Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Интерактивный журнал "Разум"

  Все выпуски  

Интерактивный журнал "Разум"


 

Интерактивный журнал "РАЗУМ"

 

Творящему - дорога в Разум

Адрес проекта:

http://www.humans.ru

Ведущие проекта: 

Елена Шугалей, Наталья Петракова

 

Выпуск 31

 

Интеллект Разумный

Разум человека в метамоделях Интеллекта

Душа человека в метамоделях Интеллекта

Содержание предыдущих выпусков

 

Разум Человека в метамоделях Интеллекта

 

 

Появившийся на свет ребенок обладает значительными рефлекторными возможностями познания окружающего мира на основе базовых мотиваций: голода, холода (комфорта) и самосохранения, которые выражаются в моторинге (хаотических движениях) и сигнализации (плаче). В процессе последующих общения, воспитания, обучения и самообучения в течение примерно 15 - 25 лет формируется сознание Человека. Если же говорить о личности и Разуме, способном познать самого себя, то необходимо добавить еще 20 - 25 лет. Итак, пока еще наиболее совершенный суперкомпьютер человеческого Разума накапливает основные понимания, знания, умения и навыки примерно за 35 - 50 лет. Это столько, сколько лет понадобилось для всей эволюции компьютеров!

И, наконец, перегруженная премудростями личность - 45-летний философ и мудрец, обращаясь к своей внутренней лаборатории - сознанию, начинает прямо извлекать из памяти услышанное или прочитанное ранее или комбинировать эти достаточно простые языковые конструкции - суждения в символьно-знаковой форме, в раздумии:
- "Кто же так разумно все построил вокруг?"
- "Не сон ли это?"
- "Где же начало всех начал?"
- "Кто же сделал меня таким умным?"
- "Я познаю непостижимое: Бога, Святого Духа и свою Душу, которая верит, любит и надеется?"
- "Да, - думает мудрец, - Я венец творений природы. Я могу понимать, действовать и постигать законы природы, меня осеняют идеи и предсказания?"
- "Несомненно Душа моя бессмертна, а мой Разум в соответствии с Тайной Доктриной или Универсумом это частица Всемирного Разума, который входит в меня и предопределяет мои мысли и судьбу!"
Но мудрец не знал, что одновременно с ним родился его брат близнец,  который в раннем возрасте пропал без вести, но выжил в семье волков. Звали  его Маугли. Он воспринял совсем другой язык - язык запахов, жестов, поз и интонаций и соответственно другие понимания, знания, умения и навыки.

Что же здесь произошло с Душой и Разумом? Где же Бог? Почему он не вдохнул в него Душу? А где же Всемирный Разум? Почему его силовые линии  не прошли через Маугли? Почему он не произносит страстных слов, которые являются первичными? Генетика подвела или Всемирный Разум?

В процессе жизни Человек обучается пользоваться первичной интонационной, а затем речевой и письменной знаковыми системами. В сознании Человека накапливаются  словари фонем (знаков) и целых конструкций фонем (фраз). Последние связаны ассоциативно между собой в словарях, а так же с образами, действиями и чувствами Человека. Эти знаки и конструкции черпаются (вводятся) Человеком из окружающей среды и воспринимаются другими людьми только, если в них были загружены такие же самые словари соответствующего языка. Большинство людей пользуются существенно сокращенными словарями и лишь  немногие ученые и изобретатели добавляют к ним все новые конструкции (фразы и термины). Огромную роль играет взаимный перенос терминов из одного языка в другой.

В процессе жизни Человек приобретает понимания, знания, умения и навыки решения трех основных задач мышления:

 1. познания причинно-следственных связей через соответствующие понятия и их отношения - модели;
2.  конструктивизму в умозаключениях и принятии решений;
3. формально-логическому пояснению (выводу) в суждениях.
Первая и вторая задачи мышления не свойственны многим Индивидам, а третью задачу они решают за счет использования фраз-штампов, услышанных из уст других, в том числе по радио и ТВ, или прочитанных где-то. Особенно удивляют "научные" работы и доклады, полностью составленные из цитат и фраз-штампов, что считается даже признаком делового тона.

Общим средством выражения результатов мышления является речь, но в связи с вышесказанным, собственная речь Человека часто оказывается столь прикрытой штампами, что судить по ней об Интеллекте невозможно. Остается лишь догадываться о Личных возможностях Человека в познании (анализе), конструктивизме (синтезе) и рассудительности (выводах). Известен приказ Петра Первого о запрете читать с бумажек: "Дабы дурь каждого видна была!"

Интеллект проявляется в творчестве и труде, в поведении и способах принятия решений, в личных суждениях и всем образе жизни Человека, в ее целях и методах достижения целей.

Конкретные творческие, как синоним интеллектуальных, достижения Человека  зависят как от природных генетических способностей, так и от полученного образования и воспитания. Но наибольшую роль играют волевые и эмоциональные усилия Интеллекта, вложенные в процесс познания и творчества.

Становление Разума связано с объединением усилий множества Интеллектов, обменом и распространением достоверных знаний и появлением в этой среде положительно ориентированной Личности, способной аккумулировать знания и на основе решения всех трех задач мышления вывести в формально-логических суждениях новые положения (модели) и интегрированные знания (гипотезы, теории).

Как отмечает Пьер Тейяр в работе "Феномен человека": "...Если бы вся история (человечества) не гарантировала нам, что Истина, увиденная однажды,  хотя бы даже одним умом, в конечном счете станет достоянием коллективного человеческого сознания, было бы отчего потерять веру и терпение..."

Мы подошли к необходимости сформулировать понятие Разума, а для реализации в эмоционально-ориентированных суперкомпьютерах (ЭОС) и понятие Интеллекта Человека, обладающего кроме способностей питаться, размножаться и общаться, еще целым рядом определяющих способностей.

"Тот, кто гармонию познает - 1
И в деле с искоркой мечтает, - 2
Кто различить способен Зло - 3
И не хамит чтоб повезло, - 4
Кто Волю не сменит виденьем - 5
И удивит нас всех решеньем, - 6
В том точно сложен Интеллект
Как всех способностей комплект!"
[ZodiaC+, Баллада о Луне, Стих 3.]

Эта метаформулировка в поэтической форме определяет шесть основных составляющих Интеллекта.

Ведущей способностью Разума является видение и восприятие гармонии и, в частности, симметрии во всем: в художественных или музыкальных образах,  в одежде и поведении, в конструкциях и взаимоотношениях, в природе и труде и др.

Видение гармонии связано с понятием меры во всем, причем часто мера  определяется интуитивно и для большинства явлений, объектов и процессов,  к которым имеет отношение Человек, мера не определена. Поэтому и бытует выражение: "На вкус и цвет товарищей нет!" Интеллект Человека интуитивно определяет гармонию как красивое.

Если для отдельных людей понятия гармонии и меры очень сложные понятия,  которые воспринимаются лишь при длительном обучении и воспитании, то для  других такие понятия оказываются интуитивно известными от природы, но трудно формулируемыми, особенно в искусстве и культуре [ ZodiaC+, Баллада о Луне, Стих 4].

Вторым важным свойством, которым должен обладать Интеллект, является творческое отношение в делу и активный конструктивизм. Настоящий специалист  и профессионал - это Человек, который способен не только свободно "фантазировать" в области своей специальности, но и реализовать задуманное. Это творческий подход, изобретательность и рационализм.

Определяя Интеллект нельзя упустить душевные установки (мораль) и эмоции, которые оказывают значительное влияние на мышление. Холодный и бездушный Разум малопродуктивен и не безопасен.

Для противодействия Злу Интеллект должен обладать Волей, которая выражается в интуитивно-эмоциональном и осознанном признании необходимости активно действовать во имя Добра.

Главной целевой функцией Интеллекта Человека при этом является его способность принимать новые конструктивные решения, непредвиденные другими людьми. Именно новизна и неожиданность обеспечивают успех и эффективность разумных решений.

 

Душа Человека в метамоделях Интеллекта

"Душа в нас комплекс необычный,
Как Совесть нежная привычный,
Вся из Надежд она без бредней
И умирает в нас последней."
[ZodiaC+, Баллада о Луне, Стих 3]
 
Душа в данной метамодели представлена тремя базовыми метапонятиями: Надеждами,  Совестью и порождаемой ими Волей. Причем Совесть определяется как Супер-эго по З. Фрейду в роли некоторого внутреннего оппонента, инициирующего выполнение Разумом самоанализа.

Активная деятельность с самыми различными целями, о которых мы будем много говорить, часто связана с непредвиденными испытаниями и ошибками. Представленная метамодель позволяет реализовать контур самообучения и самонастройки (адаптации) для получения все большего эффекта в активной деятельности.  Таким образом может быть получен не только материальный эффект прибыль-выгода,  но и моральный эффект самоутверждения и повышения собственной оценки - Рейтинга Чести (РЧ).

Базовые метаотношения Души и Разума свойственны большинству нормальных людей (Homo Sapiens), склонных к самоанализу. Но в жизни случайные ошибки даже разумного Человека часто выводят из состояния равновесия и под воздействием эмоций он совершает много других ошибок, которые уже можно отнести к систематическим или личностным ошибкам. Эмоции блокируют Волю и Совесть и не позволяют оперативно (в реальном времени) выполнить самоанализ. "Эмоции подавляют волю и затемняют сознание.

Любовь - это особое приоритетное отношение к своим Идеалам. Идеалы Человека формируются подсистемой Веры, которая и порождает истинную Любовь и обуславливает соответствующий эмоциональный подъем резервных сил как Волю для достижения стратегических целей, определяемых Верой.  

 В представленной метамодели отношений Души и Разума мы уже вышли за  пределы Души и отметили центральное звено Разума, способного принимать корректные и полезные для Человека решения. Это системы самоанализа и самообучения, самолюбия и самоутверждения которые на основе Любви к себе и своим Идеалам, Веры в Бога и соблюдения норм Морали, обеспечивают развитие Интеллекта и безопасность Человека.

Метапонятие Веры базируется на еще более общих метапонятиях Свободы и Независимости (самостоятельности). Известно определение Свободы как осознанной необходимости и, в частности, при восприятии Веры, Свобода заключается в непринужденном свободном ограничении себя в соответствии с принятой Верой и Моралью! Достаточно вспомнить суровый образ жизни миссионеров и монахинь, паломников и революционеров, которые свято верили в свои Идеалы. Только свободно, т.е. самостоятельно и осознано, принятые на себя ограничения будут выполняться строго и неукоснительно. Всякое принуждение в принятии  Веры приведет к обратному эффекту: постоянным и множественным нарушениям норм Морали, аморальному поведению основной массы людей и самих верослужителей, что наблюдалось и наблюдается в настоящее время. А причина одна: принуждение в принятии Веры, будь-то буддийской, исламской, христианской, коммунистической или демократической.

"Мудрый понял: Солнце вечно,
Но не так уже беспечно!
Если будет в мыслях срам,
То сгорит и Божий Храм!"
[ZodiaC+, Баллада о Солнце, Стих 1]

Формализм в принятии вероучений недопустим: каждый Человек должен готовиться,  т.е. прочувствовать, познать и свободно принять в сознательном возрасте свою истинную Веру. Вера придает смысл всей жизни Человека и определяет ее стратегические цели, в том числе и объекты для возвышенной настоящей Любви, порождающей достойные Надежды. Реализация достойных Надежд в напряженном труде и товарищеском общении с любимыми идеалами приносит Человеку Счастье.

Счастье не долговечно! По разным причинам не все Надежды Человека сбываются и ему приходится Страдать. Предельные испытания, которые выпадают на долю страдающей Личности, не сломят его только в том случае, если он абсолютно искренне любит и верит своему Идеалу, что дает ему исключительную Волю для преодоления любых предельных испытаний, в том числе и объятий Смерти.

Страдающий Человек умирает только в том случае, если он сам и окружающие его близкие потеряли надежду и опустили руки. Только потеря Надежды означает истинную Смерть и только объятья Смерти порождают истинные Страдания!

Каждое личное Страдание  обязывает внести свое звено в бесконечную цепь (кольцо) познания Истины как самого себя.

Отличительным и фундаментальным свойством Истины является то, что она непреходяща. Если собрать и систематизировать все известные интуитивные представления о Мире и Человеке, начиная от Кришны и Гераклита до Тейяра и Шкловского, то несмотря на несколько тысяч лет и тысячи километров, разделяющих эти логико-интуитивные суждения, все они объединены следующими значимыми  и несокрушимыми составляющими Истины как Веры:

 +в бессмертие мыслей и чувств (Души), а точнее знаний, любви и надежд в пределах обозримого будущего Человечества;
+в победу Добра над Злом, несмотря на их вечную борьбу и приносимые Страдания;
+в светлое будущее всего Человечества - Рай для добрых людей, который нельзя было представить на нашей Земле и поэтому он был вынесен за ее пределы;
+в единство огня и материи с установлением первопричинности огня (энергии);
+в единство и беспредельность пространства и времени с установлением невозвратности времени.

  Мудрецы и Пророки всегда использовали такие ведущие эмоционально - предостерегающие факторы, как Чудо и страх, оказывающие особое воздействие на Человека и его решения. Способность предвидеть поведение Человека и справедливо разрешить конфликт воспринимается мало знающими и вечно страдающими людьми как Чудо, которое одновременно вызывает и страх.

 Метапонятие Жизнь Человека представляется как активная деятельность с ошибками и испытаниями (страданиями), которая обеспечивает достижение Человеком  стратегических и тактических целей на основе самоанализа и самоутверждения  за счет самонастройки и самообучения т.е. свойств и функций Интеллекта Человека. Альтернативным исходом Жизни и Страданий является Смерть, которая разрывает Кольцо познания для всех без исключения людей (смертных).

Великой бедой Человека является значительный период накопления знаний для инициализации работы Разума в зрелом творческом возрасте, способного познать самого себя и сформировать новые знания на основе преобразования  логико-интуитивных представлений (понятий) в соответствующие (адекватные) формально-логические суждения (знания). Период зрелого творчества оказывается столь коротким, а количество мудрецов, накопивших соответствующие знания,  оказывается настолько малым, что прогресс в познании Человеком самого себя,  своей Души и Разума, мало заметен даже на протяжении тысячелетий.

В соответствии с концепцией единства Души и Разума Человека искусственный  интеллект будущих поколений определяется как совокупность интегрированных эмоционально- и морально-ориентированных подсистем, реализующих на некотором мета уровне функции Души и Разума Человека с целью моделирования способностей Человека к познанию, конструктивизму и формально-логическим суждениям в соответствующей социальной и/или проблемно-ориентированной среде принятия решений.

 Из книги В. Широчина

«Архитектоника мышления и нейроинтеллект».

Содержание предыдущих выпусков

 

Дорогие друзья!


Для удобства поиска нужной информации на страницах нашего журнала, напоминаем содержание предыдущих выпусков:

 

ТРЕТИЙ НОМЕР

 Выпуск 21 (22.10.06) Интеллект Разумный
1.Усилитель интеллекта
2.Разум и Любовь
3.Содержание

 Выпуск 22 (25.10.06) Новости науки о мышлении
1.Другой взгляд на время
2.Математика без слов
3.Тайна Льюиса Кэрролла

 Выпуск 23 (28.10.06) Умное и интересное
l1.Загадка творения Эйнштейна
2.Шероховатости "СТО"
3.Теория Струн

 Выпуск 24 (1.11.06) Творчество и гениальность
1.Тест творчества - "Синяя птица" психологии
2.Творчество как духовная практика
3.Об искусстве

 Выпуск 25 (5.11.06) Практические упражнения
1.Игра в Го - тренажёр для интеллекта
2.Аутотренинг. Развиваем творчество
3.Запоминание чисел

 Выпуск 26 (8.11.06) Интеллект в коммуникации
1.История гипноза
2.Феномены внушения и гипнотического транса
3."Тайна горы Скво"

 Выпуск 27 (12.11.06) Умное детям
1.Прощай двойка
2.Заманить в книгу!
3."Безмозглые ученики"

 Выпуск 28 (15.11.06) Кино-приложение
1.О фильмах, когда-то бывших книгами
2."Парфюмер: История одного убийцы"
3."Заводной апельсин"

 Выпуск 29 (19.11.06) Музыкальное приложение
1."Индустриальная" тема в музыке XX века
2.Альтернатива и эксперименты
3.Жизнь в четыре руки

 Выпуск 30 (22.11.06) Литературное приложение
1.Сергею Довлатову - 65
2.Герой безгеройного времени
3.Ампир на крови

 ВТОРОЙ НОМЕР

Выпуск 11 (12.09.06). Интеллект Разумный

  1. Интеллект, рассудок, разум. Проблема определения
  2. Что такое рациональное мышление?
  3. Коллективный разум – миф или реальность?

 Выпуск 12 (16.09.06). Новости науки о мышлении
1.Мышление с точки зрения физики и микробиологии
2. О мышлении и искусственном интеллекте
3. Мышление с точки зрения психологии

 Выпуск 13 (19.09.06). Умное и интересное

  1. Разум птиц и насекомых
  2. Дельфины – братья по разуму?
  3. О разуме курильщика

 Выпуск 14 (23.09.06). Творчество и гениальность

  1. Одиночество и гениальность
  2. Бессознательные истоки воображения
  3. «Алгоритм» творческого процесса

 Выпуск 15 (27.09.06). Практические упражнения

  1. Можно ли научиться творчеству?
  2. Рефрейминг творчества
  3. Активизация воображения

 Выпуск 16 (1.10.06). Интеллект в коммуникации

  1. Манипуляция. Определение
  2. Сценарии отношений и манипуляций
  3. Манипуляция звуком

 Выпуск 17 (4. 10.06). Умное детям. Домик для дошколят.

  1. Классная комната
  2. Сказочная комната
  3. Комната для взрослых

 Выпуск 18 (9.10.06). Кино-приложение

  1. Дзига Вертов: «Я – Кино-Глаз»
  2. Джим Джармуш: «Кофе и сигареты»
  3. Фдерико Феллини: «8 1/2»

 Выпуск 19 (14.10.06). Музыкальное приложение

  1. Антонио Вивальди «Времена года»
  2. Карл Орф «Кармина Бурана»
  3. Сергей Курехин – «Петербургский Моцарт»

 Выпуск 20 (18.10.06). Литературное приложение

  1. «Я поэт в бунте против правил»
  2. «Рузум» о  з а у м и
  3. Истоки русской звучарной поэзии

 

ПЕРВЫЙ НОМЕР

Выпуск 1 (6.08.06). Интеллект разумный

  1. Что такое  Разум?
  2. Что такое  Интеллект?
  3. Что такое Здравый смысл?

Выпуск 2 (10.08.06). Новости науки о мышлении    

  1. Мышление может стать хобби
  2. Интернет можно рассматривать как модель искусственного интеллекта
  3. Уровень интеллекта связан с динамикой изменения толщины коры головного мозга

 Выпуск 3 (13.08.06).  Интересное и полезное

  1. Смех может изменить визуальное восприятие человека
  2. Чаты – полигон для искусственного интеллекта
  3. Танцующий робот

 Выпуск 4 (16.08.06). Творчество и гениальность

1. Что такое гениальность?
2. Гениальность – дар небес или диагноз?
3. Некоторые свойства (паттерны) гениев

 Выпуск 5 (19.08.06).Практические упражнения

  1. Тесты на интеллект, и как с ними справляться?
  2. Оценка «чувства языка» и математических способностей
  3. Расширение пространства решений

 Выпуск 6 (24.08.06). Умное детям

Малышам и их родителям

  1. О пользе раннего развития
  2. О методике Н. А. Зайцева
  3. Практические рекомендации

Выпуск 7 (29.08.06). Кино-приложение

  1. Антология кино-мысли
  2. «Пи» - фильм Дарена Ароновского
  3. «Искусственный разум» - фильм Спилберга/ Кубрика

Выпуск 8 (2.09.06). Литературное приложение 

1.Золотая полка
2. Как стать биографом?
3. Умберто Эко «Маятник Фуко»

 Выпуск 9 (5.09.06). Музыкальное приложение

  1. Роль музыки в духовной жизни человека
  2. Музыка Го
  3. Что такое эмбиент?

 Выпуск 10 (8.09.06). Интеллект в коммуникации. Защита от манипуляций

  1. Профилактическая защита. Полезные привычки
  2. Осознание попыток внешнего управления
  3. Эффективные способы защиты
Приятного чтения :-)

 

Наши рассылки

Рассылки Subscribe.Ru
"Интеллект" интерактивный журнал


ВОСХОДЯЩИХ ПОТОКОВ ВСЕМ НАМ!

 

Елена Шугалей elena@humans.ru

Наталья Петраркова

 

 

 

Возврат в начало

 

Почтовый ящик проекта: center@humans.ru


В избранное