Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Интерпретация проективных тестов


Rorschach & Psychoanalytic Diagnostics
Быть психологом

Здравствуйте, уважаемые читатели!

В ближайшие недели в бесплатных выпусках рассылки будут перепечатаны беседы с коллегами, которые ведутся в сообществе Живого Журнала «Работа психолога».
Сегодня – фрагмент обсуждения статьи Анастасии Фокиной, московского психотерапевта, «Детям всех травмированных матерей посвящается», размещённой здесь
http://community.livejournal.com/rabota_psy/93229.html

А.Ф. : Большинство "травмированных сильно" не рожают, инстинктивно понимая, что это путь в тупик. Ищут пути решения, одним из которых может быть терапия. Некоторые "так себе травмированные" рожают, потом не зная, что делать с ребенком, не справляются эмоционально, ломаются, приходят в терапию.

О.В.: Добрый вечер!

Ваш материал непростой для восприятия, есть в нём что-то, что очень задевает эмоционально, затрагивает, от прочитанного щемит сердце. Прочла фразу и подумала, что сейчас коллеги на глаголы - свидетели кинестетического, двигательного переживания "сделают стойку" и прокомментируют про резонанс темы статьи и телесного уровня, "памяти тела", - и будут правы, конечно.

Я хотела уточнить, это статья текущего года или N-летней давности? Потому что внутреннему чувству привыкла доверять и, если резонирует, не интеллектуализировать там, где не просят.

А.Ф.: Статья примерно годичной давности.

--подумала, что сейчас коллеги на глаголы - свидетели кинестетического, двигательного переживания "сделают стойку" и прокомментируют про резонанс темы статьи и телесного уровня, "памяти тела", - и будут правы, конечно.--

Это было бы интересно, не так ли? Мне лично действительно интересно. Возможно и коллегам будет интересно, на что и почему именно так они реагируют или я снова весьма оптимистична?:)

Я её опубликовала в своем ЖЖ не так давно для клиентов, у них отзывается очень ярко, но никто пока не "сделал стойку". Или я неправильно понимаю смысл, который вы вкладываете в это понятие?

О.В.: У нас в числе участников достаточно коллег, которые профессионально темой травмы занимаются, можем как-нибудь в воскресенье, когда на интервизию собираемся, "сверить часы", кто на какие слова / движения / интонационные переходы / другие маркеры в поведении клиентов "стойку делает", "учуяв" травму. Терапевт обычно догадывается о том, что ему собираются НЕ рассказывать, до того, как клиент осознал, что колеблется, рассказывать или нет.

В воскресенье у нас с 20 часов Москвы фактически обсуждения начинаются, разместите под замком с заголовком "Хочу спросить?", модераторы тэг соответствующий поставят, поговорим свободно.

Ваша статья всколыхнула во мне мысли о "братстве в клане раненых" и "шрамах", Кларисса Эстес об этом пишет в "Бегущей с волками", - и о том, что в представленном тексте речь идёт о травме-которая-не-зарубцевалась, ибо посвящение сделано детям всех травмированных матерей, а не взрослым, которые преодолели разрыв, искалечивший мать.

Такой ход мыслей.

И дальше про то, что разрывало родителей и как к опыту преодоления-родительского-разрыва можно относиться. Если есть желание беседовать на культурно-исторические темы, напишу, если не откликается, Бог с ним.

А.Ф.: Интересно про отношение к опыту преодоления родительского разрыва.
Есть желание, да:)

О.В.: Тогда следите за ходом мысли. Работа у психотерапевта часто "с микроскопом", нас нюансы интересуют: в каких словах выразил, да что имел в виду, а какой образ нарисовался перед глазами, когда рассказывал и т.д., неимоверно много внимания уделяется сиюминутному, что называется "здесь и сейчас". Парадоксально, но осмыслить происходящее и тем более в исторической ретроспективе переосмыслить пережитое под микроскопом редко удаётся, помните слова поэта:

"Лицом к лицу лица не увидать

Большое видится на расстоянии"?

А мы получается на приёме работаем "лицом к лицу". Вы терапевт гештальт-школы и инструментом здесь-и-сейчас понимания наверняка владеете прекрасно, отнеситесь к моим словам как к ереси :) тут как раз в сообществе Леонид Огороднов эссе про мифодраму по Молоту ведьм, инквизицию и ересь начал перепечатывать, заслуживающий внимания текст, рекомендую,

так вот, если возьмём "типичного" клиента, то у него за плечами будет высшее образование, согласны? и у его родителей, обоих, или хотя бы у одного из родителей будет высшее образование, неважно вечернее или заочное, а у другого будет средне-специальное, то есть у него будет профессия. В иврите, - а это язык ветхозаветный, у нас сейчас 5670й год от сотворения мира официально на дворе, - различают просто людей и людей, у которых есть профессия. И "родители дали ему профессию" произносится с уважением. Про то, что в каждой анкете надо указывать, сколько лет ты академически учился (есть и такие, кто отучился семилетку), а наши десять лет школы, пять лет университета, три года аспирантуры и четыре года ординатуры, стандарт по российским меркам в образованных кругах, дают вместе 22 года учёбы, и воспринимаются как запредельная учёность :) В письмах так и пишут "глубокоуважаемая госпожа Ольга" :))

Культурологическая разница российская-израильская как раз и придаёт контрастность, делает восприятие более резким. Торговец овощами на рынке, здешний, воспитавший сына и трёх дочерей, ни одному из них не дал образования. Сын унаследовал лавку на рынке, всем четырём детям отец купил по квартире (ценой около ста тыс долларов каждая), и, когда его депрессивная жена рассказывает о супруге, вы услышите в её словах "достойный муж и отец", потому что дал каждому ребёнку свой кров. Что бы ни случилось в жизни, у каждого ребёнка есть свой угол. Торговец восточный человек, как вы наверняка догадываетесь, и он не может взять в толк, зачем одной из дочерей зять, у которого совершенно нищие родители (выходцы из европейской части бывшего СССР), и тем более как люди, имеющие профессию (!) инженера, не смогли не только не нажить богатства, но и даже нажить недвижимости себе и своему одному (!) ребёнку. Для него это нонсенс. Теперь дочь хочет учиться и иметь диплом о высшем образовании - Зачем? спрашивает ипохондричный отец, отправляя на терапию жену.

Российский "типичный клиент" имеет высшее образование и городской житель. Родители его тоже учились в институте или техникуме и тоже городские жители. Бабушки или дедушки в основной массе переехали из деревни в город, имеют среднее образование, - в годы советской власти. Прабабушки и прадедушки жили в деревне и имели два класса церковноприходской школы, начальную грамотность, в активе.

То, что для прабабушки и прадедушки было естественным, - дети-погодки, братья и сёстры как мир семьи, где "перенести своего ребенка недовольным, злобным, потому, конечно, требовательным и раздраженным или страдающим" не задача матери совершенно, а задача старших братьев и сестёр, социума сверстников, для которых мир детей и взрослых это мир "мы" и "они" и естественно обращение к родителям "вы, матушка" и "вы, батюшка", где "вы" это вы оба, вы-родители,

вот этот мир одногодков, "постарше нас будет", "с её младшим братом дружил", мир деревни, где детей в каждой семье много, и где земельный надел общины, круг, делят по числу едоков, то есть каждый ребёнок приносит в семью долю земли и возможности вырастить на ней урожай, и откуда у нас в языке словечко "обездоленный", "обездолить", мир, где жить бобылём, то есть жить одному или с женой без детей само собой разумеется жить на две маленьких полоски, которые выделяет тебе мир, община, то есть едва сводить концы с концами,

этот уклад жизни был разорван революцией.

Разорван, но не уничтожен.

Россия единственная страна, где "дача" в массовом сознании обязательный атрибут того, что в Нахичевани-на-Дону, в армянской части города, называют "жизнь удалась" :) В собственности российских граждан более 40 млн дачных и приусадебных хозяйств, в Европе для горожанина работать на земле, собственноручно выращивая овощи и фрукты на собственной даче - нонсенс.

Я спрашивала клиентов, которые имеют дачу, когда они захотели "взять" её? Спросите своих знакомых, интересно, совпадёт ли возраст 35+ который получается по моим наблюдениям, с вашими данными? И сойдётся ли точка "дети окончили школу и поступили в вуз" с точкой "мы решили заняться дачей", сейчас не получают дачу от предприятия, а покупают, если я правильно понимаю российские реалии


То есть в семье дети "сепарируются" от родителей, а родители "возвращаются" как блудный сын, в хозяйство отца :)

Я сейчас намеренно не беру идеологическую сторону происходящего, - религиозный календарь сменился на коммунистические праздники, спустя семьдесят лет всё вернулось на круги своя,

кстати и у этого выражения есть ветхозаветный аналог, раз в 60 лет объявлялся так называемый "йовель", юбилей, в такой транскрипции русскому уху знакомо, то есть год, когда все заключённые сделки по земле объявлялись "обнулёнными" и собственность возвращалась к тому, как она была записана по родам, какому роду какой надел. Забогатеть фактически можно было при жизни и дети могли "захапать" земли соседей, но соседи знали, сколько лет им ждать до следующего юбилея :)

когда всё "вернётся на круги своя".

а беру только уклад жизни, где многодетная семья, с ежегодными родами женщины (в поколении прабабушек) и бесплодием как приговором на бедность, потому что земля в общине делилась по числу едоков,

сменилась малодетной семьёй, с ежегодными абортами женщины (в поколении бабушек) и индустриализацией, которая дала женщине профессию и образование,

и где два новых процесса стали действовать одновременно, я имею в виду эмансипацию женщины, - благодаря профессии она стала независимой от мужчины в материальном плане, и эмансипацию престарелых, - благодаря государственным выплатам (пенсия) старики стали независимыми от материальной поддержки детей.

Это разрыв, который был выгоден государству, потому что быть лояльным в советские годы нужно было государству, а не семье. И партийное собрание вмешивалось в вопросы морали так, как раньше вмешивались старики в жизнь молодых, - диктуя правила, по которым устраивать частную жизнь.

То, что для поколения бабушек и дедушек представляло безусловную ценность, семейный уклад, для поколения родителей стало другим, и немалую роль в этом сыграло государство. Служить в армии, так за сотни километров от дома, ехать по распределению, так обязательно в другой город, иметь возможность приобрести своё жильё, так обязательно на новой земле, там где затеяна комсомольская стройка,

о родителях дети не обязаны заботиться, они пенсию получают, а о детях заботится школа, пионерия и комсомол.

Западные психотерапевты, когда пишут свои теории сепарации от матери, и о том, как она эмоционально и когнитивно "контейнирует" и "холдингует", в страшном сне не видели детских яслей на 40 детей и двоих взрослых и детсады, где дети ночуют и видят родителей только по выходым, а ведь поколение сегодняшних матерей в 99% посещало ясли. И насколько способна мать "перенести своего ребенка недовольным, злобным, потому, конечно, требовательным и раздраженным или страдающим" они судят по матери-домохозяйке (в американском или европейском варианте), в английском, вспоминайте Гарри Поттера, дети младшего подросткового возраста уже в интернате и дома только на каникулах два раза в году, - потерпеть подростка в доме два раза в год родители согласны...

Сегодня государство не организует сверстников и не регулирует жизнь ровесников, и государственная идеология "Кодекс строителя коммунизма" не задаёт общегрупповых ценностей - с одной стороны, и семья, которая чаще всего растит одного или двух детей, не отдаёт детей в социум сверстников и группа людей, с кем пережиты совместные приключения, с кем связывает детская дружба и "чувство локтя" в противостоянии мы-они, дети-взрослые, где вырабатываются важные для поколения ценности и смыслы, не становится опорой в жизни.

Выученная беспомощность матери и растерянность ребёнка, вот что я бы предложила вместо слов о сепарации и травме. Не думаю, что все матери советской эпохи "нарциссически пусты" или не откликались своим детям. И колоссальная по масштабам востребованность религиозных обрядов в современном российском обществе и в детском, и в материнском поколении, скорее всего, "схлопывает" разрыв с самым первым, прадедовским укладом. А мода на тренинги, НЛП, психоанализ, карты Таро, эзотерику и то, что объединено идеологией New Age, новой волны, отыгрывает "мы - они", осознание себя "другим", не-родительским поколением.

И опыт преодоления-родительского-разрыва это наверное опыт осознания себя частью своего поколения. Осознания общности со сверстниками, которые "встали как колос, созрели и легли подкошенными" в свой срок, обретение "мы". В этом плане появление интернет, Живого Журнала и сайтов, которые называют "социальные сети", - "схлопывание" разрыва, возможность обрести группу людей, с кем пережиты совместные события, с кем связывают приязненные чувства и "чувство мы", осознать себя частью поколения, - и перестать предъявлять маме счёт, где она смогла, а где не смогла "перенести своего ребенка недовольным, злобным, потому, конечно, требовательным и раздраженным или страдающим".

В крестьянской культуре говорили "что старый, что малый", детей присматривали старики, которые оставались дома и не ходили работать в поле. Когнитивное снижение одних прекрасно подходило к познавательным возможностям других :) И ночью мать тоже никто не заставлял нянчить ребёнка и не высыпаясь на работу потом идти, - старшие дети нянчили или приглашали "за еду" другого подростка придти "нашу детку покачать".

Те из деревенских жителей, кто покупал дом в городе (и на этом основании переходил в другое сословие, мещанское), мог отдать ребёнка в ремесленное училище или даже в гимназию, а после гимназии можно было держать экзамен в университет. Кандидат университета имел право на личное дворянство, госслужбу, чины и ордена - то есть деньги могли принести перемену участи, переход в другое сословие. Найдите десять отличий с современным обществом, это называется...

Собственно говоря, перечитав десятки статей на английском, и познакомившись с самыми разными концептуализациями, идеями о том, как устроен внутренний мир, "расщепляет младенец грудь на хорошую и плохую" в три месяца, как писала Кляйн, "комплекс Электры" по аналогии с древнегреческой трагедией описывают последователи Фройда или "нарциссическую рану" видят в несложившихся диадных отношениях последователи Кохута,

всё больше склоняюсь я к мысли о том, что лучшая книга о психологии, которая мне встретилась, это "Двенадцать писем из деревни" А.Н. Энгельгардта.

Дядя А.Н. Энгельгардта был директором Царскосельского лицея, двоюродные братья профессора, генералы или губернаторы в Росси, в зрелые годы профессор химии, сам Александр Николаевич переселился из Санкт-Петербурга в деревню (высылка) и начал вести хозяйство так, как умел и знал, - пытливым умом учёного постигая деревенский уклад хозяйства и общественной жизни, записывая наблюдения так, как это делает образованный человек, систематизируя и рефлексируя. Характеры, которые он описывает, узнаваемы, что я вам скажу. Ни одна "нарциссическая рана", описанная в психологической литературе, на которой мы учимся как пси-профи, не была узнаваема так, как доброжелательно-заинтересованное описание обрусевшего немца-профессора.

Приходит на память Владимир Иванович Даль, сын обрусевшего датчанина и немки, который в попытке понять русский записал десятки тысяч диалектных слов и выражений, и по чьему словарю мы знаем теперь родной язык, словами которого думали наши прадеды и прабабки :)

Как вам, например, такое:

У него в голове реденько засеяно.

У него на чердаке стропильца не хватает.

Что из сказанного относится к интеллектуальному снижению, а что к нарушениям обучаемости нейропсихологической природы? Я научилась языком науки называть то, что наблюдали и знали поколения людей до меня. И проблемы тех, "у кого не хватает", они решали успешнее нас, профессионалов, - потому что с детства социализировали соответственно подходящим образом, каждому находилось своё дело.

Не пожалейте нескольких вечеров, прочтите об этом в первоисточнике, книга Энгельгардта есть в сети http://lib.rus.ec/b/171749

В книге Эстес есть глава о "братстве в клане раненых". Братство здесь ключевое слово, это мы-ровесники, мы-братья, и объединение в клан, группу, с ценностями общими для группы, - освобождает из тисков, в которые зажата мысль, что жизнь это дети и их матери. Жизнь это мужики и бабы, мир сверстников.

Открыть для себя этот мир и значит - найти своих и сделать шаг к тому, чтобы понять себя.

Здесь много ответвлений можно к мысли дать, например, десять заповедей, из которых в числе первых "Чти отца и матерь свою, чтобы продлились дни твои на земле", - увидели, что любить маму с папой Бог не требует? Требует почтения, признания заслуг, в конце концов они дали тебе жизнь и трудятся, чтобы тебя прокормить и дать тебе кров (и образование, если могут).

И заповедь "Не пожелай ничего что есть у ближнего твоего", то есть запрет завидовать, тоже понятнее, когда знаешь что бессмысленна зависть, ведь через заранее известное число лет всё вернётся на круги своя.

Нарциссические проблемы с идеализацией и обесцениванием, они ведь зависть в основе имеют, envy, и неотделимы от реалий общественной жизни в нашем веке.

"Обещанного три года ждут" предписывала ждать возврата займа (долга) три года, а потом простить должнику. Притом отдавали столько же, сколько заняли, прибавлять проценты к сумме долга придумали банкиры в Северной Италии в XII веке, и вероисповедание банкиров раньше называли "Моисеева вера", в отличие от "Христовой веры".

Представьте, если бы я стала утверждать, что придерживаюсь "Огденской веры", а коллеги писали бы что воспитаны в "Луриевской вере" и "Перлзовской вере", - сразу очевидно, что забыта заповедь "да не будет у тебя Бога кроме меня" и "не сотвори себе кумира". Супервизоры, призывающие транспонировать понятия с языка одной школы на язык другой, куска балыка на хлебе лишились бы :))

Продолжение перепубликаций в следующем выпуске рассылки.

С уважением,

Ольга Викторовна Бермант-Полякова

психолог, психотерапевт, супервизор


Наверх

В избранное