Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Интерпретация проективных тестов


Rorschach & Psychoanalytic Diagnostics
Быть психологом

Здравствуйте, уважаемые читатели!
Выпуск третьей недели января.

Сегодня мы прочтём и обсудим классический текст Ю.Б. Гиппенрейтер о различиях между житейскими знаниями и психологией.

Цитируем по: Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. М: Изд-во МГУ, 1988. С. 7-19.

«… и обычный человек располагает определенными психологическими знаниями. Об этом можно судить по тому, что каждый человек в какой-то мере может понять другого, повлиять на его поведение, предсказать его поступки, учесть его индивидуальные особенности, помочь ему и т. п. Давайте задумаемся над вопросом: чем же отличаются житейские психологические знания от научных?

Я назову вам пять таких отличий.

Первое: житейские психологические знания конкретны; они приурочены к конкретным ситуациям, конкретным людям, конкретным задачам. Говорят, официанты и водители такси - тоже хорошие психологи. Но в каком смысле, для решения каких задач? Как, мы знаем, часто - довольно прагматических. Также конкретные прагматические задачи решает ребенок, ведя себя одним образом с матерью, другим - с отцом, и снова совсем иначе - с бабушкой. В каждом конкретном случае он точно знает, как надо себя вести, чтобы добиться желаемой цели. Но вряд ли мы можем ожидать от него такой же проницательности в отношении чужих бабушки или мамы.

Итак, житейские психологические знания характеризуются конкретностью, ограниченностью задач, ситуаций и лиц, на которые они распространяются. Научная же психология, как и всякая наука, стремится к обобщениям. Для этого она использует научные понятия. Отработка понятий - одна из важнейших функций науки. В научных понятиях отражаются наиболее существенные свойства предметов и явлений, общие связи и соотношения.

Научные понятия четко определяются, соотносятся друг с другом, связываются в законы. Например, в физике благодаря введению понятия силы И. Ньютону удалось описать с помощью трех законов механики тысячи различных конкретных случаев движения и механического взаимодействия тел. То же происходит и в психологии. Можно очень долго описывать человека, перечисляя в житейских терминах его качества, черты характера, поступки, отношения с другими людьми. Научная же психология ищет и находит такие обобщающие понятия, которые не только экономизируют описания, но и за конгломератом частностей позволяют увидеть общие тенденции и закономерности развития личности и ее индивидуальные особенности. Нужно отметить одну особенность научных психологических понятий: они часто совпадают с житейскими по своей внешней форме, т. е. попросту говоря, выражаются теми же словами. Однако внутреннее содержание, значения этих слов, как правило, различны. Житейские термины обычно более расплывчаты и многозначны.

Однажды старшеклассников попросили письменно ответить на вопрос: что такое личность? Ответы оказались очень разными, а один учащийся ответил так: "Это то, что следует проверить по документам". Я не буду сейчас говорить о том, как понятие "личность" определяется в научной психологии, - это сложный вопрос, и мы им специально займемся позже, на одной из последних лекций. Скажу только, что определение это сильно расходится с тем, которое было предложено упомянутым школьником.

Второе отличие житейских психологических знаний состоит в том, что они носят интуитивный характер. Это связано с особым способом их получения: они приобретаются путем практических проб и прилаживаний. Подобный способ особенно отчетливо виден у детей. Я уже упоминала об их хорошей психологической интуиции. А как она достигается? Путем ежедневных и даже ежечасных испытаний, которым они подвергают взрослых и о которых последние не всегда догадываются. И вот в ходе этих испытаний дети обнаруживают, из кого можно "вить веревки", а из кого нельзя. Часто педагоги и тренеры находят эффективные способы воспитания, обучения, тренировки, идя тем же путем: экспериментируя и зорко подмечая малейшие положительные результаты, т. е. в определенном смысле "идя на ощупь". Нередко они обращаются к психологам с просьбой объяснить психологический смысл найденных ими приемов.
В отличие от этого научные психологические знания рациональны и вполне осознанны. Обычный путь состоит в выдвижении словесно формулируемых гипотез и проверке логически вытекающих из них следствий.

Третье отличие состоит в способах передачи знаний и даже в самой возможности их передачи. В сфере практической психологии такая возможность весьма ограничена. Это непосредственно вытекает из двух предыдущих особенностей житейского психологического опыта - его конкретного и интуитивного характера. Глубокий психолог Ф. М. Достоевский выразил свою интуицию в написанных им произведениях, мы их все прочли - стали мы после этого столь же проницательными психологами? Передается ли житейский опыт от старшего поколения к младшему? Как правило, с большим трудом и в очень незначительной степени. Вечная проблема "отцов и детей" состоит как раз в том, что дети не могут и даже не хотят перенимать опыт отцов. Каждому новому поколению, каждому молодому человеку приходится самому "набивать шишки" для приобретения этого опыта.
В то же время в науке знания аккумулируются и передаются с большим, если можно так выразиться, КПД. Кто-то давно сравнил представителей науки с пигмеями, которые стоят на плечах у великанов - выдающихся ученых прошлого. Они, может быть, гораздо меньше ростом, но видят дальше, чем великаны, потому что стоят на их плечах. Накопление и передача научных знаний возможна благодаря тому, что эти знания кристаллизуются в понятиях и законах. Они фиксируются в научной литературе и передаются с помощью вербальных средств, т. е. речи и языка…

Четвертое различие состоит в методах получения знаний в сферах житейской и научной психологии. В житейской психологии мы вынуждены ограничиваться наблюдениями и размышлениями. В научной психологии к этим методам добавляется эксперимент. Суть экспериментального метода состоит в том, что исследователь не ждет стечения обстоятельств, в результате которого возникает интересующее его явление, а вызывает это явление сам, создавая соответствующие условия. Затем он целенаправленно варьирует эти условия, чтобы выявить закономерности, которым данное явление подчиняется. С введением в психологию экспериментального метода (открытия в конце прошлого века первой экспериментальной лаборатории) психология, как я уже говорила, оформилась в самостоятельную науку.

Наконец, пятое отличие, и вместе с тем преимущество, научной психологии состоит в том, что она располагает обширным, разнообразным и подчас уникальным фактическим материалом, недоступным во всем своем объеме ни одному носителю житейской психологии. Материал этот накапливается и осмысливается, в том числе в специальных отраслях психологической науки, таких, как возрастная психология, педагогическая психология, пато- и нейропсихология, психология труда и инженерная психология, социальная психология, зоопсихология и др. В этих областях, имея дело с различными стадиями и уровнями психического развития животных и человека, с дефектами и болезнями психики, с необычными условиями труда - условиями стресса, информационных перегрузок или, наоборот, монотонии и информационного голода и т.п., - психолог не только расширяет круг своих исследовательских задач, но и сталкивается с новыми неожиданными явлениями. Ведь рассмотрение работы какого-либо механизма в условиях развития, поломки или функциональной перегрузки с разных сторон высвечивает его структуру и организацию.»

Прежде всего давайте сориентируемся в культурно-исторической перспективе. Юлия Борисовна Гиппенрейтер окончила отделение психологии философского факультета МГУ в 1953 году. Ученица А.Н. Леонтьева, доктор психологических наук (1975), профессор кафедры общей психологии факультета психологии факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова (1978). Это сейчас она профессор, признанный автор популярных книг, а в эпоху, когда Ю.Б. Гиппенрейтер выбирала профессию, признавать психологию самостоятельной наукой не спешили и перспективы психологической деятельности отнюдь не были радужными. Требовались преданность делу и вера в правильность сделанного выбора, чтобы продолжать заниматься психологией, наукой о людях, в годы, когда внутренний мир советского человека сверялся с моральным кодексом строителя коммунизма.

Отличие житейского знания от научного (обобщённость, рациональность, письменная форма передачи, экспериментальный способ получения данных, разделённость знания на отраслевые подразделы) создали психологию как науку. Мы уже обсуждали тему психонауки в мартовских выпусках рассылки, 14/03/2007 и 15/03/2007, их можно прочитать в архиве. Повторю здесь кратко основные тезисы:

Психология - практическая наука. Она существует не ради абстрактного знания, а ради желания помочь человеку. Практическая психология как искусство налаживать струны человеческой души, звучащие диссонансом, может быть стихийным или профессиональным занятием. Разговор с умудрённым жизнью собеседником - тоже практическая психология. Стихийный психолог действует, не отдавая себе отчёта в том, что именно и каким образом он изменяет в состоянии попросившего его помощи человека. Профессионального психолога отличает единство деяния и знания. <...>

В практической психологии наших дней обнаруживаются четыре рода занятий: психонаука, психотехнология, психоискусство и психософия. Речь идёт о том, как мы применяем специальные знания.

Психонаука задумывалась полтора столетия назад как попытка постичь субъективное в человеке объективными методами. Психонаука соотносится с естественнонаучным ядром психологического знания. Она требует применения аппаратуры, стандартизированных методов и количественных критериев исследования и руководствуется критерием опытной науки - достоверностью истины, которая обосновывается статистическими методами.

Психотехнология возникает в ХХ веке как часть массовых производства и культуры. <...> Критерий психотехнологии - эффективность (результативность), которая в свою очередь зависит от конъюнктуры рынка. Рыночная личность как психологический тип стремится извлечь выгоду из имеющихся в её распоряжении талантов, и практическая психология помогает ей в этом: учит приспосабливаться к жизни по определённой технологии, тренирует требуемый рынком навык по приводящей к нужным результатам программе.

Психоискусство это практическая психология в гуманитарном понимании. Со-бытийность мастера, психотерапевта, духовника, учителя и его собеседника трудно зафиксировать. <...> Практическая психология, ориентированная на процесс, а не на результат (психоискусство), осмысляет уникальный опыт, сверяя свои открытия с эстетическим критерием.

Отчёт о событии в образах или словах принадлежит непосредственному общению, которое не адекватно строгим уложениям экспериментальной науки. Записанный опыт понимания быстро перешагивает академические рамки и находит своего читателя как беллетристика. Психологизм в литературе - пример письменной формы психоискусства.
Психософией называется знание-мудрость о душе. Практический психолог выступает здесь в роли толкователя древнего мифа. Он передаёт современникам эзотерическое знание об устройстве мира и души. <...> Практика психософии подчинена критерию тождества внутреннего и внешнего мира. В обществе, почитающем сциентизм и рациональность, интуитивное постижение, озарение и откровение как способы познания мира незаслуженно встречают скептическое отношение. Как именно практиковать психологию - как науку, искусство, технологию или трансляцию мифа, каждый выбирает для себя сам.

Впрочем, несмотря на пестроту и несхожесть вышеописанных психологических практик, существует критерий, который объединяет практических психологов самых разных направлений. Этот критерий - этика, система нравственных требований и норм поведения. Этический кодекс очерчивает круг дозволенного и недозволенного, налагает границу, разделяющую своих и чужих. <...> Нарушение этики расценивается в профессиональном сообществе как основание для исключения из круга "своих" как раз потому, что целостность всей системы покоится на воле к участию к игре. Профессиональная культура включает в себя немало игровых элементов <...>

В отрывке из книги «Ввведение в общую психологию», которая процитирована в начале рассылки, сформулировано отличие житейских представлений от психонауки.
Давайте теперь посмотрим, оправдала ли психонаука возложенные на неё ожидания, открыла ли те самые «обобщающие понятия, которые не только экономизируют описания, но и за конгломератом частностей позволяют увидеть общие тенденции и закономерности развития личности и ее индивидуальные особенности», ради которых затевалась?

Пример.
Цитируем по книге:
Лейтц Г. Психодрама: теория и практика. Классическая психодрама Я.Л. Морено. – М: Прогресс-Универс, 1994. – 352 с.
Основываясь на результатах многочисленных социометрических исследований, Морено сформулировал несколько законов, среди которых мы подробнее остановимся на социодинамическом и социогенетическом.
Социодинамический закон. В ходе многолетних социометрических исследований наблюдался феномен, получивший название социодинамического эффекта. Он состоит в неравномерном распределении выборов, которые делаются участниками социометрического тестирования (в соответствии с определённым критерием). Исследователи, занимающиеся социометрией, поначалу считали подобные результаты случайными и надеялись, что при повторном тестировании, но уже с большим числом участников, распределение выборов окажется более равномерным. Но надежда на дополнительно включённых участников не оправдалась. Как было показано в многочисленных замерах, дополнительные выборы в целом приходятся не на тех индивидов, которых редко выбирали или которые оказались в изоляции, а опять-таки на так называемых звёзд притяжения.
На духовном уровне та же самая закономерность выражается словами Библии: «... ибо тот, кто имеет, тому дано будет и приумножится...».»

Те из читателей, которые наблюдают за развитием Живого Журнала и блогов в сети интернет, с удовольствием подтвердят, что единицы журналов имеют 12-18 тысяч «френдов», то есть постоянных подписчиков и комментаторов, сотни журналов относят к так называемым «тысячникам», то есть их читают 1 тысяча человек, и сотни тысяч журналов «френдят» десятки и сотни человек, равномерного распределения тут нет и в помине.

Я, как вы уже поняли, отвожу психонауке далеко не главную роль в деле познания явлений окружающей действительности. В самом деле, эксперименты Морено привели его к доказательству того, что знали его еврейские родители и бабушки с дедушками, ветхозаветной мудрости «ибо тот, кто имеет, тому дано будет и приумножится». Ну, а русская народная мудрость говорит о том же самом языком поговорок, таких например «У кого счастье поведётся, у того и петух несётся» или «У богатого и пожар к деньгам».

Продолжение в следующем выпуске рассылки.

С уважением,
доктор Ольга Бермант-Полякова
психолог, психотерапевт, супервизор


Наверх

В избранное