Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Интерпретация проективных тестов


Rorschach & Psychoanalytic Diagnostics
Быть психологом

Здравствуйте, уважаемые читатели!
Выпуск третьей недели октября.
Продолжаю делиться с вами находками, которые прошли, на мой взгляд, проверку временем, и которые рекомендую практическим психологам взять на заметку.

Цитируем по:
Гарбузов В.И. Нервные дети: советы врача для матерей. – Л.: Медицина, 1990. – 176 с.
С. 25-26
«Второй тип неправильного воспитания – ГИПЕРСОЦИАЛЬНОЕ. Встречается всё более часто. Близко к неприятию. Ребёнка хотят иметь не потому, что в нём есть глубокая душевная потребность, а потому, что дети должны быть у всех. Ребёнко ждут, неосознаваемого отвержения нет. Он появляется и завоёвывает сердце, его любят. Но дело здесь в ориентациях родителей. Это – «правильные» люди. Дети у них потому, что «так должно быть», а соответственно воспитание их – «как должно быть». Читаются и до формализма выполняются рекомендации по «идеальному» воспитанию. Ребёнка не берут на руки, даже если он хаходится в плаче, его кормят по часам, укладывают спать в разгар игры, заставляют говорить «здравствуйте», когда ребёнок открыто стремится уйти или человек, с которым его непременно заставляют поздороваться, ребёнку не нравится. С ним занимаются, несмотря на его полное нежелание заниматься, именно этим и именно в это время. Вмё в его жизни строго регламетировано, разделено на хорошее и плохое, дозволенное и недоздовленное, культивируеются педантизм и чрезмерная пунктуальность.
Похвала воспитателя в детском саду для его родителей – высшее достижение ребёнка, порицание – катастрофа. Если к завтрашнему дню нужно принести бумажных журавликов, мама будет вырезать их и клеить вместе с ребёнком, даже если ребёнок нездоров. «Надо» такой мамы гипертрофировано до абсурда. Отметки в школе превращаются в самоцель. «Удовлетворительно» - трагедия для родителей. Как врач, автор иногда со страхом думает: а вдруг выйдет книга с врачебно-педагогическими рекомендациями, и в ней будет допущена опечатка. Ведь гиперсоциальные родители истово выполнят и нелепость, заключённую в опечатке. Ребёнок у гиперсоциальных родителей как бы запрограммирован, формализован. Он чрезмерно дисциплинирован и чересчур исполнителен. И вот он и сам становится «правильным». Теперь и для него похвала учительницы и отличная оценка – самоцель. Гиперсоциальный ребёнок отныне живёт как робот, автомат. Эмоционально он сдержан, потому что эмоции у него подавлялись с младенчества, так как эмоциональная сдержанность считалась признаком интеллигентности, а проявление эмоций – чем-то постыдным. Он во всём ориентирован на то что скажут или подумают, как оценят его поступок другие. Когда он вырастет, то успехом для него будет только успех на работе. При гиперсоциальном воспитании темперамент подавляется, особенно сангвинический, в холерическом и флегматическом заостряются элементы упорства, следования к цели, трудолюбия, а другие черты этих темпераментов подавляются. В итоге у таких детей формируется тревожно-мнительный характер, приводящий их к психосоматическим заболеваниям. Они могут заболеть неврозом, когда терпят тяжёлую неудачу или их притязания терпят крах.»

Продолжение в следующем выпуске рассылки.

С уважением,
Д-р Ольга Бермант-Полякова
Психолог, психотерапевт


Наверх

В избранное