Популярно о психологии

  Все выпуски  

Популярно о психоанализе Выпуск №8


*** ПОПУЛЯРНО О ПСИХОАНАЛИЗЕ ***

 выпуск 8

 1011 читателей

СЕГОДНЯ В ВЫПУСКЕ:

Анализ фильма Л. Бунюэля «Этот смутный объект желания» | Интерпретация сновидений

 

Здравствуйте, уважаемые подписчики!

Пересмотрела я недавно фильм Луиса Бунюэля «Этот смутный объект желания» и решила поделиться с вами своими впечатлениями. А также решила немного разгрести свою переписку и представить кое-что вашему вниманию.

Как всегда, вопросы, замечания и описания своих сновидений можно присылать автору рассылки, Анастасии Гареевой, на адрес gareeva@sibmail.ru

 

АНАЛИЗ ФильМА Л. Бунюэля «Этот смутный объект желания»

Для начала – немного о режиссере и фильме (информация взята с сайта http://tio.agava.ru).

Итак, "ЭТОТ СМУТНЫЙ ОБЪЕКТ ЖЕЛАНИЙ", Cet obscur objet du dеsir/That Obscure Object of Desire, Франция - Испания, 1977, 103 мин., R. Реж. Луис Бунюэль ("Виридиана", "Скромное обаяние буржуазии"); в рол.: Фернандо Рей (Матье), Кароль Буке (Кончита), Анхела Молина (Кончита), Жюльен Берто (судья), Андре Вебер (камердинер), Милена Вукотич (женщина в поезде), Муни (консьерж), Пьераль (психолог)

Экзистенциальная комедия-мелодрама. Последний фильм 77-летнего Л.Бунюэля. К неоднократно экранизированному роману Пьера Луиса "Женщина и паяц", сюжет которого он сам определял как "историю невозможности обладания женским телом", Бунюэль подбирался уже давно. Бунюэль создал собственное кино, неповторимое и отмеченное печатью гениальности.

Итак, немолодой граф Матье приударяет за своей молодой служанкой Кончитой, которая позволяет себе поиграть с хозяином. Девушка мило и довольно креативно провоцирует его на романтические поступки, но в решающий момент всякий раз изящно ускользает, а, вернувшись назад, проявляет большую изобретательность в объяснении причины своего поступка и вновь очаровывает мужчину, который, впрочем, сам обманываться рад. И положение марионетки в руках "роковой" женщины не кажется Матье оскорбительным, о чем он рассказывает соседям по купе поезда, среди которых выделяется преисполненный достоинства карлик-психолог.

Излюбленного ощущения сюрреалистичности происходящего Бунюэль достигает откровенно парадоксальным ходом, поручив роль Кончиты сразу двум актрисам (а озвучание - третьей). Известно, что эта грандиозная идея (правда, М.Иванов утверждает, что зрители попросту ее не заметили) пришла режиссеру, когда он понял, что начавшая съемки Мария Шнайдер ("Последнее танго в Париже") откровенно не справляется с поставленной задачей. Зато призванный вместо нее тандем идеально совпадал со всегда волновавшей и манившей Бунюэля теорией женской двойственности (одновременно ангел и дьявол), что особенно ярко отразилось в его "Дневной красавице".

"Разделив личность героини на две половинки, вроде бы наделив одну из ипостасей кротостью и покорностью, так влекущей к себе, а другую - буйным нравом, одержимостью и неповиновением, Бунюэль затем опровергает предположение, что каждая из них по отдельности воплощают ангела и дьявола, только выделенных для убедительности из цельной натуры женщины, - пишет С.Кудрявцев, включивший ленту в список своих любимых фильмов. - Метафора "смутный объект желания" - не только неясная, неразгадываемая, непредсказуемая сущность женщины, к которой мужчина испытывает непреодолимое, находящееся за пределами разума, всепоглощающее влечение.

Обратите внимание на броские и на первый взгляд, казалось бы, не слишком увязанные с сюжетом нюансы. Они лишний раз напоминают о силе, о всемогуществе судьбы.

Теперь о моих впечатлениях: фильм, безусловно, из серии тех, которые можно, нужно и интересно анализировать. Хотелось бы сразу обратить внимание на то, что из вполне достоверного источника (биографии Бунюэля) мне стало известно, что две актрисы, исполняющие одну роль – действительно находка режиссера, но находка вынужденная, поскольку одна из актрис (Анхела Молина), которую он начал снимать в роли Кончиты, оказалась своенравной, что-то там у нее с Бунюэлем не срослось, и она ушла, когда фильм еще не был закончен. Бунюэль пригласил другую актрису, но снятые до этого сцены переснимать не стал, зато потом склеил фильм из разных кусочков.

Теперь насчет отношений, показанных в фильме, и самих героев. Фильм, собственно, про переживания графа Матье, Кончита же – действительно лишь объект, мы не видим её чувств. Таким образом, анализировать нужно мужчину («марионетку», «паяца»). Почему он так привязан к Кончите? Любой «нормальный мужик» не стал бы бесконечно бегать за такой «динамисткой». Фильм так и кончается – цель не достигнута, объект не сдаётся. О такой концовке, в принципе, догадываешься уже где-то на середине повествования, но всё равно смотришь с интересом – а вдруг что-то там произойдет?

Смею предположить, что граф Матье – человек со слабым Эго, неспособный разобраться со своими желаниями. Что действительно ему нужно? Он никогда не говорит о своих желаниях, а лишь спрашивает у Кончиты, пытаясь её добиться: «Что мне сделать для тебя»? Девушка, кстати, знает, что ей надо. Она получает от него деньги, а потом и дом. Впрочем, возможно, что ее основное желание – не то, что мы видим на поверхности, а именно «желание быть желанной». Постоянно ускользая от Матье, но каждый раз даря ему надежду, она поддерживает страсть, которой не стало бы – добейся он её.

Один лишь раз граф проявил своё желание «дать ей по лицу», когда Кончита на его глазах, в подаренном им доме, ему «изменила». Девушка сразу воспылала: «Теперь я вижу, что ты меня любишь». И на коленях протянула ему ключ от своего дома. Но Матье с отвращением отбрасывает его – Кончита становится ему неинтересна?

Друг Матье где-то в середине фильма говорит: «Женщина – это мешок с экскрементами». Весь фильм граф таскает за собой какой-то холщовый мешок, содержание которого Бунюэль нам так и не раскрывает J

 

интерпретация сновидений

Мне пришло следующее письмо:

«Здравствуйте, Анастасия! Я бы хотела спросить у Вас, что может означать сон, когда я убиваю там людей. Я два раза видела во сне, как сама зарезала какую-то знакомую неизвестно для чего. Завернула тело, положила под стол, а сама сидела неподалеку на полу и смотрела телевизор. А сегодня я во сне вела машину (водить не умею абсолютно), потом я должна была ее куда-то спрятать. Доехала до заброшенной местности, я была со знакомой (в жизни ее не знаю). Нас встретили две очень взрослые, но еще не очень пожилые женщины. Мы о чем-то договорились, одна из них пошла проводить до выхода девушку, которая со мной была. А я задержалась. Тут услышала страшный крик и поняла, что женщина убила девушку. Вторая женщина была в помещении со мной, она была около дивана, а я около стола. Когда я услышала крик, я со стола схватила огромные ножницы. Тут в комнату вбежала первая женщина, у нее в руках был длинный металлический штырь. Увидев ее, я всадила ножницы в женщину на диване. Прямо в живот, глубоко. И проснулась. Кошмар!... (Целый день не могу забыть этот ужасный сон.)

Потом следом мне приснился другой - там я плавала в бассейне и так гребла руками, что у меня с пальца упало кольцо. Я видела его на дне бассейна, но нырнуть не могла. Пыталась дотянуться до него рукой, но чтобы при этом лицо в воду не погружать. Объясните мне это, пожалуйста, если можете. Спасибо!»

На что я ответила:

«Здравствуйте!

Сразу предупрежу, что для полноценной интерпретации сновидений нужно иметь представление о личности сновидца, его жизненные обстоятельства, то, что случилось с ним накануне, особенности детства... Не зная всего этого, можно только пофантазировать на тему сновидения. Вы можете мне сообщить кое-какие подробности Вашей жизни. То, что считаете нужным. Тогда можно будет сказать что-то по поводу Ваших сновидений с большей определенностью. А пока пофантазирую... Сновидения -- это исполнение наших желаний. Причем, явное содержание сновидения может сильно отличаться от скрытого (истинного), потому что сновидения проходят цензуру. Поэтому на явное содержание сновидения вообще можно не обращать внимание -- смысл его все равно может быть далек от того, что оно на самом деле отражает. Так как все действующие лица в сновидении могут быть нами самими (разными частями нашей личности), то Ваши сновидения могут отражать Ваши внутренние конфликты, например, неприятие каких-то частей Вашей личности. Если исходить из символики, то такие предметы, как металлический штырь, ножницы -- это символы мужских половых органов. И если сновидение -- это исполнение желания, то, возможно, имеются здесь гомосексуальные мотивы (ножницы находятся в Ваших руках, и Вы всаживаете их в живот женщины). Сон может быть также исполнением агрессивных, садистических желаний. Какое чувство Вы испытывали во сне, убивая людей? Вождение машины во сне -- тоже исполнение желание (тем более, что в реальности Вы этого делать не умеете).

Сон с бассейном пока объяснить не могу. Нужны подробности (как сна, так и Вашей жизни). Что это было за кольцо? Что оно для Вас значит? Вы умеете плавать?

С уважением, Гареева Анастасия.»

Если у вас, дорогие подписчики, есть другие мнения по поводу данных сновидений, можете присылать их на адрес gareeva@sibmail.ru -- я с удовольствием с вами подискутирую.

 

Автор рассылки оставляет за собой право использовать полученные письма для публикации на условиях анонимности, либо с указанием информации, не позволяющей идентифицировать отправителя.

 

 


В избранное