Психотерапевты Новосибирска Откуда берутся детские страхи?
Откудаберутсядетскиестрахи?
Когда я быламаленькойдевочкой, тооченьбояласьтемнойкомнаты, все предметыказались мнеужасными, а главное, казалось, что в темнотепряталсякто-тострашный. Мамабраламенязаруку,включаласвет, и мыобходили всю комнату,заглядывали под стол, под кровать, там никогонебыло и мне становилосьлегко и спокойно. До сих пор я помнютеплотумаминойруки и еевеселыйголос.Ставпостарше, я началабоятьсякартины, котораявисела у нас над пианино, тетя с картиныследилазакаждыммоимшагом, а когда я уходила, она, как яполагала, спускаласьизкартины, шуршачернымшелковымплатьем, и гулялаподому. Тут уже мой отецдолгообъяснял мне о мастерствехудожника при написанииглазпортрета: зрачокпомещаетсяточно в центр, что и создаетэффектслежениязазрителем. Его рассказзавершилсяпоходом в Третьяковку, где я увиделаоригиналрепродукции и много других портретов с подобным эффектом. Мои родители небыли психологами и педагогами, они даже не получили высшего образования, но они интуитивно понимали мои детскиестрахи и бережно относились к тем чувствам, которые испытывает их дочь. Самое главное они не смеялись над моими страхами и не ругали меня. Я думаю, каждый может припомнить, чего он боялся в детстве, и сравнить с тем, чего боятся ваши дети. А можно ли уберечься детей от страхов? Что такое детскиестрахи?
В книге «Волшебныегоды» СельмаФрайберграссказывает о мальчике, родители которогостаралисьзащитить от всехвозможных в жизнистрессов. Времякормления, переодевания,прогулок и даже рождениесестер и братьевбылоспланированопо-научному. РодителиФрэнкиотгораживалисына от всехнегативныхпереживаний (
даже пропускали в сказкахстрашныеместа). Они были уверены, что у мальчиканикогданевозникнутстрахи. Что жебылонасамомделе? В возрасте 2-х лет ребенокиспытал все страхисвойственные еговозрасту, как и большинство его сверстников. Помнениюавтора, страхиявляютсязакономернымявлением и частьюнормальногоразвитияребенка.
Страхпробуждает в ребенкеэволюционно-врожденнуючеловеческуюреакциюнавнешнююопасность –«сражайся и убегай». Страхявляетсяоднойизшестибазовыхэмоций, накоторыхстроится все поведениечеловека. Помимостраха к ним относитсясчастье, печаль,удивление, гнев и отвращение. Эмоции - некийсыройматериал, которыйзаложен в нашихДНК. Это своегорода «системасигнализации» как у автомобиля, помогающаяреагироватьнавнешний мир, это индикаторвсегопроисходящего в жизничеловека, эмоциибиологическизаданы, а чувства – это приобретенныереакции,
которые формируются с самогораннегодетства. Чувствавнутреннеотображаютэмоции. Например, в основе «чувствауныния» лежатэмоциизлости, гнева, в основечувстваподавленности, неуверенности – эмоциистраха.
Так как страхивозникают у всех детей и полностьюоградить от них ребенканевозможно, выможетепомочьмалышусправитьсясо страхами. Отвашегопонимания, что чувствуетребенок, зависитформирование его зоныбезопасности и уменияуправлятьсвоимиэмоциями. Как это сделать? Рассмотримнаиболеетипичныестрахи детей от годадотрех.
Страхнезнакомца. Семьяотмечаетденьрождения - столнакрыт, звучитмузыка, гостинапороге. Но как толькогостипроходят в комнату , 10 месячнаяМашазаливаетсягромкимплачем, глядянанезнакомыелица, девочкаплачетгромче и громче. Родителирастеряны,праздникперемещаетсянакухню, откудагостиопасливовыглядываютнамаленькуюхозяйку.Страхнанезнакомыхлюдейпроявляется у детей в 8-11 месяцев, что вероятносвязано сформированиемпривязанности, ребенокхорошознаетпапу, маму, бабушку, деда и боится ихпотерять. Тоже может произойти и напрогулке, еслимамадолго с кем-тобеседует. Страхнезнакомцевесть у всех детей всехнациональностей, это несвязано с тем, что кто-то«сглазил» ребенка или «тетяплохая», это естественноеформированиепсихики. Еслиблизкиенормальнореагируютнакрикребенка и могут его утешить, прижать к себе (обеспечитьбезопасность), топостепенно эта реакцияначужихлюдейисчезнет, затопоявитсядругая –интересребенка кто это? Зачемпришел? Что хочет?
Стараясьразвитьдоверие к людям, нестоитмалышанитолкать к постороннимлюдям, ниполностьюограждать его от новыхлюдей, важнауверенностьвзрослого, которыйвсегдаможет понять и успокоитьребенка.
Незнакомыепугающиезвуки. Многиемаленькие дети пугаютсярезких, незнакомыхзвуков. Мой младший сын в годоваломвозрастеоченьпугалсязвукаработающегопылесоса. Онбросалиграть и испуганновлезалнастул, диван, на все, что приподнимало его от пола,откуда шла опасность. Былоинтересно, что точнотакуюжереакциюдемонстрировал наш кот, они наперегонкизанималиблизлежащуювозвышенность и оттуданаблюдализастрашнымзверем – пылесосом. Понадобилосьнекотороевремя, чтобы он привык к этомуагрегату и считал его безопасным.
Когда ребенок явно напуган
новыми звуками, важна реакция взрослого. Заметив испуг малыша, он должен объяснить, что происходит. С бытовыми предметами можно подготовить ребенка перед их включением. Задача взрослого – не игнорировать страх ребенка, а предложить выход.
Страх
воды. У девятимесячнойАлисы синие глаза и золотые кудри до плеч. Но мыть голову Алиса не дает своей маме, при всех попытках намылить головку Алиса громко кричит и вырывается. Златокудрой красавице не помогают ни игрушки, ни уговоры, ни песенки в ванной.Многие дети до полутора лет сопротивляются попыткам взрослых мыть им голову. Другие дети вообще отказываются залезать в ванную и мыться. Как решить эту проблему? Иногда помогает, когда ребенок получает некоторую степень контроля
над тем, что с ним происходит, например, сам смывает шампунь под струей воды. Действенный метод – игры в то, чего боится ребенок. Например, моем голову кукле, купаем медвежонка, помогая ему не бояться и.т.д. Главное «не заводиться», а подходить к проблеме с пониманием и предлагать разные варианты малышу, чтобы купание было комфортным.
Страх темноты.Очень многие дети боятся темноты или засыпать в темноте. В нашей культуре, сказках с темнотой связаны недобрые силы. И действительно, в темноте многие предметы кажутся незнакомыми, пугающими. Дети до трех лет не могут понять, что если они не видят чего-то в темноте, то этот предмет продолжает существовать. Желательно оставлять ночник в той комнате, где ребенок спит, так ему будет проще
и спокойнее заснуть. Справиться со страхом темноты хорошо помогают игры, например в «разведчиков». Дайте малышу фонарик, пусть он вместе с вами, как разведчик, изучает пугающую темноту и рассказывает, что видит. Малышам, которые не понимают, что предметы не исчезают, когда их не видишь, хорошо помогают игра в прятки. Кстати, эта игра есть во всех человеческих культурах. Хорошо помогает игра «зверушки в норке» - спрячьтесь вместе с ребенком под пледом, одеялом, будто вы мама –лиса
с лисенком, или папа- медведь со своим медвежонком. Эта игра, помимо того что помогает справиться со страхом темноты, дает хорошую возможность для телесного контакта, который так нужен детям.
Если малыша кто-то напугал. Не все страхи связаны с возрастными
особенностями. Бывает, что малыша напугала большая собака на прогулке, он попал в больницу и стал бояться белых халатов врачей, или случайно оказался один в лифте. Ребенок может быть так сильно напуган, что теряет некоторые свои навыки – перестает проситься на горшок, плохо ест, капризничает без видимой причины. Такое поведение называется посттравматической реакцией. Здесь родителям придется набраться терпения, и если восстановительный период затянется на несколько недель, нужно обратиться к специалисту
(врачу или психологу).
Страхи маленьких детей часто кажутся взрослым безосновательными.
Ведь в темноте никого нет, мыть голову не опасно, громкий звук дрели говорит о ремонте у соседей. Но если вы сами боитесь летать на самолете или визита к стоматологу, вам вряд помогут слова типа «нечего тут бояться». Вас больше поддержит сопереживание «конечно, страшно идти к стоматологу, я тебя понимаю, зато после лечение у тебя будет чувство радости и гордости плюс очаровательная улыбка». Ваши дети нуждаются еще в большой поддержке, понимании и сопереживании. Испытывая искренние чувства,
вы формируете их неповторимый чувственный мир, в котором всегда будет место для вас, любящих и любимых родителей.