Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Интерпретация проективных тестов


Rorschach & Psychoanalytic Diagnostics
Быть психологом

Здравствуйте, уважаемые читатели!

«Интерпретация проективных тестов - 2008- весенний семестр»

Дайджест-рассказ о темах, которые обсуждались в рассылке «Интерпретация проективных тестов» в весеннем семестре 200 8 года. Напоминаю, вы читаете опубликованные в прошлом материалы, потому что оформили бесплатную рассылку. Новые еженедельные выпуски читают подписчики, оплатившие годовой абонемент, сто долларов за пятьдесят выпусков. Как оформить абонемент, можно узнать здесь http://rorschach-club.livejournal.com/81946.html

В летнем семестре 2009 мы разбирали тему «Проблемы начинающих путь в профессиии» о частной практике, в осеннем семестре 2009 работаем с темой «Практикум консультирования он-лайн».

Весна 2008

Мы ведём разговор с практическими психологами о консультировании, о том, чем может психолог помочь родителям «трудного», «нервного», «болезненного», «тупого», «непослушного» и так далее и тому подобное ребёнка. Ю.Б. Гиппенрейтер в книге «Общаться с ребёнком. Как?» описала способ понимания проблем ребёнка по механизму ПРОЕКТИВНОЙ ИДЕНТИФИКАЦИИ, то есть путём осознания чувств, которые пробуждаются в родителе, когда он сталкивается с «трудностью», «нервностью», «болезненностью», «непослушанием», «тупостью» и т.п. эпитеты недовольства родителей своим ребёнком. Переживания родителей – это своеобразное зеркало скрытой эмоциональной проблемы ребёнка. В связи с этим мы говорили о четырёх видах эмоциональных проблем у детей: борьба за внимание, противостояние воле родителя, месть и переживание ребёнком своего неблагополучия.

Замечу, что понимание проблем ребёнка и понимание проблемной ситуации в семье – это не одно и то же. Ребёнок связан мириадами эмоциональных связей со всеми членами семьи. Семья – это цельное бытие, и вы можете узнать цельное, только когда сами цельны. Когда мы частичны (слиты с ребёнком, но отделены от мужа/жены и других детей), мы не можем узнать целое. Иными словами, осознание родителем скрытой эмоциональной проблемы ребёнка - это не дело, а полдела, хотя и очень ценного.

Теперь нам нужно сменить точку зрения, переместиться на более глубокий уровень и оттуда увидеть происходящее. Посмотреть на свою семью в целом родителям поможет рисунок по методике «Дети рисуют семью». Вы поймёте, в чём уникальность момента, что означает непонимание между членами семьи и сумеете решить проблемы, если увидите их исходя из другой перспективы. Почему так важен детский рисунок? Дети живут сердцем, взрослые живут головой. Детский рисунок семьи показывает взрослым то, что они не хотят видеть, цепляясь за объяснения, которые сами для себя и выдумали. Другими словами, когда мы ДУМАЕМ о себе или о других, мы волей-неволей обманываем себя, потому что создаём упрощённый мир. Так нам удобнее во всех смыслах. Работая психотерапевтом, я не раз имела возможность убедиться, что люди общаются друг с другом на двух уровнях: сознательном (то, что мы понимаем и о чём думаем) и подсознательном (то, что вызывает наш отклик и на что мы реагируем). Сознательный уровень можно ещё назвать однозначным, а подсознательный – многозначным. Когда человек принимает жизненно важные решения, он взаимодействует с ресурсами подсознания, которое многозначно. Диагностика по методу «Дети рисуют семью» это и есть способ войти в контакт с ресурсами семейного бессознательного.

Практический психолог всегда помнит, что у каждой проблемы или болезни есть свой язык и своя программа, или архитектурный проект: на каком фундаменте она зиждется и как в конечном итоге будет выглядеть. Прежде чем приступить к решению создавшейся проблемы или лечению развившегося заболевания, необходимо понять, ответом на какую интенцию (намерение) в бессознательном оно является. Мы сами задумываем все свои проблемы, в том числе и нездоровье.

Я обычно говорю родителям, что размышления о проблеме или о нездоровье похожи на попытку поймать свою тень. Пока Вы бегаете за ней, она тоже бегает от Вас. Как только Вы положите руку на самого себя, Вы увидите, что Ваша рука схватила тень – Вы её поймали. Чтобы изменить ситуацию, необходимо ухватить замысел, по которому эта ситуация (безденежья, непослушания ребёнка, головной боли и т.д.) была создана. Сделать это просто, если родители готовы увидеть и почувствовать правду о своих отношениях с близкими людьми, обществом и окружающим миром – в рисунке собственного ребёнка.

Рассматривая и обсуждая детский рисунок (он выполняется по определённой методике, о которой я расскажу сегодня), родители схватывают ситуацию в семье в целом, причём сразу на двух уровнях: осмысляют как идею, модель семьи и прочувствуют как цвет семьи. Выражение «цвет семьи» я намеренно оставляю неясным, потому что рассудок желает иметь дело со словами и концепцими, которые логичны и ясны, а жизнь полна неведомого, неопределима и изменчива. Жизнь многозначна – как цвет.

Методика «Дети рисуют семью» состоит из двух заданий.

Первое – попросите ребёнка раскрасить восемь кружков.

Заготовка для раскрашивания выглядит следующим образом:
http://pics.livejournal.com/m_d_n/pic/00001gh1/g15

После этого дайте ребёнку новый лист бумаги и попросите его «Нарисовать свою семью».

Итог, если ребёнок был в настроении рисовать и охотно взялся за выполнение задания, будет выглядеть примерно так:
Кружки
http://pics.livejournal.com/m_d_n/pic/0000250t/g15
Семья
http://pics.livejournal.com/m_d_n/pic/00003wr5/g15

О программах «свой-чужой», о том, что объединяет людей, о том, что определяет выбор спутника жизни, жизненные устремления человека, его симпатии и антипатии, отношение к себе и поступки, мы узнаём по сходству между персанажами детского рисунка. Выбор цвета даёт нам ключ к тайным процессам, которые происходят в семье, и подсказку, как изменить сложившуюся ситуацию, если она кого-то не устраивает. Обладая интуитивным пониманием того, что переживает в семье ребёнок, и знаниями о том, что означает его рисунок, мы можем эффективно воздействовать на обстоятельства и добиваться желаемого результата.

Родители могут рассматривать рисунок сами или вместе с психологом на консультации. Оба варианта приемлемы, первый более подходит для параноиков, испытывающих недоверие ко всем людям и всему миру, второй более подходит для семьи, свободной от подозрительности. Убеждать параноиков идти на консультацию не надо, напрасный труд. Лучше порекомендуйте им специальную литературу, они проштудируют её лучше Вас. Консультация – это встреча на полтора часа, где родители вместе с психологом ищут причину проблемного поведения или плохого самочувствия. Психолог здесь – чуткий, наблюдательный собеседник с зорким сердцем. Его податливость, внимательность и умение здраво мыслить, замечать несуразности и нелепости в словах и в рисунке, помогают родителям «ухватить вёрткую тень» и дать семье исцеление через осознание.

«Вечно прыщавая дочь»

Рисунок к этой истории можно увидеть, если пройти по ссылке
http://pics.livejournal.com/m_d_n/pic/00003wr5/g15
В рамках программы сотрудничества с одной из школ родители могли прийти на консультацию по методике «Дети рисуют семью». Девочка 13-ти лет с удовольствием раскрасила кружки и после некоторых колебаний нарисовала свою семью. На консультации отец на вопрос о возможных проблемах дочери ответил: «Может быть, низкая самооценка, из-за того, что она ходит вечно прыщавая». Мать пожаловалась на плохой аппетит: «Ест нормально, только когда я сижу с ней за одним столом».

Что увидел в рисунке психолог. То же самое, что увидит любой наблюдательный родитель. Вопросы, которые психолог адресует себе и родителям, приведены ниже.

Читать материал полностью

http://subscribe.ru/archive/psychology.rorschach/200712/03080818.html/

Приятно признавать, что осваивать тонкости психодиагностики и консультирования собралась уникальная аудитория. Лентяев. Сейчас я буду читать Вам мораль, приготовьтесь.

В предыдущем выпуске рассылки я просила каждого из Вас - а подписчиков у рассылки "Интерпретация проективных тестов" насчитывается 617 человек - пройти по ссылке на форум "Дети рисуют семью" и зарегистрироваться в качестве пользователей. Сервис http://www.subscribe.ru показывает статистику открывания/чтения выпусков рассылки, она на прошлой неделе составила 85%. Это значит, что 524 человека увидели мою просьбу. Угадайте, сколько из них кликнули на нужную ссылку/зарегистрировались? Четыре человека.

Если оставшиеся ПЯТЬСОТ ДВАДЦАТЬ человек хотят научиться диагностировать и консультировать, читая мои общие фразы и рассуждения о психологии вообще, не заглядывая в конкретные рисунки и не читая конкретных вопросов от живых людей ("кейсов" как принято говорить), скажу прямо - не верю. Чтобы научиться, нужен разбор полётов. Можно, наверное, и без этого. "Бывало, и коза волка съедала", - гласит народная мудрость. Однако в моём мастер-классе так не бывает. Читать мало, надо думать и высказывать свои думки.

http://madeinmodiin.10bb.ru форум "Дети рисуют семью" ждёт Вас с Вашими вопросами и темами, драгоценные мои читатели. Или учимся как следует, или я начну развлекать Вас беседами на тему русских поговорок - и поверьте, меня надолго хватит.

Просьбы тех, кто обратился ко мне - а просили тему "Как выглядит на рисунке счастливая семья" и материал по психологии для разведённых матерей, которые воспитывают детей в семье без папы - я выполнила.

Итак, дети рисуют семью, и их рисунки рассматривают мама/папа/брат/сестра/дедушка/бабушка/профессионал-психолог. Каждый из них видит в рисунках что-то своё, и каждый имеет право на своё мнение. Почему мы считаем, что мнение психолога «правильнее» мнения членов семьи, хотя в подавляющем большинстве случаев родители услышали психологическое заключение и пошли своей дорогой? Чем отличается восприятие психолога от житейского восприятия? Ответ на этот вопрос не так прост, как кажется на первый взгляд.

Сколько копий было сломано в сражениях о том, что означает нарисованное ребёнком дерево или как трактовать заштрихованный рисунок: как тревожность или как агрессивность? а истины так и не нашли. Интерпретация проективных тестов для профессионалов от психодиагностики может быть поиском «психоаналитической» или «юнгианской» истины, а может быть совсем другим занятием: желанием вместе с семьёй «растолковать», «взять в толк» изображённое ребёнком.

И психолог может быть недалёким, неправым, недальновидным, нелогичным, несправедливым толкователем рисунка. Более того, его толкование – любое – всегда мимо семейного или рядом с ним, и редко «попадает в яблочко» по той простой причине, что психолог не пропитан контекстом, в котором ребёнок живёт и рисует. Говоря умными словами, частичное знание о герое (о ребёнке) влечёт за собой частичное знание о продуктах его деятельности (о рисунке). В отличие от психодиагностического, восприятие родных - матери, отца, бабушек, дедушек, дядь и тёть - это восприятие заинтересованных лиц, связанных с ребёнком незримыми узами и то, какими видит свой дом и родню ребёнок, их по-настоящему волнует.

Психологические знания, ум, раньше соотносили с разумом - интуитивным, целостным, сущностным пониманием, какое решение конкретной ситуации будет уместным. И первенство, кстати, принадлежало отнюдь не уму: «ум без разума беда», «ум разуму подспорье». А ещё говорили: «голова умная, только дураку досталась».

Ой, простите, «интеллектуальные ресурсы индивида без хорошо развитой способности адекватно оценивать реальность часто являются причиной эмоционального отвержения, истоки которого кроются в недостаточной адаптации личности». Это тоже самое, только умными словами. Говорить так я умею, не верите – почитайте мою книгу «Посттравма: диагностика и терапия», она выполнена в академической традиции и соответствует стандартам рассуждений про интеллектуальные и эмоциональные компоненты личности. Уметь-то умею, но говорить так со слушателями не буду.

Я отстаиваю точку зрения, что ум, книжное знание о том, что рисуют сотни разных детей, должен быть лишь подспорьем в нашем стремлении понять, что волнует ребёнка. И гораздо большую помощь, чем книги, оказывает в этом семья, близкие ребёнка, те, для кого он рисует свои картинки, ведь именно им предназначены его «послания». Я буду называть их иногда «китайская грамота» и «тарабарская грамота», а объясню, откуда взялись такие именования, как-нибудь позже.

Мне не раз приходилось сталкиваться с возмущением профессиональных психологов, когда они сталкиваются с максимой «Коли ты архиерей, то и будь архиереем», то есть раз уж ты назывался самым нравственным духовным иерархом, будь образцом высоконравственной духовной жизни и веди себя как подобает. Психологи же принимаются страдать, что их не считают за обычных людей со своими слабостями. На первый взгляд, психолог овладел ремеслом душевного разговора, поднаторел в разных объяснениях и может при необходимости сослаться на авторитеты, которые делали выводы похожим образом до него, а наивный обыватель ничего этого не умеет
.
Я писала уже о непоколебимом убеждении большинства людей, что к психологам обращаются только ПСИХИ, ненормальные. Нормальные убеждены, что «в соседи за умом не пойдёшь». Это болезненная тема для тех, кто верит, что единственно знание психологии может помочь людям и нежелание ходить к психологам проистекает исключительно из недостаточной просвещённости аудитории. Однако различие между обыденными представлениями о людях и психологическими представлениями о них гораздо глубже.

«Я в этом мире не для того, чтобы соответствовать твоим ожиданиям. А ты – не для того, чтобы соответствовать моим. Ты- это ты, а я – это я...» провозгласил Фриц Перлз. Он упустил из виду, что и ты, и я – каждый всё равно ожидает если не соответствия десяти заповедям, то как минимум уважения к рамкам Уголовного кодекса. Так что я в этом мире и для того, чтобы соответствовать твоим ожиданиям о том, как ведут себя законопослушные люди, - как минимум.

Независимость человека от других людей для не-психологов – выдумка. «И за горами люди», «без людей жизни не проживёшь», «людей не удивишь, хоть себя и уморишь», «есть люди, а есть и людишки», «поживи для людей, поживут и люди для тебя».

И моё любимое, так сказать, эксклюзивно-феминистское: «Ворота на двух вереях, а дом на двух головах стоит». Верея это столб. Поговорка «дом на двух головах стоит» учит отношениям между супругами...

Сейчас принято рассуждать «о взаимоотношениях между мужчинами и женщинами», а раньше были просто «мужики и бабы», никакого «между».
Говорили так: «Добрый мужик без хомута не бывает». Мужчину, который жил для себя и не кормил семью, не считали зрелым человеком. 28% родов в современной России приходятся на союзы, не зарегистрированные официально, это внебрачные дети. Почему перестали стыдиться сожительства без публичного оглашения супружеского союза, почему перестали сострадать обездоленным семьям без кормильца, кто растит ребёнка без отца и держит дом «одной головой»? Возможно, потому что, родив единственного ребёнка и возложив на него все возможные ожидания, которые раньше делились между тремя-четырьмя детьми, теперешнее поколение ищет решения, как продолжить свой род? И ребёнок, которого молодая женщина рожает «для себя», отвадив ровесников-женихов, появляется на свет, что бы продолжить своих родителей, а не мужчину, с которым решила жить одним домом, пока смерть их не разлучит? Жениться раньше означало «ввести жену в дом», выйти замуж – «войти в родню». Неконкретный «брак» и образ «штампа в паспорте» вместо «родня» и «дом» - изобретения не поколения двадцати- и тридцатилетних, увы.

Сейчас модно выражение «заниматься ребёнком», «общаться с ребёнком», и почти не говорят «растить ребёнка». Как-то само собой подразумевается, что им всё время нужно будет заниматься, а время, когда он вырастет, достигнет состояния взрослого и перестанет нуждаться в родителях и их опеке, никогда не наступит. Хотите правду на этот счёт? Пожалуйста: «Засиженное яйцо всегда болтун, занянченное дитё всегда дурак». Иногда я думаю, что психологи приставлены к заброшенным и к занянченным детям. Остальные, став взрослыми, живут своим умом и психологи им не нужны.

Вряд ли вы удивитесь, если сопоставите отношение занянченных детей к своим родителям с отношением тех, кого растили как наследников и ставили на ноги как продолжателей, достойных и сильных, полных чувства собственного достоинства, трудолюбия и доброго отношения к близким.

У заброшенных и занянченных в отзывах о родителях одна критика, они не видят в своих родителях ничего, что заслуживало бы уважения. «Чти отца и мать свою, чтобы продлились дни твои на земле», заповедь не требует любить родителей, она требует почитания, уважения к тем, кто старше тебя. Заповедь хранит всех нас. Ведь однажды и ты станешь малосильным и не сможешь работать как в молодости, однажды и ты перестанешь зарабатывать хорошие деньги и будешь жить на скромную пенсию, - так вот, когда силы и средства иссякнут, твой возраст, наоборот, прибудет. В запрете злоречить родителей психология и житейские представления расходятся принципиально. Злословить родителей значить становиться душевно здоровым, - верят одни. Тот, кто презирает своих родителей, будет бездетным, - знают те, кто близко сталкивался с пациентами центров по лечению бесплодия.

«Дети рисуют семью» - методика психологическая. Это, расставим точки над И, придумка психологов, изобретённая для того, чтобы подглядывать в дом к другим людям. Я добросовестно изложила то, что знает современная психология об интерпретации детских рисунков в виде Интегративной системы, аналогично Экснеровской системе для Роршах-теста. Всё-таки это аппарат для контент-анализа проективного содержания, равного которому в современной практике нет. Бог даст, опубликую её в книге отдельной главой. Но хочется мне, чтобы вы научились быть не «умными», а «разумными» психологами, чтобы верили, «добрый жёрнов всё смелет, а плохой сам смелется», и поддерживали людей в трудную минуту жизни. А их немало, этих минут – и в детском саду, и в школе, и в первой любви, и в создании молодой семьи, - потому что подход «я – это я, а ты – это ты» делает своё разрушительное дело.

Было такое исследование, детей попросили нарисовать человека. И дети, надолго госпитализированные в отделение кардиохирургии, рисовали у человека сердце. А здоровые дети, которые составили контрольную группу, сердце не рисовали. Оно у них было здоровым, работало и работало себе, и они его как бы не замечали и поэтому не рисовали его – не показывали себе и другим, не размышляли о нём с карандашом в руках. Если ребёнок по собственной инициативе рисует семью – это «кардиологический больной», сердце его жизни - семья - не в порядке, беспокойство о том, что творится между домашними, занимает его мысли. Если Вы хотите уразуметь, что происходит в семье, и помочь ей своими «умными речами», которые «приятно и слушать», попросите ребёнка нарисовать то, что он хочет, свой рисунок. Ребёнок-дошкольник обычно рисует землю, небо, солнце, дерево, дом – мир жизни и своё место в этом мире.

Продолжение в следущем выпуске рассылки.

К слову, укоризна предыдущего выпуска подействовала на 10 читателей из 600. Ровно столько новых участников зарегистрировалось на форуме «Дети рисуют семью». Спасибо всем, кто откликнулся.

Остальным скажу так: потребляйте, не думая и не задавая лишних вопросов, мне не жалко. Дозревайте. Как созреете, приходите на форум http://madeinmodiin.10bb.ru , поговорим.

С уважением,
доктор Бермант-Полякова,
психолог, психотерапевт, супервизор


Наверх

В избранное