Рассылка закрыта
При закрытии подписчики были переданы в рассылку "Мужчины и женщины - конфликт или партнерство?" на которую и рекомендуем вам подписаться.
Вы можете найти рассылки сходной тематики в Каталоге рассылок.
← Октябрь 2009 → | ||||||
1
|
2
|
3
|
||||
---|---|---|---|---|---|---|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
11
|
|
12
|
13
|
14
|
15
|
16
|
17
|
18
|
19
|
21
|
23
|
25
|
|||
26
|
27
|
29
|
30
|
Статистика
-2 за неделю
Чтобы управлять поведением людей воздействуя на их подсознание, нужно, как минимум, знать, что такое подсознание, а затем - как с его помощью можно управлять поведением человека. Этому и будут посвящены данные выпуски.
Выпуск 36. Данным выпуском мы вынужденно (как того требуют Договора с издателями моих книг) приближаемся к завершению серии выпусков о психотехнологиях проникновения в подсознание человека по книге «Психология подсознания: Всё о подсознании человека»,
и к завершению всей рассылки, посвященной психотехнологиям управления поведением человека по книгам «А что же в действительности на уме у Вашего собеседника», «Как убеждать в своей правоте: Современные психотехнологии убеждающего воздействия» и «Я - Ваш имиджмейкер и готов помочь сформировать Ваш профессиональный имидж». И мне было бы интересно Ваше мнение по данной рассылке, которое Вы имеете
возможность высказать Вашему автору по 08-11-40@mail.ru . Спасибо.
С уважением,
Психотехнологии проникновения в подсознание
Содержание 27-го выпуска:
1. «Подсознание или память» или «Подсознание и память» - как правильно?
2. Подсознание – не только хранилище, но еще и управляющий этим хранилищем
2.1. Кто управляет нашим поведением?
Содержание 28-го выпуска:
2.2. Общение на «автопилоте» или в режиме «ручного управления»?
3. Определение подсознания
4. «Подсознание»: синонимы и «синонимы»
4.1. «Подсознание» и «иррациональное»
4.2. «Подсознание» и «бессознательное», или Почему Фрейд не любил термин «подсознание»?
4.3. «Подсознание» и «предсознание»
4.4. «Подсознание» и «подкорка», или И.Павлов: «Я не знаю что такое психология»
5. Основные источники информации для подсознания
5.1. Внешняя среда как источник информации
5.1.1. Что первично для поступающей к человеку из внешней среды информации – его сознание или подсознание?
Содержание 29-го выпуска:
5.2. Сознание как источник информации для подсознания
Отступление. Притча о профессорском галстуке.
5.3. Внутренняя среда как источник информации для подсознания
Содержание 30-го выпуска:
5.4. Иные (гипотетические) источники информации для подсознания
5.4.1. Гипотетическое Внемировое информационное поле как источник информации.
Содержание 31-го выпуска
5.4.2. Прежние жизни как источник
информации
6. Как подсознательная информация может проявляться вовне, или Принципиальные способы познания подсознания
7. Промежуточное резюме
Содержание 32-го выпуска
Глава 2. ПОДСОЗНАНИЕ: ЗАЧЕМ ОНО НАМ,
ИЛИ ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ ПОДСОЗНАНИЯ
2.1. Об управленческой функции подсознания
2.1.1. Он и не знал, почему решил голосовать за Лебедя!
Отступление. Притча «О зонтике».
Содержание 33-го выпуска
2.1.2. Сравнение влияния подсознания и сознания на принятие человеком решения, или Как подсознание побеждает сознание!
Содержание 34-го выпуска
2.1.3. Почему он выбрал профессию юриста, или кто же управляет выбором профессии – сознание или подсознание?
2.1.4. Человек никогда ничего не делает случайно
Содержание 35-го выпуска
2.1.4. Человек никогда ничего не делает случайно (продолжение)
Содержание данного, 36-го выпуска
2.1.4. Человек никогда ничего не делает случайно (продолжение)
Продолжение раздела 2.1.4. Человек никогда ничего не делает случайно
Так подсознание, поймав удачный момент (мытье), разрешило этот внутренний конфликт. А мы говорим – «случайно».
И получается, что и дешевую вазочку слушатели разбили не случайно, а повинуясь подсознанию, которое «говорило» - можно особо и не напрягаться, проходя мимо нее, потому что это вовсе не ценная вещь, и её не страшно разбить, и дорогую
вазочку (от неприятного человека) – тоже разбили не случайно, а повинуясь подсознательному мотиву избавиться от этого предмета, ибо у нас всегда есть мотив избавиться от объектов, вызывающих у нас чувство неприятного – таков закон природы. Другое дело, этот мотив может осознаваться, а может и не осознаваться (как в нашем случае, прикрываясь прямо противоположным мотивом: нужно хранить дорогостоящую вещь).
Но поскольку слушатели, проходя мимо дешевой вазочки, и не думали о ее малой ценности (это было в их подсознании), и поскольку не думал человек, что нужно избавиться от дорогого, но неприятного подарка, т. е. поскольку они не знали истинного мотива своих поступков, то они и говорили: «случайно» («случайно задел»,
«случайно выскользнула»).
А мы делаем вывод: «случайно» - это тогда, когда причина, мотив поведения не осознаются, когда они находятся вне сознания, когда они находятся в подсознании.
— Ну ладно, уважаемый профессор, с вазочкой с нитроглицерином, с подарком, который «сердцу не мил», все ясно. Но вот я вчера в автобусе, когда тот резко затормозил, нечаянно толкнул одного человека (задел локтем его плечо). Что, тоже скажете, что я хотел этого?
- Что ж, уважаемый коллега, такое вполне возможно — толкнуть. А вот по поводу «я хотел…» «я» - это кто?
- Как кто, я, конечно… То есть, помню, у меня, по-Вашему, два «я»…
- Заменим «по-Вашему» на «по науке психологии» и еще раз поговорим о наших желаниях, правда, теперь чуть под иным углом зрения.
Я хотел… Чем может быть вызвано появление у человека того или иного желания? Оно может быть вызвано сознанием. Допустим, Вы рассуждали так: «Мне понятен ход этой мысли. Все логично. Следовательно, чтобы избежать беды, мне нужно... Согласен, я так и сделаю». В этом случае появление желания «так сделать» - результат
логических рассуждений, оно, это желание пришло из сознания (поскольку рассуждение осознавалось). Это – один из источников появления у нас желания.
Но не всегда мы можем проследить появление нашего желания, не всегда мы знаем, как появилось то или иное желание. Вот пример: «Я хочу пить» (человек заявляет о том, что у него появилось желание пить). — «Почему?» — «Что «почему»?» — «Почему Вы хотите пить?» — «Ну, наверное, организм требует». — «А как Вы об этом узнали?» — «В школе проходили физиологию человека». И не стоит дальше спрашивать, а что же там, в организме, произошло, какова истинная причина появления желания; это – за пределами сознания человека. Как за пределами сознания находится причина появления желания в том случае, когда
человек говорит: «Почему-то мне хочется этого... Не знаю почему, но хочется сделать...»? В этом случае исток желания — вне сознания, в подсознании (во внесознании, если угодно). А в сознании — лишь конечный результат «я хочу».
Итак, причина осознаваемого желания может находиться как в сознании, так и вне его. Поэтому «я хочу» может быть вызвано как сознанием, так и подсознанием. И когда человек говорит «я хочу», то причина появления
этого «хочу» может быть как в сознании этого человека, так и за пределами его сознания, в сфере бессознательного, в подсознании.
И еще. Да сих пор мы рассматривали случаи, когда появившееся у человека желание (из сознания ли, или из подсознания) им вполне осознается: «я знаю, что я сейчас хочу сделать…». И под влиянием этого желания человек совершает те или иные действия. Но, как оказывается, у человека может появиться желание, а он об
этом и знать не будет; оно, это появившееся желание, будет управлять его поведением, но человек не будет знать, что его поведение управляется таким-то желанием.
- Это зомби, что ли?
- По поводу зомби: их желания делать то-то и то-то действительно ими не осознаются, и это очень интересная тема, которой мы потом посвятим специальный раздел. Но, как оказывается, подобное поведение под влиянием неосознаваемого желания вполне возможно и у совершенно нормальных людей. Вот пример.
Приехал я как-то в город, где много-много лет назад прошла моя юность. Было свободное время, и я решил побродить по городу, по его улицам, которые так изменились, что я их почти не узнавал. Итак, я брел без всякой цели и намерений, шел, как говорится, куда
глаза глядят. И вот я очутился на маленькой тихой улочке, которая не вызывала у меня никаких ассоциаций до тех пор, пока я случайно не поднял глаза и не посмотрел на окна одного из множества деревянных домиков. И словно что-то озарило меня: те же голубые наличники, та же скамейка под сиренью... А на ней должны быть вырезаны инициалы той, которая жила когда-то в этом доме, и у этой скамейки заканчивались наши провожания... И была яркая луна... Господи, как же она
мне тогда нравилась! И тогда казалось — на всю жизнь! Да, теперь все точно, это ее дом, и это та скамейка... Я не помнил ни названия улицы, ни номера дома... И не было мысли (грешен) разыскать этот дом. Но ноги сами привели сюда, где было так хорошо душе.
И этот пример - типичный пример влияния неосознаваемого желания (влечения) на поведение: «я не хотел» — желание не осознавалось, «ноги сами» — неосознаваемое желание управляло поведением.
А теперь перенесем сказанное на ситуацию «толкнул в автобусе».
Исходя из сказанного, когда Вы говорите, что не хотели толкнуть этого человека в автобусе, — это правда, в Вашем сознании действительно не было такого желания. Но можно ли утверждать, что его не было и в Вашем подсознании? Поскольку мы знаем только то, что находится в нашем сознании (осознается нами здесь и теперь), то без специальных психоаналитических процедур мы не можем дать ни положительный, ни отрицательный ответ на этот вопрос.
- Но, автор, и в подсознании у меня ничего не может быть к этому человеку, поскольку я его раньше не знал, первый раз увидел в автобусе.
- Согласен, в подсознании к этому человеку у Вас могло и не быть негатива (если, правда, не учитывать тот факт, что Вы на самом-то деле встречались с этим человеком раньше, давным-давно, просто об этом забыли). Но ведь бывают люди, у которых не только в их подсознании, но и в сознании негативное отношение ко всем людям вообще… Нет, нет, уважаемый мой оппонент, это – не к Вам, у Вас могла быть другая причина, о чем мы еще, может быть, поговорим.
А пока - вот другая ситуация, схожая с уже описанной.
Вы входите в переполненный автобус. Вас проталкивают к центру («всем надо ехать») не всегда вежливо. Наконец, Вы добрались до поручня, и теперь можно немного вздохнуть, чуть расслабиться и подумать о чем-либо приятном. И лишь краем глаза Вы уловили, что сзади Вас стоят мужчина и девочка лет 12. Вы лишь секунду их видели, но думать о них не думали, т. е. на глаза они Вам попались, но внимания не привлекли[1]. Стоите, держитесь рукой за поручень, думаете о чем-то своем. Но вот автобус резко изменил скорость движения, и Вы невольно, по инерции, стали падать на стоящих сзади. «Скажите, пожалуйста, — обращаюсь я к слушателям в аудитории, — в этой ситуации на кого, скорее всего, упадете, на ребенка или на взрослого?» — «Скорее на взрослого», — отвечает большинство. «Но Вы же падаете спиной, не видя ни того, ни другого! Кто же в таком случае управляет траекторией Вашего падения?» Ответ «подсознание» свидетельствует: наши слушатели уже адекватно понимают роль подсознания в действиях человека.
— Ну а если я не видел, кто сзади?! Тогда ведь мог бы упасть и на ребенка, разве не так?
— Не видели или не осознали виденного? Хорошо, допустим, не видели. Вы вообще не любитель смотреть по сторонам — кто там, да что там. Они сами по себе, я — сам по себе. Тут бы устоять на одной ноге. Не
так ли?
И независимо от того, каков будет ответ на вопрос о Вашей установке на окружающих людей (обращаете ли Вы на них внимание, или они Вам безразличны), приведем еще один пример, который, как думается, многое прояснит.
Из рассказа мужчины: «Друг позвонил из больницы, его выписывают, просил приехать, помочь добраться до дому (у него был аппендицит). Приехал, встретил, вышли потихонечку из больницы, а такси не поймать. Пришлось ехать в автобусе, а ни одного свободного места нет. Не будешь же бросать клич: «Уступите место гражданину после операции аппендицита!» — неудобно как-то. Короче, поставил я его на задней площадке в угол, а сам двумя руками ухватился за поручни так, чтобы его никто не задел, ноги расставил пошире, так и доехали».
Вопрос: «Вы за поручни держались с такой же силой, как обычно?» — «Нет, конечно, крепче, все-таки больного человека вез». — «Если бы автобус резко затормозил или вильнул в сторону, могли бы Вы толкнуть Вашего приятеля?» — «Ну разве что
если бы поручни оторвал, а так — нет, я крепко стоял на ногах». — «Крепче, чем обычно?» — «Да».
Прервем этот диалог и поверим сказанному. Поверим, потому что и сами, вероятно, поступили бы так же. Ну а вчера он ехал в автобусе и, когда тот резко затормозил, нечаянно «задел локтем» стоящего рядом. Конечно, при этом дважды извинился, слава Богу, не в лицо, а в плечо локтем.
Не напоминают ли Вам эти два примера («вез больного» и «вчера локтем в плечо») эксперименты (мысленные) с вазочкой (на занятиях у слушателей)? В первом примере — не оторвать от поручней («ухватился так, чтобы его никто не задел... все-таки больной человек»), во втором — задел
«стоящего рядом». «Кстати, а кто стоял рядом?» — «Да я не знаю, человек какой-то».
Итак, здесь — больной друг, а там — «человек какой-то».
— Но ведь я же не хотел!
— Верно, не хотели. Точнее – в Вашем сознании не было такого «хотения». Но ведь не вели же себя так, как будто вокруг Вас маленькие дети или больные? Не вели. Значит, люди, стоявшие вокруг, имели для Вас другую ценность, меньшую,
чем дети или прооперированный друг? Меньшую, только мы об этом не думаем, цену определяет, как правило, подсознание. Мы же не думали про человека, которого толкнули «локтем нечаянно в плечо», что он для нас малоценен. Мы вообще о нем не думали («с какой стати!») —это и есть его цена в наших глазах.
Следовательно, слова «нечаянно», «случайно» и на этот раз отражают уровень ценности, но не в сознании (верно, что «я не хотел»), а в подсознании. И не надо винить человека в том, что у него так работает подсознание, что сформировались именно такие стереотипные оценки. Впрочем, цель наша — не осуждать, а понимать,
почему человек сделал «так», а говорит — «случайно». Теперь мы знаем, что в подобных случаях наши поступки определяются осознаваемой или неосознаваемой ценностью окружающих нас объектов, не объективной ценностью, а именно нашей — субъективной. И это естественно, что и подтверждалось и мысленными экспериментами с вазочками в аудитории, и мысленным экспериментом с дорогими подарками, и
мысленным экспериментом с мужчиной и девочкой в автобусе, и мысленным экспериментом с больным другом и «каким-то» человеком в автобусе. И вывод: в тех случаях, когда человек говорит, что он это сделал нечаянно, случайно, его поведением управляет его подсознание, на основании программ оценки окружения (людей, предметов…), программ, которые, естественно, не осознаются. И получается: человек делает не случайно, а под влиянием неосознаваемых им программ поведения. И получается: из трех обычно называемых детерминант
поведения – сознания, подсознания и случайности – фактическими являются только две первые. И получается (см. все вышеизложенное со всеми приведенными примерами): заголовок этой статьи «Человек никогда ничего не делает случайно» отражает действительность: человек действительно ничего не делает случайно, нечаянно (разумеется, если в трезвом уме и здравом состоянии).
И вывод для всего данного раздела: подсознание управляет нашим поведением и в тех случаях, когда мы считаем наш поведенческий акт случайностью. Случайностью мы объясняем, ибо причина – за пределами сознания, в подсознании.
— Ну хорошо, а как тогда объяснить, почему я, будучи, как Вы говорите, в трезвом уме, часто теряю деньги? Что, они тоже для моего подсознания малоценны? Но ведь без них не может жить ни мой организм, ни я, ибо это и продукты, и удовольствия, и т. п.? Не может же мое подсознание лишать себя необходимого! Как в этом случае объяснить, что я случайно, но часто, теряю кошельки? (Странно, но такой пример мне приводят почти в каждой аудитории слушателей, и только женщины.)
— А может быть, действительно, деньги все-таки для Вас не ценны, а, уважаемая коллега? Ведь смотрите: как мы поступаем с вещами, которые для нас ценны? Мы их бережем и тем тщательнее, чем ценнее они для нас. Вы идете по рынку. Согласитесь, что это весьма криминогенная зона. У
Вас в кошельке — 200 рублей (считайте, что пустой). И Ваш кошелек спокойно лежит в сумочке или в кармане. Но если в Вашем кошельке, с которым Вы ходите по рынку, лежит 15 тысяч «не наших рублей»? И что — Ваш кошелек так же спокойно лежит в Вашей сумочке, которой Вы так же беззаботно размахиваете, идя по рынку? Как бы не так! Вы (не будучи миллионершей, а обычной служащей) покрепче его прижимаете
к себе, а может быть, запрячете куда-то поглубже... Но ведь степень криминогенности рынка не изменилась от первого случая (200 рублей) ко второму! Что же повлияло на поведение? Изменилась цена кошелька, цена его содержимого, точнее, цена его пропажи. А как мы знаем, цена может устанавливаться как сознанием, так и подсознанием, причем, один и тот же предмет они могут оценивать по-разному (вспомните хрустальную вазу, подаренную неприятным человеком). И деньги — тоже.
— Ну с хрустальной вазой — понятно: она вызывала неприятные ассоциации, и поэтому на уровне подсознания был мотив избавиться от нее. Ну а деньги, которые я теряю? Почему в подсознании есть стремление от них освободиться?
— Для ответа на этот вопрос необходимо будет проникнуть в Ваше подсознание и посмотреть, что там и как.
Для психологов это не является большой проблемой, у них есть специально предназначенные «отмычки».
Уважаемый мой читатель! Продолжение и завершение данной темы – в следующих выпусках. А пока воспользуйтесь перерывом и зайдите на сайт Вашего покорного слуги (www.pan-alex-u.ru) и на первой же страничке Вы увидите выставку моих книг. Если что-то приглянется – для
души ли, для дела, кликните на обложку – получите полную информацию о книге.
И если появится желание приобрести (в том числе и данную книгу – «Психология подсознания: Всё о подсознании человека»), то напишите Вашему автору по 08-11-40@mail.ru (и не забудьте попросить с автографом).
С уважением, проф. А. Панасюк
|
В избранное | ||