Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Психологические лохмотья

  Все выпуски  

Психологические лоскутья Лоскут второй


Информационный Канал Subscribe.Ru

О том, кто пишет и поет в холодную погоду

Совсем заскучав от московской одурманивающей туманной погоды и от отсутствия

посетителей, решил я выбраться из-под своей уютной лавки и пройтись

в который раз по квартирке, с хозяйским видом оглядеть владения: не передвинул

ли стулья или столы неугомонный призрак – как его там – имя какое-то бусурманское

 – Генрих Четвертый али нет… Ах, да! – Гильберт Четвертый! Он, понимаешь ли,

в отличие от меня, никогда не скучает: видятся ему то его дальняя родина,

то замысловатые сюжеты картин, которые рассказывают на своих языческих

сборищах исповедующиеся. Мне-то чаще всего лень вылезать из теплого уголка,

ну разве что украсть что-нибудь интересненькое и необычное. То книжку какую

со стенда стащу (жуть как люблю читать! это мое хобби, скажу по секрету),

то документ важный со стола директора, а то и какие-нибудь клочки-заметки.

Сижу и радуюсь – вот ни у кого таких заметок нет, а у меня – есть. Даже у Гильберта

энтого высоколобого. Сноб он, скажу я вам, совершенно не скрывая своего к нему

отношения перед достопочтенным читателем.

И вот есть у меня сегодня для вас один такой клочок. О чем он, я сам мало понял

сначала. Но прочитав его еще раз, даже обрадовался: какой я молодец, такую вещь

раздобыл! И вам на суд предоставляю. Один наш тренер свой опыт сюда записал.

Может, и вам пригодится. Но однако ж заранее оговорюсь – чтение чтением, а и

свои мозги надо иметь – не всю ту лабуду читать, что предлагают современные

издатели. Это я уже понял, чего и вам желаю.

 

… Факторы, определяющие желательное состояние системы, очень многообразны. Схематично это некие представления о хорошей семье. Такие представления складываются на базе культуры общества, общественной модели семьи, верной для текущего момента, семейного мифа и актуального состояния системы. Например, в России общество всегда мягко относилось к неполным семьям, сложносоставным семьям (супруги и их дети от предыдущих браков), то есть распад семьи не был общественной трагедией.

Причин несколько. Во-первых, основная масса населения страны – потомки рабов, крепостных крестьян. Крепостное право в России было жестоким, разрешалось разлучать семьи, продавать раздельно детей и супругов. Таким образом, транслировалась низкая ценность семьи.

Во-вторых, мужское население систематически уничтожалось во время войн и репрессий, особенно в XX веке. Чтобы сохранять популяцию, общество приветствовало неполные семьи, безотцовых деток. Во время Второй мировой войны в России была практически уничтожена мужская популяция 1923-1924 года рождения. (…)

Надо отметить, что и в русской литературе, которая всегда была не только и не столько развлечением, сколько проповедью добра и зла, нет описания счастливой и содержательной семейной жизни. Можно назвать буквально два произведения – «Старосветские помещики» Гоголя, с описанием нежной и пустой семьи, и «Что делать?» Чернышевского – малохудожественную вещь про утопическую безэмоциональную семью.

Итак, общественная ценность семьи низкая, разных конструктивных моделей семьи не существует. Из-за этого картина хорошей семейной жизни конкретной семьи обычно слишком сильно зависит от моделей родительских семей: либо все как у родителей,  либо ничего как у родителей…. сб.ст. «Системная семейная терапия: классика и современность». Составитель А.В. Черников.

Это ж я даже слезу проронил… скупую мужскую слезу, над тем, как систематически уничтожалось мужское население… и над тем, что ценность семьи низкая… Да еще над тем, что автор-то, кажись, не всю литературу русскую прочитал. Он Льва Толстого забыл, с его Крейцеровой сонатой… Обидно. Но вот что я вам скажу: как бы там ни было, полная семья или не полная, а жить она все равно будет и выживет, можете не волноваться.

 

Хоть я тут совсем недавно, но стали и меня интересовать игрища, которые проводят взрослые и серьезные дяди и тети. Завывания, смех, топот и хлопот, доносящиеся из-за тяжелых глухих штор, невольно привлекли бы внимание и не такого чувствительного существа как я. Пристроившись за шторкой, много чего интересного и полезного можно для себя увидеть, подумал я и решился – была не была, пойду и буду смотреть. Авось, с меня за это денег не возьмут.

И вот что я увидел.

Что на некоторых сборищах бывают только женщины, а на некоторых – женщины и мужчины вместе. Во-вторых, что собираются они бывает часто, а бывает – не очень. В будние дни – и в выходные, спать не дают мирным домовым, представляете!

Приходят сюда и те, у кого личная и семейная жизнь не ладится, а если ладится, то хотят, чтобы еще лучше ладилась. А жрец, ну тот самый главный, которого все слушают, вещает важным голосом и делает пассы руками – колдует, чтобы все у них заладилось. А потом и сами пришедшие начинают в голос завывать – рассказывают о своих грехах. Тут вместе с ними завыть хочется, такое иногда понарасскажут, аж сердце заходится от сочувствия!

На других собраниях они тело свое изучают. Как будто с детства плохо его знают, тоже мне, ученые нашлись. Ну кто свое тело не знает? Не лучше ль в баньке попариться всем вместе, да веничками друг друга постегать – кровушку разогнать по венам. И то толку больше будет – на всю неделю бодрости прибавится. Нет, они сидят в темных комнатах и что-то такое важное значимым тоном вещают. Дышать еще учат. Насмешили! Как будто мы рыбы какие-то и воздухом дышать не умеем. Уж лучше бы они форточки и окна пооткрывали, люди бы враз дышать научились! А то сидят в душном помещении и мечтают научиться правильно дышать и расслабляться. Где уж тут расслабишься в спертом воздухе, да еще при таком количестве народу! Мне самому дурно стало и я пулей вылетел на свежий воздух!

Были и еще любопытные занятия. Собрался полный зал народу, расселись все полукружьями на стулья и стали слушать мага-чародея, который их всех загипнотизировал. Это у них эриксоновский гипноз называется. Вроде бы не спишь, все понимаешь и чувствуешь, но в то же время как будто во сне находишься. Одного только не понимаю: СМИ и так, и сяк стараются простой народ в транс ввести, а нет, народу все мало – они еще и сами идут на гипноз как кролики удаву в пасть. Чудно тут все в Москве устроено.

А что вот мне больше всего понравилось, так это игрища, которые тут изредка бывают. Кажись, они самые лучшие – тут уж можно себя так проявить, как только в детском саду и было возможно – и попрыгать, и побегать, и руками помахать, и друг друга за косички и фалды подергать. Можно любую роль на себя взять: хучь ты ведьма, хоть колдун, хоть мать семейства, аль папаша какой, все сойдет и все будет весело. Кроме того, тут поощряется играть в игрушки. Я так про себя эти сборища и назвал – детский сад для взрослых. Ибо тут в ход идут и краски, и пластилин, и карандаши, и даже кубики, конструкторы, а также детские книги с картинками. Чем вам не детский сад? Мне так, например, там очень даже нравится: подкрадусь тихонько к краскам и начинаю рисовать на холсте что-нибудь залихватское. А они потом сидят и долго обсуждают – что бы это могло такое значить? Ну где им понять? Зато когда они сами принимаются рисовать, сколько радости на их лицах – как будто только что вспомнили, кто они есть на самом деле!

А вот что не нравится, это когда собираются люди, которые желают отвязаться от мешающих им в жизни привычек – они называются «зависимости». Все в толк взять не могу – чем им привычки-то помешали? Привычка, как известно, вторая натура. Зачем же от своей натуры избавляться? Надо принимать все, как есть, как Богом дадено.

Женские собрания – слов нет, одно загляденье! Тут и танцуют, и рыдают, и смеются. Все как на подбор, такие милые и душевные. Оказывается, несмотря на то, что все они очень-очень разные – и возрастом, и внешностью, и работой – они все похожи друг на друга в одном: все желают научиться танцевать и петь, для себя, для единственной, чтобы светить ярким светом и радоваться каждому дню. А уж как я радуюсь, видя их светлые лица, когда они выходят из комнатки! Сразу хочется поднять бокал душистого чаю за их здоровье!

Но самое любопытное – что собрания и темы этих собраний периодически меняются: некоторые остаются все те же, а зато появляются другие – новые и захватывающе интересные. Тут, кстати, намедни, сорока на хвосте принесла новость: мол, обещается вскорости совсем свеженькая программа сборищ. Ну, поживем, увидим, какая она будет.

Так, что-то я тут с вами заболтался. Времечко-та летит, незаметно как! Все, иду пить чай и спать! А то завтра опять на дежурство: обход, он, знаете ли, дело серьезное. До новых встреч!

Егорушка Онегов

Моя позиция по данному вопросу

 

Не уверен, что стоило вступать в дискуссию с этим чучелом из-под лавки; тем не менее, я решил высказать свою точку зрения.

Во-первых, о семьях. Я не поклонник системной семейной терапии – не люблю, когда уникальные личности сводят в систему, вдобавок фокус внимания направлен на социальный институт. Однако, должен согласиться, что ее методы дают реальную опору специалистам, которые помогают людям решать их семейные проблемы. Что тут скрывать – большинство человеческих существ, которые появляются и исчезают в стенах нашего института, почему-то вопрошают, плачут и стенают о своих самых близких людях – супругах, родителях, детях, и прочих значимых в их жизни субъектов без официального социального статуса, регламентируемого семейным, гражданским и прочими законодательствами.

Ну ладно, я немного отвлекся. Что касается специалистов, работающих с семьями – я поясню, о чем тут набормотал этот сельский житель (там бы ему и место)…

Рано или поздно все люди (да и мы, привидения) начинают замечать, что в их семейных взаимоотношениях происходит одно и то же – одна и та же игра, один и тот же узор взаимоотношений и паттерн коммуникаций, одни и те же ответы на одни и те же вопросы и так далее. И выбраться из эдакого замкнутого круга очень непросто.

Даже для специалиста, недостаточно подготовленного к специфике работы с семьей, этот круг может оказаться столь же магическим – семья просто-напросто втянет его в круговорот своих событий, отведет ему определенную роль. Он будет думать, что мол, помогает кому-то из членов семьи, а на самом деле эта семья уже играет в него как в свою новую игрушку. А кто предупрежден, тот вооружен. И если человек (или привидение)  – будь то психолог, или социальный работник, или кто-то иной, столкнувшийся с семейной проблемой – имеет представление о том, как эти «магические» механизмы в семье функционируют – он уже в эту ловушку не попадется, и быть может, даже будет способен действительно этой семье помочь.

Конечно, сейчас уже не только меня – многих раздражает ограниченность системных подходов. Но и здесь надо отдать должное – я посмотрел программу обучения этому методу и выяснил, что автор включил в него не только стандартные, классические техники, но также свежее и оригинальное – к примеру, постмодернисткие (люблю постмодернизм – он напоминает мне о родине…) украшения вроде краткосрочной терапии, сфокусированной на решении, нарративной терапии и так далее. Словом, не дал этому подходу завять и протухнуть.

И что так же важно – хочу это отметить – автор-то ведь не только философски рассуждает о традиционных проблемах семьи – путанице с гендерными ролями, сексуальных расстройствах, измене, разводе, алкоголизме, наркотиках, насилии – его курс – это еще и практика работы с подобными проблемами.

Во-вторых, насчет игрищ. Я дал себе обещание собрать информацию об этих мероприятиях – я не могу позволить себе быть столь субъективным, как этот лесной субъект – и в следующий раз непременно расскажу вам о том, что они собой представляют. Порой я и сам удивляюсь, как они позволяют себе тратить время на эти игры – ведь в перерывах все до одного жалуются на то, как мало у них свободного времени…

И немного из наших тайн – я слышал, скоро, кажется 5 декабря, у нас будет презентация всего того, о чем это чучело понарассказывало.

Искренне Ваш,

Гильберт IV

 


Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков
Другие рассылки этой тематики
Другие рассылки этого автора
Подписан адрес:
Код этой рассылки: psychology.psylox
Архив рассылки
Отписаться
Вспомнить пароль

В избранное