Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Психологические лохмотья

  Все выпуски  

Психологические лохмотья


Представьте: вернулись вы с шашлыков/дачи/курорта, а тут я на вас из-за угла кидаюсь. А все почему? Потому что весна…

********************************

«А у нас в квартире газ…»

20-21 мая впервые пройдет тренинг Ольги Петровской и Галины Мамонтовой «Женщины с Марса, Мужчины с Венеры». Ольга и Галина уже год совместно ведут группу «Я – женщина», а теперь создали короткий, но интенсивный и интересный тренинг для тех, кто очень хорошо разбирается в литературе о том, как стать счастливым и найти свою половинку… :)

27-28 мая пройдет тренинг Ольги Горневой «Танец женской души». Через движение, рисунок, голос и танец Вы познакомитесь со многими проявлениями мудрой Первозданной Женщины, которая живет внутри каждой из вас, узнаете дорогу к своему источнику творчества… Разве весна – не лучшее время для этого?

В издательстве «Класс» новинка: книга Джеймса А. Холла «Введение в юнгианскую терапию». Приобрести ее можно в нашем Интернет-магазине www.psybooks.ru.

*******************************

«Изба-читальня»

Раз уж сказала про новую книгу, то чтобы это не выглядело как кот в мешке, предлагаю вам отрывок из нее:

Техники воплощения сновидения

<…> При использовании техник воплощения сновидений в процессе юнгианского анализа пациенту предлагается неструктурированная ситуация или аморфный материал. Это могут быть глина или предметы для рисования, с помощью которых нужно выразить образ сновидения (или еще какой-то символ, значимый для пациента).

На ежегодной конференции в Центре образования К.Г. Юнга в Хьюстоне всегда можно найти возможность что-то вылепить из глины. Потом эти работы демонстрируются и интерпретируются с психологической точки зрения. Кроме того, существует традиционная секция стихосложения – еще один способ выражения бессознательного содержания. Танцевальная терапия – это новый и ценный путь, ведущий к той же цели; сейчас появились несколько юнгианских аналитиков, дипломированных в области танца. Еще одна техника воплощения, которая широко используется юнгианскими аналитиками, – это песочница, поднос с песком, на котором воспроизводятся воображаемые сцены.

Кроме того, существует малоизвестная, но очень мощная техника – написание писем значимому для пациента человеку, которым часто бывает кто-то из родителей, даже если этот человек умер. Зачастую полезно попросить пациента дополнительно написать «ответное» письмо от этого человека60. Иногда после нескольких взаимных «обменов» такими «письмами» проявляется огромный бессознательный материал, прежде всего в области чувств.

Драматические формы воплощения сновидений могут применяться и при индивидуальном анализе, и в процессе групповой терапии. Например, при использовании гештальт-техники «пустого стула» на пустой стул просят сесть человека, значимого для пациента (или «сажают» его образ соответственно представлениям пациента), и далее ведут диалог с этим стулом, причем иногда пациент одновременно играет обе роли, меняя стулья. Эта техника может выявить аффекты и дать полезную информацию о пациенте. Иногда эта гештальт-техника превращается в микро-психодраму, в которой аналитик или члены группы играют одну или несколько ролей.

Проективная песочница

Вместе с женой я учился работе с песочницей у Доры Калфф в Цюрихе. С того времени эта техника воплощения сновидений стала одной из самых моих любимых. Новых пациентов просят создать на подносе с песком три картины определенного размера, выбирая темы из нескольких сот фигур и форм, которые находятся в этой же комнате. Иногда тему обозначают конкретно – например, «Твоя семья» или «Твой брак», или даже «Как, по-твоему, выглядит Бог». Иногда пациентов просят посмотреть вокруг и изобразить на песке предметы, которые привлекли внимание. Применение песочницы не ограничивается только работой с новыми пациентами; пациент может попросить этот поднос с песком, чтобы подробно разобраться в конкретном мотиве сна или каком-то комплексе.

Процессу самопознания помогают и фотографии, сделанные в песочнице, и замечания о процессе, указывающие, какие были выбраны предметы, в каком порядке, что было отвергнуто или изменено, какие были спонтанные комментарии и т.д. Иногда терапевт может взаимодействовать с пациентом посредством вылепленных образов, например, спрашивая, что происходит с определенными фигурами: изменились ли они сами, их место, сменили или нет их какие-то другие фигуры. К картине могут быть добавлены и какие-то другие фигуры; при этом терапевт спрашивает о чувствах пациента, связанных с совершенными дополнениями.

Таким образом, песочницу можно использовать для воплощения образов сна или комплексов; с ее помощью пациент может вступить в символический диалог с полной картиной, основываясь на своих реакциях на изменения в песочнице. Иногда можно прийти в изумление от того, как сильно человека начинается сопротивляться минимальным изменениям созданной в песочнице картины. Такие сильные эмоциональные констелляции дают человеку ощущение реальности психики, которая скрывается за проективными картинами в песочнице.

Для картин, созданных в песочнице, можно использовать такие же формы амплификации, как и для сновидений: индивидуальную, культурную, архетипическую и природную. Песочница сейчас популярна в определенных кругах юнгианских аналитиков, и интерес к этой технике очень быстро распространяется.

<…>

Активное воображение

Активное воображение – техника, изобретенная Юнгом для непосредственного взаимодействия с бессознательным. Она заключается в том, что бодрствующий человек управляет своим состоянием в процессе воображения. Это форма медитации отчасти напоминает самогипноз. Активное воображение резко отличается от фантазий и дневной дремы из-за наличия двух фундаментальных правил:

Установка Эго («эго-воображения») в активном воображении должна быть такой же, как если бы воображаемая ситуация была реальной. То есть моральные, этические и индивидуальные нормы, действующие в обычной жизни, должны соблюдаться и в воображаемом процессе событий. Это предохраняет психику от расщепления и создания воображаемых образов, которые «не считаются», ибо не вступают в контакт с проблемными комплексами бодрствующего Эго.

Когда ситуации или персонажи, отличные от «эго-воображения», воздействуют на Эго в процессе активного воображения, Эго должно позволить им действовать без какого-либо вмешательства со своей стороны. Этому, казалось бы, простому правилу очень трудно следовать, поскольку в процессе активного воображения велик соблазн «исправить» сложную ситуацию, как это можно сделать в фантазии. Я сам однажды оказался в тупике, когда при работе с активным воображением у меня возник образ мудрого старца, который всегда давал важные и практичные советы. Я спросил его, что сказать моему аналитику о наших трудностях, и, к моему удивлению, он сказал: «Не говори ей ни слова, просто возьми этот кинжал и убей ее».

Здесь было реальное противоречие, ибо поступить так, как он посоветовал, противоречило первому правилу активного воображения: не делать того, что нельзя делать в реальной ситуации. И все-таки образ мудрого старца всегда давал мне хорошие советы. В отчаянии я решил, что буду представлять, как следую за аналитиком с кинжалом, «как если бы» я собирался ее убить, но, ничего с ней не сделав, остановлюсь как вкопанный. Пока я действовал в соответствии с принятым решением, фигура аналитика приняла облик животного, которого я мог, хотя и неохотно, убить кинжалом мудрого старца.

Такая последовательность событий в активном воображении стала поворотным пунктом во всем аналитическом процессе, так как разрушила мою бессознательную зависимость от аналитика. К следующей сессии ее мнение для меня практически не имело значения, ибо теперь у меня появилось глубинное ощущение собственной основы. Когда я рассказал аналитику о материале этого сеанса активного воображения и о своей дилемме, она ответила так: «Этот облик животного был мой Анимус, и ты можешь его убить!» С тех пор я навсегда убедился в ценности активного воображения.

Есть и третье, дополнительное правило активного воображения, которое рекомендуется многим аналитикам; оно вызывало у меня колебания, связанные с ситуацией, о которой я рассказал выше. Правило гласит: нельзя работать с активным воображением, в котором участвуют реальные люди. Тому есть две причины: одна практическая, другая связана с теоретическим представлением о природе бессознательного.

Практическая причина заключается в том, что активное воображение может дать только символическое решение проблемы, но не способствовать быстрому решению реальных проблем в отношениях и даже повредить реальному решению проблемы. Активное воображение, как и анализ, должно помогать жизни, а не заменять ее.

Из-за того, что мы не знаем, как глубоко происходит бессознательное взаимодействие одного человека с другим, а также вследствие того, что реально встречаются случаи синхронизма, в работе активного воображения с конкретным человеком можно увидеть некое сходство с идеями симпатической магии, когда шаман или знахарь пытается изменить человека, воздействуя на его образ. По этой причине не стоит вовлекать реальных людей в процесс активного воображения; эта причина будет более или менее весомой в зависимости от метафизических представлений человека.

Но чтобы никто не подумал, что активное воображение – это способ воздействия на других людей, позвольте заметить, что у первобытных народов шаман, который выпустил в своего врага «магическую стрелу», должен как можно скорее создать образ своего дома или своего «Я», потому что магическая стрела, «не найдя» врага, неизбежно вернется и разыщет пославшего ее человека. Так и структура, сформированная с помощью активного воображения, может изменить или не изменить врага, но точно изменит психику создавшего ее человека и, возможно, далеко не в лучшую сторону.

Практика активного воображения требует определенного мастерства. Применение этой техники подходит далеко не каждому человеку. Чаще всего, если предпринимаются попытки слишком далеко зайти с ее помощью, она сама просто поворачивается в сторону фантазий. Чтобы распознать активное воображение, нужно уметь делать осознанные различия. Чтобы его определить, есть лишь одно правило: ответная реакция на «эго-воображение» бывает неожиданной и удивительной. Здесь у активного воображения есть некое сходство с непредсказуемыми и внушающими страх событиями сновидения. Эта техника поразительно демонстрирует подлинную автономию бессознательной психики.

<…>

********************************

«Лоскутная энциклопедия».

Для полноты ощущений –

Анимус и анима (от лат. anima – душа) — архетипы. Представляют собой архетипические образы, в которых запечатлен многовековой опыт предков (по преимуществу в аспекте пола). Анимус — исходно, собрание отцов, являющихся авторитетами, мнения которых неоспоримы, это — мужская часть души, связанная с категорическими мнениями. Анима — женская часть души, связанная с настроениями. При этом одна из этих душ обращена вовне, другая — вовнутрь. Возможны ситуации, когда в психической организации женщины доминирующей является мужская душа, что выражается в ее особо жестких и хладнокровных суждениях, в чрезмерной принципиальности. Часто возникают и обратные ситуации, когда мужчина носит в себе женскую душу. Принадлежа к сфере бессознательного эти стороны души достаточно примитивны и недифференцированны, но вместе с тем в них заложен источник творческой силы.

*********************************

 

Засим, напомнив про Живой Журнал ИГиСПа, позвольте откланяться,

Ваша Галка Анина

Письма (хвалебные, ругательные и предложительные) принимаются на адрес subscr@igisp.ru


В избранное