Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Популярно о психологии

  Все выпуски  

Популярно о психоанализе Выпуск №23


 выпуск 23

 ПОПУЛЯРНО О ПСИХОАНАЛИЗЕ

 1539 читателей

Сегодня в номере:

·         «Нежный возраст» – продолжение разговора о детской сексуальности (материал моей статьи в журнале «Дети», 2007 г.)

·         Вопрос-ответ (по материалам моей рубрики в журнале «Всё для женщины»)

 

Нежный возраст

Пос­ле некоторой фазы расцвета (от трех до пяти лет) сексуальная активность ребенка заметно снижается. Примерно с шестого до двенадцатого года жизни наблюдается затишье и спад в сексуальном развитии, который заслуживает названия латентного периода. Этого периода может и не быть, он вовсе не обязательно прерывает на время сексуальную деятельность и гасит сексуальные интересы ребенка.

Большинство переживаний и душевных движений перед наступлением латентного периода подвергается затем инфантильной амнезии, уже обсуждавшемуся ранее забвению, которое окутывает наши первые годы и отчуждает их от нас. Причиной этого забвения оказываются истоки сексуальной жизни.

В этом возрасте поведение детей выравнивается, легко под­дается влиянию и обучению, наступает «рай» для родителей и педагогов. Собственно, сама сексуальность ребенка никуда не исчезает, сохраняется и энергия сексуальных влечений, однако в т.н. «нежном возрасте» она начинает использоваться для достижения несексуальных целей, таких, как развитие социальных чувств (дружбы, принадлежности к группе и др.), творчество, занятия спортом и т.д.

Подобная деятельность предо­ставляет разнообразные возможности для удовлетворения, снижающие давление сек­суальной активности. Однако, несмотря на относительное успокоение эротических потребностей, мастурбационная активность и сопряженные с ней фантазии не исчезают, оставаясь важным фактором, поддержи­вающим стабильность ребенка в средней и поздней фазах латентного периода. Когда занятия мастурбацией и фантазии при мастурбации насильственно подавляются, это приводит к тому, что ребенок начинает жаловаться на скуку и становится менее свободным в игре и в занятиях другими видами деятельности.

Если ребенку строго запрещено заниматься мастурбацией, могут появиться различные симптомы, такие, как навязчивые ритуалы, навязчивые мысли, всепоглощающие мечтания, небрежность или трудности с концентрацией внимания в школе и даже асоциальное поведение. Если запреты остаются безрезультативными, ребенок может заняться навязчивой мастурбацией, особенно мальчик. Из-за чрезмерного чувства вины и жестких внутренних норм может возникнуть порочный круг. Поэтому чем меньше замещается и превратно истолковывается родителями случающаяся время от времени мастурбация ребенка, тем менее парализующим будет возникающее чувство вины.

Судьба мастурбации в латентный период зависит от нескольких факторов. Во-первых, расширяющееся окружение помогает ребенку смягчить настойчивость генитальных импульсов, предоставляя ему возможность получать радость от обучения и социальных контактов. Во-вторых, успехи в учебе или других видах деятельности служат ребенку источником позитивной самооценки, которая помогает компенсировать чувство вины, вызываемое мастурбацией. В-третьих, ребенок начинает лучше справляться с чувством вины из-за своих фантазий и занятий мастурбацией, поскольку укрепляется его Я, которое становится способно выдерживать негативные чувства.

К началу младшего школьного возраста ребенок, пройдя эдипову фазу развития, начинает осознавать, что объект любви может быть только за пределами его семьи. В родителях (отце, матери) он уже воспринимает прямое свидетельство для ограничения своих порывов.

Для раннего латентного периода типичны фантазии о «семейном романе». Эти фантазии происходят от разочарований в эдиповой любви и содействуют попыткам ребенка дистанцироваться от родителей. Ощущая себя отвергнутым родителями, которые временами, как он чувствует, предпочитают ему друг друга, он представляет себя приемным ребенком, пасынком или падчерицей и полагает, что он благородного происхождения и просто отдан в эту семью до тех пор, пока не появятся лучшие возможности.

Во время этого периода полной или только частичной латентности формируются те душевные силы, которые впоследствии как задержки на пути сексуального влечения и как плотины сузят его направление (отвращение, чувство стыда, эстетические и моральные требования идеала). Построение этих плотин является не только делом воспитания, оно зафиксировано путем передачи по наследству и иной раз может наступить без всякой помощи воспитания.

Интересно, что только к началу латентного периода (которое совпадает с возрастом, когда ребенок идет в школу), человек приобретает способность устанавливать социальные связи. В детском саду, несмотря на то, что они находятся рядом, дети «сами по себе». Как правило, их привязанности друг к другу и к воспитателю нестойки и обусловлены каким-либо совместным занятием. Собственно, нет команды, нет группы. Вся энергия всё еще сосредоточена в семейном треугольнике «мама-папа-ребенок». И только отказавшись от своих притязаний на родителей, ребенок становится способен любить кого-либо еще. Вспомните себя в этом возрасте – детскую влюбленность в первую учительницу переживают, возможно, все без исключения. А нежные чувства, испытываемые к друзьям (которые появляются у ребенка не ранее того возраста, когда он начинает учиться в школе) – не что иное, как лишенная эротического компонента привязанность к тем, с кем тебе приятно находиться и заниматься совместной деятельностью. Вообще, будучи большими индивидуалистами до школы, первоклассники смиряются с тем, что теперь они – члены группы. Понимая, что их мечты о любви учителя исключительно к ним неосуществимы, они довольствуются тем, что учитель любит всех одинаково. А для того, чтобы заслужить эту любовь, нужно выполнять требования общежития. Группы ровесников – мальчиков или девочек – создают возможности для укрепления половой идентичности и отдаления от мамы и папы.

Инфантильный интерес к деторождению, характерный для эдипального периода, не прекращается и в латентном, однако вопрос «Откуда дети берутся?» трансформируется в стремление узнать как можно больше о происхождении мира, зарождении жизни на Земле, космических законах… Жажда знаний, интерес к учебе, чтению – ни что иное как сублимированное влечение к овладеванию.

Причины смещения сексуальной энергии от прямой своей цели в этом возрасте вполне понятны. Шестилетний ребенок уже, как правило, уяснил, что папа или мама не могут быть его мужем или женой. Однако, получив запрет на использование своей сексуальной энергии в отношении родителей, ребенок не имеет пока возможности направить ее на другие объекты (людей), поскольку функции продолжения рода появляются позже, - что составляет главный признак латентного периода. А поскольку закон сохранения энергии никто не отменял, ей нужно найти какой-то выход. Поэтому она направляется на овладевание знаниями, социальные контакты и творческую активность.

Следует признать, что такое применение инфантильной сексуальности представляет собой идеал воспитания, от которого развитие отдельного ребенка отступает по большей части в каком-нибудь одном пункте и часто в значительной мере. Время от времени прорывается известная часть сексуальных проявлений, не поддавшихся сублимированию, или сохраняется какая-нибудь сексуальная деятельность в течение всего латентного периода до момента усиленного проявления сексуального влечения при наступлении половой зрелости. Реакция родителей, как правило, стереотипна - они преследуют все сексуальные проявления ребенка как "пороки", не имея возможности ничего предпринять против них.

Хотелось бы также остановиться на таком понятии как «преждевременная зрелость». Она выражается в нарушении, сокращении или прекращении инфантильного латентного периода и становится причиной заболеваний, вызывая сексуальные проявления, которые, с одной стороны, благодаря неготовому состоянию сексуальных задержек (чувств стыда, отвращения), с другой стороны, вследствие неразвитой генитальной системы могут носить характер одних только перверзий (когда сексуальное удовлетворение человек получает от органов, не относящихся к половым). Эти наклонности к перверзии могут такими и остаться или же стать причинами невротических заболеваний. При этом сильно страдает способность к концентрации, ребенка трудно приучить к дисциплине, он протестует против всего на свете – учебы, школы, учителей или любых других взрослых, которые что-то хотят от него. В его личности будет преобладать беспокойное стремление получить удовлетворение немедленно, неадекватность поведения. Такой ребенок восстает против правил и учителей, не может учиться, ему все неинтересно, он либо уходит в себя, либо, напротив, становится агрессивным. Даже правила в спорте или играх его не удовлетворяют, и часто он просто не способен принимать участие в общих играх. Часто ранняя сексуальная зрелость идет параллельно преждевременному интеллектуальному развитию; как таковая она встречается в истории детства самых значительных и способных индивидов; тогда она, по-видимому, не действует так патогенно, как в тех случаях, когда она появляется одна.

В течении латентного периода у мальчиков и девочек имеются свои особенности. Общение с большим количеством сверстников может спровоцировать конкурентные отношения как у девочек, так и у мальчиков. Это может пробудить былую неуверенность в себе, свойственную для конкурентных отношений с матерью или отцом в эдипальном периоде. Поэтому девочка, чтобы подкрепить свое ощущение женственности, может использовать и гиперболизировать стереотипные и несколько поверхностные аспекты женственности (например, одеваться и вести себя подчеркнуто «по-женски»). У некоторых девочек, наоборот, в латентный период отмечается мальчишеское поведение, которое может служить средством компенсации для тех из них, чувство женственности которых по той или иной причине является ненадежным или недооценивается.

Девочки 7-12 лет уже усвоили моральные нормы, требования и запреты, поэтому открытые проявления мастурбации у них отмечаются редко, однако существуют разнообразные способы маскировки, которые включают в себя косвенную генитальную стимуляцию, например, ритмическая деятельность или тактильная стимуляция при езде на велосипеде или на лошади, катание по перилам и частое мочеиспускание.

В эти годы девочки изображают из себя матерей, воспитателей, домохозяек, учительниц, деловых женщин, танцовщиц и т.д., поскольку они идентифицирую себя не только с матерями, но и другими женщинами, а их понятие о женственности включает в себя социальные роли и поведение. Идеи равноправия полов, всё более характерные для современного общества, которые поддерживают родители девочки, в латентный период могут быть скорее источником тревоги, чем спокойствия девочки, поскольку ее половая идентичность еще не слишком устойчива.

В отношениях со сверстниками у девочек проявляется тенденция к бисексуальной ориентации. Девочке может нравиться определенный мальчик, но она обращает больше внимания на отношения со сверстницами. Девочки образуют небольшие группы или пары лучших подруг; если диаду нарушает соперница, это может стать причиной болезненных страданий.

Мальчик, идентифицировавшись с отцом уже к окончанию эдипального периода развития, в латенте ощущает себя мужчиной. Однако у него сохраняется чувство неуверенности, поэтому мальчики склонны, соперничая, демонстрировать свою мальчишечью удаль, а также дразнить или избегать девочек. Впрочем, также как и у девочек, широкие социальные контакты, обилие мужских примеров вокруг, позволяют мальчикам с помощью выбора идеалов укрепиться в своем чувстве мужественности.

Таким образом, наши нежные мальчики и девочки в эти годы всё больше становятся мужчинами и женщинами, и наша задача – не нарушить этот хрупкий процесс становления личности.

 

Вопрос-ответ

Мы женаты полтора года, недавно купили квартиру в кредит. И после этого начались проблемы: ссоры из-за денег, недовольства. Что бы я не предложила – съездить отдохнуть, купить какую-нибудь вещь – на все один ответ: мы платим кредит, у нас мало денег. Ну что же теперь, не жить из-за этого? У меня скоро отпуск, я хотела на неделю съездить к подруге в Краснодар, но муж категорически против: нечего транжирить деньги, прекрасно отдохнем на даче. Я уже начала жалеть, что вышла замуж.

Задолженность по кредиту – еще не повод для того, чтобы отказывать себе во всех «земных» радостях. К тому же, беря кредит, вы с мужем наверняка рассчитывали, что какая-то часть доходов будет идти на удовлетворение ваших потребностей. Потребность в отдыхе должна занимать отнюдь не последнее место в этом списке. Конечно, жизнь на даче обойдется вам гораздо дешевле поездки в Краснодар, однако почему вам не использовать свой отпуск так, как вам этого действительно хочется?

Впрочем, ваш муж, как глава семьи, может испытывать на себе давление груза ответственности за материальное благополучие, тогда повышенный контроль ваших трат – его способ справиться с тревогой за будущее. Однако, мотивом для «запрещения» лишних расходов для вашего супруга может быть и его желание держать вас «при себе», то есть теперь у него нашелся удобный повод для того, чтобы не испытывать ревности или других неприятных чувств в то время, когда вы находитесь не с ним рядом.

Если вы знаете, что ваши расходы не превысят допустимого уровня, то попробуйте убедить мужа, что не стоит жить лишь завтрашним днем. Не пожалеете ли вы в будущем, тогда, когда кредит будет полностью выплачен, о том, что все эти годы вы не могли позволить себе жить полноценно? В конце концов, наши потребности определяют нашу способность зарабатывать деньги. Если вам чего-нибудь очень хочется, то нужно не подавлять в себе ваши желания, а думать, как бы вы могли их осуществить.

 

Автор рассылки оставляет за собой право использовать полученные письма для публикации на условиях анонимности, либо с указанием информации, не позволяющей идентифицировать отправителя.

Сайт рассылки: http://www.analyse-that.narod.ru/

Адрес: gareeva@sibmail.ru

 

 


В избранное