Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

В основе программы на будущее у Серёжи - быть всадником самому: учиться слышать зов на помощь, слушать и смотреть, активно вторгаться в жизнь. Ещё в повести <<Оруженосец Кашка>> писатель высказывает афоризм: <<Каждый человек сам выбирает дорогу и ходит, где хочет>>. Серёжа выбрал эту дорогу, не совсем безопасную, где свои убеждения приходится защищать в борьбе. И на тёмной улице <<Серёжа знал, что пусть хоть до смерти изобьют, но карманы выворачивать он не даст и не побежит без боя>>. Потому что <<бывают вещи сильнее страха... можно бояться и всё равно стоять прямо. Потому что есть эмблема с конниками и солнцем, есть друзья, рапиры, слова клятвы. Песни Кузнечика. Всадники <<Гренады>>. И где-то далеко - маленький Алехандро Альварес Риос, которому грозят пули. И красный галстук, который, выходя из школы, не прячешь в карман, как эти подонки>>. Так Серёжа идёт к своему <<звёздному часу>>.


См.

XXI век и психология людей новой цивилизации - 19 (607)

Российский Институт Творческого Мастерства (РИТМ), негосударственное научно-исследовательское учреждение и научно-просветительское объединение Центра Социально-культурной Адаптации (ЦСкА) http://zovu.ru/index.php?dn=news&to=art&id=3

Центр в Екатеринбурге, связь через электронную почту: zovuzovu@narod.ru, или zovu_pochta@list.ru

Выпуск посвящен выходу в свет октябрьского выпуска эл.журнала "ЗОВУ РИТМ"

В нашей рассылке вся информация о свежих материалах, анонсы новых номеров журнала "ЗОВУ РИТМ" (подробности по журналу см. здесь: http://zovu.zovu.ru), а также новости пяти проектов (сайтов) Пресс-центра ЗоВУ!

 

 

Выпуск посвящается памяти писателя и поэта, педагога и командора Владислава Петровича Крапивина

 

Годы жизни Крапивина В.П.: 14 октября 1938 - 1 сентября 2020.

Все публикации с фотографиями и иллюстрациями см. в журнале "ЗОВУ РИТМ".

Читать все тексты можно в журнале "ЗОВУ РИТМ" за октябрь 2020, который можно скачать со стр. http://zovu.zovu.ru/index.php?dn=down&to=open&id=358

 

Ключ к пониманию механизма глобального изменения климата планеты и долговременного прогноза

Радостная весть из России. Эврика! Найдено объяснение реальной причины ритмичного глобального изменения климата и механизма её реализации. Эта идея спасёт мир от безумных действий климатического капкана с вирусным замыслом – управлять человечеством посредством вирусных пандемий. На сегодняшний день самой обсуждаемой темой является проблема глобального изменения климата. От итогов обсуждения зависит состояние экологии, здравоохранения, международного права и законодательства, экономического развития, благосостояния и благополучия людей. Современное упрощённое представление о роли выбрасываемых производственной деятельностью человечества парниковых газов в изменении климата планеты стало причиной социальной напряжённости, причиной политического давления на производственную деятельность всех народов, причиной геноцида посредством бактериологического воздействия на жизнь людей с целью сокращения их численности. В статье предложена Универсальная модель молекулярного квантового генератора, которая убедительно объясняет причину реального изменения и реального способа регулирования климата Земли.

Полный текст см. на сайте: http://zovu.zovu.ru/index.php?dn=down&to=open&id=357

 

 

Видеоанонс всех номеров доступен на стр. http://zovu.zovu.ru (или http://zovu.ru/index.php?dn=photos&to=image&id=569, или http://zovuobraz.ru )

 

Анонсы к электронному журналу "ЗОВУ РИТМ" (октябрь 2020):

(см. полностью все статьи рассылок в журнале или некоторые из них на сайте)

 

1. "XXI век и психология людей новой цивилизации-4" (выпуск № 607) - ХАРАКТЕР ПОДРОСТКА В ТРИЛОГИИ ВЛАДИСЛАВА КРАПИВИНА «МАЛЬЧИК СО ШПАГОЙ»

- «... Писатель помещает своего героя в самую гущу реальной жизни, в среду, которая относится к нему весьма противоречиво: часть принимает и поддерживает, а часть не принимает, яростно борется против него, отталкивает, как нечто чужеродное и опасное...»

 

2. "Властелин Времени-4" (выпуск № 549) - АВТОРСКАЯ ПОЗИЦИЯ В РОМАНЕ «МАЛЬЧИК СО ШПАГОЙ»

- «...Мир В.Крапивина огромен и сложен. И неправы те, кто «прописывает» его исключительно по ведомству «детской» литературы... На наш взгляд, это существенный нюанс. Настоящая литература вообще не делится на детскую и взрослую, просто некоторые произведения по сложности не совсем доступны для детского понимания...»

 

3. "Назад в Будущее-4" (выпуск № 488) - ФОРМЫ ВЫРАЖЕНИЯ АВТОРСКОЙ ПОЗИЦИИ В ТРИЛОГИИ «МАЛЬЧИК СО ШПАГОЙ»

- «...Писатель творит романтически несколько идеализированную, но правдивую собственную модель мира и собственную концепцию современного подростка, образ которого достаточно привлекателен и заманчив в качестве если не идеала, то благородного примера для подражания...»

 

4. "Через Язык - к Истокам разумной Жизни" (выпуск № 478) - РОДНЫЕ ИСТОКИ «ДРЕВНЕЙ» ЛАТЫНИ, или РУССКАЯ «ЛАТИНА» (по книге «Родные слова: правильно ли говорим и понимаем»?)

«... Среди простого населения того периода истории - латынь с самого начала считалась языком «мертвым», потому что с самого начала она лишь искусственный конструктор - в отличие от народной Живой Речи...»

 

Внимание! ПОЛНЫЙ АНОНС ОКТЯБРЬского номера журнала "ЗОВУ РИТМ" можно посмотреть и скачать журнал по ссылке: http://zovu.zovu.ru/index.php?dn=down&to=open&id=358, а еще можно скачать СЕНТЯБРЬский номер по ссылке http://zovu.zovu.ru/index.php?dn=down&to=open&id=356.

 

 

!?! По страницам свободно распространяемого электронного журнала "ЗОВУ РИТМ":

 

НАПОМИНАНИЕ 31 ГОД СПУСТЯ:

 

ХАРАКТЕР ПОДРОСТКА В ТРИЛОГИИ ВЛАДИСЛАВА КРАПИВИНА "МАЛЬЧИК СО ШПАГОЙ"

 

 

Выбор центрального героя

Какой он, подросток, центральный герой крапивинских повестей? Проследим это на образе Серёжи Каховского, вокруг которого разворачиваются все события в трилогии «Мальчик со шпагой"».

В повести «Всадники на станции Роса» Серёжа появляется как обыкновенный, неприметный мальчишка, как и тысячи его сверстников, любящий «от скуки читать все надписи задом наперёд». Эта подчёркнутая обыкновенность и симпатичность располагают к себе читателя, дают почувствовать близкую натуру, помогают войти в героя, чтобы уже не отпустить просто так. «Необыкновенности», постепенно раскрывающиеся в характере героя, только заставляют искать нечто подобное или отличное и в себе.

12-летний Серёжа задумчивый, мечтательный, склонный к рефлексии мальчик с аналитическим складом ума, с беспокойным характером. Он всей душой тянется к окружающей его жизни, его интересует всё, но в жизни его отталкивает то, что неприемлемо для него, как всякая фальшь - это формализм и пошлость, идущие со стороны взрослых и некоторых сверстников, успевших пропитаться ядом равнодушия и пошлого скепсиса. Но в критическую минуту Сергей действительно занимает чёткую позицию непримиримого борца, готового помочь любому, оказавшемуся в беде. Его превосходство, прежде всего нравственное, ощущается явственно. Он хочет дружить со всеми, стремится к полной, открытой дружбе буквально со всем человечеством, как маленький Кашка в повести «Оруженосец Кашка». От непонимания такие поначалу замыкаются в себе, а затем следует взрыв протеста, активная борьба с тем, что мешает достичь такого состояния, когда все бы любили друг друга и дружили. Борьба за нравственную чистоту, человечность и справедливость.

Никогда он не смеётся над чужой бедой и не бросает в горе: надёжен и смел, морально и физически стоек. Это недетское внимание к людям и внимательность не отнять у крапивинского героя. Его отличает высокое чувство собственного достоинства, желание и стремление жить по законам чести и справедливости. Гордость и прямота не позволят ему поступиться принципами.
Сергей способен на глубокое понимание другого человека, сочувствие, способен ради другого отказаться даже от желанной цели. Может плакать от обиды или стыдиться некоторых своих поступков. Такой же максималист, как все подростки. Но его отличает мужество и твёрдая убеждённость в своей правоте и правоте избранного им пути, а также доброта, мягкость и душевная тонкость. Не чужды ему и мучительные сомнения.

С.Каховский, по характеристике доброго учителя, «мятежная душа», в каждую стычку «рвётся как на штурм Зимнего». Последнее сказано о нём его хладнокровно рациональным дядей. Сергея научили главному - делать правильный выбор, по велению своего большого сердца. Дали ему нравственные ориентиры. Остальное он возьмёт сам.

Такого подростка В.Крапивин противопоставляет «идеалу» послушной серости, который не получает в школе «двоек» - тому, что мило «наробразовцам» и «общественности», детство по природе своей гибко, его трудно сломать. Если уж сломается, так последствия на всю жизнь. Реальные подростки - в жизни - в большинстве своём не сломались, выдюжили, сохранили в себе, несмотря на всё-таки вдолблённые в их головы некоторые уродства административной системы, много хороших качеств, благодаря умным учителям жизни, которые нет-нет да и встречались, и благодаря тому, что они дети. Но и до крапивинского героя им страшно далеко.

Внутренний мир подростка

Каким образом раскрывается характер Серёжи Каховского на страницах трилогии?

Не по годам зрелая рефлексивность подростка, отмечаемая критиками (Кузин Н. Между жизнью и сказкой. // На смену! 1975. 9 окт.), составляет одну из его сильных сторон. Она рациональна, помогает в критической ситуации делать нравственный выбор «на несколько ходов вперёд». Когда на станции Роса физрук хватает Серёжу, чтобы насильно увести в лагерь и Нок выручает его, у него, никогда ещё не испытавшего на себе злую силу взрослого, остаётся горькое беспокойство: «Хорошо, что я не успел заплакать». Не раз он испытывает потом обиду непонимания, которая стремительно нарастает и... Сначала решимость действовать и необходимость держат в напряжении, потом приходит расслабление, особенно когда кто-то поддержит и утешит, вместе с расслаблением жалость и сострадание к себе, бывшему в трудной ситуации, накатывают с такой силой, которая требует немедленной разрядки, выхода. Обида прорывается слезами: ну почему нельзя было сразу решить по справедливости, без обид! Даже в семье бывает такое. Самокопание, сомнения занимают в душе мальчика большое место. После того как хулиганствующие подростки избили на улице Митю Кольцова за сопротивление им, а бывшие при этом одноклубники трусливо бездействовали, Каховский мучительно раздумывает, а мог бы он, оказавшись на месте Мити, не струсить. Случай представился: ему пришлось сразиться со взрослым, вооружённым ножом преступником. Капитан милиции оценил это по заслугам: «Сергей, столкнувшись с преступником, вёл себя как настоящий мужчина». Казалось бы, какие ещё сомнения! Ан нет, в его «радости было беспокойство. Его сверлила мысль... о случайности». И так всё время.

Стена непонимания и обиды, время от времени возникающая между Серёжей и окружающими, его рефлексивность, мечтательность и задумчивость как-то отдаляют его от действительности, ведут к вынужденному одиночеству, когда человеку больше приходится общаться с самим собой, чем с другими. Из таких состояний подросток вынес убеждение: «Если человеку одиноко и страшно, кто-то должен оказаться рядом». Сам он не ограничивается ожиданием неведомых заступников, начинает по мере сил помогать одиноким и обиженным. Человек, по мнению писателя, «устроен так, что ему обязательно нужен приют». И Серёжа ищет и находит его в разных местах, различных предметах. Но важнее всего для человека найти приют в людских сердцах. К тому же не всякий такой приют устроит Каховского: ему надо, чтобы ещё он сам смог приютить в своём сердце тех, кто бы приютил его, то есть речь идёт о взаимности.

А когда нет рядом друзей, Серёжа их придумывает: так появились в его жизни всадники и сказка о них, помогающая поддерживать силу духа, а при надобности и максимально мобилизовать и физические возможности подростка. Когда поздним вечером четверо задержали Серёжу с маленькими Валерой и Стасиком, ему стало страшно, но он преодолел страх. Так было, было, было... На Сергея наступают: «мушкетёры» Совкова, физрук и сам Совков - в лагере, Дзыкины - во дворе, вооружённый преступник и хулиганствующие подростки - на тёмной улице. И то, что Каховский везде оказывается стойким и везде побеждает не благодаря физической силе (откуда она у пятиклассника!), а именно благодаря силе нравственной, не случайность. У В.Крапивина добро побеждает зло, потому что добро, в конце концов, всегда сильнее, а зло одерживает верх только из-за временного количественного превосходства над качеством добра.

Нравственная сила - главная составляющая характера Сергея Каховского, символизирующего силу добра. Истоки этой силы - в семье. У Каховских о матери Серёжи всегда говорят как о живой. Был случай, когда отец сжигал письма, написанные маме её другом юности Андреем Кожиным. А любопытному сыну ответил: «Чужие письма не читают без разрешения. Это нечестно». А уроки заботливости о слабых? Тоже были. Иначе откуда взяться непонятному беспокойству после первой встречи со Стасиком Грачёвым: этот малыш, воспитываемый по-грачёвски, «был какой-то совсем беспомощный, весь перекрученный страхом, и не осталось в нём ни гордости, ни капельки даже крепкого мальчишечьего характера». Эта внимательность, чуткость рождались из общения отца с сыном. Трогательная сцена, когда старший Каховский совсем ещё маленькому сыну говорит, что «настоящий мужчина никогда не дерётся с женщинами, это стыдно». О честных и добрых отношениях свидетельствует письмо отцу, проникнутое чувством собственного достоинства: «Ты не думай, что я жалуюсь...» И как оценить ещё мысли Сергея о рыцарской чести и доблести, если, по словам д'Артаньяна, она заключается не в умении владеть шпагой, а в самом человеке, и подросток в решающей схватке с Митей Кольцовым на первенство по клубу чувствует, что противник устал, но он всей душой чувствует ещё и то, что победа Мите нужнее, и... проигрывает. Самоотверженно, исключительно из высших побуждений.
Мальчик в том возрасте, когда в нём причудливо сочетаются нравственный максимализм с нравственной зрелостью. Случилось так, что он ударил Стасика за то, что тот припрятал, а потом отнёс нож преступника одному из ночных нападающих .Как молния, сверкнула в нём «мгновенная злость», но дело сделано - удар нанесён. Серёжа стыдится своей минутной слабости, испытывает к себе отвращение: чем же он после этого лучше отца Грачёва и тех же хулиганов на улице. А в лагере?.. «Сколько мужества и убеждённости нужно, чтобы назвать в таких условиях вещи своим именем и не испугаться, не отступиться от своей правоты, хотя бы против тебя были и власть взрослого, и хулиганствующие директорские подпевалы, и молчаливый «нейтрализм» сверстников, не понимающих, как можно «бунтовать» в таких условиях» (Мотяшов И. Верность большому искусству. // Дет.лит. 1975. №8.).

Одна пощёчина, одно письмо... Пустяки? Но в жизни нет пустяков. Тем более в переломный подростковый возраст. Это - отношение, позиция. И герой «вовсе не однолинеен, он даже не совсем мальчишка в том несколько жёстком понимании, какое нередко придают этому слову сегодняшние подростки» (Тубельская Г. (Рец.на «Всадники на ст.Роса»). // Лит.обозр. 1976. №6.). Совсем уж по-взрослому рассуждает Сергей: «Кто же виноват, что среди людей попадаются такие дзыкины? Им наплевать на всех, кроме себя... И один такой может испортить жизнь многим хорошим людям… А всадники успевают не всегда». Не зря дети любят книги В.Крапивина, им нужны такие вот зрелые герои, нужны способные поддерживать вокруг себя притягательную атмосферу доброты и честности.

Существенная черта крапивинского подростка - мечтательность, романтичность, способность «увидеть поэзию даже там, где, казалось бы, нелепо искать её» (Кузин Н. Между жизнью и сказкой. // На смену! 1975. 9 окт.). Маленькие и ребята постарше живут в более тесном и более населённом мире, чем взрослые. Они увлечены открытиями: ежедневно миллион открытий! Недаром Серёже «тайны, упрятанные в глубину земли, в заросли и камни, казались... живыми». Романтикой первооткрытий пронизан каждый шаг подростка, каждый поступок. Даже в таких бытовых деталях, как кличка четвероногого друга (Нок куда романтичнее, чем просто: ще-нок!) и приобретение для него билета на поезд (как торжественный акт признания прав нового друга).

И как горько и больно бывает, когда вчерашние же подростки цинично растаптывает эти возвышенные порывы, как это делается юной проводницей в поезде, она, плюнув на всю эту романтику с билетом, просто не пустила в вагон: «хозяйка» вагона слишком трезво смотрела на мир и видела перед собой лишь лохматую бродячую собаку. Хорошо, рядом оказался Алексей Борисович, сказал своё слово, и у Серёжи тут же - новые мечты и надежды. Веришь писателю, когда он говорит: «Слово - удивительная вещь. Если скажешь «неудача» - кисло на душе делается. А если скажешь «приключение» - то сразу веселее». Каждый раз с нетерпением и воодушевлением ждёт Серёжа и песню вожатого Кости, «и заранее начинала звенеть в нём радостная тревога. Будто могло случиться чудо, и всадники из песни готовы были вырваться на поляну и встать у костра». Как Слово будоражит детское сердце! Костя, сам того не замечая, находит ключик к мальчишеской душе, и Серёжа готов теперь следовать за своим вожатым хоть на край света.

Большое место в жизни подростка занимает сказка, притом сказка собственного сочинения. Она, как квинтэссенция всего нравственного в подростке, становится компасом души. И сам писатель в другой повести пишет: «Все настоящие сказки про одно: как человек ищет человека» (Крапивин В. Лётчик для Особых Поручений. // Крапивин В. Та сторона, где ветер. Лётчик для Особых Поручений. Свердловск.1975.). Именно на этой основе она воплощается в жизнь, как у Серёжи, начиная от его герба (в клубе «Эспада») со всадниками, лучами солнца и кончая его жизненной позицией, чтобы самому стать Всадником, спешащим на помощь.

Жизненная позиция подростка

Как же раскрывается в трилогии жизненная позиция подростка?

В основе его жизненной позиции лежит активная доброта. Известно, что освоение пространства между людьми не всегда удаётся безболезненно. Как правило, за добро и справедливость приходится бороться и чем-то расплачиваться: от безобидного случая, когда Серёжа помог ребятам во дворе вернуть мяч, который у них хотели забрать Дзыкины, до опасного столкновения с преступником. Конечно, неприятно общаться с Дзыкиными. Однако бывают ситуации нравственного выбора потруднее, чем противостоять преступнику и зарвавшимся обывателям. И требуется понимание и такт со стороны взрослых, умение незаметно направить на правильный путь. Отец подсказывает Серёже, мучающемуся угрызениями совести из-за пощёчины Стасику, выход - помочь малышу избавиться от страха. Подросток принимает решение: у него нет другого пути, кроме помогать. Уход от борьбы ведёт к моральному падению, цинизму и пошлости. Писатель показывает это на примере с Сенцовым, прошедшим путь от члена клуба «Эспада» до связи с хулиганами, в компании с которыми на тёмной улице выступил против Сергея. Для Стасика не пропало даром общение с Серёжей: в третьей части трилогии он, раньше дрожавший от грубого слова, прикрывает собой Нока, в которого пьяные дядьки кидают бутылки.

Обострённое чувство справедливости и ответственности за то, что происходит в жизни и рядом, и вдалеке заставляет Серёжу с его другом Кузнечиком задумываться о судьбе сверстников в Чили, где бесчинствуют фашисты.

В основе программы на будущее у Серёжи - быть всадником самому: учиться слышать зов на помощь, слушать и смотреть, активно вторгаться в жизнь. Ещё в повести «Оруженосец Кашка» писатель высказывает афоризм: «Каждый человек сам выбирает дорогу и ходит, где хочет». Серёжа выбрал эту дорогу, не совсем безопасную, где свои убеждения приходится защищать в борьбе. И на тёмной улице «Серёжа знал, что пусть хоть до смерти изобьют, но карманы выворачивать он не даст и не побежит без боя». Потому что «бывают вещи сильнее страха... можно бояться и всё равно стоять прямо. Потому что есть эмблема с конниками и солнцем, есть друзья, рапиры, слова клятвы. Песни Кузнечика. Всадники «Гренады». И где-то далеко - маленький Алехандро Альварес Риос, которому грозят пули. И красный галстук, который, выходя из школы, не прячешь в карман, как эти подонки». Так Серёжа идёт к своему «звёздному часу».

Одними из лучших в трилогии являются страницы о дружбе. «…«Один за всех и все за одного» - так кратко выражают суть романа дети. А радостно вспоминают все случаи, когда звучит в романе его призывный рефрен: «Не тронь товарища!» А история дружбы членов «Эспады», их преданность своему делу не раз вызывают слёзы восторга», - сообщается в сведениях о читательском восприятии «Мальчика со шпагой» (Сандалова Э. О некоторых особенностях восприятия... // Книги - детям. М.,1982.).

Во время соревнования на первенство по клубу Серёжа с радостным удивлением следит за успехами Мити, который «в каждую схватку шёл, словно этот бой - самое главное и самое радостное дело в его жизни. Это не просто бой, это жизненная позиция! Почему Серёжа видит Митю таким? Потому что он сам такой же! Не случайно и о нём учёный-археолог Виталий Александрович говорит: «А ты, дорогой мой, в каждую стычку рвёшься, как на штурм Зимнего». А вот что он сам испытывает в бою: «Мы сейчас сошлись друг против друга, но мы, если надо, станем плечом к плечу с клинками в руках... И где-то совсем недалеко вскидывают нетерпеливо головы и рвутся у коновязи наши золотистые кони...» В душе поёт воплощаемая в жизнь сказка! И такие вдохновенные чувства у Серёжи со всеми близкими друзьями; Митей Кольцовым, Генкой Медведевым, Наташей Лесниковой, Димкой Соломиным и др.

«Мушкетёры» Совкова, Гусыни и Кисы тоже «дружат», но что это за дружба? Стаи. В такие стаи сбиваются не только «конченые», разложившиеся, но примыкают и те, у кого ещё лишь тенденция к этому, у кого низкий уровень культурности. К примеру, не раз помянутый здесь Сенцов, совмещающий хорошее поведение в школе с сомнительными связями с Кисой и Гусыней. Школа оказалась неспособной ни предотвратить такой исход, ни выявить подлинную суть деформирующейся личности, хотя и претендует на это. «Эспада» поставил точный диагноз, но позаботился о чистоте своих рядов: Сенцова изгнали. Клуб ещё был слишком слаб, с трудом выдерживал нападки всевозможных административных и общественных органов, занимался больше отстаиванием своих прав на существование, а не перевоспитанием всяких «трудных». Кроме Сенцова, в школе учатся и Кисы, и Гусыни. Да и что винить школу: она не райский уголок, не изолирована от общества и его болезней.

В школе учитель физики Сергей Андреевич называет Каховского «мятежной душой». К концу второй части трилогии эта фраза вроде бы ничего нового не добавляет в портрет деятельного подростка. Зато показывает истоки гражданских идеалов, связанных с историей и культурой всего человечества, и устремлённость пионера в будущее. Одна эта фраза выстраивает в памяти цепочку ассоциаций: от лермонтовского «а он мятежный просит бури» до «Большая душа, как большой костёр, издалека видна» Павленко П.А., от «Человек - самое мятежное существо в мире» Джека Лондона, из чего мы заключаем, что мятежность - нормальное состояние человека, а безмятежность - аномалия, до руководящего принципа самовоспитания: ценно лишь то, что добыто собственными бурями и мятежами.

Не сразу приходит Серёжа к своему «звёздному часу». Потому что такой момент готовится всей предыдущей жизнью. Отец перечисляет сыну, сколько у него было в жизни «звёздных часов» и каких, и у читателя появляется уверенность, что первый такой взлёт не станет у Серёжи последним. Он по крохам собирает свой идеал, от каждого забирая в путь всё хорошее. Не приводя пространных примеров, укажем только на такую деталь: в повести «Всадники на станции Роса» Серёжа сравнивает журналиста Иванова с Дон Кихотом, а в «Флаг-капитанах», третьей части трилогии, дядя Витя называет так самого Серёжу. Значит, растёт, развивается подросток, перенимает опыт и традиции старших. А дон кихоты сейчас очень нужны, много-много дон кихотов.

Связи поколений В.Крапивин уделяет немало внимания. Особо подчёркивается преемственность мужества в утверждении нравственных ценностей. Ещё в повести «Оруженосец Кашка» И.Мотяшов выделил «образ Вожатого, человека более старшего возраста, который передаёт своему юному другу опыт, накопленный предшествующими поколениями, идейную убеждённость, преданность народу, Родине...» (Мотяшов И. Гайдар шагает впереди. // Учит.газ. 1972. 20 апр). Образ Вожатого, с разных сторон рассматриваемый, переходит у писателя из повести в повесть, потому что он сам - пионерский вожак, признанный Вожатый, который прошёл вместе со своими подопечными огонь и воду настоящей жизни. Есть среди вожатых такие случайные попутчики, как Серафима («Оруженосец Кашка») и Гортензия Кушкина («Мальчик со шпагой»), но есть и люди глубокие, с призванием, как С.Привалов («Оруженосец Кашка») и герои трилогии Костя и Олег Петрович Московкин. Организованный Олегом клуб «Эспада» становится союзом единомышленников и сотрудников. Олег не играет в самоуправление, а действительно отдаёт клуб детям, оставаясь для них старшим товарищем. Быть начальником, назначенным кем-то, не трудно, труднее быть товарищем, постоянно быть нужным, поддерживать авторитет исключительно умениями и способностями, силой примера и талантом общения с детьми. Олег знает, что его сила - в доверии к нему. А через доверие - и требовательность. Вот чем привлекает клуб детей. В школе этого нет, там требовательность без доверия. А это уже никуда не годится. Вспомним повторяемый не раз Серёжей знаменитый его принцип: «Если плохо, то зачем?»

Для Олега его ученики не кто-то, отдыхающий после уроков от школы, а прежде всего пионеры: «Свинство, когда человек считает себя пионером, а галстук прячет в карман», -говорит он подросткам. Учит их смелости и мужеству: «Если приходится влезать в неприятное дело или драку какую-нибудь, сосчитай, как перед стартом. Чем серьёзнее дело, тем больше бери отсчёт. Помогает справиться со страхом и успокаивает голову, чтобы не напороть горячку». Или ещё: «Фехтовальщик с палкой может целую шайку разогнать». Его слова Серёжа доказал в ночной схватке, за что ему в клубе «Эспада» вручили именную шпагу!
Но писатель не ограничивается подростками и вожатыми, родителями и учителями, а включает в произведение множество эпизодических лиц, которых так много для «нормальной» повести. В.Крапивин будто говорит этим, что все мы в той или иной степени участвуем в воспитании детей - и своих, и чужих - где бы мы ни находились: на улице ли, на производстве, или дома, прививаем и хорошее, и плохое. Ничто бесследно не пропадает, лучше всего воспитывают те, кто понимает воспитание не как обузу, а как труд, который приносит огромную пользу и воспитателю, потому что «мужание - процесс обоюдный: мы растём с теми, кого поднимаем» (Ильин Е. Искусство общения. М.,1982. - С.24). Что нам есть чему поучиться у детей, в трилогии показано достаточно выразительно. Вот почему мы не считаем произведения В.Крапивина чисто детской литературой, ориентированной только на детей.

«В герое трилогии Крапивина поначалу даже ощущаешь некоторое несоответствие его возраста и тех высоких гражданских качеств, которые проявляет этот 12-летний мальчик. Но ведь такой приём, если он основан на достаточной художественной чуткости, вполне правомерен. Писатель как бы видит в сегодняшнем подростке человека близкого будущего... И делает это художнически смело, сочетая психологический анализ с романтическим пафосом, публицистику с поэзией» (Тубельская Г. (Рец. на «Всадники…»). // Лит.обозр.1976. №6). Видимо, это и позволило С.Баруздину гораздо раньше заявить о созданных В.Крапивиным образах «без всякой скидки на «детскую» литературу» (Баруздин С. В.Крапивин и его герои. // Лит. Россия. 1969. 26окт). Но настоящая литература и претендует ни на какие скидки.
Итак, крапивинский подросток несколько идеализирован, но в лучшем смысле, а не в смысле «оторванности от жизни», в чём порой упрекают писателя. От жизни он как раз и не оторван. Писатель помещает своего героя в самую гущу реальной жизни, в среду, которая относится к нему весьма противоречиво: часть принимает и поддерживает, а часть не принимает, яростно борется против него, отталкивает, как нечто чужеродное и опасное. В этом прослеживается позиция самого автора: он не только создаёт модель действительности, синтезированной из коллизии «придуманного» им подростка с реальной средой, но и художественно убедительно доказывает жизнеспособность своего героя в реально существующих условиях. ... ... ...

НЯНИН АЛЕКСЕЙ. ХАРАКТЕР ПОДРОСТКА В ТРИЛОГИИ ВЛАДИСЛАВА КРАПИВИНА «МАЛЬЧИК СО ШПАГОЙ». (Традиции. Новаторство. Авторская позиция.). - Свердловск. Уральский Государственный Университет им. А.М.Горького. 1989 г. - 62 с. – Источник (скачать ): http://zovu.zovu.ru/index.php?dn=down&to=open&id=332

 

 

!!! Дорогие читатели и посетители сайта ЗоВУ.ру. Приветствуются ссылки на страницы сайта "Золотые Врата Урала (ЗоВУ)" и указания источника при цитировании. Размещение копии на своих сайтах без разрешения является нарушением авторских прав!!!

 

Справочная информация по уровням вещания и практика:

см. начало в предыдущем выпуске: ...

4) Подписные издания: Альманах "Карта Успеха" (http://zovu.ru/index.php?dn=news&to=cat&id=17), эл.журнал "ЗОВУ РИТМ" (http://zovu.zovu.ru), газета "Золотые Врата Урала" (http://zovu.ru/index.php?dn=news&to=cat&id=16) , 47 брошюр (http://zovu.ru/index.php?dn=news&to=cat&id=19) и двухтомник "Властелин времени: технологии разумной жизни" (http://zovu.ru/index.php?dn=news&to=cat&id=18). Заказ на нашу литературу см. по ссылке http://zovu.ru/index.php?dn=info&pa=forma_zakaz .
5) Выставка-магазин "У Золотых ворот" (здесь можно выбрать и заказать литературу Команды ЗоВУ и РИТМ): http://zovu.ru/index.php?dn=mag&to=cat&id=2!

Наши сайты ждут вас: 1) Золотые Врата Урала - http://zovu.ru, 2) Российский Институт Творческого Мастерства (РИТМ) - http://zovu.ru/index.php?dn=news&to=cat&id=8. 3) Зову Образ Лада - http://zovuobraz.ru. 4) ШУТ-КИ.НЕТ - http://shut-ki.net , 5) Журнал "ЗОВУ РИТМ" (скачать бесплатно) - http://zovu.zovu.ru,

До следующих встреч! Наша почта: zovuzovu@narod.ru. Пресс-центр ЗоВУ. 2020.

* * *

 


В избранное