сама собой уйдет из сознания – сначала в память, в ту часть хранилища информации, откуда ее извлечь не очень сложно, а потому – и в подсознание, в ту часть хранилища, откуда ее извлечь самостоятельно практически невозможно.

 

- Просите, автор, а почему Вы все время говорите «практически» невозможно? Значит, теоретически все-таки возможно   извлечь информацию из подсознания самостоятельно?

 

- Вот Вы все время забегаете вперед… Впрочем, это хорошо. Ответ: самостоятельно извлечь информацию из своего подсознания могут… йоги, которые «могут все».

 

А мы сделаем промежуточный вывод: информация из сознания в подсознание вытесняется помимо воли самого человека, но в силу определенных факторов. Один из них мы уже проанализировали: фактор малой значимости информации или слабой конкурентноспособности. Проанализируем и другие, но позже, в другом разделе, когда мы будет говорить о функциях подсознания, ибо вытеснение информации из сознания в подсознание – одна из важнейших и жизненно необходимых функций психики человека.

 

Далее.

 

До сих пор мы, говоря о переходе информации из сознания в подсознание, имели в виду ту информацию, которая в сознании образовалась в результате внешнего воздействия («Скажите, который час?»). Но определенный вид информации может возникнуть в сознании в результате преобразования уже имеющейся там информации. «Думал я, думал, куда все-таки в этой ситуации пойти, долго все взвешивал, анализировал, и пришел к совершенно неожиданному для себя выводу: надо не направо идти, и не налево, а просто замереть и ждать, как будут развиваться события!» Возникла в сознании новая информация? Безусловно. Ее источник? Само сознание.

 

Таким образом, сознание как источник информации для подсознания, может выступать лишь как промежуточный этап движения информации из внешней среды в подсознание, а может выступать и как абсолютно самостоятельный источник, точно такой же, как и рассмотренный выше источник под названием «Внешняя среда».

 

Итак, мы уже знаем два источника информации для подсознания. Проанализируем третий – более очевидный, чем второй.

 

 

 

 

Уважаемый мой читатель! Мы продолжим обсуждение этого вопроса в следующем выпуске. А пока воспользуйтесь перерывом и  зайдите на сайт Вашего покорного слуги (www.pan-alex-u.ru) и на первой же страничке Вы увидите выставку моих книг. Если что-то приглянется – для души ли, для дела, кликните на обложку – получите полную информацию о книге.

 

 И если появится желание приобрести, то напишите Вашему автору по 08-11-40@mail.ru (и не забудьте попросить с автографом).

 

 

С уважением,

 

 

                          ПАНАСЮК

 

                     Александр Юрьевич

 

            Профессор,   доктор психологических наук,

 

           академик   Академии имиджелогии,

 

         Международной  академии психологических наук,               Международной академии акмеологических наук                                                                                      

 

                                                                                                         Тел.:+7(916) 684-09-20; +7(496) 739-10-40

 

    E-mail: 08-11-40@mail.ru              

 

    Сайт: www.pan-alex-u.ru

 

 

 


В избранное