Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Психологические лохмотья

  Все выпуски  

Психологические лохмотья


Здравствуйте.

Рассылки давно не было, но вот писем с беспокойством за мою судьбу что-то не наблюдается. А вдруг я ушла в Гималаи и не вернулась?

********************************

«Афиша»

- 22 ноября состоится очередная встреча группы Леонида Кроля «Связи-2006»: это возможность наладить и улучшить контакт как с самим собой, так и с окружающими, осознать и изменить обычные сценарии жизни, раскрасить свой мир новыми красками. Группа уже идет, но по-прежнему открыта и ее обсуждение активно ведется в Живом Журнале Леонида Кроля здесь и здесь.

- 2-3 декабря пройдет тренинг Екатерины Михайловой «Сундук с наследством». История нашего рода – это не то, чему надлежит пылиться в памяти, это наши неиспользованные возможности, и если бы мы могли узнать об этом больше, мы бы лучше поняли источники своих проблем; нашли новые способы их решения; смогли многое узнать о себе, о своем прошлом – и своем будущем; обрели силу для совершения каких-то поступков.

Интерес к семейному древу не бывает случайным. Если он появился – значит, есть о чем подумать – и придти на тренинг.

- 1-3 декабря один из ведущих английских гипнотерапевтов Норманн Воотон проводит у нас мастерскую «Метафоры движения». Основой метода является убеждение в том, что произносимые нами слова порождаются сознанием, а непроизвольные движения - бессознательным, эти движения не бессмысленны и не случайны, а имеют определенное значение. Использование в работе терапевта несознаваемых движений дает прямой и непосредственный доступ к бессознательному клиента, их можно отслеживать и создавать необходимые метафоры. Задача терапевта в этом процессе – осуществлять минимальное вмешательство, используя точные метафорические интервенции.

Workshop будет включать теорию, демонстрации и упражнения, во время которых участники сами смогут попробовать определить метафоры движения и эффективно с ними поработать.

- 22-24 ноября у нас в гостях тренинг Лолы Райковой «Мата Хари против Штирлица». Начало в 19-00.

В ходе «шпионской игры»  участникам создаются ситуации, задействующие их навыки и личностные качества: это серия переговорных задач, творческие задания, взаимодействие и принятие решений в сложных обстоятельствах. Каждый цикл игры подытоживается обсуждением и обратными связями участников и ведущего.

Желающие принять участие в игре должны:

1. Заранее выбрать себе роль – перечень возможных ролей и прочие подробности здесь.

2. Определить цель своего участия:

  • например, опробовать новое, связанное с выбранной ролью поведение
  • или использовать тренинг как «случайный стимул» - попытаться решить какую-то важную для себя задачу, используя происходящее на тренинге
  • еще одна возможная цель – насобирать обратных связей в свой адрес (откликов/ каким тебя видят, советов/ что предлагают сделать)
  • можно прийти просто из любопытства или ради веселья, только прежде обозначить это как цель
  • и так далее.

3.  Быть готовыми действовать предприимчиво, внимательно наблюдать за происходящим, за собой, за другими участниками, чтобы иметь возможность поделиться своими наблюдениями друг с другом.

Стоимость участия: 2400 рублей.

Записаться на тренинг можно по электронной почте: super@zadanie.com или по телефону 139-00-67.

 

Напоминаю, что идет запись на следующее полугодие про на новый проект для подростков: самопрезентация, стрессменеджмент, эффективные коммуникации, управление временем и многое другое, что может пригодиться учащимся выпускных классов и даже первокурсникам.

*******************************

 «Изба-читальня» 

Сегодня «для почитать» - Дороти Сток Витакер о том, зачем нужны психологические группы (отрывок из книги «Группы как инструмент психологической помощи»).

 

1. В группах развиваются определенные настроения и определенная атмосфера. В повседневном обиходе мы употребляем такие обороты речи, как “Сегодня в группе чувствовалось напряженность”; “У класса было бунтарское настроение”; “Все происходило в атмосфере полной апатии”. Строго говоря, группа не может иметь настроение, поскольку не является живым организмом, способным к ощущению. И тем не менее подобные комментарии в каком-то смысле верны, так как наступают периоды, когда в группе возникает определенная атмосфера или настроения, которые можно безошибочно ощутить и которые в каком-то смысле принадлежат группе в целом. Когда вы определяете, что группа находится именно в таком бунтарском (депрессированном, апатичном, паническом и т.д.) настроении, вы вовсе не имеете в виду, что все присутствующие испытывают одно и то же настроение, а лишь хотите сказать, что его разделяет достаточное количество людей. Настроения и атмосфера в группе выражаются в том, о чем говорится, как говорится, а также в поведении людей. Признаками апатичного настроения скорее всего служат бессвязность беседы, монотонность речи, медлительность участников и ощущение того, что они делают все без всякого желания. Напряженная атмосфера будет выражаться в напряженных позах, общей настороженности и отрывочности фраз. И так далее.

Атмосфера и настроения неизменно возникают в недрах группы. Фактически они и не могут возникнуть как-то по-иному. Иногда причиной возникновения определенной атмосферы или настроения является какое-либо известное каждому событие, оказывающее аналогичное воздействие на большинство членов группы. Например, группа, встречающаяся первый раз, после того как в палате произошло самоубийство, едва ли сможет избежать влияния этого события. Определенная атмосфера может быть вызвана каким-то событием внутри группы, например, неявкой члена группы, который в прошлый раз ушел весьма расстроенным, если кто-то поведал о своей особенно удручающей проблеме. В других случаях невозможно точно установить событие, вызвавшее подобный эффект: атмосфера или настроения нарастают постепенно. Какое-то замечание, вызывающее ощущение напряженности, подхватывается кем-либо еще, кто комментирует в том же духе. По мере продолжения дискуссии данное настроение прочно воцаряется во всей группе.

Атмосфера и настроения оказывают влияние на входящих в группу людей. Многим пришлось пережить опыт, когда, появляясь в группе, где ранее уже установилась атмосфера напряженности, они и сами вскоре начинали испытывать напряженность, хотя перед этим чувствовали себя совершенно комфортно. То же самое может происходить при других возможных настроениях и особенностях атмосферы в группе. Так, например, у человека, который прежде чувствовал себя комфортно, в определенной атмосфере нередко возникает ощущение опасности. Человек, испытывавший нейтральное настроение, в конечном итоге почувствует депрессию или страх. Производимый на человека эффект может оказаться благотворным или разрушительным — в зависимости от значения, которое он придает данному воздействию, а также ресурсов, которые он способен мобилизовать в противовес ему. Если, к примеру, человек, обычно противостоящий депрессии при помощи какого-либо защитного механизма, окажется захваченным общим настроением депрессии, царящим в группе, он начинает испытывать ощущение, которого, как правило, избегает. В этом за­ключается одновременно и опасность, и некоторая благоприятная возможность. Если он погрузится в это переживание целиком, то может потом испытать безотчетное облегчение. Если же он найдет в себе мужество принять и пережить это чувство или ему помогут это сделать, то есть вероятность, что он встретится “лицом к лицу” со своей депрессией и больше не будет ее бояться. В контексте какого-то превалирующего настроения можно помочь членам группы исследовать, как они оказываются охваченными данным чувством, как на него реагируют, какова степень толерантности и т.д.

Одна атмосфера поддерживает усилия, направленные на оказание помощи, а другая грозит свести их на нет. В предыдущей главе уже было сказано, насколько важно, чтобы члены группы чувствовали себя достаточно безопасно, оставались в группе и брали на себя риск. “Достаточно безопасная” атмосфера способствует работе группы. И наоборот, — мало проку от атмосферы, напряженной и полной риска, когда вся энергия и внимание направлены лишь на сопротивление тревоге.

Определенная атмосфера в группе развивается постепенно на протяжении некоторого промежутка времени. Другая же возникает внезапно и неожиданно. Когда происходит подобное, то, как правило, говорят, что в группе произошло “заражение” определенным аффектом (contagion of affect). Вы не можете точно сказать, каким образом. Хотя бы потому, что это происходит слишком быстро, но совершенно неожиданно. Группу охватывает паника, или ее на какое-то время поражает приступ необузданного веселья или дикого и, по всей видимости, неуправляемого поведения. Эти периоды по характеру незначительно отличаются от настроений, развивающихся значительно медленнее. Однако от них гораздо сложнее защититься просто из-за стремительности, с которой они возникают. Возможные позитивные и негативные последствия для людей, входящих в группу, будут практически аналогичными.

Какой же процесс является причиной подобных явлений? Фриц Редл (1956) выдвинул предположение: в группе в данных ситуациях есть инициатор и имитаторы. Согласно Редлу, в среде имитаторов должна существовать зона скрытого конфликта, которая заключает в себе сильные импульсы к выражению каких-либо чувств и в то же время сильное воздействие со стороны сил Эго или Супер-Эго, направленное на подавление этого импульса. Импульс к проявлению чувства с большим трудом сдерживается таким давлением. Инициатор должен иметь столь же сильное стремление проявить импульс, но одновременно сдерживающие силы у него должны быть слабыми. При подобном сочетании инициатор, выражающий какой-либо сильный аффект, предоставляет возможность и другим проявить то же самое чувство без ощущения страха или вины — через малопонятный процесс, который Редл называет “магическое оправдание начальным действием” (“magical exculpation through the initiatory act”). Насколько мне известно, никто не знает, почему это происходит именно так, но общепризнано: бросающий камень первым, как правило, считается более виновным, чем те, кто в точности следует его примеру. (Детское сетование “Он первый это сделал” хорошо известно родителям и учителям.) Иначе говоря, утверждение Редла можно сформулировать так: один и тот же импульс должен присутствовать — по крайней мере, в скрытой форме — во всех членах группы, но, как минимум, у одного из них порог его проявления должен быть более низким по сравнению с другими. При данных условиях такой человек выполняет для всех остальных роль спускового механизма, каким-то образом позволяя другим проявить те же самые чувства или поведение.

 

2. В группах выстраиваются совместные темы. Совместная тема — это вопрос или проблема, волнующая группу и занимающая мысли ее участников в определенный период времени. Тема сопровождается аффектом, но она также имеет содержание: тема всегда о чем-то. Нередко групповые темы связаны с ощущением того, что человек плох, или что он стал жертвой несправедливости, или с ожиданием быстрого и чудесного разрешения его проблем. Можно привести множество других примеров. Совместные темы выстраиваются на основе ассоциативного процесса в группе. Это значит, что по ходу взаимодействия между ее членами каждый человек, хоть как-то принимающий участие в беседе или в каком-то начинании, ассоциативно опирается на то, что происходило ранее. Последовательные лепты соединяются своего рода нитью таким образом, что начинает образовываться общая тема. Один человек что-то сказал, другой развил какую-то сторону этого высказывания, следующий начинает вдаваться в детали, кто-то еще возвращается к другой составляющей первоначального высказывания, следующий игнорирует эту составляющую, но возвращается к той стороне, что получила развитие в самом начале, и т.д. В пределах подобного ассоциативного потока кто-то может высказать нечто, не имеющее никакого отношения к тому, что происходило ранее. Такое замечание может прервать одну тему и положить начало другой, но часто оно просто игнорируется. Остальные участники продолжают выстраивать первоначальную тему. По истечении сравнительно короткого промежутка времени вы начинаете замечать, что члены группы развивают какой-то вопрос или проблему в тему, значимую для большинства. Темы утверждаются поведенческими или языковыми средствами, либо, что чаще всего и происходит, — сочетанием и тех, и других.

Процесс выстраивания темы на основе ассоциативного процесса легче всего наблюдать в сравнительно слабо структурированных группах, разработанных в расчете на ведение открытой дискуссии или самостоятельных занятий. Другими словами, в группах, не имеющих заранее спланированного графика работы. Однако и в более структурированных группах, члены которых вовлекаются в какие-то занятия, игры или в обсуждение заранее спланированных тем, также проявляется ассоциативный процесс. Там, где тема группе “дана”, например, в форме предписанного или рекомендуемого вопроса для обсуждения, именно благодаря взаимодействию членов группы на основе ассоциативного процесса она обретает свой конкретный характер. В высоко структурированной командной игре темы могут возникать из таких заявлений, как “Это нечестно” или “Это его вина”. Структура группы ограничивает и направляет ассоциативный поток в нужное русло, но не ликвидирует его, так как возникновение совместных тем наблюдается и в пределах, и вокруг, и при помощи самой структуры. Ассоциативное свойство беседы или занятий является общим феноменом группы, а не какой-то особой характеристикой групп психологической помощи. Стоит нам только припомнить беседы, случайно услышанные в поездах или ресторанах, или понаблюдать за группой детей на игровой площадке, как сразу же обнаруживаются примеры построения тем в обыденной жизни.

В группах, разработанных для оказания помощи людям, важные для конкретных лиц вопросы нередко прорабатываются в контексте превалирующей темы. Члены группы как содействуют построению совместной темы, так и испытывают на себе ее воздействие. Потенциал оказания помощи заключается в возможности прорабатывать важные вопросы в условиях, где находятся люди, которым общность обстоятельств придает мужество и оказывает поддержку. Иногда индивидуум прилагает все усилия к тому, чтобы не дать возникнуть какой-либо теме, предположительно из-за того, что чувствует в ней угрозу для себя. Если его усилия не увенчались успехом, он прибегает в качестве защиты к какой-либо форме психологической изоляции. Тема перекатывается через него подобно волне, не причиняя ему никакого вреда. Часто, однако, индивидуум выясняет, что может справиться с темой, даже если она представляет для него угрозу, поскольку стала общей и для ее проработки в группе существует значительная взаимная поддержка. Впоследствии это становится одним из положительных потенциалов группы как средства оказания помощи.<…>

 

Если интересно – в следующий раз продолжу.

********************************

 «Лоскутная энциклопедия».

 Дерматоглифика (от дермато... и греч. glýpho - выдалбливаю, гравирую) - отрасль науки, изучающая по рисунку кожи на руке человека особенности его психологического и физического развития. В некотором смысле это научный «потомок» хиромантии. Термин предложен американскими учеными Камминсом и Мидлом. Некоторые исследователи пытаются из традиционной практики гадания по руке вычленить знание о телесном запечатлении индивидуальных особенностей человека. Исследуется гипотеза о том, что формирование кожного рисунка ладоней, как и развитие мозга, происходит на 3-ем – 4-м месяце внутриутробного развития и обусловлены одним и тем же влиянием генного набора родителей или хромосомными аберрациями у плода.

 *********************************

 Засим позвольте откланяться,
Ваша Галка Анина

 Письма (хвалебные, ругательные и предложительные) принимаются на адрес subscr@igisp.ru

 


В избранное