Психологические лохмотья

  Все выпуски  

Психологические лохмотья


Доброго времени суток, дорогие читатели!

На улице – весна! Хочется верить, что уже всерьез J. В это время года хочется гулять, радоваться жизни, и не решать поднадоевшие за сумрачный год проблемы. Но они же никуда не деваются! Поэтому предлагаем вам возможность научиться решать проблемы быстро, эффективно и весело! Нарративная терапия и BSFT (терапия, направленная на решение) позволяют вам это!

Такая возможность появится у вас в июне. Следите внимательно за нашим расписанием! Оба эти метода будут подробно представлены в рамках программы по Системной семейной терапии, в формате декадника. И что особенно приятно вам сообщить, этот декадник заявлен нами как совершенно самостоятельный и не сцепленный по смыслу с другими. Поэтому пройти его может любой желающий, причем, не обязательно психолог, но и социальный педагог, тренер или врач. Пишите нам письма! Оставляйте заявки по телефону (917-80-20; 917-80-28)! Это, действительно, интересно, а главное – результативно!

 

********************************

«Афиша»

 

- 27 апреля – 29 апреля вы сможете отрегулировать свое душевное и физическое состояние на учебном тренинге Марка Сандомирского «Психосоматика». Поторопитесь!

- 26 мая – 27 мая встретить весну вы сможете на тренинге «Танец женской души» под руководством Ольги Горневой. Из-за праздников нам пришлось перенести тренинг на конец мая, а это значит, что Вы еще успеете душевно потанцевать накануне лета J.

 

*******************************

 

«Изба-читальня»

И сегодня мы хотим подарить вам три психотерапевтических упражнения из книги  нашего издательства «Системная семейная терапия: классика и современность», составленной А.В. Черниковым, глава "Нарративная психотерапия", автор Е.С. Жорняк:

«Упражнение на деконструкцию 1

Выберите какую-либо сферу жизни или историю. Возьмите пять или более бумажек и напишите на них утверждения или стереотипные высказывания, доминирующие в вашей культуре (это могут быть и цитаты, и пословицы, и поговорки, и просто расхожие фразы и мнения), касающиеся этой сферы жизни. Сформулируйте какое-либо событие или историю вашей личной жизни из этой сферы. Теперь поочередно берите бумажки, читайте написанные на них утверждения и смотрите, как меняется смысл вашего события или ваша история в контексте этих утверждений (другими словами, попадая в эти интерпретативные рамки). Затем оцените, подходит вам такое осмысление события вашей жизни или нет.

Например, тема: различия между мужчинами и женщинами. Высказывания: мужчины — сильный пол, а женщины слабый; мы живем в мужском мире; женщины гораздо более эмоциональны и имеют более богатый эмоциональный мир, чем мужчины; мужчины ориентированы на обустройство мира, а женщины — на семью и отношения; мужчины любят свободу, а женщины — зависимость и пр.

Ваше событие: я женился.

И далее: я женился, а мужчины любят свободу, а женщины зависимость. Получается, я пожертвовал тем, что ценю, а моя жена обрела счастье. Такой смысл моего события мне не нравится (или нравится).

Интереснее делать это упражнение в группах по три-шесть человек. Тогда каждый пишет по три бумажки, потом все они складываются в кучку, и затем первый человек называет событие, и последовательно тянет три бумажки, по очереди вписывая свой опыт в разные смысловые рамки, и наблюдая, как он от этого меняется. Затем второй человек делает то же самое и т.д.

Упражнение на деконструкцию 2

 Это упражнение хорошо выполнять в группах по три-шесть человек. Один человек формулирует некую идею, установку, знание, жизненную практику, под влиянием которой он находится и которая в данный момент либо вызывает у него некое сомнение, либо не кажется такой однозначной, либо откровенно ему мешает, либо ему просто хотелось бы ее исследовать. После того как идея озвучена, он задает другим участникам вопрос: «Откуда я это узнал?». И они рассказывают ему о социальных практиках, идеях, институтах, людях, народных мудростях и т.п., которые его мысль поддерживают.

Например, установка «Женщина не должна быть начальницей (на работе)». Поддерживающие ее идеи и практики таковы: женщина очень эмоциональна и не может принимать взвешенные решения с «холодной головой»; женщин-начальников действительно меньше, чем начальников-мужчин, это сложилось естественным образом, а значит, так правильней; начальник должен быть агрессивным и конкурентным, должен уметь отстаивать власть и свое дело на высоком уровне — это природные качества мужчин, а женщина будет несчастлива, выполняя такую несвойственную ей роль, и превратится в мужика в юбке; кстати, фраза «мужик в юбке» относимая к жестким, властным, самостоятельным женщинам, говорит сама за себя; «Мужчина — голова, а женщина — шея», то есть женщина, если и может руководить, то только исподволь, а не открыто, как начальник; еще Фрейд и Руссо говорили о пассивной, мазохистской природе женщины, а эти люди оказали влияние на всю нашу культуру; вожаки стаи, прайда и пр. — самцы, так уж заведено в природе и т.д.

Носитель идеи при этом просто слушает. Во второй части те же люди, с тем же энтузиазмом рассказывают альтернативные этой установке истории, то есть те социальные практики, истории, стереотипы и пр., которые не поддерживают эту идею. В данном случае вспоминают Клеопатру, Екатерину Вторую и Кандализу Райс; тот факт, что женщины с детства более ориентированы на отношения и более экспертны в них, а также имеют более развитые лингвистические способности, а значит, могут лучше управлять людьми, понимать, что происходит, договариваться, делать рабочую атмосферу менее конфликтной и более продуктивной; вспоминают страны победившего феминизма, их парламенты и экономические успехи и пр.

Наконец, в третьей части упражнения носитель идеи делится своими впечатлениями, сообщает, как менялось его восприятие идеи в первой и во второй частях и что с ней произошло сейчас. Главное, что происходит в этом упражнении, как и в терапии, это не убеждение человека в правильности или неправильности его идеи, а именно деконструкция – вскрытие поддерживающих ее историй, осознание неабсолютности, условности этой идеи, открытие альтернативных историй, отделение человека от идеи и возникновение у него ощущения возможности выбора.

Упражнение на деконструкцию 3

Выполняется в группах по три человека. Роли распределяются следующим образом: один человек — Носитель идеи (установки, убеждения), второй — сама эта Идея, третий — Интервьюер. Интервьюер несколько минут беседует с Носителем идеи и помогает ему хорошо сформулировать ее название. Затем Носитель только слушает, а Интервьюер беседует с Идеей.

В первой части Идея рассказывает свою историю, Интервьюер спрашивает, когда она появилась, во всех ли культурах и во все ли времена присутствовала, кто ее породил, чьим интересам, в какое время служила — каким группам людей, социальным институтам и пр., каковы были ее функции в обществе, когда у нее бывали лучшие, а когда тяжелые времена, кто ее социальные союзники, а кто противники в мире людей и в мире идей и т.п.

Во второй части исследуются взаимоотношения Идеи с данным конкретным Носителем. Интервьюер спрашивает Идею (Носитель по-прежнему молчит):

1) об истории взаимоотношений Идеи с Носителем: когда его встретила, как он к ней сначала отнесся, как развивались от ношения;

2) о контекстуальных влияниях, то есть о том, в каких сферах жизни Идея доминирует, а какие от нее свободны; какие у нее планы — будет ли захватывать все сферы и как; действует ли она все время в течение дня или ее влияние зависит и окружения и настроения Носителя и пр.;

3) о последствиях влияния этого Убеждения на жизнь Носителя, то есть к чему практически приводит наличие у данного человека этой Идеи;

4) об отношениях этой Идей с другими практиками, установками, убеждениями, с которыми Носитель связан;

5) о том, какие методы убеждения использует данная Идея, чтобы объяснить Носителю, что она для него очень ценная.

В третьей части, если групп было несколько, все объединяются и по очереди своим опытом делятся Интервьюеры, затем Идеи, а затем Носители. Если группа одна, то обмен происходит внутри нее, начиная с Носителя.

В реальном психотерапевтическом процессе подобные вопросы задаются самому клиенту, реальная персонификация идеи не производится, но эффект такой же, как и в упражнении.»

*********************************

Здоровья вам, удачи и всего самого доброго!
Ваша Шива

 

Письма (хвалебные, ругательные и предложительные) принимаются на адрес maria@igisp.ru


В избранное