Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Интерпретация проективных тестов


Rorschach & Psychoanalytic Diagnostics
Быть психологом

Здравствуйте, уважаемые подписчики!
Выпуск первой недели июня 2008.
Поскольку в чужом глазу соринка всегда заметнее, чем бревно в собственном, разбираться в сильных и слабых местах мы начнём не с себя, а с окружающих. Тема летнего семестра по-иностранному называется «Супервизия». По-русски это, наверное, будет звучать как «В помощь наставнику молодёжи». Как всегда, каждая из тем – а всего их будет двенадцать – продублирована на форуме «Дети рисуют семью» в соответствующей категории.
Что делает супервизор? Он учит (1), поддерживает (2), консультирует (3) и даёт оценку (4). Сегодня мы прочтём материал, относящийся к последней позиции, супервизор как эксперт.
Цитируем по книге:
Энтони Уильямс. Вы - супервизор. Шестифокусная модель, роли и техники в супервизии. М: "Класс", 2001. 288 с.

с. 99
Супервизор как эксперт
Ничего удивительного, если критерии работы супервизируемого оказываются субъективными и неоднозначными. В основном это связано с тем, что оцениваемые навыки являются комплексными, личностными и трудно измеряемыми. ...Поскольку от оценки супервизора многое зависит, а критерии его суждений достаточно субъективны, то вполне понятно, что супервизируемые порой реагируют на эту учебную ситуацию как на опасную.
По видимому, из всех ролей роль эксперта наиболее неприятна для суперизоров. Возможно, именно для предотвращения этой "опасности" супервизоры иногда пытаются устанавливать в высокой степени коллегиальный или даже дружеский стиль взаимодействия со своими обучаемыми, лишь бы не выглядеть всеведущими критикующими авторитетами.

с. 103-104
Пять "предписаний" для супервизора в роли эксперта
1. Определяйте точку пути, на которой находится супервизируемый. У вас должно быть чётое представление о практических навыках работы обучаемого. Что он реально делает на сессиях? Есть ли изменения в том, как он разговаривает с клиентом? Учится ли он связывать между собой разные части клиентских рассказов? Способен ли он конфронтировать клиента с проблемой убедительно, "к месту" и вовремя, а также тактично, но настойчиво?

2. Поощряйте самооценивание. Помогайте обучаемому наблюдать конкретные события своего взаимодействия с клиентами и собственное влияние на эти события.

3. Отмечайте изменения. Когда обучаемый рассказывает своему супервизору о том, какие изменения он заметил в самом себе, немедленно отмечайте это. Это помогает ему стать более внимательным к переменам и повышает его профессиональную компетентность. Имеются в виду различия между тем, что было в начале процесса супервидения и что есть сейчас, между его работой с одним случаем и его работой с другим случаем, между его теперешним и желаемым уровнем профессиональной квалификации.

Супервизор должен и сам время от времени проводить подобную ретроспективу и высказывать собственное мнение о пути, проделанном обучаемым. От вас потребуется мужество, чтобы сказать определённые вещи и усилия, чтобы обосновать свои слова. Если вы предлагаете обучаемому самому себя оценить и никак не комментируете его самооценку, он остаётся разочарованным. И вообще, отсутствие обратной связи вряд ли можно назвать здоровой практикой.
4. Используйте потенциал завершённых случаев. Предлагайте обучаемым рассказывать о своих завершённых случаях и анализировать причины своего успеха. Это один из лучших способов продвигать ваших подопечных к желаемой профессиональносй цельности. Не секрет, что обучаемые всегда норовят рассказать о самом трудном и неприятном из последних случаев, и супервизия получается однобокой.
5. Конфронтируйте. Оценивать супервизируемого и ругать его ещё не означает конфронтировать обучаемого с определённым материалом или повторяющимся затруднением в его работе. Помогайте своим обучаемым находить их «слепые пятна», не забывая при этом, что супервизия – это диалектический процесс, где стороны взаимно влияют друг на друга.
Продолжение в следующем выпуске рассылки.

С уважением,
доктор Бермант-Полякова


Наверх

В избранное