Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Интерпретация проективных тестов


Rorschach & Psychoanalytic Diagnostics
Быть психологом

Здравствуйте, уважаемые читатели!
Выпуск второй недели июля.
ЧИТАЕМ СТАТЬЮ: стр. 399, 400, 401

Как кодировать «зуб»?
Позвольте подсчитать способы, или о некоторых иных методах классификации ответов на Роршах-тест
Джозеф Маслинг
Психологическое отделение университета Нью-Йорка в Баффало

Дискуссии о достоинствах Экснеровской (1986) интегративной системы (CS) Comprehensive System, к несчастью, стали причиной неразберихи между Интегративной системой и другими методами кодирования ответов на чернильные пятна. В настоящей статье описаны шесть других широко используемых Методов кодирования ответов, а также психологические исследования, выполненные с их помощью. Проективные методы позволяют изучить уникальные особенности личностной динамики. Интегративная система, со всеми её достоинствами и ограничениями, всё же одна из нескольких систем классификации ответов на роршах-тест.

С самого начала роршаховские чернильные кляксы оказались яблоком раздора. Адвокаты были склонны преуменьшать проблемы, связанные с кодированием и интерпретацией ответов, в то время как оппоненты указывали на их ограничения, реальные или воображаемые. По иронии судьбы, тест Ророшаха ненамеренно обеспечил уникально неопределённый сеттинг, в котором разные элементы американской психологии спроецировали свои страхи и желания по поводу того, как лучше изучать личность. Между двумя крайностями - от убеждения Франка (1939,) что Роршах-тест это ренгеновские лучи, которые выявляют личность, до призыва Дженсена (1965) исключить этот тест из клинической психологии – расположилось множество точек зрения, включая предложение Гарба (1999), суммировавшего обнаруженные им недочёты в в интегративной системе, чрезвычайно популярного метода кодирования ответов на чернильные пятна, наложить мораторий не только на интегративную систему, но и на использование Роршах-теста самого по себе в клинической и судебной практике (Garb, 1999, p.316). Во все времена мудрость, полезность и научная представительность использования ответов на чернильные кляксы становились предметом энергичных дебатов американских психологов.

Время не принесло облегчения. Ни улучшенный метод анализа данных, ни усложнение сегодняшних аргументов по сравнению со вчерашними не ослабили жара и страсти, которые остаются такими же. Дискуссия наших дней ведётся о научной ценности экснеровской интегративной системы для кодирования и интерпретации ответов Роршах-теста. Даже обвинители интегративной системы согласятся, что её использование дало силы и оживило всю отрасль знания. Как со многими непримиримыми противниками– неважно, идёт ли речь о супружеских, родительских, религиозных или политических дебатах – в дискуссии об интегративной системе каждая сторона провозглашает, с чувством справедливости, что её неправильно поняла и неверно восприняла противоположная. Критики (Wood, Nezworski, &Stejskal, 1996; Wood, Nezworski, Stejskal, Garvin & West, 1999) декларируют, что интегративная система переоценена и в ней есть серьёзные прорехи, тогда как сторона поддержки ( Ganellen,2001; Hiller, Rosental, Bronstein, Berry & Brunnel-Neuleib, 1999; Parker, Hanson & Hunsley, 1988) провозглашает, что валидность интегративной системы равна Миннесотскому Многофакторному Личностному опроснику (MMPI, Hathaway&McKinley, 1951).

Хотя каждая половина признаёт аргументы, представленные другой, но никто не меняет своего мнения, возможно, потому что нечестно ведёт себя с аргументами другой стороны и цитирует разные данные (Meyer, 2000; Wood, Nezworski, Stejskal & Garvin, 2001). Для исследователей, не имеющих «своей» собаки в этой драке, наблюдение перебранки коллег как де жа вю, вновь и вновь, вызывает дискомфорт похожий на чувство, которое мы испытываем к застарелой вражде между соседями. Далее, этот спор, как многие другие в психологии, (например, спор о научной достоверности психоанализа, или о полезности лечения по заранее написанной схеме) не может быть разрешён имеющимися данными ещё и потому, что две стороны никак не могут согласиться, какие данные являются относящимися к спору, ибо противники придерживаются разных концепций относительно направления, в котором должна развиваться психология. В конце концов, из-за усталости и скуки больше чем по каким-то другим причинам, спор затихает, но лишь до тех пор, пока не появится новый повод поднять его вновь через несколько лет в несколько иной форме.

Одним из несчастливых последствий этого переругивания об интегративной системе стала склонность как друзей, так и критиков путать интегративную систему и другие системы оценки ответов на Роршах-тест. Отсутствие щепетильности привело к синекдохе (Примечание перев.: Синекдоха - греч., риторич. фигура, допускающая употребление части вместо целого, частного вместо общего, собственного имени вместо нарицательного, наприм.: волна вместо море, Цицероны вм. ораторы и т. п) , путающей часть с целым. Тогда оказывается, что выносят приговор или защищают Роршах-тест, тогда как фактически речь идёт об интегративной системе, одной из нескольких альтернативных методов кодирования и интерпретации увиденного в кляксах. Как торговая марка «Клинекс» не означает «салфетки» вообще, так и интегративная система, хотя она лучше других известна и чаще применяется для оценивания ответов, не является синонимом метода Роршаха для изучения личности.

Эти другие методы отличаются от интегративной системы по меньшей мере по трём важным позициям. Во-первых, за исключением системы Хольта (1966) для измерения первичных процессов, они проще, менее амбициозны и их легче применять. Во-вторых, они все связаны с определённым вариантом психоаналитической концепции. По контрасту, интегративная система, подобно MMPI опирается на голый эмпирицизм, хотя в недавних исследованиях (Viglione, Brager & Haller, 1991) в её интерпретативную часть добавили психоаналитическое понимание. В-третьих, они главным образом инструменты для психологического исследования. Системы кодирования, о которых пойдёт речь, применяются почти исключительно для академического исследования личностной динамики, как между группами, так и внутри группы от пред-психотерапевтического до послетерапевтического состояния. Интегративная система направлена на клиническое исследование, которое применяется для судебных и психиатрических целей. Методы оценки, смыслом которых является нахождение психиатрического диагноза, должны гарантировать его адекватность, то есть соответствие или несоответствие ответов норме. Дискуссия об интегративной системе и тому, как были получены таблицы норм, сосредоточилась именно на этом пункте. В отличие от этого, посколько сами нормы не особенно важны для академического исследования различий между группами, любой метод для кодирования ответов, разработанный, чтобы оценить личностную динамику, значительно меньше зависит от таблиц норм, на которых построена интегративная система. Далее, за исключением системы Хольта (1966), оценивание ответов по другим кодировкам настолько просто и быстро, что даже не приближается к тому огромному времени, которое требуется для интегративной системы, поскольку оцениваются значительно меньше параметров с вполне удовлетворяющим диагноста результатом.

В данной статье я описываю шесть не относящихся к интегративной системе Экснера процедур, которые в основном касаются содержания ответов, и меньше затрагивают структурные характеристики всего протокола. С годами число категорий содержания, изученных для разных целей, стало весьма внушительным ( Blatt, Brenneis, Schimek & Glick, 1976; Burke, Friedman & Gorlitz, 1988; Cerney & Shevrin, 1974; Coonerty, 1986; Cooper, Perry, Hoke & Richman, 1985; De Vos, 1952; Elizur, 1949; Endicott, 1972; Fisher & Cleveland, 1958; Holt, 1966; Klopfer, Kirkner, Wisham & Baker, 1951; Krohn & Mayman, 1974; Labarbera & Cornsweet, 1985; Levine & Spivack, 1964; Masling, Rabie & Blondheim, 1967; Mayman, 1967; Perry & Viglione, 1991; Pruitt & Spilka, 1964; Singer & Wynne, 1966; Urist, 1977). Хороший обзор систем кодирования ответов для объектных отношений можно найти в работе Stricker and Healey (1990). Подобно тому как чернильные пятная сами по себе могут быть интерпретированы множеством различных способов, ответы на них также могут быть по-разному сгруппированы и объединены. Метод Роршаха нужно видеть как самостоятельный, многозначный измерительный инструмент, имеющий потенциал для применения в самых разных целях. Некоторые из методов кодирования похожи на рыболовную наживку, чья жизнь очень коротка, другие же преуспевают и постоянно используются в деле психологической оценки. Я описываю шесть из наиболее часто применяемых систем для кодирования ответов с единичными иллюстративными примерами того, как каждый из них применялся в психологическом исследовании. Обстоятельный разбор всех академических исследований остался за пределами данной статьи.

КОММЕНТАРИИ К ПРОЧИТАННОМУ РАЗДЕЛУ

Их немного. О какой перебранке идёт речь?

Обратимся к сайту www.rorschach.ru, раздел Rorschach-test, подраздел Роршахиана. Нас интересуют четыре странички «Тест Роршаха: каков диагноз?», «Тест Роршаха: что измеряем?», «Тест Роршаха глазами психиатра» и «Роршах: диагностическая система». Там приведены тезисы четырёх нашумевших статей, опубликованных в 2000 году. Заинтересованный читатель может ознакомиться с тезисами. Переводить ли саму дискуссию на русский язык? Если читателям это будет интересно, мы сделаем это. Полностью статьи на английском языке доступны в формате pdf. Однако открыть их нельзя, потому что программист, ответственный за подключение, свою работу не сделал. Около 40 файлов сайта «Роршах и психоаналитическая диагностика» читателям недоступны из-за дефицита времени сего прилежного работника. Разделы или дублируются, или стоят пустыми. О своих чувствах к вышеупомянутому сотруднику скажу по-экснеровски: WS.
О каких нормах говорит Маслинг?
Обратимся к сайту www.rorschach.ru, раздел Rorschach-test, подраздел Rorschach-test. Нас интересуют странички «Психограмма: пример» и «Психограмма: нормы». Таблицы норм получили участники моих семинаров в 2005 и 2006 годах, остальным придётся ждать милости от природы (программиста), который никак не соберётся две странички с двумя табличками выложить на сайте. Если среди читателей есть специалисты, которые могут помочь решить проблему, буду рада, если вы откликнитесь.

С уважением,
Д-р Ольга Полякова


Наверх

В избранное